Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Ж.-Ж. РУССО КАК ОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №102886

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы18
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования. В условиях переоценки духовных ценностей на рубеже тысячелетий по-новому видятся достижения философской мысли предыдущей эпохи. Мировоззрение, сформировавшееся в условиях краха империй, государств, партий, в ситуации глубокого культурного, национального и экологического кризиса, пытается переосмыслить принятые в прошлом представления о месте человека в мире, о его отношении к природе и самому себе.
В связи с этим особенно актуальной оказывается необходимость пересмотреть сложившиеся подходы к исследованию классических историко-философских тем, к каковым относится и философия Жана-Жака Руссо. Его творчество сыграло значительную роль в развитии не только философии, но и реальной исторической практики. Традиционно творчество Руссо связывают с философией Просвещения, Однако в эпоху преобладания рационалистических ценностей в хоре оптимизма и прославления разума, призыва к познанию законов природы и использования ее благ для достижения счастья голос великого французского философа звучит по-особому.
Философия Ж.-Ж. Руссо является примером своеобразного отношения к проблеме сосуществования человека и природы. В то же время Руссо - автор уникальной философско-педагогической концепции, имевшей огромное влияние на развитие европейского образования. Кроме того, философское наследие Ж.-Ж. Руссо может быть интерпретировано в ключе современной потребности -формирования экологической культуры человека.
Степень научной разработанности проблемы. Творчеству Ж.-Ж. Руссо посвящена обширная научная литература. Можно выделить два основных направления исследования философского наследия Ж.-Ж. Руссо.
К первому направлению относятся работы историко-философского характера, в которых исследуются социально-политические взгляды Руссо. Особенно это характерно для работ русских философов советского периода, считавших Руссо “проповедником эпохи возникновения общества социалистического типа, эпохи строительства коммунизма”. В этих работах и концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо рассматривается как метод формирования гражданина, то есть интерпретируется как прикладная педагогическая часть его социально-политической теории. К этому блоку следует отнести работы А С. Алексеева, В.С. Алексеева-Попова, В. Ф. Асмуса, Б.М. Бернадинера, Д. Бихдрикера, М.К. Борисенко, И.Е. Верцмана, В.П. Волгина, Л. Германа, Г. Гефдинга, В. Гольдшмидта, Г. Грэхэма, А.Т. Дворцова, В. Засулич, И.Е. Зиневича, А, А. Златопольской, Н. Карелина, Е. Кассирера, А.Ф. Кобеко, В.Н. Кузнецова, А.З. Манфреда, A. Окомби, А. А. Орлова, Б. Прадо. В этих работах проблема взаимодействия человека и природы в творчестве Ж.-Ж. Руссо отдельно не рассматривалась.
Второе направление исследований посвящено рассмотрению проблемы воспитания в творчестве Ж.-Ж., Руссо, его педагогической концепции. К этому направлению следует отнести работы следующих авторов: А. Валлон, С.И. Данелиа, Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринский, B. М. Кларин, А.А. Коменский, Компере, Т. Мисава, А. Фортунатов, Ж. Шато, 3. Равкин, В. Пряникова, СИ. Гессен, Ф.А. Ротарь.
В перечисленных работах обсуждаются проблемы физического развития, естественного и трудового воспитания. Авторы обращают внимание не только на чисто педагогические, но на психологические и социальные аспекты его концепции, однако не уделяют особого внимания
экологическому аспекту воспитательной концепции Руссо.
Оценивая принадлежность философии Ж.-Ж. Руссо той или иной философской традиции, исследования творчества Руссо могут быть разделены на две группы. Одни исследователи: А.С. Алексеев, В.Ф. Асмус, Ф. Бродель, И.Е. Верцман, В.П. Волгин, Л. Герман, Г.Н. Джибладзе, В. Засулич, И.Е. Зиневич, А.А. Златопольская, В.Н. Кузнецов, А.З. Манфред, Н.В. Мотрошилова, В.В. Соколов -связывают имя Руссо с французским Просвещением - ярчайшей эпохой в развитии общественной мысли, которая стала поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, разума над античным религиозно-мистическим мировоззрением.
Другие исследователи, вопреки устоявшемуся определению Ж.-Ж. Руссо как яркого представителя философской традиции Просвещения, исследуют его творчество с позиции принадлежности к романтической традиции (Д. Антисери, Е.А. Воротилин, Ж. Вуазин, Н. Гилье, А.В. Луначарский, Б. Прадо, Б. Рассел, Д. Реале, К. Роще, Г. Скирбекк, Р. Тарнас).
Этот обзор показывает недостаток в отечественной историко-философской литературе исследований, в которых главным предметом анализа стали бы воззрения философов в аспекте отношения человека и природы. Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо остались предметом спора в вопросе принадлежности к определенной философской традиции. Эти споры напрямую связаны с его концепцией человека и природы. И, наконец, практически нет исследований, где бы философия Ж.-Ж. Руссо увязывалась с принципам и современной экологической педагогики. Ни в одной из работ не предпринят непосредственный анализ значения философского и педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо для осмысления современных проблем образования, в частности - проблемы формирования экологической культуры, ориентированной на гармонизацию взаимоотношений человека и природы. С учетом этого, были определены цель и задачи работы.
Целью диссертационного исследования является рассмотрение философии природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основания концепции естественного воспитания. Поставленная цель определила следующие задачи: во-первых, рассмотреть место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века;
во-вторых, изучить содержание философской концепции Ж.-Ж. Руссо природы и человека в их взаимопроникновении;
в-третьих, определить значение философии Ж.-Ж. Руссо в контексте принципов взаимодействия человека и природы в современной педагогике.
Методология исследования. Теоретико-методологическим основанием исследования являются принципы единства и многомерности историко-философского процесса, взаимодетерминации личностного и социокультурного компонентов в историко-типологической процедуре реконструкции философской традиции.
Для определения места Ж.-Ж. Руссо в истории философии был востребован метод культурно-исторической типологизации. Исследование эволюции философских взглядов Ж.-Ж. Руссо потребовало обращения к психоаналитической методологии интерпретации биографии. Основными методами исследования можно назвать метод сравнительного анализа и герменевтический метод, позволивший реконструировать целый ряд концептуально важных положений философии Ж.-Ж. Руссо. Последовательное применение указанной методологии к конкретному историко-философскому материалу позволило прийти к новым научным результатам.
Научная новизна исследования СОСТОИТЕ том, что, во-первых, в научный оборот впервые вовлечены актуальные исследования французских, немецких и американских авторов, изучающих философию Ж.-Ж. Руссо. Широкий выход в международный контекст исследуемой темы дал возможность по-новому представить антропологические взгляды французского мыслителя.
Во-вторых, впервые предпринято методологически новое исследование философской эволюции Ж.-Ж. Руссо с привлечением сложившегося опыта психоаналитической интерпретации биографий. Основные события жизни мыслителя впервые представлены в контексте ключевой проблемы исследования - проблемы взаимодействия человека и природы.
В-третьих, впервые обоснована близость философии Ж.-Ж. Руссо к философской традиции романтизма в аспекте его концепции природы и человека.
В-четвертых, впервые на основе сопоставления представлений “естественного человека” и цивилизованного человека, биографического исследования, анализа педагогической концепции осуществлена реконструкция взглядов мыслителя на перспективы развития человека. Проект человека будущего впервые заявлен как целостное основание концепции естественного воспитания.
В-пятых, впервые в практике историко-философского исследования философия Ж.-Ж. Руссо соотнесена с тенденциями современного образования; показана актуальность взглядов мыслителя в аспекте принципов взаимосвязи человека и природы в современной педагогике.
Научно-практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории западной философии, в спецкурсах по истории философской антропологии и философии образования для студентов философского факультета. Поскольку работа имеет междисциплинарное значение, её материалы и основные идеи могут быть востребованы и специалистами в области экологического образования. Настоящее исследование может служить предпосылкой для дальнейшего историко-философского исследования проблемы человека и природы. Результаты исследования нашли отражение в тексте ГОС (НРК) общего среднего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.99 г. № 897-пп.
Апробация работы. По материалам диссертации были сделаны доклады на II всероссийской научно-практической конференции “Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения (4 января 2001г., г. Красноярск), на всероссийской конференции по проблемам дополнительного образования (12-14 мая 2001 г., г. Екатеринбург), на межрегиональной научно-практической конференции “Образование взрослых - ключ к XXI веку” (14-16 ноября 2001 г, г. Екатеринбург), на конференции “Философия в поисках сущностей и смыслов” (26 октября 2001г., г. Екатеринбург); на международной конференции “Человек - Культура - Общество” (13-15 февраля 2002г., г. Москва). Материалы диссертации использовались при проведении занятий по курсу “История западной философии” и спецкурсу “Экология человека” на философском факультете Уральского государственного университета им. А.М. Горького, в образовательной программе “Экологическая культура и философия экологического образования” в ИРРО Свердловской области.
Структура диссертации. Структура исследования определена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем текста - 178 страниц. Библиография включает 185 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Альтернативная экологическая философия: противоречие разума и чувства //Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. - Красноярск: СибГТУ, 2000.0,4 п.л.
2. Проблема ненасилия в философско-педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо //Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения. Материалы научно-практической конференции. -Красноярск: СибГТУ, 2001.0,4 п.л.
3. Альтернативная экологическая философия: противоречие разума и чувства //Дополнительное образование: путь к себе: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2000.0,3 п.л.
4. Естественная и социальная зрелость человека в философско- педагогической концепции Жана-Жака Руссо //Образование взрослых - ключ к XXI веку. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 14-16 ноября 2001 г. Екатеринбург: ИРРО. 2001.0,3 п.л.
5. Антропологические взгляды Ж.-Ж. Руссо /7 Современная философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы научно-практической конференции (25-27 октября 2001г.).- Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2001.0,5 п.л.
6. Сущность человека в понимании Ж.-Ж. Руссо // Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Т. 1 - М., 2002.0,2п.л.
7.Человек перед лицом природы: от Ж.-Ж. Руссо к философским принципам современного образования. Екатеринбург. ИРРО. 2002.5п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ