Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа учителя по преодолению страха неудачи на уроках у младших школьников( Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)

Работа №102726

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы31
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено онлайн-анкетирование.
Выборка: 50 педагогов (32 женщины и 18 мужчин, возраст – от 23 до 56 лет, опыт работы учителем начальных классов не менее 1 года).
Есть приложение (анкета).

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы преодоления страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 5
1.1 Страх неудачи как причина снижения успеваемости детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методы и приемы борьбы со страхом неудачи, применяемые учителем в ходе урока для младшего школьного возраста 9
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Методика преодоления страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 13
2.1 Анализ современного опыта работы учителей по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 13
2.2 Методические советы учителю начальных классов по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 19
Заключение 25
Литература 28
Приложение 31


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью внимания учителей начальных классов к страху неудачи как фактору недостаточной успеваемости младших школьников. Страх неудачи – один из самых распространенных детских страхов у детей, относящихся к младшим школьникам, поскольку с поступлением в школу дети сталкиваются с новыми условиями образовательной деятельности и социального взаимодействия, которые способны продуцировать тревожность, замкнутость, низкую самооценку и в конечном итоге – недостаточную успеваемость. Несмотря на очевидно негативное влияние страха неудачи на успеваемость, многие педагоги на практике уделяют недостаточное внимание данной проблеме, в связи с чем она требует научно-теоретического осмысления и выработке методических рекомендаций по преодолению и коррекции страха неудачи у младших школьников.
Проблемой детских страхов занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги, такие как: А.С. Спиваковская, Рэчмен, Х. Хекхаузен,Ф. Риман, О. Маурер, Дж. Уотсон, З.Фрейд, М. Миллер, Ч. Спилберг, Черсворд, Грей, Томкинс, Рейнгольд, Боулби, Ю.Е. Алешина, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова, В.Б. Березин, А.М. Панфилова, Р.В. Овчарова, Л.Ю. Неймер, А.М. Прихожан, Н.Н. Кононенко и др. Проблеме страха неудачи в учебной деятельности посвящены работы таких отечественных авторов, как: П.К. Анохин, Н.А. Богачкина, В.А. Иванников, А.В. Карпов, А.Г. Маклаков, Г.С. Никифоров, Ю.М. Орлов и др. Однако в этих работах не раскрыты особенности страха неудач именно у младших школьников, что подчеркивает теоретическую значимость настоящего исследования.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста (учащиеся 1-4 классов).
Предмет исследования: страх неудачи как фактор недостаточной успеваемости у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по преодолению и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста учителями начальных классов в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что страх неудачи у младших школьников оказывает существенное негативное влияние на успеваемость, в связи с чем нуждается в психолого-педагогической коррекции и профилактике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность страха неудачи как причины снижения успеваемости детей младшего школьного возраста;
2. Изучить методы и приемы преодоления и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать современную практику использования методов и приемов преодоления и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста учителями начальных классов;
4. Разработать методические рекомендации по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности;
5. Предложить педагогические рекомендации по коррекции страха неудачи.
Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании курсовой работы: общие эмпирические методы исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение), анализ научной литературе по теме исследования, онлайн-анкетирование.
Эмпирическую базу исследования составили 50 педагогов (32 женщины и 18 мужчин в возрасте 23-56 лет).
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем итоги курсовой работы и сформулируем выводы, соответствующие задачам настоящего исследования.
На первом этапе исследования были решены задачи, связанные с выявлением теоретических основ преодоления страха неудачи у младших школьников учителями начальных классов в учебной деятельности. В ходе анализа научной литературы было установлено, что страх неудачи – это опасение ребенка совершить ошибку, неверно выполнить порученное ему задание, и как следствие – получить возможный выговор, столкнуться с недовольством взрослых или неодобрением сверстников. Страх неудачи характерен для младших школьников и существенно влияет на успеваемость в негативную сторону.
Отдельное внимание было уделено причинам возникновения страха неудачи. Выделены следующие причины: повышенная тревожность, психологическая неготовность к школе, низкая самооценка, непродуктивная модель воспитания в семье, проблематичная среда учебной деятельности (отсутствием условий для профилактики и преодоления страха неудачи, напряженной психологической обстановкой в детском коллективе, неприемлемым поведением педагога и т.д.).
Рассмотрены методы борьбы со страхом неудачи в процессе учебной деятельности младших школьников: игровая терапия, обучение навыкам саморегуляции, сказкотерапия, музыкотерапия, нетрадиционное обучение. Также выявлены приемы преодоления страха неудачи: проигрывание тревожных ситуаций, недопущение сравнения ребенка с другими, создание ситуаций успеха, четкая аргументация негативных оценок, учет индивидуальных характеристик ребенка.
На втором этапе исследования были решены задачи, связанные с методикой преодоления страха неудачи у младших школьников. В первую очередь была изучена практика преодоления страха неудачи у младших школьников в педагогической деятельности учителей начальных классов. Проведено анкетирование учителей начальных классов, в ходе которого получены следующие выводы:
1. Подавляющее большинство педагогов считает страх неудачи важнейшей педагогической проблемой, требующей пристального внимания от учителей начальной школы;
2. Чаще всего учителя наблюдают страх неудачи у своих учеников. Лишь малая часть респондентов не сталкивалась с таким страхом у младших школьников в своей педагогической практике;
3. Наиболее распространенные в практике учителей методы коррекции страха неудачи – это игровые методы, индивидуальный подход и сказкотерапия, наименее распространены нетрадиционные методы;
4. Наиболее распространенные в практике учителей приемы коррекции страха неудачи – это недопущение сравнения детей, аргументация негативной оценки, проигрывание ситуаций неудачи;
5. Подавляющее большинство педагогов считают, что профилактика страха неудачи у младших школьников необходима, причем некоторые считают ее необходимой для всех детей, другие – только для тех, у кого имеются явные признаки страха неудачи;
6. Большинство педагогов убеждены, что страх неудачи негативно влияет на успеваемость младших школьников, причем около трети считают это одним из самых важных факторов плохой успеваемости.
Выводы анкетирования доказывают гипотезу исследования: страх неудачи у младших школьников оказывает существенное негативное влияние на успеваемость, в связи с чем нуждается в психолого-педагогической коррекции и профилактике.
С учетом полученных выводов были разработаны методические рекомендации по преодолению страха неудачи у младших школьников: оценка влияния страха неудачи на успеваемость; использование креативных педагогических технологий в преодолении страха неудачи; формирование и обеспечение особых педагогических условий учебной деятельности; систематическая диагностика страха неудачи; отслеживание динамики преодоления страха неудачи.
Также разработаны педагогические рекомендации по коррекции страха неудачи: профилактика тревожности в учебной деятельности; взаимодействие с родителями для их консультирования по вопросам страха неудачи; психологическое сопровождение педагогической деятельности; выделение проблемных аспектов учебной деятельности.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.



1. Абдрахманова, О.Б., Бенелли, Л.Н. Нетрадиционные техники рисования как одно из условий формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Весеннее созвездие. Сборник статей по материалам I молодёжного научно-практического фестиваля. Отв. редактор Л.Н. Бенелли. Москва, 2022. С. 68-78.
2. Абдуллина, Л.Б., Гребенникова, Н.Л. Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2020. №2. С. 149-151.
3. Андриенко, О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Гуманитарные балканские исследования. 2019. №2. С. 63-65.
4. Бажин, А.С. Результаты эмпирического исследования страхов детей младшего школьного возраста // Современный педагогический взгляд. 2019. № 10 (35). С. 40-51.
5. Велиева, С.В. Гармонизация психических состояний у детей средствами этнокультуры: монография / С. В. Велиева. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2019. - 218 с.
6. Гогицаева, О.У. Влияние семейного воспитания на возникновение страхов у младших школьников : монография / О. У. Гогицаева, В. К. Кочисов, З. Т. Марзоева. - Ульяновск : Зебра, 2021. - 106 с.
7. Гусова, А.Д. Психоэмоциональное развитие как фактор готовности к школе / А. Д. Гусова. - Владикавказ : СОГУ, 2018. - 102 с.
8. Донскова, Е.С. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4. № 1. С. 41-52.
9. Дубатовская, В.М., Ничкова, Л.В. Влияние полоролевых родительских позиций на проявление страхов у младших школьников // Artium Magister. 2020. №1. С. 22-26.
10. Камакина, О.Ю., Кузнецова, П.В. Специфика тревожности младших школьников // Мир, открытый детству. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Науч. редактор Е.В. Коротаева, отв. редактор Л.В. Воронина. Екатеринбург, 2022. С. 154-157.
11. Костина, Л.М. Эффективность психокоррекции ведущего элемента психологической безопасности личности первоклассников различными игровыми техниками // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2 (54). С. 19-24.
12. Кресвелл, К. Спокойные : как помочь детям справиться со страхами и тревогой / Кэти Кресвелл, Люси Уиллеттс ; перевод с английского Ирины Матвеевой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 258 с.
13. Кривошапкина, Ю.Г., Находкин, В.В. Детские страхи и причины их возникновения // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 3. С. 110-113.
14. Кузнецова, Е.В. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и проявление страхов у детей младшего возраста // Вопросы педагогики. 2021. №4. С. 196-199.
15. Лозицкая, Е.Ю., Краснова, Л.В. Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии // Молодежь и научно-технический прогресс в современном мире. Сборник материалов XI-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. 2022. С. 209-212.
16. Мартынова, Т.Н. Страхи детей младшего школьного возраста и их коррекция // Современные направления научных исследований. 2021. С. 97-102.
17. Николаева, Е.С. Особенности страхов в младшем школьном возрасте // Вестник научных конференций. 2020. № 1-3 (53). С. 106-109.
18. Оганесова, Н.Л., Пономарева, Е.Ф. Причины возникновения детских страхов в младшем школьном возрасте // Наукосфера. 2022. №3. С. 148-152.
19. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологиче- ская природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с.
20. Продовикова, А.Г. Эмоциональные и личностные расстройства в детском возрасте: монография / А.Г. Продовикова. - Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. - 118 с.
21. Симдянкина, Е.К. Особенности возникновения школьной тревожности у младших школьников // Постулат. 2019. № 12 (50). С. 32.
22. Сушко, Е.Ю. Своеобразие детских страхов // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 6 (43). С. 139-140.
23. Чмелева, З.А. Психолого-педагогические условия эмоционального развития младших школьников средствами музыкотерапии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-3 (56). С. 149-152.
24. Шаврина, Т.А. Содержательные особенности школьных страхов детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки, общества и образования. 2022. №2. С. 293-297.
25. Яблокова, А.В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе : монография / А. В. Яблокова. - Вологда : ВоГУ, 2021. - 151 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ