Актуальность данного исследования, связанная с постановкой проблемы роли газеты в литературной жизни, обусловлена очевидным усилением общественных позиций прессы в социокультурных процессах новейшего времени. Сегодня возник новый прецедент сближения литературы и ежедневной периодики, одним из репрезентативных факторов которого явилось формирование так называемой «фельетонной стёбовой публицистики».
Усиление роли газеты в литературной жизни рубежа XIX - XX вв. было обозначено в трудах историков журналистики (см. работы Б.И. Есина, Э.В. Летенкова, С.Я. Махониной). Среди литературоведов наиболее пристальное внимание этой проблеме уделил А.И. Рейтблат. В последнее время газетные публикации все чаще становятся предметом литературоведческих диссертаций. Тем не менее, роль газеты в литературной жизни рубежа XIX - XX веков еще только обретает статус самостоятельной исследовательской проблемы.
Изучение уральской стихотворной фельетонистики как явления газетной литературы представляется актуальным и в рамках возрастающего интереса отечественного литературоведения к проблемам массовой культуры. Учитывая исследования А.М. Зверева, Б.В. Дубина, Л.Д. Гудкова, М. Берга, А.И. Рейтблата, посвященные изучению феномена массовой литературы, а также работы Н.М. Зоркой, В.Н. Прокофьева и Э.Д. Кузнецова о массовом искусстве начала XX века, мы характеризуем газетный стихотворный фельетон как один из жанров, сложившихся на заре становления русской массовой литературы.
Наш интерес к уральскому варианту газетного стихотворного фельетона опирается на те традиции изучения региональной литературы, которые были заложены в трудах Н.К. Пиксанова, И.М. Гревса, П.Н. Сакулина, Н.П. Анциферова и нашли свое развитие в актуальных работах П.В. Куприяновского, О.Г. Ласунского, Б.А. Чмыхало, В.В. Абашева. При оценке газетного стихотворного фельетона рубежа веков как явления региональной периферии подчеркивается его эволюционное значение в общелитературных процессах времени. При этом мы ориентируемся на исследования Ю.Н.Тынянова, посвященные теории литературной эволюции и концепции речевой установки.
Актуальность работы связана также со слабой изученностью стихотворной разновидности жанра в истории отечественной литературы. Отдельные замечания по специфике стихотворного фельетона можно встретить в работах о творчестве Н. Некрасова, В. Маяковского, Д. Бедного. При этом в специальных исследованиях по фельетону внимание на его стихотворной разновидности не акцентируется.
Основная цель изучения уральской газетной фельетонистики рубежа XIX - XX веков заключается в описании этого ранее не изученного литературного феномена, определении его жанрового своеобразия и места в литературной жизни России тех лет. В соответствии с этой целью в работе решается ряд конкретных задач:
- воссоздание истории становления фельетонных отделов уральских газет;
- определение места газетного фельетона рубежа XIX - XX вв. в истории развития русской стихотворной фельетонистики;
- характеристика газетной фельетонистики Урала как явления газетной литературы своего времени;
- анализ жанрово-стилевого своеобразия газетной стихотворной фельетонистики в фокусе реализуемой ею установки на разговорную речь,
- определение эволюционного задания газетной фельетонной поэзии в контексте местного и общероссийского литературного развития рубежа XIX - XX веков.
Материалом исследования послужила уральская периодика рубежа Х1Х-ХХ вв., в частности, крупнейшие газеты Перми и Екатеринбурга, издававшиеся в это время: «Пермские губернские ведомости» (неофициальная их часть издавалась с 1894 по 1918 гг.), «Пермская жизнь» (1915 - 1917), «Пермский край» (1900-1906), «Уральская жизнь» (1900¬1917), «Зауральский край» (1914-1915), «Урал» (1897-1906) и «Рудокоп» (1898-1899). Этот выбор основывается на принципе социальной и литературной репрезентативности названных изданий. При этом подчеркивается, что пермско-екатеринбургская модель позволяет представить все основные типы периодических изданий, сложившиеся в русской провинции на рубеже XIX - XX вв.
Кроме того, в основу историко-фактографической части нашего исследования легли обширные архивные материалы, собранные на базе фондов Государственных архивов Пермской и Свердловской областей.
Хронологические рамки работы учитывают общие социокультурные закономерности развития системы местной прессы. Первый рубеж обусловлен общим оживлением провинциальной периодики, приходящимся на начало 1890-х гг. и связанным в первую очередь с появлением неофициальных выпусков губернских «Ведомостей». Последняя дата установлена в соответствии с теми изменениями, которые произошли в русской периодической печати после 1917 года. Возобновившийся в советской прессе жанр стихотворного фельетона был связан с другими идейно-художественными задачами и с другими авторами.
Методологическую базу исследования определили историко-генетический подход, а также элементы стилевого, стиховедческого, культурологического и структурно-семиотического анализа.
Научная новизна диссертации связана с обращением к совершенно новому историко-литературному материалу, который представляет собой уральская стихотворная фельетонистика рубежа XIX — XX веков. В работе впервые предпринято целостное описание этого ранее не изученного литературного феномена: проанализированы основные содержательные и стилевые особенности, определено его значение в уральской и общероссийской литературной жизни рубежа XIX - XX вв. В исследовательский контекст впервые вводятся материалы фельетонного творчества таких самобытных уральских литераторов как С.А. Ильин, П.Я. Блиновский, А.Н. Скугарев, В.Я. Кричевский и др. Кроме того, в работе впервые дается характеристика уральской поэтической ситуации тех лет, представляющая типологический анализ любительской поэзии М.А. Афанасьева и эпигонской лирики уральских «символистов».
В работе также впервые предпринимается достаточно обстоятельный обзор истории русского стихотворного фельетона, выявляются основные особенности его жанрово-стилевой специфики, определяется место газетного стихотворного фельетона в жанровой типологии. При этом обосновывается необходимость выделения новой разновидности — городского газетного фельетона, который определил основные закономерности жанрового развития массовой фельетонистики в начале XX века.
Новизна подхода к изучению стихотворной фельетонистики как явлению массовой газетной литературы связана с практической конкретизацией предложенного Ю.Н.Тыняновым понятия «речевой установки», которое используется нами при анализе жанрово-стилевого своеобразия данной жанровой разновидности. Плодотворность избранного методологического подхода определяется тем, что он технологично совмещает стилевой и общий культурологический анализ, необходимый для адекватного описания такого периферийного литературного материала, как газетный фельетон.
Теоретическое значение диссертации заключается в апробации методологии описания газетного стихотворного фельетона как явления периферийного, требующего аутентичного исследовательского подхода. В этой связи предложенный в работе анализ фельетона в аспекте проявленной им стилевой тенденции, своеобразным фокусом которой послужила установка фельетона на разговорную речь, представляется вполне адекватной материалу, который, как и любое другое явление массовой литературы, призван реализовать не столько творчески- индивидуальные новаторские установки, сколько воспроизвести жанрово-силевои канон.
Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что собранный фактический материал, методология исследования и основные выводы работы могут быть использованы при разработке вузовских курсов по истории русской литературы конца XIX - начала XX века, спецкурсов по истории и' теории русского стихотворного фельетона, а также истории региональной литературы и журналистики рубежа XIX - XX столетий. Методологические основания исследования могут быть востребованы в краеведческой работе. Представленный в работе материал по истории литературы и журналистики Урала может войти в историко-литературные программы средних школ.
Апробация работы состоялась в 12 публикациях общим объемом в 4,5 п.л. Основные положения диссертации были представлены на конференциях: «Международная летняя школа» (Екатеринбург, 1998), «Дергачевские чтения» (Екатеринбург, 1998), «Дягилевские чтения» (Пермь, 1998), «Коминские чтения» (Пермь, 1999), «Искусство Перми. Век XX» (Пермь, 1999), «Курицинские чтения» (Екатеринбург, 1999 и 2001) и «Геопанорама русской культуры: провинциальные локусы и локальные тексты» (Пермь, 2000). Материалы диссертации легли в основу спецкурса «Литературная жизни Перми рубежа XIX - XX вв.»( 1994-2000 гг.), который был разработан в рамках учебной программы лаборатории литературного краеведения ПермГУ. Кроме того, в результате отборочной и систематической работы с выявленными источниками были подготовлены к изданию два сборника пермского газетного фельетона: «Пермяки: антология пермского стихотворного фельетона конца XIX - начала XX века»(1996) и «Прогулки по старой Перми: по страницам городского фельетона»(1998), сопровожденные подробным историко-литературным и предметно-реальным комментарием. Диссертация обсуждалась на кафедре русской литературы XX века Уральского государственного университета и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения и сопровождается Приложением «Сводная таблица сохранности «Пермских губернских ведомостей» с 1892 по 1917 гг. в книгохранилищах г.Перми», а также библиографическим списком, который содержит 212 наименований.
1. Провинциальная стихотворная фельетонистика в контексте русской культуры начала XX в.// Третьи Смышляевские чтения. Пермь, 1993. С.28-31.
2. Пермь и пермяки в фельетонном жанре: Послесловие и комментарии// Пермяки: Антология пермской стихотворной фельетонистики конца
XIX - начала XX века. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1996. С.200-219.
3. Общая характеристика поэтической ситуации Перми на рубеже XIX -
XX вв.: становление пермской профессиональной поэзии// Обновление содержания и методики филологического образования: опыт и проблемы. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Пермь: Изд-во ПГПУ.1996.С.12-13.
4. Газетная стихотворная фельетонистика в истории русской литературы конца XIX - начала XX в.// Филология на рубеже XX - XXI веков: Тезисы Международной научной конференции Пермского универсизета. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1997.С.54-57.
5. Стихотворная фельетонистика Перми конца XIX - начала XX вв. и мемуарная проза М.Осоргина в структуре «пермского текста»// Русская литература и провинция: Седьмые Крымские пушкинские чтения. Симферополь: Изд-во СГУ, 1997.С.60-63.
6. С.А. Ильин - пермский поэт и фельетонист// Пермский край: прошлое и настоящее. Материалы Международной научно-практической конференции. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1997.С.149-151.
7. Путеводитель: Послесловие и комментарии// Прогулки по старой Перми: Страницы городского фельетона конца XIX - начала XX в. Юрятин: Изд-во ПермГУ, 1998. С.263-284.
8. Стихотворный фельетон и газета в литературном процессе начала XX века'/ Русская литература первой трети XX века в контексте мировой культуры: Материалы Международной филологической школы. Екатеринбург: Изд-во ГЦФ Высшей школы,1998. С.197-205.
9. Стихотворная фельетонистика начала XX века и особенности ее речевой установки (по материалам пермской периодики)// Два рубежа: К 100-летнему юбилею «Мира искусства». Пермь: Изд-во ПГПУ, 1998. С.158-160.
10. Стихотворный перепев в газетной фельетонистике начала XX века// Дергачевские чтения-98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы международной научной конференции 14-16 октября 1998 г. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. С.67-69.
11. Провинциальный стихотворный фельетон начала XX века: к проблеме типологии жанра// Проблемы межкультурной коммуникации: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Изд-во ПермГУ, 1999. С.80-89.
12. Русский символизм в пермской периодике конца XIX - начала XX века: проблемы рецепции и адаптации// Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000.С. 193 - 209.