Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕНЬГИ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №102918

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы22
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Деньги - огромное достижение человеческой культуры в ее самом широком понимании. Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. В последнее десятилетие в связи с капитализацией экономических отношений российского общества интерес к проблеме значительно возрос. Динамика социальных изменений, необходимость управления происходящими процессами превратили тему исследования в практически и теоретически приоритетную. Ее изучение связано с трудностью координации и интеграции междисциплинарных подходов: исторического, экономического, психологического и культурного. Обращение к проблеме социологов актуально в связи с присущей нашей науке способностью к холистическому, системному анализу социальных явлений. Рассмотрение закономерностей функционирования денег в социальном взаимодействии, на наш взгляд, актуализирует данную способность.
Обращение к теме продиктовано особенными историческими обстоятельствами развития изучаемого процесса в России. Во-первых, в России не было ''экономических классов'' в собственном смысле этого слова, т.е. создавшихся благодаря своей экономической деятельности - в основе их всегда были сословные группы. Монетаризация социального взаимодействия не развивалась эволюционным путем, т.к. процесс был прерван революционными событиями 1917 года. В 90-е годы процесс проходит в иных социально-экономических условиях и требует всестороннего изучения.
Во-вторых, актуально переосмысление традиций изучения денег в экономике, поиск новых подходов. Деньги как объект познания традиционно относили к экономической науке, которая рассматривает их как средство обмена, служащее облегчению торговли. Задачи economics сводятся к выяснению того, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег, как функционирует денежный рынок. Сегодня методология экономики является предметом острых дискуссий социологов и экономистов; высказываются сомнения по поводу ее эффективности и отмечается необоснованное увлечение математическими методами. Циркуляция денег регулируется не только экономическими, но и психологическими и социальными законами. Анализа денежных потоков недостаточного, чтобы проникнуть в ''тайну'' денег, понять их роль в жизни общества. Для этого необходим социологический подход, который может охватить все формы проявления денег в их целостности и взаимозависимости и позволит выявить спектр функций денег в социальном взаимодействии.
В-третьих, социологическая наука приходит к осознанию того, что понимание общества, основанного на монетарной экономике, невозможно без учета места и роли денег в социальных системах. Это вызвало, с одной стороны, всплеск интереса к трудам классиков экономической социологии, с другой - появление собственно социологических эмпирических исследований различных явлений, процессов, ценностей, связанных с деньгами.
В-четвертых, сами эти исследования требуют решения проблем методологического и методического характера, разработки социологической теории денег. Диссертационная работа предполагает использование как теоретических, исторических, методологических сторон изучения денег, так и социокультурного аспекта.
И в-пятых, рассмотрение денежных отношений как системообразующих предполагает анализ их роли в изменении сознания и поведения людей. Во взаимодействии людей деньги выполняют не только экономические, но и социальные, и, что особенно важно подчеркнуть, культурные функции. Любая система в упорядоченном состоянии вырабатывает определенный функциональный баланс; в денежных функциях он достигается благодаря их сбалансированности в системе ценностей данного общества. Именно социальные ценности придают функциям денег конкретно-историческое содержание. Рассмотрение денег в иерархии ценностей позволяет изучить особенности их функционирования в современном российском обществе.
В развитых обществах, где большинству обеспечен достойный уровень жизни, деньги изменяют свое ценностное значение; но поскольку конкуренция остается основой образа жизни - деньги сохраняют приоритет в качестве мерила сравнения и самооценки. В переходном российском обществе деньги в определенной мере деформируют систему социальных отношений. Ситуация 1993-97 годов отличалась экономической, социальной, психологической и нравственной несбалансированностью. Это видимым образом проявилось в функционировании денег. С одной стороны, они теряли свою ''обменную'' значимость, их вытеснял ''бартер''; с другой - приобретали расширительное социальное значение, обесценивая человеческую жизнь и вечные ценности. Кроме того, деньги косвенно, 4
скрыто обретали значение духовного блага, становились предметом мечты, духовного удовлетворения, символическим образом человека. В этих условиях изучение актуальной денежной культуры в обществе, обретающем стабильность, составляет особый эмпирический интерес и теоретическую актуальность. В рассмотрении функционирования денег в обществе, их места в системе социальных ценностей, особенностей денежной культуры состоит приоритетная задача социологического изучения денег.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема, поставленная в диссертации, предполагает обращение к нескольким группам научных источников. Междисциплинарный характер денег как объекта исследования привел к использованию группы источников, в которую вошли труды зарубежных и отечественных ученых, представляющих смежные дисциплины - философию, педагогику, культурологию, антропологию, социальную и экономическую психологию (Г.Н. Андреева, М.Ф. Антонов, Н. Бердяев, Л.И. Божович, О.Дейнека, К.Маданес, Х.Шрадер, А.С. Макаренко, Р.Линн, Т.Вайсман, А.Валлендорф, Р. Левис, В.М Соколинский, Т. Терюкова и др.).
Другой круг источников связан с рассмотрением истории развития теории денег в отечественной и зарубежной общественной мысли - работы Аристотеля, А.Смита, К.Маркса, Г.Зиммеля, М.Вебера, З.Фрейда, С.Н. Булгакова, В.М. Бехтерева, Т.Парсонса, Р.Генона, Т.Веблена, П.Хейне, Я.Корнаи, Ф.Хайека, и др., в которых исследуется возникновение, сущность, формы денег.
Особое значение для становления современного подхода к изучению денег имеет обращение к работам основателей социологической науки М.Вебера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, П. Сорокина, которые предложили различные методологические основания анализа экономических явлений в социологии. Не менее важным оказалось изучение теорий структурно-функционального анализа (Т.Парсонса, Р.Мертона) для изучения функционирования денег в современных обществах.
Монографические исследования и статьи Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.В. Радаева, В.И. Верховина, Е.А. Донченко, Г.Н. Соколовой, в которых дается определение экономической социологии и ее предметного поля, стали теоретической основой для межпредметного разведения экономической социологии и социологии денег. В отечественной литературе специальных теоретических работ, посвященных социологическому анализу денег, немного. К ним можно отнести ряд статей Ю.А. Васильчука, диссертацию Д.М. Кузина ''Деньги как предмет социологического анализа'', диссертацию Т.К. Мацуковой ''Социальные функции денег''; в основном они написаны в рамках экономической социологии и рассматривают деньги как экономический феномен.
К следующей группе относятся источники, в которых исследуются проблемы экономической социализации и, в частности, факторы, влияющие на формирование монетарных установок и выбор модели монетарного поведения. К сожалению, содержание данного процесса не освещалось в отечественной педагогической и социологической литературе. Поэтому работа опирается в основном на данные западных авторов, исследующих данные проблемы - теории А.Валявского, В.Зеллизера, А. Мэтьюз, Дж.Ньюсон, А.Фенэм, Д.Фридмана,
Э.Фромма, изложенные в работах С.В. Малахова, А.А. Бояринцевой, А.Б. Фенько, Е.В. Щедриной и др.
Исследование специфики денежной культуры в России и тенденций ее изменения оказалось невозможным без изучения особенностей российского менталитета, рассмотренных в трудах А. С. Ахиезера, Л. Гришина, О.Н. Лебедевой, Ю.Ольсевич.
Анализ социальной ценности денег потребовал обращения к теоретическим положениям и эмпирическому материалу, представленному в работах А.Г. Асмолова, В.А. Ядова, М. Рокича, А.А. Ручки, П.Г. Бунича, С. Попова, Н.И. Лапина, С.В. Мошкина, Н.Н. Козловой, У. Колб, В.Н. Руденко, А.В. Андреенковой и др.
Проведенный анализ показал, что не изучена роль денег в целостном социальном взаимодействии, их системообразующая роль по отношению к обществу; денежная культура, определяющая сознание и поведение людей.
Отсюда целью диссертационного исследования выступает исследование процесса функционирования денег в социальном взаимодействии, на межпоколенческом и межличностном уровнях. Достижение указанной цели требует решения следующих основных задач:
1. рассмотреть классические и современные теории денег;
2. определить специфику социологического подхода к изучению денег;
3. предложить определение понятия ''социология денег'' и понятия
''деньги'' как предмета социологического изучения;
4. выявить особенности актуальной денежной культуры;
5. охарактеризовать процессы функционирования денег в социальном взаимодействии;
6. рассмотреть роль денег в процессе социализации личности;
7. выявить особенности функционирования монетарных ценностей в межпоколенческом взаимодействии;
8. зафиксировать особенности монетарных установок в субкультуре молодежи современного российского общества.
Объектом эмпирического исследования в данной работе выступали четыре поколенческие группы: ученики 5-х классов средних школ № 2, 69, 113, их родители, бабушки и дедушки; учащиеся 11-х классов этих же школ.
В исследовании поколение рассматривается как потомство супружеской пары по степени родства; эта пара считается нулевым поколением, их дети - первым, а внуки - вторым поколением. Уникальность объекта заключается в том, что период активной социализации каждого поколения отличается от остальных, проходил в особых социально-экономических условиях, что привело к формированию у представленных поколений отличающихся систем ценностей. Проведенное исследование ставило предметной задачей выявление особенностей отношения к деньгам у людей одного поколения, представлений о месте денег в системе жизненных ценностей, о допустимых способах их получения, о жизненном успехе. Эмпирическая база исследования. Поставленные задачи решаются на эмпирическом материале исследования, проведенного в марте - июне 1999 года. С учетом объекта, предмета, цели исследования, а также организационных возможностей, в качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос. Отбор респондентов производился на основе производственной, стратифицированной выборки. Первым опрашивался ребенок, затем один из его родителей и дедушка или бабушка по этой же линии. Это дало возможность сравнить влияние фактора возраста и семейных традиций, снизить влияние таких факторов, как различия в социальном происхождении, доходах, референтных группах. Таким образом опрашивалось три поколения одной семьи (дети выступают как второе, их родители - первое, дедушки - нулевое поколение семьи). Эти три поколения и подростки являются реальными поколениями ровесников, одновременно вступающих в определенные социальные состояния (поступление в школу, вступление в брак и т.д.). В ходе исследования было опрошено 464 человека: 137 подростков в возрасте 15-16 лет, 130 детей 10-11 лет, 200 человек старше 28 лет. С учетом возрастных особенностей были разработаны варианты анкеты для детей, подростков и взрослых.
Научная новизна состоит в разработке теоретико-методологических и методических принципов социологического подхода к изучению денег и реализации этих принципов в анализе эмпирического материала. Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. изучение денег в социологии выступает закономерным этапом изучения данного феномена. Специфика социологического исследования состоит в рассмотрении места денег в социальном взаимодействии, их роли в регулировании отношений между социальными группами и личностями в различных сферах общественной жизни.
2. Социология денег оперирует системой категорий, представленной уровнями общенаучных, общесоциологических и специальных понятий. К последнем отнесены: денежная культура, монетарное отношение, монетарные установки, монетарное поведение, монетарные стереотипы.
3. Монетарные отношения, монетарные установки и модели монетарного поведения формируются в процессе экономической социализации, что придает им конкретно-историческую и социальную определенность.
4. Экономическая социализация россиян рубежа ХХ1 века проходила в условиях экономической и ценностной трансформации, что позволяет обнаружить закономерности функционирования денег в социальном взаимодействии.
5. Деньги играют важную роль в несимволическом - экономическом и символическом - культурном взаимодействии.
6. Социализация молодежи, проходящая в период системных изменений в России, имеет следующие закономерности:
• монетарные отношения, монетарные установки играют системообразующую роль в актуальном сознании и поведении, а также в жизненном самоопределении;
8
• они выступают регулятором межпоколенческого и межличностного взаимодействия;
• они позволяют осуществить социальный прогноз развития взаимодействия в обществе.
7. монетарные отношения и монетарные установки поколений, прошедших экономическую социализацию в советский период, претерпевают качественные изменения, но они не позволяют личности в полной мере реализовать экономический, социальный и культурный потенциал; фрагментарность сознания и поведения неизбежна в условиях ''социально рваной'' экономической и культурной социализации.
Теоретико-методологической основой исследования стали диалектический подход в его современном понимании, системный, институциональный подходы и структурно-функциональный анализ в рассмотрении исследуемого предмета. Ведущее теоретическое значение имели методологические подходы классиков социологии, методологические разработки представителей экономической, философской, психологической и педагогической наук в области исследования денег, экономической социализации, теории ценностей. В соответствии с поставленными задачами в работе используется категориальный аппарат как общесоциологической теории, так и отраслевых социологических теорий; работа содержит также понятия, которые подвергнуты интерпретации и уточнено их социологическое содержание.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
для обоснования предметной сферы социологического подхода к изучению денег,
для формирования и систематизации понятийного аппарата социологии денег;
при разработке таких моделей экономического поведения, которые смогут усилить прогностический потенциал и экономической и социологической теорий;
для выработки рекомендаций для родителей, педагогов по оптимизации процесса экономической социализации;
при разработке учебных курсов ''Экономическая социология'', ''Социология денег'', ''Денежная культура''.
Апробация исследования осуществлялась в форме участия в научных конференциях: научно-практические конференции, посвященные памяти Л.Н. Когана (Екатеринбург, 1998, 1999, 2000 гг.), V научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург, 1999 г.), ''Свобода в современном мире'' (Екатеринбург, 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции ''Большой Урал - ХХ1 век'' (Екатеринбург, 2001), в публикациях статей и тезисов к конференциям.
Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Читается учебный спецкурс, связанный с темой диссертационной работы.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (включающих в себя пять параграфов), заключения. Список литературы содержит наименование 192 источников. Объем диссертационной работы 150 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Силаева С.Б. Деньги как социальная ценность в оценках поколенческих групп // Уральская школа молодых социологов. - Екатеринбург. - 1998. - С. 86-90.
2. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социологические исследования. - 2000. - №7. - С. 37-41.
3. Абрамова С.Б. Институт денег: социологические аспекты анализа //
Большой Урал - ХХ1 век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию
Уральских социологических чтений. Ч.4. Общество - образование - культура - молодежь. Вып. 4. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. - С. 60-62.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ