Работа носит теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение …………...3-4
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматического строя у дошкольников с общем недоразвитием речи………5
1.1.Грамматический строй как объект изучения лингвистики и психолингвистики …..5-9
1.2.Формирование грамматического строя речи в онтогенезе…………..10-14
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общем недоразвитием речи…..14-19
1.4. Особенности грамматического строя речи у дошкольников с общем недоразвитием речи……20-24
Заключение……..25-26
Список литературы……27-28
У детей с общим недоразвитием речи кроме других сторон речи, страдает грамматически строй, что проявляется в затруднении при общении.
Дети не могут правильно высказать свои мысли, испытывают трудности в подборе подходящих слов, в их согласовании. Поэтому, является важным при подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе проведение логопедической работы по преодолению недостатков грамматического строя речи.
Р.Е.Левина, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова выделяют нарушение грамматического строя речи как одно из наиболее важных в структуре ОНР. При этом они отмечают, что грамматические формы словоизменения, словообразования и синтаксиса появляются у детей с общем недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Характерной особенностью овладения грамматическим строем языка у детей с общем недоразвитием речи является более медленный темп усвоения.
Дети с речевой патологией испытывают трудности и в выборе грамматических средств выражения мысли, и в их комбинировании.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. отмечают, что нарушения грамматического строя речи при общим недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
В работах таких исследователей как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т. Б. Филичева, Т.А.Фотекова определены характерные симптомы речевых нарушений при общим недоразвитии речи, которые определяют отставание в развитии всех компонентов речи: звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, реализации лексико-грамматического строя и семантической связи речи, оперирование связными высказываниями.
Цель исследования: выявить состояние грамматического строя речи у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Объект исследования: грамматический строй речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: изучение грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и психолингвистическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить основные подходы в изучения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Курсовая работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка литературы.
1. Согласно современным научным представлениям, грамматический строй - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
2. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Овладение языком- это усвоение не только языковых единиц, но и правил их создания и употребления.
Первым этапом овладения грамматическим строем языка является период конструктивной синтагматической грамматики. Позднее, в возрасте около двух лет ребенок приходит к парадигматической грамматике. В слове для него субъективно начинают выделяться отдельные морфемы или морфы.
3. Общее недоразвитие речи сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
При общем недоразвитии речи у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности: речь начинает появляться позднее по сравнению с нормой, речь малопонятна и аграмматична; активный словарь значительно отстает от пассивного словаря; отмечаются нарушения в формировании высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия).
4. Исследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, словоизменения как существительных, так и глаголов. Нарушение грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц.
Нарушения в формировании грамматического строя речи затрудняют процесс обучения детей в школе, поскольку грамматический строй является организующим звеном речевого развития ребенка в целом.