Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена высокой социальной и политической значимостью современного дизайна, активным использованием дизайна политическими деятелями и руководителями сфер деловой активности. Дизайн - это носитель социальных изменений. Такая точка зрения наиболее точно соответствует особенностям складывающейся социально-экономической, политической, культурной ситуации в социумах, обладающих высоким уровнем развития социальных структур и техники. Крупные изменения, происходящие в социальных качествах предметной оснащенности бытия человека, являются важнейшими показателями грандиозного размаха дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и безграничной силы воздействия на человека. Чары и обольщения современного социального прогресса во многом обусловлены достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайна в своевременном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет и стремительно расширяет дизайнерскую деятельность и ее социальный смысл.
Комплекс существенных для понимания дизайна социальных сил формируется самыми различными факторами, как позитивными, так и негативными, как материальными, так и духовными. Поэтому сам дизайн предстает то как один из резервов прогресса, то как мощный рычаг власти деструктивного. Изучение особенностей формирования логических взаимосвязей онтологии и методологии изменяющегося дизайна в изменяющемся мире может стать ключом к пониманию многих самых разнообразных социальных процессов, особенностей индивидуальной социализации человека.
Формирование и событийное развитие социальных процессов во всех социумах современного человечества происходит при самом непосредственном и мощном воздействии на них результатов дизайнерской деятельности, воплощенных в те или иные типы и формы социально-вещественных «народных драм».
В обществе неизбежно встает острый вопрос: способен ли дизайн создавать подходящие или хотя бы удовлетворительные решения тех проблем, которые он сам перед собой ставит? Открытость дизайна всей широте социальной и личностной проблематике не равнозначна утверждению о том, что появление некоего «сверх-дизайна» создает возможности беспроблемного удовлетворения любых потребностей и желаний. Дизайн, развивая и обогащая собственную философскую методологию, становится не супер-средством, а искусством освобождения и саморазвития. Задачей дизайна становится предельная конкретизация потребления, индивидуализация результатов проекта, внедрение в практику дизайна методов соучастия. Дизайн ставит перед собой задачи, связанные не только с решением проблем материальной оснащенности бытия, но и вполне конкретные задачи, направленные на активизацию пассивного потребительства. Дизайн помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением.
Дизайнерское, предметно-материальное наполнение «сюжетов» и в индивидуальной, и в социальной сферах имеет принципиальное, а нередко даже определяющее значение в жизни конкретного общества или отдельного индивидуума, особенно если иметь ввиду, что современный дизайн - это не только опредмечивание материальных человеческих потребностей, но и «овеществление» ценностей духовных, реализация в дизайнерской форме сущностного содержания эпохи. Благодаря своей универсальной природе, дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявление социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности. Как «удержать» дизайн в единстве с гуманистическими достижениями человечества? Как повысить защищенность общества и человека от сил зла и деструктивности, облаченных в великолепные продукты современного дизайна? Какие методы, какие формы дизайна должна противопоставить практика и теория изменяющегося дизайна современному, воплощенному в дизайнерские формы социальному злу? Особую актуальность имеют эти проблемы для современной России.
Нарастающее многообразие феноменов современного индустриального и постиндустриального общества глубоко изменяет сущность, природу дизайна, качественно расширяя, раскрывая его возможности во всем - и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека через дизайнерски организованную их массовость, комплексность, системность. Современный дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования социального события, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования новых культурных, моральных, социальных ценностей. Именно поэтому онтологические и теоретико-познавательные аспекты дизайна все более становятся доминирующими, а философская методология дизайна при такой насыщенности дизайна социально-онтологическими проблемами становится необходимой теоретической основой дизайнерской деятельности, позволяющей адекватно осмыслить с одной стороны уже функционирующие в дизайне научные, культурологические, искусствоведческие и другие практические его модели, а с другой - философский анализ онтологических и теоретико-познавательных проблем дизайна позволяет существенно оптимизировать социальную природу и социальные функции дизайна.
Социально-философская концепция современного дизайна направлена на активизацию дизайнерского критического мышления, идентифицирующего свои методы с мышлением позитивно-негативным. Негативное мышление в дизайне противостоит безграничной терпимости и самоограниченности «общего мнения» основной массы потребителей, всегда готовых схватить данное и получить, в лучшем случае, заурядный результат. Деконструируя методами социальной философии то, что сегодня провозглашается «открытым» и «позитивным», философия дизайна выявляет истоки скрытости целей и гибельный смысл разрушительного освобождения понятий и практики в обществе обманчивой конкретности и узкопрагматического эмпиризма. То, что провозглашается и навязывается как плюрализм вкусов и разнообразие с избытком, - не является ли это в большинстве случаев исключительно эффективным средством подавления и манипулирования? Методология философии современного дизайна противостоит равнодушию и терпимости, обращенному в сторону пассивного морально-интеллектуального статуса дизайна, часто предстающего сегодня как принудительное и принуждающее зло, но демонстрирующее себя в виде добра, поскольку служит осознанию социума на пути к изобилию или к еще большему изобилию. Такой дизайн ставит человеку пределы в самом себе, восполняя их радужными, мимолетными впечатлениями от лавинообразного потока современных товаров. Истинная универсальность поставляющих и эстетизирующих функций дизайна, практикуемых как созидающие законы экзистенциальных эквилибриумов для миллионов людей, глубоко и корыстно осмыслена за пределами профессиональной дизайнерской методологии и используется в качестве рычага социального умиротворения или нагнетания социальной конфликтности. Варианты теоретических моделей дизайна, не включающие в свой интеллектуальный и эвристический потенциал всей глубины диалектических социально-философских противоречий, продуцируемых предметным и символическим содержанием окружающего мира, на деле не могут избежать решения вопросов личной и национальной безопасности, решения вопросов жизни и смерти человека. Замалчивание социальной ост-роты профессиональных вопросов представляет собой иную, не менее значимую для общества дизайнерскую позицию. Разница оказывается лишь в том, что объективная и неравнодушная позиция дизайна в первом случае нацелена на устранение глубинного конфликта между человеком и деструктивностью индустриально-технологического потенциала социума, репрессивными формами использования дизайна, тогда как во втором случае и дизайн, и население избавляются от излишних со-мнений, также как и от аналитических способностей, препятствующих беспроблемному потребительству.
Необходимость философского осмысления социально-антропологических и теоретико-познавательных проблем дизайна в значительной степени обусловлена еще одной важнейшей и существенной особенностью современного дизайна: дизайн с нарастающей силой демонстрирует себя не только как один из основных источников и носителей социальных изменений; тщательного философского анализа требует тот фундаментальный факт, что дизайн становится эффективной формой контроля за индивидуальным поведением человека, формой социального планирования основных социально-онтологических измерений индивидуального бытия человека. Серьезная и глубокая проработка онтологических и теоретико-познавательных проблем профессии обогащает методологический и практический арсенал дизайна достаточным набором средств, способных обеспечить такие духовно-практические преобразования социального бытия, которые стимулируют развитие конструктивно-созидательных аспектов индивидуальной и социальной жизни. Дизайнеры, имеющие в своем арсенале такую методологию, обретают широкие возможности для осуществления контроля за качеством дизайнерского проекта еще на стадии возникновения идеи и могут заранее избежать деструктивных решений, которые при их осуществлении ведут к дегуманизации центрального фактора социального процесса - человека.
Особую, острую актуальность имеют эти проблемы для современной России. Отечественный дизайн является мощным средством формирования не только товарного ассортимента высокого качества, но и активнейшим способом создания широкого выбора стилей жизни, форм социальной активности. Российский дизайн стоит сегодня перед стратегической дилеммой: либо не терпящее промедления возрождение, возрождение вместе с Россией, вбирающее в себя огромный позитивный практический и современный теоретический опыт всего человечества, либо жалкое колониальное потребление чужого и подражание чужому, которое агрессивно давит на жизнь россиянина через массовый дикий рынок.
Превращение дизайна в гибкое подсобное средство в руках беспринципной части делового мира, бесконтрольно насаждающего в России не всегда высокопробные импортируемые образцы не только товаров, но и форм общественного устройства, стилей индивидуальной жизни, уже становится влиятельной реальностью в современной России.
Состояние разработанности темы.
Степень научной разработанности дизайнерской проблематики в отечественной философской и специализированной литературе можно считать явно недостаточной. К глубокому сожалению, философские антропологические исследования проблем дизайна в русле традиций на-учно-философской онтологии и методологии и, особенно, исследования роли дизайна в современном обществе в течении многих десятилетий, как и другие гуманитарные и социальные науки, были поставлены под жесткий идеологические контроль государства. В публикациях отечественных авторов, посвященных проблемам дизайна, раскрывалась, в основном, узкопрофессиональная проблематика, излагались методики оценки и реализации дизайн-проектов в заданных рамках индустриальных и социальных доминант.
Технологический, искусствоведческий, культурологический подходы глубоко и разнообразно продемонстрированы в работах Ю.Б. Соловьева, В.Р. Аронова, Л. Н. Безмоздина, Д. А. Азрикана, А.В. Иконникова, В.Ф. Сидоренко, Д.А.. Щелкунова, В.П. Глазычева, Г.Б. Минервина, Л.Б. Переверзева, Е.Н. Лазарева, С.О. Хан-Магомедова, К.М. Кантора, Л.А. Кузьмичева, М. В. Федорова, Л. Н. Новикова, О.И. Генисаретского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Тасалова, А.В. Рябушина, Н.В. Воронова, Е. А. Розенблюма, Г.Ю. Сомова, В.И. Пузанова, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковского и других.
Разнообразие узкопрофессиональных рекомендаций не вырастало в серьезные теоретико-философские исследования: за десятилетия функционирования ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) не написана даже история российского дизайна (монография С.О. Хан-Магомедова «Пионеры советского дизайна», - М, 1995, посвящена первым десяти годам истории дизайна в России), не подготовлено ни одного научно-философского, социологического исследования проблем российского дизайна. Информация о дизайне за рубежом десятки лет была ограничена отдельными работами Г. Земпера, З. Бегенау, В. Гропиуса, Корбюзье, Дж. Нельсона, Дж. К. Джонса. (Почти все издания 20-ти и 30-ти летней давности!).
К скудному набору переводных монографий, которых не набирается и десятка, можно прибавить информацию в периодических изданиях ВНИИТЭ: популярные брошюры о некоторых практических раз-работках зарубежных дизайнеров (серия «Дизайн за рубежом») и краткие аннотации к изданиям и проектам на страницах «Технической эстетики».
Всемирно известные материалы международных симпозиумов, монографии выдающихся философов и дизайнеров, хрестоматии и учебники по истории, методологии и методам, толковые словари по дизайну, сборники творческих персоналий, терминологические справочники, энциклопедии и энциклопедические словари, аннотированные тематические библиографические указатели, руководства к специализированным курсам дизайна в школе и в системе постуниверситетского образования - вся эта литература полностью отсутствует не только в библиотеках России, но и в специализированных учебных и проектных организациях.
Сегодня выпуск серьезной литературы по дизайну вообще полностью прекратился. ВНИИТЭ фактически не существует, все его издания закрыты. Журнал «Союза дизайнеров» под тем же названием, просуществовав несколько лет - закрыт, получив весьма критическую характеристику самих же издателей - «капустник». Процесс информационной изоляции российского дизайна завершился, достигнув своей абсурдной кульминации.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования необходимо оценивать не только исходя из тех результатов, которые достигнуты автором в формировании основ нового направления в отечественном дизайне и в отечественной философии - «философия дизайна». Не менее важным результатом диссертации следует считать работу, проделанную для разрушения информационной блокады российского дизайна, работу, нацеленную на установление продуктивного диалога российских дизайнеров, диалога дизайна России с дизайном Запада.
Цели и задачи исследования определяются, прежде всего, потребностью преодолеть значительное отставание, неадекватность стереотипов, бытующих в теоретических представлениях о дизайне, о его онтологических и теоретико-познавательных проблемах. Дизайну необходимы новые, современные философские идеи, позволяющие адекватно осмыслить феномены современного дизайна в контексте актуальных проблем социальной и индивидуальной жизнедеятельности человека. В диссертации особое значение уделено исследованию перспективы использования дизайна в качества активного интеллектуального и творческого резерва гуманизации общества и человека. В диссертации исследуются специфические философские методы достижения онтологического и гносеологического двуединства в аналитическом осмыслении философских аспектов и социальных проблем дизайна. Необычность и существенность онтологических качеств дизайна, выявленных по-новому осмысленной дизайн-методологией, позволяет достичь концептуальных изменений в восприятии и оценке фактов истории дизайна. Решение задачи активного внедрения в теоретический дизайн философской методологии позволяет осмыслить и преобразовать не только профессиональный фундамент самой творческой деятельности в контексте динамичных социальных условий, но и существенно обогатить индивидуальный культурный потенциал потребителя дизайн-продукции. Вычленение дизайна из сферы обыденно-практического и традиционного профессионального сознания и превращение его методологии в специализированную отрасль духовного производства, в отрасль производства знаний и опыта, представляется особенно интересным и актуальным в русле формирования философии дизайна, открыто обращенной к гуманистическому мировоззрению.
Конкретизация целевых установок диссертационного исследования предусматривает решение следующих задач: во-первых, аргументированно доказывается необходимость выявления и разработки достаточной и эффективной системы методологических принципов для создания теоретической основы философии обновляющегося дизайна. Важнейшие принципы разрабатываемого автором нового теоретического направления в дизайне — «философия дизайна» - (принцип диалектической коэволюционности, принцип диалектической маргинальности и принцип социально-антропологической мимолетности) - ориентированы на решение онтологических, антропологических, гносеологических проблем дизайна в динамичных современных социальных условиях. Задачу конструирования фундаментальных положений нового направления философской мысли в дизайн-деятельности, представленных в виде комплекса методологических принципов, можно считать одной из наиболее сложных и ответственных, поскольку современные теоретические концепции дизайна не содержат системных попыток создания цельного философского учения о дизайне, включающего в себя и необходимые методологические принципы. Автору диссертации приходится самостоятельно разрабатывать методологические принципы и выверять соответствие предлагаемых методологических принципов реальным фактам истории и практики дизайна, тенденциям преобразований в структурах общества.
Второй фундаментальной задачей, выдвигаемой автором диссертации, исследуемой в предлагаемом концептуальном каркасе философии современного дизайна, - является конкретизация методологических принципов дизайна в гносеологических интегративных моделях дизайн-деятельности, объединяющих в себе онтологию и методологию дизайна, методы абстрактно-логического и образно-эмоционального мышления. Автором диссертационного исследования разработаны, апробированы в публикациях и в лекциях три группы интегративных гносеологических моделей дизайна (социально-философские модели, научно-технические модели, культурологические модели).
Постановка и пути решения этой второй задачи в диссертации являются авторскими, поскольку существующая литература (отечественная и англоязычная) не содержит в себя информации об аналогичных подходах к формированию концептуальных основ дизайн- деятельности.
Третий круг проблем, выдвигаемый автором диссертационного исследования, состоит из выявления и реализации способов теоретико-экспериментальной апробации сформулированных методологических принципов философии дизайна в процессе обсуждения современных проблем социального функционирования эстетических достоинств дизайнерской продукции в условиях реальной социально-политической и экономической ситуации в передовых техносообществах.
Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования. Методология дизайна сталкивается сегодня с такими проблемами, которые под воздействием известных правил и процедур практического и теоретического дизайна не поддаются позитивному разрешению, не вписываются в парадигму индустриализма. В философии дизайна осмысливается появление влиятельных феноменов дизайна, называемых «проблемы-ведьмы». Эти аномалии обусловлены глобальными социальными, личностными и экологическими проблемами и свидетельствуют о нарастании кризиса, глубинной смене дизайнерской парадигмы. В силу этих условий дизайн становится сегодня средством, включенным в любой акт преобразования окружающего мира. Методология и практика дизайна все больше и активнее концентрируются на проблемах антропологических, социальных, философских. Методология декоративного творчества в промышленности сменяется методологией философии и социальной антропологии, осмысливающей дизайн как универсальное средство обострения или умиротворения социальной напряженности. Проблемы человека и общества приобретают доминирующий характер. От масштабов саморефлексии дисциплин дизайна, от степени профессиональной гуманистической активности специалиста, от его способности продуктивно осваивать философскую методологию зависит, разовьются ли ростки новых тенденций, возникшие в широком контексте проблем философии, науки и культуры, в особую форму материального и духовного производства, или же эти тенденции будут нейтрализованы, ассимилированы в целостной системе культуры и индустрии таким образом, что не смогут проявиться, реализоваться как собственно дизайнерские, специфические формы деятельности и мышления.
Информативно-аналитический каркас диссертации включает в себя следующие четыре группы англоязычных источников, ориентированных, в основном, на раскрытие особенностей становления и развития индустриального дизайна Соединенных Штатов Америки:
1. Фактический материал по истории дизайна США, особенно тот объем информации, который изложен в монографиях и в монографическом сборнике:
a) Pulos A. The American Design Adventure. - Massachusetts Insti-tute of Technology. USA. 1988. P. 435.
b) Caplan R., McCoy., K. Mc Coy., M New American Design: Products and Graphics for a Post-industrial Age. - N.Y., Rizzoli. 1988. P. 194.
c) Apocalypce Culture / Ed. A. Parfrey - N.Y., Amok Press, 1987, P. 272.
2. Социальные и философские исследования Г. Маркузе и А. Тоффлера, вошедшие в классику фундаментальных работ по теоретическому дизайну на Западе:
a) Marcuse H. Repressive Tolerance // A Critique of Pure Tolerance. - Beacon Press. Boston. 1970. P. 81-130.
b) Marcuse H. Art as a Form of Reality // On the Future of Art. - N.Y. 1971. P.123-135.
c) Toffler, A., Future Shock. - Pan, London, 1970, P. 541.
3. Теоретические работы западных исследователей дизайн- деятельности, опубликованные в монографических сборниках, составленных по материалам Всемирных конференции по проблемам дизайна.
4. Статьи из журналов «Design Studies» и «Design Methods and Theories», публикующие на своих страницах авторов - дизайнеров из сорока стран мира, а также статьи из журнала Союза индустриальных дизайнеров США «Innovation».
Актуальность такого выбора источников подтверждается следующими причинами. Во-первых, это огромное значение и внушаемый общественности авторитет всего, что насаждается сегодня в России под видом западных моделей товаров, деловой активности, индивидуальных моделей поведения и потребления. Насколько добросовестна подобная ретрансляция ценностей? Насколько предлагаемые россиянину варианты действительно соответствуют тому, что реально существует в странах Запада и Америки? Во-вторых, динамика фактического материала, особенности становления американского дизайна таковы, что позволяют исследовать на конкретном материале дизайна Соединенных Штатов закономерности развития дизайна и в европейских странах, и странах Третьего мира.
Материалы, исследованные в диссертации, позволяют освободиться не только от иллюзий, насаждаемых в России под видом всего нового, но и должным образом оценить все истинно позитивное в западном дизайне, дизайне Америки и России.
В диссертации проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов по социологии, философии, культурологии, методологии науки, по дизайну, искусству, архитектуре, необходимые для разработки философско-антропологических, методологических принципов и гносеологических моделей философии дизайна.
Из западных исследователей наибольший интерес представляют работы следующих авторов, посвятившие свои труды проблемам со-временной философии техники, методологии культуры и научного познания: Г. Маркузе, Г. Рид, Ф. Рапп, М. Мак-Люэн, Ю. Хабермас, Д. Белл, А. Тоффлер, Т. Парсонс, К. Митчем, П. Фейерабенд, И. Лакатос, Т. Кун, К. Поппер, П. Хилл, А. Парфрей, Г. Саймон, К. Джонс, М. Фуко, Т. Адорно, Л. Мамфорд, Ж. Эллюль, М. Фуко, Р. Барт, П. Вирильо, Ж. Бодрийяр, Г. Гессе, П. Рикёр, Б. Фуллер, Ж. Деррида, К. Хюбнер, О. Хаксли, Э. Фромм, А. Банфи, М. Вебер, Ж. Пиаже, З. Бегенау, И. Тэн, Ф. Шеллинг, Г. Земпер и другие.
Серьезным потенциалом в исследовании проблем философии дизайна являются труды отечественных авторов, освещающих проблемы методологии, логики и диалектики культуры: Д.П. Горский, А.И. Уемов, К.Н. Любутин, В.А. Штофф, В.С. Швырёв, И.Я. Лойфман, А.В. Перцев, Н.В. Бряник, В.Е. Кемеров, В.В. Ким, В.И. Копалов, Д.В. Пивоваров, В.И. Плотников, А.М. Мосоров, В.И. Кашперский, В.В. Байлук, А.В. Медведев, Ю.И. Мирошников, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, А.П. Огурцов, Е.М. Мамчур, Л.Н. Коган и другие.
Серьезным источником для осмысления теоретических и эмпирических проблем дизайна является десятилетний опыт работы автора в качестве дизайнера на индустриальных предприятиях Екатеринбурга, а также опыт научной и преподавательской деятельности. Результаты исследования реализованы в трех монографиях, более чем в тридцати статьях, использованы при чтении курсов учебных лекций по теории и истории дизайна студентам Уральской государственной архитектурно-художественной академии.
Научно-практическая значимость работы.
Тема диссертации тесно связана с перспективами развития специализаций на выпускающих кафедрах Уральской государственной архитектурно-художественной академии, отражает тематику плана научно-исследовательских работ. Проведенное исследование позволяет использовать его результаты для создания учебных пособий по дизайну для дизайнерских специализаций в структурах академии, а также в системах подготовки специалистов по дизайну в гуманитарных и технических университетах. Материалы диссертации могут быть использованы в работе по дальнейшей конкретизации и обогащению авторской концепции дизайна за счет привлечения в контекст научных исследований новой философской, социологической, культурологической информации о качестве социальных процессов в России и за ее пределами. Положения и выводы диссертации, ее содержательная и информативная структуры составили основу двух полномасштабных фундаментальных теоретических курсов по дизайну, читаемых для дизайнеров в архитектурно-художественной академии. На основе материалов диссертационного исследования автором разработаны планы семинарских занятий, программы, учебные пособия и лекционные материалы по дисциплинам: «Теория дизайна» и «История дизайнерской мысли».
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты представлены в материалах научных конференций, в периодических изданиях, в учебных пособиях. Результаты исследования использованы при чтении автором курсов лекций по дизайну: «Теория дизайна», «История дизайнерской мысли.»
Структура и объем диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Общий объем диссертации составляет 335 страницы текста в компьютерной верстке. Список литературы содержит 290 наименований.
1) Философия дизайна. - Екатеринбург, Архитектон, 1999, 11 п.л.
2) Методология и герменевтика современного дизайна, - Екатеринбург, Архитектон, 1999, 3,7 п.л.
3) Индустриальный и постиндустриальный дизайн США: проблемы онтологии и методологии, - Екатеринбург, Архитектон, 2000, 19,5 п.л.
4) Методология и методы дизайна. // Рефлексия в науке и обучении. Тез. конф. - Новосибирск, 1984, 0,3 п.л.
5) Функции дизайна. // Молодые ученые Урала. Тезисы, конф. - Свердловск. 1985, 0,3 п.л.
6) Моделирование в дизайне. // Научно-методическая конф. Тезисы, конф. - Новосибирск, 1985, 0,3 п.л.
7) Дизайн приходит в цех. // Газета «Импульс» от 16.03.1988, 0,3 п.л.
8) Что может дизайн? // Газета «Импульс» от 28.09.1988, 0,3 п.л.
9) Дизайнером должен быть каждый. // Газета «Импульс» от 05.10.1988, 0,3 п.л.
10) Открытый дизайн в современном мире - новые теоретические разработки в области дизайна на Западе. // Культура и рынок. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1994, 0,3 п.л.
11) Дизайн в контексте современных проблем России. // Судьбы России. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
12) Теория, методология и практика дизайна для инженеров. Российская общественная мысль на рубеже веков. Вып. 1. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
13) Г. Маркузе о проявлениях человеческой деструктивности в обществе и в искусстве. // Российская общественная мысль на рубеже веков. Вып. 2. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
14) Изучение западного дизайна - важнейший аспект современного образования и культуры в России. // Интеллект, культура, образование. Тезисы, конф. - Новосибирск, 1995, 0,3 п.л.
15) Изучение в России западного дизайна как аспект взаимодействия культур. // Культурное достояние Урала и Сибири. Тезисы Все-мирной конф. ЮНЕСКО. - Екатеринбург, 1995, 0,3 п.л.
16) Социально-политические аспекты современного российского дизайна. // Интеллигенция и власть на пороге XXI века. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
17) Актуальность понимания природы эстетического в работах Г. Маркузе. // Концепция гуманитаризации и проблемы высшей школы. Тезисы, конф. - Пермь, 1996, 0,4 п.л.
18) Философия дизайна: проблемы взаимосвязи онтологии и методологии. // Уральская философская школа и ее вклад в развитие со-временной философии. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
19) Социально-методологические проблемы онтологии в философии дизайна. // Единство онтологии, теории познания и логики. Тезисы, конф. - Уфа, 1996, 0,4 п.л.
20) Возможности «дизайна человеческого опыта» в решении проблем городской массовой культуры. // Проблемы культуры городов России. Тезисы, конф. - Омск, 1996, 0,4 п.л.
21) Новый дизайн: форма следует «фан». // Архитектура и рнок. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
22) Ценностные ориентиры «дизайна человеческого опыта». // Ценности и идеология в современной России. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1966, 0,4 п.л.
23) Индустриальный дизайн США: истоки, особенности, разно-образие. // Индустриальный дизайн Урала. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,4 п.л.
24) Эрьзя как дизайнер. // Первые международные эрьзинские чтения. Тезисы, конф. - Саранск, 1996, 0,4 п.л.
25) Дизайн в системе непрерывного гуманитарного образования в инженерном вузе. // Проблемы непрерывного гуманитарного образования. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,3 п.л.
26) Дизайн и система технологической оценки. // Личность и культура на рубеже веков. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1996, 0,3 п.л.
27) Постиндустриальный дизайн в культуре индивидуальных миров. // От массовой культуры - к культуре индивидуальных миров. Тезисы междунар. конф. - Москва, 1997, 0,4 п.л.
28) Проблема определения специфичности современного этапа развития дизайна на Урале. // Тезисы юбилейной конф. Института истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1998, 0,3 п.л.
29) Освоение зарубежных провинций индустриальным дизайном США. // Тезисы конф. К 400-летию г. Верхотурья. Институт истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1998, 0,3 п.л.
30) Современные методологические принципы осмысления духовности. // Воспитание духовности. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1999, 0,4 п.л.
31) Проблемы осмысления в философии дизайна духовности быта и бытия. // Быт и бытие. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1999, 0,4 п.л.
32) Приоритетность гуманистического дизайна - путь выживния России. // Наука и образование. Тезисы, конф. Института истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург, 1999, 0,3 п.л.
33) Духовный потенциал гуманистического дизайна. // Воспитание духовности. Тезисы, конф. - Екатеринбург, 1999, 0,3 п.л.
34) Открытый дизайн и его враги. // Тезисы Российского философского конгресса. - Екатеринбург, 1996, 0,2 п.л.
35) Дизайн во мраке: антидизайн и кризис объекта. // Тезисы Всероссийской научной конф. - Екатеринбург, 2001, 0,4 п.л.