Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

Работа №102922

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы19
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Интеграция современного российского общества в мировое информационно-образовательное пространство актуализирует деятельность таких образовательных институтов, которые могли бы мобильно реагировать на потребности людей. Среди них одно из ведущих мест занимает дополнительное образование. Не может вызывать сомнения факт важности социальных функций, выполняемых этим институтом, для образования, социализации, развития личности. Следует отметить, что педагогическим работникам дополнительного образования принадлежит ведущая роль в качественном, эффективном выполнении этих функций.
Дополнительное образование является институтом, способствующим освоению личностью культуры социума, позволяет сочетать различные виды деятельности (например, образовательной и досуговой), способствует подлинному развитию людей. В условиях смены парадигм образования деятельность педагогов дополнительного образования приобретает особую важность, так как она направлена не только на помощь в получении определенного объема знаний или узкопредметных навыков, но и на удовлетворение таких важных социальных потребностей человека как потребность в собственном развитии, признании, общении. Уровень удовлетворения этих потребностей во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от его способности быть учащемуся помощником, партнером по образованию, единомышленником.
Педагоги дополнительного образования являются особой социальной группой, имеющей собственные социально-профессиональные параметры, отличающие их от групп педагогических работников других образовательных институтов. «Величина» этих параметров, в большинстве своем, неизвестна. Между тем, их исследование имеет большую значимость для общества, как теоретическую, так и практическую.
Социологическое изучение группы педагогов дополнительного образования позволит создать основу для разработки научно-обоснованной кадровой политики, предоставит возможность совершенствовать планирование и управление системой дополнительного образования. Социологический анализ деятельности этой социально-профессиональной группы позволит выработать основные направления профессиональной подготовки кадров, что положительно скажется на эффективности деятельности всего института дополнительного образования в удовлетворении потребностей людей. Изучение социальных проблем функционирования педагогов дополнительного образования станет предпосылкой выработки системы мер по социальной поддержке и защите этой группы.
Сложность анализа деятельности педагогов дополнительного образования заключается в том, что они никогда не становились объектом специального теоретического и эмпирического изучения. На наш взгляд, это связано с тем, что ранее не были столь актуальны гуманистические ценности развития людей, в обществе господствовал социократический подход к человеку, который рассматривался как исполнитель определенных социально-производственных функций. Вследствие этого деятельность таких институтов, как дополнительное (ранее внешкольное) образование, не была столь востребована обществом, как сегодня.
Определенную трудность в исследовании данной группы представляет существенная разрозненность статистических данных, что связано с «размытыми» границами этой профессиональной общности, принадлежностью учреждений дополнительного образования к различным управленческим ведомствам: образованию, культуре, спорту, туризму.
Степень научной разработанности темы. В современной научной литературе глубоко разработаны теоретико-методологические подходы к исследованию образования в целом с позиции социологии, философии, педагогики и других наук. Следует отметить, что при этом основное внимание ученых уделялось функционированию такой социальной общности как учительство, целостного же анализа социальной группы педагогов дополнительного образования в литературе не представлено. Учитывая происходящие процессы реформирования образования, а также особенности развития института дополнительного образования в современных российских условиях, мы обращались преимущественно к работам отечественных авторов.
Общетеоретические подходы к исследованию образования, проблем его функционирования в современном обществе отражены в работах таких авторов как: Л.М. Андрюхина, Е.С. Баразгова, А.Г. Бермус, И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Борисова, А.П. Валицкая, М. Гончар, В.М. Димов, В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовский, Г. Ильин, А.И. Ковалева, Л.Н. Коган, Л.Ф. Колесников, Л.В. Лесная, Н.А. Люрья, В.А. Мудрик, В.А. Мясников, В.Я. Нечаев, А.А. Орлов, В.В. Панферова, В.Т. Пуляев, М.Н. Руткевич, В.Д. Семенов, Г.Н. Сериков, А.В. Сиволапов, М.С. Слуцкий, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов и др.
Большое теоретическое значение имели труды ученых, разработавших основные аспекты системного и институционального подходов, которые мы применяли для анализа нашей проблемы. Этим занимались такие исследователи как Н. Аберкромби, Ю.П. Андреев, Ю.Г. Волков, Д.П. Гавра, В.Н. Иванов, С.Г. Кирдина, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина, А.И. Кравченко, А. Менри, И.В. Мостовая, Г.В. Осипов, Э.В. Тадевосян, Б.С. Тернер, С.С. Фролов, В.Г. Харчева, С. Хилл, Я. Щепаньский и др.
Учитывая важность в нашем исследовании выявления особенностей развития института дополнительного образования, его ролевых, функциональных особенностей, влияющих на деятельность изучаемой нами социальной группы, мы обратились к анализу работ Н.Л. Антоновой, А.Г. Асмолова, Н.Е. Артемкиной, Г.В. Беловой, В.А. Березиной, Л.Н. Боровик, А.К. Бруднова, И.И. Буевой, Л.Н. Буйловой, Р. Валеева, В.Н. Вершинина, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.И. Живицкой, А.Я. Журкиной, Е.Н. Землянской, З. Каргиной, Н.В. Кленовой, М.Б. Коваль, А. Колодина, Н.Г. Корневой, С.В. Кочневой, В.Ф. Ломовой, Л.А. Николаевой, П.Б. Панич, М.Н. Поволяевой, Г. Семенова, Е.В. Серединцевой, А.Б. Фоминой, А.И. Щетинской и др.
При исследовании социально-профессиональной группы педагогов дополнительного образования как социальной общности, ее места в социальной структуре общества, особенностей ее профессиональной деятельности, социально-профессиональных ориентаций мы опирались на теоретико-социологические подходы, отраженные в работах таких исследователей как Г.С. Антипина, Б.А. Грушин, А.А. Дикарева, А.И. Донцов, А. Г. Здравомыслов, М.В. Кларин, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.М. Кондаков, Г.Б. Кораблева, Н.И. Лапин, К.М. Левитан, А.К. Маркова, М.И. Мирская, Б.С. Модель, И.М. Модель, В.Г. Немировский, Г.П. Орлов, В.Г. Подмарков, В.В. Радаев, С.Г. Струмилин, М.Х. Титма, О.И. Шкаратан, В.А. Ядов и др.
Большую важность для анализа проблемы имели методологические подходы, заложенные в исследованиях взаимодействия социальных групп в рамках образования: педагогов, учащихся, родителей. В этой связи мы опирались на работы таких ученых как С.Н. Айрапетова, А.А. Ахмадеев, А.С. Белкин, Г. Буданова, Ю.Р. Вишневский, Н.Ю. Волжская, Г.Л. Воронин, Н.Я. Голубкова, Т.А. Гурко, Р.Г. Гурова, С.И. Железнякова, Ф.Г. Зиятдинова, С.Г. Климова, О.Н. Козлова, В.А. Кольцова, О.Ю. Кондратьева, А. Лялин, А.В. Меренков, В.В. Морозов, Н.Н. Никитина, Л.А. Орлова, В.Б. Ольшанский, Б.С. Павлов, С.Г. Панова, В.А. Попов, В.Г. Попов, Ю.В. Сенько, И.М. Синагатуллин, А.П. Скробов, Е.Э. Смирнова, Т.А. Смотрина, В.С. Собкин, Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкин, М.М. Рыбакова, Л. Л. Рыбцова, В.И. Чупров, Е.В. Шалагина, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклина, И.И. Шурыгина и др.
Названные ученые внесли значительный вклад в изучение общетеоретических и эмпирических аспектов образования, его функций, структурных компонентов (в том числе и социальных общностей). Однако, большинство исследователей либо не ставили своей целью изучение избранной нами проблемы, либо рассматривали отдельные, конкретные ее стороны, не проводя целостного социологического анализа социальной общности педагогов дополнительного образования.
Исходя из этого, представляется возможным сформулировать цель исследования: осуществить теоретико-социологический и эмпирический анализ деятельности педагогов дополнительного образования как особой социально-профессиональной группы.
Задачи исследования:
1. Выявить методологические подходы к анализу дополнительного образования, показать специфику социологического подхода к исследованию группы педагогов дополнительного образования.
2. Раскрыть сущность деятельности социальной общности педагогов дополнительного образования как особой социально-профессиональной группы, ее основные социальные параметры и место в социальной структуре общества.
3. Изучить содержание и структуру социально-профессиональных ориентаций, детерминирующих социальное поведение педагогов дополнительного образования.
4. Выявить особенности взаимодействия педагогов дополнительного образования с другими социальными общностями, действующими в рамках института дополнительного образования.
5. Разработать конкретные рекомендации по решению социальных проблем функционирования социальной группы педагогических работников дополнительного образования.
Теоретико-методологическая база исследования. При изучении проблемы активно использовалась методология системного и институционального анализа. Диссертант опирался на теорию социальных групп, социальных общностей, теорию деятельности, теорию социальной стратификации, теорию личности. Большое значение для проведенного исследования имели теоретические подходы, разработанные в ряде отраслей социологического знания: социологии образования, социологии труда, социологии свободного времени, социологии молодежи. В диссертации применялись теоретико-методологические подходы к исследованию различных групп педагогических работников (прежде всего, социальной общности учителей), разработанные в отечественной социологии. Автор учитывал основные положения концепции гуманизации образования, направленные на переориентацию системы образования на потребности человека, которые нашли отражение в современной научной философской, социологической, культурологической, педагогической литературе. Диссертант также опирался на идеи реформирования современной системы образования, заложенные в концептуальных и программных документах федерального и регионального значения.
Эмпирическая база исследования. Ценный фактографический материал для исследования проблемы дали материалы государственной федеральной и региональной статистики. С целью сравнения диссертант обращался к анализу данных социологических исследований 90-х годов, посвященных изучению проблем образования, которые были проведены в Свердловской области и других регионах страны. Эмпирической основой изучения проблем функционирования группы педагогических работников явилось конкретное социологическое исследование «Социально-профессиональный портрет педагога дополнительного образования», проведенное в 1999 году информационно-аналитическим отделом Объединения «Дворец молодежи» Министерства общего и профессионального образования Свердловской области под руководством автора. В исследовании использовалась квотная многоступенчатая выборка. Исследование охватило 640 респондентов - специалистов учреждений дополнительного образования из 18 населенных пунктов Свердловской области.
Методы исследования. Принимая во внимание сложность проблемы, диссертант опирался на комплекс методов, применяемых при проведении как теоретических, так и эмпирических исследований. Среди методов теоретического исследования активно использовались анализ, обобщение, аналогия, сравнение, прогноз. Основными методами сбора социологической информации выступили анкетный опрос, анализ документов, экспертный опрос (интервью).
Научная новизна исследования:
• В диссертации предпринята одна из первых попыток теоретического и эмпирико-социологического анализа деятельности особой социально-профессиональной группы общества - педагогов дополнительного образования, позволившего обозначить ее место в социальной структуре, охарактеризовать социальный состав и особенности взаимодействия с другими общностями.
• В работе проведен системный и институциональный анализ дополнительного образования, его социальных функций, обусловливающих содержательные особенности профессиональной деятельности исследуемой группы: нерегламентированный характер отношений между основными социальными общностями, отсутствие жестких форм социального контроля, содержательная неограниченность взаимодействия (отсутствие стандартов), гетерогенный и переменный состав общностей учащихся.
• Дополнительное образование трактуется в диссертации как образовательный институт, анализируются его отличия от других образовательных институтов: наличие собственной сферы образовательных отношений, специфика нормативного наполнения взаимодействия общностей, отсутствие жестких форм социального контроля за выполнением ролей и функций. Вскрыт механизм взаимосвязи дополнительного образования с другими образовательными институтами (дополнительное образование выступает связующим для всей системы образования институтом).
• В работе проанализирован генезис общности педагогов дополнительного образования, рассматриваются несколько основных источников ее воспроизводства: лица с базовым педагогическим образованием (работники других образовательных институтов); лица с базовым непедагогическим образованием (специалисты сферы культуры, инженерно-технические работники, специалисты сельского хозяйства и др.); лица, не имеющие профессионального образования или находящиеся в процессе его получения (студенты средних и высших учебных заведений или выпускники учреждений дополнительного образования).
• Выявлена структура социально-профессиональных ориентаций педагогов дополнительного образования, особенность которой заключается в выраженной направленности педагогов дополнительного образования на узкопрофессиональные аспекты работы, в ущерб собственно педагогическим, воспитательным аспектам. В работе проанализирован комплекс профессиональных ориентаций педагогов дополнительного образования через их взаимосвязь с ценностными и жизненными ориентациями.
• Проанализированы особенности системы взаимодействия «педагог- учащийся», «педагог-родитель» в рамках института дополнительного образования. Доказано, что интересы и ценностные системы этих основных социальных групп характеризуются разнонаправленностью, неоднородностью, что осложняет их взаимодействие, препятствует удовлетворению потребностей. Обнаружены отличия в содержании, формах организации, социальном контроле в осуществлении взаимодействия педагогов с различными группами учащихся (дошкольного, школьного возраста) и их родителями.
• Вскрыт комплекс социальных проблем в деятельности группы педагогов
дополнительного образования, выявлены основные противоречия, препятствующие оптимальному функционированию института дополнительного образования: между направленностью педагогов на творческую самореализацию и отсутствием реальных условий для этого; между стремлением системы дополнительного образования к развитию и обновлению и достаточным консерватизмом основной массы педагогических работников; между возрастающими квалификационными требованиями общества к этой группе педагогических работников и сохраняющейся ориентацией педагогов воспринимать себя в качестве узких профессионалов.
Практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, были положены в основу ряда документов, определяющих ведущие стратегические направления развития системы дополнительного образования Свердловской области. Среди них - «Концепция кадровой политики» Объединения «Дворец молодежи», статья 2 (раздел «Дополнительное образование детей») «Мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы (Программа-3)», «Итоги развития системы образования Свердловской области в 2000 году» и др. Результаты исследования могут быть широко использованы при планировании работы учреждений дополнительного образования, для организации повышения квалификации, кадровой подготовки педагогических и руководящих работников. Полученные в исследовании материалы могут:
применяться для преподавания различных специальных курсов - «Социология образования», «Социология молодежи», «Социальная стратификация»; использоваться в рамках подготовки студентов средних и высших педагогических заведений по специализациям «Социальный педагог», «Педагог дополнительного образования». Рекомендации, разработанные на основе материалов исследования, могут быть применены при создании государственных (прежде всего, региональных) программ социальной поддержки специалистов дополнительного образования.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены на конференциях различного уровня: уральской школе молодых социологов (март 1998г.), научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога» (г. Екатеринбург, март 1998г.), XI Уральских социологических чтениях (г. Челябинск, апрель 1998г.), межрегиональной научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (г. Екатеринбург, март 1999г.), III межрегиональной научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (г. Екатеринбург, март 2000г.), межрегиональной научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение учреждений дополнительного образования» (г. Оренбург, февраль 2000г.), межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное образование: путь к себе» (г. Екатеринбург, май 2000г.), заседаниях кафедры социологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Результаты исследования отражены в 7 публикациях автора.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 251 наименования. Объем работы 150 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Дополнительное образование сквозь призму социологии // Уральский регион как социум: Материалы XI Уральских социологических чтений. - Челябинск, 1998. - с. 281-284.
2. Особенности дополнительного образования // Уральская школа молодых социологов: Сборник тезисов научных работ студентов и аспирантов. - Екатеринбург, 1998.- с. 35-37.
3. Проблемы кадрового обеспечения системы дополнительного образования // Инновационный процесс в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - В 2-х ч.- Екатеринбург: УрГПУ, 1998.- Ч.2.- с. 44-45.
4. Профессиональные задачи педагога дополнительного образования //
Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики: Тезисы докладов межрегиональной научной конференции. - Екатеринбург, 1999.- с. 117-118.
5. Педагог дополнительного образования: проблема самореализации (в соавторстве) // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики: Тезисы докладов III межрегиональной научной конференции. - Екатеринбург, 2000.- с. 88-90.
6. Социально-профессиональный портрет педагога дополнительного образования (в соавторстве) // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2000. - № 4. - с. 2-5.
7. Учреждения дополнительного образования: поиск путей
взаимодействия родителей, педагогов и детей дошкольного возраста // Дополнительное образование: путь к себе: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2000. - Вып. 3. - с. 63-65.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ