Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Работа №102821

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

физиология

Объем работы47
Год сдачи2001
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДОВАННЫХ, УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность проблемы. В последние годы в России и других государствах постсоветского пространства все более широким кругом исследователей отмечается резкое ухудшение здоровья детей, являющегося, по мнению большинства специалистов, объективным индикатором климатического, экологического и социального состояния окружающей среды (Кучма с соавт., 1993; Чурьянова с соавт., 1994; Вельтищев, 1995; Васильев, 1995; Якубова с соавт., 1997; Антропова с соавт., 1998; Студеникин, Ефимова, 1998; Ямпольская, 1996; 1998; Суханова, 1999; Бутова, 1999; Хрипкова, 1999; Агаджанян, 2001).
Ведущими критериями здоровья являются физическое развитие и функциональные возможности организма (Башкиров, 1962; Бунак 1968; Властовский, 1976; Казначеев с соавт., 1980; Калюжная с соавт., 1982; Аршавский, 1982; Аболенская с соавт., 1989; Никитюк, Чтецов, 1990; Сердюковская, 1993; Змановский, 1997; Щедрина, 1989; 1996; 2001; Tanner, 1962; Weiner, Lourie, 1981; Schmidt et al., 1986; Krongsdir et al., 1996; Carter et al., 1997; Bergmann, Mensink, 1999; Sevilla et al., 2000). Хотя в оценке физического развития до сих пор не существует единого подхода, общеизвестно, что его уровень зависит от взаимовыраженности, сочетанности и взаимодействия антропометрических признаков, определяющих понятие пропорциональности и гармоничности, а также от функциональных показателей, являющихся проявлением жизнедеятельности структурных компонентов тела.
У детей с дисгармониями в физическом развитии наблюдается наибольшее количество функциональных сдвигов и нарушений здоровья. Повышенное количество отклонений в развитии отмечается в районах антропогенного загрязнения окружающей среды (Агаджанян, Кузьменко, 1995; Owen et al., 2000; Jahari et al., 2000) и в критические периоды онтогенеза на этапах неустойчивого равновесия, когда старые механизмы регуляции исчерпали свои возможности в поддержании адекватной структурированности организма и его частей, а механизмы, соответствующие новому уровню дифференцировки элементов системы, еще не достигли той минимальной зрелости, которая обеспечивает консолидацию элементов системы и противодействие повреждающим факторам (Леонтюк, 1984; Любомирский, 2000).
Состояние здоровья отражает и сопряженная изменчивость морфофункциональных параметров на разных этапах онтогенеза, причем каждому возрастному этапу развития свойственны не только особенности морфофункциональной организации систем, но их реактивности. Особое значение для дальнейшей разработки теории адаптации с онтогенетических позиций имеет расширение научных представлений о формировании растущего организма в экстремальных условиях окружающей среды.
Известно, что в XX веке Сибирь и ее северные регионы подверглись наиболее интенсивным эколого-демографическим воздействиям (Медведев, Ротов, 1988; Труфакин, 2000). Наиболее актуально и остро стоит проблема сохранения здоровья детей в условиях Западной Сибири, где формирование его уровня происходит под влиянием не только суровых климатогеографических, но и специфических социально-экономических факторов, а также прогрессирующего загрязнения окружающей среды продуктами нефте-газо- добывающей промышленности. При этом, существенную нагрузку испытывают дети пришлого населения, переселившегося из благо-приятных природно-климатических условий в районы освоения Се-вера. Между тем, для большинства северных городов и поселков характерны неразвитость инфраструктуры, социальная незащищенность населения, отсутствие необходимых знаний о здоровом образе жизни, особенностях питания в холодном климате, что ведет к высокой заболеваемости и повышенной смертности детей.
Согласно климатическим правилам (Bergmann, 1847; Allen, 1960), в условиях низких температур для теплового баланса более благоприятны крупные размеры тела. Однако, подобная корреляция внутри- и межгрупповых физиологических связей имеет одинаковую направленность в основном у южан, а на северных территориях могут действовать причины, нарушающие эти связи между признаками (Hiernaux, 1968; Клевцова, 1976; Алексеева, 1986; 1998; Ткачев, 2001). «Разрушителями» физиологических связей могут выступать, как изменения на генетическом уровне, так и необычные или экстремальные климатогеографические факторы. Под их влиянием происходит формирование таких взаимосвязей, которые обеспечивают наибольшую устойчивость морфофункционального типа в данной среде. Рассмотрение акклиматизационной изменчивости в свете теории адаптивных типов предполагает, что оптимальный акклиматизационный эффект может быть достигнут при наибольшем сходстве морфофизиологических особенностей пришлого и коренного населения.
Характер развития детского организма — адаптивный. В свете теории системогенеза (Анохин, 1980; 1984) в первую очередь развиваются жизненно важные системы органов, обеспечивающие приспособительные реакции к условиям среды. Одна из адаптивных физиологических характеристик организма — индивидуальный профиль функциональной межполушарной асимметрии, который является прогностическим признаком «северного адаптивного типа». Известно, что экстремальные условия Севера способствуют отбору лиц с правополушарным доминированием (Леутин, 1995; Аршавский, 1998; Агаджанян с соавт., 1998). В то же время, не существует однозначного решения проблемы о связи особенностей асимметрии и морфофункциональных признаков детского организма в условиях Севера (Леутин, Николаева, 1988; Леутин с соавт., 1997). В Институте физиологии СО РАМН разработана концепция «незавершенной адаптации», в которой одним из маркеров незавершенности адаптивного процесса к неадекватным условиям окружающей среды предлагается считать временную функциональную инверсию полушарного доминирования (Кривощеков с соавт., 1998). Поэтому, несомненный интерес представляет изучение индивидуальных особенностей латерального фенотипа и его взаимосвязи с адаптационными возможностями детского организма.
На фоне природно-экологического и социального прессинга протекает основной вид трудовой деятельности ребенка — школьное обучение. Установлено, что в соответствии с величиной вклада в дисперсию признаков, определяющих снижение адаптационных возможностей, вклад внутришкольной среды по мере обучения постоянно увеличивается (Чурьянова с соавт., 1993; Матвеева с соавт., 1997; Баранов, 1998; 1999). Отрицательное воздействие на здоровье оказывают такие компоненты внутришкольной среды, как стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация и систематичность учебного процесса, несоответствие программ обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов в вопросах физиологии развития и охраны здоровья ребенка, неэффективность системы физического воспитания (Безруких, 2001). Это вызывает необходимость мониторинга физического развития и функционального состояния учащихся.
Достаточно актуальной является проблема занятий спортом на Севере. Хотя многие исследователи утверждают, что занятия спортом повышают неспецифическую резистентность, параллельно с этим, в литературе приводятся сведения об отрицательном влиянии повышенных физических нагрузок на организм детей- мигрантов в условиях Севера (Пономаренко, 1983 и др.).
Весьма противоречивыми являются результаты о влиянии на физическое развитие и функциональное состояние детей места жительства. По данным скандинавских, британских и отечественных исследователей установлено, что региональные вариации заболеваний связаны с условиями города или села и во многом зависят от эффекта миграции в раннем детстве (Strachan et al., 1990; Moilanen et al, 1998; Панин, Филимонова, 2001).
В теоретическом отношении, в свете исследований ауксологии (Година, 2000), а также в практическом плане изучения секулярного тренда интересен вопрос об эпохальном сдвиге в развитии детей Западной Сибири.
Таким образом, недостаток сведений о закономерностях формирования, функциональных резервах детского организма в условиях Западной Сибири, особенно в ее северных районах, значимость решения проблемы сохранения здоровья при интенсивных процессах миграции, вызывают необходимость комплексных исследований, позволяющих на донозологическом уровне оценивать и контролировать текущее состояние, выявлять структурно-функциональные сдвиги в деятельности жизненно важных систем при адаптации к неадекватным условиям среды, с целью профилактики заболеваемости в одном из важнейших для экономики России регионов.
В основу работы положена концепция о рассогласовании структуры и функции под влиянием воздействия комплекса не-благоприятных природных факторов, которые, сочетаясь с внутренними возрастными перестройками и чрезмерными нагрузками, формируют состояние незавершенности адаптивного процесса, резко повышают неспецифическую сенситивность детского организма и риск заболеваний.
Диссертация выполнена в лаборатории функциональных резервов организма Новосибирского Института физиологии СО РАМН и на кафедре анатомии и физиологии человека и животных Тюменского государственного университета в соответствии с тематическим планом НИР ИФСОРАМН и ТюмГУ, а также в рамках научно-исследовательской темы «Адаптационный потенциал человека и его связь с функциональной межполушарной асимметрией в условиях Тюменской области» (№ госрегистрации 01. 26. 0009209).
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы явилось выявление закономерностей формирования морфофункционального типа и оценка функциональных резервов детского организма в условиях климатогеографических, экологических и социально-экономических особенностей Западносибирского промышленного региона, в том числе условий школьного обучения. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Определить закономерности и особенности формирования, оценить функциональные резервы детского организма в условиях средних и высоких широт Западной Сибири с учетом критических и сенситивных периодов онтогенеза
2. Провести оценку влияния северного «стажа» на развитие и функциональное состояние детей (на примере соотношения показателей физического развития, сердечно-сосудистой и дыхательной систем)
3. Изучить влияние индивидуальных особенностей (профиля функциональной межполушарной асимметрии) на морфофункциональное развитие и адаптационные возможности детей в условиях Западносибирского Севера.
4. Оценить влияние повышенных физических нагрузок (занятия спортом) на уровень развития и функциональные возможности детей, испытавших эффект ранней миграции на Север
5. Дать сравнительную характеристику физического развития и функционального состояния организма детей дошкольного и школьного возраста в условиях разных макро- и микросоциальных сред (город-село, детский сад-школа, школа традиционного типа—гимназия, северная школа)
6. Оценить взаимосвязи морфофункциональных параметров и типологию регуляции сердечной деятельности у дошкольников и школьников в динамике адаптивного процесса
7. Выявить морфофункциональные изменения в развитии детей Западной Сибири за 90-е годы XX столетия (наличие положительного или отрицательного эпохального сдвига)
Научная новизна. Установлено изменение возрастных закономерностей развития у детей — мигрантов Западносибирского Севера: снижение темпов роста и амплитуды ростового максимума, задержка физического развития, снижение крепости телосложения, аэробной производительности организма и полового созревания, по сравнению со сверстниками из средних широт. В наибольшей степени выявленные изменения влияют на формирование морфофункционального статуса ребенка в критических («узловых») периодах онтогенеза.
Выявлена изменчивость морфофункционального типа у детей-мигрантов с длительным северным «стажем» — более 9¬10 лет. Наиболее оптимальными являются морфофункциональные показатели детей мигрантов-уроженцев Севера, размеры и пропорции тела, а также грудной клетки которых, приближаются к таковым у коренных жителей.
Впервые получены сведения о связи уровня физического раз-вития и адаптационных возможностей детей с индивидуальным профилем функциональной межполушарной асимметрии. Наиболее приспособленными по отношению к действующим экстремальным факторам Севера являются дети пришлого и коренного населения с преобладанием признаков синистральности в латеральном фенотипе, на что указывают более высокий уровень достигнутого развития, большая пластичность и адаптоспособность детей с преобладанием признаков правополушарного доминирования.
Новыми являются данные о негативном влиянии усиленных занятий спортом на развитие детей, испытавших эффект миграции на Север в раннем детстве. У мальчиков-мигрантов, активно занимающихся спортом, отмечено наибольшее отставание по основным антропометрическим признакам физического развития, физической работоспособности и максимальному потреблению кислорода на фоне повышенной потребности миокарда в кислороде, высокой встречаемости тахикардии и повышения системного АД, а также увеличения встречаемости гипертонических реакций системы кровообращения на физическую нагрузку.
Впервые установлено, что влияние места жительства (город- село) на изменение морфофункциональных параметров детей в сред-них и высоких широтах носит разнонаправленный характер и зависит от возраста. На юге региона отмечено снижение тотальных размеров тела с выраженными явлениями грацилизации и астенизации телосложения у городских детей, по сравнению с сельскими. На севере — большее снижение основных размеров тела и физической работоспособности, по сравнению с контролем, отмечено у сельских школьников. Наличие функциональных сдвигов рассогласования, напряжение в деятельности систем дыхания и кровообращения, снижение аэробной производительности организма установлено для городских детей в критических и сенситивных периодах онтогенеза, как на юге, так и на севере региона.
Получены новые данные о ретардации (отрицательный эпохальный сдвиг) в развитии городских и сельских детей разного возраста и разного места жительства (город-село), произошедших в условиях Западной Сибири в 90-е годы XX столетия.
Теоретическая и практическая значимость. Установленные в исследовании факты нетипичной возрастной динамики морфофункциональных параметров у здоровых детей в критических и сенситивных периодах онтогенеза расширяют представления об особенностях и закономерностях формирования детского организма при адаптации к комплексу природных, экологических и социально-экономических факторов Сибири. Полученные данные вносят вклад в теорию адаптации и с онтогенетических позиций указывают на необходимость особого подхода к решению проблем экологической и возрастной физиологии.
Полученные сведения об изменчивости морфофункционального типа в условиях многолетней адаптации к Северу и явлениях ретардации в развитии современных детей Западной Сибири позволяют прогнозировать формирование морфофункционального статуса, сроки наступления периодов наибольшей сенситивности детского организма к действующим факторам, выраженности рассогласования структуры и функций, критических для сохранения здоровья. Установленные характерные закономерности в развитии детей Западносибирского промышленного региона и полученные данные являются предпосылками для создания физиологических региональных нормативов городского и сельского населения, проживающего в экстремальных условиях (суровость и резкая зональность климата, нарушенная экология, социальная незащищенность), а также для создания и внедрения в практику, специально разработанных для этих условий, мер по сохранению и улучшению здоровья детей.
Результаты проведенных исследований внедрены в научно-педагогическую и оздоровительно-профилактическую практику общеобразовательных школ № 8 (Акт внедрения от 24 мая 2001 г.), ДОУ № 134 (Акт внедрения от 2 ноября 2000 г.) г. Тюмени, в ряде северных школ: г. Салехарда (Акт внедрения от 21 декабря 1999 г.), г. Радужного (Акт внедрения от 15 мая 2000 г.) и в некоторых сельских средних школах юга Тюменской области (Акт внедрения от 12 сентября 1999 г.).
Теоретические положения, касающиеся физиологических механизмов адаптации детского организма к условиям Севера, школь-ному обучению, влияния занятий спортом, индивидуального про-филя функциональной межполушарной асимметрии на физическое развитие и функциональные возможности северян, исследования секулярного тренда в развитии нашли отражение в программах учебных курсов по физиологии человека, возрастной физиологии и специальным курсам по адаптации человека к экстремальным условиям среды на кафедре анатомии и физиологии человека и животных Тюменского государственного университета (Акт внедрения от 8 октября 1999 г.), кафедрах нормальной физиологии (Акт внедрения от 24 апреля 2001 г.) и теоретических основ физического воспитания и ЛФК Тюменской государственной медицинской академии (Акт внедрения от 10 апреля 2001 г.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Формирование детского организма в условиях Западно-Сибирского промышленного региона имеет свои закономерности и специфические особенности. Динамика показателей физического развития, гомеостатических систем дыхания и кровообращения, адаптационных возможностей организма детей дошкольного, сред-него и старшего школьного возраста (4-17 лет) указывает на существование климатогеографической, экологической и социальной дифференциации в формировании морфофункционального статуса организма детей пришлого и стабильного (местного) населения.
2. Комплексная оценка морфофункционального развития и со-стояния кардиореспираторной системы выявляет индивидуальный характер адаптации к условиям окружающей среды, которая зависит от возрастных особенностей и пола детей, связана с условиями макро- и микросоциальных сред (высокие-средние широты; город-село; условия обучения), эффектом ранней миграции на Север, индивидуальным профилем функциональной межполушарной асимметрии, а также определяется уровнем физических и умственных нагрузок в критические периоды онтогенеза.
3. Выявленные в ходе скрининга среди практически здоровых детей группы с отклонениями в физическом развитии, рассогласованием в деятельности основных гомеостатических систем организма, на фоне воздействия комплекса неблагоприятных факторов среды, нуждаются в углубленном обследовании специалистов, в связи с резким повышением риска заболеваний.
4. Полученные при обследовании детей данные с учетом критических и сенситивных периодов онтогенеза, интенсивности миг-рационных процессов, индивидуальных особенностей латерального фенотипа, на базе используемых в работе методик, могут быть положены в основу разработки специальных способов профилактики и коррекции здоровья детей.
5. Предлагаемая технология диагностики состояния «здоровья здоровых» на донозологическом уровне может стать основой прогнозирования структурно-функциональных нарушений в ходе мониторинга за состоянием здоровья детей в климатоэкологических условиях средних и высоких широт Сибири.
Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждались на 6-ти Всесоюзных и Всероссийских конференциях и симпозиумах (Москва, 1990а; Москва 19906; Тюмень, 1995; Санкт-Петербург, 1999; Иваново, 1999; Москва, 2001), 13-ти международных конференциях, симпозиумах и конгрессах (Тюмень, 1991; 1997; 1999; Надым, 1993; 1995; Thunder Вау. Canada, 1993; Новый Уренгой, 1995; Магадан-Бишкек, 1998; Москва, 2000; 2001; Harstad, Norway, 2000; Белгород, 2000; Мурманск, 2001); 3-х региональных научно-практических конференциях (Тюмень, 1989; 1993; Томск, 1996; Тюмень, 2001), а также на 2-ом съезде физиологов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 1995); на XVI, XVII и XVIII съездах ВФО им. И. П. Павлова РАН (Москва, 1994; Ростов-на-Дону, 1998; Казань, 2001).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 55 печатных работ, в том числе 19 статей и 32 тезисов, 2 методических пособия, монография «Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири».
Объем и структура работы. Диссертация изложена на 337 страницах компъютерного текста (собственно текста 280 с.), содержит 55 таблиц с цифровым материалом и 18 рисунков, состоит из введения, литературного обзора (главы 1 и 2), методической части (глава 3), результатов исследования (главы 4~5), обсуждения (глава 6), выводов и списка литературы (568 источников, из них 438 отечественных и 130 иностранных).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Установлено, что формирование организма детей-мигрантов, особенно в критических, сенситивных периодах индивидуального возрастного развития, на Западносибирском Севере отличается от такового в условиях средних широт:
а) по физическому развитию — замедлением темпов роста, снижением тотальных размеров тела и крепости телосложения, тенденциями астенизации; ростом отклонений и общей задержкой физического развития;
б) по функциональному состоянию — задержкой полового созревания; смещением вегетативного баланса в сторону усиления симпатических влияний, низкими величинами аэробной производительности, указывающими на повышенное расходование и снижение функциональных резервов организма.
2. В «узловом» периоде онтогенеза — подростковом возрасте у детей-мигрантов Севера выявлены нарушения основных закономерностей роста и развития, которые заключались в снижении амплитуды ростового максимума у мальчиков и отсутствии пубертатного «скачка роста» у девочек, запаздывании наступления второго биологического ростового перекреста, отраженных в количественных и качественных изменениях паттерна скорости роста.
3. Выявлена морфофункциональная изменчивость организма детей-мигрантов с длительным северным «стажем» (>9 лет) и у детей первого поколения мигрантов в направлении, типичном для аборигенов Севера, что выражалось в снижении тотальных размеров тела при достаточных величинах жизненной емкости и экскурсии легких, позволяющих обеспечить вентиляционные запросы организма северян.
4. Морфофункциональная изменчивость носит разнонаправленный характер в условиях города и села: у сельских школьников Севера преобладает отставание, по сравнению со сверстниками из средних широт (контроль), по основным антропометрическим признакам, у городских — ухудшение функционального состояния, на что указывают снижение функциональных резервов и дисрегуляторный характер реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: гипотонических — преимущественно для девочек, гипертонических — для мальчиков.
5. Установлено, что среди детей-мигрантов на Севере повышена встречаемость признаков синистральности в индивидуальном профиле функциональной межполушарной асимметрии. Более высокий уровень физического развития и физиологические показатели, свидетельствующие о больших адаптационных возможностях, отмечены у детей с преобладанием признаков леволатерального фенотипа — «неправоруких», по сравнению с праворукими.
6. Особенностями развития мигрантов 7-летнего возраста — критического периода онтогенеза, совпадающего с началом школьного обучения, являются: снижение, по сравнению с контролем, окружности грудной клетки и длины тела при высокой массе тела; в функциональном отношении — гипервентиляция и тахикардия, частая встречаемость неадекватных реакций на нагрузочное тестирование, снижение аэробной производительности организма, что можно расценивать как дополнительную «плату» за сочетанную адаптацию к новым условиям макро- и микросоциальной среды.
7. Отставание по основным размерам тела, наиболее выраженное у мальчиков-мигрантов, преобладание симпатических влияний в регуляции деятельности системы кровообращения, повышенная встречаемость дисрегуляторных реакций по гипертоническому типу и пониженный уровень физической работоспособности (РШС170) свидетельствуют о снижении резервных возможностей растущего организма при активных занятиях спортом на Севере.
8. Развитие городских и сельских детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях средних широт отличается:
а) уменьшением процента детей с нормальным уровнем физического развития и, как следствие этого, снижением степени полового диморфизма по основным антропометрическим признакам — у городских детей до 6, у сельских до 5,5 лет; выраженным отставанием по физическому развитию городских дошкольников от сельских с тенденциями грацилизации и астенизации сомы, усиливающимися у детей школьного (9 лет) возраста;
б) большим числом нарушений возрастной направленности изменений физиологических показателей, нерациональностью физиологических механизмов обеспечения физической нагрузки у городских детей, по сравнению с сельскими.
9. Наряду с возрастными изменениями статистических характеристик сердечного ритма выявлено нарушение вегетативного гомеостаза в динамике адаптивного процесса к систематическому школьному обучению и снижение устойчивости регуляторных влияний на деятельность сердечно-сосудистой системы учащихся, по сравнению с детьми дошкольного возраста.
10. На фоне ухудшения состояния окружающей среды выявлена ретардация в развитии современных детей Западной Сибири: значимое снижение тотальных размеров — длины и массы тела, окружности грудной клетки, а также функциональных показателей — артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких у городских дошкольников и младших школьников за 10-летний период — с 1989 по 1999 гг., а у старшеклассников сельских школ — за 18-летний — с 1982 по 2000 гг.



1. Гребнева Н. Н., Нигматуллина М. В. Физическое развитие и работоспособность детей в условиях Тюменского Севера: Сб. науч. тр. ТГМИ «Дыхательная и сердечно-сосудистая система в норме, патологии и при физической нагрузке». Тюмень, 1990. С. 14-17.
2. Гребнева Н. Н. Сезонная динамика показателей физического развития и физической работоспособности у детей дошкольного возраста ДДУ г. Тюмени / Актуальные проблемы медицинской антропологии и физиологии. Тюмень: ТГМИ, 1992. С. 150-169.
3. Соловьев В. С., Гребнева Н. Н. Адаптация человека на Севере: Сб. науч, тр. ТГУ «Экология разума». Тюмень, 1992. С. 6-12.
4. Гребнева Н. Н. Динамика морфофункциональных показателей и физической работоспособности у детей школьного возраста г. Тюмени: Сб. науч. тр. ТГМИ «Совершенствование физического воспитания школьников и студентов». Тюмень, 1993. Ч. 1. С. 40-51.
5. Соловьев В. С., Мироненко В. Т., Гребнева Н. Н. Комплексный подход решения проблемы снижения потерь здоровья на адаптацию: Сб. науч. тр. ТГМИ «Комплексное изучение медико-биол. проблем здоровья населения Тюменской области». Тюмень, 1993. С. 154-159.
6. Solovyov V. S., Grebneva N. N., Solovyov S. V. The elaboration and introduction adaptation servise in Tyumen North. / Int. conf. «Redressing the Imbalance. Health. Human Resources in Rural and Northorn Commu-nities». Canada, 1993. P. 2-9.
7. Соловьев В. С., Колпаков В. В., Гребнева Н. Н. Проблемы экологической и социальной физиологии в процессе становления популяции человека на Тюменском Севере // Успехи физиологических наук. Т. 25. № 4. 1994. С. 85-88.
8. Гребнева Н. Н., Соловьев В. С., Загайнова А. Б. и др. Инновационные педагогические процессы и здоровье школьников: Тез. докл. Всероссийской науч- практ. конф. «Инновационные процессы в образовании». Ч. 2. Тюмень. С. 235.
9. Соловьев В. С., Мироненко В. Т., Гребнева Н. Н. Экологическая и социальная физиология человека в условиях северного города: Труды NDI. Вып. 1. Пути и средства достижения сбалансированного эколого-экономического развития в нефтяных регионах Западной Сибири. Нижневартовск: ИПП «Уральский рабочий», 1995. С. 86-89.
10. Гребнева Н. Н., Загайнова А. Б., Ковязина О. Л. Физическое развитие и функциональные возможности детского организма в условиях Тюмени и Тюменского Севера // Научный вестник ТГУ: Серия «Биология». Т. 1. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. С. 68-75.
11. Гребнева Н. Н., Загайнова А. Б. Методы оценки функционального состояния кардиореспираторной системы детей: Метод, пособие. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. 25 с.
12. Гребнева Н. Н., Загайнова А. Б. Физическое развитие и показатели кардиореспираторной системы детей при адаптации к условиям обучения в гимназии: Сб. науч. тр. ТГМА «Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека». Тюмень, 1998. С. 132-139.
13. Загайнова А. Б., Гребнева Н. Н., Мышкин В. В. Физическая работоспособность и физическое развитие как показатель адаптации к новым средовым условиям: Сб. науч. тр. ТГМА «Актуальные теоретические и практические аспекты восстановления и сохранения здоровья человека». Тюмень, 1998. С. 59-65.
14. Гребнева Н. Н., Загайнова А. Б. Физическое развитие и показатели кардиореспираторной системы детей в условиях адаптации к Северу: Тез. межд. конф. «Адаптация организма к природным и экосоциальным условиям среды». Магадан-Бишкек, 1998. Ч. 2. С. 23-24.
15. Гребнева Н. Н., Загайнова А. Б. Закономерности процессов развития и функциональные резервы детского организма при адаптации к условиям высоких широт: Тез. III Всерос. симпозиума «Механизмы природных адаптаций» 27 июня-1 июля. Иваново, 1999. С. 4.
16. Гребнева Н. Н., Загайнова А. Б., Сазанова Т. В. Ростовые процессы и функциональные резервы детского организма в условиях Тюменского Севера: Материалы международного симпозиума «Медицина и охрана здоровья» / Научный вестник ТГМА. 1999. № 3-4. С. 135.
17. Загайнова А. Б., Гребнева Н. Н., Турбасова Н. В. Основы физиологии сенсорных систем: Метод, пособие. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. 66 с.
18. Кривощеков С. Г., Гребнева Н. Н. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния подростков в условиях адаптации к Северу // «Физиология человека». 2000. Т. 26. № 2. С. 93-98.
19. Гребнева H. Н., Загайнова A. Б. Сравнительная оценка развития городских и сельских детей в условиях Западной Сибири // «Российские морфологические ведомости». М., 2000. № 1—2. С. 187-189.
20. Krivoschekov S. G., Grebneva N. N., The morphological features and functional State of the adolescent organism under conditions of adaptation to the North II Human Physiology. 2000. Vol. 26. № 2. P. 204-209.
21. Гребнева H. H., Загайнова A. Б. Оценка уровня развития городских и сельских детей Западной Сибири: Материалы 3-го международного конгресса по интегративной антропологии. Белгород, 2000. Научные ведомости. БГУ. № 2 (11). Серия «Медицина». С. 37.
22. Grebneva N. N, Zagainova А. В., Krivoschekov S. G. The différences in adaptation reaction of children inhabiting cities and countryside in Siberia / Eleventh international congress on circumpolar health. Harstad, Norway, 2000.' P. 280.
23. Гребнева H. H., Загайнова A. Б., Кривощеков С. Г. Развитие городских и сельских детей 4~9 лет в условиях Западной Сибири: Материалы межд. конф., посвящ. 55-летию ИВФ РАО, «Физиология развития человека». М, 2000. С. 161-162.
24. Гребнева H. Н., Кривощеков С. Г. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией //Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 23-29.
25. Grebneva N. N, Zagainova А. В., Krivoschekov S, G. Development of children from urban and rural areas of West Siberia //J. Circumpolar Health. 2001. P. 123.
26. Гребнева H. H., Загайнова A. Б., Кривощеков С. Г. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с профилем функциональной межполушарной асимметрии: Материалы X международного симпозиума. «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 261-262.
27. Гребнева H. Н., Загайнова А. Б., Сазанова Т. В. Физическое развитие и адаптационные возможности первоклассников в условиях Севера: Тез. докл. 39¬й Междунар. конф. «Ребенок и Север». Мурманск: Изд-во НИЦ, 2001. Ч. 1. С. 47.
28. Гребнева H. Н., Загайнова А. Б., Сазанова Т. В. Морфофункциональные особенности развития детей в условиях Западносибирского промышленного региона: Тез. докл. XVIII съезда ВФО им. И. П. Павлова. Казань, 25-28 сентября 2001. С. 503.
29. Grebneva N. N. and Krivoshchekov S. G. The Adaptive Potential of Adolescents in the North and Its Relation to Interhemispheric Functional Asymmetry // Human Physiology, № 5, 2001. P. 27.
30. Гребнева H. H., Кривощеков С. Г. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири: Монография / Под общ. ред. С. Г. Кривощекова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. 128 с.
31. Гребнева H. Н., Загайнова А. Б., Сазанова Т. В. Адаптационные возможности и особенности формирования организма подростков Тюменского Севера: Сб. науч. тр. 1-й Всероссийской конференции «Актуальные проблемы эволюционной и популяционной физиологии человека». Тюмень, 18-19 октября, 2001. С. 15-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ