Актуальность исследования. Кардинальные социокультурные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, сформировали целый ряд предпосылок, обусловивших необходимость новых подходов в образовании. Одной из таких предпосылок можно считать создание целого ряда образовательных стандартов и федеральных государственных требований для института образования в Российской Федерации.
Согласно заложенным в них метапредметным результатам, у подрастающего поколения необходимо формировать умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и т. д. - всего того, что в педагогике и психологии определяется понятием «общение».
Общение в педагогических исследованиях рассматривается как сложный, многоуровневый процесс установления и развития контактов между субъектами. Основу данного процесса составляют потребности субъектов в совместной деятельности, в «выработке единой стратегии действий» (Е. В. Коротаева), которые невозможны без взаимодействия (М. И. Лисина). Взаимодействие рассматривается авторами с разных сторон: как коммуникативный процесс (Т В. Кудимова); как обмен ценностями (И. А. Колесникова); как триединый процесс коммуникации, интеракции и социальной перцепции (Е. И. Рогов).
В рамках педагогики художественного образования исследованием путей установления взаимодействия между композитором и ребенком занимались Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева Л. В. Школяр, художником и зрителем - Т Г. Русакова, Т А. Бреусова. Однако аспекты данной проблемы были раскрыты исследователями только в русле уроков предметной области «искусство» в общеобразовательной школе. Но формирование готовности к общению может, по мнению А. П. Ершовой, В. М. Букатова, Н. М. Агеевой, Л. А. Баренбойма, О. В. Бочкоревой, реализоваться не только в рамках общеобразовательных школ, но и во внеучебных объединениях, в том числе в музыкальных школах, школах искусств, в детских концертных организациях (образцовых коллективах, детских филармониях).
Среди способов и средств формирования взаимодействия выделяются те, которые связаны с художественной деятельностью человека. В самой такой деятельности М. С. Каган выделяет художественное общение, в основе которого лежит диалог, описанный в работах философов М. М. Бахтина и В. С. Библера. Проблемой разработки концепции художественного общения, в опоре на идеи М. С. Кагана, занимались И. А. Джидарьян, В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. Указанные авторы рассматривали художественное общение в общефилософском аспекте (работы носили фундаментальный характер), описывая его структуру, виды, функции, подчеркивая, что оно невозможно без такого феномена, как взаимодействие.
На необходимость формирования готовности к взаимодействию в русле художественного диалога и художественного общения указывали такие авторы, как Т. Г. Русакова, Л. П. Казанцева, В. Н. Холопова, Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, А. М. Чабаева. В свою очередь, Б. М. Неменский, Е. М. Торшилова, А. А. Мелик-Пашаев подчеркивали, что в искусстве воплощается опыт человеческого отношения к миру. Зритель, воспринимая произведения искусства, вступает во взаимодействие с автором, обмениваясь с ним ценностями и смыслами. Все эти идеи позволяют утверждать, что формы совместного общения и творчества в художественной деятельности имеют наибольший потенциал для формирования художественного общения.
Самым естественным путем формирования художественного общения в детских формах творчества являются совместные занятия сверстников в коллективных видах деятельности, в том числе и музыкальных, и в частности - в ансамбле (ensemble - «вместе»). Занятия в ансамбле создают естественную среду для формирования готовности к взаимодействию. С изменением возраста детей меняются характер и сложность занятий, но коллективные виды деятельности сопровождают ребенка всю жизнь.
Ансамблевое исполнительство в музыкальном искусстве, как указывают Р Р Давидян, Б. К. Караев, Р К. Хурматуллина, Л. Л. Дедук и др., является промежуточным между коллективным и сольным творчеством. Участие в ансамбле уравновешивает личные и коллективно-групповые начала - это позволяет самовыражаться каждому участнику, проявляя свою самость через ощущения целостности и совместности бытия и творчества. Созданный в ансамблевом исполнительстве опыт сольного и коллективного музицирования приводит учащихся к профессиональному росту и способствует успешному вхождению в большие оркестры, где необходимы умения играть сольно, а также выстраивать взаимодействия с другими участниками коллектива, вступая с ними в художественное взаимодействие.
В вопросах развития художественного общения у младших школьников в ансамблевой деятельности есть своя специфика, обусловленная возрастными особенностями детей, уровнем общекультурной развитости, технической подготовленности. Такие авторы, как М. Л. Жулябина, Д. Г. Драгайцева, Д. Д. Благой в своих работах указывают на необходимость формирования художественного общения в процессе коллективного музицирования. Однако на сегодняшний день комплексных методик для формирования готовности к художественному общению у младших школьников в процессе ансамблевого музицирования не существует. Такие методики существуют для формирования художественного общения у взрослых исполнителей или обучающихся исполнительскому искусству студентов (А. Д. Готлиб, Е. П. Лукьянова, Л. А. Казахватова, Г. Г. Сибирякова).
Таким образом, возникают противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью в формировании готовности к общению и недостаточной разработанностью средств формирования готовности к общению в русле педагогики художественного образования;
- на научно-педагогическом уровне - между разработанностью проблем общения и взаимодействия в педагогике и недостаточной разработанностью их в рамках педагогики художественного образования;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью разработки методик, способствующих формированию готовности к художественному общению у младших школьников в творческой деятельности, и недостаточностью таких методик в системе дополнительного художественного образования.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: поиск путей формирования готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля.
Объект исследования: процесс формирования готовности к художественному общению у младших школьников.
Предмет исследования: методика формирования готовности к художественному общению у участников младшей группы ансамбля скрипачей.
Гипотеза исследования: формирование готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля будет успешным если:
- учтена особенность ансамблевого искусства, когда при исполнении на репетициях и концертах необходимо общение между ансамблистами, ансамблистами и дирижером для получения определенного музыкально-творческого продукта;
- в процесс художественного общения вовлекаются такие реальные субъекты, как исполнители, дирижер и слушатели, а также нереальный субъект - автор произведения, включающийся в процесс художественного общения с участниками ансамбля;
- разработана методика, позволяющая младшему школьнику - участ-нику ансамбля - выходить на общение с ансамблистами в процессе испол-нения и по поводу исполнения, а также с авторами музыкальных произве-дений в процессе подготовки ансамблевого произведения к концерту.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической, психолого-педагогической, научно-методической литературы сформулировать содержание понятия «художественное общение» применительно к теме исследования, опреде-лить его виды.
2. Провести анализ литературы по теме «готовность» и сформулиро-вать определение «готовность к художественному общению» в ансамбле-вом исполнительстве.
3. Разработать критерии и показатели для определения уровня сформированное™ готовности к художественному общению.
4. Определить этапы и методы формирования готовности к художественному общению.
5. Проверить эффективность разработанной методики в опытно-поисковой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения психологической концепции деятельности (Л. С. Вы-готский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р Лурия и др.), подходы к изучению понятия «готовность» (М. И. Дьяченко, Л. А. Канды- бович, В. А. Сластенин, Д. Н. Узнадзе, Я. Л. Коломинский), положения концепции художественного общения (М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. И. Дианова), позиции авторов, рассматривающих художественное об¬щение в педагогическом аспекте (Т. Г. Русакова, М. Л. Жулябина, Н. Г. Тагильцева), концепции программ музыкального образования, включающие художественное общение (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. В. Школяр, Г. П. Сергеева), теории ансамблевого исполнительства (И. И. Польская, Т. В. Воскресенская, Т. И. Карнаухова, А. Д. Готлиб, И. Н. Немыкина, Е. П. Лукьянова).
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение музыковедческих, психолого-педагогических исследований по проблеме исследования;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование, беседа, творческое задание, наблюдение, методы математической обработки с помощью критерия Манна-Уитни.
База исследования. В исследовании приняли участие 85 человек (участников скрипичных ансамблей и руководителей: ГАУК СО Свердловская государственная детская филармония (далее - ГАУК СО СГДФ), ЕДШИ № 15, ДМШ № 2 им. М. И. Глинки, ДШИ № 12, ДМШ № 7 им. С. В. Рахманинова г. Екатеринбурга, ДШИ № 1 г. Березовский Свердловской области). В соответствии с поставленными задачами выборка была разделена на четыре группы: экспериментальная группа - 26 человек; контрольная группа I - 23 человека; контрольная группа II - 24 человека; группа экспертов - 12 человек.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа на протяжении 2017-2021 гг.
На первом этапе (2017-2018 гг.) осуществлялся анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; формулировались проблема и тема исследования, определялись его цель, объект, предмет, гипотеза, концептуальная основа, научный аппарат. Создавался диагностический инструментарий для опытно-поисковой работы.
На втором этапе (2018-2019 гг.) разрабатывалась процедура диагностирования сформированное™ готовности к художественному общению, проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы, включающий диагностику сформированности готовности к художественному общению у младших школьников в классе скрипичного ансамбля. Разрабатывалась и внедрялась методика формирования готовности к художественному общению.
На третьем этапе (2019-2021 гг.) проводились итоговый этап опыт-но-поисковой работы, обработка результатов, анализ, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Выделены виды художественного общения, осуществляемые в ансамблевом исполнительстве: диалог с «квазисубъектом» между композитором и исполнителями в процессе восприятия и работы над произведением; межличностное художественное общение во время репетиционного процесса ансамблистов - восприятия произведения и исполнения; межличностный диалог по поводу произведения в процессе воссоздания авторской концепции на репетиции.
2. Определено понятие готовности к художественному общению как настроенности субъекта на взаимодействие между исполнителями в ходе восприятия произведения искусства, исполнителями-ансамблистами и дирижером при воссоздании авторской интерпретации, а также между исполнителями и автором в ходе восприятия и подготовки произведения к концерту.
3. Разработана методика формирования готовности к художественному общению у детей младшего школьного возраста участников скрипичного ансамбля, включающая три этапа: 1) технический, направленный на совершенствование технических навыков учащихся и знакомство с произведениями и их авторами (методы: интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, ролевая игра и упражнения); 2) коммуникационный, направленный на формирование взаимодействия между всеми участниками ансамбля и автором произведения (методы: беседа, размышление о музыке, проектов, побуждение к сопереживанию, создание художественного контекста); 3) исполнительский, направленный на воссоздание авторской концепции в процессе воспроизведения произведения (метод взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе).
Теоретическая значимость работы:
1. Уточнено понятие «художественное общение», которое является взаимодействием различных субъектов и имеет следующие виды: реальное (субъект-субъектное общение участников ансамбля в процессе размышления о музыкальном произведении и в процессе исполнения музыкального произведения) и «квази» взаимодействие (субъект-субъектное общение участников ансамбля с автором произведения в процессе воссоздания его авторской концепции при подготовке произведения к концертному исполнению).
2. Определено, что ансамбль выступает средством формирования художественного общения, так как ансамблевое исполнительство требует сформированности взаимодействия между исполнителями (ансамблиста- ми, ансамблистами и дирижером), исполнителями и автором.
3. Обоснован комплекс принципов: диалогичности, способствующего взаимодействию и обмену информацией; единства художественного и технического, способствующего воплощению художественного замысла автора детьми, с учетом их технической подготовленности; единства эмоционального и сознательного, способствующего формированию эмоционального отношения к музыке и ее пониманию.
Практическая значимость:
1. Разработана и апробирована диагностика сформированное™ готовности к художественному общению, включающая критерии: готовность к взаимодействию между исполнителями по поводу музыкального произведения; готовность к взаимодействию между участниками в процессе репетиционной работы и исполнения, а также участниками и дирижером в процессе репетиционной работы и исполнения; готовность к общению с автором.
2. Подобран адекватный по уровню сложности, а также соразмерный техническим навыкам нотный материал, необходимый для формирования готовности к художественному общению у младших школьников.
3. Реализован ряд творческих проектов, способствующих закреплению уровня сформированности готовности к художественному общению у участников скрипичного ансамбля.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись на базе ансамбля скрипачей ГАУК СО СГДФ. Материалы диссертационного исследования опубликованы в сборниках научных трудов и конференций разного уровня (16 публикаций), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК МНиВО РФ (4 публикации). Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования Института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
На защиту выносится следующие положения:
1. Художественное общение является взаимодействием различных субъектов и имеет следующие виды: реальное (субъект-субъектное общение участников ансамбля в процессе размышления о музыкальном произведении и в процессе исполнения музыкального произведения) и «квази» взаимодействие (субъект-субъектное общение участников ансамбля с автором произведения в процессе воссоздания его авторской концепции при подготовке произведения к концертному исполнению).
2. Ансамбль, как форма музыкального исполнительства, выступает средством формирования художественного общения, являющегося взаимодействием между исполнителями, исполнителями и дирижером или концертмейстером, исполнителями и автором, и именно оно во многом определяет качество ансамблевого музицирования.
3. Формирование готовности к художественному общению участников скрипичного ансамбля - это педагогический процесс, включающий в себя комплекс методов, используемых педагогом и концертмейстером для стимулирования настроенности субъекта на взаимодействие: между участниками ансамбля в ходе восприятия произведения искусства, ими же и дирижером при воссоздании авторской интерпретации в исполнении, а также между исполнителями-ансамблистами и автором в ходе восприятия и подготовки произведения к концертному исполнению.
4. Методика формирования готовности к художественному общению у младших школьников, реализуемая на занятиях ансамбля скрипачей, включает три этапа. Технический этап, направленный на совершенствование технических навыков учащихся и знакомство с произведениями и их авторами, имеющий задачи: формирование готовности к взаимодействию между участниками, между участниками и дирижером в процессе репетиционной работы, а также приобретение (у тех, кто такими навыками не обладает) и оттачивание (у тех детей, кто уже такие навыки имеет) технических навыков, в том числе навыков ансамблевого исполнительства. На данном этапе используются методы интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, ролевая игра и упражнения. Коммуникационный этап, направленный на формирование взаимодействия между всеми участниками ансамбля и автором произведения, имеющий задачи: формирование готовности к взаимодействию между исполнителями по поводу музыкального произведения и формирование готовности к общению с автором. В данном этапе выделены подэтапы, которые можно назвать «информационный» и «образный». На данном этапе используются методы беседы, размышления о музыке, проектов, побуждения к сопереживанию, создания художественного контекста. Исполнительский этап, направленный на воссоздание авторской концепции в процессе воспроизведения произведения, имеющий задачи: формирование готовности к взаимодействию между участниками, а также между участниками и дирижером в процессе исполнения произведения. На данном этапе используется метод взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической базой, включающей в себя научные разработки в области методологии и методики музыкального образования; использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям и задачам; личным участием автора в педагогическом эксперименте.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Курлапов, М. Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников - участников скрипичного ансамбля / Н. Г. Тагильцева, М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 3. - С. 68-75 (0,5 п.л./0,25 п.л.).
2. Курлапов, М. Н. Понятия и критерии художественного общения / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2020. - № 3. - С. 141-148 (0,4 п.л.).
3. Курлапов, М. Н. Методика формирования навыков художественного общения младших школьников в ансамбле скрипачей / М. Н. Курла- пов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 59-64 (0,3 п.л.).
4. Курлапов, М. Н. Методика формирования готовности к художественному общению как средство повышения исполнительской культуры младших школьников участников скрипичного ансамбля / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 4. - С. 195-198 (0,25 п.л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
5. Курлапов, М. Н. Проектный менеджмент в организации творческой деятельности ансамбля скрипачей / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Музыка и изобразительное искусство: методика преподавания, менеджмент : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. К. П. Матвеевой. - Екатеринбург : [б.и.], 2017. - С. 44-49 (0,75 п.л.).
6. Курлапов, М. Н. Реализация метода проектов в концертной деятельности ансамбля скрипачей Детской филармонии / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Обучение и воспитание: методика и практика 2016/2017 учебного года : сб. материалов XXXII Межд. науч.-практ. конф., Новосибирск, 28 февраля, 10 марта 2017. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2017. - С. 33-41 (0,5 п.л.).
7. Курлапов, М. Н. Свердловская государственная детская филармония: история и современность / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Педагогика и образование в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития : сб. науч. трудов по материалам II Межд. пед. форума молодых ученых, Екатеринбург, 2017. - Екатеринбург : НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 31-39 (0,5 п.л.).
8. Курлапов, М. Н. Обучение в ансамбле скрипачей как способ формирования коммуникативных навыков / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Сборник статей научно-информационного центра «Знание» по материалам XXXV Межд. НПК «Развитие науки в XXI веке», г. Харьков, 3 часть : сборник со статьями (академический уровень). - Xарь- ков : Научно-информационный центр «Знание», 2018. - С. 48-52 (0,6 п.л.).
9. Курлапов, М. Н. Педагогические условия организации художественного общения участников детского скрипичного ансамбля / М. Н. Курлапов, Н. Н. Сергеева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире : материалы VI межд. науч.-практ. конф. молодых ученых на иностранных языках, Екатеринбург, 14 марта 2019. Ч. III / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Н. Н. Сергеевой. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - С. 57-60 (0,5 п.л./0,25 п.л.).
10. Курлапов, М. Н. Реализация метода проектов при обучении в классе скрипичного ансамбля в детской музыкальной школе / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Danish scientific journal. - 2018. - № 11. - С. 44-47 (0,25 п.л.).
11. Курлапов, М. Н. Занятия в ансамбле скрипачей как способ формирования коммуникативных навыков / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Музыкальное и художественное образование в современном евразийском культурном пространстве : междунар. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. Л. В. Матвеевой. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - С. 51¬57 (0,7 п.л.).
12. Курлапов, М. Н. Проектный менеджмент как технология управления творческим коллективом / М. Н. Курлапов, Н. Ю. Перевышина. -
Текст : непосредственный // Проектная деятельность как модель образовательного пространства детских школ искусств : материалы межрегиональной очной научно-практической конференции / науч. ред. Н. Ю. Перевышина, отв. ред. М. Ю. Мерзлова. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - С. 56-64 (1,13 п.л.).
13. Курлапов, М. Н. Формирование взаимодействия между участниками и дирижером в ансамблевой деятельности / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика : материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета, г. Москва, 15-23 апреля 2020 г. / под ред. С. М. Низамутдиновой. - М. : УЦ Перспектива, 2020. - С. 82-88 (0,7 п.л.).
14. Курлапов, М. Н. Направления работы, способствующие формированию навыков художественного общения у младших школьников в классе скрипичного ансамбля / М. Н. Курлапов. - Текст : непосредственный // Современное образование: размышления, взгляды и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Астрахань : Профессиональная наука, 2020. - С. 93-97 (0,6 п.л.).
15. Курлапов, М. Н. Цифровые технологии в развитии ансамблевой музыкальной культуры участников струнного ансамбля / Н. Г. Тагильцева, М. Н. Курлапов, Цзя Цзифэн. - Текст : непосредственный // Advances in social science, education and humanities research Proceedings of the Interna-tional Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). - 2020. - P. 57-61 (0,6 п.л./0,2 п.л.).
16. Курлапов, М. Н. Применение метода «мини-концерт» в практической деятельности ансамбля скрипачей / М. Н. Курлапов. - Текст : электронный // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Казань, 2020. - С. 421-426 (0,75 п.л.). - URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/viewer?file=163418;F_iskhudobr2020_421_425.pd f&sequence=-1&isAllowed=y.