Реферируемое исследование посвящено анализу явления лексической мотивации на материале диалектной лексики говоров Русского Севера
Сущность мотивационных отношений в русском языке (и проявление этих отношений в структуре языка) по праву признается одной из актуальнейших проблем современной лексикологии и словообразования. В лингвистической литературе появляется большое количество работ, прямо или косвенно затрагивающих процесс изучения явления мотивации слов в различных аспектах (как теоретического, так и прикладного плана); мотивация предстает в них как сложное многоплановое явление, имеющее определенные особенности реализации на различных уровнях и в различных планах языковой системы. Проблемы возникновения и проявления мотивации, связанные с ней лексические процессы, факторы, функции и цели мотивировки (как в отдельных словах, так и в лексике в целом) рассматриваются в этих работах в самых разных ключах: ономасиологическом [Г.А. Гридина, И.С. Торопцев], лексикологическом [О.И. Блинова, В.Г. Гак, К.А Левковская и др.], словообразовательном [Н.Д. Голев, Е.Г. Итэсь, И.С. Улуханов, М.Н_Янценецкая и др.], синтаксическом [В.А Мишланов, Т.А Демешкина].
Актуальность исследования определяется тем, что оно посвящено изучению проблем мотивированности диалектного слова, осознаваемой носителем говора и эксплицируемой в показаниях его языкового сознания.
В последнее время большое внимание в рамках мотивологии уделяется изучению проблемам речевого поведения языковой личности, языкового сознания (в основе которых лежат метаязыковые рефлексии носителей языка) [О.И. Блинова, В.Д. Лютикова, АН. Ростова, Л.В. Сахарный, И.В. Тубалова, Е.А Юрина]. Дополнительное развитие в рамках антропоцентричной лингвистики получает так называемый социо-возрастной аспект исследований [К.В. Гарганеева (Сотникова), Н.В. Соловьева, АМ. Шахнарович, Н.М. Юрьева]. Направление антропоцентричной лингвистики является первичным источником выявления мотивации слов; кроме того, оно приобретает особую актуальность и значимость в связи с тезисом о смене научной парадигмы в языкознании. Показания языкового сознания становятся общепризнанным по своей значимости источником для уточнения и более детальной разработки определенных аспектов лексикологии. А поскольку мотивированность слова базируется прежде всего именно на осознании, осмыслении носителем того или иного языка связи звучания и значения лексической единицы, на ассоциативных отношениях, связывающих эту лексическую единицу с другими, то значение показания языкового сознания для выявления мотивированности слов можно признать бесспорным и очевидным.
Дополнительную актуальность работе придает тот факт, что материалом исследования избрана диалектная лексика Говоры можно назвать своеобразной «кладовой», которая предоставляет богатые запасы лексического материала для изучения явления мотивации. Этому способствует тот факт, что процент мотивированных лексических единиц в словарном составе диалектов русского языка в значительной мере преобладает над процентом немотивированных, о чем свидетельствуют подсчеты, проведенные О.И. Блиновой и Е.И. Жериной. Основополагающую роль, повышающую значимость функционирования в говоре мотивированной лексики, играет тот фактор, что естественная форма бытования диалекта не имеет письменной фиксации. Исследователи не раз указывали, что из-за устной формы бытования диалектного языка возникает необходимость фиксации всего лексикона в сознании носителей диалекта, а слова мотивированные усваиваются и запоминаются легче, нежели немотивированные, человеческая память сохраняет их дольше и лучше.
Научная новизна работы. Впервые комплексному мотивологическому анализу подвергнута диалектная лексика Русского Севера
Специфика проявления мотивации в диалекте детально и широко изучается томскими мотивологами под руководством ОН Блиновой на материале русских старожильческих говоров Среднего Приобья. Однако обширность находящегося в нашем распоряжении материала дает возможность дальнейшего изучения означенной проблемы и оставляет место для новых наблюдений и последующих выводов. Диалектная лексика Севера России для исследователей русского языка является уникальной лингвистической лабораторией, в которой ставятся и решаются различные проблемы истории русского языка, исторической лексикологии, диалектологии, ареальной лингвистики, контакгологии, общего языкознания. Этому способствуют архаичность и богатство лексических фактов, их разнообразие, а также этническая специфика региона Уникальность говоров Русского Севера заключается не только в малой степени их изученности, но и в том, что они относятся к так называемой «материнской» группе говоров.
Объект исследования - явление лексической мотивации слов в его лексикологическом аспекте.
Материал исследования составляют лексические единицы говоров Русского Севера, обладающие лексической мотивированностью, а также текстовые фрагменты, отражающие языковые рефлексии носителей говоров. Всего в круг исследования включено около 2000 мотивационных контекстов. Записи иллюстративного лексического материала передаются в упрощенной транскрипции, отображающей особенности живой устной речи информантов-диалектоносигелей.
Источником материала диссертационного сочинения послужила картотека «Словаря говоров Русского Севера» (далее - КОТС), составляемого коллективом кафедры русского языка и общего языкознания Уральского университета им. А.М. Горького. Картотека содержит полевые записи топонимической экспедиции Уральского университета, проводившей комплексный фронтальный сбор лексики и топонимии по всей территории Русского Севера в период 60-90 гг.
Помимо материалов картотеки в качестве вспомогательных источников для получения необходимой дополнительной информации о происхождении или семантике исследуемых диалектных лексических единиц используются данные этимологического словаря русского языка М. Фасмера, а также таких словарей, как «Словарь русского языка» в 4-х томах, «Словарь русских народных говоров», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
Цель исследования - определить роль и специфику явления лексической мотивации слов и связанных с ним процессов в речи носителей говоров Русского Севера
Поставленная цель требует решения таких задач, как исследование особенностей проявления лексической мотивации в речи диалектоносителей указанного региона в номинативном, динамическом и функциональном аспектах.
Методы исследования. В качестве основного метода исследования использован метод научного описания, в рамках которого были применены следующие приемы: прием сплошной выборки (при сборе материала), приемы наблюдения и сравнения (при описании материала). Указанные методы и приемы находятся в соответствии с выделенными О.И. Блиновой принципами мотивологического исследования: принципами лексиценгризма, текстоценгризма, антропоцентризма, системности и синхронности.
Теоретическая значимость работы. Расширение диапазона рассматриваемого в мотивологическом аспекте диалектного материала позволяет уточнить и подтвердить основные положения теории мотивации.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению проблем мотивации и проведению исследований в области русской диалектологии. Кроме того, проведенные наблюдения над лексическим материалом могут быть полезны при создании словарей, в частности диалектных и мотивационных.
Апробация работы. Материалы и основные выводы работы были представлены в докладах на научных конференциях, посвященных итогам научного года, проводимых кафедрой русского языка и общего языкознания Уральского университета, а также на региональных научных конференциях (Екатеринбург, 1996,1997) и на Втором всероссийском совещании по проблемам диалектной этимологии (Екатеринбург, 1996).
Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений, включающих список использованной литературы и список условных сокращений. Общий объем диссертации 192 с., из них основной текст -160 с.
Для диалекгоносителя мотивационный признак является основополагающим фактором при номинации объекта При этом избираемый диалектоносителем мотивационный признак, сохраняя способность осознаваться и актуализироваться в речи, не всегда является сущностным для объекта номинации. Мотивационный признак может выражать универсальный принцип номинации, а может быть и малосущественным, ситуативным, характеризуя реалию весьма условно и смутно, и отражая разные этапы познания данной реалии.
Явление лексической мотивированности является регулярным фактом речевой деятельности носителей говора Экспликация внутренней формы слова зачастую приводит к тому, что различные лексические процессы, отображающие проявление динамического аспекта мотивации, оказываются взаимосвязанными, наблюдается их взаимопроникновение и «взаимоперетекание»: возникшая лексикализация становится толчком для возникновения ремотивационного процесса, процесс ремотивационного переосмысления лексической единицы приводит к варьированию внутренней формы слова и т. д.
Лексическая мотивированность реализуется как средство обеспечения успешного акта коммуникации. В речи носителей говоров Русского Севера в полной мере представлены все коммуникативные функции мотивации. Варианты реализации коммуникативной функции мотивации можно условно разделить на два типа: непреднамеренной актуализации мотивационных отношений лексических единиц, проявляющейся в речи дилектоносителей естественным образом во время повседневного общения определенного языкового коллектива, и, так сказать, актуализации «преднамеренного» характера, когда говорящий ставит перед собой цель разъяснить собеседнику значение того или иного слова через раскрытие его внутренней формы, через процесс языковой игры.
Обращение к средствам лексической мотивации позволяет носителю говора реализовывать принцип экономичности средств языка, помогая избегать загромождающих речь описательных приемов и способствуя проявлению необходимой динамики повествования.
Наблюдение проявления лексической мотивированности дает материал для наблюдения динамики развития языка говора Так, было выявлено, что под влиянием процесса ремотивации в качестве мотиваторов избираются преимущественно лексические единицы общерусского характера, тогда как процессу лексикализации чаще подвергаются те слова, мотиваторами которых являются собственно диалектные лексемы.
1. Из наблюдений над мотивационным значением диалектного слова // Ономастика и диалектная лексика Екатеринбург, 1996. С. 109-113.
2. Из наблюдений над явлением лексической мотивации в говорах Русского Севера И Ономастика и диалектная лексика Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 201-206.
, 3. Лексикализация внутренней формы диалектного слова и его демотивация // Актуальные проблемы лингвистики: Материалы ежегодной региональной науч, конф. 4-5 февраля 1997 г. Екатеринбург, 1997. № 10. С. 58.
4. Мотивационное значение слова в диалекте и в языковом сознании диалекгоносителя (по материалам картотеки Словаря говоров русского Севера) //
Актуальные проблемы лингвистики: Материалы ежегодной региональной науч, конф. 5-6 февраля 1996 г., Екатеринбург, 1996. N 9. С. 51.
5. Мотивационные отношения в глагольной лексике говоров Русского Севера // Ономастика и диалектная лексика. Екатеринбург, 1998. Выл 2. С. 102-105.
6. Русское диалектное памча, помпы, понча, пончия, понича И Русская диалектная этимология: Тез. докл. Второго науч, совещания. 17-19 апреля 1996 г. Екатеринбург, 1996. с. 48.
7. Случаи лексической рсмотивации в говорах русского Севера И Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии. Томск, 1998. С. 91-92