Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЕНСАТОРНОЕ ОБЩЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №102827

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы46
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Многомерный мир общения, постоянно воспроизводимый, обновляющийся и развиваемый усилиями социальных субъектов, в ходе своей эволюции все чаще оказывается подверженным разнообразным де-формациям. Безошибочным свидетельством наличия таковых в сфере общения выступает рост одиночества, приобретающего в современном мире глобальный характер. Однако человек в силу изначально присущей его натуре коммуникативной активности нейтрализует отрицательные воздействия, смягчает или преодолевает одиночество. Возникает феномен компенсаторного общения, производящего коррекцию, а зачастую и радикальное преобразование коммуникативного мира личности, что в свою очередь создает основу для последующих более глубоких и разноплановых изменений в ее индивидуальном и коллектив-ном бытии. Между тем самоорганизация сферы общения посредством его компенсаторных проявлений зачастую складывается как стихийный процесс с непредсказуемыми результатами. Компенсаторное общение как особый социальный феномен до сих пор не стало предметом специального научного анализа, следовательно, отсутствуют отчетливые представления о нем. Однако исходя даже из повседневного опыта нетрудно уяснить, что одни формы общения, преследующего компенсаторные цели, порождают «восхождение» личности, другие, напротив, «нисхождение». Короче говоря, в одном случае гармонизация коммуникативного мира осуществляется на путях сверхкомпенсации, означающей борьбу за самосовершенствование, в другом - посредством декомпенсации (угасающей компенсации), когда желаемое равновесие достигается не через движение вверх, а через падение вниз, деградацию, отказ от борьбы.
В связи с этим следует подчеркнуть, что компенсаторные процессы зачастую трактуются узко, как сугубо адаптивные, т.е. рассматриваемые по типу гомеостазиса. Специфика нашего подхода к компенсаторным процессам состоит в том, что он учитывает наличие в них противоречивого единства гомеостазиса и гетеростазиса (неадаптивной активности).
Характерно также и то, что иные проявления компенсаторного общения амбивалентны в ценностном отношении, что создает возможность их трансформации в социально положительные формы компенсаторного общения. Поэтому важное значение приобретает теоретическое осмысление вопроса о том, какое влияние оказывают на личность способы компенсаторного общения, избираемые ею для восстановления деформированной структуры общения и преодоления одиночества. Из сказанного выше следует также и то, что трактовка общения как чего-то всегда и при всех условиях исключительно положительного, а она является преобладающей, страдает явной односторонностью.
Изучение результатов конкретнонаучных исследований групп с девиантной направленностью (преступные группы, алкогольная микросреда, сообщества наркоманов и др.) показывает, что одним из фак-торов их формирования выступает нереализованность личности в сфере ее повседневного общения, ощущаемая как дефицит эмоционально насыщенных личностно ориентированных связей, отсутствие сочувствия и сопереживания, трудности для осуществления самоутверждения и т.д. Реализация в той или иной форме указанных потребностей через участие в этих формированиях может быть расценена как компенсаторное общение. Оно неизменно несет на себе отпечаток тех ценностей, что лежат в основании деятельности данных групп, способствует их распространению и консолидации. Участие в указанных группах было бы менее привлекательным, если бы оно не усиливалось за счет компенсаторно-коммуникативных возможностей, в них имеющихся. Поэтому борьба с целым рядом негативных явлений должна иметь в своем арсенале формы и средства общения, выгодно отличающиеся от тех, что может предложить своим членам среда с негативной направленностью. Но этот вывод не следует непосредственно из материалов конкретных научных исследований указанных групп, так как общение в них осуществляемое рассматривается, как правило, в качестве сопутствующей проблемы либо как сугубо «ведомственный» вопрос, т.е. вне связи с другими, даже весьма близкими формированиями. А стало быть, отсутствует попытка выработать общую концепцию хотя бы негативной компенсации средствами общения. Успешность преодоления негативных проявлений компенсаторного общения и овладение социально положительными способами компенсации предполагает всестороннее осмысление этого феномена на уровне социально-философского анализа в свете тех требований, что предъявляет к нему современная наука. Ибо сегодня, как никогда, важно «...науку, ее категории, понятия, концепции включить в процесс изменения общества и самореализации людей, определить, какие из научных форм и в каких сочетаниях (в каких логиках) могут стать средствами самоопределения общества, ориентации человеческих индивидов».
Осуществленное выше обоснование актуальности избранной нами темы одновременно высвечивает определенные противоречия, имеющиеся в философской теории общения. Поэтому следующим шагом, логически вытекающим из предыдущего, будет постановка проблемы. Центральным вопросом исследуемого аспекта проблемы общения, требующим своего разрешения, выступает необходимость «достраивания» философской теории общения. Анализируя противоречия современной коммуникативной ситуации и выстраивая схему «кризис общения возникновение одиночества», мы должны включить в ее состав третий элемент, а именно, компенсаторное общение, выступающее своеобразным способом гармонизации коммуникативного мира личности. Конечно, постановка такой общей проблемы предполагает рассмотрение и поиск решения многочисленных более частных проблем, а также переосмысления в русле исследуемой темы таких фундаментальных проблем, как общение и одиночество в их взаимосвязи. Нуждается в специальном анализе специфика компенсаторных процессов как таковых, т.е. рассматриваемых первоначально в более ши-роком контексте, нежели сфера общения. Опираясь на полученные сведения о специфике и основных ипостасях компенсаторных процессов вообще, можно осуществить переход от рассмотрения общего к изучению особенного, каковым является компенсаторное общение - частный случай компенсаторных процессов.
В соответствии со сказанным выше объектом нашего исследования выступают компенсаторные процессы, а компенсаторное общение как способ гармонизации коммуникативного мира личности, рассматриваемое на двух уровнях - коллективного и индивидуального бытия - в ходе социально-философского анализа образует предмет исследования.
Состояние разработанности проблемы. Научные исследования компенсаторного общения на уровне социальной философии пока не проводились. Но определенные предпосылки для подобного исследования имеются. К ним прежде всего следует отнести работы, посвященные изучению различного рода компенсаторных процессов, рассматриваемых, правда, безотносительно к сфере общения. Следует также подчеркнуть, что большинство исследований такого рода осуществлялось представителями психологии, но, как это явствует из на-званных ниже персоналий, не только ими (А. Адлер, Э.А. Асратян, В.М. Бехтерев, А.Я. Боярский, Ф.Е. Василюк, А.И. Воложин, Л.С. Выготский, И.В. Давыдовский, А.М. Зимкина, К.Б. Карандеев, Г. С. Ландсберг, В. Левассер, В.П. Подачин, Ю. С. Савенко, Д.В. Сивухин, Б.М. Сидоров, Ю.К. Субботин, А.Дж. Тойнби, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.). Кроме того, при анализе ряда социальных явлений (искусство, культура, религия, социальные институты и др.) было установлено, что всем им присуща, при определенных условиях, компенсаторная функция; было определено, что компенсируется и какими способами (Ю.П. Андреев, В.Г. Голованова, А.Ф. Еремеев, К. Жигульский, В.И. Колосницын, Д.М. Угринович, Н.А. Хренов и др.).
Что же касается непосредственно проблемы общения, то в общественном сознании человечества ее теоретическое исследование имеет длинную предысторию и короткую, но весьма насыщенную историю. В последние десятилетия она особенно интенсивно изучается совокупными усилиями представителей различных научных дисциплин: философов, социологов, психологов, социальных психологов, юристов, педагогов, врачей, биологов, этнографов, лингвистов и т.д. Характеризуя состояние разработанности проблемы, мы сосредоточили главное внимание на тех направлениях ее изучения, что имеют самое непосредственное отношение к изучаемому явлению - компенсаторному общению в рамках социально-философского анализа. В связи с этим особенно важно отметить исследования современных авторов, как отечественных, так и зарубежных, включая и их предшественников, способствовавших всесторонней разработке теоретической парадигмы общения как межсубъектного отношения и как самообщения.
Среди первых следует назвать: Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, Н.А.Бердяева, В.С. Библера, А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.П. Буеву, И.А. Ильина, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, И.И. Лапшина, Б.Ф. Ломова, А.А. Мейера, Ю.И. Мирошникова, Л. А. Мясникову, Б.Д. Парыгина, Ю.Д. Прилюка, А.В. Резаева, В.М Со- ковнина, А.А. Ухтомского, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.
Среди вторых: М. Бубера, Э. Гуссерля, Г.Зиммеля, С. Кьеркегора, П.Лаина Энтральго, Э. Левинаса, К. Маркса, Г. Марселя, М. Мерло- Понти, Х.Ортегу-и-Гассета, Ж.-П.Сартра, М. де Унамуно, Л. Фейербаха, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, Ф. Эбнера, Ф. Энгельса, К. Ясперса.
Тема общения, анализируемая на социально-философском уровне, не может рассматриваться в отрыве от теснейшим образом сопряженной с ней темы одиночества. Наиболее активно эта тема исследуется за рубежом, начиная примерно с 50-х годов прошлого столетия (Р.С. Вейс, Т.Б. Джонсон, К.Э. Мустакас, Л.Э. Пепло, Д.Рисмен, У.А. Садлер, П.Е. Слейтер и др.), и по идеологическим причинам лишь в последние годы - в нашей стране. Так, в 90-х годах у нас появились первые научные и научно-популярные книги по данной теме (М.И. Буянов, О.В. Данчева, Ю.М.Швалб, Н.Хамитов), статьи философского и социологического профиля (А.С. Гагарин, А. Маилов, А. Стародубцева, Г.М. Тихонов, Н.В. Тулина и др.).
В 90-е годы успешно завершен ряд диссертационных исследований по философским и социологическим аспектам проблемы одиночества: Г.М. Тихонов (1992), С.В.Куртиян (1995), Ж.В. Пузанова (1995), Л.И. Старовойтова (1995), Ю.М. Черепухин (1995), А.П. Глазков (1998), И.А. Уледова (1999), Д.В. Гарбузов (2000).
Ощутимым теоретическим стимулом к активизации исследований проблемы одиночества в нашей стране послужило издание на русском языке фундаментального сборника публикаций, своеобразной антологии одиночества, составленной из текстов западных, по преимуществу американских, авторов, снабженной обширнейшей библиографией, составляющей свыше пятисот работ философского, социологического и социально-психологического характера по данной теме.
Углубленный социально-философский анализ одиночества требует обращения к классике философской мысли: зарубежной (М. Бубер, С. Кьеркегор, Э. Левинас, К. Маркс, Ж.-П. Сартр, А. Шопенгауэр, М. Хайдеггер) и отечественной (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, С.Л. Франк), где, несмотря на антиномическое столкновение различных мировоззренческих позиций, проблема одиночества рассматривается в связи с глубокими онтологическими основаниями человеческого бытия, с его трагическими противоречиями, а также в связи с глубочайшим анализом социокультурной ситуации, сложившейся в условиях техногенной цивилизации.
Особое значение имеют для нас в связи с изучением компенсаторного общения исследования феноменов самоутверждения и самоактуализации, осуществленные как западными учеными (А. Адлер, Р.Е. Альберти, К. Левин, А. Маслоу, Ф. Ницше, К. Роджерс, П. Тиллих, А. Шопенгауэр, М. Л. Эммонс), так и отечественными исследователями (С.Л. Березин, В.Е. Кемеров, Л.Н. Коган, В.А. Мальцев, А.А. Мейер, С.К. Морозов, Э. В. Невструева, Е.П. Никитин, А. А. Ухтомский, Н.Е. Харламенкова, Н.Ф. Цыбра, Г.К. Чернявская, Н.И. Шаталова и др.).
Содержательный анализ компенсаторного общения был бы невозможен без опоры на работы тех авторов, что сосредоточили внимание на выяснении места общения в системе человеческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Брудный, Л.П. Буева, М.В. Демин, М.С. Каган, М.С. Кветной, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), на исследовании его структуры и функций (А.М. Агальцев, В.Г. Антонян, Л.М. Архангельский, Е.Г. Злобина, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Н.В. Лысенкова, К. Маркс, Б.Д. Парыгин, В.П. Реш, Б.А. Родионов, Е.Г. Слуцкий, В.М. Соковнин, Э.В. Соколов), на изучении вопросов формирования и развития личности в общении (Л.М. Архангельский, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.П. Буева, А.Я. Голубчиков, А.Б. Добрович, А. А. Довгань, М.А. Жукова, Е.Г. Злобина, М.С. Каган, Г.А. Ковалев, Л.Н. Коган, И.С. Кон, М.И.Лисина, Г.В. Мокроносов, Б.Ф. Поршнев, Ю. А. Шестопалов и др.) Б.Ф.Поршнев, Ю. А. Шестопалов и др.) и, в частности, на исследовании проблемы формирования потребности в общении и способностей к общению (Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, А.В. Веденов, И.А. Джидарьян, А.А. Кидрон, М.И. Лисина, Л.П. Мухарская, Л.А. Петровская, Л.С. Сапожникова, С.Г. Спасибенко, Д.Г. Элькин).
Важное значение в исследовании компенсаторного общения, при-званного гармонизировать коммуникативный мир личности, приобретает аксиологический аспект проблемы общения. Поэтому особенно значимы для нас работы, посвященные исследованию культуры общения (Н.М. Ануфриева, А.А. Брудный, О.И. Даниленко, Р. Жибайтис, И.А. Ильин, И.А. Ильяева, М.Н. Ночевник, Н.В. Рыбакова, Е.П. Савруцкая, Э.В. Соколов, М.А. Чернышева), роли диалога в системе культуры (М. Бахтин, В.С. Библер, Г.М. Брагин и др.), нравственных аспектов общения (С. Анисимов, В. Блюмкин, Б.В. Бушелева, Ф.Г. Майленова, Г.Н. Потылико, Ю. Согомонов, А.И. Титаренко), общения в связи с художественной деятельностью (В.Г. Голованова, С.С. Дашкова, В.М. Дианова, Е.В. Дуков, А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, A. Л. Казин, И.М. Лисовец, Ю.В. Перов, В.Е. Семенов, Н.А. Хренов и др.).
Опора на указанные выше научные направления в исследовании общения делает возможными анализ и оценку современной коммуникативной ситуации, складывающейся при определяющем влиянии научно-технического прогресса и процесса урбанизации, возникновения новых информационных технологий. Существенными предпосылками для подобного анализа в свою очередь выступают работы как западных, так и отечественных исследователей, фиксирующие изменения в характере и содержании современного общения, отмечающие определенные его деформации, обусловленные развитием техногенной цивилизации (В.А. Аполлонов, А.В. Баранов, Н.А. Бердяев, Ж. Бодрийяр, М. Бубер, В.Р. Букин, Г.-Г. Гадамер, В. Г. Голованова, Л.В. Донская, Ю.Г. Ершов, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, Э.Э. Линчевский, С. Московичи, Х. Ортега-и-Гассет, Б.Д. Парыгин, Р. Рихта, Б.А. Родионов, B. Л. Ружже, Е.Г. Слуцкий, Э.В. Соколов, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Р. Хирау, Н.А. Хренов, О.Н. Яницкий, К. Ясперс).
Противоречия, обусловленные всемерным развитием коммуникации, потеснившей сферу общения, все чаще становятся предметом научного обсуждения (см.: Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации / Гл. ред. Л. Морева. СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1998. 536 с. (Международные чтения по теории истории и философии культуры. Вып.6).
Исходя из гипотезы, что известные деформации в структуре общения изначально формируются во «вплетенном» в предметную деятельность общении, а компенсаторное (уравновешивающее) значение относительно их (деформаций) приобретают всевозможные проявления «общения ради общения», то условием последующего анализа компенсаторного общения становится исследование компенсаторно-коммуникативных возможностей различных неформальных групп и сообществ, а также компенсаторно-коммуникативные возможности аутокоммуникации во всем богатстве ее содержания, ее видов и разновидностей. Таким образом, в сферу нашего научного интереса попа-дают работы тех исследователей, чье внимание сосредоточено на изучении стихийных групп подростков и юношей, криминогенных и преступных сообществ, неформальных молодежных объединений. Это работы социологов, криминологов, педагогов. Группы, изучаемые ими, существуют в широком ценностном диапазоне - от социально положительных (многие неформальные молодежные объединения) до антисоциальных, включая маргинальные образования.
Обострение наркоманийной и алкогольной ситуаций в нашей стране сопровождалось ростом научных и научно-публицистических изданий, посвященных этой проблеме. Появились работы наиболее со-ответствующие целям нашего исследования: Наркомания как форма девиантного поведения / Ин-т социологии РАН. - М., 1997; Молодеж-ная субкультура и наркотики: Учебное пособие /Т.П. Долгова, Ю.А. Клейберг; Тверской гос. тех. ун-т. Тверь, 1997. С точки зрения компенсаторно-коммуникативных процессов в наркоманийной среде могут быть проанализированы работы Ш.Е. Джаманбалаевой, А.И. Иванова, И.Я. Каплан, А.А. Козлова, А. Макеева, Н.Ю. Максимовой, A. В. Надеждина, М.Л. Рохлиной, В.В. Трифонова.
Все больший размах приобретают в последние годы исследования аутокоммуникации. Однако преобладающее значение имеют: лингвистический, психологический, гносеологический аспекты проблемы (А.А. Бодалев, Л.П. Гримак, О.Н. Кузнецов, Г.М Кучинский, B. И. Лебедев, Ю.М. Лотман). Между тем социокультурный аспект исследования проблемы аутокоммуникации, позволяющий выявить содержательное богатство этого феномена, что, кстати сказать, очень важно для постижения смысла компенсаторной аутокоммуникации, изучается пока немногими (М.С. Каган, Л.А. Мясникова, К. Пигров, Н.А. Черняева, Е. Ярославцева).
Положительно оценивая результаты исследования указанных выше аспектов общения, нельзя не отметить определенных пробелов, обусловленных причинами мировоззренческого и методологического порядка. Тема общения, рассматриваемого на социально-философском уровне, не может анализироваться в отрыве от темы одиночества, даже в том случае, когда она является главной. Напротив, при сопряженном рассмотрении этих органически связанных между собой проблем, мы вводим в исследование аксиологическую составляющую, позволяющую избежать одностороннего подхода к общению, как к чему-то без-условно и однозначно положительному при всех мыслимых условиях и обстоятельствах, оценить качество общения, его полноту, наличие в нем реальных либо виртуальных деформаций того или иного рода, выступающих на поверхность в форме переживания одиночества. А это означает, что и общение и одиночество должны быть рассматриваемы в условиях конкретной коммуникативной ситуации, задающей и общению и одиночеству определенные структуру и измерения в их взаимосвязи.
Требует своего решения и вопрос о генеральной функции общения. Характерно, что в конкретно-научных исследованиях общения часто учтена его амбивалентность, но в силу специфики конкретно-научного подхода предпочтение отдается какой-либо определенной стороне общения (или положительной, или отрицательной) в плане его влияния на личность.
Антиномический подход к общению в полной мере возможен лишь на уровне философского исследования. Когда психологи либо криминологи указывают на определенные проявления общения, несущие, по их мнению, компенсаторную нагрузку (как правило, речь идет о неаутентичной, негативной, еще более деформирующей личность компенсации), восполняющие, возмещающие что-либо, недостающее личности в ее повседневном общении, то невольно возникает вопрос: а возможна ли радикально иная компенсация, связанная с личностным ростом, совершенствованием сферы общения, а через нее - прогрессивное развитие личности в целом? Но в таком случае компенсация ли это? А если компенсация, то почему? Что компенсируется в компенсаторном общении и каким способом? Каковы сущность и природа компенсаторных процессов вообще и компенсаторно-коммуникативных в особенности? На эти вопросы невозможно ответить, основываясь на теоретическом арсенале частных наук. Они требуют философского решения. Это определило цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования. Главной целью диссертационного исследования является создание социально-философской концепции компенсаторного общения, реализующегося на уровнях коллективного и индивидуального бытия личности и способствующего гармонизации ее коммуникативного мира: преодолению либо смягчению одиночества во всем многообразии его проявлений. В соответствии с поставленной целью потребовалось решить следующие задачи:
- выявить специфику компенсаторных процессов вообще и социальной компенсации в особенности анализируя при этом основные типы компенсаторных процессов (собственно компенсация, сверхкомпенсация и декомпенсация) и раскрывая содержание понятий: первичная и вторичная компенсация, компенсаторный фонд общества, реальная и иллюзорная компенсация, необходимых для последующего анализа компенсаторного общения;
- произвести антиномический анализ общения в его сопряженности с одиночеством, выявляя амбивалентность ценностного наполнения рассматриваемых феноменов. Исходя из идеи субстанциональности общения доказать несубстанциональность одиночества, выступающего не как отсутствие общения, а как его недостаточность, неполнота, ущербность, нуждающиеся в компенсации;
- выяснить объективные и субъективные причины возникновения компенсаторного общения в условиях современной коммуникативной ситуации;
- исследовать компенсаторное общение как социальное явление и сформулировать понятие компенсаторного общения;
- выделить основные модальности субъекта компенсаторного общения, раскрывая компенсаторные возможности их виртуальных сочетаний, осуществляемых на уровне как коллективного, так и индивидуального бытия;
- рассмотреть основные проявления компенсаторного общения с точки зрения их ценностного наполнения, эффективности в деле преодоления одиночества, взятого в соответствующем измерении, и, соответственно, в плане их влияния на развитие личности, основываясь на специально разработанных критериях для отделения социально полноценного в компенсаторном общении от социально ущербного.
Методологические основы исследования. В решении поставленных задач автор опирается на гуманистическо-диалектические идеи К.Маркса, на принцип антиномического монодуализма С.Л.Франка и близких к нему концепций С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского и др.
С. Л. Франк связывал принцип антиномического монодуализма с диалектическим синтезом, с триадностью. Это сближает антиномическую диалектику и диалектику К. Маркса. Что же касается содержательной стороны, то, думается, материалистическое прочтение С.Л.Франка, как некогда Гегеля, вполне осуществимо.
Осмысление противоречий современной коммуникативной ситуации, способствующей активизации определенных проявлений компенсаторного общения, послужило поводом для обращения к диалогической онтологии М. Бубера. Для формирования методологических оснований исследования данной проблемы и вопросов, с нею сопряженных, привлекаются идеи философов-экзистенциалистов, а также представителей отечественной философии, всесторонне исследовавших диалектику Я-Ты, Я-Мы отношения. Ключевым является деятельностный подход. Особенно применительно к компенсаторному общению, которое выступает в качестве специфической деятельности, направленной на гармонизацию коммуникативного мира личности, ослабление или преодоление одиночества.
Научная новизна диссертации обусловлена прежде всего отсутствием в нашей научной литературе работ, посвященных проблеме компенсаторного общения, включая и социально-философский анализ указанной проблемы. Следовательно, научная новизна диссертации определяется разработкой целостной социально-философской концепции компенсаторного общения, реализующегося на уровнях социального и индивидуального бытия личности и способствующего гармонизации ее коммуникативного мира: преодолению либо смягчению одиночества во всем многообразии его проявлений. Социально-философский анализ компенсаторного общения позволил получить обоснованные обладающие научной новизной выводы, которые выносятся на защиту.
1. Показано, что компенсаторные процессы представлены на всех уровнях бытия и могут быть интерпретированы в качестве аспекта любого вида взаимодействия в природе и обществе. Благодаря компенсаторным механизмам объекты сохраняют свою качественную определенность, обеспечивают приращение упорядоченности, сложности и организации взаимодействующих систем. В связи с этим определены три возможных типа компенсаторных процессов: собственно компенсация (прямая компенсация), связанная с функционированием систем, когда в результате компенсации система достраивается, дополняется определенными компонентами без радикального изменения уровня ее целостности; сверхкомпенсация (возрастание уровня упорядоченности, сложности и организации в динамической системе) и декомпенсация (угасающая компенсация, то есть переход на более элементарный уровень системности и целостности). На основе специального анализа компенсаторных процессов в сфере социального сформулированы важные для последующего анализа компенсаторного общения понятия: первичная и вторичная компенсация, компенсаторный фонд общества, реальная и иллюзорная компенсация.
2. Обосновано, что социально-философский анализ проблемы общения наиболее продуктивно проводить в неразрывной связи с рассмотрением темы одиночества. Понятие «общение» охватывает любые межсубъектные взаимодействия: прямые и косвенные, реальные и воображаемые; причем как социально положительные, так и негативные, вызванные «злостными переживаниями». Учтены возможные как положительные, так и отрицательные следствия для самой личности, вытекающие из общения и из одиночества. Главное, что выделяет общение среди прочих способов социального взаимодействия - это ориентированность личности на другого/других, в какой бы форме коммуникативного поведения она не осуществлялась, как на личность/личности. Общение - субстанция человеческого бытия, оно прирождено человеческому бытию, выражает его сущность; одиночество - не субстанционально, но оно выражает качество самого общения. Одиночество - не отсутствие общения, а его недостаточность, неполнота, ущербность. Оно - индикатор деформации в сфере общения личности. При этом одиночество имманентно общению, неотделимо от него, но оно имеет различную степень остроты, часто выступает в латентных формах. Острое переживание одиночества побуждает личность к поиску компенсирующих неудовлетворительное общение связей.
3. Сформулировано определение компенсаторного общения как специфического вида деятельности, принимающий форму «общения ради общения», т.е. ради тех ценностей, что в нем (общении) заключены (важнейшая из них - ценность самоутверждения). Зарождаясь в недрах предметной деятельности, компенсаторное общение эмансипируется от нее и возлагает на себя задачу гармонизации сферы общения в том случае, когда она испытывает на себе последствия той или иной деформации, переживаемой как одиночество. Эта гармонизация происходит в результате первичной либо вторичной компенсации, реально или иллюзорно, посредством сверхкомпенсации, прямой компенсации или декомпенсации, сопровождаемых соответствующими последствиями.
4. Выявлены социальные причины компенсаторного общения и одиночества. Установлено, что наиболее общей причиной одиночества выступает деформация его структуры. В структуре общения выделяем два элемента: «вплетенное» в предметную деятельность общение и «общение ради общения», то есть общение ради тех ценностей, которые заключены в нем самом. Общение ради общения выступает как компенсаторное по отношению к общению вплетенному. Специфической функцией общения выступает функция самоутверждения, ибо только в ситуации общения выявляется действительная значимость и роль субъекта общения не только по отношению к его социальному окружению, но и в отношении всех возможных модальностей субъекта общения.
5. Осуществлена классификация компенсаторного общения, выделены основные модальности субъекта компенсаторного общения, предварительно намечены компенсаторные возможности их виртуальных сочетаний, рассматриваемых в дальнейшем на двух уровнях: на уровне социального бытия и уровне индивидуального бытия личности. Гармонизация коммуникативного мира и смягчение одиночества в одном измерении одновременно порождает одиночество в другом или даже в нескольких измерениях. Выступая в качестве особого вида деятельности, общение способно к преобразованию жизненного мира личности и окружающих ее не только в границах сферы общения, но и за ее пределами: декомпенсация и сверхкомпенсация средствами общения производят тотальное преобразование личности, ее образа жизни, ценностей, интересов, уровня культуры. Соответственно изменяется и сама личность.
Научно-практическая значимость работы. Говоря о современной коммуникативной ситуации, многие отмечают проблемы, которые она порождает, вызывая у личности чувство одиночества, отчуждения, неприкаянности и т.д. Есть ли из этого положения выход? Обнаружен ли он уже людьми на уровне их эмпирического бытия, бытийствует в бесчисленных своих конкретных стихийных проявлениях и ждет теоретического осмысления? На поставленные вопросы следует ответить положительно. Предлагаемая в диссертации социально-философская концепция компенсаторного общения - наша попытка дать ответ на эти весьма важные в теоретическом и практическом отношениях вопросы. Объясняя, каким образом происходит и какой ценой оплачивается стихийная по преимуществу самоорганизация сферы общения личности, как она (личность) преодолевает либо смягчает одиночество (свое и чужое), опираясь при этом на главные типы компенсаторного общения, мы полагаем, что всестороннее осмысление этого феномена позволит в полной мере овладеть наиболее продуктивными способами компенсаторного общения, способствующего всестороннему развитию личности. Наша концепция может служить методологической предпосылкой для дальнейшего философского исследования проблем общения и одиночества, а также для дальнейшего прояснения проблемы человека, раскрывая его сущность, рассматриваемую через призму общения - этого многомерного жизненного отношения. Выводы диссертации могут составить методологическую основу в области социальной философии, социологии, социальной психологии, криминологии, педагогики. Результаты исследования могут быть использованы в практике правового и нравственного воспитания. Материалы и выводы диссертации могут быть применены в учебных курсах философии, социальной психологии, педагогики и др., а также для подготовки раз-личных спецкурсов по проблеме общения.
Апробация диссертации. Результаты данного исследования отражены в 40 опубликованных работах общим объемом 35 печатных листов. Содержание диссертации доведено до сведения научной общественности в виде индивидуальной монографии, статей в научных журналах, сборниках статей и тезисов. Концепция, положенная в основу работы, основные идеи и фрагменты диссертационного исследования были представлены на 25 научных конференциях - международных, республиканских, региональных в Екатеринбурге (1981, 1982, 1992, 1998, 1999), Ижевске (1987, 1989), Перми (1982), Братске (1987), Саратове (1988), Кемерово (1987, 1988), Уфе (1987), Челябинске (1990, 1990, 1993, 1993, 1994, 1997, 1998, 1998), Брянске (1992), Кургане (1993), Хабаровске (1995, 1997).
Научные сообщения по теме диссертационного исследования делались на философском факультете Уральского государственного университета им. А.М. Горького, на семинаре докторантов кафедры философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького, на кафедре философии и политологии Челябинского государственного агроинженерного университета. На основе материалов диссертации разработан и читается в течение десяти лет студентам Челябинского государственного агроинженерного университета спецкурс «Теоретические и прикладные проблемы общения». Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете им. А.М. Горького и была рекомендована к защите.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, снабжена списком литературы, включающим 416 наименований. Общий объем 328 страниц машинописного текста в компьютерной верстке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и высказываются идеи по дальнейшей разработке социально-философской концепции компенсаторного общения. Требует специального рассмотрения компенсаторное общение на основе взаимодействия больших групп людей, в частности, компенсаторное общение в сфере межнациональных отношений. Более детально следует изучить механизмы взаимоперехода различных типов компенсаторного общения друг в друга. Здесь намечены лишь общие контуры концепции, которые, по нашему мнению, создают предпосылки для дальнейшей исследовательской работы.


1. Компенсаторное общение: социально-философский анализ: Монография. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. (Сер. «Филос. образование». Вып.14). 292 с.
2. Воспитание высокой культуры общения как фактор формирования нового человека // XXVI съезд КПСС и задачи нравственного воспитания в системе формирования нового человека: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Свердловск, 1981. С.36-40.
3. Общение в клубе и формирование эстетических потребностей тружеников села // Тезисы к IV уральским социологическим чтениям. Секция: Социологические проблемы развития советского села. Пермь, 1982. С.40-42 (в соавт.).
4. Научно-техническая революция и система общения // Становление и совершенствование социалистических общественных отношений. Тезисы докладов областной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Свердловск, 1982. С.43-44.
5. Социальные причины возникновения компенсаторного общения членов трудового коллектива // Социалистический трудовой коллектив: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1983. С.123-135.
6. Научно-технический прогресс и творчество личности в сфере общения // Научно-технический прогресс и творчество. Тезисы докладов научно-теоретической конференции (29-30 октября 1987 г.). Ижевск, 1987. С.130-131.
7. Актуальные проблемы теории и практики межличностного общения в условиях перестройки // Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки. Тезисы докладов и выступлений региональной научно-технической конференции (ноябрь, 1987 г.). Братск, 1987. С.241-243.
8. Инженер и культура делового общения в условиях ускорения научно-технического прогресса // Материалы Западносибирской региональной научно-теоретической конференции «Социально-философские аспекты ускорения научно-технического прогресса»: Тезисы докладов (декабрь, 1987 г.). Кемерово, 1987. С.97-100.
9. О природе негативных явлений в сфере общения и общих принципах их преодоления // Мораль, традиции, воспитание: Тез. докл. регионал. конф., посв. 70-летию Великого Октября. Уфа, 1987. С.109¬112.
10. Методологические требования к философским исследованиям общения в условиях перестройки // Материалы Западносибирской региональной научно-теоретической конференции «Методология развития общественных наук в условиях перестройки»: Тезисы докладов (октябрь, 1988 г.). Кемерово, 1988. С.209-212.
11. О культуре общения /Методические рекомендации в помощь лекторам, преподавателям народных университетов общественно-политических знаний. Челябинск, 1988. 30 с. (в соавт.).
12. Культура общения инженера - организатора производства // Перестройка социально-экономической жизни СССР и задачи социо-логии. Седьмые Уральские социологические чтения: Тезисы докладов. I том. Ижевск, 1989. С.73-75.
13. Иллюзорно-компенсаторное в общении и проблема гуманизации межличностных отношений // Гуманизация высшего образования: Тезисы докладов научно-практической конференции. Челябинск, 1990. С.55-57.
14. К вопросу о приближении теоретического уровня преподавания философии к уровню научных исследований // Философия как теория и учебный предмет: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. Челябинск, 1990. С.97-100.
15. Компенсаторное общение и духовное развитие личности // Духовные факторы общественного прогресса: Межвуз. сб. науч. тр. / ЧГПИ. Челябинск, 1991. С.83-99.
16. Некоторые аспекты анализа природы негативных явлений в сфере общения // Этика, эстетика и теория культуры: Республик. межведомств. науч. сб. Вып.34. Проблемы этико-эстетической теории [на укр. языке]. Киев: Лыбедь, 1991. С.126-132 (в соавт.).
17. Общение верующих и проблемы гуманизма // Рациональность иррационального. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С.24-35. (Сер. «Философия религии». Вып. 2).
18. Философский методологический семинар в техническом вузе и его роль в процессе гуманитаризации образования // Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе: Тезисы докладов меж-вузовской конференции (27-28 мая 1992 г.). Брянск, 1992. С.57-58.
19. Гуманитарный факультет в техническом вузе: опыт, проблемы, перспективы // Проблема гуманизации высшего образования: региональный аспект. Материалы республиканской научно-практической конференции (16-18 июня 1992 г.). Ч.2. Екатеринбург, 1992. С.139-140 (в соавт.).
20. Проблема общения в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова // Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии. Материалы межвузовской научной конференции. Челябинск, 1993. С.182-185.
21. Богообщение и коммуникативный мир личности // Религия - культура - библиотека. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 1993. С.100-102.
22. От «Я» и «Ты» М. Бубера к «Я» и «Мы» С. Л. Франка // Россия и Западная Европа: диалог культур. Тезисы докладов международной научной конференции (21-22 декабря 1993 г.). Курган, 1993. С.25-26.
23. Об эвристическом значении принципа компенсации А. Адлера // Современная западная философия: мир человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия. Тезисы докладов Российской научной конференции. Челябинск, 1994. С.105-108.
24. Компенсаторное общение как способ гармонизации коммуникативного мира личности // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1994. Т.5. С.53-62.
25. Неформальные молодежные объединения как сфера компенсаторного общения // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1994. Т.7. С.5-11.
26. О компенсаторном общении человека с природой // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1995. Т.12. С.65-72.
27. Проблема общения в русской философии // Русская идея: исторический смысл и современное значение. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. (15-16 мая). Ч.11. Хабаровск, 1995. С.35-37.
28. Аристотель о нравственных основах общения и современность // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1996. Т.15. С.147-153.
29. Социальные корни компенсаторного общения человека с природой // Человек - экология - культура. Тезисы докладов Российской научной конференции. Ч.1. Челябинск, 1997. С.40-45.
30. Метаморфозы «Я-Ты» отношения в концепциях общения М. Бубера и С.Л. Франка // Россия, Восток, Запад: диалог культур. Тезисы докладов международной научной конференции (Хабаровск, 16-17 октября 1997 г.). Ч.1. Хабаровск, 1997. С.36-39.
31. Обзор философской литературы как форма педагогического общения // Пути совершенствования психолого-педагогической и профессиональной подготовки студентов: Сб. науч. тр. / ЧГАУ. Челябинск, 1997. С.134-137.
32. Общение и одиночество в зеркале антиномий. Статья 1 // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1997. Т.19. С.134-143.
33. Компенсаторное общение в алкогольной микросреде // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1997. Т.20. С.14-25.
34. Общение и одиночество в зеркале антиномий. Статья 2 // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1997. Т.22. С.75-83.
35. О философских основах отечественной теории общения // Судьба России: исторический опыт ХХ столетия: Тезисы Третьей Всероссийской конференции. Ч.1. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С.61-63.
36. О возрастании социальной ценности общения // Человек в истории: теория, методология, практика: Тезисы докладов Российской научной конференции. Ч.11. Челябинск, 1998. С.44-45.
37. П.А. Сорокин об аксиологических основах исторического процесса // Человек в истории: теория, методология, практика: Тезисы докладов Российской научной конференции. Ч.1. Челябинск, 1998. С.68-71 (в соавт.).
38. Проблема общения в раскрывающихся горизонтах отечественной и западной философии // Истоки и перспективы российской куль-туры. Сборник тезисов и докладов межвузовской научно-практической конференции. Челябинск, 1998. С.18-24.
39. Проблема общения в философии эпохи Возрождения // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1998. Т.27. С.107-110.
40. Общение и его функции // Вестник Челябинского агроинженерного ун-та. Челябинск, 1998. Т.27. С.47-60.
41. Компенсаторное общение и личность // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. Т.3: Философская антропология и философия культуры. Ч.1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. С.186-187.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ