Актуальность темы исследования. Деньги - огромное достижение человеческой культуры в ее самом широком понимании. Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. В последнее десятилетие в связи с капитализацией экономических отношений российского общества интерес к проблеме значительно возрос. Динамика социальных изменений, необходимость управления происходящими процессами превратили тему исследования в практически и теоретически приоритетную. Ее изучение связано с трудностью координации и интеграции междисциплинарных подходов: исторического, экономического, психологического и культурного. Обращение к проблеме социологов актуально в связи с присущей нашей науке способностью к холистическому, системному анализу социальных явлений. Рассмотрение закономерностей функционирования денег в социальном взаимодействии, на наш взгляд, актуализирует данную способность.
Обращение к теме продиктовано особенными историческими обстоятельствами развития изучаемого процесса в России. Во-первых, в России не было ''экономических классов'' в собственном смысле этого слова, т.е. создавшихся благодаря своей экономической деятельности - в основе их всегда были сословные группы. Монетаризация социального взаимодействия не развивалась эволюционным путем, т.к. процесс был прерван революционными событиями 1917 года. В 90-е годы процесс проходит в иных социально-экономических условиях и требует всестороннего изучения.
Во-вторых, актуально переосмысление традиций изучения денег в экономике, поиск новых подходов. Деньги как объект познания традиционно относили к экономической науке, которая рассматривает их как средство обмена, служащее облегчению торговли. Задачи economics сводятся к выяснению того, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег, как функционирует денежный рынок. Сегодня методология экономики является предметом острых дискуссий социологов и экономистов; высказываются сомнения по поводу ее эффективности и отмечается необоснованное увлечение математическими методами. Циркуляция денег регулируется не только экономическими, но и психологическими и социальными законами. Анализа денежных потоков недостаточного, чтобы проникнуть в ''тайну'' денег, понять их роль в жизни общества. Для этого необходим социологический подход, который может охватить все формы проявления денег в их целостности и взаимозависимости и позволит выявить спектр функций денег в социальном взаимодействии.
В-третьих, социологическая наука приходит к осознанию того, что понимание общества, основанного на монетарной экономике, невозможно без учета места и роли денег в социальных системах. Это вызвало, с одной стороны, всплеск интереса к трудам классиков экономической социологии, с другой - появление собственно социологических эмпирических исследований различных явлений, процессов, ценностей, связанных с деньгами.
В-четвертых, сами эти исследования требуют решения проблем методологического и методического характера, разработки социологической теории денег. Диссертационная работа предполагает использование как теоретических, исторических, методологических сторон изучения денег, так и социокультурного аспекта.
И в-пятых, рассмотрение денежных отношений как системообразующих предполагает анализ их роли в изменении сознания и поведения людей. Во взаимодействии людей деньги выполняют не только экономические, но и социальные, и, что особенно важно подчеркнуть, культурные функции. Любая система в упорядоченном состоянии вырабатывает определенный функциональный баланс; в денежных функциях он достигается благодаря их сбалансированности в системе ценностей данного общества. Именно социальные ценности придают функциям денег конкретно-историческое содержание. Рассмотрение денег в иерархии ценностей позволяет изучить особенности их функционирования в современном российском обществе.
В развитых обществах, где большинству обеспечен достойный уровень жизни, деньги изменяют свое ценностное значение; но поскольку конкуренция остается основой образа жизни - деньги сохраняют приоритет в качестве мерила сравнения и самооценки. В переходном российском обществе деньги в определенной мере деформируют систему социальных отношений. Ситуация 1993-97 годов отличалась экономической, социальной, психологической и нравственной несбалансированностью. Это видимым образом проявилось в функционировании денег. С одной стороны, они теряли свою ''обменную'' значимость, их вытеснял ''бартер''; с другой - приобретали расширительное социальное значение, обесценивая человеческую жизнь и вечные ценности. Кроме того, деньги косвенно, 4
скрыто обретали значение духовного блага, становились предметом мечты, духовного удовлетворения, символическим образом человека. В этих условиях изучение актуальной денежной культуры в обществе, обретающем стабильность, составляет особый эмпирический интерес и теоретическую актуальность. В рассмотрении функционирования денег в обществе, их места в системе социальных ценностей, особенностей денежной культуры состоит приоритетная задача социологического изучения денег.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема, поставленная в диссертации, предполагает обращение к нескольким группам научных источников. Междисциплинарный характер денег как объекта исследования привел к использованию группы источников, в которую вошли труды зарубежных и отечественных ученых, представляющих смежные дисциплины - философию, педагогику, культурологию, антропологию, социальную и экономическую психологию (Г.Н. Андреева, М.Ф. Антонов, Н. Бердяев, Л.И. Божович, О.Дейнека, К.Маданес, Х.Шрадер, А.С. Макаренко, Р.Линн, Т.Вайсман, А.Валлендорф, Р. Левис, В.М Соколинский, Т. Терюкова и др.).
Другой круг источников связан с рассмотрением истории развития теории денег в отечественной и зарубежной общественной мысли - работы Аристотеля, А.Смита, К.Маркса, Г.Зиммеля, М.Вебера, З.Фрейда, С.Н. Булгакова, В.М. Бехтерева, Т.Парсонса, Р.Генона, Т.Веблена, П.Хейне, Я.Корнаи, Ф.Хайека, и др., в которых исследуется возникновение, сущность, формы денег.
Особое значение для становления современного подхода к изучению денег имеет обращение к работам основателей социологической науки М.Вебера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, П. Сорокина, которые предложили различные методологические основания анализа экономических явлений в социологии. Не менее важным оказалось изучение теорий структурно-функционального анализа (Т.Парсонса, Р.Мертона) для изучения функционирования денег в современных обществах.
Монографические исследования и статьи Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.В. Радаева, В.И. Верховина, Е.А. Донченко, Г.Н. Соколовой, в которых дается определение экономической социологии и ее предметного поля, стали теоретической основой для межпредметного разведения экономической социологии и социологии денег. В отечественной литературе специальных теоретических работ, посвященных социологическому анализу денег, немного. К ним можно отнести ряд статей Ю.А. Васильчука, диссертацию Д.М. Кузина ''Деньги как предмет социологического анализа'', диссертацию Т.К. Мацуковой ''Социальные функции денег''; в основном они написаны в рамках экономической социологии и рассматривают деньги как экономический феномен.
К следующей группе относятся источники, в которых исследуются проблемы экономической социализации и, в частности, факторы, влияющие на формирование монетарных установок и выбор модели монетарного поведения. К сожалению, содержание данного процесса не освещалось в отечественной педагогической и социологической литературе. Поэтому работа опирается в основном на данные западных авторов, исследующих данные проблемы - теории А.Валявского, В.Зеллизера, А. Мэтьюз, Дж.Ньюсон, А.Фенэм, Д.Фридмана,
Э.Фромма, изложенные в работах С.В. Малахова, А.А. Бояринцевой, А.Б. Фенько, Е.В. Щедриной и др.
Исследование специфики денежной культуры в России и тенденций ее изменения оказалось невозможным без изучения особенностей российского менталитета, рассмотренных в трудах А. С. Ахиезера, Л. Гришина, О.Н. Лебедевой, Ю.Ольсевич.
Анализ социальной ценности денег потребовал обращения к теоретическим положениям и эмпирическому материалу, представленному в работах А.Г. Асмолова, В.А. Ядова, М. Рокича, А.А. Ручки, П.Г. Бунича, С. Попова, Н.И. Лапина, С.В. Мошкина, Н.Н. Козловой, У. Колб, В.Н. Руденко, А.В. Андреенковой и др.
Проведенный анализ показал, что не изучена роль денег в целостном социальном взаимодействии, их системообразующая роль по отношению к обществу; денежная культура, определяющая сознание и поведение людей.
Отсюда целью диссертационного исследования выступает исследование процесса функционирования денег в социальном взаимодействии, на межпоколенческом и межличностном уровнях. Достижение указанной цели требует решения следующих основных задач:
1. рассмотреть классические и современные теории денег;
2. определить специфику социологического подхода к изучению денег;
3. предложить определение понятия ''социология денег'' и понятия
''деньги'' как предмета социологического изучения;
4. выявить особенности актуальной денежной культуры;
5. охарактеризовать процессы функционирования денег в социальном взаимодействии;
6. рассмотреть роль денег в процессе социализации личности;
7. выявить особенности функционирования монетарных ценностей в межпоколенческом взаимодействии;
8. зафиксировать особенности монетарных установок в субкультуре молодежи современного российского общества.
Объектом эмпирического исследования в данной работе выступали четыре поколенческие группы: ученики 5-х классов средних школ № 2, 69, 113, их родители, бабушки и дедушки; учащиеся 11-х классов этих же школ.
В исследовании поколение рассматривается как потомство супружеской пары по степени родства; эта пара считается нулевым поколением, их дети - первым, а внуки - вторым поколением. Уникальность объекта заключается в том, что период активной социализации каждого поколения отличается от остальных, проходил в особых социально-экономических условиях, что привело к формированию у представленных поколений отличающихся систем ценностей. Проведенное исследование ставило предметной задачей выявление особенностей отношения к деньгам у людей одного поколения, представлений о месте денег в системе жизненных ценностей, о допустимых способах их получения, о жизненном успехе. Эмпирическая база исследования. Поставленные задачи решаются на эмпирическом материале исследования, проведенного в марте - июне 1999 года. С учетом объекта, предмета, цели исследования, а также организационных возможностей, в качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос. Отбор респондентов производился на основе производственной, стратифицированной выборки. Первым опрашивался ребенок, затем один из его родителей и дедушка или бабушка по этой же линии. Это дало возможность сравнить влияние фактора возраста и семейных традиций, снизить влияние таких факторов, как различия в социальном происхождении, доходах, референтных группах. Таким образом опрашивалось три поколения одной семьи (дети выступают как второе, их родители - первое, дедушки - нулевое поколение семьи). Эти три поколения и подростки являются реальными поколениями ровесников, одновременно вступающих в определенные социальные состояния (поступление в школу, вступление в брак и т.д.). В ходе исследования было опрошено 464 человека: 137 подростков в возрасте 15-16 лет, 130 детей 10-11 лет, 200 человек старше 28 лет. С учетом возрастных особенностей были разработаны варианты анкеты для детей, подростков и взрослых.
Научная новизна состоит в разработке теоретико-методологических и методических принципов социологического подхода к изучению денег и реализации этих принципов в анализе эмпирического материала. Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. изучение денег в социологии выступает закономерным этапом изучения данного феномена. Специфика социологического исследования состоит в рассмотрении места денег в социальном взаимодействии, их роли в регулировании отношений между социальными группами и личностями в различных сферах общественной жизни.
2. Социология денег оперирует системой категорий, представленной уровнями общенаучных, общесоциологических и специальных понятий. К последнем отнесены: денежная культура, монетарное отношение, монетарные установки, монетарное поведение, монетарные стереотипы.
3. Монетарные отношения, монетарные установки и модели монетарного поведения формируются в процессе экономической социализации, что придает им конкретно-историческую и социальную определенность.
4. Экономическая социализация россиян рубежа ХХ1 века проходила в условиях экономической и ценностной трансформации, что позволяет обнаружить закономерности функционирования денег в социальном взаимодействии.
5. Деньги играют важную роль в несимволическом - экономическом и символическом - культурном взаимодействии.
6. Социализация молодежи, проходящая в период системных изменений в России, имеет следующие закономерности:
• монетарные отношения, монетарные установки играют системообразующую роль в актуальном сознании и поведении, а также в жизненном самоопределении;
8
• они выступают регулятором межпоколенческого и межличностного взаимодействия;
• они позволяют осуществить социальный прогноз развития взаимодействия в обществе.
7. монетарные отношения и монетарные установки поколений, прошедших экономическую социализацию в советский период, претерпевают качественные изменения, но они не позволяют личности в полной мере реализовать экономический, социальный и культурный потенциал; фрагментарность сознания и поведения неизбежна в условиях ''социально рваной'' экономической и культурной социализации.
Теоретико-методологической основой исследования стали диалектический подход в его современном понимании, системный, институциональный подходы и структурно-функциональный анализ в рассмотрении исследуемого предмета. Ведущее теоретическое значение имели методологические подходы классиков социологии, методологические разработки представителей экономической, философской, психологической и педагогической наук в области исследования денег, экономической социализации, теории ценностей. В соответствии с поставленными задачами в работе используется категориальный аппарат как общесоциологической теории, так и отраслевых социологических теорий; работа содержит также понятия, которые подвергнуты интерпретации и уточнено их социологическое содержание.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
для обоснования предметной сферы социологического подхода к изучению денег,
для формирования и систематизации понятийного аппарата социологии денег;
при разработке таких моделей экономического поведения, которые смогут усилить прогностический потенциал и экономической и социологической теорий;
для выработки рекомендаций для родителей, педагогов по оптимизации процесса экономической социализации;
при разработке учебных курсов ''Экономическая социология'', ''Социология денег'', ''Денежная культура''.
Апробация исследования осуществлялась в форме участия в научных конференциях: научно-практические конференции, посвященные памяти Л.Н. Когана (Екатеринбург, 1998, 1999, 2000 гг.), V научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург, 1999 г.), ''Свобода в современном мире'' (Екатеринбург, 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции ''Большой Урал - ХХ1 век'' (Екатеринбург, 2001), в публикациях статей и тезисов к конференциям.
Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Читается учебный спецкурс, связанный с темой диссертационной работы.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (включающих в себя пять параграфов), заключения. Список литературы содержит наименование 192 источников. Объем диссертационной работы 150 страниц.
1. Силаева С.Б. Деньги как социальная ценность в оценках поколенческих групп // Уральская школа молодых социологов. - Екатеринбург. - 1998. - С. 86-90.
2. Абрамова С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез проблемы // Социологические исследования. - 2000. - №7. - С. 37-41.
3. Абрамова С.Б. Институт денег: социологические аспекты анализа //
Большой Урал - ХХ1 век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию
Уральских социологических чтений. Ч.4. Общество - образование - культура - молодежь. Вып. 4. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. - С. 60-62.