Актуальность темы исследования. Сегодня в условиях трансформации российского общества, его движения в сторону рыночной экономики происходит слом старой социально-профессиональной структуры. Традиционные способы взаимодействия «система образования - производство» не действуют. Формирование новых рыночных механизмов регулирования профессионального самоопределения молодежи осложнено кризисными явлениями переходного периода. Происходит сокращение потребностей общества в профессиях, сориентированных на социалистическую экономику, особенно это касается специалистов технического профиля. В результате наблюдается депрофессионализация некоторых групп и слоев общества, представители которых имеют специальности, не востребованные на рынке труда или не обеспечивающие условий существования.
Вместе с тем возникают новые, не характерные ранее для российского общества, профессии менеджеров, маркетологов, дилеров, банковских служащих, что ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. Данные процессы не могут не оказывать влияния на профессиональное становление молодежи.
Формирующийся рынок труда сегодня характеризуется, по крайней мере, двумя негативными тенденциями для молодежи, прежде всего для выпускников вузов: в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием; в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется работа высокооплачиваемая, но не требующая высокой квалификации и интеллектуального потенциала. Это угрожает для промышленности, науки, образования - утратой молодых, перспективных кадров, а для тех, кто уходит в коммерцию, - потерей квалификации. Происходит обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается в сознании студенческой молодежи - меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. Социологические исследования фиксируют рост абитуриентов, руководствующихся неадекватными мотивами при выборе специальности и вуза, а также студентов, чьи профессиональные планы узки и утилитарны, не ведут к реализации личностного потенциала. Тем не менее у молодежи начинает формироваться новое представление о месте и роли профессии и профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения. Поэтому исследование проблем профессионального самоопределения студентов сегодня особенно актуально.
Интерес к проблеме профессионального самоопределения молодежи возник еще в 1960-е гг. Однако, управление профессиональным самоопределением осуществлялось в рамках жесткого государственного регулирования трудовых ресурсов. Поэтому преимущественное внимание социологов фокусировалось на адекватности профессионального выбора, жизненных и профессиональных планов молодежи потребностям производства и общества в целом. Самостоятельность и активность личности по формированию своего жизненного и профессионального пути либо отходила на второй план, либо игнорировалась. В связи с этим сегодня возникает потребность всестороннего изучения профессионального самоопределения с тем, чтобы показать сложность взаимодействия социальных и личностных факторов в данном процессе. Соответственно изучение мотивации профессионального самоопределения студенческой молодежи актуально как с практической стороны, так и со стороны научно-исследовательского интереса.
Учитывая высокий темп социальных изменений, определяющих противоречия профессионального самоопределения современного студенчества, целесообразно исследовать данный процесс в динамике, с целью выявить качественные изменения в структуре мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и профессиональных планов студентов.
Степень научной разработанности проблемы В исследовании мотивации профессионального самоопределения студентов можно выделить следующие относительно самостоятельные проблемные блоки:
• Самоопределение личности
• Исследования социально-профессионального становления молодежи
• Мотивация профессиональной деятельности личности.
1. Проблема самоопределения разрабатывается в рамках социологии личности с 1960-х годов. Йо активное обращение к вопросам самоопределения происходит только в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Предпосылкой развития исследований по данной проблеме послужило утверждение новой гуманистической парадигмы в общественных и гуманитарных науках. В социально-психологической и социологической литературе интерпретируется смысл категории самоопределение личности, структура данного понятия, рассматриваются различные виды самоопределений личности: жизненного, социального, ролевого, семейно-бытового и др. (К.А. Абульханова-Славская, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.М. Кухарчук, И М. Модель и Б.С. Модель, Г.П. Ников, Н С. Пряжников, М.Н. Руткевич, В.Ф. Сафин, А.Б. Цинципер).
Профессиональное самоопределение как одно из частных форм само-определений личности исследовалось, в основном, с психологической и социально-психологической точек зрения (Е.И.Головаха, Е.И.Климов, Л.М. Митина, П.А. Шавир). В социологии обращение к категории профессионального самоопределения молодежи находим в работах Д.Л. Константиновского, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина. Тем не менее исследования профессионального самоопределения как длительного процесса профессионального развития личности во взаимодействии объективных (влияние социального престижа, рынка труда) и субъективных (мотивация) факторов и в связи с самореализацией в профессиональной сфере практически не провалилось.
2. Вопросы социально-профессионального становления молодежи являются наиболее изученным аспектом проблемы профессионально! о самоопределения. В зарубежной социологии исследования выбора профессии и престижа профессий начались с 1950-х гг. (Р. Берджес и С. Липсет, К. Свэластога, Д.Сьюпер и др.) и изучались как определенный аспект социальной стратификации и мобильности. Основной исследовательский интерес отечественных социологов, начиная с 1960-х гг., был сосредоточен на изучении профессионального выбора молодежи, а именно на изучении ценностных критериев выбора профессии, общественного престижа профессий и профессиональных планов выпускников школ. Наибольшие заслуги здесь принадлежат В.В. Водзинской, Д.Л. Константиновскому, М.Х. Титме, В.Н. Шубкину. Однако, этот выбор анализировался преимущественно со стороны воздействия внешних факторов, а также с целью подготовки выпускников школ к выбору профессии.
Понимание социально-профессионального становления молодежи не только как выбора профессии на определенном этапе развития субъекта тру да, но и как выбора уровня и формы профессионального образования, типа учебного заведения, выбора вуза способствовало изучению в разные годы ориентаций молодежи на высшее образование, ценности образования в сознании молодежи, ее образовательных планов (С.С.Балабанов, В И. Журавлев, Г.Е. Зборовский, Д.Н. Зюзин, Т.Л. Кончанин, Р.И. Никифоров, Ф.Р.Филиппов и др.). Данная проблематика тесно сопряжена с исследованием студентов как особой социальной группы молодежи. Особое значение в изучении студенчества имеют исследования Ю.Р. Вишневского, В.Т. Лисовского, А.В. Меренкова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Я. Рубиной. Специфика инженерного студенчества отражена в работах А.Б.Курлова, Н.Н. Сулейманова, Ф.С. Файзуллина. Тем не менее данная категория студенчества, обладая существенными социально-профессиональными отличиями, до сих пор редко оказывалась в фокусе внимания социологов.
3. Мотивация профессионального самоопределения раскрывается через категорию «мотивация личности». Данная категория глубоко анализировалась психологами, разработавшими собственные теории мотивации: Р.Вудвортс, К Левин, А.Маслоу, МакКлелланд и Аткинсон, С.Л. Рубинштейн, Э. Толмен и др. Социологическую специфику категории мотивации как мотивации социального поведения личности показали Т.Ф. Витевская, А.Г. Здравомыслов, Н.Ф. Наумова, В.Г. Немировский и др. В.А. Ядов анализировал процессы мотивации, развивая концепцию диспозиционной регуляции деятельности личности. Мотивацию личности в учебной деятельности изучали М.И. Алексеева, Ю.И. Леонавичюс, В.В. Стопин, В.И. Шкуркин. Исследования потребностей и мотивов личности в сфере образования, в трудовой и профессиональной деятельности представлены в работах А.И. Вишняка, Г.Е. Зборовского, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова. Однако на сегодняшний день в социологической литературе не достаточно представлены исследования мотивации профессиональной деятельности молодежи в динамическом аспекте.
Объединение перечисленных блоков исследуемой проблемы и недосгаточная степень изученности отдельных блоков (самоопределение и самореализация личности в профессии; динамика мотивации профессионального самоопределения) обусловила постановку цели и задач исследования.
Цель работы: разработка методологических основ изучения процесса профессионального самоопределения и применение их для анализа динамики мотивации профессионального самоопределения студентов.
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
• определить основные теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального самоопределения студентов;
• выявить концептуальное содержание понятия профессиональное самоопределение;
• выявить систему факторов, влияющих на профессиональный выбор молодежи и социальные механизмы, регулирующие процесс профессионального самоопределения молодежи;
• разработать критерии успешного профессионального самоопределения личности для построения типологии вариантов успешного/неуспешного самоопределения;
• провести сравнительный анализ мотивации профессионального самоопределения студентов первого и пятого курсов;
• изучить динамику мотивации профессионального самоопределения студентов 1995-1999 гг.
Методологическое и теоретическое основание диссертационного исследования. Методологическим основанием диссертационного исследования современных проблем профессионального самоопределения студентов явились положения структурно-функционального анализа, а также положения о диалектическом взаимодействии объективных (воздействие институтов профессии и образования) и субъективных (система мотивации: потребности, интересы, ценностные ориентации личности) факторов процесса профессионального самоопределения.
Методологическую ценность для понимания сущности процесса самоопределения личности и ее самореализации представляют воззрения русской философской и психологической школы - Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, С.Л. Франка, С.Л. Рубинштейна - о двойственной природе личности в ценностно-смысловом и пространственно-временном измерении; положения американской гуманистической школы - А.Маслоу, Э.Эриксона, В.Франкла, Э.Берна - о самореализации, активном самовыражении личности в окружающем мире; а также идеи «раннего» К Маркса о самореализации как воплощении сущностных сил человека.
При изучении механизмов воздействия институтов профессии и образования на процесс профессионального самоопределения студентов, мы опирались на концепции профессиональной стратификации М. Вебера и П. Сорокина о стратификационной функции профессий и образования. При анализе состояния социально-профессиональной структуры современного российского общества и иерархии престижа профессий использованы положения стратификационной теории С.Липсета.
При анализе мотивации и ее структурных компонентов использовались некоторые положения теории мотивации личности А. Маслоу, концепции социального действия Т.Парсонса, теорию каузальной атрибуции Т.Шибутани.
Отметим методологическую значимость теории диспозиционной регуляции социального поведения личности В.А. Ядова; концепции А.Г. Здравомыслова о взаимосвязи потребностей, интересов и ценностей; институционального анализа профессии и образования и связей между ними Г.Б. Кораблевой. Полезными для изучения динамики мотивации являются положения теории М.Ш. Магомед-Эминова о трансформации мотивационных образований и аксиологическая динамика Р. Инглехарта.
ЭМДМРНЗКЖГОЙ бйШ послужили материалы мониторингового исследования проекта «Студент - 1999» (первый этап - 1995 г), проведенного сотрудниками общественного Института социологии образования и молодежи при УГТУ под рук. проф. Вишневского Ю.Р. в апреле-мае 1999 г. По репрезентативной выборке было опрошено 994 человека в Екатеринбурге и Н.Тагиле.
Данные материалы дополнены результатами исследования «Профессиональный выбор студента УГЛТА», проведенного социологической лабораторией УГЛТА под рук. проф. Шмелева В.Д. По репрезентативной выборке было опрошено 257 студентов первого и пятого курсов различных факультетов вуза, при участия автора диссертационной работы.
Объектом исследования выступают студенты вузов Свердловской области. Объект имеет сложную структуру:
1. Студенты третьего курса вузов Свердловской области. Анкетный опрос проведен по квотной выборке. Квотными признаками послужили профиль обучения в вузе и курс. С целью повышения репрезентативности в процедуру отбора внесен элемент случайности: произведен случайный отбор групп третьего курса. Сходство структур выборки 1995 и 1999 гг. по критериям (по профилю обучения в вузе и полу респондента) обеспечивает объективные предпосылки для сопоставимости и сравнимости результатов социологического мониторинга.
2 Студенты первого и пятого курсов УГЛТА. Выбор УГЛТА в качестве эмпирической базы исследования обусловлен следующими моментами: сугубо техническим профилем обучения студентов УГЛТА и типичным набором специальностей в УГЛТА, существующих в рамках технического вуза.
Анкетный опрос студентов УГЛТА также проводился по квотной выборке. Квотными признаками послужили факультет, специальность и курс. Для повышения репрезентативности отбора проведен случайный отбор групп первого и пятого курсов. Сходство структур выборки студентов первого и пятого курсов (по специальностям и полу) позволяет проводить сравнительные исследования студентов первого и пятого курсов.
Для анализа полученных данных использовалась программа обработки социологической информации «Vortex 5.0» для Windows 95, разработанная Д.В. Шкуриным.
Научная новизна диссертационною исследования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Проанализировано профессиональное самоопределение молодежи в объективном аспекте - регуляция процесса профессионального самоопределения социальными институтами профессии и образования, и субъективном - анализ мотивации процесса профессионального самоопределения.
2. Предложены критерии успешности профессионального самоопределения личности: степень реализации личностью своего потенциала в сложившейся социальной ситуации, наличие личностно-значимых позитивных ценностей, наличие определенного жизненного плана.
3. Предложена типология вариантов профессионального самоопределения различной степени успешности - по степени реализации личностью своего потенциала в сложившейся ситуации выделены: адекватное (успешное) самоопределение, несамостоятельный выбор, доминирование саморефлексии, внутриличностная неадекватность; по наличию ценностной основы и жизненного плана выделены: ценностно-насыщенное, структурированное; ценностно-насыщенное, не структурированное; ценностно-пустое, формальное; ценностно-пустое, аморфное.
4. Престиж профессии й вуза рассматривается как социальный механизм регуляции профессиональным самоопределением молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.
5. Предложена эмпирическая типология студентов по степени успешности профессионального самоопределения на основе удовлетворенности студентов выбором вуза и профессии (полностью успешное, частично успешное, не успешное).
6. Выявлены основные тенденции мотивации профессионального самоопределения студентов 1995-1999 гг.: прагматизм, индивидуализм, противоречивость профессиональных ориентаций.
7. Проанализирована динамика мотивов профессионального самоопределения студентов от первого к пятому курсу: рост прагматичности, самостоятельности выбора и увеличение ориентации на выбранную профессию
8. Выявлены факторы, снижающие профессиональную ориентацию студентов технического вуза и способствующие формированию двойственного характера профессионального самоопределения студентов (социальная ориентация вытесняет профессиональную).
Научно-практическая значимость работы. Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы:
• Для теоретического осмысления ряда дискуссионных проблем социологии: понятие самоопределения личности, профессиональное самоопределение молодежи, самореализация в профессии, успешное профессиональное самоопределение, престиж и иерархия профессий в современном обществе;
• Для разработки и чтения спецкурсов по тематике: «социология профессий», «социология молодежи», «социология образования»;
• Для совершенствования методологического изучения проблемы профессионального самоопределения;
• Для профориентационной работы с абитуриентами, студентами, выпускниками вузов;
• Для оптимизации работы администрации вуза по трудоустройству выпускников;
• Для совершенствования социальной политики в сфере образования и занятости.
Апробация результатов исследования: Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на федеральных и региональных научных конференциях: «Возрождение России: общество - образование - культура - молодежь», Екатеринбург, 1998; «Воспитание духовности», Екатеринбург, 1998; «Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса», Екатеринбург, 1999; «Связи с общественностью в России: Уральский вариант», Екатеринбург, 1999; «Проблемы внеучебной работы в высшей школе: опыт, перспективы», Екатеринбург, 1999.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии.
В заключении диссертации сформулированы основные тенденции в ценностном сознании студенческой молодежи (прагматизм, индивидуализм, значимость материальной обеспеченности), которые определяют особенность ее профессионального самоопределения на современном этапе - его двойственный характер. Двойственность самоопределения студентов проявляется в следующем: с одной стороны присутствует «идеальное» намерение, базирующееся на интересе к специальности - освоить выбранную специальность, реализовать свою профессиональную подготовку, найти работу по специальности. Но поскольку реализация такого плана как правило затруднительна, выпускники формируют в качестве возможного варианта менее для них привлекательный, но реальный план на ближайшее время - найти любую работу, не обязательно по специальности, но которая обеспечивает относительно приемлемый доход.
Сделан прогноз развития отмеченных тенденций с учетом влияния объективных и субъективных факторов (низкая оплата труда в государственных структурах и высокая значимость материальной обеспеченности). На личностном уровне, очевидно, будет стабилизироваться предпочтение выпускниками вузов трудоустройства в коммерческой сфере при соответствующем падении престижа госструктур. Причем в ущерб трудоустройству по специальности. На уровне институтов и организаций возможно формирование ситуации, когда вузы практически перестанут выполнять свою основную функцию подготовки специалистов, т е. будут давать профессиональное образование лишь номинально.
В сложившейся ситуации возможность реализации вариантов успешного (адекватного) профессионального самоопределения станет ограниченной. В связи с чем, одним из направлений дальнейших исследований в области профессионального самоопределения молодежи предложено отслеживание профессионального пути и становления карьеры выпускников вузов в пределах лонгитюдной исследовательской стратегии.
1. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностные ориентации и жизненные планы студентов технического вуза // Возрождение России: Общество-Образование- Культура-Молодежь, Екатеринбург, 1998.-е.64-65.;
2. 2. Дидковская Я.В. Самоопределение молодежи в образовании: влияние социального окружения личности на профессиональный выбор // Связи с общественностью в России: Уральский вариант. Екатеринбург, 1999 -с. 83-87;
3. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студентов лесоинженерного факультета УГЛТА// Проблемы лесопромышленного производства, транспорта и дорожного строительства. Екатеринбург, 1997 -с. 128-131;
4. Дидковская Я.В. Мотивация профессионального выбора студентов технического вуза// Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса, Екатеринбург, 1999 -с. 43-44;
5. Дидковская Я.В., Тюляева Л.М. Мотивы поступления в вуз и профессиональные планы первокурсников И Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса, Екатеринбург, 1999 -с.44-45;
6. Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студентов И Студент - 99. Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования / Под ред. Вишневского Ю.Р., Екатеринбург, 1999,- с.43-60.