Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛЕКТИКО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИОСОФИЯ А.Ф.ЛОСЕВА

Работа №102899

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы23
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы диссертации определяется необходимостью преодоления сложного духовного состояния российского общества в начале нового века. В силу известных социально-политических и экономических обстоятельств последних лет среди настроений, превалирующих в российском обществе, - пессимизм, враждебность и неверие в собственные силы. Наиболее тревожен тот факт, что бытийствующий субъект не доверяет не только политикам, но и представителям интеллектуальной культуры, которая вынуждена стать менее доступной и понятной для массового сознания из-за объективных финансовых трудностей. Показательно, что наблюдается ослабление интереса так называемых «широких слоев населения» не только к авторитету традиционно далекой от них науки, но также и к авторитету художественной литературы - демократичному от века российскому «авангарду» новых культурных веяний. Единственным бесперебойным и доступным источником формирования общественного сознания являются электронные масс-медиа, в программной политике которых далеко не всегда присутствует протекционизм по отношению к направлениям высокой культуры.
Определенный кризис можно констатировать и в сфере религии. Если принять во внимание существенно ослабленные за несколько десятилетий тотального антитеизма позиции русского православия, история которого традиционно была связана с русской историей, то становится понятным, почему сегодня наблюдается такое разнообразие религиозных форм - от протестантских культов до самой настоящей апологетики язычества.
Как закономерный результат всего происходящего, в современном обществе имеет место некоторый духовный вакуум. Личность не чувствует себя защищенной, она вынуждена брать пример с мелькающих на экранах и в прессе авторитетов из сферы журналистики, оккультных наук и шоу-бизнеса. При помощи различных «технологий» и «антропопрактик» от массового сознания требуют послушного реагирования на те или иные импульсы. Имущественное и социальное расслоение общества только усугубляет положение вещей.
В такой противоречивой и сложной ситуации от истории философии зависит очень многое. Она может наглядно продемонстрировать огромное разнообразие решений конкретных мыслительных и жизненных трудностей и головоломок, когда-либо стоявших перед человечеством. И, хотя непосредственный контакт историка философии с массовым сознанием затруднен, даже косвенное воздействие на массовую психологию трудно переоценить. Думается, в существенной демократизации общественных стереотипов (которая стала реальностью уже сегодня) немалая заслуга принадлежит философам-профессионалам и, прежде всего, - историкам философии. Теперь необходимо сосредоточить усилия на формировании идеала здоровой социальности.
Формирование такого идеала невозможно без стимулирования внимания к гуманистической и. шире, - гуманитарной проблематике. Из всех проблем гуманизма, стоящих перед современной наукой и культурой, наиболее актуальной и всеобъемлющей представляется проблема осмысления истории, вбирающая в себя, как известно, самый широкий спектр мнений и позиций. Без философского постижения истории общества невозможно верно осмыслить его современное состояние и ближайшие перспективы.
Среди всех историософских течений и направлений чрезвычайно интересна отечественная религиозно-философская традиция «Серебряного века» русской культуры, которая существенно обогатила национальную философскую культуру России. Начало столетия оказалось чрезвычайно благоприятным для деятельности множества талантливых мыслителей. В это же время шли напряженные дискуссии относительно самобытности и национальных черт русской философии. Историософские изыскания конца XIX столетия, представленные учениями Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, были подхвачены новой плеядой философов, поэтов и публицистов, на которых решающее влияние оказало творчество В.С. Соловьева. Именно благодаря Вл. Соловьеву, русская философия XX века вышла на новый уровень, пытаясь реализовать на практике провозглашенный мыслителем идеал «всеединства». Последним из этой блистательной плеяды мыслителей суждено было стать А.Ф. Лосеву (1893-1988).
Задаваясь целью обосновать догматику православной ономатодоксии, А.Ф. Лосев создает оригинальную концепцию человеческой истории. Основные историософские проблемы - «начала и конца» истории, типологии исторического процесса, проблемы преемственности в истории и т.п. - не оставлены им без внимания, но решаются в соответствии с православной религией и имяславием. История, согласно Лосеву, есть диалог в пространстве и времени человека и Божества и, в конечном итоге, «обожение» человека посредством Имени Божьего. Таким образом, отправной точкой для исследования воззрений философа относительно истории, несомненно, является его религиозная позиция.
Изучение многоаспектной философии истории А.Ф. Лосева также проливает свет на многие актуальные проблемы современного религиоведения. Его интерпретация православия и христианства в целом, восходящая к догматическому учению византийского и русского имяславия представляет христианскую религию в новом неожиданном раку осе, позволяющем найти диалектические точки соприкосновения между разными христианскими конфессиями, а также сближающем светское и религиозное в человеческой культуре. Краеугольным камнем его концепции является категория Имени, объединяющая при помощи своих модификаций всю сферу социально-личностного бытия, а также сферу бытия сакрального. Можно с уверенностью утверждать, что А.Ф. Лосеву удалось наиболее систематично изложить имяславское учение и наиболее полню описать проблематику философии имени, которая волновала его духовных наставников и современников - Вяч. Иванова, П. Флоренского, С. Булгакова.
Безусловно, историософская концепция А.Ф. Лосева интересна не только с историко-религиозной, но и с историко-культурной точки зрения. Она представляет несомненный интерес для современного исследователя-гуманитария, поскольку обращается почти ко всем институтам духовной культуры, описывает социальное, природное и личностное бытие внутри исторического процесса и связана с историей философии, культурологией, лингвистикой, семиологией, мифологией, эстетикой, искусствознанием. Начав в юности с вопросов религии, философ в зрелый период творчества касается всех сторон человеческой жизнедеятельности, которые, по его мнению, представляют собой сферу выражения Имени Бога. Поэтому категория выразительности в его философствовании - одна из основополагающих.
Историософская система Лосева представляет собой одну из самых фундаментальных диалектических теорий со времен немецкой классической философии. Чрезвычайно своевременна мысль философа о созерцательном, самодовлеющем смысле диалектического познания. Хотя диалектика есть непосредственный «ритм» жизни, ее нельзя, однако, применять буквально к анализу исторических событий. Фактическое бытие истории никак не связано с бытием философской интерпретации исторического процесса, - об этом надлежит помнить каждому теоретику и практику, который пытается «преобразовывать действительность», сообразуясь с собственными личностными установками и идеальными схемами.
Степень разработанности проблемы. При отсутствии специальных монографических исследований, посвященных историософской концепции А.Ф. Лосева можно, однако, сказать, что определенные подходы к ее анализу намечены в работах, посвященных русской философии XX века в целом, и в особенности, работах, посвященных русской религиозной философии, философии истории и философии символизма. Здесь прежде всего выделяются работы последних лет Алексеева П.В., Атманских А.С., Барабанова Е.В., Балицкого А., Гаврюшина Н.К., Гайденко П.П., Громова М.А., Емельянова Б.В., Замалеева А.Ф., Любутина К.Н., Кобрина К.Р., Короткой Т.П., Мележика Л.А. и Харламова Ю.А., Новиковой Л.И. и Сиземской И.Н., Скэнлана Дж., Хомякова М.Б., Хоружего С.С. и др. Об А.Ф. Лосеве, среди прочих, отдельно пишут Аверинцев С.С., Емельянов Б.В., Замалеев А.Ф., Портнов А.Н., Скэнлан Дж., Хоружий С.С. и др.
Необходимо отметить, что в исследовании наследия A. Ф. Лосева еще не сложилось сколь бы то ни было определенной и законченной традиции в интерпретации. Это связано не только с тем, что до недавнего времени ученой общественности не были доступны многие ключевые произведения мыслителя, но еще и с тем, что само его наследие нуждается в осмыслении, подробном комментировании, которое выявило бы в многогранности тем и предметов исследования философа единство и целостность философской модели.
Вместе с тем нельзя не отметить, что творчество А.Ф. Лосева получило высокую оценку уже в середине XX столетия: о ранних его работах оставили содержательные статьи Н.О. Лосский и
B В. Зеньковский (которые, однако, не могли быть знакомы с трудами философа, написанными позднее 1930 г.) Затем в отечественном лосеведении, по понятным причинам, наметился перерыв до самого 1978 года, когда было написано несколько статей и даже вышел сборник к 85-летию философа.
Несмотря на указанные трудности, на протяжении последнего десятилетия появилось достаточно много работ, посвященных разным аспектам творчества А.Ф. Лосева. Различные стороны его деятельности изучают Аверинцев С.С., Бибихин В.В., Бычков В.В., Васильев Д.Ю., Гоготишвили Л.А., Гамаюнов М.М., Доброхотов А.Л., Ерофеев В.Н., Зверев Г.М., Зенкин К.В., Ионин Л.Г., Курикалов Ю.Л., Постовалова В.И., Ростовцев Ю.А., Тахо-Годи А.А., Троицкий В.П., Умрихин В.В., Флоренский П.В., Фридман И.Н., Хоружий С.С., Щуплов А.К. и др. Особо нужно отметить масштабную исследовательскую работу А.А. Тахо-Годи, предпринимаемую в области разыскания, публикации, анализа и комментирования работ А.Ф. Лосева. Среди зарубежных исследователей его наследия следует назвать имена В. Гёрдта, Дж. Скэнлана, А. Хаардта, М. Хагемайстера, Лин Цзияо.
Цель диссертации: Цель данной диссертации - прояснить воззрения А.Ф. Лосева на всемирную историю и особенности исторического развития, описав историософскую систему философа на фоне его религиозно-диалектической концепции. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Прояснить взаимосвязь историософских воззрений А.Ф. Лосева с его религиозной позицией, а также описать вытекающие из данной взаимосвязи основные характеристики историософии А.Ф. Лосева;
2) Описать взаимоотношения историософской интуиции А.Ф. Лосева с русской религиозно-философской традицией, которая берет свое начало в «философии всеединства», объяснив при
этом повышенное внимание А.Ф Лосева к философии Платона и неоплатонизма;
3) Методологически связать направления философствования А.Ф. Лосева (философия имени, музыка, эстетика, диалектика) между собой в соответствии с проблемой понимания философом соотношения жизни и знания земной истории;
4) Выявить отношение А.Ф. Лосева к основным историософским вопросам: начала и конца истории, элементарных составляющих («этапов») исторического развития, а также прояснить его понимание категорий «личность» и «общество»;
5) Проследить взгляды А.Ф. Лосева на динамику социального бытия в истории, подчеркнуть значимость для историософии философа его учения об имени.
Методологическая и теоретическая основа исследования определяется задачами диссертации. Учитывая специфику проблемы, в данной работе применяется сочетание различных методов: традиционного историко-философского, социокультурного, социально-психологического, сравнительного анализа. Эти методы, безусловно, не являются абсолютно новыми, но их совокупное применение к конкретному историко-философскому материалу позволяет прийти к новым научным результатам. Также для раскрытия темы чрезвычайно важно продемонстрировать возможности диалектического («эйдологического») метода А.Ф. Лосева, максимально задействовав его для решения поставленных задач.
Научная новизна исследования определяется несколькими факторами. В работе впервые большое внимание уделяется объединению всех компонентов философско-диалектической системы А.Ф. Лосева, предпринимается попытка максимально полно и с разных сторон освятить взгляды философа на исторический процесс. Прослеживаются различные контексты обращения Лосева к философско-исторической проблематике - от его религиозных и историко-философских взглядов до трактовки истории как алогического выразительно-музыкального феномена. Масштабное творчество мыслителя изучается сегодня с самых разных сторон. Тем не менее, как нам представляется, именно историософия, рассмотренная сквозь призму языка и диалектики, позволяет оценить «феномен Лосева» целиком, охватить его творчество «все- единым» взглядом и представить его философскую систему во всей ее разнообразной полноте.
Впервые «вскрываются» связи диалектики А.Ф. Лосева с русской историко-философской традицией. В связи с пониманием истории детально исследуется религиозная и гражданская позиции А.Ф.Лосева. Предлагается модель религиозно-диалектической системы А.Ф.Лосева, основанная на его увлечении философией музыки. Демонстрируется связь музыки и диалектической логики в историосооии мыслителя. В результате поиска облик А.Ф.Лосева как «философа имени, мифа, числа» дополняется еще одной сферой философских интересов - историософией; наглядно демонстрируется, что подлинным первоистоком его мысли является православное имяславие; раскрывается взаимосвязь творческого наследия А.Ф.Лосева с русской философской и религиозной традициями.
Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской философии, в специальных курсах по философии истории, философии религии и истории диалектики, при составлении учебных пособий. Работа имеет междисциплинарное значение и может использоваться в курсах по культурологии и истории культуры XX века.
Апробация работы. Материалы диссертации использовались при проведении занятий по курсу «Философия» в Уральском Финансово-Юридическом институте, а также по курсу «История философии» в Музыкальном училище им. П.И.Чайковского в 1997-2000 годах.
Материалы диссертационного исследования стали основой докладов на II международной конференции «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 1998), втором Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999), IV Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина «Отечественная культура в контексте мирового культурно-исторического процесса» (Екатеринбург, 1999), на зимней школе молодых ученых «Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт» (Екатеринбург, 2000), Российской молодежной научно-практической конференции «Молодая мысль на пороге нового века» (Екатеринбург, 2000).
Структура диссертации. Структура работы обусловлена последовательностью и характером решаемых задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава, состоящая из параграфов, посвящена рассмотрению мировоззренческих и историко-философских источников формирования историософской системы А.Ф.Лосева. Вторая глава, состоящая из трех параграфов, включает в себя развернутое описание данной системы в связи с его диалектикой и православным имяславием. Объем текста - 146 страниц. Список литературы включает 153 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В «Заключении» подводятся итоги исследования, формулируются основные положения диссертации, выносимые на защиту, указываются перспективы дальнейшей работы.
В качестве выводов приведем положения, содержащие элементы научной новизны и выносимые на защиту:
1. В основе историософии А. Ф.Лосева лежит замысел обоснования догматики православной ономатодоксии. История понимается философом как диалектически выражаемая идея, или «личностно овеществляемая София»;
2. А.Ф.Лосев, используя опыт Вл.Соловьева и русских символистов, занимает собственную позицию в решении поставленных ими религиозных, социальных и культурных вопросов, привлекая для этого догматику имяславия и заимствованный у неоплатоников диалектический метод;
3. Философия истории А.Ф.Лосева формируется в полемике и диалоге с западноевропейской индивидуалистической традицией. Философ стремится к «высшему синтезу» в истории личности и Божественного универсума;
4. Диалектика А.Ф.Лосева представляет собой метод исследования жизненной реальности в сфере чистой теории и не есть гипостазирование отвлеченных категорий на реальный исторический процесс. Изучение диалектики необходимо для восприятия изначальной простоты жизни;
5. Реальная алогически становящаяся история есть результат деятельности «умной энергии» сущности, исходящей от единого Божественного начала;
6. История представляв! собой идеально-софийный процесс вещественно-личностных форм. Началом и потенциальным завершением истории является осознание личностью истории как чистого выражения (Имени Бога), что означает снисхождение божественной благодати;
7. Классификация исторических эпох осуществляется на основе мифосимволических моделей, абсолютными типами которых выступают телесно-языческий и личностно-христианский. История есть борьба указанных типов.



1) Понятие культуры у А.Ф.Лосева // Отечественная культура в контексте мирового культурно-исторического процесса. Тезисы докладов IV Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Екатеринбург: УрГУ, 1999. С.77-78. (0,1 п.л.).
2) Символ и культура у А.Ф.Лосева // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4 т. Т.З.: Философская антропология и философия культуры. 4.2. Екатеринбург: Издательство Ур.ун- та, 1999. С.57-58. (0,1 п.л.).
3) Становление постклагсического философского мышления в русской философии: Ф.Ницше и А.Ф.Лосев // Молодая мысль на пороге нового века. Материалы Российской молодежной научно-практической конференции. 4.1. Екатеринбург: НУЦ «Фонд творческой педагогики», 2000. С.77-80. (0,25 п.л.).
4) Проблема тоталитаризма и насилия в философской прозе А.Ф.Лосева // Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт. Материалы Зимней школы молодых преподавателей Урало-Сибирского региона. Екатеринбург; Издательство Ур.ун- та, 2000. С.113-119. (0,6 п.л.).
5) Ницшеанство как источник философствования А.Ф.Лосева И Ф.Ницше и русская философия. Материалы II Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2000. С. 185-192. (0,5 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ