Работа учителя по преодолению страха неудачи на уроках у младших школьников( Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
|
Проведено онлайн-анкетирование.
Выборка: 50 педагогов (32 женщины и 18 мужчин, возраст – от 23 до 56 лет, опыт работы учителем начальных классов не менее 1 года).
Есть приложение (анкета).
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы преодоления страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 5
1.1 Страх неудачи как причина снижения успеваемости детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методы и приемы борьбы со страхом неудачи, применяемые учителем в ходе урока для младшего школьного возраста 9
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Методика преодоления страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 13
2.1 Анализ современного опыта работы учителей по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 13
2.2 Методические советы учителю начальных классов по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 19
Заключение 25
Литература 28
Приложение 31
Выборка: 50 педагогов (32 женщины и 18 мужчин, возраст – от 23 до 56 лет, опыт работы учителем начальных классов не менее 1 года).
Есть приложение (анкета).
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы преодоления страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 5
1.1 Страх неудачи как причина снижения успеваемости детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методы и приемы борьбы со страхом неудачи, применяемые учителем в ходе урока для младшего школьного возраста 9
Выводы по главе 1 12
Глава 2. Методика преодоления страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 13
2.1 Анализ современного опыта работы учителей по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 13
2.2 Методические советы учителю начальных классов по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности 19
Заключение 25
Литература 28
Приложение 31
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью внимания учителей начальных классов к страху неудачи как фактору недостаточной успеваемости младших школьников. Страх неудачи – один из самых распространенных детских страхов у детей, относящихся к младшим школьникам, поскольку с поступлением в школу дети сталкиваются с новыми условиями образовательной деятельности и социального взаимодействия, которые способны продуцировать тревожность, замкнутость, низкую самооценку и в конечном итоге – недостаточную успеваемость. Несмотря на очевидно негативное влияние страха неудачи на успеваемость, многие педагоги на практике уделяют недостаточное внимание данной проблеме, в связи с чем она требует научно-теоретического осмысления и выработке методических рекомендаций по преодолению и коррекции страха неудачи у младших школьников.
Проблемой детских страхов занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги, такие как: А.С. Спиваковская, Рэчмен, Х. Хекхаузен,Ф. Риман, О. Маурер, Дж. Уотсон, З.Фрейд, М. Миллер, Ч. Спилберг, Черсворд, Грей, Томкинс, Рейнгольд, Боулби, Ю.Е. Алешина, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова, В.Б. Березин, А.М. Панфилова, Р.В. Овчарова, Л.Ю. Неймер, А.М. Прихожан, Н.Н. Кононенко и др. Проблеме страха неудачи в учебной деятельности посвящены работы таких отечественных авторов, как: П.К. Анохин, Н.А. Богачкина, В.А. Иванников, А.В. Карпов, А.Г. Маклаков, Г.С. Никифоров, Ю.М. Орлов и др. Однако в этих работах не раскрыты особенности страха неудач именно у младших школьников, что подчеркивает теоретическую значимость настоящего исследования.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста (учащиеся 1-4 классов).
Предмет исследования: страх неудачи как фактор недостаточной успеваемости у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по преодолению и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста учителями начальных классов в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что страх неудачи у младших школьников оказывает существенное негативное влияние на успеваемость, в связи с чем нуждается в психолого-педагогической коррекции и профилактике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность страха неудачи как причины снижения успеваемости детей младшего школьного возраста;
2. Изучить методы и приемы преодоления и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать современную практику использования методов и приемов преодоления и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста учителями начальных классов;
4. Разработать методические рекомендации по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности;
5. Предложить педагогические рекомендации по коррекции страха неудачи.
Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании курсовой работы: общие эмпирические методы исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение), анализ научной литературе по теме исследования, онлайн-анкетирование.
Эмпирическую базу исследования составили 50 педагогов (32 женщины и 18 мужчин в возрасте 23-56 лет).
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Проблемой детских страхов занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги, такие как: А.С. Спиваковская, Рэчмен, Х. Хекхаузен,Ф. Риман, О. Маурер, Дж. Уотсон, З.Фрейд, М. Миллер, Ч. Спилберг, Черсворд, Грей, Томкинс, Рейнгольд, Боулби, Ю.Е. Алешина, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова, В.Б. Березин, А.М. Панфилова, Р.В. Овчарова, Л.Ю. Неймер, А.М. Прихожан, Н.Н. Кононенко и др. Проблеме страха неудачи в учебной деятельности посвящены работы таких отечественных авторов, как: П.К. Анохин, Н.А. Богачкина, В.А. Иванников, А.В. Карпов, А.Г. Маклаков, Г.С. Никифоров, Ю.М. Орлов и др. Однако в этих работах не раскрыты особенности страха неудач именно у младших школьников, что подчеркивает теоретическую значимость настоящего исследования.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста (учащиеся 1-4 классов).
Предмет исследования: страх неудачи как фактор недостаточной успеваемости у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по преодолению и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста учителями начальных классов в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что страх неудачи у младших школьников оказывает существенное негативное влияние на успеваемость, в связи с чем нуждается в психолого-педагогической коррекции и профилактике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность страха неудачи как причины снижения успеваемости детей младшего школьного возраста;
2. Изучить методы и приемы преодоления и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста;
3. Проанализировать современную практику использования методов и приемов преодоления и коррекции страха неудачи у детей младшего школьного возраста учителями начальных классов;
4. Разработать методические рекомендации по преодолению страха неудачи младшего школьника в урочной деятельности;
5. Предложить педагогические рекомендации по коррекции страха неудачи.
Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании курсовой работы: общие эмпирические методы исследования (анализ, синтез, классификация, сравнение), анализ научной литературе по теме исследования, онлайн-анкетирование.
Эмпирическую базу исследования составили 50 педагогов (32 женщины и 18 мужчин в возрасте 23-56 лет).
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Подведем итоги курсовой работы и сформулируем выводы, соответствующие задачам настоящего исследования.
На первом этапе исследования были решены задачи, связанные с выявлением теоретических основ преодоления страха неудачи у младших школьников учителями начальных классов в учебной деятельности. В ходе анализа научной литературы было установлено, что страх неудачи – это опасение ребенка совершить ошибку, неверно выполнить порученное ему задание, и как следствие – получить возможный выговор, столкнуться с недовольством взрослых или неодобрением сверстников. Страх неудачи характерен для младших школьников и существенно влияет на успеваемость в негативную сторону.
Отдельное внимание было уделено причинам возникновения страха неудачи. Выделены следующие причины: повышенная тревожность, психологическая неготовность к школе, низкая самооценка, непродуктивная модель воспитания в семье, проблематичная среда учебной деятельности (отсутствием условий для профилактики и преодоления страха неудачи, напряженной психологической обстановкой в детском коллективе, неприемлемым поведением педагога и т.д.).
Рассмотрены методы борьбы со страхом неудачи в процессе учебной деятельности младших школьников: игровая терапия, обучение навыкам саморегуляции, сказкотерапия, музыкотерапия, нетрадиционное обучение. Также выявлены приемы преодоления страха неудачи: проигрывание тревожных ситуаций, недопущение сравнения ребенка с другими, создание ситуаций успеха, четкая аргументация негативных оценок, учет индивидуальных характеристик ребенка.
На втором этапе исследования были решены задачи, связанные с методикой преодоления страха неудачи у младших школьников. В первую очередь была изучена практика преодоления страха неудачи у младших школьников в педагогической деятельности учителей начальных классов. Проведено анкетирование учителей начальных классов, в ходе которого получены следующие выводы:
1. Подавляющее большинство педагогов считает страх неудачи важнейшей педагогической проблемой, требующей пристального внимания от учителей начальной школы;
2. Чаще всего учителя наблюдают страх неудачи у своих учеников. Лишь малая часть респондентов не сталкивалась с таким страхом у младших школьников в своей педагогической практике;
3. Наиболее распространенные в практике учителей методы коррекции страха неудачи – это игровые методы, индивидуальный подход и сказкотерапия, наименее распространены нетрадиционные методы;
4. Наиболее распространенные в практике учителей приемы коррекции страха неудачи – это недопущение сравнения детей, аргументация негативной оценки, проигрывание ситуаций неудачи;
5. Подавляющее большинство педагогов считают, что профилактика страха неудачи у младших школьников необходима, причем некоторые считают ее необходимой для всех детей, другие – только для тех, у кого имеются явные признаки страха неудачи;
6. Большинство педагогов убеждены, что страх неудачи негативно влияет на успеваемость младших школьников, причем около трети считают это одним из самых важных факторов плохой успеваемости.
Выводы анкетирования доказывают гипотезу исследования: страх неудачи у младших школьников оказывает существенное негативное влияние на успеваемость, в связи с чем нуждается в психолого-педагогической коррекции и профилактике.
С учетом полученных выводов были разработаны методические рекомендации по преодолению страха неудачи у младших школьников: оценка влияния страха неудачи на успеваемость; использование креативных педагогических технологий в преодолении страха неудачи; формирование и обеспечение особых педагогических условий учебной деятельности; систематическая диагностика страха неудачи; отслеживание динамики преодоления страха неудачи.
Также разработаны педагогические рекомендации по коррекции страха неудачи: профилактика тревожности в учебной деятельности; взаимодействие с родителями для их консультирования по вопросам страха неудачи; психологическое сопровождение педагогической деятельности; выделение проблемных аспектов учебной деятельности.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.
На первом этапе исследования были решены задачи, связанные с выявлением теоретических основ преодоления страха неудачи у младших школьников учителями начальных классов в учебной деятельности. В ходе анализа научной литературы было установлено, что страх неудачи – это опасение ребенка совершить ошибку, неверно выполнить порученное ему задание, и как следствие – получить возможный выговор, столкнуться с недовольством взрослых или неодобрением сверстников. Страх неудачи характерен для младших школьников и существенно влияет на успеваемость в негативную сторону.
Отдельное внимание было уделено причинам возникновения страха неудачи. Выделены следующие причины: повышенная тревожность, психологическая неготовность к школе, низкая самооценка, непродуктивная модель воспитания в семье, проблематичная среда учебной деятельности (отсутствием условий для профилактики и преодоления страха неудачи, напряженной психологической обстановкой в детском коллективе, неприемлемым поведением педагога и т.д.).
Рассмотрены методы борьбы со страхом неудачи в процессе учебной деятельности младших школьников: игровая терапия, обучение навыкам саморегуляции, сказкотерапия, музыкотерапия, нетрадиционное обучение. Также выявлены приемы преодоления страха неудачи: проигрывание тревожных ситуаций, недопущение сравнения ребенка с другими, создание ситуаций успеха, четкая аргументация негативных оценок, учет индивидуальных характеристик ребенка.
На втором этапе исследования были решены задачи, связанные с методикой преодоления страха неудачи у младших школьников. В первую очередь была изучена практика преодоления страха неудачи у младших школьников в педагогической деятельности учителей начальных классов. Проведено анкетирование учителей начальных классов, в ходе которого получены следующие выводы:
1. Подавляющее большинство педагогов считает страх неудачи важнейшей педагогической проблемой, требующей пристального внимания от учителей начальной школы;
2. Чаще всего учителя наблюдают страх неудачи у своих учеников. Лишь малая часть респондентов не сталкивалась с таким страхом у младших школьников в своей педагогической практике;
3. Наиболее распространенные в практике учителей методы коррекции страха неудачи – это игровые методы, индивидуальный подход и сказкотерапия, наименее распространены нетрадиционные методы;
4. Наиболее распространенные в практике учителей приемы коррекции страха неудачи – это недопущение сравнения детей, аргументация негативной оценки, проигрывание ситуаций неудачи;
5. Подавляющее большинство педагогов считают, что профилактика страха неудачи у младших школьников необходима, причем некоторые считают ее необходимой для всех детей, другие – только для тех, у кого имеются явные признаки страха неудачи;
6. Большинство педагогов убеждены, что страх неудачи негативно влияет на успеваемость младших школьников, причем около трети считают это одним из самых важных факторов плохой успеваемости.
Выводы анкетирования доказывают гипотезу исследования: страх неудачи у младших школьников оказывает существенное негативное влияние на успеваемость, в связи с чем нуждается в психолого-педагогической коррекции и профилактике.
С учетом полученных выводов были разработаны методические рекомендации по преодолению страха неудачи у младших школьников: оценка влияния страха неудачи на успеваемость; использование креативных педагогических технологий в преодолении страха неудачи; формирование и обеспечение особых педагогических условий учебной деятельности; систематическая диагностика страха неудачи; отслеживание динамики преодоления страха неудачи.
Также разработаны педагогические рекомендации по коррекции страха неудачи: профилактика тревожности в учебной деятельности; взаимодействие с родителями для их консультирования по вопросам страха неудачи; психологическое сопровождение педагогической деятельности; выделение проблемных аспектов учебной деятельности.
Таким образом, цель исследования была достигнута ввиду решения всех поставленных задач.
Подобные работы
- Исследование эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста (Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



