ФРАНЦУЗСКИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В РОССИИ В 1918-1920 ГГ.: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУДЬБЫ ИХ УЧАСТНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФРАНЦУЗСКИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ 18
§ 1. Историография 18
§ 1.1. Зарубежная историография 19
§ 1.2. Отечественная историография 27
§ 2. Источники 40
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В РОССИИ 49
§ 1. Центральная федерация иностранных групп при РКП (б) и начало деятельности французских коммунистических групп 49
§ 2. Путь в русскую революцию: портреты участников французских коммунистических групп 54
§ 2.1. Французские и русские эмигранты 55
§ 2.1.1. Радикальные последователи революционных идей 55
§ 2.1.2. Левые интеллектуалы как сторонники социальных перемен ... 64
§ 2.1.3. Случайные «попутчики» или заложники обстоятельств 70
§ 2.2. Сотрудники Французской военной миссии 76
§ 2.2.1. Приверженцы социализма 78
§ 2.2.2. Вдохновленные революцией 92
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦУЗСКИХ
КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В РОССИИ В 1918-1919 гг 100
§ 1. Создание и деятельность Французской коммунистической группы
Москвы 100
§ 2. Иностранная коллегия в Одессе при подпольном Одесском обкоме
КП (б) Украины 120
§ 3. Французская коммунистическая группа в Киеве 126
§ 4. Французская коммунистическая группа в Одессе и ее деятельность при Иностранной коллегии Одесского Губкома КП (б) Украины 136
ГЛАВА 4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФРАНЦУЗСКИХ
КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП И СУДЬБЫ ИХ СОТРУДНИКОВ 150
§ 1. Раскол и реорганизация Французской коммунистической группы
Москвы 150
§ 2. Деятельность сотрудников французских коммунистических групп в
Харькове 171
§ 3. Создание и деятельность Французской коммунистической группы в
Петрограде 179
§ 4. Судьбы сотрудников групп и трансформация их идейно-политических взглядов 191
§ 4.1. Верные последователи идей коммунизма 192
§ 4.2. Ренегаты: отошедшие от коммунизма сотрудники французских групп 212
§ 4.3. Левые интеллектуалы, временно принявшие коммунистическую
доктрину 224
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 240
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 252
ПРИЛОЖЕНИЕ 271
ГЛАВА 1. ФРАНЦУЗСКИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ 18
§ 1. Историография 18
§ 1.1. Зарубежная историография 19
§ 1.2. Отечественная историография 27
§ 2. Источники 40
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В РОССИИ 49
§ 1. Центральная федерация иностранных групп при РКП (б) и начало деятельности французских коммунистических групп 49
§ 2. Путь в русскую революцию: портреты участников французских коммунистических групп 54
§ 2.1. Французские и русские эмигранты 55
§ 2.1.1. Радикальные последователи революционных идей 55
§ 2.1.2. Левые интеллектуалы как сторонники социальных перемен ... 64
§ 2.1.3. Случайные «попутчики» или заложники обстоятельств 70
§ 2.2. Сотрудники Французской военной миссии 76
§ 2.2.1. Приверженцы социализма 78
§ 2.2.2. Вдохновленные революцией 92
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦУЗСКИХ
КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП В РОССИИ В 1918-1919 гг 100
§ 1. Создание и деятельность Французской коммунистической группы
Москвы 100
§ 2. Иностранная коллегия в Одессе при подпольном Одесском обкоме
КП (б) Украины 120
§ 3. Французская коммунистическая группа в Киеве 126
§ 4. Французская коммунистическая группа в Одессе и ее деятельность при Иностранной коллегии Одесского Губкома КП (б) Украины 136
ГЛАВА 4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ФРАНЦУЗСКИХ
КОММУНИСТИЧЕСКИХ ГРУПП И СУДЬБЫ ИХ СОТРУДНИКОВ 150
§ 1. Раскол и реорганизация Французской коммунистической группы
Москвы 150
§ 2. Деятельность сотрудников французских коммунистических групп в
Харькове 171
§ 3. Создание и деятельность Французской коммунистической группы в
Петрограде 179
§ 4. Судьбы сотрудников групп и трансформация их идейно-политических взглядов 191
§ 4.1. Верные последователи идей коммунизма 192
§ 4.2. Ренегаты: отошедшие от коммунизма сотрудники французских групп 212
§ 4.3. Левые интеллектуалы, временно принявшие коммунистическую
доктрину 224
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 240
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 252
ПРИЛОЖЕНИЕ 271
Актуальность исследования определяется тем, что Октябрьский переворот 1917 г. стал переломным событием в истории ХХ в. Он оказал невероятно мощное воздействие на умы современников, многие из которых видели в большевиках продолжателей идей Французской революции. Этот образ привлек на сторону большевистского правительства немало воодушевленных иностранцев. Многие из них, оказавшихся в то время на территории России или за ее пределами, были готовы целиком посвятить себя служению революции.
В 1918 г. руководители большевиков создали национальные группы из воодушевленных революцией иностранцев и объединили их в Центральную федерацию иностранных групп при РКП (б). Сотрудники этих иностранных групп привлекались большевиками к трансляции революционных идей в среде своих соотечественников, как проживающих на территории России, так и находящихся за ее границами. Примером таких национальных объединений были французские коммунистические группы, которые создавались на территории России и Украины в 1918-1920 гг.
Члены французских групп осуществляли пропаганду большевистских идей среди своих компатриотов, проживавших в России. Однако одни участники этих событий были отмечены, а нередко и возвеличены историками и современниками, имена же других оказались преданы забвению. Сегодня, спустя более сотни лет со времени событий октября 1917 г., возникла явная необходимость переосмысления не только Октябрьского переворота и Гражданской войны в России, но и устоявшихся точек зрения в отношении тех, кто боролся за идеи революции и посвятил себя становлению мирового коммунистического движения.
В работе выявлены причины и мотивы сотрудников французских групп в их стремлении приобщиться к революционному движению и понять характер их ожиданий от сотрудничества с большевиками. Объединенные общей идеей члены французских групп только на первый взгляд были едиными во взглядах. В силу разницы в социальном происхождении, воспитании, стартовых возможностях, профессиональной принадлежности и судьбах до вступления во французские коммунистические группы, их идейно-политические взгляды отличались, и отличались порою очень значительно, что приводило к конфликтам как внутри группы, так и к разногласиям с Центральным комитетом Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП (б)). Находясь на службе во французских коммунистических группах, их активисты столкнулись со значительными различиями между ними и большевиками в представлениях о характере политической культуры. Это предопределило значительную трансформацию их идейно-политических взглядов. Часть активистов французских групп сумела адаптироваться к большевистскому варианту коммунизма, превратившись в его последователей или «попутчиков», другие же категорически его отвергли. Это обстоятельство и предопределило проблемное поле исследования, которое можно охарактеризовать как анализ ожиданий членов французских коммунистических групп от сотрудничества с большевиками, их восприятие формировавшегося социалистического строя в России и последовавшей трансформации их взглядов.
Объектом работы выступают французские коммунистические группы в России в 1918-1920 гг.
Предметом является деятельность участников французских коммунистических групп в 1918-1920 гг. и трансформация их идейно-политических взглядов после завершения членства в этих группах.
Целью работы является выявление особенностей деятельности французских коммунистических групп в России в 1918-1920 гг. и эволюции идейно-политических взглядов их сотрудников.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
1. Обозначить круг сотрудников групп, выяснить их происхождение и обстоятельства прибытия в Россию.
2. Конкретизировать цели создания французских коммунистических групп и выявить задачи, поставленные ЦК РКП (б) перед участниками групп.
3. Реконструировать деятельность французских групп в Москве, Киеве и Одессе.
4. Установить причины возникших разногласий между сотрудниками Французской коммунистической группы Москвы.
5. Обозначить характер реорганизации Французской
коммунистической группы Москвы.
6. Реконструировать деятельность французской группы в Петрограде и деятельность сотрудников групп в Харькове при Южном бюро Исполительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ).
7. Проследить судьбы участников французских групп, выяснить характер и особенности трансформации их идейно-политических взглядов.
Хронологические рамки исследования определяются периодом существования и деятельности французских коммунистических групп на территории России и Украины (1918-1920 гг.). Нижняя хронологическая граница диссертационного исследования обусловлена тем, что первая французская группа была создана в августе 1918 г. Верхней хронологической границей является конец 1920 г., когда во Франции была образована Коммунистическая партия, и французские группы прекратили свою деятельность в России. Так как в исследовании рассмотрены биографии сотрудников групп и прослежены их судьбы после прекращения членства во французских коммунистических группах, нам пришлось расширить хронологические рамки исследования и вернюю хронологичекую границу определить 1984 годом - смертью двух последних членов групп (М. Боди и М.-Л. Пети).
Степень изученности темы
Историография проблемы включает в себя три направления исторических исследований: историю деятельности иностранных групп в период Гражданской войны в России, историю французских коммунистических групп и исследования, посвященные отдельным сотрудникам французских групп.
Первое направление представлено рядом исследований в зарубежной и отечественной историографии. Французские историки А. Крижель и Ж. С. Опт занимались вопросами создания и эффективности деятельности иностранных групп в России. Интернациональному движению и иностранным группам в России посвящена также коллективная монография советских историков «Интернационалисты: трудящиеся зарубежных стран — участники борьбы за власть Советов на юге и востоке Республики» под редакцией А.Я. Манусевича. Историками обозначены организационная структура, цели и задачи, которые ставились перед сотрудниками Федерации иностранных групп.
Второе направление включает исследования, посвященные непосредственно французским коммунистическим группам. Советский историк Л.М. Зак в своих работах подробно описала содержание постоянных рубрик газеты «III-me International», издаваемой сотрудниками групп, рассмотрела активность наиболее ярких членов французских групп и изучила агитационную работу среди французских солдат на юге России.
Историками, коснувшимися в своих работах французских групп, были А.Е. Иоффе, Я.А. Эльфонд, С.В. Мокин, С.А. Цвилюк и А.И. Гуляк. В 1980-е гг. вышли обобщающие энциклопедии по истории Гражданской войны и Октябрьской революции, в которых были краткие справки о Французской коммунистической группе Москвы, основных событиях ее деятельности и ключевых членах группы.
Особого внимания заслуживают работы французских историков. Прежде всего, это докторская диссертация П. Виль «Коммунистические группы в революционной России и рождение коммунистической идеологии во Франции». Автор остановилась на истории создания французских коммунистических групп, на происхождении их сотрудников, их активности в России, проанализировала обстоятельства их перехода на сторону большевиков и причины отречения от них. Другой французский историк С. Кёрэ обозначила тех, кто стоял у истоков основания групп, перечислила основных сотрудников, отметила пропагандистское направление деятельности групп, обратилась к причинам их распада и остановилась на характере конфликтов внутри французской группы Москвы.
Последнее направление - исследования, посвященные судьбам отдельных членов французских групп. В юбилейные годы Октябрьской революции 1917 г. отечественные и зарубежные историки обращались к изучению французских левых интеллектуалов, которые проявили себя в борьбе за революционные идеалы в годы Гражданской войны в России. Это работы Л. Ланжевена, К. Виллара, Н. Кузнецовой. Кроме того, в последние два десятилетия все чаще стали появляться новые исследования, посвященные отдельным членам французских групп, основанные на мемуарах французских активистов (Э. Онобль13 , Дж. Бечер, Ф. Ван дер Мотт, Ф.Фюре, А. Перо, Б. Виане, А. Филимонов ). Особый вклад в развитие этой темы принадлежит историкам Уральского государственного университета (Уральского федерального университета), обратившихся к изучению французских левых интеллектуалов. В.А. Бабинцев, исследуя творчество, жизненный путь и увлечение В. Сержа коммунизмом, охарактеризовал его как левого авантюриста, постигшего анархизм, большевизм, и как не принявшего сталинизм троцкиста. Он же в одной из своих работ обозначил проблему особенностей эволюции мировоззрения П. Паскаля. Под его руководством ряд историков Уральского государственного университета (Уральского федерального университета) (И.В. Жукова, Л.В. Слуцкая, О.С. Данилова, Т. В. Краева, Ю. М. Галкина25 26 27), изучая французских левых интеллектуалов, уделили внимание и ряду других сотрудников французских коммунистических групп.
Однако, несмотря на то что исследователи затрагивали как деятельность французских групп в России, так и судьбы их отдельных членов, в исследовании данной проблемы существует ряд историографических лакун.
Методология и методы диссертационного исследования определяется его междисциплинарным характером; оно выполнено на стыке таких дисциплин, как история, социология и психология, и базируется на принципах историзма и научной объективности.
В основе исследования лежит микроисторический подход, объектом внимания которого являются малые объединения людей, их ментальность и обусловленность поступков «маленького человека». Микроисторический подход предполагает максимально детализированное изучение конкретного человека и его поведения с целью выяснения, каким образом происходит сопряжение его индивидуальных стремлений и действий с социально заданным макроисторическим контекстом.
По справедливому замечанию И. Б. Орлова, микроанализ не существует в «чистом виде», а реализуется за счет использования комплексного потенциала биографической истории, истории повседневности и истории эмоций. Мы разделяем подобный подход и рассматриваем французские коммунистические группы как малые и обособленные объединения людей в их политической, социальной и бытовой повседневной активности.
Нельзя не согласиться с позицией Л. Н. Пушкаревой, которая отмечала, что в рамках микроисторического исследования при изучении повседневного мира человека и его взаимодействий с социумом возможно реконструировать реальность «здесь» и «сейчас» для каждого конкретного человека. Анализ деятельности членов групп и их взаимодействий друг с другом, специфики отношений французских групп и их отдельных членов с ЦК РКП (б) позволил воссоздать картину каждодневной жизни и работы сотрудников групп и выявить те проблемы, с которыми они сталкивались.
Биографический метод микроанализа позволил при изучении судеб каждого из сотрудников групп определить отличия повседневности членов организаций от повседневности других индивидов, находящихся в той же ситуации, а именно в обстоятельствах Октябрьского переворота и Гражданской войны в России. Данный метод также позволил выявить, как индивидуальный выбор в сложившихся условиях и унаследованные человеком культурные традиции определяли поведение сотрудников групп и трансформацию их взглядов в тех или иных обстоятельствах. При изучении эго-документов французских активистов удалось представить личность, взаимодействующую со своей и чуждой социальной средой, культурой и традициями, и оказавшуюся в состоянии выбора.
В работе использованы также методы, применяемые в рамках исследования интеллектуальной истории, которые предполагают, по словам Л. П. Репиной, изучение исторического текста и выраженную идею в нем. Это позволило проанализировать издаваемую сотрудниками группы агитационную литературу с точки зрения продукта эпохи, зародившегося в конкретном историческом контексте.
В ходе исследования была привлечена микрогрупповая теория, благодаря которой нам представилось возможным рассмотреть французские коммунистические группы как системы в их формировании и функционировании. На основе выявленных конфликтов между сотрудниками групп определен характер возникавших противоречий.
Наконец, в работе применен ряд классических методов исторического исследования. Так, использование метода периодизации позволило создать целостное описание структуры французских групп, принципов их функционирования и их деятельности в России в 1918-1920 гг. В свою очередь, системный метод и метод историзма дал возможность исследовать французские коммунистические группы как целостную систему, зародившуюся, функционировавшую и распавшуюся под гнетом сложившихся обстоятельств. Сравнительный метод позволил выявить сходства и различия между созданными группами, которые имели место в результате того, что состоявшие в них сотрудники проявляли близкие, либо разные социально-политические и личностные установки, а также в связи со спецификой задач и территориального расположения французских коммунистических групп.
Научная новизна исследования заключается в следующем. Выявлено, что под сложившимся в историографии обобщенным названием «Французская коммунистическая группа» на территории Советской России существовало несколько обособленных французских групп, функционировавших в Москве, Киеве, Одессе и Петрограде. В работе доказано, что, изначально ориентированные ЦК РКП (б) на проведение агитационно-пропагандистской деятельности, сотрудники групп в реальности осуществляли помощь лидерам большевиков в организации и деятельности Третьего интернационала, в проведении допросов сотрудниками Чрезвычайной комиссии их компатриоров, выполняли разведывательную деятельность по сбору политической и военной информации, а также организовали систему покровительства над французскими гражданами, проживающими в Москве и Петрограде. Свежий взгляд на ранее известные источники и обращение к новым, до сего дня не введенным в научный оборот документам, позволили рассмотреть французские коммунистические группы не только с точки зрения функционировавших при РКП (б) организаций, но и дали возможность персонифицировать их деятельность и определить жизненные стратегии их участников. В диссертационном исследовании выявлены и классифицированы все сотрудники французских коммунистических групп, определено их происхождение, профессиональная принадлежность и характер идейно-политических взглядов. Это позволило проанализировать трансформацию идейно-политических воззрений каждого из них с момента вступления в ряды французских коммунистических групп и после прекращения членства в них. Анализ особенностей трансформации идейных взглядов французских активистов рассмотрен в контексте кризиса европейской цивилизации, который начался в конце XIX в., когда идеи социализма и коммунизма стали нередко восприниматься как своего рода идеальные проекты построения совершенного общества. Кроме того, были выявлены различия в моделях мышления в рамках французской и советской политических культур. Наконец, изучение взаимоотношений между сотрудниками групп с ЦК РКП (б) и Бюро Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала (ИККИ) позволяют исследованию претендовать на всестороннее изучение одного из аспектов сложного периода франко-советских взаимоотношений.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении первых лет развития Коммунистического интернационала, а также вопросов франко-советских (франко-российских) формальных и неформальных отношений в период отсутствия дипломатических контактов между двумя странами (1918-1924 гг.). Итоги исследования могут стать частью программы лекционных курсов по теме международных отношений межвоенного времени XX в., как по всеобщей истории, так и по истории России.
Степень достоверности результатов проведенного исследования определяется комплексным изучением зарубежных и отечественных архивных материалов, публицистических произведений политического и философского характера, периодических изданий и источников личного происхождения, позволяющих восстановить этапы формирования, деятельность французских коммунистических групп в России, а также трансформацию идейно-политических взглядов их участников.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в научных публикациях автора. Всего по теме исследования опубликовано 15 работ общим объемом 7,1 п.л., в том числе 5 статьей в журналах перечня ВАК и рецензируемых международной системой SCOPUS и WoS. Отдельные вопросы исследования были представлены автором в докладах на 10 конференциях международного, всероссийского и регионального уровня: XXI Всероссийские историко-педагогические чтения. «Великая российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания» (Екатеринбург, 2017); Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию Русской революции 1917 г. и 75-летию начала Сталинградской битвы «Россия в условиях кризисов XIX-XX веков» (Оренбург, 2017 г.); Молодежный конвент УрФУ «Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии» (Екатеринбург, 2017 г.); Второй Молодежный конвент УрФУ «Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии (Екатеринбург, 2018 г.); Девятая международная конференция молодых ученых и специалистов «Clio 2019» «Левые идеологии. Движения и организации в истории. Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени» (Москва, 2019 г.); Третий Молодежный конвент УрФУ «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании» (Екатеринбург, 2019 г.); Четвертый Молодежный конвент УрФУ «Гуманитарное знание и искусственный интеллект: стратегии и инновации» (Екатеринбург, 2020 г.); Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Социум и память: человеческий капитал в территориальном, отраслевом и историческим аспектах» (Екатеринбург, 2020 г.); Международная молодежная научная школа-конференция «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых (Новосибирск, 2020 г.); Всероссийская научная конференция «Международные отношения в XX-XXI вв.: IV Чемпаловские чтения, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию окончания Второй мировой войны» (Екатеринбург, 2020 г.).
Структура работы. Диссертация включает введение, четыре главы, заключение и приложение, что составляет 275 страниц.
Положения, выносимые на защиту:
1. На территории России в 1918-1920 гг. были созданы четыре французские коммунистические группы (в Москве, Киеве, Одессе, Петрограде). Перед каждой групой были поставлены особые задачи. Группы Киева, Одессы и Петрограда существовали автономно от Французской коммунистической группы Москвы, отчитываясь при этом о результатах своей деятельности перед ЦК РКП (б).
2. Первоначальной целью создания французских групп была агитационно¬
пропагандистская деятельность. Однако впоследствии они выполняли и другого рода задачи. Французская группа Москвы организовала систему покровительства над французскими гражданами, став одновременно издательским центром агитационной литературы на французском языке. В 1919 г. сотрудники этой группы работали на Московскую чрезвычайную комиссию и привлекались к проведению допросов компатриотов, задержанных сотрудниками комиссии. Члены французских групп Киева и Одессы проводили пропагандистскую деятельность среди военнослужащих стран Антанты, а также занимались разведывательной деятельностью, нацеленной на сбор сведений из-за границы о политическом и военном положении в Западной и Восточной Европе. Французская группа Петрограда в 1920 г. приняла на себя издательские функции группы Москвы и покровительствовала французским гражданам в Петрограде.
3. Французские группы оказывали помощь большевикам по организации деятельности Третьего Интернационала. На Первом конгрессе Коминтерна в 1919 г. Французская группа Москвы представляла все французское рабочее движение и лояльную к новой российской власти часть партии Французской секции Рабочего интернационала (СФИО). В 1920 г. сотрудники групп Петрограда и Харькова активно привлекались для организации Второго конгресса Коминтерна. Через этот канал связи большевикам удалось установить неофициальные контакты с лидерами французской оппозиции в лице социалистов, с которыми члены группы поддерживали связь по переписке.
4. Французские коммунистические группы при ЦК РКП (б) являлись языковыми объединениями франкоговорящих людей, лояльных к большевизму. Однако участники групп не были едины в своих идейно-политических взглядах. Воззрения ряда членов групп претерпели трансформацию, приблизившись к большевистскому варианту коммунизма и адаптировавшись к нему. Другая же часть сотрудников не смогла принять большевизм; после завершения пребывания в России они отошли от идей коммунизма.
5. Ряд членов французских групп посвятили свою жизнь служению большевизму. Многие из них в 1921-1922 гг. были направлены за границу, где выступали в качестве большевистских агентов. Они выполняли задачи, продиктованные РКП (б) и способствовали развитию революционных настроений в странах Западной и Восточной Европы.
В 1918 г. руководители большевиков создали национальные группы из воодушевленных революцией иностранцев и объединили их в Центральную федерацию иностранных групп при РКП (б). Сотрудники этих иностранных групп привлекались большевиками к трансляции революционных идей в среде своих соотечественников, как проживающих на территории России, так и находящихся за ее границами. Примером таких национальных объединений были французские коммунистические группы, которые создавались на территории России и Украины в 1918-1920 гг.
Члены французских групп осуществляли пропаганду большевистских идей среди своих компатриотов, проживавших в России. Однако одни участники этих событий были отмечены, а нередко и возвеличены историками и современниками, имена же других оказались преданы забвению. Сегодня, спустя более сотни лет со времени событий октября 1917 г., возникла явная необходимость переосмысления не только Октябрьского переворота и Гражданской войны в России, но и устоявшихся точек зрения в отношении тех, кто боролся за идеи революции и посвятил себя становлению мирового коммунистического движения.
В работе выявлены причины и мотивы сотрудников французских групп в их стремлении приобщиться к революционному движению и понять характер их ожиданий от сотрудничества с большевиками. Объединенные общей идеей члены французских групп только на первый взгляд были едиными во взглядах. В силу разницы в социальном происхождении, воспитании, стартовых возможностях, профессиональной принадлежности и судьбах до вступления во французские коммунистические группы, их идейно-политические взгляды отличались, и отличались порою очень значительно, что приводило к конфликтам как внутри группы, так и к разногласиям с Центральным комитетом Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП (б)). Находясь на службе во французских коммунистических группах, их активисты столкнулись со значительными различиями между ними и большевиками в представлениях о характере политической культуры. Это предопределило значительную трансформацию их идейно-политических взглядов. Часть активистов французских групп сумела адаптироваться к большевистскому варианту коммунизма, превратившись в его последователей или «попутчиков», другие же категорически его отвергли. Это обстоятельство и предопределило проблемное поле исследования, которое можно охарактеризовать как анализ ожиданий членов французских коммунистических групп от сотрудничества с большевиками, их восприятие формировавшегося социалистического строя в России и последовавшей трансформации их взглядов.
Объектом работы выступают французские коммунистические группы в России в 1918-1920 гг.
Предметом является деятельность участников французских коммунистических групп в 1918-1920 гг. и трансформация их идейно-политических взглядов после завершения членства в этих группах.
Целью работы является выявление особенностей деятельности французских коммунистических групп в России в 1918-1920 гг. и эволюции идейно-политических взглядов их сотрудников.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
1. Обозначить круг сотрудников групп, выяснить их происхождение и обстоятельства прибытия в Россию.
2. Конкретизировать цели создания французских коммунистических групп и выявить задачи, поставленные ЦК РКП (б) перед участниками групп.
3. Реконструировать деятельность французских групп в Москве, Киеве и Одессе.
4. Установить причины возникших разногласий между сотрудниками Французской коммунистической группы Москвы.
5. Обозначить характер реорганизации Французской
коммунистической группы Москвы.
6. Реконструировать деятельность французской группы в Петрограде и деятельность сотрудников групп в Харькове при Южном бюро Исполительного комитета Коммунистического интернационала (ИККИ).
7. Проследить судьбы участников французских групп, выяснить характер и особенности трансформации их идейно-политических взглядов.
Хронологические рамки исследования определяются периодом существования и деятельности французских коммунистических групп на территории России и Украины (1918-1920 гг.). Нижняя хронологическая граница диссертационного исследования обусловлена тем, что первая французская группа была создана в августе 1918 г. Верхней хронологической границей является конец 1920 г., когда во Франции была образована Коммунистическая партия, и французские группы прекратили свою деятельность в России. Так как в исследовании рассмотрены биографии сотрудников групп и прослежены их судьбы после прекращения членства во французских коммунистических группах, нам пришлось расширить хронологические рамки исследования и вернюю хронологичекую границу определить 1984 годом - смертью двух последних членов групп (М. Боди и М.-Л. Пети).
Степень изученности темы
Историография проблемы включает в себя три направления исторических исследований: историю деятельности иностранных групп в период Гражданской войны в России, историю французских коммунистических групп и исследования, посвященные отдельным сотрудникам французских групп.
Первое направление представлено рядом исследований в зарубежной и отечественной историографии. Французские историки А. Крижель и Ж. С. Опт занимались вопросами создания и эффективности деятельности иностранных групп в России. Интернациональному движению и иностранным группам в России посвящена также коллективная монография советских историков «Интернационалисты: трудящиеся зарубежных стран — участники борьбы за власть Советов на юге и востоке Республики» под редакцией А.Я. Манусевича. Историками обозначены организационная структура, цели и задачи, которые ставились перед сотрудниками Федерации иностранных групп.
Второе направление включает исследования, посвященные непосредственно французским коммунистическим группам. Советский историк Л.М. Зак в своих работах подробно описала содержание постоянных рубрик газеты «III-me International», издаваемой сотрудниками групп, рассмотрела активность наиболее ярких членов французских групп и изучила агитационную работу среди французских солдат на юге России.
Историками, коснувшимися в своих работах французских групп, были А.Е. Иоффе, Я.А. Эльфонд, С.В. Мокин, С.А. Цвилюк и А.И. Гуляк. В 1980-е гг. вышли обобщающие энциклопедии по истории Гражданской войны и Октябрьской революции, в которых были краткие справки о Французской коммунистической группе Москвы, основных событиях ее деятельности и ключевых членах группы.
Особого внимания заслуживают работы французских историков. Прежде всего, это докторская диссертация П. Виль «Коммунистические группы в революционной России и рождение коммунистической идеологии во Франции». Автор остановилась на истории создания французских коммунистических групп, на происхождении их сотрудников, их активности в России, проанализировала обстоятельства их перехода на сторону большевиков и причины отречения от них. Другой французский историк С. Кёрэ обозначила тех, кто стоял у истоков основания групп, перечислила основных сотрудников, отметила пропагандистское направление деятельности групп, обратилась к причинам их распада и остановилась на характере конфликтов внутри французской группы Москвы.
Последнее направление - исследования, посвященные судьбам отдельных членов французских групп. В юбилейные годы Октябрьской революции 1917 г. отечественные и зарубежные историки обращались к изучению французских левых интеллектуалов, которые проявили себя в борьбе за революционные идеалы в годы Гражданской войны в России. Это работы Л. Ланжевена, К. Виллара, Н. Кузнецовой. Кроме того, в последние два десятилетия все чаще стали появляться новые исследования, посвященные отдельным членам французских групп, основанные на мемуарах французских активистов (Э. Онобль13 , Дж. Бечер, Ф. Ван дер Мотт, Ф.Фюре, А. Перо, Б. Виане, А. Филимонов ). Особый вклад в развитие этой темы принадлежит историкам Уральского государственного университета (Уральского федерального университета), обратившихся к изучению французских левых интеллектуалов. В.А. Бабинцев, исследуя творчество, жизненный путь и увлечение В. Сержа коммунизмом, охарактеризовал его как левого авантюриста, постигшего анархизм, большевизм, и как не принявшего сталинизм троцкиста. Он же в одной из своих работ обозначил проблему особенностей эволюции мировоззрения П. Паскаля. Под его руководством ряд историков Уральского государственного университета (Уральского федерального университета) (И.В. Жукова, Л.В. Слуцкая, О.С. Данилова, Т. В. Краева, Ю. М. Галкина25 26 27), изучая французских левых интеллектуалов, уделили внимание и ряду других сотрудников французских коммунистических групп.
Однако, несмотря на то что исследователи затрагивали как деятельность французских групп в России, так и судьбы их отдельных членов, в исследовании данной проблемы существует ряд историографических лакун.
Методология и методы диссертационного исследования определяется его междисциплинарным характером; оно выполнено на стыке таких дисциплин, как история, социология и психология, и базируется на принципах историзма и научной объективности.
В основе исследования лежит микроисторический подход, объектом внимания которого являются малые объединения людей, их ментальность и обусловленность поступков «маленького человека». Микроисторический подход предполагает максимально детализированное изучение конкретного человека и его поведения с целью выяснения, каким образом происходит сопряжение его индивидуальных стремлений и действий с социально заданным макроисторическим контекстом.
По справедливому замечанию И. Б. Орлова, микроанализ не существует в «чистом виде», а реализуется за счет использования комплексного потенциала биографической истории, истории повседневности и истории эмоций. Мы разделяем подобный подход и рассматриваем французские коммунистические группы как малые и обособленные объединения людей в их политической, социальной и бытовой повседневной активности.
Нельзя не согласиться с позицией Л. Н. Пушкаревой, которая отмечала, что в рамках микроисторического исследования при изучении повседневного мира человека и его взаимодействий с социумом возможно реконструировать реальность «здесь» и «сейчас» для каждого конкретного человека. Анализ деятельности членов групп и их взаимодействий друг с другом, специфики отношений французских групп и их отдельных членов с ЦК РКП (б) позволил воссоздать картину каждодневной жизни и работы сотрудников групп и выявить те проблемы, с которыми они сталкивались.
Биографический метод микроанализа позволил при изучении судеб каждого из сотрудников групп определить отличия повседневности членов организаций от повседневности других индивидов, находящихся в той же ситуации, а именно в обстоятельствах Октябрьского переворота и Гражданской войны в России. Данный метод также позволил выявить, как индивидуальный выбор в сложившихся условиях и унаследованные человеком культурные традиции определяли поведение сотрудников групп и трансформацию их взглядов в тех или иных обстоятельствах. При изучении эго-документов французских активистов удалось представить личность, взаимодействующую со своей и чуждой социальной средой, культурой и традициями, и оказавшуюся в состоянии выбора.
В работе использованы также методы, применяемые в рамках исследования интеллектуальной истории, которые предполагают, по словам Л. П. Репиной, изучение исторического текста и выраженную идею в нем. Это позволило проанализировать издаваемую сотрудниками группы агитационную литературу с точки зрения продукта эпохи, зародившегося в конкретном историческом контексте.
В ходе исследования была привлечена микрогрупповая теория, благодаря которой нам представилось возможным рассмотреть французские коммунистические группы как системы в их формировании и функционировании. На основе выявленных конфликтов между сотрудниками групп определен характер возникавших противоречий.
Наконец, в работе применен ряд классических методов исторического исследования. Так, использование метода периодизации позволило создать целостное описание структуры французских групп, принципов их функционирования и их деятельности в России в 1918-1920 гг. В свою очередь, системный метод и метод историзма дал возможность исследовать французские коммунистические группы как целостную систему, зародившуюся, функционировавшую и распавшуюся под гнетом сложившихся обстоятельств. Сравнительный метод позволил выявить сходства и различия между созданными группами, которые имели место в результате того, что состоявшие в них сотрудники проявляли близкие, либо разные социально-политические и личностные установки, а также в связи со спецификой задач и территориального расположения французских коммунистических групп.
Научная новизна исследования заключается в следующем. Выявлено, что под сложившимся в историографии обобщенным названием «Французская коммунистическая группа» на территории Советской России существовало несколько обособленных французских групп, функционировавших в Москве, Киеве, Одессе и Петрограде. В работе доказано, что, изначально ориентированные ЦК РКП (б) на проведение агитационно-пропагандистской деятельности, сотрудники групп в реальности осуществляли помощь лидерам большевиков в организации и деятельности Третьего интернационала, в проведении допросов сотрудниками Чрезвычайной комиссии их компатриоров, выполняли разведывательную деятельность по сбору политической и военной информации, а также организовали систему покровительства над французскими гражданами, проживающими в Москве и Петрограде. Свежий взгляд на ранее известные источники и обращение к новым, до сего дня не введенным в научный оборот документам, позволили рассмотреть французские коммунистические группы не только с точки зрения функционировавших при РКП (б) организаций, но и дали возможность персонифицировать их деятельность и определить жизненные стратегии их участников. В диссертационном исследовании выявлены и классифицированы все сотрудники французских коммунистических групп, определено их происхождение, профессиональная принадлежность и характер идейно-политических взглядов. Это позволило проанализировать трансформацию идейно-политических воззрений каждого из них с момента вступления в ряды французских коммунистических групп и после прекращения членства в них. Анализ особенностей трансформации идейных взглядов французских активистов рассмотрен в контексте кризиса европейской цивилизации, который начался в конце XIX в., когда идеи социализма и коммунизма стали нередко восприниматься как своего рода идеальные проекты построения совершенного общества. Кроме того, были выявлены различия в моделях мышления в рамках французской и советской политических культур. Наконец, изучение взаимоотношений между сотрудниками групп с ЦК РКП (б) и Бюро Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала (ИККИ) позволяют исследованию претендовать на всестороннее изучение одного из аспектов сложного периода франко-советских взаимоотношений.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при изучении первых лет развития Коммунистического интернационала, а также вопросов франко-советских (франко-российских) формальных и неформальных отношений в период отсутствия дипломатических контактов между двумя странами (1918-1924 гг.). Итоги исследования могут стать частью программы лекционных курсов по теме международных отношений межвоенного времени XX в., как по всеобщей истории, так и по истории России.
Степень достоверности результатов проведенного исследования определяется комплексным изучением зарубежных и отечественных архивных материалов, публицистических произведений политического и философского характера, периодических изданий и источников личного происхождения, позволяющих восстановить этапы формирования, деятельность французских коммунистических групп в России, а также трансформацию идейно-политических взглядов их участников.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в научных публикациях автора. Всего по теме исследования опубликовано 15 работ общим объемом 7,1 п.л., в том числе 5 статьей в журналах перечня ВАК и рецензируемых международной системой SCOPUS и WoS. Отдельные вопросы исследования были представлены автором в докладах на 10 конференциях международного, всероссийского и регионального уровня: XXI Всероссийские историко-педагогические чтения. «Великая российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания» (Екатеринбург, 2017); Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию Русской революции 1917 г. и 75-летию начала Сталинградской битвы «Россия в условиях кризисов XIX-XX веков» (Оренбург, 2017 г.); Молодежный конвент УрФУ «Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии» (Екатеринбург, 2017 г.); Второй Молодежный конвент УрФУ «Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии (Екатеринбург, 2018 г.); Девятая международная конференция молодых ученых и специалистов «Clio 2019» «Левые идеологии. Движения и организации в истории. Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени» (Москва, 2019 г.); Третий Молодежный конвент УрФУ «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании» (Екатеринбург, 2019 г.); Четвертый Молодежный конвент УрФУ «Гуманитарное знание и искусственный интеллект: стратегии и инновации» (Екатеринбург, 2020 г.); Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Социум и память: человеческий капитал в территориальном, отраслевом и историческим аспектах» (Екатеринбург, 2020 г.); Международная молодежная научная школа-конференция «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых (Новосибирск, 2020 г.); Всероссийская научная конференция «Международные отношения в XX-XXI вв.: IV Чемпаловские чтения, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию окончания Второй мировой войны» (Екатеринбург, 2020 г.).
Структура работы. Диссертация включает введение, четыре главы, заключение и приложение, что составляет 275 страниц.
Положения, выносимые на защиту:
1. На территории России в 1918-1920 гг. были созданы четыре французские коммунистические группы (в Москве, Киеве, Одессе, Петрограде). Перед каждой групой были поставлены особые задачи. Группы Киева, Одессы и Петрограда существовали автономно от Французской коммунистической группы Москвы, отчитываясь при этом о результатах своей деятельности перед ЦК РКП (б).
2. Первоначальной целью создания французских групп была агитационно¬
пропагандистская деятельность. Однако впоследствии они выполняли и другого рода задачи. Французская группа Москвы организовала систему покровительства над французскими гражданами, став одновременно издательским центром агитационной литературы на французском языке. В 1919 г. сотрудники этой группы работали на Московскую чрезвычайную комиссию и привлекались к проведению допросов компатриотов, задержанных сотрудниками комиссии. Члены французских групп Киева и Одессы проводили пропагандистскую деятельность среди военнослужащих стран Антанты, а также занимались разведывательной деятельностью, нацеленной на сбор сведений из-за границы о политическом и военном положении в Западной и Восточной Европе. Французская группа Петрограда в 1920 г. приняла на себя издательские функции группы Москвы и покровительствовала французским гражданам в Петрограде.
3. Французские группы оказывали помощь большевикам по организации деятельности Третьего Интернационала. На Первом конгрессе Коминтерна в 1919 г. Французская группа Москвы представляла все французское рабочее движение и лояльную к новой российской власти часть партии Французской секции Рабочего интернационала (СФИО). В 1920 г. сотрудники групп Петрограда и Харькова активно привлекались для организации Второго конгресса Коминтерна. Через этот канал связи большевикам удалось установить неофициальные контакты с лидерами французской оппозиции в лице социалистов, с которыми члены группы поддерживали связь по переписке.
4. Французские коммунистические группы при ЦК РКП (б) являлись языковыми объединениями франкоговорящих людей, лояльных к большевизму. Однако участники групп не были едины в своих идейно-политических взглядах. Воззрения ряда членов групп претерпели трансформацию, приблизившись к большевистскому варианту коммунизма и адаптировавшись к нему. Другая же часть сотрудников не смогла принять большевизм; после завершения пребывания в России они отошли от идей коммунизма.
5. Ряд членов французских групп посвятили свою жизнь служению большевизму. Многие из них в 1921-1922 гг. были направлены за границу, где выступали в качестве большевистских агентов. Они выполняли задачи, продиктованные РКП (б) и способствовали развитию революционных настроений в странах Западной и Восточной Европы.
Октябрьский переворот имел широкий отклик среди иностранцев, проживавших в тот период в России. Многие из них были воодушевлены размахом революционного движения, перешли на службу к большевикам и начали активно пропагандировать большевистские идеи среди своих компатриотов. Центральная федерация иностранных групп при РКП (б), организованная большевиками в 1918 г., имела целью объединить всех иностранцев, поддержавших новую власть в России. Иностранные группы должны были стать важным инструментом в руках большевиков с целью распространения коммунистических идей , прежде всего, на территории России в ходе Гражданской войны и военного присутствия стран Антанты. Задачи, которые лидеры большевиков ставили перед сотрудниками подобных групп, заключались в том, чтобы обеспечить революционное воспитание иностранных трудящихся и содействовать развитию революционного движения в других странах. Это должно было достигаться, прежде всего, через агитационно-пропагандистскую деятельность, на организацию которой и были направлены основные силы иностранных активистов.
Нами установлены причины создания и освещена деятельность, прежде всего, Французской коммунистической группы Москвы. Однако к началу 1919 г. главный театр военных действий Гражданской войны переместился на Юг России, и ЦК РКП (б) принимает решение о создании новых французских коммунистических групп - в Киеве и Одессе. Французская группа в Москве стала играть своего рода роль штаба, обеспечивая пропагандистскими материалами новые группы. В Одессе и Киеве группы были созданы при местных партийных организациях для агитационной деятельности среди войск Антанты. Кроме того, сотрудники этих групп должны были вести разведывательную работу. Она предполагала сбор политической и военной информации о странах Европы. Наконец, сотрудники групп осуществляли переброску в европейские страны агитационной литературы для активизации там революционного движения.
В 1920 г. сотрудники французских групп работали при Южном бюро ИККИ в Харькове. Они должны были вести агитационно-пропагандистскую деятельность среди франкоговорящих граждан и рабочих. В частности, такая деятельность проводилась в Донецком угольном бассейне, где трудились французы и бельгийцы. Кроме того, сотрудники Бюро пытались устанавливать связи с зарубежными коммунистами с целью развития революционного движения в странах Восточной Европы.
В том же, 1920 г., была создана Французская группа в Петрограде. Как показало исследование, агитационная работа группы в этом случае имела скромные результаты. Большую значимость имела деятельность ее сотрудников при Бюро Коммунистического интернационала, где они занимались публикационной и переводческой деятельностью.
Несмотря на то, что в России существовало несколько, казалось бы, самостоятельных французских групп, их работа велась во взаимодействии. Ряд сотрудников сосредоточились либо на переводах, либо на составлении пропагандисткой литературы (П. Паскаль, М. Боди, Р. Маршан, А. Гильбо, Р. Пети), другие осуществляли устную агитацию среди компатриотов и военнослужащих (Ж. Садуль, Ж. Лябурб, С. Жиро). Подобная деятельность, безусловно, имела результаты, однако они были незначительными: лишь немногое число французских граждан примкнуло к большевикам.
Создание французских групп совпало с разрывом осенью 1918 г. дипломатических связей между Францией и революционной Россией. В этой ситуации сотрудники группы нередко стали выполнять квази-консульские функции, встав на защиту соотечественников. Им удалось спасти немало своих сограждан от суда, расстрела и голодной смерти.
Одной из важнейших задач французских коммунистических групп в России стала помощь большевикам в организации деятельности Третьего Интернационала. Лидеры большевиков полагали, что привлечение членов групп к подобной работе позволит заложить основу для создания коммунистической партии во Франции.
На Первом конгрессе Коминтерна в 1919 г. Французская группа Москвы была призвана представлять французское рабочее движение в целом, создавая тем самым видимость поддержки французским пролетариатом Третьего интернационала.
В 1920 г. сотрудники Французской группы Петрограда и члены французских групп, работавшие в Южном бюро в Харькове, активно привлекались для организации Второго конгресса Коминтерна. Ряд сотрудников проводил активную работу с тем, чтобы убедить французских делегатов примкнуть к большевикам. Однако реальность заключалась в том, что эти активисты были изолированы от французского рабочего движения. Их функции постепенно свелись к обеспечению дополнительного канала связи между РКП (б) и СФИО. Благодаря расширению и активизации этого канала большевикам удалось установить неофициальные контакты с лидерами французской оппозиции в лице социалистов, с которыми сотрудники группы поддерживали связь по переписке. Следует признать, что появление в конце 1920 г. ФКП стало результатом, в том числе, и этих контактов.
Тем не менее, нельзя не заметить, что на конгрессе СФИО в Туре в декабре 1920 г., предшествующем созданию ФКП, никто даже не упомянул о существовании в России «представителей» французского пролетариата : для французских социалистов этот канал связи большого интереса не представлял.
Центральная федерация иностранных групп прекратила свое существование уже к маю 1920 г. Созданный в марте 1919 г. Третий интернационал, укрепление власти большевиков и военные успехи Краснойармии предопределили реорганизацию Федерации. Еще в феврале 1920 г. на заседании Центральной федерации иностранных групп было принято решение расформировать все языковые отделения при Центральном бюро РКП (б). Сотрудники иностранных групп теперь стали числиться в Отделе пропаганды. Что касается собственно французских коммунистических групп в России, то они распались на рубеже 1920-1921 гг. после создания компартии во Франции, а их сотрудники либо вернулись на родину, либо растворились в РКП (б).
В диссертации обозначен круг сотрудников французских коммунистических групп, выявлены их происхождение, воссозданы обстоятельства их прибытия в Россию и охарактеризованы их идейно-политические взгляды. Основу групп составляли французские военные и эмигранты. Военнослужащие (Ж. Садуль, П. Паскаль, Р. Пети, М. Боди, Р. Дейме, Ж. Гельфер) прибыли в царскую Россию в составе Французской военной миссии, которая выполняла союзнические обязательства в ходе Первой мировой войны. Эти военные, за исключением П. Паскаля, оказались в России впервые. Что касается французских эмигрантов то, что они оказались в России в разное время и при разных обстоятельствах. Большинство из них на момент вступления в группы прожили в России дольше, чем во Франции (Ж. Лябурб, А. Барбере, Р. Шапоан, Р. Барбере, С. Жиро, М.-Л. Пети). Они являлись французами, скорее, только этнически; в ментальном и культурном отношении в большей степени были природными россиянами.
Р. Маршан и А. Гильбо приехали в Россию, уже имея богатый опыт политической и журналистской деятельности. Другие (Ж. Цукорсия, Э. Розье, Булай, С. Коста, Рулье, Бомбой, Лавали, Леру, Дик, Николау и В. Серж) также являлись эмигрантами, вошедшими в группы в 1919-1920 гг., но представляли собою, скорее, временных «попутчиков» и не входили в основной состав группы.
В социальном плане установлено, что только четверо из сотрудников групп были выходцами из обеспеченных семей (П. Паскаль, Р. Маршан, А. Гильбо и Ж. Садуль). Остальные происходили из семей со скромным доходом.
В диссертационном исследовании основные члены французских групп были распределены по профессиональному признаку. Результаты оказались следующими: шесть были ремесленниками (Цукория, Дейме, Р. Шапоан, Рулье, М. Боди), трое рабочими (Р. Пети, Ж. Гельфер, Э. Розье), четверо были учительницами французского языка (Ж. Лябурб, Р. Барбере, М.-Л. Пети и С. Жиро) и один был студентом (А. Барбере). Пятерых сотрудников французских групп можно отнести к интеллектуалам (С. Коста, П. Паскаль, А. Гильбо, Ж. Садуль, Р. Маршан, В. Серж). Таким образом, в группы входило шесть человек из рабочего класса, девять можно отнести к среднему классу и пять - к представителям высших групп общества.
Кроме того, следует иметь в виду, что многие из сотрудников групп не были этническими французами, а лишь людьми, владеющими французским языком, соответственно данное объединение выступает скорее языковым, лингвистическим, чем национальным.
Решение этих людей остаться в России после свершения Октябрьского переворота кардинально изменило их жизнь. Многие из них оказались вдали от семьи, детей, друзей, родной страны. Главной причиной для некоторых остаться и реализовать свой жизненный потенциал в России оказалось то, что они были заочно приговорены к смертной казни за дезертирство или госизмену (Ж. Садуль, П. Паскаль, Р. Пети, М. Боди, А. Гильбо). Но сам факт того, что эти люди решились на подобное (дезертирство и формальную измену родине), был предопределен их благородными устремлениями к скорейшему завершению мировой войны, прекращению страданий народов, воцарению всеобщего мира и социальной справедливости.
По мнению сотрудников французских коммунистических групп, большевики были продолжателями идей Французской революции и Парижской коммуны. Для них, как и для миллионов сторонников революции, происходившее в России воспринималось как осуществление мечты о новом и гармоничном обществе. Революция несла с собой надежду на социальное и политическое переустройство мира. Эти грезы старого социалистического движения, казалось, становились реальностью, и французские активисты, как и многие их современники, не сомневались, что дни капитализма сочтены . Наконец, не стоит забывать, что многие члены французских групп были молоды и обладали невероятным чувством свободы. Принимая решение примкнуть к большевикам, они жаждали быть вовлеченными в водоворот великих событий, способных перевернуть и изменить мир.
Однако, вступив во французские группы и занимаясь агитационно-пропагандистской деятельностью в России, все их сотрудники были не столько идеологическими приверженцами большевизма, сколько приверженцами социалистической идеи как таковой, а нередко и патриотами своей страны. Многие из них полагали, что, если они не поддержат русскую революцию, то предадут и свою родину, также отягощенную социальными и политическими проблемами. Эти люди, став частью интернационального социалистического движения, одновременно демонстрировали в своих действиях и национальные чувства.
Французские коммунистические группы в России являлись небольшими и достаточно замкнутыми объединениями людей, своего рода коммунами. Однако входившие в них люди придерживались отнюдь не одних и тех же идейно-политических взглядов. В сущности, объединения подобного рода были достаточно необычными, если посмотреть на них через личностные характеристики основных участников.
Юрист-социалист Жак Садуль имел богатое политическое прошлое. Это явно выделяло его среди членов французских групп. Он тесно общался с монархически настроенным бескомпромиссным католиком Пьером Паскалем. Первое время Ж. Садуль был для П. Паскаля своего рода учителем, старшим другом. Это продолжалось до тех пор, пока между ними не произошла ссора по причине религиозных разногласий. При этом изначально вера П. Паскаля как католика нисколько не смущала Ж. Садуля. Он ценил ум и самоотверженность Паскаля и стремился привлечь друга к социализму в надежде, что тот расстанется с религией и выберет марксизм. Под влиянием Садуля Паскаль действительно повернулся к большевикам.
И Садуль, и Паскаль довольно близко общались с либерально настроенным социалистом М. Боди. Последний тоже оказался под влиянием Ж. Садуля. П. Паскаль же ценил Боди за его отзывчивость, доброту и щедрость. При этом атеиста М. Боди также нисколько не смущал католицизм П. Паскаля. Наконец, Ж. Садуль близко к сердцу принимал страдания русского народа, и это его сближало с русофилами Боди и Паскалем.
Боди и Паскаль, в свою очередь, довольно близко общались с Р. Пети, который души не чаял в Паскале и с ним посещал религиозные службы в России. Однако известно, что Ж. Садуль часто беседовал с аполитичным и верующим католиком Р. Маршаном, в то время как П. Паскаль с ним не был близок, а после конфликта с Ж. Садулем П. Паскаль и вовсе стал близок с крайне левым интеллектуалом А. Гильбо.
Изначально между сотрудниками группы завязалась действительно близкая дружба. П. Паскаль и Ж. Садуль даже проживали некоторое время в одном доме. Этот дом стал своего рода штабом Французской коммунистической группы Москвы, куда М. Боди и Р. Пети ежедневно приходили для выполнения служебных поручений и общения с коллегами. Важно, что дружеские отношения между некоторыми членами групп сохранились и после возращения во Францию (П. Паскаль и М. Боди, М.-Л. Пети и С. Жиро).
Несмотря на то, что на первый взгляд взаимоотношения между сотрудниками группы были хорошими, и чувствовалась идейная общность, уже в 1919 г. между ними стали разрастаться внутренние противоречия, что, как правило, обычно характерно для малых групп. При этом примечательно, что конфликты были обусловлены не различием в социальном происхождении или были связаны с политическими предпочтениями. Они носили характер личностных (в плане противоречий между индивидуальными целями и потребностями) и статусных (борьба за лидерство) разногласий.
К первой категории противоречий можно отнести конфликт Ж. Садуля и П. Паскаля по поводу религиозных предпочтений последнего. Этот конфликт рассорил друзей, и попытки их общего друга М. Боди примирить их не увенчались успехом. Это положило начало разладу внутри всей Французской группы Москвы. Второе разногласие - статусного характера - проявилось в соперничестве Ж. Садуля и А. Гильбо за главенство в организации. Этот конфликт начался с момента приезда А. Гильбо в Россию, когда Ж. Садуль в глазах большевиков становится менее значимой фигурой. Это, без сомнения, и задело амбициозного Ж. Садуля. Весь этот клубок противоречий и положил начало распаду группы Москвы.
Вместе с тем, нельзя не видеть, что внутренний конфликт стал только дополнением к скрываемым до поры до времени противоречиям между Французской группой Москвы и руководством РКП (б). Эти противоречия заключались в следующем. Во-первых, летом 1919 г. сложилась конфликтная ситуация между руководителем Французской секции Бюро ИККИ Н. Нюриным и некоторыми сотрудниками группы (П. Паскалем, А. Гильбо, Р. Пети). Руководитель секции совершенно обоснованно подал жалобу в ЦК партии на своих подчиненных, которые не справлялись с публикационной и переводческой деятельностью и отказывались выполнять поставленные перед ними задачи. Во-вторых, имели место разногласия между ЦК РКП (б) и Французской группой Москвы по вопросу об исключения Ж. Садуля из группы. Как известно, сотрудники группы потребовали пересмотра решения ЦК партии, на что получили отказ. Подобный конфликт оказался достаточно показательным в плане серьезных расхождений между политическими традициями во Франции и уже начавших формироваться советских политических традиций, при которых руководящие органы не считали нужным учитывать мнение подчиненных, но требовали безоговорочного подчинения принятым руководством решениям. Французские активисты, воспитанные в демократической атмосфере, при решении возникавших вопросов жаждали свободы мысли и свободного диалога с членами ЦК РКП (б). Однако с точки зрения нарождавшейся советской бюрократии любое самостоятельно решение и даже самостоятельная мысль автоматически являлись нарушением дисциплины.
Глубокие различия между формировавшейся советской и французской политической культурами предопределили трансформацию взглядов членов французских групп. Большевики и французские активисты, рассуждая о коммунизме, в сущности, говорили о разных проявлениях, казалось бы, одного и того же - мировой социалистической революции. Столкнувшись с большевистскими идеями и методами деятельности, многие сотрудники групп изменили свои воззрения. В ходе этого культурного обмена в их взглядах произошла своеобразная интеграция разных моделей мышления и некий синкретизм идеологий. Это можно проиллюстрировать на примере П. Паскаля, у которого, по выражению Н. И. Бухарина, в голове была «каша из религии и Капитала» . Но этот диссонанс нисколько не мешал самому П. Паскалю считать себя большевиком. В свою очередь, нежелание сотрудников группы подчиняться дисциплине в партии показало невозможность «диалога культур» в рамках РКП (б). Приобщаясь к идеям большевиков, французские активисты восприняли их отнюдь не полностью, но создали в своем сознании некий новый гибрид.
Ряд сотрудников французских групп, условно приняв с оговорками и надеждой на дальнейшее послабление советского режима идеи большевиков, остались только их «попутчиками». На их глазах после упрочения власти большевиков в ходе Гражданской войны произошло жестокое подавление Кронштадтского восстания. Для многих иностранцев это событие показало, что утверждения советской власти о необходимости демократических методов управления оказались лживыми. В тот момент, когда, казалось, отпала нужда в диктатуре страха, РКП (б) напротив его усилила. Иностранцы же, примкнувшие к большевикам, видели будущее за коммунизмом, лишенным тотального контроля власти над обществом и ориентированным на европейские ценности. Подобное проявление силы со стороны руководства РКП (б) оттолкнуло от них некоторых французских активистов, которые утратили надежду на адаптацию лидеров большевиков к западным ценностям, и отреклась от коммунизма. Такими разочарованными оказались, к примеру, П. Паскаль и М. Боди, которые вышли из партии и прекратили всякую политическую деятельность. Разочарование постигло и других - А. Гильбо, В. Сержа и Р. Маршана, временно примкнувших к большевикам.
И все же среди сотрудников французских групп были и те, кто остался верным коммунизму в интерпретации РКП (б), - Ж. Садуль, С. Жиро, Р. Шапоан, Р. Пети, Р. Барбере, М.-Л. Пети. Они продолжили работу в коммунистических партиях СССР и Франции. Примером могут служить судьбы Ж. Садуля и С. Жиро, для которых удовлетворение собственных политических амбиций взяло верх над политическими принципами. Но Ж. Садуль в то же время, надеясь на смягчение советского режима, продолжал верить в коммунистическую перспективу. Другие же, как П. Паскаль и М. Боди, более последовательно настроенные против насилия со стороны власти, модель большевиков не приняли.
Французский историк Ф. Фюре совершенно точно охарактеризовал коммунизм, который, по его словам, является таким домом, куда из поколения в поколение в течение века, в зависимости от обстоятельств, одни входили, другие же выходили . Действительно, видя революционные перемены, происходившие к востоку от Западной Европы, многие европейские интеллектуалы их активно приветствовали. Они также полагали, что подобные революции произойдут по всему миру, и новая модель построения общества постепенно станет универсальной. Революцию они воспринимали как торжество свободы. Подобным образом обстояло дело и с членами французских коммунистических групп, которые перешагнули национальные рамки своего социализма, были убеждены, что находятся в начале новой эры мирового братства. Захваченные водоворотом событий и оставшись в России, они отнюдь не стали предателями своей родины. Они ощущали, что мир потрясен до самых своих основ и необходимы всеобщие перемены. Так, к примеру, далекие от марксизма П. Паскаль, А. Гильбо и Р. Маршан, оказавшись в России, стали чуть ли не фанатиками большевизма. Принадлежа к среде интеллектуалов, они чувствовали, как рушатся сами основы западной цивилизации. Осознание этого упадка и жажда перемен подталкивали их к принятию и созданию чего-то совершенно нового. Это и стало движителем той трансформации идейно-политических взглядов сотрудников французских групп, которые буквально пропустив через себя коммунизм большевиков, оказались перед необходимостью его принять или категорически от него отказаться.
Нами установлены причины создания и освещена деятельность, прежде всего, Французской коммунистической группы Москвы. Однако к началу 1919 г. главный театр военных действий Гражданской войны переместился на Юг России, и ЦК РКП (б) принимает решение о создании новых французских коммунистических групп - в Киеве и Одессе. Французская группа в Москве стала играть своего рода роль штаба, обеспечивая пропагандистскими материалами новые группы. В Одессе и Киеве группы были созданы при местных партийных организациях для агитационной деятельности среди войск Антанты. Кроме того, сотрудники этих групп должны были вести разведывательную работу. Она предполагала сбор политической и военной информации о странах Европы. Наконец, сотрудники групп осуществляли переброску в европейские страны агитационной литературы для активизации там революционного движения.
В 1920 г. сотрудники французских групп работали при Южном бюро ИККИ в Харькове. Они должны были вести агитационно-пропагандистскую деятельность среди франкоговорящих граждан и рабочих. В частности, такая деятельность проводилась в Донецком угольном бассейне, где трудились французы и бельгийцы. Кроме того, сотрудники Бюро пытались устанавливать связи с зарубежными коммунистами с целью развития революционного движения в странах Восточной Европы.
В том же, 1920 г., была создана Французская группа в Петрограде. Как показало исследование, агитационная работа группы в этом случае имела скромные результаты. Большую значимость имела деятельность ее сотрудников при Бюро Коммунистического интернационала, где они занимались публикационной и переводческой деятельностью.
Несмотря на то, что в России существовало несколько, казалось бы, самостоятельных французских групп, их работа велась во взаимодействии. Ряд сотрудников сосредоточились либо на переводах, либо на составлении пропагандисткой литературы (П. Паскаль, М. Боди, Р. Маршан, А. Гильбо, Р. Пети), другие осуществляли устную агитацию среди компатриотов и военнослужащих (Ж. Садуль, Ж. Лябурб, С. Жиро). Подобная деятельность, безусловно, имела результаты, однако они были незначительными: лишь немногое число французских граждан примкнуло к большевикам.
Создание французских групп совпало с разрывом осенью 1918 г. дипломатических связей между Францией и революционной Россией. В этой ситуации сотрудники группы нередко стали выполнять квази-консульские функции, встав на защиту соотечественников. Им удалось спасти немало своих сограждан от суда, расстрела и голодной смерти.
Одной из важнейших задач французских коммунистических групп в России стала помощь большевикам в организации деятельности Третьего Интернационала. Лидеры большевиков полагали, что привлечение членов групп к подобной работе позволит заложить основу для создания коммунистической партии во Франции.
На Первом конгрессе Коминтерна в 1919 г. Французская группа Москвы была призвана представлять французское рабочее движение в целом, создавая тем самым видимость поддержки французским пролетариатом Третьего интернационала.
В 1920 г. сотрудники Французской группы Петрограда и члены французских групп, работавшие в Южном бюро в Харькове, активно привлекались для организации Второго конгресса Коминтерна. Ряд сотрудников проводил активную работу с тем, чтобы убедить французских делегатов примкнуть к большевикам. Однако реальность заключалась в том, что эти активисты были изолированы от французского рабочего движения. Их функции постепенно свелись к обеспечению дополнительного канала связи между РКП (б) и СФИО. Благодаря расширению и активизации этого канала большевикам удалось установить неофициальные контакты с лидерами французской оппозиции в лице социалистов, с которыми сотрудники группы поддерживали связь по переписке. Следует признать, что появление в конце 1920 г. ФКП стало результатом, в том числе, и этих контактов.
Тем не менее, нельзя не заметить, что на конгрессе СФИО в Туре в декабре 1920 г., предшествующем созданию ФКП, никто даже не упомянул о существовании в России «представителей» французского пролетариата : для французских социалистов этот канал связи большого интереса не представлял.
Центральная федерация иностранных групп прекратила свое существование уже к маю 1920 г. Созданный в марте 1919 г. Третий интернационал, укрепление власти большевиков и военные успехи Краснойармии предопределили реорганизацию Федерации. Еще в феврале 1920 г. на заседании Центральной федерации иностранных групп было принято решение расформировать все языковые отделения при Центральном бюро РКП (б). Сотрудники иностранных групп теперь стали числиться в Отделе пропаганды. Что касается собственно французских коммунистических групп в России, то они распались на рубеже 1920-1921 гг. после создания компартии во Франции, а их сотрудники либо вернулись на родину, либо растворились в РКП (б).
В диссертации обозначен круг сотрудников французских коммунистических групп, выявлены их происхождение, воссозданы обстоятельства их прибытия в Россию и охарактеризованы их идейно-политические взгляды. Основу групп составляли французские военные и эмигранты. Военнослужащие (Ж. Садуль, П. Паскаль, Р. Пети, М. Боди, Р. Дейме, Ж. Гельфер) прибыли в царскую Россию в составе Французской военной миссии, которая выполняла союзнические обязательства в ходе Первой мировой войны. Эти военные, за исключением П. Паскаля, оказались в России впервые. Что касается французских эмигрантов то, что они оказались в России в разное время и при разных обстоятельствах. Большинство из них на момент вступления в группы прожили в России дольше, чем во Франции (Ж. Лябурб, А. Барбере, Р. Шапоан, Р. Барбере, С. Жиро, М.-Л. Пети). Они являлись французами, скорее, только этнически; в ментальном и культурном отношении в большей степени были природными россиянами.
Р. Маршан и А. Гильбо приехали в Россию, уже имея богатый опыт политической и журналистской деятельности. Другие (Ж. Цукорсия, Э. Розье, Булай, С. Коста, Рулье, Бомбой, Лавали, Леру, Дик, Николау и В. Серж) также являлись эмигрантами, вошедшими в группы в 1919-1920 гг., но представляли собою, скорее, временных «попутчиков» и не входили в основной состав группы.
В социальном плане установлено, что только четверо из сотрудников групп были выходцами из обеспеченных семей (П. Паскаль, Р. Маршан, А. Гильбо и Ж. Садуль). Остальные происходили из семей со скромным доходом.
В диссертационном исследовании основные члены французских групп были распределены по профессиональному признаку. Результаты оказались следующими: шесть были ремесленниками (Цукория, Дейме, Р. Шапоан, Рулье, М. Боди), трое рабочими (Р. Пети, Ж. Гельфер, Э. Розье), четверо были учительницами французского языка (Ж. Лябурб, Р. Барбере, М.-Л. Пети и С. Жиро) и один был студентом (А. Барбере). Пятерых сотрудников французских групп можно отнести к интеллектуалам (С. Коста, П. Паскаль, А. Гильбо, Ж. Садуль, Р. Маршан, В. Серж). Таким образом, в группы входило шесть человек из рабочего класса, девять можно отнести к среднему классу и пять - к представителям высших групп общества.
Кроме того, следует иметь в виду, что многие из сотрудников групп не были этническими французами, а лишь людьми, владеющими французским языком, соответственно данное объединение выступает скорее языковым, лингвистическим, чем национальным.
Решение этих людей остаться в России после свершения Октябрьского переворота кардинально изменило их жизнь. Многие из них оказались вдали от семьи, детей, друзей, родной страны. Главной причиной для некоторых остаться и реализовать свой жизненный потенциал в России оказалось то, что они были заочно приговорены к смертной казни за дезертирство или госизмену (Ж. Садуль, П. Паскаль, Р. Пети, М. Боди, А. Гильбо). Но сам факт того, что эти люди решились на подобное (дезертирство и формальную измену родине), был предопределен их благородными устремлениями к скорейшему завершению мировой войны, прекращению страданий народов, воцарению всеобщего мира и социальной справедливости.
По мнению сотрудников французских коммунистических групп, большевики были продолжателями идей Французской революции и Парижской коммуны. Для них, как и для миллионов сторонников революции, происходившее в России воспринималось как осуществление мечты о новом и гармоничном обществе. Революция несла с собой надежду на социальное и политическое переустройство мира. Эти грезы старого социалистического движения, казалось, становились реальностью, и французские активисты, как и многие их современники, не сомневались, что дни капитализма сочтены . Наконец, не стоит забывать, что многие члены французских групп были молоды и обладали невероятным чувством свободы. Принимая решение примкнуть к большевикам, они жаждали быть вовлеченными в водоворот великих событий, способных перевернуть и изменить мир.
Однако, вступив во французские группы и занимаясь агитационно-пропагандистской деятельностью в России, все их сотрудники были не столько идеологическими приверженцами большевизма, сколько приверженцами социалистической идеи как таковой, а нередко и патриотами своей страны. Многие из них полагали, что, если они не поддержат русскую революцию, то предадут и свою родину, также отягощенную социальными и политическими проблемами. Эти люди, став частью интернационального социалистического движения, одновременно демонстрировали в своих действиях и национальные чувства.
Французские коммунистические группы в России являлись небольшими и достаточно замкнутыми объединениями людей, своего рода коммунами. Однако входившие в них люди придерживались отнюдь не одних и тех же идейно-политических взглядов. В сущности, объединения подобного рода были достаточно необычными, если посмотреть на них через личностные характеристики основных участников.
Юрист-социалист Жак Садуль имел богатое политическое прошлое. Это явно выделяло его среди членов французских групп. Он тесно общался с монархически настроенным бескомпромиссным католиком Пьером Паскалем. Первое время Ж. Садуль был для П. Паскаля своего рода учителем, старшим другом. Это продолжалось до тех пор, пока между ними не произошла ссора по причине религиозных разногласий. При этом изначально вера П. Паскаля как католика нисколько не смущала Ж. Садуля. Он ценил ум и самоотверженность Паскаля и стремился привлечь друга к социализму в надежде, что тот расстанется с религией и выберет марксизм. Под влиянием Садуля Паскаль действительно повернулся к большевикам.
И Садуль, и Паскаль довольно близко общались с либерально настроенным социалистом М. Боди. Последний тоже оказался под влиянием Ж. Садуля. П. Паскаль же ценил Боди за его отзывчивость, доброту и щедрость. При этом атеиста М. Боди также нисколько не смущал католицизм П. Паскаля. Наконец, Ж. Садуль близко к сердцу принимал страдания русского народа, и это его сближало с русофилами Боди и Паскалем.
Боди и Паскаль, в свою очередь, довольно близко общались с Р. Пети, который души не чаял в Паскале и с ним посещал религиозные службы в России. Однако известно, что Ж. Садуль часто беседовал с аполитичным и верующим католиком Р. Маршаном, в то время как П. Паскаль с ним не был близок, а после конфликта с Ж. Садулем П. Паскаль и вовсе стал близок с крайне левым интеллектуалом А. Гильбо.
Изначально между сотрудниками группы завязалась действительно близкая дружба. П. Паскаль и Ж. Садуль даже проживали некоторое время в одном доме. Этот дом стал своего рода штабом Французской коммунистической группы Москвы, куда М. Боди и Р. Пети ежедневно приходили для выполнения служебных поручений и общения с коллегами. Важно, что дружеские отношения между некоторыми членами групп сохранились и после возращения во Францию (П. Паскаль и М. Боди, М.-Л. Пети и С. Жиро).
Несмотря на то, что на первый взгляд взаимоотношения между сотрудниками группы были хорошими, и чувствовалась идейная общность, уже в 1919 г. между ними стали разрастаться внутренние противоречия, что, как правило, обычно характерно для малых групп. При этом примечательно, что конфликты были обусловлены не различием в социальном происхождении или были связаны с политическими предпочтениями. Они носили характер личностных (в плане противоречий между индивидуальными целями и потребностями) и статусных (борьба за лидерство) разногласий.
К первой категории противоречий можно отнести конфликт Ж. Садуля и П. Паскаля по поводу религиозных предпочтений последнего. Этот конфликт рассорил друзей, и попытки их общего друга М. Боди примирить их не увенчались успехом. Это положило начало разладу внутри всей Французской группы Москвы. Второе разногласие - статусного характера - проявилось в соперничестве Ж. Садуля и А. Гильбо за главенство в организации. Этот конфликт начался с момента приезда А. Гильбо в Россию, когда Ж. Садуль в глазах большевиков становится менее значимой фигурой. Это, без сомнения, и задело амбициозного Ж. Садуля. Весь этот клубок противоречий и положил начало распаду группы Москвы.
Вместе с тем, нельзя не видеть, что внутренний конфликт стал только дополнением к скрываемым до поры до времени противоречиям между Французской группой Москвы и руководством РКП (б). Эти противоречия заключались в следующем. Во-первых, летом 1919 г. сложилась конфликтная ситуация между руководителем Французской секции Бюро ИККИ Н. Нюриным и некоторыми сотрудниками группы (П. Паскалем, А. Гильбо, Р. Пети). Руководитель секции совершенно обоснованно подал жалобу в ЦК партии на своих подчиненных, которые не справлялись с публикационной и переводческой деятельностью и отказывались выполнять поставленные перед ними задачи. Во-вторых, имели место разногласия между ЦК РКП (б) и Французской группой Москвы по вопросу об исключения Ж. Садуля из группы. Как известно, сотрудники группы потребовали пересмотра решения ЦК партии, на что получили отказ. Подобный конфликт оказался достаточно показательным в плане серьезных расхождений между политическими традициями во Франции и уже начавших формироваться советских политических традиций, при которых руководящие органы не считали нужным учитывать мнение подчиненных, но требовали безоговорочного подчинения принятым руководством решениям. Французские активисты, воспитанные в демократической атмосфере, при решении возникавших вопросов жаждали свободы мысли и свободного диалога с членами ЦК РКП (б). Однако с точки зрения нарождавшейся советской бюрократии любое самостоятельно решение и даже самостоятельная мысль автоматически являлись нарушением дисциплины.
Глубокие различия между формировавшейся советской и французской политической культурами предопределили трансформацию взглядов членов французских групп. Большевики и французские активисты, рассуждая о коммунизме, в сущности, говорили о разных проявлениях, казалось бы, одного и того же - мировой социалистической революции. Столкнувшись с большевистскими идеями и методами деятельности, многие сотрудники групп изменили свои воззрения. В ходе этого культурного обмена в их взглядах произошла своеобразная интеграция разных моделей мышления и некий синкретизм идеологий. Это можно проиллюстрировать на примере П. Паскаля, у которого, по выражению Н. И. Бухарина, в голове была «каша из религии и Капитала» . Но этот диссонанс нисколько не мешал самому П. Паскалю считать себя большевиком. В свою очередь, нежелание сотрудников группы подчиняться дисциплине в партии показало невозможность «диалога культур» в рамках РКП (б). Приобщаясь к идеям большевиков, французские активисты восприняли их отнюдь не полностью, но создали в своем сознании некий новый гибрид.
Ряд сотрудников французских групп, условно приняв с оговорками и надеждой на дальнейшее послабление советского режима идеи большевиков, остались только их «попутчиками». На их глазах после упрочения власти большевиков в ходе Гражданской войны произошло жестокое подавление Кронштадтского восстания. Для многих иностранцев это событие показало, что утверждения советской власти о необходимости демократических методов управления оказались лживыми. В тот момент, когда, казалось, отпала нужда в диктатуре страха, РКП (б) напротив его усилила. Иностранцы же, примкнувшие к большевикам, видели будущее за коммунизмом, лишенным тотального контроля власти над обществом и ориентированным на европейские ценности. Подобное проявление силы со стороны руководства РКП (б) оттолкнуло от них некоторых французских активистов, которые утратили надежду на адаптацию лидеров большевиков к западным ценностям, и отреклась от коммунизма. Такими разочарованными оказались, к примеру, П. Паскаль и М. Боди, которые вышли из партии и прекратили всякую политическую деятельность. Разочарование постигло и других - А. Гильбо, В. Сержа и Р. Маршана, временно примкнувших к большевикам.
И все же среди сотрудников французских групп были и те, кто остался верным коммунизму в интерпретации РКП (б), - Ж. Садуль, С. Жиро, Р. Шапоан, Р. Пети, Р. Барбере, М.-Л. Пети. Они продолжили работу в коммунистических партиях СССР и Франции. Примером могут служить судьбы Ж. Садуля и С. Жиро, для которых удовлетворение собственных политических амбиций взяло верх над политическими принципами. Но Ж. Садуль в то же время, надеясь на смягчение советского режима, продолжал верить в коммунистическую перспективу. Другие же, как П. Паскаль и М. Боди, более последовательно настроенные против насилия со стороны власти, модель большевиков не приняли.
Французский историк Ф. Фюре совершенно точно охарактеризовал коммунизм, который, по его словам, является таким домом, куда из поколения в поколение в течение века, в зависимости от обстоятельств, одни входили, другие же выходили . Действительно, видя революционные перемены, происходившие к востоку от Западной Европы, многие европейские интеллектуалы их активно приветствовали. Они также полагали, что подобные революции произойдут по всему миру, и новая модель построения общества постепенно станет универсальной. Революцию они воспринимали как торжество свободы. Подобным образом обстояло дело и с членами французских коммунистических групп, которые перешагнули национальные рамки своего социализма, были убеждены, что находятся в начале новой эры мирового братства. Захваченные водоворотом событий и оставшись в России, они отнюдь не стали предателями своей родины. Они ощущали, что мир потрясен до самых своих основ и необходимы всеобщие перемены. Так, к примеру, далекие от марксизма П. Паскаль, А. Гильбо и Р. Маршан, оказавшись в России, стали чуть ли не фанатиками большевизма. Принадлежа к среде интеллектуалов, они чувствовали, как рушатся сами основы западной цивилизации. Осознание этого упадка и жажда перемен подталкивали их к принятию и созданию чего-то совершенно нового. Это и стало движителем той трансформации идейно-политических взглядов сотрудников французских групп, которые буквально пропустив через себя коммунизм большевиков, оказались перед необходимостью его принять или категорически от него отказаться.
Подобные работы
- ФРАНЦУЗСКИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В РОССИИ В 1918-1920 ГГ.: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУДЬБЫ ИХ УЧАСТНИКОВ
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2022 - ИСТОРИЯ ПОЛКА ЛАТЫШСКИХ СТРЕЛКОВ (1915-1920 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Движение дадаизма в социокультурном пространстве европейских государств
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



