Диссертация посвящена исследованию творчества художника Василия Васильевича Владимирова (1880–1931), рассмотренного в контексте художественных
явлений и культурно-исторических событий России конца XIX – первой трети
XX в.
Актуальность исследования. Исследование наследия русского модерна и
символизма, в полной мере начавшееся лишь в 1970-е гг., продолжается до сих
пор. 1990-е гг. стали временем открытия забытых имен в русском искусстве начала
XX в. Одним из них стало имя В. В. Владимирова: его работы из собрания Государственного Русского музея (ГРМ) экспонировались в 1996 г. на выставке «Символизм в России», а в 1999 г. была опубликована статья Ю. Б. Демиденко, посвященная его биографии и творчеству. В целом наследие Владимирова остается мало
изученным в силу своей разрозненности, а между тем, его творчество несомненно
представляет научный интерес. Введение в искусствоведческий оборот произведений, которых еще не было в поле внимания исследователей, а также анализ работ,
уже фигурировавших в публикациях о художнике, позволит составить наиболее
исчерпывающую картину его творчества и вписать его в историю русского искусства конца XIX – первой трети XX в.
Контекст творчества В. Владимирова позволяет обратиться к вопросу о стилистических разновидностях модерна и его символистском образном наполнении,
а также определить расстановку художественных сил в детской книжной графике
1920-х гг., к которой в этот период обратился Владимиров. Как неоднократно отмечали исследователи, стиль эпохи нельзя увидеть, ограничиваясь примером творчества выдающихся мастеров того или иного периода. В то время как пример Владимирова позволяет проследить некоторые из направлений, в которых развивалось
русское искусство указанного периода, и, в частности, акцентировать излюбленные темы и мотивы художников модерна 1900-10-х гг. и детских книжных иллюстраторов 1920-х гг.4
Степень изученности проблемы. Самое раннее поступление в музейный
фонд работ Василия Владимирова – это передача им самим двадцати пяти гравюр
в Музей изящных искусств (сегодня – ГМИИ им. А. С. Пушкина) в 1920-е гг. После смерти художника в 1931 г. его имя было почти забыто, часть работ пропала во
время войны. В 1969 г. его сын В. В. Владимиров, преподававший на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена, организовал там выставку «В. Владимиров
(1880–1931). Художник, исследователь, теоретик и популяризатор». Одновременно
он передал Русскому музею двадцать гравюр, датируемых 1906–1911 гг., а сотрудник музея В. Наумов начал работу по систематизации сведений о художнике.
В 1975 г. два эскиза обложек детских книг, выполненных Владимировым в 1925 г.
для издательства «Радуга», были приобретены музеем у С. В. Поляковой – дочери
журналиста Полякова, помощника основателя издательства «Радуга» Льва Клячко.
В 1981 и 1989 гг. жена сына Владимирова Тамара Герасимовна Чистякова передала коллекцию рисунков и акварелей 1900-х гг., а также альбом зарисовок 1901 г. и
два офорта в собрание Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ).
Имя Василия Владимирова встречается в научных работах, посвященных
литературе Серебряного века, в частности жизни и творчеству Андрея Белого. Там
он фигурирует как один из близких друзей поэта в годы студенчества и один из
участников кружка тогда еще будущих «аргонавтов».
Интерес к художественному наследию Владимирова возобновился благодаря
выставке 1996 г. «Символизм в России» в Русском музее, где были представлены
его акватинты. Например, известный зарубежный исследователь русского Серебряного века Дж. Боулт приводит имя Владимирова в ряду художников несомненного таланта, которыми пренебрегали вплоть до 1990-х гг., когда они заняли свои
законные места в пантеоне русской культуры XX в.: Б. Анисфельда, В. Денисова,
М. Фармаковского, Н. Калмакова, Вс. Максимовича, В. Масютина, В. Замирайло.5
Первым наиболее полным описанием жизни и творческого наследия Владимирова стала статья Ю.Б. Демиденко (1999), где собраны воедино разрозненные
факты его биографии, включая и поздний период, и где Владимиров представлен в
первую очередь как художник сборника стихов Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». В своей книге «Символизм в русском изобразительном искусстве»
О. Ф. Петрова посвятила Владимирову (наряду с Анисфельдом и др.) один из разделов главы «Забытые художники»; в нем она привела краткий стилистикосемантический анализ некоторых из гравюр начала 1910-х гг. из собрания Русского музея.
В 2005 г. журнал «Антикварное обозрение» опубликовал статью о Владимирове Л. Вострецовой, что было связано, по словам автора, с появлением на антикварном рынке части архива художника. В эти годы работы Владимирова фигурировали на различных аукционах и салонах антиквариата (в частности, салоне Антикварные сезоны в Санкт-Петербурге, галерее Леонида Шишкина в Москве).
В 2012 г. внук Владимирова передал оставшуюся часть работ из семейного архива
молодому художнику и коллекционеру Ивану Чемакину; некоторые из этих работ
разошлись дальше через антикварные салоны и аукционы (в частности, Дом антикварной книги «В Никитском» в Москве) и дальнейшая их судьба неизвестна.
1. Южакова Е.В. «В нем жили, себя не нашедшие: Врубель, Сарьян или Водкин»: В. В. Владимиров в контексте русского искусства первой трети XX в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гумани¬тарные науки. №4 (133). Екатеринбург, 2014. С. 225-238. (1,1 п.л.)
2. Южакова Е.В. Между мирискусниками и конструктивистами: творчество В. Владимирова и ленинградская детская книжная иллюстрация
1920-х гг. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гума¬нитарные науки. №4 (145). Екатеринбург, 2015. С. 47-56. (0,7 п.л.)
3. Южакова Е.В. Перевоплощаясь в Дюрера: немецкий опыт русско¬го художника Серебряного века В. В. Владимирова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. №1 (160). Екате¬ринбург, 2017. С. 96-104. (0,9 п.л.)
4. Южакова Е.В. Дети-революционеры, паровозы и человек с Луны - герои ленинградской детской книжной иллюстрации 1920-х гг. и их создатели // Детская книга как арт-объект: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференциии (Нижний Тагил, 30 октября 2015 г.). Н.-Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2017. С. 88-89. (0,3 п.л.)
5. Южакова Е.В. «Саломея» Франца фон Штука как символ танца в твор¬честве Василия Владимирова // Актуальные проблемы теории и истории искусства - 2016: Материалы VII Международной конференции. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2016. С. 245. (0,1 п.л.)
6. Южакова Е.В. Выставка книжной графики Василия Владимирова (1880-1931) [Электронный ресурс] / Е. Южакова. Русский музей: Виртуальный фи¬лиал, 2013. Режим доступа: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/15943. (0,1 п.л.)