АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В условиях трансформации российского общества, существенных преобразований во всех его сферах, с одной стороны, и научно-технического прогресса, изменения характера и содержания труда, с другой, требуются новые подходы и решения для выработки оптимальной стратегии развития общества. Необходим критический анализ вариантов социально-экономического и политического поведения, научные разработки и прогнозы общественного развития, сделать которые может только творчески и свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой и постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Таким образом, сегодня актуальной является потребность общества в индивидах, способных активно и конструктивно решать противоречия социально-экономического, политического и культурного развития, проявлять творческий подход, инициативу.
Развитие такой индивидуальности, на наш взгляд, может быть осуществлено посредством приобщения человека не только к всеобщим правилам, нормам, ценностям, но и побуждения его к саморазвитию, формированию как субъекта деятельности.
Однако, отечественная система образования и воспитания подрастающего поколения, существовавшая долгие годы, сегодня не отвечает современным требованиям. Так, система воспитания, основанная на освоении социального опыта предшествующих поколений и его трансляции следующим поколениям, приводила и приводит к восприятию воспитуемого в качестве объекта воздействия. А система образования, базирующаяся на принципах унификации учебно-воспитательного процесса, стандартизации учебных планов, программ и массовости обучения, не ведет и не может вести к формированию свободной, активной и творческой личности.
Более того, в условиях, когда российское общество характеризуется нестабильностью, система воспитания и образования подрастающего поколения не обеспечивает эффективной адаптации детей к социуму.
Обращаясь к рассмотрению функционирования дошкольной ступени системы образования, мы можем констатировать актуальность проблемы определения ее качества, содержания и наполненности, а также соответствия современным требованиям общества.
Несмотря на наличие достаточно глубоких представлений о многих сторонах человеческой природы в таких областях научного знания как философия, психология, социология, педагогика, эти науки не обладают требуемыми знаниями о закономерностях развития человека в онтогенезе в целом, и в дошкольном детстве, в частности. Это свидетельствует о неоднозначности восприятия взрослыми мира детства и детей. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальной является проблема анализа специфики развития детей дошкольного возраста, закономерностей данного процесса, а также выявления предназначения этого этапа жизни человека.
Следствием неоднозначности восприятия детства и детей, на наш взгляд, является отсутствие единого понимания цели дошкольного образования. Даже в рамках социологической науки сегодня существует несколько точек зрения на сущность и содержание его деятельности: как этапа подготовки детей к школе; как периода развития личности ребенка; как этапа формирования у детей механизмов и способов эффективной адаптации к социуму посредством овладения ценностными представлениями, нормами, правилами. А это, в свою очередь, приводит к сложности определения содержательного аспекта реформирования дошкольного образования.
Таким образом, значимой становится проблема выявления сущностных характеристик системы дошкольного образования, оценки его современного состояния й определения наиболее перспективных направлений развития.
Поставленные вопросы требуют квалифицированного и обоснованного ответа, который может быть получен только на основе социологического изучения мнений, ориентаций и установок родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений, а также педагогов начальных классов школ.
Вместе с тем, несмотря на существование этих проблем, в настоящее время практически не проводятся исследования данной тематики. В научной литературе можно найти лишь ссылки на отдельные работы, которые не носят обобщенного, систематического характера. То есть, дошкольному образованию, равно как и дошкольному детству, до сих пор уделяется недостаточно внимания в отечественной социологии.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне избранной темы исследования.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ.
Традиционно проблемы детства и дошкольного образования изучала педагогика, рассматривая его возможности сквозь ракурс воспитания подрастающего поколения. Между тем, на наш взгляд, исследуемая проблема погранична и междисциплинарна: философия, педагогика, социология, психология, история, этнография вносят свой вклад в развитие теории дошкольного детства.
Общетеоретические и социологические подходы к изучению проблем образования, его ролевых и функциональных характеристик представлены в работах Л.А. Беляевой, И.В. Бестужева-Лады, Л.Г. Борисовой, Ю.Р. Вишневского, Б.С. Гершунского, В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, В.Ф. Колесникова, И.С.Кона, Г.Б. Кораблевой, Н.А. Люрья, К. Манхейма, А.В. Меренкова, В.Я. Нечаева, А.М. Осипова, Б.С. Павлова, В.В. Панферовой, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, М.Х. Титмы, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Харчевой, В.Т. Шапко и др.
Проблематика детства рассматривается в трудах Р. Алта, Ф. Ариеса, Ю. Бронфенбреннера, Л. Демозы, И.С. Кона, Г. Крайга, В.Т. Кудрявцева, М- Мида, Ст. Холла, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.
Педагогическое осмысление вопросов детства представлено в работах Е.А. Аркина, Т.И. Бабаевой, К. Белой, М.А. Васильевой, Л. Волобуевой, Т.Н. Дороновой, Н. Дудиной, О.М. Дьяченко, Ф.Ф. Королева, Л.Н. Литвина, В.Н. Логиновой, Н. Михайленко, Л.А. Парамоновой, A. И. Пискунова, А. Плеханова, В.Д. Семенова, Р. Стеркиной и др.
Вопросам психологического обеспечения развития личности ребенка, социально-личностной ориентации образования, изучению проблем ведущих видов деятельности дошкольника посвящены исследования Г. Батищева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.С. Гальперина, К. Гросса, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, Л.Н. Когана, B. Т. Кудрявцева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Б.С. Никитина, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, 3. Фрейда, Г.П. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина и др.
Проблематика функционирования системы дошкольного образования представлена в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.П. Гришаевой, Т. Данилиной, Г.Е. Зборовского, Е.Ю. Ивановой, Н. Коротковой, А.В. Меренкова, Л. Мигеевой, Н. Михайленко и др.
Признавая большое значение трудов вышеназванных авторов, мы считаем, что избранное нами направление социологического изучения проблемы дошкольного образования пока еще не получило целостной теоретико-методологической и эмпирико-социологической разработки.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ состоит в теоретико-методологическом и эмпирико-социологическом анализе сущностных характеристик современного состояния системы дошкольного образования и выявления степени ее готовности к дальнейшему совершенствованию в условиях рыночной экономики.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Разработать теоретико-методологические основания анализа дошкольного образования в условиях трансформации российского общества.
- На основе теоретико-методологического подхода рассмотреть содержание и сущность феномена дошкольного детства, выявить его специфику.
- Проанализировать процесс взаимодействия воспитания и образования в сфере дошкольного образования, изучить его особенности.
- Выявить противоречия и социальные проблемы, возникающие в сфере дошкольного образования.
- На базе эмпирических исследований выявить тенденции развития системы дошкольного образования.
ОБЪЕКТОМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ выступили родители, педагоги, администраторы дошкольных образовательных учреждений, педагоги начальных классов средних общеобразовательных учреждений, а также руководители и специалисты Управления образования г. Лесного.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - современное состояние системы дошкольного образования в условиях трансформации российского общества.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДО-ВАНИЯ составляют работы классиков социологии, труды современных зарубежных и отечественных философов, социологов, педагогов и психологов, посвященные проблемам детства, дошкольного образования. Теоретическими ориентирами предпринятого исследования явились современные идеи и концепции детства, личностно-ориентированного образования, развивающего вариативного образования, а также теории личности, деятельности и социальной структуры. Ведущее теоретическое значение при исследовании проблем дошкольного образования имела методология структурно-функционального, системного и деятельностного подходов. В диссертационном исследовании применялся социально-исторический, сравнительный и факторный анализ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявлены сущностные характеристики процессов развития, воспитания и образования личности ребенка дошкольного возраста в современных условиях. Отмечается, что главной особенностью этого возрастного периода является овладение ребенком основными нормами, которые определяют его взаимодействия с микросредой, обеспечивают в разной степени овладение нормами и правилами совместной жизнедеятельности людей, а также задают направленность на освоение способов саморазвития в более старших возрастах.
2. Доказывается, что в современных условиях воспитание дошкольника осуществляется в большинстве семей и дошкольных образовательных учреждений на основе традиционных подходов к воспитанию. Отмечается необходимость перехода к качественно новой системе формирования сознания и поведения дошкольника на базе достижений современной социологии, психологии, педагогики, валеологии и других социальных наук.
3. Выделены и проанализированы особенности организации процессов воспитания и образования в сфере дошкольного образования, заключающиеся в том, что занятия по типу школьной системы до сих пор рассматриваются как основная форма работы с детьми дошкольного возраста, а содержание нравственного, трудового и т.д. воспитания представлено лишь в виде овладения отдельными навыками взаимодействия с окружающими людьми в процессе учебной и игровой деятельности.
4. Выявлены основные противоречия современного состояния до-школьного образования:
- между потребностью общества в активном, адаптивном, творчески развивающемся ребенке, овладевшем основными нормами взаимодействия с ближайшим окружением, природно-технической средой, доступной ему, и содержанием, методами организации работы с детьми в сфере дошкольного образования;
- между представлениями родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений и педагогов школ о цели дошкольного образования и содержании, методах дошкольной образовательной деятельности.
5. Выявлено существенное несовпадение мнений родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальных классов школ о целях, задачах и основных на-правлениях развития современного дошкольного образования. В итоге отсутствует то единство в определении содержания и методов развития детей дошкольного возраста, которое требуется современной теорией и практикой развития ребенка на начальном этапе его первичной социализации.
6. Определены важнейшие требования к подготовке профессиональных кадров в сфере дошкольного образования, соответствующие новому уровню развития науки о дошкольном образовании и воспитании. Современный воспитатель должен обладать совокупностью знаний об особенностях развития ребенка, а также навыками выявления его индивидуальности для обеспечения целостности воспитания и образования в период дошкольного детства.
7. Выявлены глубокие социальные противоречия в определении тенденций развития современного дошкольного образования в нашей стране, заключающиеся в непроработанности экономических, социально-культурных, организационных и содержательных характеристик развития дошкольного образования в начале XXI века.
8. Показано, что ведущими тенденциями развития дошкольного образования в современных условиях являются те, которые обеспечивают лишь некоторые, частичные изменения форм организации образовательной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников дошкольных образовательных учреждений. Отсутствуют научно-разработанные программы развития дошкольного образования в стране в целом, не сформирована экспериментальная база для проработки наиболее эффективных методов совершенствования образования и воспитания детей от 3 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
В качестве эмпирической основы диссертационного исследования выступили материалы социологических исследований «Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования», проведенные автором в 1995 и 2000 г.г. Проблемное поле исследований предполагало выделение в качестве непосредственного объекта изучения четырех социальных групп: родителей детей, посещающих дошкольные учреждения г. Лесного (всего 713 человек); педагогов дошкольных образовательных учреждений (всего 240 человек); экспертов, в качестве которых выступили специалисты дошкольного отдела и аппарата Управления образования г. Лесного, а также заведущие дошкольными образовательными учреждениями (всего 20 человек); педагогов начальных классов средних учебных заведений (всего 80 человек).
Методами сбора первичной социологической информации выступили: анкетный опрос; полуформализованное интервью; анализ статистической информации, управленческих документов; контент-анализ дошкольных образовательных программ.
Способ организации выборки - двухступенчатая стратифицированная.
Помимо результатов, полученных автором в ходе проведения исследования, в диссертационной работе представлены данные других исследований.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.
Выводы и результаты исследований, проведенных автором, могут быть использованы:
- для теоретического осмысления, разработки и формулирования социологической концепции детства;
- для теоретико-методологических основ исследования процесса функционирования системы дошкольного образования в современных условиях;
- для упорядочения и систематизации понятийного аппарата социологии дошкольного образования;
- при разработке и чтении учебных курсов «Социология образования», с/к «Социология дошкольного образования», «Социология детства»;
- выводы и рекомендации исследований использованы при разработке городской долгосрочной Программы развития системы образования г. Лесной на 1995-2000 г.г. и 2001-2005 г.г.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Основные положения диссертационного исследования были изложены на XI Уральских социологических чтениях (Челябинск, 1998 г.), Уральской школе молодых социологов (Екатеринбург, 1998 г.), научно-практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана, «Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений» (Екатеринбург, 1999 г.), Межрегиональной научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, 1999 г.), V научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург, 1999 г.), I Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 2000 г.), ХУШ республиканской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги XX столетия» (Челябинск, 2001 г.); обсуждались на заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Результаты исследования представлены в 4 публикациях автора.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 152 страницах, библиография содержит 244 наименования.
В Заключении обобщаются теоретико-методологические подходы к изучению феномена детства, дошкольного образования как системы развития детей, основные результаты социологических исследований состояния и перспектив развития данной сферы. Автор дает общие
рекомендации по оптимизации функционирования дошкольного образования в современных условиях, а также выделяет наиболее актуальные проблемы, требующие своего решения.
1. Виноградова Е.А. Взаимодействие социальных общностей в сфере образования//Уральский регион как социум: Материалы XI Уральских социологических чтений. - Челябинск: ЧФ АТИСО, 1998. - с. 206-207.
2. Виноградова Е.А. Начальное профессиональное образование как социальный институт/ТИнновационные технологии в педагогике и на производстве: Тезисы докладов V научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета. - Екатеринбург: УрГППУ, 1999.-е. 142-143.
3. Виноградова Е.А. Дошкольное образование как предмет социальной политики/ХРоссия на пути реформ: подводя итоги XX столетия: Материалы XVIII республиканской научно-практической конференции. - Челябинск: ЧФ АТИСО, 2001.-е. 98-100.
4. Виноградова Е.А. К вопросу о цели дошкольного воспитания// Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. Часть 3. - Екатеринбург: УрГУ, 2001.-е. 186-189.