Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Работа №102900

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы20
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена потребностями научно-теоретического и социально-практического характера.
В концептуальном отношении ситуационный анализ свободы личности связан с парадигматическим сдвигом в социальных науках, который заключается в переходе от описания социальной жизни в общих схемах и внешних по отношению к индивидам структурах к описанию социальности в формах индивидной жизни и деятельности людей. Акцент здесь ставится не на внешней по отношению к людям детерминации, а на взаимодействиях (коммуникациях) самих людей; не на абсолютизации всеобщности и устойчивости, а на движении, относительности и неравновесности. Исследовательский интерес всё настойчивее притягивает социальная фрагментарность, обнаруживающая себя и в своеобразии современных типов социальных субъектов, и в стратегиях их функционирования, и в характере отношений, складывающихся между социальными агентами. Вследствие этого, уместным оказывается обращение к понятию ситуация, как к синониму микросоциального и характеристике конкретной, не отчуждаемой от индивидов социальности.
Проблема свободы личности на рубеже XX - XXI веков постоянно сопрягается с вопросом о границах этой свободы. На вопрос о возможности личной свободы, о её наличии можно ответить: она везде, где есть Я, которое совершает выбор и осознает свою ответственность. Однако оборотной стороной свободы может быть самоотрицание собственной свободы, бегство от самого себя, распыление личности. Проблематичность человека совпадает с усложнением пространственно-временного континуума. Меняются законы преемственности - прошлое, настоящее и будущее оказываются не единым потоком, но сериями разорванных и несвязанных между собой присутствий во времени. Исходя из этого, свободу личности можно фиксировать только одномоментно, «здесь - и - теперь». Этим обусловлена необходимость обращения к понятию ситуация как синониму «здесь - и - теперь» для характеристики свободы личности.
Попытки определения свободы личности, которые существуют в отечественной философской литературе, в публицистике, в политике, в общественной жизни, сводятся по большей части, к констатации и перечислению фактов, теорий и подходов к этой проблематике, которые, порой, взаимоисключают друг друга. Тем не менее, сохраняется тенденция к выбору универсального и эффективного определения, которое можно использовать как готовое решение проблемы свободы личности в условиях современности. Однако, очевидно, что если двигаться в русле поиска рецепта свободы (поступай так- то и будешь свободен), можно не только не приблизиться к разрешению этой задачи, но и отдалиться от неё. Дело, следовательно, заключается не в том,
чтобы найти ответ на вопрос, что есть свобода, устраивающий многих или практически всех, а в том, чтобы найти многообразие смыслов человеческой свободы, возможные способы их осуществления.
В условиях распада «жестких» социальных связей, когда ослабевает влияние традиций, определяющих построение межличностных связей, социокультурных и персональных идентичностей, на первый план выходит проблема индивидуальной ситуации, в рамках которой образуются новые связи как потенции новых традиций и имманентные данной ситуации смысложизненные ориентиры. В связи с этим, повышается значимость феномена свободы личности для характеристики воспроизводства существующих социальных связей.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, необходимо выделить актуальный смысл (смыслы) понимания свободы личности, и по возможности связать его с индивидуальными и ситуационными параметрами, позволяющими показать свободу как выбор (действие), не только совершаемый, но и конструируемый личностью. Выявление этих параметров требует проработки методологических условий для рассмотрения свободы.
Рассмотрение теоретических и практических оснований для определения многообразных смыслов свободы личности в контексте ситуационного подхода, оказывается существенным дополнением к методологии социального анализа.
Степень научной разработанности. В обществознании XX века акцент на проблеме ситуативное™ бытия личности и её свободы позволяет целому ряду философских и социально-гуманитарных дисциплин конкретизировать рассмотрение динамики социальных связей и творческого аспекта человеческого бытия.
В философии экзистенциализма понятия ситуации и свободы впервые стали дополнять друг друга. Понятие ситуации как жизненной проблемы оформилось в работах К.Ясперса; проблему свободы личности в ситуации выбора и ответственности за этот выбор решает экзистенциализм Ж.-П. Сартра; Г. Марсель рассматривает моделирование ситуаций (ролей по его терминологии) и трактует овладение ситуациями через мудрость ( здесь мудрость - умение понимать); М. Хайдеггер выдвигает представление о ситуации человека как "здесь-бытия"; А. Камю развивает положения об "абсурде" как открытии личностью своей затерянности в мире. Проблема человеческой ситуации как проблемы свободы творчества представлена в работах Н.А. Бердяева и С.А. Левицкого.
Конкретизация ситуационного подхода возможна посредством постановки проблемы ситуативности современности. Как определение специфики современной эпохи, проблема ситуативности современности многими теоретиками рассматривается как ситуация переходного состояния от модерна к постмодерну. В этой связи можно отметить работы З.Баумана, Дж. Ваттимо, П. К. Гречко, Ж.-Ф. Лиотара, В.В. Малявина, С.Н. Некрасова, М.К. Рыклина, Ю. Хабермаса, И. Хассана и др.
На степень разработанности проблемы большое влияние оказали микро- социологические подходы теорий социального и коммуникативного действия. Здесь, прежде всего, следует отметить представителей Франкфуртской школы: Т. Адорно, Э. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса. Мы находим в интересующей нас области весьма основательные исследования П. Бергера и Т. Лукмана, выразившиеся в концепции социального конструирования реальности. Существенными положениями для данной проблематики оказываются: соображения X. Гарфинкеля о ситуативном характере нормативного поведения, теория самореферентных систем Н.Лумана; конститутивная феноменология Э.Гуссерля, развитая А.Шюцем в наблюдение за миром повседневности; постмодернистская феноменология З.Баумана; символический интеракционизм Г.Блюмера и Э. Гофмана, а именно анализ социальных значений ситуации, которую создают сами участники взаимодействия.
Заметное влияние на решение проблемы ситуативности психологических процессов человека оказали концепции Э.Ч. Толмэна, К. Левина, теория установки Д.Н. Узнадзе. Важным вкладом в разрабатываемую проблематику являются положения Э. Фромма, характеризующие формы проявления человеческой потребности в свободе, В.Франкла (экзистенциальный смысл жизни современного человека), Дж. Мида (становление человеческой самости).
Обращение к социально-типологическому подходу позволяет показать исторические условия и социальное значение реализации свободы. Здесь значимыми идеями являются: концепция «трех волн» А. Тоффлера, теория ин-формационного общества Д. Белла, «открытого общества» К.Поппера. В со-временной отечественной литературе по социальной философии социально-типологический подход представлен в работах следующих авторов: Батищева Г.С., Ватина И.В., Келле В.Ж., Кемерова В.Е., Тищенко Ю.Р., Хамидова А.А.
Важными для трактовки индивидуальной ситуации являются основные положения синергетики и в частности "философия нестабильности" И. Пригожина, а так же концепция коэволюции и системной организации биосферы Н.Н. Моисеева. Наиболее существенными с методологической точки зрения оказываются описания открытых неравновесных и самоорганизующихся систем, необратимости времени и возрастания энтропии. Использована триада "нелинейность", "неустойчивость", "флуктуация" для описания перехода от повторяющегося и общего к уникальному и специфичному миру.
Понятие ситуации разрабатывается вместе с понятиями локальности, региональное. Выявление и уточнение этих понятий проводится в исследованиях О. Генисаретского, П. Козловски, Р. Рорти, М. Рыклина, А. Сыродеевой, Н. Козловой.
На возможность построения типологии ситуаций свободы повлияли работы историков школы "Анналов", а также исследования отечественных авторов в области исторического познания - Л.М. Баткина, В.С. Библера, А.Я. Гуревича, А.Ф. Лосева. Особо ценными для этой части диссертационной работы оказались фундаментальные труды К. Маркса и М. Вебера, в которых разрабатывается представление о капитализме как об исторически сложившемся, своеобразном строе хозяйства. В работах перечисленных авторов преодолевается социологическая абстрактность социально-исторического анализа, совершается попытка понять внутренний смысл поведения человека изучаемой эпохи, увидеть социум не в одних только внешних очертаниях, проникнуть в побудительные факторы поступков индивидов и групп.
При осмыслении новой проблематики свободы использованы традиционные трактовки свободы, представленные в трудах Б. Спинозы, Дж. Локка, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Дж. Ст. Милля, С. Киркегора, К. Маркса и Ф. Энгельса. В частности, в трудах представителей немецкой классической философии и философии марксизма категории необходимости и свободы трактовались в диалектическом единстве. В работах представителей марксистско-ленинской философии широко представлена точка зрения на свободу человека как на преодоление целого ряда отчуждений человеческой сущности, а также рассматриваются различные характеристики свободы как осознанной необходимости ( А.Ф. Асмус, И.В. Бычко, Б.А. Грушин, В.П. Голубенко, Ю.Н. Давыдов, Л.В. Кошелев, О.М. Наговицин ).
Анализ неопределенности феномена свободы личности в российском кон-тексте, а также проблема осуществления и специфика свободы в истории России являются основными темами, характерными для трудов и произведений П.Я. Чаадаева, К.Д.Кавелина, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.П. Федотова. Эти темы имеют свое дальнейшее развитие в исследованиях современных отечественных авторов:
Э.Ю. Соловьева, Г.Л. Тульчинского, В.В. Скоробогацкого, В.К. Кантора.
■ Задачу открытия новых возможностей свободы и придание им новых, в том числе и политических, сюжетов решают в своих исследованиях Дж.Ваттимо, Ги-Эрнест Дебор, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти. Проблема свободы как концептуализация отечественного политического дискурса рассматривается в работах М.Ильина, Б.Капустина, Л.Полякова, А.Рубцова, В.Иноземцева, К. Гаджиева, В. Нерсесянца.
Значимыми для исследования оказываются концепции диалогического и полилогического анализа человеческих взаимодействий как сферы порождения культурных и языковых форм. Это - культурологический ( К.Леви-Стросс, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В. Тернер) и философско-лингвистический (Ф.де Соссюр, Л.Витгенштейн, Р.Барт, Ж.Деррида, Ю. М. Лотман, М.К. Петров, В.В. Колесов) анализ. Для прояснения интересующей автора проблематики используется «Онтология Другого». Положение о том, что "Я" и "Ты" взаимодополняют друг друга утверждается в трудах М.Бахтина, М.Бубера, Г.Марселя. В исследованиях Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ж.Батая показано, что Другой не есть отрицание Я, а что он (она, оно) является абсолютно Другим в отношении к Я. Э.Левинас реализует опыт гетерологического анализа в «этическом отношении» Я и Другого. В части ситуационного анализа, где характеризуется фрагментация, использованы некоторые положения работы Т.Х. Керимова «Социальная гетерология».
Анализ этих работ позволяет показать определенные тенденции в обществознании конца XX века. Авторы этих работ едины в отказе от постулирования анонимной социальности и в постановке проблемы конкретного взаимодействия людей. Они показывают различные варианты для тех конкретных форм, где личность осуществляет свой выбор. Появляются иные, по отношению к традиционным, методы исследования свободы личности, в частности, ситуационный подход. Тенденция к ситуационному подходу прослеживается также во многих прикладных науках (социология, психология, политология, менеджмент, маркетинг).
Вместе с тем, открытым остается вопрос о социальной типологии ситуаций, конкретизация которого позволяет выявить практические условия свободы в обществе, переживающем динамические сдвиги на рубеже XX - XXI веков. Прояснение этого вопроса и определяет основное содержание данного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ теоретико-методологического содержания ситуационного подхода и возможностей применения его к исследованию свободы личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить ситуационную природу свободы личности и охарактеризовать её как одно из условий, определяющих качество социальных связей современности,
- дать анализ существующих вариантов ситуационного подхода, которые формируют представления и определения ситуации свободы,
- конкретизировать определение свободы личности на основании ситуационного анализа,
- выделить и проанализировать типы ситуаций, характеризующие осуществление личной свободы,
- показать культурно-исторические модификации ситуаций свободы и соответствующие методологии их исследования,
- через поиск исторических, культурных и социальных размерностей раскрыть особенности российского осуществления личной свободы.
Методология исследования. Для формирования методологии данного исследования большое значение имели основные положения об интерсубъективном характере социальной реальности ( П. Бергер, Ю. Хабермас, А.Шюц). Поэтому в составе методологии исследования использован подход, характеризуемый в целом как феноменологический. Такой подход дает возможность:
- показать, что современность "соткана" из бесконечного множества единичных (конкретных, локальных) ситуаций, которые порождают собой "пучки" новых, взаимообусловленных друг другом связей. Согласно этому, современность - актуальный диалог (полилог) позиций и точек зрения;
- представить ситуацию как взаимодействие, как одновременно совершающееся "самобытие" и "со-бытие" с "Другим". При этом "Другой" может быть интерпретирован не только как индивид, личность, но и как группа, сообщество, социальная и природная система, ноосфера и т.д.;
- показать, что свобода внутренне противоречива, неопределенна, фиксируется только «здесь-и-теперь», т.е. ситуационно.
В качестве обоснования рациональных моментов ситуационного анализа используется метод объективного понимания или ситуационной логики, представленный К. Поппером.
В исследовании личностных аспектов свободы используются экзистенциалистские характеристики ситуации как предельного, пограничного существования, где "открывается" свобода личности; а так же разработанные фрейдо-марксизмом психологические механизмы отказа от свободы или стремления к ней.
В исследовании используется синергетический подход, позволяющий показать, что социальность обнаруживает себя в отдельных взаимодействиях. Индивидуальная ситуация оказывается «точкой бифуркации», когда малое, случайное взаимодействие может привести к необратимым последствиям, а исторический результат принципиально отличается от прогнозируемого.
В исследовании применяется социально-типологический подход, позволяющий показать конкретно-исторические и социальные условия реализации личной свободы.
В качестве инструментов исследования были также использованы отдельные идеи философско-биографического анализа (Э.Соловьев), где человеческая ситуация предстает как точка пересечения исторических, социокультурных, личностных факторов.
Положения, выносимые на защиту, содержащие элементы научной новизны.
1. В исследовании выявляется междисциплинарный статус ситуационного подхода и теоретико-методологические основания его применения в социально-философском анализе.
2. Разработана социальная типология ситуаций, в основу которой положено различие в степени автономности социального субъекта; показаны культурно-исторические модификации ситуаций свободы.
3. Феномен свободы личности рассматривается в контексте «события» и «самобытия», как конструктивная деятельность людей по созданию и воспроизводству ситуаций бытия.
4. Обосновывается положение о том, что свобода как базовый феномен существования человека, в каждую эпоху приобретает особую размерность, своеобразный характер и способ осуществления.
5. Показывается динамика личной свободы: от обретения и роста индивидуальной автономии до прогрессирующей «предоставленности индивида самому себе».
6. Отмечаются особенности российского осуществления личной свободы, заключающиеся в нереализованных в полной мере механизмах автономизации субъекта.
Научно-практическая значимость работы: Предлагаемый в диссертации ситуационный анализ свободы личности оказывается адекватным современным тенденциям в социальных науках и может служить методологической предпосылкой для дальнейшего анализа проблемы свободы. Материалы и выводы диссертации могут быть включены в подготовку курсов по социальной философии и культурологии, а также спецкурсов по политологии, социологии, истории,, психологии.-
Апробация работы. Результаты данного исследования излагались автором на республиканской научно-практической конференции «Культура как процесс», проводимой кафедрой философии и культурологии Уральского Кадрового Центра (Екатеринбург, 1994); на научной конференции «Человек в истории: теория, методология, практика», проходившей на базе Челябинского государственного института искусства и культуры (Челябинск, 1998); на двух научно-практических конференциях, посвященных российской культуре на рубеже пространств и времен (Екатеринбург 1998-99гг.) Обе конференции проводились Гуманитарным университетом г. Екатеринбурга.
Научное сообщение по теме диссертационного исследования делалось на кафедре философии и культурологии Уральской Академии государственной службы.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, снабжена списком литературы, включающим наименований. Общий объем страниц машинописного текста в компьютерной верстке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Необходимость перехода к непрерывному образованию (философский аспект) // Гуманитаризация образования: мифология, религия,
искусство. Тезисы докладов и выступлений научно-методической конференции. ОблИУУ. Екатеринбург, 1992. С. 155-158.
2. Образ Иисуса Христа в метафорах трансцендентального искусства // Культура и религия. Сборник тезисов докладов и сообщений республиканской научно-практической конференции. УКЦ. Екатеринбург, 1993. С.153-155.
3. Становление информационного общества: перспективы личностной
свободы // Социологический хронограф. Екатеринбург, 1993. С. 52¬67. "
4. Ситуация «наблюдения» как исходное состояние культуры // Культура как процесс. Сборник тезисов, докладов и сообщений республиканской научно-практической конференции. УКЦ. Екатеринбург, 1995. С.16-18.
5. Либеральная и коммунитарная теории свободы выбора: возможно ли ответственное общество? // Российская культура на рубеже пространств и времен. Тезисы докладов научно-практической конференции. Гуманитарный университет. Екатеринбург, 1998. С.92-95.
6. Динамика индивидной свободы в контексте социального взаимодействия // Человек в истории: теория, методология, практика. Тезисы докладов Российской научной конференции. Часть 2. Челябинск, 1998. С.36-38.
7. Пути российского осуществления свободы: «свобода от» или «свобода для» // Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий. Тезисы конференции Гуманитарного университета. Часть 3. Екатеринбург, 1999. С.99-104.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ