Работа носит теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение …………...3-4
Глава 1. Теоретические основы изучения грамматического строя у дошкольников с общем недоразвитием речи………5
1.1.Грамматический строй как объект изучения лингвистики и психолингвистики …..5-9
1.2.Формирование грамматического строя речи в онтогенезе…………..10-14
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общем недоразвитием речи…..14-19
1.4. Особенности грамматического строя речи у дошкольников с общем недоразвитием речи……20-24
Заключение……..25-26
Список литературы……27-28
У детей с общим недоразвитием речи кроме других сторон речи, страдает грамматически строй, что проявляется в затруднении при общении.
Дети не могут правильно высказать свои мысли, испытывают трудности в подборе подходящих слов, в их согласовании. Поэтому, является важным при подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе проведение логопедической работы по преодолению недостатков грамматического строя речи.
Р.Е.Левина, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова выделяют нарушение грамматического строя речи как одно из наиболее важных в структуре ОНР. При этом они отмечают, что грамматические формы словоизменения, словообразования и синтаксиса появляются у детей с общем недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Характерной особенностью овладения грамматическим строем языка у детей с общем недоразвитием речи является более медленный темп усвоения.
Дети с речевой патологией испытывают трудности и в выборе грамматических средств выражения мысли, и в их комбинировании.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. отмечают, что нарушения грамматического строя речи при общим недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
В работах таких исследователей как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т. Б. Филичева, Т.А.Фотекова определены характерные симптомы речевых нарушений при общим недоразвитии речи, которые определяют отставание в развитии всех компонентов речи: звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, реализации лексико-грамматического строя и семантической связи речи, оперирование связными высказываниями.
Цель исследования: выявить состояние грамматического строя речи у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
Объект исследования: грамматический строй речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: изучение грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и психолингвистическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить основные подходы в изучения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Курсовая работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка литературы.
1. Согласно современным научным представлениям, грамматический строй - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
2. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Овладение языком- это усвоение не только языковых единиц, но и правил их создания и употребления.
Первым этапом овладения грамматическим строем языка является период конструктивной синтагматической грамматики. Позднее, в возрасте около двух лет ребенок приходит к парадигматической грамматике. В слове для него субъективно начинают выделяться отдельные морфемы или морфы.
3. Общее недоразвитие речи сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
При общем недоразвитии речи у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности: речь начинает появляться позднее по сравнению с нормой, речь малопонятна и аграмматична; активный словарь значительно отстает от пассивного словаря; отмечаются нарушения в формировании высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия).
4. Исследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, словоизменения как существительных, так и глаголов. Нарушение грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц.
Нарушения в формировании грамматического строя речи затрудняют процесс обучения детей в школе, поскольку грамматический строй является организующим звеном речевого развития ребенка в целом.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Академия, 1997. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: 1997
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед.вузов. -- М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Башмакова, С. Б., Максимова, С. А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 143-148. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56136.htm.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 2012. - 260 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. -- М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Будагов, Р.А. Введение в науку о языке. 3-е изд. М.: Добросвет, 2003. – 538 с.
8. Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. [Текст] / В.В. Виноградов. - 2-е изд-е. - М.: Высшая школа, 1972. - 614 с.
9. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. – М., 2007. – 471с.
11. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351.
12. Губатова, С.Г. Уровни детей с общим недоразвитием речи // НИР/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-rechevogo-razvitiya-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 02.12.2021).
13. Дубынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. Е. Дубынина, В. Ф. Боброва // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ.конф. № 1(49). - URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (06.12.2021).
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.,2009. – 112 с.
15. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей / Г. И. Жаренкова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1965. - С.150-165.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: Просвещение, 1994. 94 с.
17. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова – М., 1994. – 320 с.
18. Зимняя, И.А. Основы теории речевой деятельности / И.А. Зимняя – М., 1974. – 97 с.
19. Коржова, Г. М. Общее недоразвитие речи у детей: учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева // Электрон. Текстовые данные. - Алматы: Нур-Принт, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, 2014. - 46 с. -URL: http://www.iprbookshop.ru/69149.html (06.12.2021).
20. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург, 2012. – 203 с.
21. Лалаева, Р.И., Серебрякова, И.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
22. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.
23. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961.- 311 с.
24. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
25. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. - М.: Синтез, 2008. -190 с.
26. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. / А.Р. Лурия - М.: Изд-во МГУ, 1962. - 431 с.
27. Немченко, В. Н. Введение в языкознание: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Немченко. – 2-е изд., перераб. и доп. –Москва : Издательство Юрайт, 2017 – 494 с. – (Бакалавр. Академический бакалавриат курс). – URL: https://www.urait.ru/bcode/401816. – ISBN 978-5-534-02709-9. – С. 286–294.
28. Правдина, О.В. К вопросу классификации речевых нарушений //Ученые записки вып.7. – М.,1959. - Т.131. - 207-212 с.
29. Репина, 3.А. Особенности формирования диалога у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / 3.А. Репина, Л.В. Ступак // Специальное образование научно-методический журнал. - 2012. - № 4. - С. 66-71.
30. Реформатский, А.А. Введение в языкознание. М., 2005 Гл. IV, §43- 67.
31. Слобин, Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.- 7-57 с.
32. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.-223 с.
33. Столярова, А.Л. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// nsportal.ru/ shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/04/18/statya-osobennosti-ovladeniya-grammaticheskim. - Дата обращения 21.12.2021.
34. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004. – 288 с.
35. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. - 103 с.
36. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учеб. - метод.пособие/ Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 2000. - 128с.
37. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
38. Черемухина, Г. А., Шахнарович, А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976. - 92-104.
39. Шаховская, С.Н., Кочергина, В.С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза//Расстройства речи у детей и подростков. - М, 1969. -30-39 с.
40. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - 413-418 с.
41. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте// Избранные психологические труды / http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-001.html