Актуальность исследования. В отечественной и зарубежной исторической науке за годы, прошедшие после окончания Второй мировой войны, проделана колоссальная работа как по изучению ее истории в целом, так и различных ее аспектов, в частности. Однако в современных условиях с деидеологизацией межгосударственных отношений и, как следствие, усилением контактов между учеными Запада и Востока, с отказом отечественной науки от догматизма в изучении прошлого перед исследователями встают новые задачи. Одна из них - изучение тех страниц прошлого, которые до сих пор не получили сколько-нибудь достаточного освещения.
В ряду проблем Второй мировой войны к таковым можно отнести проблему иностранных военнопленных в СССР. Ее научная разработка имеет исключительную важность в процессе воссоздания объективной истории Второй мировой войны. Более того, ее содержание и значимость выходят далеко за рамки Второй мировой войны и приобретают принципиальное значение для раскрытия существа и особенностей советского тоталитарного режима. Наряду с научно-исследовательской работой глубокий этический и гуманитарный смысл имеет «прикладной» аспект, состоящий в реабилитации незаконно осужденных советскими органами бывших военнопленных, составлении списков погибших и оставшихся в живых, поиске, благоустройстве и обеспечении сохранности воинских захоронений и т.д.
Объектом исследования являются иностранные военнопленные Второй мировой войны. При выборе объекта исследования за основу были взяты современные международно-правовые нормы, т. е. под военнопленными понимаются лица, чей правовой статус соответствует Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. Вне поля исследования поэтому остались граждане иностранных государств, интернированные на территорию СССР.
Предметом изучения является пребывание военнопленных на Среднем Урале, их размещение, численность, состав, материально-бытовое положение и трудовое использование.
Территориальные рамки работы. В качестве исходных территориальных рамок была избрана территория Свердловской области, включающая в себя Средний и Северный Урал. Здесь в 1942-1956 гг. находилось 14 лагерей, 11 отдельных рабочих батальонов и 2 спецгоспиталя для военнопленных и интернированных, через которые прошли свыше 250 тыс. вражеских солдат и офицеров. Для сравнения отметим, что в соседней Курганской области был организован один лагерь для военнопленных, Молотовской - три, Челябинской - шесть, Чкаловской - пять. Таким образом, территория Свердловской области стала местом создания наиболее разветвленной сети лагерей и лагерных подразделений для
военнопленных в Уральском регионе. Если учесть, что в северных районах области, соответствующих географическому понятию "Северный Урал", концентрация лагерей военнопленных была невысокой, а период их пребывания в данном регионе кратковременным, представляется вполне обоснованным ограничить рамки исследования территорией Среднего Урала.
Хронологические рамки работы охватывают 1942-1956 гт. Нижняя временная граница определяется тем, что именно в 1942 г. на Средний Урал стали прибывать первые партии военнопленных. Верхний рубеж обусловлен ликвидацией в 1956 г. последнего лагеря для военнопленных и их отправкой на родину. Следует констатировать, что в литературе конечная дата определяется по-разному. 5 мая 1950 г. ТАСС официально объявил об окончании репатриации военнопленных. Оставшиеся в Советском Союзе бывшие вражеские военнослужащие, будучи в большинстве своем осужденными за зверства и злодеяния над мирными советскими гражданами или пленными красноармейцами, рассматривались советским руководством исключительно как военные преступники, которые в соответствии с международными обязательствами СССР и национальным законодательством преимуществами военного плена пользоваться не могли. Поэтому в отечественной историографии прочно закрепился тезис о том, что после 1950 г. таких субъектов права, как военнопленные, в СССР больше не было. Между тем, часть осужденных военнопленных в настоящее время реабилитирована, а значит, она была лишена своего статуса незаконно. Кроме того, Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. недвусмысленно обязывала применять к осужденным режим военного плена.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы путем обобщения многочисленных документальных свидетельств и достижений современной науки осуществить комплексный анализ конкретно-исторических, историко-правовых и экономических аспектов изучаемой проблемы и, вместе с тем, на основе анализа объекта исследования как исторической реальности выявить специфические черты, характеризующие пребывание иностранных военнопленных на Среднем Урале в 1942-1956 гт. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- показать процесс становления системы лагерей и других мест водворения военнопленных, определив границы их распределения по территории Свердловской области;
- проанализировать динамику численности и качественный состав военнопленных;
- исследовать принципы внутреннего устройства лагерей и характеристики материально-бытового положения военнопленных;
- определить отсутствие или наличие взаимосвязи между обеспечением военнопленных питанием, медицинской помощью, вещевым довольствием и уровнем их физического состояния, выражающегося в показателях заболеваемости и смертности;
- раскрыть и критически переосмыслить причины и механизм судебного преследования военнопленных;
- осветить основные стороны пребывания на Среднем Урале военных преступников в условиях ужесточения политики государства в отношении осужденных военнопленных;
- выявить принципы организации и основные сферы приложения труда военнопленных.
Теоретико-методологической базой исследования стали традиционный для подобного рода работ диалектический подход к рассмотрению действительности, а также принцип историзма, последовательно воспроизводящий конкретные факты пребывания иностранных военно-пленных Второй мировой войны на Среднем Урале, складывающиеся в единый процесс, где действуют причинно-следственные связи.
Важное место в методологии анализа проблемы занимает системно-структурный подход. Он предполагает рассмотрение объекта исследования как сложной, меняющейся во времени и пространстве системы во взаимосвязи с другими сложными системами - международными от-ношениями военного и послевоенного периода, политикой Советского государства в отношении военнопленных, принимавшей на региональном уровне специфические очертания и формы, составляющие в свою очередь еще одну сложную систему.
В структуре методологических принципов исследования нельзя не выделить описательный метод, позволяющий дать представление или о факте истории, или о процессе как таковом, а также документально-иллюстративный метод, вводящий в употребление документы прошлой эпохи, придающий описанию и его анализу большую доказательность. Наряду с названными в работе использовались и другие конкретно-исторические методы исследования, в частности, историко-сравнительный и историко-типологический. В силу многогранности изучаемой темы принципиальное значение для реализации поставленных цели и задач имеет обращение к теоретическим наработкам смежных наук, что в значительной степени дополнит и конкретизирует обобщения и выводы, вытекающие из исторического материала. Думается, плюрализм методов исследования является как раз тем фактором, который позволяет исследовать проблему иностранных военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале в контексте конкретно-исторических событий в стране и регионе максимально полно.
Степень изученности проблемы. Отечественная историография об иностранных военнопленных Второй мировой войны имеет небольшую историю, которая делится на два этапа: вторая половина 1940-х — конец 1980-х гг. и конец 1980-х — 1990-е гг.
В заключении подведены итоги исследования. Автор приходит к выводу, что пребывание иностранных военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале в 1942-1956 гг. представляет собой сложную и противоречивую картину. Однако фрагменты этой картины четко сочленены в соответствии с определенной внутренней логикой — отношением Советского государства к оказавшимся в его власти вражеским военно-служащим, изменениями, которое это отношение претерпевало, и формами, в которых оно выражалось на местах. Складывалась эта логика сразу из нескольких компонентов — права, политики и экономики. В зависимости от того, какому из названных компонентов в тот или иной период отдавалось предпочтение, от выстраивания той или иной последовательности приоритетов и зависели судьбы пребывавших на Среднем Урале 250 тыс. иностранных военнопленных Второй мировой войны.
1. Военнопленные Второй мировой войны в СССР// 50 лет Победы в Великой Отечественной войне. Тезисы научной конференции. Еатеринбург. 1995. С. 81-83. (0,1 п.л.)
2. Военнопленные Второй мировой войны в Свердловской области// Высшая школа России в преддверии XXI века. Тезисы докладов научной студенческой конференции, посвященной 75-летию со дня основания Уральского государственного университета. Екатеринбург. 1995. С. 140-144. (0,2 п.л.)
3. Из истории лагеря № 476 для военнопленных Второй мировой войны// Первые уральские военно-исторические чтения. Материалы региональной научной конференции. Екатеринбург. 1996. С. 95-99. (0,1 п.л.)
4. Военные преступники на Среднем Урале в 1949-1956 гг.// Проблемы военного плена: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. Вологда. 1997. С. 234¬236. (0,1 п.л.)
5. Иностранные военнопленные Второй мировой войны в Свердловске// Екатеринбург: вчера, сегодня, завтра. Тезисы научно- практической конференции. Екатеринбург. 1998. С. 143-145. (в соавторстве с В.П. Мотревнчем). (0,1 п.л.)
6. Организация трудоиспользования военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале// Урал индустриальный. Материалы второй региональной научной конференции. Екатеринбург. 1998. С. 157-160. (0,1 п.л.)
7. Осужденные военнопленные на Среднем Урале (1949-1956гг.)// Урал индустриальный. Материалы третьей региональной научной конференции. Екатеринбург. 1999. С. 84-89. (0,2 п.л.)
8. Архивно-следственные дела военнопленных как исторический источник (по материалам УГААО СО)// Орел шестого легиона. Тезисы докладов студенческой научно-практической конференции, посвященной 60-летию исторического факультета Уральского госу-дарственного университета. Екатеринбург. 1999. С. 109-113. (0,2 п.л.)
9. Иностранные военнопленные на Среднем Урале: условия содержания и обеспечения// Этнокультурная история Урала XVI-XX вв. Материалы международной конференции. Екатеринбург. 1999. С. 90-94. (0,3 п.л.)
10. Иностранные военнопленные Второй мировой войны в воспоминаниях уральцев//Вторые военно-исторические чтения. Материалы региональной научной конференции. Екатеринбург. 2000. С. 182-184. (0,1 п.л.)
11. К вопросу о размещении иностранных военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале// Третьи Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург. 2000. С. 247-250. (0,3 п.л.)
12. Захоронения интернированных иностранных граждан и военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале (состояние Источниковой базы)// Документ. Архив. История. Современность. Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию историко-архивной специальности УрГУ. Екатеринбург. 2000. 4.1. С. 190-194. (в соавторстве с В.П. Мотревнчем). (0,2 п.л.)
13. Иностранные военнопленные Второй мировой войны в Невьянске (1945-1947 гг.)//Первые Невьянские Демидовские чтения: Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург. 2000. С. 67-69. (0,1 п.л.)
14. Вещевое снабжение военнопленных в лагерях Свердловской области//Урал в стратегии Второй мировой войны. Материалы Вссроссийской научной конференции, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Екатеринбург. 2000. С. 123-125. (в соавторстве с В.П. Мотревичем). (0,1 п.л.)
15. Иностранные военнопленные Второй мировой войны на Среднем Урале: источниковая база исследования//Урал на пороге третьего тысячелетия: Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. Екатеринбург. 2000. С. 48-51. (в соавторстве с B. П. Мотревичем). (0,3 п.л.)
16. К вопросу о численности и составе иностранных военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале// Урал на пороге третьего тысячелетия... С. 321-325. (0,4 п.л.)
17. Захоронения интернированных иностранных граждан и военнопленных Второй мировой войны на Среднем Урале//Проблемы создания единого электронного банка данных жертв политических репрессий в пределах СССР. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции. Нижний Тагил. 2000. С. 97-102. (в соавторстве с В.П. Мотревичем). (0,2 п.л.)
18. К вопросу о медицинском обслуживании военнопленных в лагерях Среднего Урала (1942-1956 гг.)//Орел шестого легнона. Тезисы док-ладов научно-практической конференции студентов и молодых ученых исторического факультета УрГУ. Екатеринбург. 2000.C.143-146. (0,2 п.л.)