Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЯ В КРИТИКЕ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

Работа №102946

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы24
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание диссертации
Публикации

Актуальность данной диссертации состоит в том, что в ней реализуется очевидно назревшая потребность единого и целостного исследования творческого наследия Д.С. Мережковского, в котором, с одной стороны, были бы учтены все культурные ипостаси автора - критика, поэта, писателя, переводчика, философа, общественного и религиозного деятеля, а с другой стороны, рассматривались бы произведения художника во всей их жанровой и хронологической полноте, включая те, что относятся к эмигрантскому наследию и на сегодняшний день являются практически неизученными. Настоящая работа отвечает также необходимости пересмотра творчества писателя с позиций современного гуманитарного знания в целях определения нового спектра проблем изучения творчества Мережковского, обновления методологии и языка (научного тезауруса) современного исследователя.
За Мережковским на многие годы закрепилась репутация ^дилетанта высокого качества” (В.В. Зеньковский). Однако историко-филологическое образование писателя дает основание предполагать, что в работе над текстами (своими и чужими) он использовал набор профессиональных и в то же время характерных для него приемов и методических идей, в своей совокупности названных им самим методом 'субъективной критики”, не получившим чаемого автором признания и распространения в профессиональной литературной среде (как нынешней, так и времен самого критика).
В силу того что у Мережковского не было теоретических трудов по филологии, ключом к пониманию личности критика и его ^субъективного” метода могут служить только его сочинения. Абстрагируясь от конкретных произведений писателя, мы конструируем некоторую общую идеальную модель этих произведений и для ее обозначения используем широко употребимое понятие современной филологии (Р. Барт, М. М. Бахтин, Ю. Лотман и др.) - "текст”. Это дает нам возможность выяснить свойства текста Мережковского, в каждом отдельном случае по-разному определяя его границы и подразумевая под "текстом” то отдельное высказывание писателя, то текст того или иного его произведения, то все написанное Мережковским (т. е. так называемый' ’гипертекст”).
Таким образом, научная новизна диссертации заключается в том, что 1) в работе впервые осуществляется взгляд на Д.С. Мережковского как на филолога и предпринимается попытка обозначить его место в истории и теории русской литературы; 2) ставится проблема “текст Мережковского” и рассматриваются механизмы текстопорождения в произведениях писателя (в том числе, эмигрантского периода); 3) предлагается комплексное и систематическое рассмотрение творчества Мережковского, позволяющее в свете концепции текста и идеи текстопорождения, отражающих генеративные принципы поэтики художника, увидеть частные и второстепенные проблемы произведений писателя в их взаимосвязи. В рамках комплексного подхода, в свою очередь, а) дается культурологический анализ произведений Мережковского в сопряжении с личностно экзистенциальным путем развития критика; б) исследуется проблема чтения Мережковским чужого высказывания в связи со структурообразующими и интерпретационными возможностями цитаты; в) выявляется полифоническое основание процессов структурации произведений Мережковского.
Объект данного исследования обозначается нами как “критика”. По замыслу Мережковского, в своих фундаментальных произведениях, содержащих разбор творчества того или иного писателя, он предлагает образцы научной критики. В то же время, становясь новой формой научного исследования, “критика” Мережковского, как он ее мыслит, подчинена одной цели - постижению всего происходящего в жизни. Мы исходим из определения, данного самим Мережковским содержанию работы критика: “.. .критика есть понимание не только того, что пишется о жизни, но и того, что делается в жизни” (“В обезьяньих лапах”, 1908). Помимо собственно критических сочинений, этой же задаче служат и художественные произведения Мережковского, создавая которые он производил сугубо филологический анализ исторических и др. источников (например, “Франциск Ассизский” - книга синтетического жанра, включающая в себя художественно-беллетристические элементы), а также произведения ярко выраженного интерпретационного характера — публицистика (скажем, сборник статей “Больная Россия”), письма, дневники и др. личные документы его жизни, в пределах которых автором расставлены субъективные, экзистенциально значимые для его личности маркеры смысла.
В центре нашего внимания находятся произведения, в которых оказалось предельно ослаблено или вообще отсутствует “ролевое” начало, неизбежно возникающее в чисто художественных произведениях и связанное, прежде всего, с выдвижением на первый план личности героя. Поэтому романы Мережковского, написанные им в 1920-е годы,
например, “Рождение богов. Тутанкамон на Крите” (1925) или “Наполеон” (1929), не отвечающие замыслу нашего исследования, остались за его пределами. Наконец, в ряде случаев нам было важно не просто наметить динамические тенденции в творчестве писателя, но и сопоставить момент зарождения той или иной тенденции с результатом, к которому привело ее развитие. Этим можно объяснить наличие в нашей работе линии сопоставления произведений Мережковского 1910-х и 1930-х годов.
Таким образом, объектом данного исследования мы считаем критические и публицистические произведения Д.С. Мережковского, а также ряд его художественных произведений “интерпретационного” характера, дневники и письма, появившиеся в период с 80-х годов XIX века по 40-е годы XX столетия.
Предмет исследования — механизмы текстопорождения в произведениях Мережковского, которые выступают в составе единого текста и рассматриваются в динамическом аспекте на материале произведений критика разных лет.
Основная цель диссертации. Выявить механизмы и динамику текстопорождения в произведениях писателя - значит рассмотреть текст Мережковского в генетическом, функциональном и структурном аспектах и проследить, как меняются особенности генерации, функционирования и организации данного текста на протяжении всего творческого пути писателя. Вместе с тем, понятие текстопорождения, являющееся одним из ключевых в диссертации, ценно своим метафорическим и, отчасти, антропоморфным смыслом. Своеобразие творческой личности Мережковского явлено в нашем исследовании в том, как этот автор обращается со своими и чужими текстами. Иначе говоря, текст Мережковского как бы “рождается” в процессе становления личности писателя, и наоборот: личность Мережковского “нарождается” в процессе письма. Поэтому создание Мережковским текста можно сравнить с сократовской майевтикой (повивальным искусством).
Итак, цель данной диссертации - воссоздать динамику текстопорождения в критике Д.С. Мережковского на трех уровнях:
— экзистенциально-культурологическом (смысловое пространство произведений писателя);
- общеструктурном (архитектоника текста как целого);
— на уровне языкового дискурса (структурация текста как слова и высказывания).
Этим определяются основные задачи диссертации:
1) на материале произведений писателя 1880-1940-х годов сформулировать концепцию текста Мережковского, исследуемого в функциональном и диахроническом аспекте;
2) на материале произведений писателя 1880-1910-х годов рас-смотреть текст Мережковского во внутреннем экзистенциальном пространстве бытия его личности в культуре;
3) выявить личностные и экзистенциальные смыслы литературно-критического дискурса Мережковского 1900-1910-х годов и его философии “нового религиозного сознания”;
4) на основании анализа критических работ Д.С. Мережковского периода начала века и 1930-1940-х годов вскрыть динамические закономерности образования текста критика и показать связь данного процесса с процедурой символического означивания текста;
5) на основании сопоставительного анализа произведений критика 1910-х и 1930-х годов выявить механизм порождения инвариантной структуры текста Мережковского, в качестве которого на языковом уровне художественно-критического дискурса писателя выступает механизм кодов;
6) рассмотреть функционирование указанного механизма в ходе анализа конкретных произведений критика 1910-х и 1930-х годов, обнаруживающих внутреннюю связь с текстовыми моделями Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова и др.
Методологическая основа диссертации. Наш угол зрения на творческое наследие Мережковского образован пересечением двух методологических линий. С одной стороны, мы подвергаем частичному пересмотру и дальнейшей разработке ряд наиболее продуктивных, на наш взгляд, идей, высказанных дореволюционными русскими критиками (А. Волынским, Н. Михайловским и др.). С другой стороны, мы используем методы русской и зарубежной филологии XX века (преимущественно немецкой и французской).
Поставленные задачи потребовали комплексного обращения к целому спектру методов исследования, получивших свое теоретическое обоснование в разных разделах современной литературной и философской критики. Методологическую основу исследования составляет инструментарий, выработанный структуралистской (В.Я. Пропп, Ю.М. Лот¬ман, А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов) и постструктуралистской мыслью (Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида, У. Эко и др.) и теорией языкового дискурса, развивающейся в рамках постструктуралистской парадигмы. Для выяснения некоторых частных вопросов в работе используются методы феноменологии (М. Мерло-Понти, В. Подорога) и герменевтики (Х.Г. Гадамер, П. Рикер). В диссертации также применяются элементы анализа мифопоэтической и архетипической структуры текста, принципы которого были разработаны в трудах К.-Г. Юнга, В. Проппа, Дж. Кэмпбелла, Л.В. Карасева, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, С.М. Телегина и др., и традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в русском литературоведении сравнительно-типологический и историко-литературный методы. >
Теоретическую базу исследования образуют работы М. Бахтина, Н. Бердяева, А. Лосева, П. Флоренского, 3. Фрейда, М. Хайдеггера и др. Ряд методологических идей заимствованы нами из теории перевода (Л. Витгенштейн, Ж. Деррида, М.Л. Гаспаров, Е. Эткинд) и психолингвистики (Н.И. Жинкин).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материала и методики в общих курсах по истории русской критики и литературы, а также в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Ф.М. Достоевского и художников серебряного века.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором на всероссийских и зональных конференциях в Екатеринбурге (март 1997; октябрь 1998; октябрь 2000), Новокузнецке (ноябрь 1997), Перми (апрель 1999), а также перед слушателями Новосибирской летней школы ’Коммуникативные стратегии культуры: современные дискурсивные практики” (21 июля — 15 августа 1999 года) и в ряде публикаций.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы. Объем диссертации 242 страницы. Список литературы включает 410 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Один из аспектов изучения романа Ф.М. Достоевского "Бесы” в школе: концепция юродства // Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы: Тез. докл. и сообщ. научно-практ. конф., Екатеринбург, 24—25 марта 1997 года / Под ред. Т. А. Ложковой, М.П. Брызгиной. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1997. С. 13-14.
2. Юродивые и "юродствующие” в романе Ф.М. Достоевского "Бесы” // Вестник Челябинского университета. Серия 2. Филология / Под ред. А.И. Лазарева. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 1997. № 1. С. 92-102.
3. Путь человека к Богу в романе Д.С. Мережковского "Юлиан Отступник”; к проблеме творческой связи с Ф.М. Достоевским // Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации: Тез. III межрегион, научно-практ. конф., Новокузнецк, 19-21 ноября 1997 года / Под ред. Т.С. Ашеуловой. Новокузнецк: Изд-во ■’’Кузнецкая крепость”: Новокузнецкий литератур но-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, 1998. С. 59-61.
4. Символико-мифологические смыслы образа Федора Павловича Карамазова в романе Ф.М. Достоевского ^Братья Карамазовы” / / Дергачевские чтения-98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Мат. междунар. науч, конф., Екатеринбург, 14-16 октября 1998 года / Под ред. А.В. Подчиненова. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1998. С. 131-133.
5. Культурологические сюжеты в критике Мережковского рубежа XIX — XX веков // Проблемы языкознания и литературоведения: динамический аспект: Тез. конф, студентов и молодых учителей, Пермь, апрель 1999. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1999. С. 16-17.
6. Архетипические истоки карамазовского рода в романе Ф.М. Достоевского »Братья Карамазовы” // Архетипические структуры художественного сознания: Сб. ст. / Под ред. В.Б. Короны, Е.К. Созиной. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1998. С. 99-112.
7. О книге Д.С. Мережковского * Лютер” // Екатеринбургский проповедник. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской евангелическо-лютеранской консистории, 2000. Вып. 2. С. 54-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ