Актуальность темы.
В последние десятилетия заметно усилился интерес исследователей к проблемам региональной истории России. Не стала исключением и Сибирь. Особенностью этого региона является то, что на ее территории проживает большое число малочисленных народов, одним из которых являются ханты. Многовековая история этого народа неразрывно связана с историей Сибири и отражает многолетний опыт взаимоотношения с другими народами. Ханты занимают обширную территорию Западной Сибири в бассейне Средней и Нижней Оби. До сегодняшнего дня они в значительной степени сохраняют традиционную культуру.
В любом обществе семья является основным носителем культуры. В исторических и этнографических работах вопросы, связанные с темой семьи (брачные отношения, семейный быт и обрядность), всегда были объектами пристального внимания. Специальные монографии посвящены семье, как коренных народов, так и отдельных социальных групп пришлого населения Сибири (Н.А. Миненко. К.Д. Басаева, Кан Дэ Квон, Ю.М. Гончаров). Семья хантов не была предметом специального исследования, она рассматривалась в контексте анализа других проблем.
- Отсюда очевидна необходимость объективного и всестороннего изучения семьи у хантов, при этом предполагается анализ тех сторон ее жизни и деятельности, которые раньше не рассматривались (типология, демографическая структура, семейные взаимоотношения). Актуальность выбранной темы определяется значимостью и специфической ролью, которую семья играет при воспроизводстве этноса. Она, организуя трудовую деятельность и быт людей, является основным хозяйственно-экономическим элементом структуры общества. Именно в семье сохраняются и передаются культурные ценности, формируются модели поведения, характерные для конкретного народа.
В ходе исторического развития хантыйская семья была подвержена изменениям, обусловленным рядом факторов, в том числе включением Сибири в состав Российского государства: активным освоением территории проживания хантов русским населением, влиянием православной церкви, вовлечением традиционного натурального хозяйства в товарно-денежные отношения. Эти изменения касались не только сферы хозяйственной деятельности, но структурно-количественных показателей семьи, внутрисемейных взаимоотношений, ее духовной жизни. Особую значимость изучение семьи приобретает в современных условиях, поскольку ханты, как и многие северные этносы, находятся сейчас в кризисном положении. На повестке дня стоит вопрос
не только о сохранении культурного наследия этих народов, но и зачастую самих представителей.
Таким образом, современность темы, ее слабая изученность, специфика рассматриваемого региона обусловили необходимость, научную значимость и актуальность в специальном историко-этнологическом исследовании традиционной семьи у одного из малочисленных народов Севера - хантов.
Цель настоящей работы - комплексное (структурно-демографическое, хозяйственно-бытовое, социально-культурное) изучение семьи хантов в конце XVIII первой трети XX вв.
Задачи исследования:
- проанализировать динамику демографического развития хантыйской семьи с конца XVIII до середины XIX в., а именно: ее типологию, численный и поколенный состав, состояние брачности;
- охарактеризовать брачные нормы и традиционные внутрисемейные отношения у хантов в конце XVIII - первой трети XX в.;
- рассмотреть отношения внутри и межсемейной собственности, связи семьи с другими социальными институтами хантов;
- охарактеризовать традиционные семейные обряды (родильный, свадебный, погребальный).
При рассмотрении перечисленных выше вопросов автор, исходя из имеющихся материалов, стремилась показать своеобразие характеристик различных сторон семьи и семейных отношений у хантов по этнографическим ареалам и локальным этническим группам.
Хронологические рамки исследования охватывают период преимущественно с конца XVIII до начала 30-х гг. XX в. Нижняя временная граница обусловлена тем, что к концу XVII! столетия завершилась адаптация аборигенного населения Северного Приобья к условиям жизни в составе Российского государства. (На протяжении XVII начала XVIII в. протекали процессы приспособления «дорусских» аборигенных институтов к условиям государственности.) К концу XVIII в. на территории расселения хантов сформировалось постоянное русское население, была налажена система ясачного сбора, стабилизировалось административное волостное деление. Верхняя временная граница определяется началом социалистических преобразований на Обском Севере в конце 1920-х гг., которые привели к кардинальным изменениям во всех сферах жизни хантов, в том числе и изменениям в семье.
Кроме того, выбор хронологических рамок определялся источниковой базой исследования. Массовые статистические материалы - данные ревизских переписей населения, позволяющие проанализировать типологию и структуру семьи хантов, имеются только за конец XVIII -середину XIX вв. Описательные литературные сведения, характеризующие традиционную семью, относятся преимущественно к середине XIX первой трети XX в. Более ранние сведения по этой теме неполны и фрагментарны. Полевые материалы автора позволяют реконструировать различные стороны семейных отношений и семейную обрядность хантов в первой трети XX в.
Объектом исследования является хантыйская семья как основная социальная, хозяйственная, воспроизводящая единица этноса. В связи с этим необходимо определиться с термином семья в понимании хантов. В их языке отсутствует понятие «семья». Для ее обозначения используются описательные выражения - ма щи тых лтэт хоят - «я человек из такого-то гнезда», и ратн хоятат - «люди одного очага», и хот хоятат - «люди из одного дома». Имеется сходное определение семьи у манси - кол тахыт - «наполнение дома», «домовой коллектив».
Судя по приведенным названиям, основой семьи является факт совместного проживания и ведения хозяйства. В.Н. Чернецов определил такое сообщество людей как расширенная семья1. Нам представляется, что для обозначения хантыйской семьи можно применять термин «домохозяйство».
Источниковую базу исследования составили неопубликованные материалы из фондов центральных и местных архивов: Российский государственный исторический архив. Тобольский филиал государственного архива Тюменской области, научный архив Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. В зависимости от происхождения и характера содержащейся информации, все источники подразделены на несколько групп.
I. Для историко-демографического анализа хантыйской семьи большое значение имеют материалы учета населения. Комплекс актов учета населения включает несколько групп документов - государственные и церковные материалы.
1. К государственным актам относятся данные демографического учета населения в Тобольской губернии - ревизские переписи («ревизские сказки»), хранящиеся в фондах Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области (ТФГАТО). Для статистических подсчетов были использованы материалы IV (1782 г.) ревизии по Верхне-Демьянской, Селиярской, Салымской, Чемашевской, Шеркальской, Нагакарской, Большеатлымской, Малоатлымской, Ендырской, Белогорской, Облорской, Куноватской, Подгородней. Мало-юганской, Больше-юганской, Подгородне- юганской, Пимской, Тромьеганской, Аганской, Баховской, Лумпокольской, Салтыковской волостям; V (1895 г.) ревизии по Тарханской, Назымской, Меньшекондинской; IX (1851 г.) ревизии по Малоюганской, Большеюганской, Подгородне-юганской, Пимской, Обдорской, Куноватской, Казымской, Подгородней волостям; X (1858 г.) ревизии по Туртасской, Назымской, Тарханской, Нарымской, Верхне-Демьянской, Меньше-Кондинской, Темлячевской, Селиярской, Салымской, Чемашевской, Естыльской, Нагакарской, Большеатлымской, Малоатлымской, Ендырской, Белогорской волостям
Данные ревизий позволяют определить типологию семьи, проследить ее соотношение по волостям, выявить поколенный, брачный и половозрастной состав, ее численность, формы и характер брачных отношений. Указание возраста дает возможность судить о возрастном соотношении супругов. При переписи неполных семей давалось пояснение к состоянию брачности — «вдовец», «вдова», «холост», дающие конкретные сведения для уточнения типа нёполных семей. По каждому поселению и волости подводился общий итог числа душ, при этом производилась сверка данных нынешней ревизии с результатами предыдущей. Использование материалов нескольких ревизий позволяет проследить динамику структуры семьи: типологии, людность, поколенный состав, число брачных пар, главенство в семье с конца XVIII в. до середины XIX в.
2. К церковным актам учета населения относятся исповедные росписи, метрические книги, брачные обыски, клировые ведомости. В настоящей работе они использовались только как дополнительный источник к основному — ревизским переписям. Диссертант допускает наличие неточностей, обусловленных характером источника, которые не должны в целом исказить полученные результаты.
II. Следующую группу источников составили рукописные материалы описательного характера из фондов ТФГАТО. К их числу относится различного рода документация текущего делопроизводства. Значительная их часть сосредоточена в фондах Тобольской духовной консистории. Материалы, использованные в работе, раскрывают отдельные стороны внутрисемейных отношений (брачные, имущественные и др), затрагивают вопросы наследственного права.
Отдельную группу источников составляют материалы юридического происхождения. Эту группу представляют документы, возникавшие вследствие вступления хантов в различные отношения юридического характера. Документы подобного рода содержатся в фондах Тобольской духовной консистории, фондах Сургутского Мирового Судьи*. Использовались также опубликованные источники .
III. Следующую группу источников составляют статистические материалы, которые позволяют судить о количественном составе коренного населения, численном составе и соотношение полов хантыйской семьи^ В работе использованы также материалы Первого и Второго Сибирского комитетов (РГИА), содержащие статистические сведения о хозяйстве хантов в начале XIX в.
IV. Отдельную группу составили материалы центральной и местной периодической печати. Большой интерес представляют фонды Тобольского губернского музея. Это отчеты научных экспедиций в различные районы проживания хантов, опубликованные в Ежегоднике музея, Памятных книжках Тобольской губернии и других изданиях периодической печати.
V. Особую группу источников составляют фольклорные материалы: переведенные на русский язык угорские сказки, предания, сказания, легенды, мифы. Автор использовала опубликованные и собранные в ходе этнографических экспедиций сведения . Они позволяют реконструировать более древние формы брачных отношений, а также дают информацию о взаимоотношениях между членами семьи и хозяйственной деятельности инородцев.
VI. Другим значительным комплексом источников, использованных в ходе решения поставленных в работе задач, являю лея полевые материалы автора, собранные в ходе этнографических экспедиций, организованных Тобольским государственным педагогичсским институтом им Д.И. Менделеева. Работы проводились в Березовском, Белоярском, Октябрьском, Нижневартовском районах Ханты-мансийского автономного округа, Шурышкарском районе Тюменской области в 1988, 1989, 1990. 1991, 1998 гг. В 2000 г. работы велись в составе отряда Института истории и археологии Уро РАН (г. Екатеринбург) в Нижневартовском районе ХМАО. Для предварительного ознакомления с населением того или иного поселка использовались данные нехозяйственных книг. Затем проводился опрос коренного населения (хантов и представителей других национальностей). В ходе беседы с информаторами были получены сведения, позволяющие реконструировать многие черты семейных взаимоотношений, брачных норм, традиционных занятий, семейной обрядности на начало XX в. Принимая участие в обрядах (похоронном, свадебном, жертвоприношении духам), автор вела наблюдение за ходом обрядовых действий. Практически осваивая традиционные хозяйственные работы, имела возможность детально изучить технологию приготовления пиши, одежды, различные способы охоты и рыболовства. В ходе длительного пребывания в хантыйской семье (6 месяцев) автор получила ценный материал о взаимоотношениях в семье, приемах и методах традиционного воспитания и других сторонах семейных отношений.
В диссертации использованы полевые материалы, предоставленные Е.П. Мартыновой. собранные в Белоярском, Березовском. Кондинском, Нефтеюганском, Октябрьском, Ханты-Мансийском районах ХМАО.
Таким образом, источники, используемые в работе, включают разнообразные сведения и дают достаточный материал для всесторонней характеристики хантыйской семьи в период с конца XVIII — первой трети XX в.
Методологической основой диссертации является совокупность общенаучных методов: сравнительно-исторического, метода исторической ретроспекции, системного подхода к изучению элементов культуры и их комплексного анализа, метода статистического анализа, различных методов обработки массовых архивных источников (систематизация, выборка, составление картотеки). Метод исторической ретроспекции позволяет реконструировать историю хантыйской семьи, проследить ее бытовой уклад, хозяйственную деятельность, духовную сторону жизни на протяжении значительного периода времени. Использованные в работе системный подход и структурно-функциональный анализ позволили целостно и всесторонне осветить компонентный состав, внутреннее строение и основные сферы жизни семьи хантов в рассматриваемый период.
Большое теоретическое значение в освещении семейно-брачной проблематики (классификации, структуры, типологии) имеют работы Ю.В. Бромлея, М.С. Кашубы, Ю.И. Семенова, Н.А. Миненко. В.А. Александрова, О.А.Ганцкой, С.В Голиковой*.
При составлении собственной типологии семьи автор опиралась на работы О.А. Ганцкой. Исходя из одного или нескольких определяющих признаков, исследовательница выделила несколько типов классификаций семьи: по характеру взаимоотношений между членами, семьи делит на авторитарные и эгалитарные; по составу и характеру супружеских союзов, различает парные, моногамные, полигамные семьи. Классификация только по числу поколений выявляет формы одно-, двух-, трех- и многопоколенных семей; по такому признаку, как число брачных союзов, семьи разделяет на классы простых и сложных форм.
При рассмотрении типологии семьи О.А. Ганцкая к простым семьям (малым, нуклеарным) относит семьи, состоящие из одного брачного союза с неженатыми детьми или без них, неполные семьи, состоящие из одного родителя с детьми, детей без родителей. Семьи сложных форм исследовательница делит на четыре типа. Первый тип — сложный однолинейный: это расширенная семья с прямой линией родства брачных пар. Второй тип — многолинейная отцовская семья с прямым и боковым родством брачных пар. Третий тип — братская многолинейная, объединяющая братьев с женами и детьми. Четвертый тип - братская семья с боковым многолинейным родством братских супружеских пар и прямым однолинейным родством каждой из них с женатым сыном и его детьми.
Несколько иной точки зрения при рассмотрении семьи русских придерживаются В.А. Александров, М.В. Витов, Н.А. Миненко. К малой семье они относят нуклеарные, неполные семьи и одиночек. Среди семей сложных форм выделяют отцовские неразделенные - семьи, состоящие из супружеской пары и сыновей, из которых, по крайней мере, один женат и имеет детей мужского пола; братские неразделенные — семьи, состоящие из нескольких женатых братьев, имевших потомство мужского пола.
В процессе работы над темой исследования все хантыйские семьи по IV (некоторые волости по V) и по X (отдельные волости по IX) ревизиям были переписаны на отдельные карточки, составлена картотека. Изучая структуру семьи, были сделаны выборки по типологии семьи, поколенному составу, состоянию брачности, численному составу, выявлению числа семей, включающих неродственные элементы (подворников), наличию полигамных союзов, выявлению половозрастной стратификации. Отдельно фиксировались данные, характеризующие брачный возраст и особенные случаи, показывающие разницу в возрасте супругов. Исходя из различных классификаций типологии семьи нами была разработана методика исследования семьи хантов в конце XVIII — первой трети XX в. Наряду с изученными типологиями малой и неразделенной семьи, последняя разделена нами, на отцовские однолинейные, отцовские многолинейные, братские неразделенные, семьи типа дядья- племянники. Признаками разделения стали наличие нескольких брачных пар (как полных так и неполных) и главенство.
Для характеристики структуры семьи хантов обработка и анализ
первичного материала (ревизских переписей) проведен по ареалам, выделенным Е.П. Мартыновой.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализа широкого круга источников (прежде всего архивных и полевых материалов), в том числе впервые вводимых в научный оборот, проведено обобщающее комплексное исследование хантыйской семьи в конце XVIII — первой трети XX вв. В работе впервые прослежена структурно-демографическая динамика семьи всех групп хантов в рассматриваемый период. Дан анализ внутрисемейных взаимоотношений в различных сферах жизни.
Практическая значимость работы. Содержащиеся в исследовании материалы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Сибири и этнологии хантов. Фактический материал и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в разработке лекционных курсов по истории и этнологии Западной Сибири, спецкурсов по истории семьи. Изучение структуры семьи дает возможность выявить традиции развития семьи, в связи с этим материалы исследования могут быть применены для рекомендаций по решению социальных, демографо-этнографических и других проблем в северных регионах.
Апробация работы. Результаты исследования были изложены на Всесоюзной конференции молодых ученых «Этническая история и культура народов советской страны» (Омск, июнь. 1991), II Международном конгрессе этнографов и антропологов (Уфа, июнь 1996 г.), Межвузовской научно-практической конференции по краеведению, посвященной памяти Б.О. Эрнстова (Тобольск, декабрь, 1998), Всеросийской конференции «Экология древних обществ» (Тюмень, ноябрь, 2000). Международном симпозиуме «Обские угры» (Тобольск, декабрь 2000).
Степень изученности темы.
Несмотря на то. что историко-этнографическое изучение хантов насчитывает три века, семья не была объектом специального исследования. Некоторые проблемы семьи и семейной жизни в той или иной степени нашли отражение в работах авторов XVIII в. в контексте общей характеристики этноса. В трудах Г. Новицкого. Г.Ф. Миллера, В.Ф. Зуева, П.С. Палласа, И.Г. Георги собран довольно разнообразный материал о быте, нравах, хозяйственных занятиях, особенностях брака и брачных отношений, семейных обрядах хантов. Затрагивая тему внутрисемейных отношений, они отмечали особое положение женщин, связанное с соблюдением ими ряда запретов и ограничений в различные периоды жизни.
Более полные описания семейного быта хантов представлены исследователями XIX в Это работы Ф. Белявского, М.А. Кастрена, И. Гартвига, О. Финща и А. Брэма, Н.Л. Гондатти, В.В. Бартенева, Н.А. Варпаховского. Ими собраны сведения о хозяйственной деятельности, организации семейного труда, строящейся на принципах поло-ролевой сегрегации. Публикации этого периода содержат данные о структуре хантыйской семьи, особенностях брачных отношений, строящихся по принципу экзогамии, а также о верованиях и семейных обрядах, межличностных отношениях.
Большую ценность для изучения проблем семьи представляют вышедшие в конце XIX в. работы, посвященные юридическим обычаям хантов. В них особое внимание уделено нормам семейного права1. Они содержат обширный материал, характеризующий особенности брачных отношений. В работах этих авторов нашли отражение имущественные и наследственные права обских угров, условия выдела членов семьи в отдельное хозяйство, отношения между различными категориями родственников (супругами, родителями и детьми).
Большая заслуга в изучение хантов принадлежит исследователям рубежа XIX — XX вв. Среди них необходимо выделить труды С.К. Патканова, отличающиеся глубиной и разноплановостью. Автором приведены разнообразные и детальные сведения о хозяйственной деятельности населения Нижнего Прииртышья. Огромную ценность представляет исследование «Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык, и роды инородцев». Приведенные в нем сведения о численности мужчин и женщин, количестве хозяйств в отдельном населенном пункте позволяет высчитать среднюю численность семьи (хозяйства) хантов в конце XIX века.
В начале XX в. в исследовании хантов стал преобладать региональный подход, больше внимания уделялось не народу в целом, а отдельным локальным группам, расселенным по обским и иртышским притокам. Особенности хозяйства, материальной и духовной культуры салымских остяков нашли отражение в статьях Л.Р. Шульца, Б.Н. Городкова; ханты низовьев Оби стали объектом исследований И.Н. Шухова, С.И. Руденко; прииртышские (ханты р. Демьянка) — В.И. Васильева, кондинские — В. Пигнатти. Среди работ этого направления особо следует выделить труд А. А. Дунина-Горкавича « Тобольский Север», отразивший региональные, хозяйственно-бытовые особенности кондинских, демьянских, назымских, салымских хантов. Опубликованные автором статистические материалы по хозяйству до сегодняшних дней не утратили своей ценности. Отдельный раздел работы посвящен семейному строю.
Хозяйственные занятия хантов начала XX в. подробно описаны в работе финского ученого У.Т. Сирелиуса. Приведенные им сведения по технологии домашних промыслов и ремесел, дают представления об организации труда в семье и гендерной сегрегации. Духовная жизнь семьи, обрядовая сторона нашла отражение в работах В.Ф. Карьялайнена.
В 1920 — 1930-е гг. были проведены полевые исследования среди хантов, организованные Комитетом содействия народностям северных окраин ВЦИК СССР. Полученные материалы легли в основу ряда очерков, посвященных этнографической характеристике локальных групп (Г.Н. Старцев, М.Б. Шатилов). В них собран фактический материал, отражающий брачные и внутрисемейные отношения, наследственные и имущественные права, семейные обряды, терминология родства. А также охарактеризованы традиционные хозяйственные занятия.
Со второй половины XX в. началось более организованное, систематичное, разноплановое исследование населения Сибири. Особое внимание ученых было уделено изучению истории общественного строя народов Сибири. В исследованиях, посвященных этой теме, затрагиваются некоторые проблемы семьи как основной социальной ячейки общества.
В этом ряду выделяются исследования В.Н. Чернецова. Наиболее весомый вклад исследователь внес в изучение общественного устройства хантов и манси. В работах, посвященных социальной организации обских угров, он описал такие общественные институты, как род и фратрия, акцентировал внимание на дуально-фратриальной организации хантов и манси. В.Н. Чернецов, изучая различные социальные институты (род, фратрию) угорскою общества, обратил внимание на особенные черты семейной структуры обских угров.
В 1970 г. вышла коллективная монография, посвященная истории общественного строя у народов Сибири. В ней рассмотрена эволюция общественных отношений у народов Сибири, приведены примеры, свидетельствующие о бытовании в прошлом более древних форм общежития: материнского, отцовского рода. Ряд моментов брачной церемонии, приданое как собственность женщины, а также образ прародительницы в религиозных воззрениях у народов Сибири является, как считают авторы, показателем бытования в прошлом материнского рода, характеризующегося матрилокальным браком.
В 1975 г вышла монография Н А. Миненко «Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в.», посвященная историко-этнографическому изучению русского и аборигенного населения Северо-Западной Сибири. В ней дана характеристика взаимоотношений государственной власти и коренных народов Сибири. Одна из глав монографии посвящена всестороннему рассмотрению хозяйства, социальных отношений, культуры и быта коренного населения Северо-Западной Сибири — обских угров и ненцев. Отдельный параграф характеризует семейные отношения. Особый интерес данная работа представляет тем, что автор привлекла большой объем нового архивного материала — фонды Тобольской духовной консистории, материалы Военно¬Ученого архива. Сибирского приказа, Первого Сибирского комитета и т. д. Н.А. Миненко отметила, что для семьи хантов в XVIII - XIX вв. присущи черты парного брака. Характеризуя уровень социального развития обских угров, автор рассматривает взаимоотношения семьи с другими общественными институтами — патронимией. Выделила характерные черты угорской патронимии и проследила процесс ее развития в XVIII - XIX вв.
Структура семьи нашла отражение в работах В.Г. Бабакова. Основываясь на материалы ревизских переписей он отмечал, что преобладающим типом семьи у хантов в конце XVIII была малая. Особо уделил внимание такой категории угорского населения, как «захребетники». Кроме того, обратил внимание, что у хантов в конце XVIII в. шел процесс образования патронимических объединений.
Большой вклад в изучении этнографии хантов внесла Н.В. Лукина. Одной из ведущих тем ее исследований является материальная культура. Ею исследован процесс формирования материальной культуры восточных хантов, выявлены разносторонние этнокультурные связи этой группы, показан многокомпонентный характер культуры. В своих работах осветила проблему поло-ролевых функций в семье и их особенностей у разных групп хантов.
Значительный вклад в изучение духовной культуры хантов внес В.М. Кулемзин. Приведенные исследователем данные проливаю г свет на духовную сторонх жизни семьи, позволяют интерпретировать многие моменты семейных обрядов.
Отдельные стороны жизни хантыйской семьи нашли отражение в совместных работах В.М. Кулемзина и Н.В. Лукиной Авторы осветили особенности отношений нуклеарных семей в составе большой неразделенной семьи: разделение обязанностей, отношения собственности, а также охарактеризовали брачные отношения и их отражение в нормах обычного права, описали семейные обряды, взаимоотношения семьи с другими социальными институтами.
Различные аспекты характеристики семьи хантов нашли отражение в работах Е.П. Мартыновой. Рассматривая семью в контексте общественного устройства хантов, исследовательница дала ее типологию: поколенный, численный состав. Особое внимание в ее работах уделяется проблеме семейного землепользования и взаимоотношений семьи с другими социальными институтами - общиной, родом. Ряд работ характеризуют семью у отдельных групп хантов. Исследовательница в своих работах затрагивала и тему семейной обрядности, в частности обрядов, сопровождающий социализацию ребенка в традиционной культуре, процесс воспитания детей.
Разноплановостью изучения культуры хантов и других народов Западной Сибири характеризуются работы А.В. Головнева. Исследователем дана подробная характеристика всех отраслей хозяйства коренного населения Северо-Западной Сибири, в том числе и хантов, выявлены его локальные особенности. Определенный интерес для изучения семьи представляет работа «Говорящие культуры». В ней автор дает оригинальную оценку мужского и женского начал в культуре хантов и манси. Очень тонко им прослеживается тема «мужского и женского» при рассмотрении различных явлений культуры: поселения, жилища, одежды, верований.
Отдельные аспекты брачно-семейных отношений нашли отражение в работах Е.В. Переваловой, посвященных исследованию этнической истории северной группы хантов. Она одна из первых затронула тему взаимоотношения полов; большой интерес при рассмотрении других сторон жизнедеятельности семьи представляют приведенные ее материалы полевых исследований.
В историографии изучения семьи обских угров можно выделить ряд специальных исследований, посвященных отдельным аспектам воспитания детей (А^Н. Рейсон-Правдин, И. Гудков, А.А. Малыгина, В.И. Прокопенко, В.П. Красильников).
Проблема этических традиций, в которых отражены нравственные нормы хантыйского общества, этика внутрисемейных отношений, культура общения, установки, связанные с полом, возрастом стали объектом исследования М.А. Лапиной, Н.М. Талигиной. Т. Молдановой. Являясь носителями культуры, авторы привели уникальный фактический материал, на основании которого дали объяснение многим семейным обычаям и обрядам
Таким образом, можно сказать, что исследователями собран и проанализирован большой фактический материал, отражающий семейно-брачные отношения, хозяйственную, духовную и обрядовую стороны семейной жизни хантов в рассматриваемый период. Вместе с тем необходимо отметить неравномерность в освещении различных проблем семьи. Слабо разработаны вопросы типологии, структуры семьи и ее динамика с конца XVIII и до начала XX в. Сведения по данной проблеме фрагментарны и весьма противоречивы. Недостаточно рассмотрена проблема взаимоотношений отбельных брачных пар внутри неразделенной семьи. Нужно отметить и отсутствие целостной характеристики традиционной семьи и семейных отношений у хантов в исторической ретроспективе. Информация о семейной структуре.
имущественных отношениях в семье, половозрастном разделении труда, семейной этике по большей части вкраплена в работы по более широким исследовательским проблемам.
В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию.
Динамика развития хантыйской семьи с конца XVIII - до середины XIX в. показывает, что она претерпела значительные структурно-демографические изменения. Малая семья, составлявшая в конце XVIII в. 77.8 % эволюционировала в сторону увеличения своих размеров и усложнения структуры. Проведенный диссертанткой анализ показал, что к середине XIX в. у хантов больших семей стало больше 38,1 %. По-видимому, это объясняется тем, что для эффективного ведения промыслового хозяйства, втягивающегося в товарно-денежные отношения, была необходима кооперация усилий нескольких взрослых мужчин.
На основании литературных и полевых материалов, автор пришла к выводу, что брак и брачные отношения у хантов в конце XVIII первой трети XX вв. характеризовались наслоением патриархальных отношений на бытовавшие ранее архаичные матриархальные формы. Автор отмечает, что в основе внутрисемейных взаимоотношений лежали традиционные нормы поведения, регламентировавшие отношения между отдельными группами родственников, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Организация труда в хантыйской семье основывалась на поло-возрастном разделении труда. В работе отмечено, что имущественно-правовые отношения строились на принципах совместного владения и пользования семейным имуществом и индивидуальным пользованием личной собственностью. Правом наследования пользовались только мужчины.
В диссертации показано, что семейные обычаи и обряды отражают, прежде всего, традиционные языческие представления народа. Отмечая наиболее важные моменты жизненного пути, они определяют место и роль человека в семейных, родовых, общекультурных связях.
. Традиционный родильный обряд северных хантов // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции молодых ученых: Этническая история и культура народов советской страны, Омск, 1991. С. 124-125.
2. Социальное рождение у северных хантов И Резюме докладов 11 Международного конгресса этнологов и антрополов. Уфа, 1996. С. 51-52.
3. Стойбищная школа (из опыта работы с детьми народов Севера) // Тезисы докладов Межвузовской научно-практической конференции по краеведению, посвященной памяти Б.О. Эрнстова. Тобольск, 1998. С. 40-44.
4. Структурно-демографическая характеристика хантыйской семьи в конце XVIII - середине XIX вв. // Этнодемографический сборник. Народы севера России. М., 2000. С. 132-168.
5. Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка у хантов И Проблемы истории и филологии. Межвузовский сборник научных трудов. Тобольск, 2001. С. 18-33.
6. Типология семьи хантов в конце XVIII середине XIX в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 4. Барнаул. 2001. С. 102-105.