Актуальность исследования
Обращение к литературно-художественной жизни Перми 1970-80-х гг. актуализировано рядом общекультурных, научно-теоретических и методологических предпосылок.
В последние годы минувшего десятилетия, в целом отмеченного вниманием к ретроспекции русской культуры, заметно повысился интерес к эпохе 1970-х гг., обусловленный прежде всего тем, что в эти годы наблюдалось возникновение тенденций, определивших облик отечественного искусства последующих лет. Сегодня становится все более очевидна творческая состоятельность некоторых явлений, не проявленных, а точнее, не обнаруженных ранее по причине преобладавшего внимания к центральным реалиям, мифам и оппозициям эпохи.
Пересмотр культурного наследия “семидесятых” происходит на фоне общей переориентации художественного и научного интересов в сферу периферийно-текстовых явлений (Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский). В связи с этим особую актуальность приобретают социокультурные факторы бытования литературы, комплексные динамические взаимодействия которых сегодня принято рассматривать в категориях “литературная жизнь” и “литературная среда” (П.Н. Сакулин), “литературное поле” (П. Бурдье).
С проблематикой литературной периферии и как часть ее актуализируются вопросы регионального бытования литературы (В.М. Жирмунский, Н.К. Пиксанов, Б.А. Чмыхало, Ю.А. Веденин). Пермская ситуация как разновидность региональной сегодня оказалась в центре проблематики, связанной также с активным введением в научную практику (на основе трудов Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, новейших разработок по провинциальному тексту русской культуры) структурно-семиотической методологии локального текста, представленной на материале Перми В.В. Абашевым.
Кроме того, обращение к 1970-80-м гг., ставшим в литературной жизни Перми одним из самых ярких и творчески насыщенных периодов, обусловлено общественно практическим интересом - соотношением с пермской ситуацией конца 1990-х гг., проявившей заметную склонность к художественной стагнации.
Основная цель нашего исследования - описание альтернативной части литературно-художественной жизни Перми 1970-80-х гг. в динамике основных событий, творческих структур, поведенческих стратегий и особенностей бытования литературно-художественной среды с точки зрения соотношения в пермской ситуации общероссийских и регионально-специфических тенденций. Недостаточная репрезентативность доступных к исследованию источников, определила главную задачу: сбор и документирование материала и, уже на основе его первичной интерпретации и систематизации, изучение подробного взаимодействия факторов становления и развития альтернативной литературно-художественной среды, в которой формировались тенденции поэтических новаций в Перми.
Материалом исследования стали опубликованные в печати художественные произведения, литературно-критические, публицистические, информационные материалы, формирующие представление о неофициальной литературно-художественной жизни Перми 70-80-х. Прежде всего это книги и публикации в периодике за период 1980-90 гт. поэтов “новой волны” - В. Кальпиди, В. Дрожащих, Ю. Беликова, В. Лаврентьева, научные и критические очерки В.В.Абашева, мемуарные очерки и эссе участников событий тех лет. Кроме того, к исследованию привлекается обширный оригинальный, не публиковавшийся ранее материал, связанный с деятельностью поэтов и художников, чье творчество (или его отдельные аспекты) до сих пор не становилось предметом изучения. Для восполнения утраченного или не вполне проявленного фрагмента культурной жизни Перми 70-80-х гт. вводится материал “устных историй” - свод интервью, воспоминаний, комментариев, зафиксированных в процессе личных бесед с участниками событий - поэтов и художников Перми, Екатеринбурга, Москвы. В работе также фигурируют не публиковавшиеся ранее поэтические тексты В. Кальпиди и В. Дрожащих, собранные и архивированные свидетельства деятельности первого в Перми неформального творческого объединения, материалы из фондов Государственного Архива новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области. Одним из промежуточных результатов работы, который также привлекается к исследованию, стала составленная по материалам пермских газет и рассказов очевидцев хроника основных событий неофициальной поэтической жизни Перми с 1974 по 1990 гг.
Методологическая основа исследования. В работе использовались историко-генетический, типологический методы. При записи “устных историй” применялась методика интервьюирования. При обращении к поэтическим текстам использовались принципы стиховедческого мотивного анализа.
Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что в ней документируется и интерпретируется согласно логике исследования, с точки зрения соотношения общих и специфических тенденций, целый пласт фактического материала, впервые вводимого в научно-практический обиход. На этой основе предпринята попытка целостного описания пермского поэтического андеграунда во взаимодействии с литературно-художественной средой бытования и другими социокультурными факторами его формирования.
Диссертация имеет теоретическое значение как апробация комплекса научных подходов к изучению регионального, локального культурного явления. Это исследование представляет собой одно из направлений общей научно-практической деятельности Лаборатории литературного краеведения ПермГУ и перспективно ориентировано в рамках теоретической базы лаборатории, ядро которой составляют понятия “культурной жизни” и “локального текста”.
Работа также имеет практическую значимость как источник информации при разработке школьных и вузовских курсов в рамках литературно-региональной проблематики. Кроме того, представленный в ней материал используется в широкой общественно-культурной практике: журналистской, музейно-краеведческой. Основные положения и результаты диссертационной работы послужили стимулом к участию ее автора в культуртрегерской деятельности пермского общественного фонда “Юрятин” (лауреата областной премии в сфере культуры 1997 г., лауреата российской литературной премии “Малый Букер-2000”).
Апробация работы. Содержание диссертации отражено в 12 публикациях общим объемом около 5 п.л., в докладах на российских и международных научных конференциях, среди которых Международная научная конференция “Геопанорама русской культуры. Пермские чтения” (Пермь, 2000), традиционные “Дягилевские чтения” (Пермь, 1998, 1999), “Дергачевские чтения” (Екатеринбург, 1998), “2-е Курицынские чтения” (Екатеринбург, 1999), “Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX” (Пермь, 1998). Основные положения работы легли в основу спецкурса “Литературная жизнь Перми”, с 1997 г. читаемого студентам филологического факультета ПермГУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из пяти разделов: введения, трех глав, заключения и приложения. Их последовательность определяется представлением материала согласно логике исследования: от обозначения общих тенденций и их проявленности в специфике регионального материала к определению региональной ситуации как фактора формирования общероссийской.
Во Введении содержится общая характеристика работы, формулируются ее теоретические и методологические основы, аргументируется рабочее понятие литературной жизни как наиболее адекватное задачам исследования.
В первой главе работы обозначаются параметры художественного андеграунда, отмечаются общие тенденции альтернативной литературно-художественной, и, в частности - поэтической жизни 1970-х, а также факторы, влияющие на специфичность их преломления в региональной ситуации.
Во второй главе прослеживаются основные социокультурные факторы формирования актуальных тенденций в искусстве Перми, возникновения “новой поэзии” и акционально-визуальных новаций, консолидации творческих сил в совместной художественной практике.
Третья глава работы посвящена закономерностям выхода альтернативной поэзии Перми в открытый литературный процесс: местный, региональный, общероссийский.
Диссертацию завершает Заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы, намечаются перспективы исследования.
В качестве Приложения к работе дается Хроника основных событий альтернативной поэтической жизни Перми 1974-90 гг.
Кроме того, к работе приложен библиографический список, включающий описание материалов исследования (250 наименований), а также научных трудов (117 наименований).
В Заключении обобщаются итоги и перспективы исследования.
В качестве основных выводов относительно культурно-динамической и художественной специфики альтернативной литературной жизни Перми 1970-80-х, отмечаются следующие:
1. наличие насыщенной и вместе с тем неоднородной литературно-художественной среды андеграунда, стимулировавшей развитие ярких поэтических новаций;
2. отчетливо выраженная направленность неформальных кругов на легитимирование творческой деятельности, прорыв в открытый литературный процесс в ситуации жесткой и враждебной оппозиции со стороны официальных творческих и государственных структур. Благодаря активной позиции лидеров андеграунда, органично сочетавшей стратегии компромисса и нонконформизма, новаторскому искусству в Перми удалось совершить предварительный выход в широкую аудиторию в 1982 г., задолго до общего прорыва на волне перестройки;
3. принципы творческого поведения и стилевые установки (формирующиеся в русле метареалистической тенденции) сближают пермский поэтический андеграунд с московской “новой волной”;
4. преобладание личностного начала в художественной реальности лидеров неофициальной пермской поэзии - В. Кальпиди и Ю. Беликова, соотносится и с преобладанием личностного фактора в динамике альтернативного поэтического процесса Перми. При исчезновении с местного культурного поля (отмеченного также относительно слабо развитой официальной творческой структурой) социально активной инициативы, к концу §0-х гг. в пермском художественном процессе обозначились тенденции стагнации;
5. освоение культурного пространства (местного, регионального, общероссийского) осмыслено лидерами пермского поэтического андеграунда в рамках стратегий самоидентификации во взаимосвязи с локальным, “родным” ландшафтом. Инициированная (во многом благодаря лично В. Кальпиди) социокультурная общность “современной уральской поэзии” в последние годы стала предметом обсуждения на страницах российской прессы как поэтический феномен, обозначивший одну из тенденций присутствия Урала в российском культурном контексте новейшего времени.
1. “Новая поэзия” Перми в литературном процессе 80-х // Обновление содержания и методики филологического образования: опыт и проблемы. Пермь: Изд-во 111 НУ, 1996. С. 30-32.
2. Развитие поэзии в 1960-80-е годы: пермская проекция общероссийской ситуации // Филология на рубеже XX - XXI веков: Тезисы Международной научной конференции Пермского университета. Пермь: Изд-во 111 У, 1997. С. 33-35.
3. Концептуальная практика как фактор развития социокультурных процессов провинции // Русская литература и провинция: Материалы седьмых Крымских Пушкинских международных чтений. Симферополь: Изд-во СГУ, 1997. С. 136- 137.
4. Роль творческого объединения “Эскиз” в пермской литературно-художественной жизни начала 80-х // Пермский край: прошлое и настоящее. Пермь: Изд-во ПТУ, 1997. С. 154-156.
5. “Новая” поэзия Перми и Екатеринбурга в 70-е гг. // Дергачевские чтения-98. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. С. 252-256.
6. Современная уральская поэзия в контексте творческой стратегии В. Кальпиди // Проблемы языка и литературы: методология, теория, история. Пермь: Изд-во ПГУ, 1998. С. 18-20.
7. Мифотворчество в жизни уральских поэтов // Два рубежа. Материалы научно-практической конференции. Пермь: Изд-во 10 НУ, 1998. С. 160-162
8. Черты нового художественного мышления в поэзии В. Кальпиди и графике
B. Остапенко И Проблемы языка и литературы: методология, теория, история. Пермь: Изд-во ПГУ, 1998. С. 20-22. (В соавторстве с Маленьких C.).
9. “Мир как текст” в творчестве современных пермских поэтов и художников II Формы духовного и эстетического синтеза в культуре. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1999. С. 241-257. (В соавторстве с Маленьких С.)
10. К типологии творческого поведения в современной русской поэзии: В. Кальпиди И Формы духовного и эстетического синтеза в культуре. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1999. С. 257-268.
11. Слайд-поэма “В тени Кадриорга” и ее авторы // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000. С. 218-236.
12. “В Москву! В Москву?” (заметки об эволюции стратегии творческого поведения) И Провинция: поведенческие сценарии и культурные роли. /Круглый стол конференции ‘Теопанорама русской культуры. Пермские чтения”. М., 2000. С. 36-40; то же: Уральская новь. Челябинск, 2000. № 8. С. 163-165.