Актуальность исследования. В условиях переоценки духовных ценностей на рубеже тысячелетий по-новому видятся достижения философской мысли предыдущей эпохи. Мировоззрение, сформировавшееся в условиях краха империй, государств, партий, в ситуации глубокого культурного, национального и экологического кризиса, пытается переосмыслить принятые в прошлом представления о месте человека в мире, о его отношении к природе и самому себе.
В связи с этим особенно актуальной оказывается необходимость пересмотреть сложившиеся подходы к исследованию классических историко-философских тем, к каковым относится и философия Жана-Жака Руссо. Его творчество сыграло значительную роль в развитии не только философии, но и реальной исторической практики. Традиционно творчество Руссо связывают с философией Просвещения, Однако в эпоху преобладания рационалистических ценностей в хоре оптимизма и прославления разума, призыва к познанию законов природы и использования ее благ для достижения счастья голос великого французского философа звучит по-особому.
Философия Ж.-Ж. Руссо является примером своеобразного отношения к проблеме сосуществования человека и природы. В то же время Руссо - автор уникальной философско-педагогической концепции, имевшей огромное влияние на развитие европейского образования. Кроме того, философское наследие Ж.-Ж. Руссо может быть интерпретировано в ключе современной потребности -формирования экологической культуры человека.
Степень научной разработанности проблемы. Творчеству Ж.-Ж. Руссо посвящена обширная научная литература. Можно выделить два основных направления исследования философского наследия Ж.-Ж. Руссо.
К первому направлению относятся работы историко-философского характера, в которых исследуются социально-политические взгляды Руссо. Особенно это характерно для работ русских философов советского периода, считавших Руссо “проповедником эпохи возникновения общества социалистического типа, эпохи строительства коммунизма”. В этих работах и концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо рассматривается как метод формирования гражданина, то есть интерпретируется как прикладная педагогическая часть его социально-политической теории. К этому блоку следует отнести работы А С. Алексеева, В.С. Алексеева-Попова, В. Ф. Асмуса, Б.М. Бернадинера, Д. Бихдрикера, М.К. Борисенко, И.Е. Верцмана, В.П. Волгина, Л. Германа, Г. Гефдинга, В. Гольдшмидта, Г. Грэхэма, А.Т. Дворцова, В. Засулич, И.Е. Зиневича, А, А. Златопольской, Н. Карелина, Е. Кассирера, А.Ф. Кобеко, В.Н. Кузнецова, А.З. Манфреда, A. Окомби, А. А. Орлова, Б. Прадо. В этих работах проблема взаимодействия человека и природы в творчестве Ж.-Ж. Руссо отдельно не рассматривалась.
Второе направление исследований посвящено рассмотрению проблемы воспитания в творчестве Ж.-Ж., Руссо, его педагогической концепции. К этому направлению следует отнести работы следующих авторов: А. Валлон, С.И. Данелиа, Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринский, B. М. Кларин, А.А. Коменский, Компере, Т. Мисава, А. Фортунатов, Ж. Шато, 3. Равкин, В. Пряникова, СИ. Гессен, Ф.А. Ротарь.
В перечисленных работах обсуждаются проблемы физического развития, естественного и трудового воспитания. Авторы обращают внимание не только на чисто педагогические, но на психологические и социальные аспекты его концепции, однако не уделяют особого внимания
экологическому аспекту воспитательной концепции Руссо.
Оценивая принадлежность философии Ж.-Ж. Руссо той или иной философской традиции, исследования творчества Руссо могут быть разделены на две группы. Одни исследователи: А.С. Алексеев, В.Ф. Асмус, Ф. Бродель, И.Е. Верцман, В.П. Волгин, Л. Герман, Г.Н. Джибладзе, В. Засулич, И.Е. Зиневич, А.А. Златопольская, В.Н. Кузнецов, А.З. Манфред, Н.В. Мотрошилова, В.В. Соколов -связывают имя Руссо с французским Просвещением - ярчайшей эпохой в развитии общественной мысли, которая стала поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, разума над античным религиозно-мистическим мировоззрением.
Другие исследователи, вопреки устоявшемуся определению Ж.-Ж. Руссо как яркого представителя философской традиции Просвещения, исследуют его творчество с позиции принадлежности к романтической традиции (Д. Антисери, Е.А. Воротилин, Ж. Вуазин, Н. Гилье, А.В. Луначарский, Б. Прадо, Б. Рассел, Д. Реале, К. Роще, Г. Скирбекк, Р. Тарнас).
Этот обзор показывает недостаток в отечественной историко-философской литературе исследований, в которых главным предметом анализа стали бы воззрения философов в аспекте отношения человека и природы. Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо остались предметом спора в вопросе принадлежности к определенной философской традиции. Эти споры напрямую связаны с его концепцией человека и природы. И, наконец, практически нет исследований, где бы философия Ж.-Ж. Руссо увязывалась с принципам и современной экологической педагогики. Ни в одной из работ не предпринят непосредственный анализ значения философского и педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо для осмысления современных проблем образования, в частности - проблемы формирования экологической культуры, ориентированной на гармонизацию взаимоотношений человека и природы. С учетом этого, были определены цель и задачи работы.
Целью диссертационного исследования является рассмотрение философии природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основания концепции естественного воспитания. Поставленная цель определила следующие задачи: во-первых, рассмотреть место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века;
во-вторых, изучить содержание философской концепции Ж.-Ж. Руссо природы и человека в их взаимопроникновении;
в-третьих, определить значение философии Ж.-Ж. Руссо в контексте принципов взаимодействия человека и природы в современной педагогике.
Методология исследования. Теоретико-методологическим основанием исследования являются принципы единства и многомерности историко-философского процесса, взаимодетерминации личностного и социокультурного компонентов в историко-типологической процедуре реконструкции философской традиции.
Для определения места Ж.-Ж. Руссо в истории философии был востребован метод культурно-исторической типологизации. Исследование эволюции философских взглядов Ж.-Ж. Руссо потребовало обращения к психоаналитической методологии интерпретации биографии. Основными методами исследования можно назвать метод сравнительного анализа и герменевтический метод, позволивший реконструировать целый ряд концептуально важных положений философии Ж.-Ж. Руссо. Последовательное применение указанной методологии к конкретному историко-философскому материалу позволило прийти к новым научным результатам.
Научная новизна исследования СОСТОИТЕ том, что, во-первых, в научный оборот впервые вовлечены актуальные исследования французских, немецких и американских авторов, изучающих философию Ж.-Ж. Руссо. Широкий выход в международный контекст исследуемой темы дал возможность по-новому представить антропологические взгляды французского мыслителя.
Во-вторых, впервые предпринято методологически новое исследование философской эволюции Ж.-Ж. Руссо с привлечением сложившегося опыта психоаналитической интерпретации биографий. Основные события жизни мыслителя впервые представлены в контексте ключевой проблемы исследования - проблемы взаимодействия человека и природы.
В-третьих, впервые обоснована близость философии Ж.-Ж. Руссо к философской традиции романтизма в аспекте его концепции природы и человека.
В-четвертых, впервые на основе сопоставления представлений “естественного человека” и цивилизованного человека, биографического исследования, анализа педагогической концепции осуществлена реконструкция взглядов мыслителя на перспективы развития человека. Проект человека будущего впервые заявлен как целостное основание концепции естественного воспитания.
В-пятых, впервые в практике историко-философского исследования философия Ж.-Ж. Руссо соотнесена с тенденциями современного образования; показана актуальность взглядов мыслителя в аспекте принципов взаимосвязи человека и природы в современной педагогике.
Научно-практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории западной философии, в спецкурсах по истории философской антропологии и философии образования для студентов философского факультета. Поскольку работа имеет междисциплинарное значение, её материалы и основные идеи могут быть востребованы и специалистами в области экологического образования. Настоящее исследование может служить предпосылкой для дальнейшего историко-философского исследования проблемы человека и природы. Результаты исследования нашли отражение в тексте ГОС (НРК) общего среднего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.99 г. № 897-пп.
Апробация работы. По материалам диссертации были сделаны доклады на II всероссийской научно-практической конференции “Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения (4 января 2001г., г. Красноярск), на всероссийской конференции по проблемам дополнительного образования (12-14 мая 2001 г., г. Екатеринбург), на межрегиональной научно-практической конференции “Образование взрослых - ключ к XXI веку” (14-16 ноября 2001 г, г. Екатеринбург), на конференции “Философия в поисках сущностей и смыслов” (26 октября 2001г., г. Екатеринбург); на международной конференции “Человек - Культура - Общество” (13-15 февраля 2002г., г. Москва). Материалы диссертации использовались при проведении занятий по курсу “История западной философии” и спецкурсу “Экология человека” на философском факультете Уральского государственного университета им. А.М. Горького, в образовательной программе “Экологическая культура и философия экологического образования” в ИРРО Свердловской области.
Структура диссертации. Структура исследования определена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем текста - 178 страниц. Библиография включает 185 наименований.
1. Альтернативная экологическая философия: противоречие разума и чувства //Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. - Красноярск: СибГТУ, 2000.0,4 п.л.
2. Проблема ненасилия в философско-педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо //Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения. Материалы научно-практической конференции. -Красноярск: СибГТУ, 2001.0,4 п.л.
3. Альтернативная экологическая философия: противоречие разума и чувства //Дополнительное образование: путь к себе: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2000.0,3 п.л.
4. Естественная и социальная зрелость человека в философско- педагогической концепции Жана-Жака Руссо //Образование взрослых - ключ к XXI веку. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 14-16 ноября 2001 г. Екатеринбург: ИРРО. 2001.0,3 п.л.
5. Антропологические взгляды Ж.-Ж. Руссо /7 Современная философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы научно-практической конференции (25-27 октября 2001г.).- Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001.0,5 п.л.
6. Сущность человека в понимании Ж.-Ж. Руссо // Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Т. 1 - М., 2002.0,2п.л.
7.Человек перед лицом природы: от Ж.-Ж. Руссо к философским принципам современного образования. Екатеринбург. ИРРО. 2002.5п.л.