Изобразительность романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
|
Роман «Евгений Онегин» - этапное произведение русской литературы. В современном отечественном и зарубежном пушкиноведении наблюдается многоаспектный подход к изучению романа, затрагиваются проблемы психологии искусства, философии, семиотики. Однако вне должного внимания осталась такая область поэтического мастерства А.С. Пушкина, как литературная изобразительность.
Актуальность работы определяется насущными потребностями теоретического пересмотра опыта классической русской литературы XIX века.
Отличительной особенностью предложенного исследования является его «пограничный», междисциплинарный характер изучения темы на стыке искусствознания и литературоведения.
Как целостный концепт проблема литературной изобразительности по сей день не получила достойного обозначения и достаточного общетеоретического решения. Поэтому представляется актуальным и назревшим обращение к данной проблематике. При этом необходимо использовать новую современную методологию, не отвергая фундаментальных традиций отечественного литературоведения.
Сама проблема литературной изобразительности крайне многогранна и имеет различные уровни научно-теоретического осмысления. В ходе нашего исследования мы опирались на труды А. Белого, Ю.Н. Тынянова, М.А. Петровского, Н. Гартмана, М.М. Бахтина, Я. Мукаржовского, Н.А. Дмитриевой, Н.К. Гея, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского. Также необходимо выделить работы Б.В. Томашевского, В. Б. Шкловского, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, Б.Е. Галанова, В.Е. Хализева.
Следует отметить, что литературная изобразительность изучается сегодня в контексте с психологией художественного процесса, природой символики и эмблематики художественного образа, трансформацией культурных традиций, практикой и механизмами творческих заимствований в эстетическом пространстве культурных эпох.
В центре внимания исследователей - пушкиноведов находятся проблемы особого художественного лаконизма языка поэта (Б.В. Томашевский, ГА. Гуковский, А. Лежнев, А.Л. Слонимский Д.Д. Благой, Л.Я. Гинзбург, Н.Л. Степанов, А.П. Чудаков, В С. Непомнящий, Р.Г. Назарьян, Ю.М. Никишов, В.А. Кошелев); вопросы эволюции поэзии Пушкина в ее диалоге с предшествующей дескриптивной традицией (Г.А. Гуковский, К. Кедров, Ю.М. Стенник, О.А. Проскурин); аспекты соотношения его литературного наследия с произведениями изобразительного искусства (В.В. Виноградов, И.М. Дегтяревский, Т Г. Цявловская, К.В. Пигарев, В.Н. Турбин, С.М. Соловьев). При этом исследователями постоянно отмечалась недостаточность методико-теоретической базы для объяснения особенностей и новаторских тенденций развития изобразительности в творчестве А.С. Пушкина.
Специальных работ, посвященных проблемам литературной изобразительности романа «Евгений Онегин», на наш взгляд, недостаточно. Настоящая диссертация ставит своей целью по мере возможности заполнить этот пробел.
Объектом исследования становится литературная изобразительность Пушкина в ее совокупности поэтико-стилистических средств и тенденций, связанных с влиянием художественного языка живописи, графики, скульптуры.
Предметом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В задачи исследования входит: формулировка проблемы и определение важнейших компонентов литературной изобразительности; исследование многообразия дескриптивных приемов, воплощенных в романе «Евгений Онегин»; вы-явление семантики и функций элементов изобразительности романа «Евгений Онегин»; выявление характерных черт изобразительной манеры А.С.Пушкина; конкретизация своеобразия и новаторских принципов изобразительности романа «Евгений Онегин».
Теоретическую и методологическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых. Специфика объекта исследования использования ряда методов: конкретно-исторического, сравнительно-исторического и типологического. Заявленная тема работы предполагает обращение к трудам общеэстетического и искусствоведческого характера. Мы опирались на труды Б. Христиансена, Г.Вельфлина, В. Крайни, Б.Р. Виппера, Р. Ингардена, А.В. Михайлова, Н А. Дмитриевой, В.В. Ванслова, К В. Пигарева, Р.Руда, Ф. Бирена, А.С. Зайцева, Л.И. Мироновой, С.И. Даниэль.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые роман А С.Пушкина «Евгений Онегин» стал предметом специального, с точки зрения заявленных составляющих литературной изобразительности, монографического исследования. Заявленные цели и задачи также во многом определяют научную новизну диссертационного исследования, которая заключается в следующем:
- обосновывается необходимость широкой и многоплановой трактовки категории «литературная изобразительность»;
- предпринята попытка представить целостный анализ явления литературной изобразительности в романе «Евгений Онегин»;
- дана характеристика моделей живописной, графичной и пластической образности;
- прослеживается, как функционируют в литературном описании приемы живописи, графики и скульптуры, как они используются автором при создании литературных образов;
- показано, что литературная изобразительность и особенности ее функционирования в романе «Евгений Онегин» определяются спецификой
художественно-эстетической системы Пушкина, стилеобразующим элементом которой выступает авторская установка на лаконизм повествования.;
- показано, как достижения Пушкина в области литературной изобразительности продолжились в дальнейшем развитии русской литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы при изучении курса истории русской литературы и культуры в высшей школе, а также для спецкурсов и спецсеминаров по творчеству А.С. Пушкина.
Апробация работы
Помимо указанных в соответствующем списке работ диссертанта, являющихся основой исследования, некоторые положения и наблюдения нашли свое отражение в докладах и выступлениях на конференциях (Москва, Уфа, Бирск). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Методология и отдельные идеи работы были использованы в спецсеминарах, проведенных на филологическом факультете Башкирского государственного университета, и лекционных курсах, прочитанных в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 203 наименования.
Актуальность работы определяется насущными потребностями теоретического пересмотра опыта классической русской литературы XIX века.
Отличительной особенностью предложенного исследования является его «пограничный», междисциплинарный характер изучения темы на стыке искусствознания и литературоведения.
Как целостный концепт проблема литературной изобразительности по сей день не получила достойного обозначения и достаточного общетеоретического решения. Поэтому представляется актуальным и назревшим обращение к данной проблематике. При этом необходимо использовать новую современную методологию, не отвергая фундаментальных традиций отечественного литературоведения.
Сама проблема литературной изобразительности крайне многогранна и имеет различные уровни научно-теоретического осмысления. В ходе нашего исследования мы опирались на труды А. Белого, Ю.Н. Тынянова, М.А. Петровского, Н. Гартмана, М.М. Бахтина, Я. Мукаржовского, Н.А. Дмитриевой, Н.К. Гея, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского. Также необходимо выделить работы Б.В. Томашевского, В. Б. Шкловского, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, Б.Е. Галанова, В.Е. Хализева.
Следует отметить, что литературная изобразительность изучается сегодня в контексте с психологией художественного процесса, природой символики и эмблематики художественного образа, трансформацией культурных традиций, практикой и механизмами творческих заимствований в эстетическом пространстве культурных эпох.
В центре внимания исследователей - пушкиноведов находятся проблемы особого художественного лаконизма языка поэта (Б.В. Томашевский, ГА. Гуковский, А. Лежнев, А.Л. Слонимский Д.Д. Благой, Л.Я. Гинзбург, Н.Л. Степанов, А.П. Чудаков, В С. Непомнящий, Р.Г. Назарьян, Ю.М. Никишов, В.А. Кошелев); вопросы эволюции поэзии Пушкина в ее диалоге с предшествующей дескриптивной традицией (Г.А. Гуковский, К. Кедров, Ю.М. Стенник, О.А. Проскурин); аспекты соотношения его литературного наследия с произведениями изобразительного искусства (В.В. Виноградов, И.М. Дегтяревский, Т Г. Цявловская, К.В. Пигарев, В.Н. Турбин, С.М. Соловьев). При этом исследователями постоянно отмечалась недостаточность методико-теоретической базы для объяснения особенностей и новаторских тенденций развития изобразительности в творчестве А.С. Пушкина.
Специальных работ, посвященных проблемам литературной изобразительности романа «Евгений Онегин», на наш взгляд, недостаточно. Настоящая диссертация ставит своей целью по мере возможности заполнить этот пробел.
Объектом исследования становится литературная изобразительность Пушкина в ее совокупности поэтико-стилистических средств и тенденций, связанных с влиянием художественного языка живописи, графики, скульптуры.
Предметом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В задачи исследования входит: формулировка проблемы и определение важнейших компонентов литературной изобразительности; исследование многообразия дескриптивных приемов, воплощенных в романе «Евгений Онегин»; вы-явление семантики и функций элементов изобразительности романа «Евгений Онегин»; выявление характерных черт изобразительной манеры А.С.Пушкина; конкретизация своеобразия и новаторских принципов изобразительности романа «Евгений Онегин».
Теоретическую и методологическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых. Специфика объекта исследования использования ряда методов: конкретно-исторического, сравнительно-исторического и типологического. Заявленная тема работы предполагает обращение к трудам общеэстетического и искусствоведческого характера. Мы опирались на труды Б. Христиансена, Г.Вельфлина, В. Крайни, Б.Р. Виппера, Р. Ингардена, А.В. Михайлова, Н А. Дмитриевой, В.В. Ванслова, К В. Пигарева, Р.Руда, Ф. Бирена, А.С. Зайцева, Л.И. Мироновой, С.И. Даниэль.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые роман А С.Пушкина «Евгений Онегин» стал предметом специального, с точки зрения заявленных составляющих литературной изобразительности, монографического исследования. Заявленные цели и задачи также во многом определяют научную новизну диссертационного исследования, которая заключается в следующем:
- обосновывается необходимость широкой и многоплановой трактовки категории «литературная изобразительность»;
- предпринята попытка представить целостный анализ явления литературной изобразительности в романе «Евгений Онегин»;
- дана характеристика моделей живописной, графичной и пластической образности;
- прослеживается, как функционируют в литературном описании приемы живописи, графики и скульптуры, как они используются автором при создании литературных образов;
- показано, что литературная изобразительность и особенности ее функционирования в романе «Евгений Онегин» определяются спецификой
художественно-эстетической системы Пушкина, стилеобразующим элементом которой выступает авторская установка на лаконизм повествования.;
- показано, как достижения Пушкина в области литературной изобразительности продолжились в дальнейшем развитии русской литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы при изучении курса истории русской литературы и культуры в высшей школе, а также для спецкурсов и спецсеминаров по творчеству А.С. Пушкина.
Апробация работы
Помимо указанных в соответствующем списке работ диссертанта, являющихся основой исследования, некоторые положения и наблюдения нашли свое отражение в докладах и выступлениях на конференциях (Москва, Уфа, Бирск). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Методология и отдельные идеи работы были использованы в спецсеминарах, проведенных на филологическом факультете Башкирского государственного университета, и лекционных курсах, прочитанных в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 203 наименования.
В Заключении резюмируется содержание, подводятся основные итоги, делаются обобщения исследования.
Мы приходим к выводу о том, что именно в романе «Евгений Онегин» про-явился переход от риторического типа культуры к эстетике свободного художественного слова, от установок на выражение - к ориентации на изображение. Смелые принципы литературного изображения, примененные Пушкиным в романе, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Типичная для поэта метонимическая деталь получит наивысшее развитие в творчестве Л.Н. Толстого, плодотворно и оригинально будет разработана тема сновидения в произведениях И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. Скромная цветопись, гармоничный колоризм, пристальное внимание к деталям, принцип изображения "крупным планом", динамика повествования нашли прямое продолжение в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Ахматовой.
В заключительной части работы нами обозначается круг задач, которые еще предстоит решить современному литературоведению. Для того чтобы яснее понять новаторство Пушкина-изобразителя, необходимо изучать творчество поэта одновременно в нескольких направлениях, посвятив их более тщательному анализу дескриптивных приемов. В орбиту искусства А. С. Пушкина, оказавшего огромное влияние на отечественную культуру, вовлечены почти все русские писатели. Процесс становления системы изобразительности в русской литературе, особенно на стадии ее формирования в творчестве отечественных классиков, требует пристального изучения. Поскольку даже при поверхностном рассмотрении очевидно, что общий процесс становления изобразительности (как системы особых поэтических приемов) протекал в русской классической литературе крайне неоднозначно, весьма актуальной становится проблема общего и особенного в развитии этого аспекта поэтики.
Мы приходим к выводу о том, что именно в романе «Евгений Онегин» про-явился переход от риторического типа культуры к эстетике свободного художественного слова, от установок на выражение - к ориентации на изображение. Смелые принципы литературного изображения, примененные Пушкиным в романе, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Типичная для поэта метонимическая деталь получит наивысшее развитие в творчестве Л.Н. Толстого, плодотворно и оригинально будет разработана тема сновидения в произведениях И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского. Скромная цветопись, гармоничный колоризм, пристальное внимание к деталям, принцип изображения "крупным планом", динамика повествования нашли прямое продолжение в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Ахматовой.
В заключительной части работы нами обозначается круг задач, которые еще предстоит решить современному литературоведению. Для того чтобы яснее понять новаторство Пушкина-изобразителя, необходимо изучать творчество поэта одновременно в нескольких направлениях, посвятив их более тщательному анализу дескриптивных приемов. В орбиту искусства А. С. Пушкина, оказавшего огромное влияние на отечественную культуру, вовлечены почти все русские писатели. Процесс становления системы изобразительности в русской литературе, особенно на стадии ее формирования в творчестве отечественных классиков, требует пристального изучения. Поскольку даже при поверхностном рассмотрении очевидно, что общий процесс становления изобразительности (как системы особых поэтических приемов) протекал в русской классической литературе крайне неоднозначно, весьма актуальной становится проблема общего и особенного в развитии этого аспекта поэтики.
Подобные работы
- Средства художественной выразительности в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и Мир» (Севастопольский Государственный Университет)
Курсовые работы, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ПУТЬ БОРИСА ПАСТЕРНАКА К “ДОКТОРУ ЖИВАГО” ( 10. 01. 01
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРАВНЕНИЙ В РОМАНЕ Т. ДРАЙЗЕРА «СЕСТРА КЕРРИ»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2013 - Языковые средства воздействия на читателя в романе Андрея Белого «Петербург» (синтаксический и пунктуационный уровни)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - ПОЭТИКА ИМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПУТЬ БОРИСА ПАСТЕРНАКА К “ДОКТОРУ ЖИВАГО”
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Вводные и вставные конструкции
в рассказе Вл. Маканина «Кавказский пленный»
и их соответствия в переводах на английский язык
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Типология персонажей русской фантастической повести первой трети XIX века
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Вводные и вставные конструкции в рассказе Вл. Маканина «Кавказский пленный» и их соответствия в переводах на английский язык
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



