Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НООСФЕРНОГО МИРОПОНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Работа №102824

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы19
Год сдачи2002
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность проблемы и темы исследования. Конец XX века стал знаменательным временем в истории развития Общепланетарной цивилизации, характеризующимся качественными изменениями глобального характера в различных областях жизни: материальной, научной, духовной, политической, социальной, образовательной. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его качественные характеристики. Поиск путей выхода из нравственно-духовного и экологического кризиса, на наш взгляд, ведет к русскому космизму - пласту культуры, недостаточно известному и востребованному образованием. В то же время, идеи русского космизма педагогически продуктивны и могут стать основой ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.
Поскольку средней школе принадлежит важная роль в развитии личности, ее мировоззрения, то проблема становления ноосферного миропонимания непосредственно связывается с обучением. Согласно нашему исследованию, выпускники средних школ г. Екатеринбурга слабо ориентированы в идеях космизма, что препятствует складыванию ноосферного миропонимания. Традиционно предметное, а не проблемное преподавание затрудняет возникновение и развитие целостного, нелинейного мышления. Знания учащихся разрознены и лежат в голове, как мертвецы на кладбище, не зная о существовании друг друга (КД-Ушинский). Падение престижа гуманитарных знаний в обществе, их обособленность от естественнонаучных являются причинами отчуждения школьников от общечеловеческих ценностей. Школьное образование несет ответственность за духовно-нравственные ориентации личности. В настоящее время оно находится в поиске теоретико - методологических основ новой образовательной парадигмы, которая может значительно обогатиться идеями русского космизма, ноосферным миропониманием. Проблема развития ноосферного тиропонимания растущего человека является инновационной в современной педагогике, частных методиках. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки принципов, методов, и условий развития ноосферного миропонимания у учащихся средней школы. Идеи, которые могут лечь в основу такого миропонимания, на наш взгляд, состоят в следующем.
Идея активной эволюции (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др.) заключается в необходимости нового, сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственные чувства. Такая необходимость действительно назрела, и стали очевидными два альтернативных пути развития цивилизации: путь активной эволюции, ведущий к становлению ноосферы, и стихийное развитие общества, могущее привести к гибели всего человечества.
Идея взаимосвязи и единства человека, природы и космоса {антропокосмизм), развиваемая отечественными философами-космистами, может способствовать становлению сознания, основанного на «космическом чувстве» (Н.Г. Холодный).
Неоценимый вклад в становление нового мировоззрения человека призвана внести космическая философия К.Э. Циолковского. Она продуктивна для педагогики в плане панэтизма и позволит, если не кардинально изменить существующее миропонимание, то хотя бы допустить возможность совершенно другого мироустройства и этим самым расширить сознание человека, подготовить его к принятию новых научных парадигм и открытий. Она может способствовать становлению творческой, любознательной личности, устремленной к дальнейшему познанию и самосовершенствованию.
Этическую, нравственную основу нового мировоззрения представляет собой «Живая Этика» {«Агни Йога») Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. Это учение содержит многие ответы на вопросы о духовном самосовершенствовании человека, его гармонии с природой. Вместе с «Тайной Доктриной» ЕЛ. Блаватской «Живая Этика» представляет собой синтез некогда распавшихся ветвей знания: научного, религиозного, философского и культурологического. Этот универсальный синтез может стать базой мировоззренческой культуры современного человека.
' Новое мировоззрение как субъективно окрашенное единство знаний, оценок, чувств, практически выражающееся в действиях индивида, призвано изменить традиционный уклад жизни, характеризующейся развитием техносферы и преобладанием прагматических, утилитарных интересов над духовно-нравственными принципами Актуальность идей русских космистов диктуется востребованностью их взгляде» для нахождения пути устойчивого, духовного развития общества, нравственного и созидательного существования человека, общества и природы.
Обозначенные нами проблемы масштабны и сложны для решений, они требуют усилий многих ученых и практиков, поэтому в своем диссертационном исследовании мы сосредоточились на изучении процесса развития ноосферного миропонимания подростка в процессе изучения им естественных дисциплин.
Состояние научной разработанности темы исследования свидетельствует о начальном этапе исследования проблематики, актуализированной нами. Процесс развития целостного, ноосферного миропонимания пока не получил своей полной разработки и освещения в педагогике. Однако, отдельные его аспекты разрабатывались в русле других направлений.
Отдельные положения космической педагогики, единения личности с природой, человечеством, космосом высказывались К.Н.Вентцелем, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих.
Мысли об актуальности идей русских космистов для теории и практики образования, для растущего человека высказывались и получили значительное развитие в работах В.А.Игнатовой, Н.Н.Макарцевой, Г.П. Сикорской, Е.Г.Туркиной, А.И. Субетго, А.Д. Урсула, Т.Ф. Яркиной.
Проблемы развития эксцентрического сознания личности, гуманизации естественнонаучного образования разрабатывались Г.Д.Гачевым, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверевым, Н.И.Ильиным, Б.ТЛихачевым, П.А. Нецветаевым, И.Т. Суравегиной, Л.В. Тарасовым, В.Хёсле, Л.Ю. Чуйковой, В.А. Левиным.
Идея развития экологического мышления нашла свое отражение в работах Е.В. Никоноровой, Ю.П. Ожегова, С.С. Хромова, Л.Ю. Чуйковой, на которые мы опирались в своем исследовании.
К обобщающим педагогическим работам, в которых ставились проблемы целостности мировоззрения растущей личности, развития у нее самостоятельного, творческого мышления, мы относим работы К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, С Л.Рубинштейна, В.Р. Ильченко, С.Ю. Курганова, Д.Н. Кавтарадзе, М.Н. Скаткина.
Идея развития целостного миропонимания школьников, включающего в себя интегрированные естественнонаучные и гуманитарные знания, определении« образом реализовалась в практической педагогике, а именно, в создании особых интегрированных курсов («Естествознание«, «Мир и человек«, «Природа и мы«, «Человек. Земля. Вселенная« и др.). '
В связи с изложенным, противоречие состоит в востребованности социумом теории и практики развития нового миропонимания, основанного на идеях антропокосмизма, активной эволюции, всеединства, панэтизма, н недостаточной их разработанностью в науке и образовательной практике школы.
Проблема исследования видится в поиске и выявлении теоретико-методологических основ развития ноосферного миропонимания и осуществления их в школьном обучении.
На основании анализа противоречий и проблемы была определена тем» нашего исследования: «Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания». ”
Цель исследования состояла в выявлении, определении и обосновании теоретических основ развития ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания.
Объектом исследования является ноосферное миропонимание как социокультурный феномен.
Предмет исследования - развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов средней школы в процессе изучения естествознания.
Гипотезу исследования составило положение о том, что развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов средней школы становится возможным при условии:
* введения в содержание естественнонаучного образования интегрированных научных, гуманитарных, религиозных, философских, культурологических знаний, объединенных идеями ноосферы, антропокосмизма, панэтизма, всеединства;
* создания этико-педагогических условий, способствующих воспитанию мотивов ноосферного миропонимания (диалогичность содержания и методов обучения, личностно-ориентированное целеполагание);
* развития у учащихся мыследеятельности, связанной с ноосферным миропониманием;
* концентрического усвоения знаний учащимися.
Цель и гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Осуществить анализ понятия «ноосферное миропонимание», выявить принципы, методы и условия его развития у учащихся средней школы;
2. Провести анализ содержания действующего естественнонаучного образования и целостности знаний учащихся через понятие «ноосферное миропонимание»;
3. Разработать теоретическую модель развития ноосферного миропонимания и реализовать ее в процессе систематического изучения естествознания учащимися 5-7 классов средней школы, а также при изучении биологии в 8 классе.
Методологическую основу исследования составляют идеи активной эволюции, ашропокосмизма, всеединства, панэтизма русских философов- космистов; современные концепции ноосферы, разработанные В.С. Голубевым, Н.Н. Моисеевым^.В. Платоновым, А.И. Субегго, Е.Г. Туркиной, А.Д. Урсулом, Н.С. Шаповаловой; идеи новой бноэнергоинформационной естественнонаучной парадигмы А.Е.Акяова, П.ПГаряева, ГЛ Дульнева, ВЛ. Казначеева, КГ. Короткова, ЕЛ. Леоновой, Л.В. Лескова, Г .И. Шипова; экологическая этика буддизма, Н.Н. Моисеева, А. Швейцера; идея диалога культур, мировоззрений М.М.Бахтина, В.С. Библера; гуманистические идеи свободного, нравственно-этического воспитания, идентичности и самоактуализации личности Л.Н.Толстого, К.Н. Вентцеля, К. Роджерса, Э. Фромма, А. Маслоу, Э. Эриксона; положения культурно-исторической теории личности, развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В. Давыдова.
Теоретическая база исследования включает в себя положения концепции ноогуманистического образования (Т.П.Сикорская), теории развития естественнонаучного миропонимания у учащихся средней школы (В.Р.Ильченко), теории развития экологического мышления школьников (Л.Ю.Чуйкова), этической педагогики и личностно-ориентированного образования (М.Н.Дудина, И.СЛкиманская), витагенного образования (А.С.Белкин), понимающей педагогики (Л.А.Беляева), теории педагогического диалога (С.Ю.Курганов), теории развития культуры и стилей мыследеятельности в образовании (Л.М.Ацдрюхина), экологической психопедагогики (С.ДДерябо и В.АЛсвин) и педагогической деонтологии (К.М.Левитан).
Цель и задачи обусловили использование теоретических и эмпирических методов исследования. К ним относятся: логико-методологический и историко-методологический анализ некоторых понятий; теоретический анализ и концептуальный синтез философской, психологической, педагогической и социологической литературы; анализ действующих программ, учебников, методических пособий естественных дисциплин средней школы; моделирование содержания естественнонаучного образования; наблюдение учебного процесса; анкетирование учащихся, изучение продуктов их деятельности; опытно-экспериментальная работа на основе теоретической модели развития у учащихся ноосферного миропонимания.
Экспериментальная база. В целом исследованием было охвачено 650 учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных школ № 76, 163, 171, 204 г. Екатеринбурга, 180 студентов Уральского Государственного Университета имени АЛЛ. Горького, 20 учителей биологии школ Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
Основные этаны исследования.
I этан исследования: поисково-теоретический (1996-1997 г.г.). На данном этапе проводились изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью разработки теоретико-методологических основ исследования; определялась тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования; формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи; составлялась программа и определялась методика эмпирической проверки гипотезы.
П этап исследования: опытно - экспериментальный (1997 - 1999 гт.). На данном этапе исследования реализовывались программы констатирующего и обучающего экспериментов в 5-11 классах средних школ г. Екатеринбурга, обобщался и систематизировался теоретический и накопленный эмпирический материал по проблеме исследования.
Ш этап исследования: обобщающий (2000-2001г.).Этап теоретического осмысления результат» опытно-экспериментальной работы и корректировки разработанных теоретических положений. На данном этапе осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы н рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) определены психолого-педагогические принципы и методы развития у учащихся (в процессе обучения естествознанию) ноосферного мышления (основанного на знаниях, операционных умениях, эмоционально-личностных оценочных суждениях о явлениях окружающего мира с космической и плане-тарной точек зрения) и становления ноосферной этики как факторов, регулирующих отношения в системе «общество-человек-природа»;
2) выявлены основные этико-педагогические условия развития ноосферного миропонимания (диалогичность содержания образования, личностно-ориентированное целеполагание, использование активных методов обучения, соответствующая компетентность педагога);
3) обоснована необходимость нового содержания естественнонаучного образования, включающего в себя систему естественнонаучных, гуманитарных, религиозных, философских, культурологических понятий, отражающих различные аспекты познания.
Теоретическая значимость исследования:
1) обоснованна педагогическая система понятий ноосферного миропонимания, основанного на идеях русских космистов (антропокосмизма, всеединства, панэтизма, ноосферы);
2) обоснованы теоретические положения о развитии целостного, ноосферного миропонимания как актуального в силу аксиологичности, эпистемности, инструментальности, психотерапевтичности и мировоззренческого смысла и соответствующего современному этапу развития науки и образовательной практики; ..
3) обоснованы принципы и положения «ноосферной этики» в содержании естественнонаучного образования;
4) аргументирована необходимость использования понятия «ноосферное мышление» (характеризующегося интегративностью, нелинейностью, критическим, творческим, рефлексивным характером) как базового для развития ноосферного мтфопонимаиия.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в исследовательских и прикладных целях:-
* для дальнейшейразработки концепции развития ноосферного миропонимания и мировоззрения и ее отражения в шкальном образовании как факторов этизации отношений между обществом, человеком и природой, разрешения проблем, прежде всего, личного, а также локального и глобального характеров;
* в практической работе учителей, педагогических коллективов, что повысит их профессиональную компетентность как педагогов-практиков и будет отвечать запросам настоящего и будущего времени;
* для разработки новых учебных программ и пособий, способствующих развитию ноосферного миропонимания личности.
На защиту выносятся следующие положения:
1) важнейшей целью современного школьного естественнонаучного образования является развитие целостного, ноосферного миропонимания личности, обогащающего ее духовно-нравственный мир и основанного на идеях активной эволюции, ноосферы, антропокосмизма, всеединства, панэтизма;
2) необходимые педагогические условия развития ноосферного миропонимания школьников: интегрированное содержание естественнонаучного образования, включающее в себя естественнонаучные, гуманитарные, философские, религиозные, культурологические аспекты знания; личностно¬
ориентированное целеполагание; использование диалоговых и исследовательских методов обучения; соответствующая компетентность педагога.
Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается Исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования. Выводы строятся на основе анализа исследований, проведенных автором с использованием известных и разработанных им методик.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно - экспериментальной работы автора диссертации в средней общеобразовательной школе № 171 г. Екатеринбурга. Основные теоретические положения работы и результаты исследований представлялись автором в выступлениях на Втором Всероссийском научном молодежном симпозиуме «Безопасность биосферы« (^Екатеринбург, 1998 год); на Втором Российском философском конгрессе« XXI век: будущее России в философском измерении (Екатеринбург, 1999 год); на городской научно-практической конференции «Профессиональная компетентность педагога и инновационные процессы в образовании« (1999г.); на VII Российской научно-педагогической конференции «Идеи Нового Мира в современной науке, практической педагогике и социальной жизни» (2000г.); на VI городских Педагогических чтениях «Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга« (2000г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и семи приложений. Материал изложен на 264 страницах компьютерного набора, содержит 13 таблиц. Библиографический указатель включает 181 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Лев Толстой и педагогика становления нового миропонимания // XXIV Международные Толстовские чтения. Материалы пленарных заседаний научной сессии, научно-практической конференции «Содружество поколений», Всероссийского семинара «Изучение наследия ЛЛТолстого в школе и вузе», 7-8 сентября 1998 г. Тула, 1998. С.135-137
2. Новое миропонимание - путь в ноосферу // Безопасность биосферы. Сборник тезисов докладов всероссийского научного молодежного симпозиума, 1-3 декабря 1998 г. Екатеринбург, 1998. С.4
3. Педагогика становления нового миропонимания 7/ Учебный диалог в развевающем обучению профессионалыаая компетентность педагога и инновационные процессы в образовании. Тезисы докладов и сообщений городской научно-практической конференции, 8-9 января 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.57
4. Философия русского космизма - основа ноосферного мировоззрения // Традиции и новаторство в развитии образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 18-19 мая 1999 г. Тюмень, 1999. С.20-22
5. Антропокосмизм - базовое понятие универсальной образовательной среды /7 XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы второго Российского философского конгресса, 7-11 июня 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.29-30
6. Духовное наследие русских космистов в практике ноосферного образования И Воспитание детей: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга. Тезисы VI городских Педагогических чтений, 18 октября - 3 ноября 2000 г. Екатеринбург, 2000. С.71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ