Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА: СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Работа №102923

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы36
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена высокой социальной и политической значимостью современного дизайна, активным использованием дизайна политическими деятелями и руководителями сфер деловой активности. Дизайн - это носитель социальных изменений. Такая точка зрения наиболее точно соответствует особенностям складывающейся социально-экономической, политической, культурной ситуации в социумах, обладающих высоким уровнем развития социальных структур и техники. Крупные изменения, происходящие в социальных качествах предметной оснащенности бытия человека, являются важнейшими показателями грандиозного размаха дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и безграничной силы воздействия на человека. Чары и обольщения современного социального прогресса во многом обусловлены достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайна в своевременном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет и стремительно расширяет дизайнерскую деятельность и ее социальный смысл.
Комплекс существенных для понимания дизайна социальных сил формируется самыми различными факторами, как позитивными, так и негативными, как материальными, так и духовными. Поэтому сам дизайн предстает то как один из резервов прогресса, то как мощный рычаг власти деструктивного. Изучение особенностей формирования логических взаимосвязей онтологии и методологии изменяющегося дизайна в изменяющемся мире может стать ключом к пониманию многих самых разнообразных социальных процессов, особенностей индивидуальной социализации человека.
Формирование и событийное развитие социальных процессов во всех социумах современного человечества происходит при самом непосредственном и мощном воздействии на них результатов дизайнерской деятельности, воплощенных в те или иные типы и формы социально-вещественных «народных драм».
В обществе неизбежно встает острый вопрос: способен ли дизайн создавать подходящие или хотя бы удовлетворительные решения тех проблем, которые он сам перед собой ставит? Открытость дизайна всей широте социальной и личностной проблематике не равнозначна утверждению о том, что появление некоего «сверх-дизайна» создает возможности беспроблемного удовлетворения любых потребностей и желаний. Дизайн, развивая и обогащая собственную философскую методологию, становится не супер-средством, а искусством освобождения и саморазвития. Задачей дизайна становится предельная конкретизация потребления, индивидуализация результатов проекта, внедрение в практику дизайна методов соучастия. Дизайн ставит перед собой задачи, связанные не только с решением проблем материальной оснащенности бытия, но и вполне конкретные задачи, направленные на активизацию пассивного потребительства. Дизайн помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением.
Дизайнерское, предметно-материальное наполнение «сюжетов» и в индивидуальной, и в социальной сферах имеет принципиальное, а нередко даже определяющее значение в жизни конкретного общества или отдельного индивидуума, особенно если иметь ввиду, что современный дизайн - это не только опредмечивание материальных человеческих потребностей, но и «овеществление» ценностей духовных, реализация в дизайнерской форме сущностного содержания эпохи. Благодаря своей универсальной природе, дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявление социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности. Как «удержать» дизайн в единстве с гуманистическими достижениями человечества? Как повысить защищенность общества и человека от сил зла и деструктивности, облаченных в великолепные продукты современного дизайна? Какие методы, какие формы дизайна должна противопоставить практика и теория изменяющегося дизайна современному, воплощенному в дизайнерские формы социальному злу? Особую актуальность имеют эти проблемы для современной России.
Нарастающее многообразие феноменов современного индустриального и постиндустриального общества глубоко изменяет сущность, природу дизайна, качественно расширяя, раскрывая его возможности во всем - и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека через дизайнерски организованную их массовость, комплексность, системность. Современный дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования социального события, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования новых культурных, моральных, социальных ценностей. Именно поэтому онтологические и теоретико-познавательные аспекты дизайна все более становятся доминирующими, а философская методология дизайна при такой насыщенности дизайна социально-онтологическими проблемами становится необходимой теоретической основой дизайнерской деятельности, позволяющей адекватно осмыслить с одной стороны уже функционирующие в дизайне научные, культурологические, искусствоведческие и другие практические его модели, а с другой - философский анализ онтологических и теоретико-познавательных проблем дизайна позволяет существенно оптимизировать социальную природу и социальные функции дизайна.
Социально-философская концепция современного дизайна направлена на активизацию дизайнерского критического мышления, идентифицирующего свои методы с мышлением позитивно-негативным. Негативное мышление в дизайне противостоит безграничной терпимости и самоограниченности «общего мнения» основной массы потребителей, всегда готовых схватить данное и получить, в лучшем случае, заурядный результат. Деконструируя методами социальной философии то, что сегодня провозглашается «открытым» и «позитивным», философия дизайна выявляет истоки скрытости целей и гибельный смысл разрушительного освобождения понятий и практики в обществе обманчивой конкретности и узкопрагматического эмпиризма. То, что провозглашается и навязывается как плюрализм вкусов и разнообразие с избытком, - не является ли это в большинстве случаев исключительно эффективным средством подавления и манипулирования? Методология философии современного дизайна противостоит равнодушию и терпимости, обращенному в сторону пассивного морально-интеллектуального статуса дизайна, часто предстающего сегодня как принудительное и принуждающее зло, но демонстрирующее себя в виде добра, поскольку служит осознанию социума на пути к изобилию или к еще большему изобилию. Такой дизайн ставит человеку пределы в самом себе, восполняя их радужными, мимолетными впечатлениями от лавинообразного потока современных товаров. Истинная универсальность поставляющих и эстетизирующих функций дизайна, практикуемых как созидающие законы экзистенциальных эквилибриумов для миллионов людей, глубоко и корыстно осмыслена за пределами профессиональной дизайнерской методологии и используется в качестве рычага социального умиротворения или нагнетания социальной конфликтности. Варианты теоретических моделей дизайна, не включающие в свой интеллектуальный и эвристический потенциал всей глубины диалектических социально-философских противоречий, продуцируемых предметным и символическим содержанием окружающего мира, на деле не могут избежать решения вопросов личной и национальной безопасности, решения вопросов жизни и смерти человека. Замалчивание социальной ост-роты профессиональных вопросов представляет собой иную, не менее значимую для общества дизайнерскую позицию. Разница оказывается лишь в том, что объективная и неравнодушная позиция дизайна в первом случае нацелена на устранение глубинного конфликта между человеком и деструктивностью индустриально-технологического потенциала социума, репрессивными формами использования дизайна, тогда как во втором случае и дизайн, и население избавляются от излишних со-мнений, также как и от аналитических способностей, препятствующих беспроблемному потребительству.
Необходимость философского осмысления социально-антропологических и теоретико-познавательных проблем дизайна в значительной степени обусловлена еще одной важнейшей и существенной особенностью современного дизайна: дизайн с нарастающей силой демонстрирует себя не только как один из основных источников и носителей социальных изменений; тщательного философского анализа требует тот фундаментальный факт, что дизайн становится эффективной формой контроля за индивидуальным поведением человека, формой социального планирования основных социально-онтологических измерений индивидуального бытия человека. Серьезная и глубокая проработка онтологических и теоретико-познавательных проблем профессии обогащает методологический и практический арсенал дизайна достаточным набором средств, способных обеспечить такие духовно-практические преобразования социального бытия, которые стимулируют развитие конструктивно-созидательных аспектов индивидуальной и социальной жизни. Дизайнеры, имеющие в своем арсенале такую методологию, обретают широкие возможности для осуществления контроля за качеством дизайнерского проекта еще на стадии возникновения идеи и могут заранее избежать деструктивных решений, которые при их осуществлении ведут к дегуманизации центрального фактора социального процесса - человека.
Особую, острую актуальность имеют эти проблемы для современной России. Отечественный дизайн является мощным средством формирования не только товарного ассортимента высокого качества, но и активнейшим способом создания широкого выбора стилей жизни, форм социальной активности. Российский дизайн стоит сегодня перед стратегической дилеммой: либо не терпящее промедления возрождение, возрождение вместе с Россией, вбирающее в себя огромный позитивный практический и современный теоретический опыт всего человечества, либо жалкое колониальное потребление чужого и подражание чужому, которое агрессивно давит на жизнь россиянина через массовый дикий рынок.
Превращение дизайна в гибкое подсобное средство в руках беспринципной части делового мира, бесконтрольно насаждающего в России не всегда высокопробные импортируемые образцы не только товаров, но и форм общественного устройства, стилей индивидуальной жизни, уже становится влиятельной реальностью в современной России.
Состояние разработанности темы.
Степень научной разработанности дизайнерской проблематики в отечественной философской и специализированной литературе можно считать явно недостаточной. К глубокому сожалению, философские антропологические исследования проблем дизайна в русле традиций на-учно-философской онтологии и методологии и, особенно, исследования роли дизайна в современном обществе в течении многих десятилетий, как и другие гуманитарные и социальные науки, были поставлены под жесткий идеологические контроль государства. В публикациях отечественных авторов, посвященных проблемам дизайна, раскрывалась, в основном, узкопрофессиональная проблематика, излагались методики оценки и реализации дизайн-проектов в заданных рамках индустриальных и социальных доминант.
Технологический, искусствоведческий, культурологический подходы глубоко и разнообразно продемонстрированы в работах Ю.Б. Соловьева, В.Р. Аронова, Л. Н. Безмоздина, Д. А. Азрикана, А.В. Иконникова, В.Ф. Сидоренко, Д.А.. Щелкунова, В.П. Глазычева, Г.Б. Минервина, Л.Б. Переверзева, Е.Н. Лазарева, С.О. Хан-Магомедова, К.М. Кантора, Л.А. Кузьмичева, М. В. Федорова, Л. Н. Новикова, О.И. Генисаретского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Тасалова, А.В. Рябушина, Н.В. Воронова, Е. А. Розенблюма, Г.Ю. Сомова, В.И. Пузанова, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковского и других.
Разнообразие узкопрофессиональных рекомендаций не вырастало в серьезные теоретико-философские исследования: за десятилетия функционирования ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) не написана даже история российского дизайна (монография С.О. Хан-Магомедова «Пионеры советского дизайна», - М, 1995, посвящена первым десяти годам истории дизайна в России), не подготовлено ни одного научно-философского, социологического исследования проблем российского дизайна. Информация о дизайне за рубежом десятки лет была ограничена отдельными работами Г. Земпера, З. Бегенау, В. Гропиуса, Корбюзье, Дж. Нельсона, Дж. К. Джонса. (Почти все издания 20-ти и 30-ти летней давности!).
К скудному набору переводных монографий, которых не набирается и десятка, можно прибавить информацию в периодических изданиях ВНИИТЭ: популярные брошюры о некоторых практических раз-работках зарубежных дизайнеров (серия «Дизайн за рубежом») и краткие аннотации к изданиям и проектам на страницах «Технической эстетики».
Всемирно известные материалы международных симпозиумов, монографии выдающихся философов и дизайнеров, хрестоматии и учебники по истории, методологии и методам, толковые словари по дизайну, сборники творческих персоналий, терминологические справочники, энциклопедии и энциклопедические словари, аннотированные тематические библиографические указатели, руководства к специализированным курсам дизайна в школе и в системе постуниверситетского образования - вся эта литература полностью отсутствует не только в библиотеках России, но и в специализированных учебных и проектных организациях.
Сегодня выпуск серьезной литературы по дизайну вообще полностью прекратился. ВНИИТЭ фактически не существует, все его издания закрыты. Журнал «Союза дизайнеров» под тем же названием, просуществовав несколько лет - закрыт, получив весьма критическую характеристику самих же издателей - «капустник». Процесс информационной изоляции российского дизайна завершился, достигнув своей абсурдной кульминации.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования необходимо оценивать не только исходя из тех результатов, которые достигнуты автором в формировании основ нового направления в отечественном дизайне и в отечественной философии - «философия дизайна». Не менее важным результатом диссертации следует считать работу, проделанную для разрушения информационной блокады российского дизайна, работу, нацеленную на установление продуктивного диалога российских дизайнеров, диалога дизайна России с дизайном Запада.
Цели и задачи исследования определяются, прежде всего, потребностью преодолеть значительное отставание, неадекватность стереотипов, бытующих в теоретических представлениях о дизайне, о его онтологических и теоретико-познавательных проблемах. Дизайну необходимы новые, современные философские идеи, позволяющие адекватно осмыслить феномены современного дизайна в контексте актуальных проблем социальной и индивидуальной жизнедеятельности человека. В диссертации особое значение уделено исследованию перспективы использования дизайна в качества активного интеллектуального и творческого резерва гуманизации общества и человека. В диссертации исследуются специфические философские методы достижения онтологического и гносеологического двуединства в аналитическом осмыслении философских аспектов и социальных проблем дизайна. Необычность и существенность онтологических качеств дизайна, выявленных по-новому осмысленной дизайн-методологией, позволяет достичь концептуальных изменений в восприятии и оценке фактов истории дизайна. Решение задачи активного внедрения в теоретический дизайн философской методологии позволяет осмыслить и преобразовать не только профессиональный фундамент самой творческой деятельности в контексте динамичных социальных условий, но и существенно обогатить индивидуальный культурный потенциал потребителя дизайн-продукции. Вычленение дизайна из сферы обыденно-практического и традиционного профессионального сознания и превращение его методологии в специализированную отрасль духовного производства, в отрасль производства знаний и опыта, представляется особенно интересным и актуальным в русле формирования философии дизайна, открыто обращенной к гуманистическому мировоззрению.
Конкретизация целевых установок диссертационного исследования предусматривает решение следующих задач: во-первых, аргументированно доказывается необходимость выявления и разработки достаточной и эффективной системы методологических принципов для создания теоретической основы философии обновляющегося дизайна. Важнейшие принципы разрабатываемого автором нового теоретического направления в дизайне — «философия дизайна» - (принцип диалектической коэволюционности, принцип диалектической маргинальности и принцип социально-антропологической мимолетности) - ориентированы на решение онтологических, антропологических, гносеологических проблем дизайна в динамичных современных социальных условиях. Задачу конструирования фундаментальных положений нового направления философской мысли в дизайн-деятельности, представленных в виде комплекса методологических принципов, можно считать одной из наиболее сложных и ответственных, поскольку современные теоретические концепции дизайна не содержат системных попыток создания цельного философского учения о дизайне, включающего в себя и необходимые методологические принципы. Автору диссертации приходится самостоятельно разрабатывать методологические принципы и выверять соответствие предлагаемых методологических принципов реальным фактам истории и практики дизайна, тенденциям преобразований в структурах общества.
Второй фундаментальной задачей, выдвигаемой автором диссертации, исследуемой в предлагаемом концептуальном каркасе философии современного дизайна, - является конкретизация методологических принципов дизайна в гносеологических интегративных моделях дизайн-деятельности, объединяющих в себе онтологию и методологию дизайна, методы абстрактно-логического и образно-эмоционального мышления. Автором диссертационного исследования разработаны, апробированы в публикациях и в лекциях три группы интегративных гносеологических моделей дизайна (социально-философские модели, научно-технические модели, культурологические модели).
Постановка и пути решения этой второй задачи в диссертации являются авторскими, поскольку существующая литература (отечественная и англоязычная) не содержит в себя информации об аналогичных подходах к формированию концептуальных основ дизайн- деятельности.
Третий круг проблем, выдвигаемый автором диссертационного исследования, состоит из выявления и реализации способов теоретико-экспериментальной апробации сформулированных методологических принципов философии дизайна в процессе обсуждения современных проблем социального функционирования эстетических достоинств дизайнерской продукции в условиях реальной социально-политической и экономической ситуации в передовых техносообществах.
Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования. Методология дизайна сталкивается сегодня с такими проблемами, которые под воздействием известных правил и процедур практического и теоретического дизайна не поддаются позитивному разрешению, не вписываются в парадигму индустриализма. В философии дизайна осмысливается появление влиятельных феноменов дизайна, называемых «проблемы-ведьмы». Эти аномалии обусловлены глобальными социальными, личностными и экологическими проблемами и свидетельствуют о нарастании кризиса, глубинной смене дизайнерской парадигмы. В силу этих условий дизайн становится сегодня средством, включенным в любой акт преобразования окружающего мира. Методология и практика дизайна все больше и активнее концентрируются на проблемах антропологических, социальных, философских. Методология декоративного творчества в промышленности сменяется методологией философии и социальной антропологии, осмысливающей дизайн как универсальное средство обострения или умиротворения социальной напряженности. Проблемы человека и общества приобретают доминирующий характер. От масштабов саморефлексии дисциплин дизайна, от степени профессиональной гуманистической активности специалиста, от его способности продуктивно осваивать философскую методологию зависит, разовьются ли ростки новых тенденций, возникшие в широком контексте проблем философии, науки и культуры, в особую форму материального и духовного производства, или же эти тенденции будут нейтрализованы, ассимилированы в целостной системе культуры и индустрии таким образом, что не смогут проявиться, реализоваться как собственно дизайнерские, специфические формы деятельности и мышления.
Информативно-аналитический каркас диссертации включает в себя следующие четыре группы англоязычных источников, ориентированных, в основном, на раскрытие особенностей становления и развития индустриального дизайна Соединенных Штатов Америки:
1. Фактический материал по истории дизайна США, особенно тот объем информации, который изложен в монографиях и в монографическом сборнике:
a) Pulos A. The American Design Adventure. - Massachusetts Insti-tute of Technology. USA. 1988. P. 435.
b) Caplan R., McCoy., K. Mc Coy., M New American Design: Products and Graphics for a Post-industrial Age. - N.Y., Rizzoli. 1988. P. 194.
c) Apocalypce Culture / Ed. A. Parfrey - N.Y., Amok Press, 1987, P. 272.
2. Социальные и философские исследования Г. Маркузе и А. Тоффлера, вошедшие в классику фундаментальных работ по теоретическому дизайну на Западе:
a) Marcuse H. Repressive Tolerance // A Critique of Pure Tolerance. - Beacon Press. Boston. 1970. P. 81-130.
b) Marcuse H. Art as a Form of Reality // On the Future of Art. - N.Y. 1971. P.123-135.
c) Toffler, A., Future Shock. - Pan, London, 1970, P. 541.
3. Теоретические работы западных исследователей дизайн- деятельности, опубликованные в монографических сборниках, составленных по материалам Всемирных конференции по проблемам дизайна.
4. Статьи из журналов «Design Studies» и «Design Methods and Theories», публикующие на своих страницах авторов - дизайнеров из сорока стран мира, а также статьи из журнала Союза индустриальных дизайнеров США «Innovation».
Актуальность такого выбора источников подтверждается следующими причинами. Во-первых, это огромное значение и внушаемый общественности авторитет всего, что насаждается сегодня в России под видом западных моделей товаров, деловой активности, индивидуальных моделей поведения и потребления. Насколько добросовестна подобная ретрансляция ценностей? Насколько предлагаемые россиянину варианты действительно соответствуют тому, что реально существует в странах Запада и Америки? Во-вторых, динамика фактического материала, особенности становления американского дизайна таковы, что позволяют исследовать на конкретном материале дизайна Соединенных Штатов закономерности развития дизайна и в европейских странах, и странах Третьего мира.
Материалы, исследованные в диссертации, позволяют освободиться не только от иллюзий, насаждаемых в России под видом всего нового, но и должным образом оценить все истинно позитивное в западном дизайне, дизайне Америки и России.
В диссертации проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов по социологии, философии, культурологии, методологии науки, по дизайну, искусству, архитектуре, необходимые для разработки философско-антропологических, методологических принципов и гносеологических моделей философии дизайна.
Из западных исследователей наибольший интерес представляют работы следующих авторов, посвятившие свои труды проблемам со-временной философии техники, методологии культуры и научного познания: Г. Маркузе, Г. Рид, Ф. Рапп, М. Мак-Люэн, Ю. Хабермас, Д. Белл, А. Тоффлер, Т. Парсонс, К. Митчем, П. Фейерабенд, И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппер, П. Хилл, А. Парфрей, Г. Саймон, К. Джонс, М. Фуко, Т. Адорно, Л. Мамфорд, Ж. Эллюль, М. Фуко, Р. Барт, П. Вирильо, Ж. Бодрийяр, Г. Гессе, П. Рикёр, Б. Фуллер, Ж. Деррида, К. Хюбнер, О. Хаксли, Э. Фромм, А. Банфи, М. Вебер, Ж. Пиаже, З. Бегенау, И. Тэн, Ф. Шеллинг, Г. Земпер и другие.
Серьезным потенциалом в исследовании проблем философии дизайна являются труды отечественных авторов, освещающих проблемы методологии, логики и диалектики культуры: Д.П. Горский, А.И. Уемов, К.Н. Любутин, В.А. Штофф, В.С. Швырёв, И.Я. Лойфман, А.В. Перцев, Н.В. Бряник, В.Е. Кемеров, В.В. Ким, В.И. Копалов, Д.В. Пивоваров, В.И. Плотников, А.М. Мосоров, В.И. Кашперский, В.В. Байлук, А.В. Медведев, Ю.И. Мирошников, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, А.П. Огурцов, Е.М. Мамчур, Л.Н. Коган и другие.
Серьезным источником для осмысления теоретических и эмпирических проблем дизайна является десятилетний опыт работы автора в качестве дизайнера на индустриальных предприятиях Екатеринбурга, а также опыт научной и преподавательской деятельности. Результаты исследования реализованы в трех монографиях, более чем в тридцати статьях, использованы при чтении курсов учебных лекций по теории и истории дизайна студентам Уральской государственной архитектурно-художественной академии.
Научно-практическая значимость работы.
Тема диссертации тесно связана с перспективами развития специализаций на выпускающих кафедрах Уральской государственной архитектурно-художественной академии, отражает тематику плана научно-исследовательских работ. Проведенное исследование позволяет использовать его результаты для создания учебных пособий по дизайну для дизайнерских специализаций в структурах академии, а также в системах подготовки специалистов по дизайну в гуманитарных и технических университетах. Материалы диссертации могут быть использованы в работе по дальнейшей конкретизации и обогащению авторской концепции дизайна за счет привлечения в контекст научных исследований новой философской, социологической, культурологической информации о качестве социальных процессов в России и за ее пределами. Положения и выводы диссертации, ее содержательная и информативная структуры составили основу двух полномасштабных фундаментальных теоретических курсов по дизайну, читаемых для дизайнеров в архитектурно-художественной академии. На основе материалов диссертационного исследования автором разработаны планы семинарских занятий, программы, учебные пособия и лекционные материалы по дисциплинам: «Теория дизайна» и «История дизайнерской мысли».
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты представлены в материалах научных конференций, в периодических изданиях, в учебных пособиях. Результаты исследования использованы при чтении автором курсов лекций по дизайну: «Теория дизайна», «История дизайнерской мысли.»
Структура и объем диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Общий объем диссертации составляет 335 страницы текста в компьютерной верстке. Список литературы содержит 290 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Философия дизайна. - Екатеринбург, Архитектон, 1999, 11 п.л.
2) Методология и герменевтика современного дизайна, - Екатеринбург, Архитектон, 1999, 3,7 п.л.
3) Индустриальный и постиндустриальный дизайн США: проблемы онтологии и методологии, - Екатеринбург, Архитектон, 2000, 19,5 п.л.
4) Методология и методы дизайна. // Рефлексия в науке и обучении. Тез. конф. - Новосибирск, 1984, 0,3 п.л.
5) Функции дизайна. // Молодые ученые Урала. Тезисы, конф. - Свердловск. 1985, 0,3 п.л.
6) Моделирование в дизайне. // Научно-методическая конф. Тезисы, конф. - Новосибирск, 1985, 0,3 п.л.
7) Дизайн приходит в цех. // Газета «Импульс» от 16.03.1988, 0,3 п.л.
8) Что может дизайн? // Газета «Импульс» от 28.09.1988, 0,3 п.л.
9) Дизайнером должен быть каждый. // Газета «Импульс» от 05.10.1988, 0,3 п.л.
10) Открытый дизайн в современном мире - новые теоретические разработки в области дизайна на Западе. // Культура и рынок. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1994, 0,3 п.л.
11) Дизайн в контексте современных проблем России. // Судьбы России. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
12) Теория, методология и практика дизайна для инженеров. Российская общественная мысль на рубеже веков. Вып. 1. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
13) Г. Маркузе о проявлениях человеческой деструктивности в обществе и в искусстве. // Российская общественная мысль на рубеже веков. Вып. 2. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
14) Изучение западного дизайна - важнейший аспект современного образования и культуры в России. // Интеллект, культура, образование. Тезисы, конф. - Новосибирск, 1995, 0,3 п.л.
15) Изучение в России западного дизайна как аспект взаимодействия культур. // Культурное достояние Урала и Сибири. Тезисы Все-мирной конф. ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
16) Социально-политические аспекты современного российского дизайна. // Интеллигенция и власть на пороге XXI века. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
17) Актуальность понимания природы эстетического в работах Г. Маркузе. // Концепция гуманитаризации и проблемы высшей школы. Тезисы, конф. - Пермь, 1996, 0,4 п.л.
18) Философия дизайна: проблемы взаимосвязи онтологии и методологии. // Уральская философская школа и ее вклад в развитие со-временной философии. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
19) Социально-методологические проблемы онтологии в философии дизайна. // Единство онтологии, теории познания и логики. Тезисы, конф. - Уфа, 1996, 0,4 п.л.
20) Возможности «дизайна человеческого опыта» в решении проблем городской массовой культуры. // Проблемы культуры городов России. Тезисы, конф. - Омск, 1996, 0,4 п.л.
21) Новый дизайн: форма следует «фан». // Архитектура и рнок. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
22) Ценностные ориентиры «дизайна человеческого опыта». // Ценности и идеология в современной России. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1966, 0,4 п.л.
23) Индустриальный дизайн США: истоки, особенности, разно-образие. // Индустриальный дизайн Урала. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
24) Эрьзя как дизайнер. // Первые международные эрьзинские чтения. Тезисы, конф. - Саранск, 1996, 0,4 п.л.
25) Дизайн в системе непрерывного гуманитарного образования в инженерном вузе. // Проблемы непрерывного гуманитарного образования. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,3 п.л.
26) Дизайн и система технологической оценки. // Личность и культура на рубеже веков. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,3 п.л.
27) Постиндустриальный дизайн в культуре индивидуальных миров. // От массовой культуры - к культуре индивидуальных миров. Тезисы междунар. конф. - Москва, 1997, 0,4 п.л.
28) Проблема определения специфичности современного этапа развития дизайна на Урале. // Тезисы юбилейной конф. Института истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1998, 0,3 п.л.
29) Освоение зарубежных провинций индустриальным дизайном США. // Тезисы конф. К 400-летию г. Верхотурья. Институт истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1998, 0,3 п.л.
30) Современные методологические принципы осмысления духовности. // Воспитание духовности. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1999, 0,4 п.л.
31) Проблемы осмысления в философии дизайна духовности быта и бытия. // Быт и бытие. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1999, 0,4 п.л.
32) Приоритетность гуманистического дизайна - путь выживния России. // Наука и образование. Тезисы, конф. Института истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1999, 0,3 п.л.
33) Духовный потенциал гуманистического дизайна. // Воспитание духовности. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1999, 0,3 п.л.
34) Открытый дизайн и его враги. // Тезисы Российского философского конгресса. - Екатеринбург, 1996, 0,2 п.л.
35) Дизайн во мраке: антидизайн и кризис объекта. // Тезисы Всероссийской научной конф. - Екатеринбург, 2001, 0,4 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ