Актуальность проблемы. Васил Друмев (митрополит Климент) жил и активно участвовал в общественно-политической жизни Болгарии двух значительных периодов истории страны: Возрождения (XVIII в. - 1878 г.) и после Освобождения от османского ига (1878 - 1901). Как первый, так и второй период занимает важное место в тринадцативековой истории Болгарии. Во время Возрождения параллельно с переходом от феодализма к капитализму протекали специфические для болгарского народа процессы - зарождалась и формировалась болгарская нация, конкретизировалась национальная идентичность болгарского народа в условиях иностранного владычества.
Ликвидация османского ига являлась одной из главнейших задач болгарского народа на протяжении всего периода Возрождения. В процессе ее решения борьба велась в трех направлениях: национальное просвещение (утверждение новоболгарского просвещения и культуры); отказ от опеки Вселенской (Константинопольской) патриархии и, наконец, освобождение от османского угнетения.
Если первые две задачи решались болгарским народом самостоятельно, то третья была осуществлена при помощи России в ходе войны против Османской империи в 1877 - 1878 гг. Именно в результате победы русского воинства имя Болгарии восстановлено на политической карте Европы, и страна начала свободно осуществлять свой путь в области общественно-экономического и культурного развития.
Первые шаги освобожденной Болгарии являлись чрезвычайно сложными. Общество оказалось разделенным на два противоположных лагеря: либералов и консерваторов. Первые доминировали в политической жизни княжества и от-стаивали демократический дух выработанной в 1879 г. Тырновской конституции. В своей борьбе против либералов консерваторы имели поддержку со стороны первого болгарского князя Александра I Батенберга (1879 - 1886), поэтому в их руках была сосредоточена исполнительная власть в конце 70-х - начале 80-х гг. Либералы пришли к власти после своей второй победы на парламентарных выборах (март, 1880), но их правительство находилось во главе государства в течение только одного года. В апреле 1881 г. князь Батенберг лишил их власти. Во время так называемого режима полномочий (1881 - 1883) исполнительная власть вновь оказывается в руках консерваторов. В сентябре 1883 г. князь после отказа от специальных полномочий передал управление государством либералам.
После соединения Восточной Румелии с Княжеством Болгарией в стране складывается новая политическая обстановка. Политическая борьба приобретает новую окраску, ее жертвой становится сам князь: в августе 1886 г. он оставляет болгарский престол. До выборов следующего главы государства управление передается Регентскбму совету, в котором доминирующую роль играл Стефан Стамболов (фактически единолично управлявший страной), сохранивший власть и позднее - после провозглашения главой государства князя Фердинанда: с 20 августа 1887 до 19 мая 1894 г. он занимал посты премьер-министра и министра внутренних дел.
После отставки Стамболова к власти пришли старые консервативные эле-менты, создавшие новую - Народную партию, которая находилась у власти до января 1899 г. В последующем ее сменила одна из существовавших ранее либеральных группировок, называемая Радослависткая (по имени ее лидера д-ра Васила Радославова).
В конце XIX - начале XX в. для политической жизни Болгарии характерны значительные перемены. В это время формируется коалиционное правительство. В его состав были включены представители двух группировок: демократов и прогрессивных либералов. Это правительство сохраняло свои позиции до декабря 1901 г.
Во внутриполитической жизни Болгарии как в последние десятилетия Воз-рождения, так и в первые годы после Освобождения ведущую роль играли болгары, получившие образование в России. Точное количество русских воспитанников не установлено до настоящего времени, но оно было значительным. Хорошо известны имена таких выдающихся общественных деятелей и представителей культуры, как Христо Ботев, гениальный болгарский поэт и один из руководителей национально-освободительного движения; Стефан Стамболов - поэт, революционер, общественно-политический и государственный деятель; Любек Каравелов - революционер, писатель и журналист; Петко Каравелов - государственный деятель; Димитр Греков, Александр Малинов, участвовавшие в управлении государством, и многие другие.
Среди тех, кто был назван выше, выделяется Басил Друмев (митрополит Климент). Он также получил образование в России - закончил духовную семинарию в Одессе и духовную академию в Киеве. В 1873 г. В.Друмев принимает монашеский сан, однако и после этого активно участвует в общественно-политической жизни. Отметим, что в юношеские годы для него было характерно увлечение романтикой революционной борьбы (не без влияния Г.Раковского). Оставив обучение, он вступил в Первую болгарскую летию в Белграде (начало 60-х гг. XIX в.). В последующем В.Друмев стал одним из основателей Болгарского книжовного дружества (в настоящее время Болгарская академия наук) в Брайле в 1869 г. Во время Русско-турецкой войны (1877 - 1878) В.Друмев активно защищал болгарское население в г. Русе. После Освобождения Болгарии дважды занимал пост премьер-министра, возглавлял Тырновскую епархию, был членом Святого Синода Болгарской православной церкви, председателем Болгарского книжовного дружества, председателем Болгарского общества Красного креста и т. д.
В имеющихся в настоящее время исследованиях о жизни и творчестве Басила Друмева (митрополита Климента) объектом внимания прежде всего являлось его писательское и драматургическое творчество. Вместе с тем в последние десятилетия XX в. появились работы, посвященные его деятельности как высшего духовника и общественно-политического лидера, однако исследований, в которых давался бы анализ становления его личности, влияния образования, полученного в России, на процесс формирования его как одного из деятелей эпохи возрождения, до настоящего времени не создано.
Объект исследования. Объектом исследования настоящей работы является процесс становления личности Басила Друмева во время его обучения в России, а также последующая деятельность как митрополита Климента - одного из тех, кто в отдельные периоды чрезвычайно сложной и противоречивой эпохи формирования Болгарского самостоятельного государства занимал высокие посты в болгарской церкви, боровшейся за самостоятельность, возглавлял правительство в первые десятилетия после освобождения страны. Таким образом, в работе преследуется цель: рассмотреть проблему соотношения личность - общество, проблему, которая волновала болгарских деятелей как во время Возрождения, так и после Освобождения. Они прекрасно понимали, что в лишенном свободы обществе (до 1878) у личности не было возможности осуществить до конца свой выбор. Личность могла достичь хотя бы относительной свободы только после освобождения общества. В условиях освобожденного болгарского государства проблема личность - общество приобрела особое измерение: самовыражение и рост отдельной личности оказывались связанными с развитием общества в целом. Это было возможно только после создания благоприятных объективных предпосылок. Идеалом большинства выдающихся болгарских деятелей стала Тырновская конституция, олицетворявшая демократические для своего времени принципы. Сторонником и последовательным защитником ее являлся Васил Друмев.
Безусловно, анализ деятельности В.Друмева невозможен без обращения к существенным событиям чрезвычайно динамичной эпохи, на которую пришелся жизненный и общественный путь митрополита Климента. Однако акцент сделан на деятельности Климента как церковника-митрополита, с одной стороны, а с другой, на общественной и государственной деятельности, прослеживаются также и события последних лет его жизни, когда по состоянию здоровья Васил Друмев был вынужден значительно ограничить свои общественные обязанности, отказаться от ряда должностей.
Методика и методология. Как методика, так и методология настоящей работы определяются избранным объектом исследования - анализом личности и деятельности Басила Друмева в качестве высшего духовника, общественного и государственного деятеля с начала 60-х гг. XIX в. до его смерти в начале XX в.
Митрополит Климент был причастен к борьбе болгарского народа за свое освобождение от османского ига в 60 - 70-е гг. XIX в., отдал много сил утверждению учрежденной в 1870 г. Болгарской экзархии, сыгравшей значительную роль в завоевании национальной независимости. После Освобождения Болгарии его деятельность оказалась сосредоточенной на поприще Болгарской православной церкви, одним из высших духовников которой он являлся. Он принимал также активное участие в общественно-политической жизни, занимая ответственные государственные и общественные посты, ревностно отстаивая свои убеждения: защита основных принципов Тырновской конституции и регламентированный этой конституцией парламентарный порядок в Болгарском княжестве. Тем самым он утверждал всеми способами свою любимую идею о православии как о важнейшем факторе развития болгарского народа. Представить различные аспекты деятельности В.Друмева, сыгравшего значительную роль и в развитии новой болгарской литературы, и в становлении образования, позволяет комплексный анализ источников для проблемно-хронологического освещения событий, участником и свидетелем которых стал В.Друмев.
Хронологические рамки работы. Основным критерием для определения хронологических рамок диссертации является период, на который приходится служение Басила Друмева - митрополита Климента делу становления Болгарии после ее Освобождения, время его формирования как личности во время обучения в России, т.е. период от начала 40-х гг. XIX в. до начала XX в. (до его смерти). В эти шесть десятилетий главной разделительной линией стали 1877/78 гг., когда в результате Русско-турецкой войны завершается период Возрождения в болгарской истории и страна начинает новый этап общественно-политического, экономического и культурного развития, став свободным государством.
40 - 70-е гг. - последний этап возрожденческого процесса, на который пришлось время становления личности и начала деятельности Басила Друмева. В юности он стал участником национально-революционного движении (Первая болгарская легия в Белграде), затем занимался просветительской и книжной деятельностью, являясь одним из основателей Болгарского книжного дружества в Брайле (1869), в 1873 г. начинается его церковная деятельность.
После освобождения Васи л Друмев избирается митрополитом Тырновской митрополии и принимает духовное имя Климента (1884). Долгие годы он был членом Святого Синода и его наместником-председателем. Большое значение имела также его деятельность в качестве представителя болгарского экзарха в княжестве Болгарии (80-е гг. XIX в.).
Параллельно со своими непосредственными церковными обязанностями митрополит Климент активно участвовал в общественно-политической жизни Болгарского княжества: депутат Учредительного собрания 1879 г., дважды (1879 - 1880, 1886) избирался премьер-министром, в 80-е гг. стал председателем Болгарского Красного креста, возглавлял важные дипломатические миссии в Россию и т. д. Репрессии, которым он был подвергнут во время правления Стамболова, сказались на состоянии здоровья Басила Друмева и стали одной из причин его преждевременной кончины в 60-летном возрасте.
Необходимо отметить, что важным является также обращение к анализу некоторых событий более раннего периода - времени, когда зарождаются прочные связи с Россией, что объясняет некоторые аспекты становления многих будущих участников общественно-политической жизни Болгарии, в том числе и В.Друмева, с их ориентацией на поддержку России в деле освобождения страны.
Историография. Выдающиеся представители болгарской возрожденческой литературы Любен Каравелов и Петко Р.Славейков не скрывали своего восхищения при оценке первых художественных произведений Васил Друмева и особенно повести “Несчастная фамилия” и драмы “Иванко, убийца Асеня I”. Даже Добри Войников, который настороженно встретил появление нового автора, отмечал его большой творческий потенциал.
Неоднозначно отношение к В.Друмеву как к церковному, общественному и государственному деятелю. Отдельные аспекты его церковной деятельности оценивали уже современники - представители высшего духовенства: митрополит Симеон Варненский и Преславский и митрополит Константин Врачанский. Несколько иным было мнение о его роли в Болгарской православной церкви и общественной жизни Болгарии митрополита Григория Доростоло-Червенского, но и он высоко оценил деятельность В.Друмева. Более того, именно он пригласил его в качестве помощника - управляющего возглавляемой им епархии.
Существенная критика церковной деятельности митрополита Климента характерна для представителей светской власти, в частности приверженцев Регентства (1886 - 1887) и первого режима Стамболова - Захари Стоянова, Димитра Петкова и некоторых сторонников Ст.Стамболова в г. Тырново.
Итак, оценки современниками общественной и государственной деятельности Басила Друмева в качестве премьер-министра (1878 - 1880,1886), оценка его поведения в период Сербско-болгарской войны (1885) противоположны. Однако в значительной мере они носят субъективный оттенок.
Приверженцы Ст.Стамболова не скрывали отрицательного отношения к Василу Друмеву, к его общественной деятельности и после свержения режима Стамболова. Они не одобряли его участия в составе болгарской делегации, направленной парламентом и правительством в Санкт-Петербург под предлогом прощания с умершим императором Александром III, а по существу - прозондировать почву для нормализации болгаро-русских отношений, прерванных в ноябре 1886 г., когда первостепенная роль в политической жизни Болгарии принадлежала Стефану Стамболову.
Преждевременная кончина митрополита Климента в 1901 г. вновь привлекла внимание болгарской общественности к личности и делам выдающегося болгарина. С этого времени начали появляться различные публикации (статьи, очерки, отдельные книги), в которых рассматривались некоторые аспекты его разносторонней деятельности. Делаются первые попытки критического осмысления его роли как писателя, высшего церковного сановника, в меньшей степени - как политика и государственного деятеля. Эти стороны деятельности стали объектом внимания исследователей в последние 10-15 лет.
Таким образом оценочные характеристики деятельности В.Друмева появились уже при его жизни. В целом в историографии выделяются три периода.
1. С начала 70-х гг. XIX в. до начала XX в. (до года его смерти - 1901 г.). Для данного периода характерны положительные оценки его литературного творчества и критика деятельности, особенно русофильских взглядов.
2. Второй период охватывает время с начала XX в. до конца Второй мировой войны. В эти годы появились публикации фактологического характера, освещающие жизненный путь и общественную деятельность В.Друмева. Авторы в основном описывали его деятельность на поприще православной церкви, совершенно справедливо отмечая при этом роль митрополита^ Климента в становлении ее самостоятельности во второй половине XIX в., особенно в 80 - 90-е гг. Хвалебные отзывы характерны для оценки литературного творчества, однако незначительное внимание уделено анализу политической деятельности, особенно последних лет жизни.
3. В третий период (с конца Второй мировой войны и до наших дней) возрастает число публикаций, посвященных оценке литературного творчества В.Друмева, а в последние 10-15 лет проявляется все больший интерес и к его общественно-политической деятельности.
Сказанное выше свидетельствует, что о личности и деятельности В.Друмева существует значительный массив литературы самого различного плана, в том числе популярной и научно-популярной. Научные исследования были созданы в последний период. Наличие работ о В.Друмеве позволяет приступить к созданию обобщающих исследований.
Несмотря на то, что уже существуют работы, посвященные некоторым аспектам жизнедеятельности митрополита Климента, написание его биографии на научной основе еще предстоит. Это одна из важнейших задач не только болгарской историографии, но и болгарской литературной критики, однако, исследование подобного плана является задачей специалистов различных отраслей знаний: литературоведов, богословов, историков, а также представителей педагогической науки.
В предлагаемой работе основной акцент сделан не на анализе литературного творчества, что освещено в специальных исследованиях, а на той роли, которую он оказал на становление самостоятельности болгарской церкви, его деятельности на высших постах государства в первые годы после Освобождения, что неоднозначно оценивалось как современниками, так и последующими поколениями историков. Вместе с тем без обращения к литературно-публицистическим и педагогическим трудам В.Друмева невозможно полное представление о его роли в общественной жизни Болгарии второй половины XIX в. в деле построения передового болгарского общества последних десятилетий Возрождения и первых десятилетий после Освобождения как просветителя и общественника, как высшего сановника, политика и государственного деятеля.
Цели и задачи. Основные цели и задачи диссертации определяются объектом исследования - личности Басила Друмева и различных аспектов его деятельности. В связи с этим перед нами стояли следующие задачи:
1. Показать роль русской науки и культуры в формировании идейных и нравственных взглядов молодого Басила Друмева во время его обучения в Одесской семинарии и в Киевской духовной академии.
2. Подчеркнуть влияние, которое оказали на развитие мировоззрения Басила Друмева его современники, сыгравшие выдающуюся роль в национально-освободительном движении болгарского народа в 60 - 70-е гг. XIX в. такие, как Г.С.Раковский, Стефан Караджа и другие, как и влияние видных представителей болгарской научной мысли - профессора Марина Дринова, Савы Доброплодного, Нешо Бончева, Добри Войникова.
3. Выявить роль и значение представителей высшего болгарского духовенства (митрополит Симеон Варненско-Преславский, митрополит Григорий Доростоло-Червенский и др.) на процесс становления самостоятельности как болгарского государства, так и независимой болгарской церкви.
4. На основании существующей литературы и архивных данных синтезировать в возможных параметрах роль высшего духовника, общественного и государственного деятеля Басила Друмева, выявляя вопрос о влиянии на его жизненный путь пребывания и обучения в России.
5. Проследить более детально последний этап жизни и деятельности митрополита Климента, который остался вне внимания исследователей, в основном отмечавших, что он по состоянию здоровья отошел от активного участия в жизни страны. Данный период или не привлекал внимание историков или же кратко представлен в штудиях.
Источниковая база исследования. Диссертационный труд основан на широкой Источниковой базе. Его основой стали прежде всего неопубликованные документальные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Болгарии, в фондах Народного собрания (Болгарского парламента), Министерства иностранных дел и вероисповеданий, Болгарской экзархии, Святого Синода Болгарской православной церкви, а также в некоторых личных фондах - д-р Константина Стоилова (одного из выдающихся политических и государственных деятелей с 1878 г. до начала XX в.), Александра Людсканова (дипломата, одного из лидеров Прогрессивно-либеральной партии), Григора Д.Начовича (дипломата), Тодора Икономова (государственного деятеля), как и самого Басила Друмева (митрополита Климента). Восстановить ход событий позволяют также материалы, хранящиеся в некоторых фондах Научного архива Болгарской академии наук: Драгана Цанкова (выдающегося возрожденческого и послеосвобожденческого деятеля); часть личного архива Басила Друмева, хранящегося в архиве Церковно-исторического и архивного института, в фонде Болгарской экзархии и Святого Синода Болгарской православной церкви, а также в некоторых региональных хранилищах (Велико Тырново, Плевен, Силистра).
Использованы также некоторые зарубежные неопубликованные материалы из Архива внешней политики России в Москве, из архивов Украины и Молдовы.
Специальное внимание уделено опубликованным документальным материалам.
Использованные опубликованные и неопубликованные источники относятся к следующим видам:
1. Литературно-публицистическое творчество В.Друмева, его обширное эпистолярное наследие и краткие автобиографические заметки. Эти материалы позволяют представить церковную деятельность, борьбу за становление ее самостоятельности, отчасти эволюцию взглядов, проблемы, которые интересовали болгарское общество в последние годы Возрождения и после освобождения Болгарии.
2. Воспоминания и дневники его современников, раскрывающие отношение к нему. Они содержат оценочные характеристики, рисующие страстность и эмоциональность натуры В.Друмева, которые обусловили ряд его ошибок в оценке ситуации. Особенно обширны свидетельства, касающиеся судебного процесса над В.Друмевым.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предлагается комплексное изучение болгарских и некоторых иностранных архивных материалов для освещения событий второй половины XIX в., участником и свидетелем которых был В.Друмев. На этой базе настоящая работа представляет первый труд, прослеживающий деятельность Басила Друмева (митрополита Климента). Это позволило внести коррективы в представления историков об отдельных этапах его жизни. Комплексное изучение источников дает возможность уточнить и количество русских воспитанников и их роль в формировании и развитии молодого болгарского государства.
Практическая значимость работы. История не относится к прикладным наукам. Ее роль имеет совершенно другой характер. Она, как говорили еще древние римляне, является “великой учительницей народов”. Исследование жизненного пути Васила Друмева имеет цель показать современным и будущим поколениям Болгарии, как важно для человека отстаивать до конца, ценой многих жертв, воспринятые им нравственные и идейные принципы, которые он считает полезными для своего народа.
1. Диссертация содержит значительный объем ранее малоизвестной или неизвестной информации, позволяющей показать в более полном объеме роль Васила Друмева в основании и развитии Болгарского книжовного дружества в Брайле в 1869 г. и его редакторскую работу в журнале этого общества (“Периодическо списание”).
2. Исследование позволяет выявить взгляды и практические действия премьер-министра Васила Друмева и конкретизировать его поведение в бурные дни переворота и контрпереворота (август, 1886). Оно вносит существенные коррективы в оценку поведения В. Друмева (обвинения в предательстве интересов Болгарии) в критические дни Сербско-болгарской войны 1885 г.
3. Принципы и подходы, на основе которых проводилось исследование, позволяют дополнить картину взаимоотношений Васила Друмева с князем Фердинандом во время репрессий со стороны режима Ст.Стамболова (1887 - 1894).
4. Впервые в диссертации рассмотрены последние годы митрополита Климента и особенно обстоятельства, из-за которых он отказался от ряда должностей, в частности председателя Болгарского книжовного дружества (1898).
5. Результаты исследования используются при создании специальных курсов, в разработке основных курсов по истории Болгарии (вторая половина XIX - начало XX в.). На основе опубликованной монографии студенты готовят дипломные работы; педагогические взгляды Васила Друмева являются актуальными в современной воспитательной работе. Часть выводов диссертации используется в школьной программе в разделе “Родинознание”, для организации музейных и школьных выставок.
Апробация работы. Основные положения исследования были изложены на научных конференциях “Епископ Константинови четения” (Шумен, 1996); “Проблеми на възпитателната работа” (Шумен, 1996); “Епископ Константинови четения” (Шумен, 1997); “25 години Шуменски университет “Епископ Константин Преславски” (1999).
Результаты исследования включены в учебник “Лекции по истории Болгарии” (Шумен, 1994) и во второе, переработанное и дополненное издание.
В конце автореферата приведен список основных публикаций по теме.
Структура диссертации определена целями и задачами работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и списка использованных источников. В качестве приложения дается хронологическая карта жизнедеятельности Васила Друмева (митрополита Климента).
В заключении подводятся основные итоги исследования:
1. В работе не только обобщены достижения предшественников автора в болгарской исторической науке в оценке общественной и политической жизни митрополита Климента, но и на основании комплексного анализа источников показано благотворное влияние России на формирование его идейных и нравственных взглядов.
2. Впервые прослеживается деятельность Васила Друмева как высшего духовника в последние десятилетия Возрождения и в период после освобождения Болгарии.
3. Дан анализ и отмечены важнейшие события жизни и деятельности митрополита Климента в последние годы жизни (1894 - 1901), которые фактически не освещались в нашей исторической литературе.
4. В результате сказанного к портрету Басила Друмева добавлены новые штрихи, являющиеся вкладом в болгарскую историографию, посвященную анализируемой проблематике.
5. Показано непонимание митрополитом Климентом некоторых внутриполитических событий, в частности политики Стамболова, в которой он не смог отделить отношение к народу России (положительное) и правительству.
1. Лекции по история на България. Възраждане. Трета българска държава. Шумен, 1994.-16,0 п.л.
2. Митрополит Климент Търновски. Жизнен път и общественополитическа дейност. Шумен, 1996. - 16,0 п.л.
3. Митрополит Климент Търновски пред Стамболовия съд през 1893 г.// Епископ Константинови четения (Шумен). 1996. Т. 3. - 0,4.
4. Ученическите години на Васил Друмев// Проблеми на възпитателната работа: Доклади на научна конференция Шуменски университет, Педагогически факултет. 1996. - 0,4 п.л.
5. Процесът срещу митрополит Климент (Васил Друмев) 1893 - 1894 г.//Родина. 1997. №2.-0,2 п.л.
6. Българската екзархия след 1870 г. до смъртта на екзарх Йосиф// Епископ Константинови четения. Шумен, 1997. Т. 4. - 0,3 п.л.
7. Митрополит Климент Търновски - строител на българската възрожденска нация. Шумен, 1997. - 5,5 п.л.
8. Участието на Васил Друмев в Първата българска легия// Юбилейна научна сесия “25 години Шуменски университет “Епископ Константин Преславски” (Факултет по педагогика). 1999. - 0,4 п.л.
9. Россия и болгарская интеллигенция в эпоху Возрождения. Шумен, 1999. - 4,0 п.л.
10. Васил Друмев (митрополит Климент Търновски). Биобиблиография. Шумен, 2000. - 14,5 п.л.
11. Лекции по история на България. Второ преработено и допълнено издание. Шумен, 2000. - 20,0 п.л.
12. Васил Друмев (митрополит Климент Търновски). О задачах Болгарской национальной церкви и ее роли в обществе. Шумен, 2000. - 3,5 п.л.
13. Васил Друмев (митрополит Климент Търновски) и создание Третьего болгарского государства (1879 - 1901). Шумен, 2000. - 4,5 п.л.
14. Васил Друмев (митрополит Климент) - выдающийся представитель русофилов в Болгарии. Шумен, 2001. - 7,5 п.л. (В печати).