Введение 4
1. Основные направления и технологии развития таможенного администрирования в
Российской Федерации и Евросоюзе 15
1.1. Понятие и цели таможенного администрирования в России 15
1.2. Понятие и цели таможенного администрирования в Европейском союзе 25
1.3. Упрощение и гармонизация таможенных процедур и операций: технологии и
подходы к их реализации 30
2. Таможенный комплаенс в системе таможенного администрирования в европейской
практике 40
2.1. Комплаенс-контроль: подходы к определению термина, история развития в
мировой практике 40
2.2. Функции и область применения системы комплаенс-контроля в европейской
таможенной практике и в сфере ВЭД 48
2.3. Терминологические особенности, правоприменительная практика (с
разграничением терминов корпоративное управление, риск-менеджмент, аудит, внутренний контроль) 59
3. Перспективы внедрения комплаенс-контроля в российской таможенной и
внешнеэкономической деятельности 64
3.1. Терминологические особенности, правоприменительная практика и определение
потенциальной роли и места комплаенса в отечественной правовой системе и практике ВЭД 64
3.2.Оценка направлений внедрения технологий комплаенса в систему корпоративного управления в сфере ВЭД в России 70
4. Значение комплаенс-контроля для развития российского таможенного
администрирования 88
4.1 Система таможенного комплаенса как способ категорирования участников ВЭД ...88
4.2 Система таможенного комплаенса как способ развития института УЭО и получения
статуса УЭО 94
4.3 Система таможенного комплаенса как способ повышения эффективности СУР 96
Заключение 100
Список источников и литературы 104
I. Русскоязычные источники: 104
1.1. Нормативно-правовые и аналитические источники: 104
I. 2. Информационно-аналитические электронные ресурсы: 106
II. Англоязычные источники: 108
2.1. Нормативно-правовые и аналитические источники: 108
2.2. Информационно-аналитические электронные ресурсы: 108
III. Литература: 111
Устойчивые тенденции глобализации мирового хозяйства и доминирование открытых экономических систем определяют возрастающую роль международной экономической интеграции в современном мире, которая представляет собой многоуровневую систему реализации мирохозяйственных связей между экономическими субъектами различной государственной принадлежности. Осуществление интеграционных тенденций происходит как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.
В свою очередь, современные тенденции интернационализации и глобализации товарных рынков, расширение международной производственной кооперации влекут за собой необходимость гармонизации и унификации процедур международной торговли. Основным и наиболее эффективным инструментом реализации таких процессов является таможенная система, основным компонентом которой является таможенное администрирование.
Российская Федерации активно принимает участие в интеграционных процессах на разных уровнях: общемировом уровне, где интеграционный процесс нацелен, прежде всего, на полноправное участие в деятельности ВТО и в международных соглашениях по гармонизации и упрощению таможенных процедур; и на региональном уровне - участие в интеграционных группировках - СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, Евразийский экономический союз.
Таможенное администрирование является важнейшим фактором интеграционных процессов. Совершенствование и повышение эффективности элементов таможенного администрирования является главной задачей при осуществлении интеграционных процессов, в особенности на начальных этапах становления региональных объединений.
Таможенное администрирование - это стратегическая и долгосрочная цель, которая требует времени для адаптации, представляя своего рода, новый метод взаимодействия участников ВЭД, таможенных органов и органов государственного управления.
В широком смысле под таможенным администрированием принято понимать специфическую методологию управления, систему административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемых и управляемых с целью качественной реализации функции таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально - экономической эффективности этого сектора.
В более узкой постановке вопроса, таможенное администрирование - это организационно-управленческая деятельность таможенной службы, осуществляемая в нормативно-правовых рамках, по реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела1.
Оценивая современную практику совершенствования таможенного администрирования в России, следует отметить, что направления, цели и ключевые мероприятия, как реализуемые, так и планируемые, в целом созвучны направлениям развития таможенного администрирования в зарубежных странах.
Специфика таможенного администрирования и необходимость его совершенствования нуждаются в детальном анализе и изучении накопленного зарубежного опыта, для выявления перспективных направлений трансфера информационных технологий, актуальных для отечественной практики. Наиболее логичным и обоснованным для России является сближение и заимствование опыта развития таможенного администрирования у Европейского союза, поскольку сложившиеся система норм и принципов таможенного регулирования в Европейских странах стала арсеналом норм и правил международных таможенных и торговых
1 В.В. Макрусев, В.А. Черных. Управление таможенным делом. [Электронный ресурс] Таможеный кодекс РФ/URL: http://www.tkod.ru/library/makrusev-upravlenie-td21.html [дата обращения 03.02.2016] организаций, а также активно применяющаяся за основу регулирования и таможенного администрирования в различных странах. Кроме того, среди всех интеграционных объединений Европейский союз занимает лидирующее место, поскольку имеет беспрецедентный опыт интеграционного взаимодействия стран. Европейский союз прошел все основные стадии международной экономической интеграции, что удается не каждой интеграционной группировке. Во-вторых, структура управления и взаимодействия стран-участниц континента максимально приближена к органам управления государства. В-третьих, страны-участницы имеют общий бюджет ЕС, составленный из многочисленных совместных фондов, и направленный на оказание финансовой помощи странам.
Таким образом, появляется объективная необходимость исследования таможенного администрирования с позиций институциональной экономической теории, выявления неиспользованных резервов и построения его интеграционной модели, что позволит интенсифицировать процессы внешней торговли, и, соответственно стимулировать интеграционную активность.
Одним из современных инструментов таможенного администрирования в европейской практике является система комплаенсконтроля. В странах Западной Европы идет широкое распространение данной системы на экономическую активность, ее популяризация в медиапространстве. А в российской практике, в свою очередь, данное направление и связанная с ней сфера не разработаны на должном уровне, не установлено правовое закрепление данного понятия, поэтому возникают терминологические противоречия, связанные с системой комплаенс-контроля и ее сравнение с имеющейся практикой риск-менеджмента, аудита и внутреннего контроля. Следовательно, необходимо массовое распространение, правовое закрепление данной системы контроля и соответствия, поскольку она эффективна непосредственно там, где имеется экономическая активность и важную роль играет финансовый аспект деятельности. Финансовый аспект является определяющим в экономической активности участника ВЭД, поскольку любая деятельность экономического субъекта направлена на сокращение временных и финансовых издержек, кроме того, нарушение обязательных требований может привести не только к финансовым потерям организации, но и к ликвидации организации, а также к уголовной ответственности руководителей. Данные инциденты могут быть пресечены и недопустимы благодаря внедрению функции комплаенс.
В России система комплаенс-контроля не имеет столь широкое распространение в экономическом пространстве. Популяризация данной системы в настоящее время отражено в банковской сфере. Поэтому необходимо распространение и внедрение системы комплаенс на российский рынок экономических субъектов, тем самым осуществлять содействие развитию процессов упрощения и гармонизации процедур во внешней торговле, тем самым обеспечивать условия для совершенствования таможенного администрирования.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью применения и внедрения неиспользованных резервов таможенного администрирования - системы комплаенс-контроля на основе опыта стран Европейского союза, которая приведет к совершенствованию процессов таможенного администрирования и эффективному его действию в рамках международной торговли.
Теоретическую и методологическую платформу системы комплаенсконтроля в деятельности участников ВЭД и в российской таможенной практике разрабатывали Боброва О.Г. и Якунчиков А.С. . Следовательно, данная тема недостаточно разработана и требует детального анализа и изучения особенностей ее применения в российской внешнеэкономической и таможенной практике, а также определения места системы комплаенс-
1 Боброва О.Г. Таможенный контроль и процедуры комплаенс участника ВЭД. Таможенные чтения - 2014. - СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2014. - C. 29-35.
2 Якунчиков А.С. Международные стандарты в области комплаенс-контроля как инструменты координации в условиях экономической интеграции. // Современная наука. 2015. № 2. С. 62-66.
контроля в имеющихся процессах системы управления рисками, системы внутреннего контроля и аудита.
Объектом исследования данной работы является нормативно-правовые, организационные и технологические аспекты применения комплаенсконтроля в системе таможенного администрирования.
Предмет исследования - перспективы и возможные барьеры внедрения комплаенс-контроля в практику российского таможенного администрирования
Цель исследования - определить перспективы внедрения и развития комплаенс-контроля в системе российского таможенного администрирования и повышения его эффективности, на основе анализа европейской практики таможенного комплаенса - нормативно-правовых, организационных и технологических аспектов.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
• Определить понятие, цели и основные направления таможенного администрирования в Российской Федерации
• Выявить специфику таможенного администрирования в Европейском союзе
• Систематизировать основные технологии упрощения и гармонизации таможенных процедур и подходы к их реализации
• Проанализировать основные подходы к определению термину «комплаенс-контроль» и историю его развития в мировой практике
• Исследовать функции и область применения системы комплаенсконтроля в европейской таможенной практике и в сфере ВЭД
• Сравнить терминологические и правоприменительные особенности корпоративного управления, риск-менеджмента, аудита и внутреннего контроля в европейской практике
• Выявить терминологические и правоприменительные особенности системы комплаенс-контроля в отечественной правовой практике и практике ВЭД, а также определить ее потенциальную роль и место в законодательстве РФ
• Определить основные направления внедрения технологий комплаенса в систему корпоративного управления в сфере ВЭД в России
• Определить роль системы таможенного комплаенса как способа категорирования участников ВЭД
• Выявить особенности система таможенного комплаенса в целях развития института УЭО и получения статуса УЭО
• Проанализировать систему таможенного комплаенса как способ повышения эффективности СУР
Источниковую базу исследования можно условно разделить на две магистральные группы: нормативно-правовые источники и информационно-аналитические ресурсы. Нормативно-правовые источники, в свою очередь, делятся на международные , региональные - нормативно-правовая база ЕС и ЕАЭС и национальные российские нормативно-правовые источники .
Информационно-аналитические ресурсы делятся на информационно аналитические - официальные сайты Европейской комиссии , Евразийской экономической комиссии, Федеральной таможенной службы, информационно-правовые и аналитические ресурсы .
Для рассмотрения особенностей таможенного администрирования в Российской Федерации, его основных направлений и инструментов были проанализированы труды Новикова А.Б. , Иващенко М.В. , Гармонникова С.Н. , Борисова М.В.1, Иванова А.А.2, Прущак С.Ф.3, Бакаевой О.Ю.4. В их работах определены подходы к понятию таможенного администрирования, основные принципы и методы реализации. В работах Колосова М.Ю.5, Энтина Л.М.6 и Трошкиной Т.Н.7 определены основные подходы таможенного администрирования в рамках Европейского права. Большое внимание процедурам упрощения и гармонизации таможенных процедур посвятили такие авторы как Криштиано Морини, Пауло де Са Порто , Кротов И.9, Laurits M.10. Они определяют необходимость упрощения таможенных процедур, последствия таких упрощений для участников ВЭД и таможенных органов, а также в их работах определены основные методы и инструменты упрощения и гармонизации процедур международной торговли.
Понятие системы комплаенс-контроля, происхождение термина «комплаенс», исторические предпосылки возникновения комплаенс- контроля, его основные принципы, функции и средства реализации, понятие «комплаенс-рисков», их виды и значения для экономических субъектов представлены в работах Бортникова Г.П.11, Ахуньяновой и Ч.Ф Ермаковой Н.А. , Бондаренко Ю. , Малыхина Д.В. , Морковкиной Е. , Копытина Д.А. ,
Дудова И.Л.5, Дубова Д.А. и Астраханцевой И.А.6, Пустоваловой Е.Ю.7, Керимова В.Э.8, Вавилина А.В.9, Ткаченко Ю.А.10, Брушневская И.А. и другие.
Методология исследования соответствует поставленным цели и задачам. Для изучения основных нормативно-правовых источников, которые определяют понятие таможенного администрирования, технологию его осуществления был использован сравнительно-правовой метод. Для определения основных направлений и инструментов таможенного администрирования, а также средств упрощений и гармонизации таможенных процедур был использован аналитический метод для разделения целостного предмета на составляющие части с целью всестороннего изучения темы. Используя данный метод, были рассмотрены конкретные мероприятия таможенного администрирования, упрощения процедур международной торговли, а также изучена их сущность и специфика их применения во внешнеторговой деятельности. Кроме того, с помощью данного метода была проанализирована система комплаенс-контроля, специфика ее применения европейскими странами. Для определения понятия «комплаенс», его происхождение и области применения был использован метод терминологического анализа, с целью выяснения отличительных особенностей данного направления контроля в рамках корпоративного управления. Для выявления конкретных и общих методик осуществления комплаенс-контроля участниками ВЭД в ЕС и хозяйствующими субъектами в РФ применялись такие общенаучные методы как анализ и синтез. В рамках исследовательской работы был также применен метод социологического опроса и статистического анализа, с целью определения уровня таможенного администрирования в РФ и уровня взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами.
Новизна дипломной работы определяется вводом в научный оборот тем, что в процессе изучения были получены новые знания в области таможенного администрирования Европейского союза, а конкретно применение такого инструмента таможенного администрирования как комплаенс-контроль, который активно применяется участниками ВЭД в ЕС и является новым феноменом в российской практике ВЭД.
Практическая значимость результатов исследования определяется в информационном распространении системы комплаенс-контроля и эффективности ее применения участниками ВЭД.
Структура дипломной работы состоит из введения, одиннадцати параграфов, объединенных в четыре главы, заключения и списка использованной литературы и источников.
В первой главе рассматривается понятие таможенного администрирования в ЕС и РФ, его основные цели, направления и средства реализации. Кроме того, в данной главе рассматривается роль инструментов упрощения и гармонизации таможенных процедур в рамках таможенного администрирования.
Во второй главе рассматриваются подходы к понятию «комплаенс», основные сферы его применения, его назначение и принципы осуществления в экономической активности субъекта в европейской практике. Также, в данной главе проводится сравнительный анализ различных форм контроля в рамках корпоративного управления.
В третьей главе проводится сравнение имеющихся форм контроля внутри организации, которые предусмотрены российским законодательством. Кроме того, в данной главе определяется возможность применения системы комплаенс-контроля в российской таможенной практике и сфере ВЭД, а также рассматриваются основные информационные технологии комплаенс-контроля.
В последней главе проводится аналитическая работа о возможностях применения системы комплаенс-контроля в рамках уже имеющихся средств упрощения и гармонизации таможенных процедур и процедур торговли.
В заключении подводятся итоги о проделанной работе, определяется значимость системы комплаенс-контроля как инструмента совершенствования таможенного администрирования.
В списке использованной литературы указываются основные источники, на которых основываются приведенные данные, и которые помогли сделать исследование дипломной работы по выбранной теме.
В результате проведенного исследования были достигнуты поставленные цель и задачи, а также была установлена значимость системы комплаенс-контроля в рамках таможенного администрирования.
В первой главе были достигнуты задачи, связанные с изучением понятия таможенного администрирования в Европейском союзе и в Российской Федерации, в итоге было выявлено, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовое закрепление понятия «таможенного администрирования» в Российской Федерации. Более того, в разработанном проекте Таможенного кодекса ЕАЭС на сегодняшний день также не предусмотрено нормативно-правовое закрепление «таможенного администрирования». Следовательно, в условиях того, что ратификация ТК ЕАЭС отложена на более поздний срок, то в разработанный проект необходимо внести изменения, а именно Таможенный кодекс Евразийского экономического союза должен содержать отдельную главу, посвященную вопросу таможенного администрирования. В новом Кодексе следует закрепить определение понятия с целью его единообразного понимания.
Кроме того, было доказано, что с целью создания оптимального баланса прав и обязанностей участников ВЭД и государства в лице таможенных органов таможенное администрирование нуждается в постоянном совершенствовании. Таможенное администрирование, не смотря на широкое понимание и охват различных сторон таможенного дела, в первую очередь предполагает своевременное реагирование на все процессы, происходящие в мировой экономике и обществе; выявление и устранение законодательных противоречий, а также оптимизацию и упрощение отношений между таможенными органами и бизнес-сообществом при совершении таможенных операций путем внедрения и использования средств упрощения и гармонизации таможенных процедур.
Большую роль в упрощении и гармонизации таможенных процедур играют информационные технологии. Поэтому в практике таможенного администрирования таможенные органы не ограничиваются имеющимися технологиями. В настоящее время с целью упрощения таможенных процедур и повышения эффективности таможенного администрирования происходит слияние и заимствование технологий из других сфер - менеджмента, математического моделирования, финансово-банковского дела и др. Однако, в основе всех технологий лежит базовые принцип Киотской конвенции «...максимальное практическое использование информационных технологий».
Во второй и третьей главе были решены задачи, связанные с определением понятия «комплаенс», предпосылки его развития, внедрения и применения в практике ВЭД в рамках таможенного европейского администрирования. Таким образом, комплаенс-контроль, получивший свое распространение изначально в финансовой сфере, в настоящее время широко распространен и в других сферах экономической деятельности. Актуальность применения комплаенс-контроля обуславливается его надежностью в снижении, предотвращении и выявлении рисков, которые могут нанести ущерб деятельности. Кроме того, комплаенс-контроль позволит облегчить взаимодействие с внутренними и международными контрагентами. Это связано, прежде всего, с тем, что при формировании партнерских отношений встречаются требования об обязательном наличие внутрифирменных локальных стандартов по организации комплаенс-контроля, соответствующего ведущим мировым стандартам. Разработка и внедрение основополагающих принципов комплаенс-контроля призваны обеспечить содействие осуществлению принципа справедливости в партнёрских отношениях; выявить, минимизировать и устранить возникшие риски, тем самым повлиять на успешную деятельность и целостность самого экономического субъекта, что благоприятно сказывается на повышении эффективности деятельности в целом. Статус законопослушного
экономического субъекта получил широкое распространение в сфере внешнеэкономической деятельности, а также в таможенной практике.
В результате исследования были определены основные функции комплаенс-контроля1:
• Идентификация - выявления рисков, с которыми организация сталкивается или может столкнуться.
• Предотвращение. Данная функция заключается в разработке и реализации контроля от возможных рисков.
• Мониторинг и выявление рисков организации.
• Резолюция. Функция направлена на решение выявленных рисков и разработка мероприятий по решению потенциальных рисков.
• Консультирование.
Более того, в рамках исследования было выявлено, что в настоящее время наблюдается динамичный рост в международном сотрудничестве в области комплаенс-стандартов, поэтому в ближайшее время внешняя среда обретет образ законопослушных и добропорядочных экономических субъектов. В результате, появляется необходимость выработки общих правил и стандартов, которые являются основным ориентиром к экономической интеграции, упрощению и гармонизации таможенных процедур и совершенствовании таможенного администрирования.
В последней главе были проанализированы механизмы упрощения таможенных процедур, в частности, и совершенствования всей системы таможенного администрирования, в целом: категорирование участников ВЭД, институт уполномоченного экономического оператора и система управления рисками. Данные механизмы будут активно развиваться в результате внедрения системы таможенного комплаенса в сферу ВЭД. Каждый инструмент является предшествующим этапом развития следующего инструмента, таким образом, СУР будет оптимизирована в том случае, если будет налажен изначально механизм категорирования участников ВЭД, будет введен и эффективен институт УЭО.
Таким образом, система комплаенс-контроля в сфере ВЭД является не только преимуществом для самого участника ВЭД, но она и актуальна для совершенствования системы таможенного администрирования, путем ее тесного взаимодействия с основными инструментами упрощения и гармонизации таможенных процедур. Соответствие участником ВЭД законодательству и требованиям влечет за собой эффективное развитие системы категорирования участников, института УЭО и системы управления рисками.
I. Русскоязычные источники:
1.1. Нормативно-правовые и аналитические источники:
1. Международная конвенция от 18 мая 1973 года об упрощении и
гармонизации таможенных процедур КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М.,
2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 106124/
2. Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года. [Электронный ресурс] Петербургский правовой портал. URL: http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=26343
3. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение
Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. №17 (в ред. от 10 октяб. 2014 г.). [Электронный ресурс] Таможенный компьютерный сервис.ики http://www.tks.ru/codex ts/
4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
таможенном регулировании в Российской Федерации" // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. -
Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 107181/
5. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс].URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 83311/
6. Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года.
[Электронный ресурс] Таможенный компьютерный сервис.ИКИ http://www.tks.ru/docs/10002391
7. Указ Президента РФ от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 27233/
8. Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2000 N 1072-р (ред. от
28.01.2002) «Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы».
КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. -
Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28100/
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах». КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 56259/
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от
15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». люс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140447/
11. Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и
осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. -
Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=1564
07&fld=134&rnd=208987.5024038893026739&
12. Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т «О рекомендациях
Базельского комитета по банковскому надзору». КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. [Электронный ресурс]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72313
13. Интервью начальника Главного управления организации таможенного
оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) Дмитрия НЕКРАСОВА журналу «Таможня» № 12-13, 2011 «Таможенный союз: пути и решения». [Электронный ресурс] Федеральная таможенная служба. URL:
http://customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=14332: 2014-06-22-23-14-52&catid=49:press-cat&Itemid=107
1.2. Информационно-аналитические электронные ресурсы:
1. Апостолов Марио Региональный советник ЕЭК ООН по торговле
Механизмы упрощения процедур торговли в региональной торговой интеграции. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep makroec pol/seminar/Documents/article%20on%20MA%20presentation%20v3%20cl ean.pdf
2. Бортников Г.П. Комплаенс-риск (риск несоблюдения): международные стандарты и их применимость в странах СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www. iiaru.ru/public/zarsmi/bortnikov
3. Гошин В.А. К вопросам о внедрении принципа «Единого окна» и совершенствовании информационных таможенных технологий в ТС. [Электронный ресурс] Альта-Софт - портал для декларантов и участников ВЭД. URL. URL: http://www.alta.ru/expert opinion/26178/
4. Гошин В.А. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе до 2015 г. [Электронный ресурс] Альта-Софт - портал для декларантов и участников ВЭД. URL: http://www.alta.ru/expert opinion/25401
5. «Зеленый сектор» для добросовестных участников
внешнеэкономической деятельности. [Электронный ресурс] Дальневосточное таможенное управление.
URL:http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com content&view=article& id=14607:l-r-&catid=61:info-ved-cat&Itemid=94
6. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/10/28/7261
7. Комплаенс: Предупрежден - значит вооружен. [Электронный ресурс].
URL: http: //www. mirfinansov. ru/blogs/urist/komplaens-preduprezhden-
znachit-vooruzhen. php
8. Макрусев В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tkod. ru/library/makrusev- upravlenie-td21.html
9. Малыхин Д.В. Особенности организации комплаенс-контроля в российских банках. [Электронный ресурс]. URL: http://bankir.ru/technology/article/2303295
10. Минимизация избыточного таможенного контроля. [Электронный ресурс]. URL: http://m.proved-partner.ru/analytics/expert-opinions/7946- minimizatsiva-izbvtochnogo-tamozhennogo-kontpolva.html
11. Пустовалова Е.Ю.Предупрежден — значит вооружен. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/kazakhstan/2011/17/scheiki-dlva-predatelei/
12. Разработка и внедрение системы комплаенс. [Электронный ресурс]. URL: http://compliance.su/latest/razrabotka-i-vnedrenie-sistemi-komplaens
13. Россия поднялась в рейтинге Doing Business на 62-е место. [Электронный ресурс].URL: http://www.forbes.ru/news/272003-rossiva- podnvalas-v-reitinge-doing-business-na-62-mesto
14. Трансформация комплаенса и риск-менеджмента в системе внутреннего контроля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reglament.net/bank/control/2011 1 article 3.htm
II. Англоязычные источники:
2.1. Нормативно-правовые и аналитические источники:
1. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.
ВТО. [Электронный ресурс] World Trade Organization.URL:
http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrument-and- tools/tools/~/media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663.ashx
2. Таможенный кодекс Европейского союза.Regulation (EU) No 952/2013
of the European Parliament and of the Council. [Электронный ресурс]. URL: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=QJ:L:2013:269:0001:0101:E N:PDF
3. The Tax and Customs Administration. [Электронный ресурс]. URL: http://www.belastingdienst.nl/wps/wcm/connect/bldcontenten/standaard fun cties/individuals/contact/
4. European Code for Export Compliance. P. 7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eifec.eu/docs/eu cec.pdf
5. The European Institute for Export Compliance (EIFEC) mission.
[Электронный ресурс]. URL:
http: //www. exportcompliance. eu/index.php/en/about-eifec
2.2. Информационно-аналитические электронные ресурсы:
1. Key steps for planning for an export compliance audit. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shippingsolutions.com/blog/3-key-steps-for-planning-for-an- export-compliance-audit
2. 10 EU Export Compliance Key Elements. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eifec.eu/docs/eu cec.pdf
3. AEO Benefits. [Электронный ресурс]. URL:
http://ec.europa.eu/taxation customs/customs/policy issues/customs security/a eo/aeo en.htm#who can become
4. An appropriate record of compliance with customs requirements.
[Электронный ресурс]. URL:
http://ec.europa.eu/taxation customs/resources/documents/customs/policy issu es/customs security/threats risks solutions en.pdf
5. Authorised Economic Operator (AEO). [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation customs/customs/policy issues/customs security/a eo/index en.htm
6. Authorised Economic Operator Guidelines Approved by the CCC-GEN (AEO subsection) on 17 April 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation customs/resources/documents/customs/policy issu es/customs security/aeo guidelines2012 en.pdf
7. Changes to the Foreign Trade Regulations Export Requirements. [Электронный ресурс] U.S Customs and Border Protection.URL: http://www.cbp.gov/sites/default/files/documents/changes foreign trer 3 0.pdf
8. Committee Draft of ISO 31000 Risk management. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iso.org/iso/home/standards/iso31000.htm
9. Cross-compliance. [Электронный ресурс]. URL:
http://ec.europa.eu/agriculture/envir/cross-compliance/index en.htm
10. Doing Business 2015 Measuring Regulatory Quality and Efficiency. A World Bank Group Flagship Report. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Docume nts/Annual-Reports/English/DB 15-Full-Report.pdf EIFEC Governance.
[Электронный ресурс]. URL:
http: //www. eifec. eu/index.php?option=com content&view=article&catid=82&i d= 142&phpMyAdmin= 16cc4f00919dt605d6e 17 &lang=en
11. Export compliance defined. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eifec.eu/index.php?option=com content&view=category&layout=b log&id=82&Itemid=572&lang=en
12. Gwardzinska E.The standardisation of customs services in the European Union. [Электронный ресурс] World Customs Journal.. URL: http: //www. worldcustomsj ournal. org/media/wcj/-2012/1 /Gwardzinska. pdf
13. Managing Trade Risk. [Электронный ресурс] U.S Customs and Border
Protection.URL: http: //www.cbp. gov/trade/trade-communitv/outreach-
programs/trade-compliance/managing-risk
14. Moore Daryl. Customs Coming Back Around on Compliance Audits.
In Practical Trade and Customs Strategies. - 2013. - Vol. 2, no. 11
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.strtrade.com/media/news/7136 Customs%20Coming%20Back%20 Around%20on%20Compliance.pdf
15. Procedures for notifying and sharing information: most-favoured nation [Электронный ресурс] World Trade Organization.URL: https://www.wto.org/english/tratop e/trips e/trips notif4 art4d e.htm
16. The Community Customs Code. Council Regulation (EEC) No 2913/92 of
12 October 1992 establishing the Community Customs Code. [Электронный ресурс]. URL:
http://ec.europa.eu/taxation customs/customs/procedural aspects/general/com munity code/index en.htm
17. The EU corporate governance framework. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/internal market/company/docs/modern/com2011-
164 en.pdf
18. The European Institute for Export Compliance. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. eifec. eu/index.php?lang=en
19. Thomson Miller. How to plan a customs compliance program. [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.millerthomson.com/assets/files/article attachments2/DLK 201201 CSCBpaper.pdf [дата обращения 16.04.2016]
20. Trade Facilitation Agreement. [Электронный ресурс] World Trade
Organization. URL:
https://www.wto.org/english/tratop e/tradfa e/tradfa e.htm
21. WCO Data Model. [Электронный ресурс] World Customs Organization.URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-
pro grammes/single-
window/~/media/5924EAC08BA4408A9413B23FF557D738.ashx [
22. What is Compliance? [Электронный ресурс]. URL: http://www.int- comp.org/careers/a-career-in-compliance/what-is-compliance/
23. What is the role of the internal audit function in corporate governance? [Электронный ресурс]. URL: https://www.quora.com/What-is-the-role-of-the- internal-audit-function-in-corporate-governance
III. Литература:
1. Bukhsh F.A., Weigand H. Smart auditing - Innovating compliance checking in customs control // Proceedings of IEEE International Conference on Business Informatics, IEEE CBI 2013. Pp. 131-138.
2. Gwardzinsk Ewa. The standardisation of customs services in the European Union. // World Customs Journal. Volume 6. № 1. P. 93-99
3. Jiang J., Aldewereld H., Dignum V., Wang S., Baida Z. Regulatory compliance of business processes // AI and Society. 2014. Vol. 30, Issue 3, Рр. 393-402
4. Kazunari Igarashi (World Customs Organization). Post-Clearance Audit. // Seminar on Risk Management and Post-Entry Audit, Shenzhen, People’s Republic of China. - June 7-10, 2005. - P.2-7
5. Laurits, M. «Supply chain security: Cargo container and federal information technology procurement risks»// Nova Science Publishers. 2013.1-80 p.
6. Liu Jianwei . Breaking the ice between government and business: from it- enabled control procedure redesign to trusted relationship building. P.18.
7. Lohmann N. Compliance by design for artifact-centric business processes // Information Systems. 2013. No 38(4), Pp. 606-618. doi: 10.1016/j.is.2012.07.003
8. Miled M.S., Fiore C. The 'Authorized Economic Operator' certification and firm performance // International Conference on Advanced Logistics and Transport, ICALT 2014. Pр. 167-172.
9. Van Der Aalst W., Van Hee K., Van Der Werf J.M., Kumar A., Verdonk M. Conceptual model for online auditing // Decision Support Systems. 2011. No 50 (3). Рp. 636-647. doi: 10.1016/j.dss.2010.08.014
10. Агапова А.В. Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность? // Ученые записки СПб филиала РТА №2 (39). - 2011. - 17 - С. 23.
11. Ахуньянова Ч.Ф Ермакова Н.А.Комплаенс-контроль в концепции устойчивого развития корпораций. // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 3 (297). С. 1-10
12. Бакаева О.Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятия и признаки // Государство и право. 2009. № 11. С.94-98.
13. Боброва О.Г. Таможенный контроль и процедуры комплаенс участника ВЭД. Таможенные чтения - 2014. - СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2014. - C. 29-35.
14. Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. - 2008. - № 6. С. 29-32.
15. Борисов М.В. Совершенствование таможенного администрирования в особых экономических зонах (на примере ОЭЗ «Алабуга»). Автореф. дис. ... канд. экон. наук. С. 12
16. Бородин А.Г. Процесс внедрения системы комплаенс в корпоративное управление. // Современные корпоративные стратегии и технологии в россии. Сборник научных статей : в 3-х частях. Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации (Фин. ун-т) ; [науч. ред. И. Ю. Беляева]. Москва, 2015. С. 44-49.
17. Гармонников С.Н. О необходимости совершенствования определений понятий «таможенное дело» и «таможенное администрирование» в Таможенном союзе в рамках ЕвпАзЭс // Таможенное дело. 2013. №2. С. 11-12.
18. Дубов Д.А., Астраханцева И.А. Предпосылки и история возникновения комплаенс-контроля в России. // Проблемы экономики, финансов и управления производством. - 2015. - №36. С. 19-22
19. Ермакова Н.А., Ахуньянова Ч.Ф. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций.// Международный бухгалтерский учет. 2014. № 3. С. 2-10.
20. Завьялова О. В. Развитие института уполномоченных экономических операторов на основе решения задачи категорирования участников ВЭД в системе управления рисками // Ученые записки: науч.-практ. журн. Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Рос. таможенной акад. - 2012. - № 3. - С. 29-40.
21. Иванов А.А. Организация таможенного администрирования в цепях поставок подакцизных товаров. Автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2010. С.9.
22. Иващенко М.В. Администрирование в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011. С. 12
23. Иващенко. М.В. Таможенное администрирование и необходимость формирования новых подходов к его организации // Юристъ - правоведъ. - 2010. - N 6. - С.107-111.
24. Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ 8
25. июля 2000 г. (г. Москва) // Российская газета. 2000. C.3
26. Керимов В.Э. Организация управления рисками на основе системы «комплаенс-контроля.// Экономика и управление: проблемы, решения. № 3 (27), с. 42-46
27. Когденко В.Г. Развитие концепции внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15. С. 49.
28. Колесникова Е.Н. Ревизия и контроль в сельскохозяйственных производственных кооперативах: теория, методология, практика. - Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России,
2011.
29. Колосов Ю.М. О понятии европейского международного права. //
Российский ежегодник международного права. 2006. - СПб.:
Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2007. - С. 194-198.
30. Копытин Д.А. Что такое compliance, или Играем по правилам // Кадровик. 2010. № 2.
31. Криштиано Морини, Пауло де Са Порто. Упрощение процедур торговли, режим уполномоченного экономического оператора и принцип единого окна: подход с точки зрения гравитационной модели. // Customs Scientific Journal Vol. 4, №. 2. P. 116-126
32. Кротов И. Упрощение процедур торговли с применением информационных таможенных технологий // Логистика. - 2014. - № 11. С. 43-49.
33. Крупышев Д.А. Управление комплаенс рисками в российском банке. Конкурентные преимущества системного подхода.// Legal Insight . -
2011. - №2. С.22-27
Морковкина Е. Комплаенс-функция в кредитных организациях / «Бухгалтерия и банки», 2005, №12
35. Новиков А.Б. Административный процесс и механизм таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. СПб., 2008. С. 174-175
36. Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. № 10.
37. Орлова М.Г. Концепция образовательного комплаенса вуза // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 22. - С. 229232.
38. Орлова М.Г. Репутационный комплаенс как коммуникационный механизм антикризисного управления бизнес-процессами. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 24-2. С. 115-119.
39. Осипов А.В. Некоторые аспекты этимологии термина «комплаенс - контроль» в банковском праве. // Банковское право. 2006. № 6. С. 19
21.
40. Прущак С.Ф. Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. С.11.
41. Пустовалова Е.Ю. Инструменты обеспечения контроля за соблюдением корпоративных стандартов: роль и место программ compliance. - 2011.
42. Рогачевский А.Л. О практике внедрения комплаенс-процедур хозяйствующим субъектом. // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы. Материалы Международной научно-практической конференции. Федеральная антимонопольная служба; Воронежский государственный университет. 2015. С. 54-58.
43. Саламан О. Л. Применение системы управления рисками в таможенных службах мира // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.1. - С. 169-175.
44. Степанова К.А. Роль и функции системы комплаенс в орагнизации, в условиях неоднозначности интерпретации. // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 3-1 (67). С. 164-166.
45. Трошкина Т.Н. Теоретические и практические аспекты развития таможенного регулирования и международного таможенного права». // Таможенное дело. №2, 2008
46. Шалимова М.А. Современные тенденции развития комплаенс-контроля в банковской сфере //Внутренний контроль в кредитной организации.
2013. № 1. С. 109-110.
47. Энтин Л.М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. - М.:Норма: ИНФРА-М, 2011, С.523