Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО В РАМКАХ РУССКОГО РИТОРИЧЕСКОГО ЭТОСА (НА МАТЕРИАЛЕ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ)

Работа №102865

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы14
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Реферируемая диссертационная работа посвящена лингвориторическому анализу речевого поведения телеведущих игровых программ на основе интеграции достижений современных речеведческих дисциплин вокруг феномена языковой личности (далее также - ЯЛ).
Актуальность работы определяется необходимостью разработки теоретических основ и практических методик исследования коммуникативного поведения «человека говорящего» в русле современной антропоцентрической лингвистики.
Научная новизна работы состоит в сопряжении двух крупных понятий: «языковая личность» (центральная категория лингвопрагматики) и «риторический этос» (одна из главных риторических категорий, трактуемая через речевую категорию уместности), а также в разработке единой системы параметров анализа речевого поведения говорящего в его обусловленности экстра- лингвистическими детерминантами. Новизна подхода усиливается за счет свежести исследуемого поликодового материала.
Цель исследования - описать взаимосвязь категорий ЯЛ и риторического этоса, а именно проследить зависимость речевого поведения человека от тех факторов, которые составляют категорию коммуникативной уместности. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: 1) структурировать понятие риторического этоса и обозначить пути его реализации в дискурсе; 2) разработать технологию лингвориторического описания речевого поведения говорящего; 3) охарактеризовать особенности функционирования риторического этоса в условиях телевизионной игровой программы; 4) проанализировать с позиций уместности и эффективности речевое поведение конкретных носителей языка (телеведущих) в стилистическом, коммуникативно¬прагматическом и лингвокультурологическом аспектах.
В работе использована группа описательных методов лингвостилистического, коммуникативно-прагматического и риторического анализа, методики наблюдения, сопоставления и интерпретации дискурса языковой личности во внеязыковом кон-тексте.
Материалом для исследования послужил дискурс телеведущих в контексте современных игровых программ, транслируемых по центральным российским каналам, Леонида Якубовича («Поле чудес»), Валдиса Пельша («Угадай мелодию»), Максима Галкина («Кто хочет стать миллионером?»), Александра Цекало («Алчность») и Марии Киселевой («Слабое звено»). Общий объем звучащего видеотекста составил примерно 65 часов. В работе материал представлен демонстрационным способом.
Теоретическая значимость работы. В диссертационном исследовании установлены объем и содержание понятия «риторический этос»; прослежено влияние социально-ситуативного, национально-культурного и индивидуально-психологического факторов на речевое поведение ЯЛ. Наблюдения и выводы автора могут быть использованы в трудах по риторике, лингвопрагматике, стилистике и лингвокультурологии.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в разработке диагностики речевого поведения конкретных носителей языка, а также в курсе преподавания риторики, стилистики, культуры речи и лингвокультурологии; они могут составить основу спецкурсов по проблемам, связанным с изучением ЯЛ.
Апробация работы. Основные положения исследования изложены автором в докладах на научных конференциях в Москве (2000), Санкт-Петербурге (2001), Екатеринбурге (1998, 2000, 2001); тезисы опубликованы. Материалы, отдельные этапы исследования и его результаты обсуждались на кафедре риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета.
Результаты исследования отражены в семи публикациях автора, в том числе в трех статьях.
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
1. Риторический этос, задающий границы коммуникативных поступков ЯЛ, представляет собой трехкомпонентную структуру, определяемую действием трех речеповеденческих детерминант: социально-ситуативной, национально-культурной и индивидуально-психологической. В порождаемых говорящим речевых произведениях действие риторического этоса реализуется через культурно-речевую категорию уместности.
2. Лингвориторический взгляд на ЯЛ предполагает оценку эффективности ее коммуникативных поступков путем рассмотрения их сквозь призму культурно-речевой категории уместности. Технология описания речевого поведения сводится к анализу дискурса в стилистическом, коммуникативно-прагматическом и лингвокультурологическом аспектах.
3. Степень влияния социально-ситуативной, национально-культурной и индивидуально-психологической детерминант зависит от реальных коммуникативных условий. В сфере массовой коммуникации самым действенным оказывается социально-ситуативный фактор. Особенности функционирования теледискурса и жанрово-стилистический стандарт определяют и характер ориентации на национально-культурные традиции, и степень индивидуально-творческой свободы телеведущего.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, списка основной использованной литературы, списка использованных словарей и справочников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении диссертации формулируются основные выводы и результаты исследования.
Комплексный подход к анализу дискурса в психо-социо-культурно-языковом аспекте с использованием показаний таких речеведческих дисциплин, как стилистика, прагматика, психо- и социолингвистика, лингвокультурология позволил нам соотнести феномен языковой личности с категорией риторического этоса, лингвистически осмыслив ее состав. Взаимосвязь этих категорий сводится к следующему. ЯЛ свободна в выборе средств и способов речевого поведения и одновременно ограничена в своем выборе. Границы допустимого определяются социокоммуникативными нормами, национально-культурными стереотипами, а также индивидуальными возможностями самой языковой личности. В нашем представлении это три речеповеденческие детерминанты (объективные и субъективный факторы), образующие категорию риторического этоса, который, с одной стороны, функционирует в качестве категории культуры и конкретизируется в понятиях должного, стандартного, стереотипного, нормативного, с другой, - в качестве категории сознания языковой личности, фундамента ее коммуникативной компетенции.
Действие риторического этоса начинается еще на доречевом этапе ориентировки - мотивации, формирования коммуникативной цели и выбора необходимых средств и способов поведения. Понятие «необходимые» в данном случае коррелирует с понятием «уместные»: мы отдаем предпочтение тому, что соответствует коммуникативному контексту и становится залогом эффективности речевых поступков. Так в коммуникативном качестве уместности материализуется риторический этос, определяющий границы пафоса и логоса.
Обусловленность речевого поведения социально-ситуативной, национально-культурной и индивидуально-психологической детерминантами очевидна, однако степень влияния каждой из них варьирует в зависимости от реальных коммуникативных условий (в качестве переменных здесь выступают вид, способ, сфера общения и т.д.). Высокая степень регламентированности, характерная для сферы общественной коммуникации, в частности - телевидения, делает самым влиятельным социально-ситуативный фактор, связанный не только с принципиальными особенностями функционирования телетекста, но и главное, с требованиями жанра, в нашем случае - жанра развлекательных игровых шоу-программ. Для ведущего следование речеповеденческому сценарию, то есть воспроизведение жанрового стандарта - очевидная и безусловная установка. Однако существенной для эффективности общения с телезрителем является и ориентация на русские национально-культурные традиции, следствием чего выступает адаптация заимствованных западных (чужих) моделей поведения на «своей» русскоязычной почве.
Степень реализации индивидуально-творческого потенциала личности напрямую зависит от жесткости объективных факторов. Существенное влияние социально-ситуативной детерминанты усложняет эстетические задачи ведущего, акцентирует внимание на моменте выбора уместных элементов и до известной степени нивелирует и обедняет личностный образ ведущего. С другой стороны, от личности ведущего во многом зависит сохранность или расширение социально-ситуативных рамок игры. «Сильный» ведущий может интуитивно сближать «чужое» со «своим», перетягивать лицензионное шоу в область национально-культурной традиции своего народа.



1. Оценочные суждения ведущего развлекательной программы (на материале речи В.Пельша) // Русский язык в контексте современной культуры: Тез. докл. междунар. науч. конф., Екатеринбург, 29-31 октября 1998 г. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С.67¬68.
2. Языковая личность и риторический этос // Риторическая культура в современном обществе. Тез. четвертой междунар. конф. по риторике, Москва, 26-28 января 2000г. - М., 2000. С.63.
3. О трех аспектах описания языковой личности // Культурно-речевая ситуация в современной России / Под ред. Н.А.Купиной. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. С.311¬318.
4. К вопросу о модели описания языковой личности // Профессиональная риторика: Проблемы и перспективы. Материалы пятой междунар. науч. конф. по риторике, Воронеж, 29-31 ян-варя 2001 г. - Воронеж: ВГУ, 2001. С.96-97.
5. Детерминанты речевого поведения языковой личности и риторический этос // Говорящий и слушающий: языковая лич-ность, текст, проблемы обучения. Материалы междунар. науч.- метод. конф., Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2001 г. - СПб.: Союз, 2001 г. С. 66-70.
6. Коммуникативно-речевая диагностика школьников // Учебно-методическое обеспечение речеведческих дисциплин в школе. Материалы Всероссийского совещания-семинара, проведенного 3-5 октября 200 г. в Екатеринбурге. - Екатеринбург: Со-крат, 2001.С. 130-132.
7. «Свое» и «чужое» в телевизионной игре // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Тез. докл. международной науч. конференции, Екатеринбург, 24-26 октября 2001 г. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. С. 63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ