Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика календарной прозы А. П. Чехова

Работа №102681

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы249
Год сдачи2022
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Генезис жанров святочного и рождественского рассказа. Святочный и рождественский рассказ в творчестве А. П. Чехова 19
1.1. Фольклорные истоки жанра святочного рассказа 22
1.2. Становление жанра святочного рассказа в XVIII - первой трети XIX вв. 33
1.3. Функционирование жанра святочного рассказа в периодике 1840-х - конца
1890-х гг 42
1.4. Функционирование жанра рождественского рассказа в отечественной
периодической печати 1840-х - конца 1890-х гг 50
1.5. Святочные рассказы А. П. Чехова 59
1.6. Рождественские рассказы А. П. Чехова 80
Глава 2. Жанры новогодней словесности и их трансформация
в прозе А. П. Чехова 115
2.1. Становление и бытование новогодней словесности в 1830-1870-е гг. ... 116
2.2. Новогодняя словесность в периодической печати последних десятилетий
XIX в 131
2.3. Жанры новогодней словесности в творчестве А. П. Чехова 143
Глава 3. Эволюция пасхального жанра в творчестве А. П. Чехова 163
3.1. Жанры пасхальной словесности: становление, признаки,
функционирование в отечественной периодике последней трети XIX в 166
3.2. Пасхальный жанр в прозе А. П. Чехова 174
Заключение 205
Список источников 209
Список использованной литературы 218
Приложения 238
Приложение 1. Жанровая поэтика святочного рассказа писателей-романтиков первой трети XIX в 238
Приложение 2. Рождественские тексты последней трети XIX в., опубликованные в еженедельнике «Нива» (1880-1890-е гг.) 243
Приложение 3. Пасхальные рассказы последней трети XIX в., опубликованные в еженедельнике «Нива» (1880-1890-е гг.)


Настоящая работа посвящена изучению поэтики календарной прозы А. П. Чехова. Под календарной прозой подразумеваются произведения, обусловленные календарной приуроченностью и обладающие сюжетным содержанием, соответствующим определенному празднику. Типологическими признаками календарной словесности являются: 1) тесная связь с той или иной календарной системой (церковной, сельскохозяйственной, светской);
2) устойчивость сюжетных ситуаций, заданная типом жанрового конфликта;
3) отражение праздничной обрядности.
Цель диссертационного исследования - выявление специфики становления и развития жанровой поэтики святочных, рождественских, новогодних и пасхальных прозаических произведений А. П. Чехова.
Генезис и бытование жанров святочных, рождественских и пасхальных рассказов в последние десятилетия (1990-2020-е гг.) вызывают пристальный интерес литературоведов 1. Роль А. П. Чехова в развитии календарных жанров отмечается в трудах А. С. Собенникова, М. Л. Семановой, И. А. Есаулова, Э. М. Жиляковой, С. О. Семенюты и др. Исследователи рассматривают такие аспекты календарного творчества писателя, как антропологический (В. Б. Катаев, B. Я. Линков, И. Н. Сухих, А. П. Чудаков, Л. Н. Синякова), экзистенциальный
(М. М. Одесская, М. Сендерович, П. Н. Долженков, Т. Б. Зайцева, C. А. Кибальник), религиозно-нравственный (А. С. Собенников, Э. М. Жилякова, М. Ранева-Иванова, Е. А. Абрашова), мифопоэтический (М. Ч. Ларионова, Д. Н. Медриш, М. А. Галиева, Е. А. Терехова) и т. д.
Действительно, А. П. Чехов на протяжении всего творческого пути обращался к календарной прозе, которая во многом являлась результатом индивидуального освоения фольклорного материала - как сюжетов и мотивов, так и жанров (былички, сказки, приметы и т. п.). Многие исследователи, в том числе С. Ф. Баранов, И. В. Грачева, М. Ч. Ларионова, Д. Н. Медриш, М. Е. Роговская, С. О. Семенюта, Е. С. Терехова, - отмечают обращение Чехова к традиционным фольклорно-мифологическим представлениям и мотивам . Однако календарное творчество писателя изучено не во всей его полноте. Исследования тех или иных аспектов поэтики этой группы чеховских произведений охватывают в основном ставшие хрестоматийными святочные, рождественские и пасхальные рассказы («В рождественскую ночь», «Кривое зеркало» (оба - 1883), «Ванька», «На пути», «Святою ночью» (все три - 1886), «Страшная ночь» (1887), «Студент» (1894), «Архиерей» (1902) и проч.).
Писатель творчески осваивал традиционную и самую многочисленную группу календарных жанров, а именно: святочный, рождественский и пасхальный рассказы (типологическое разграничение этих жанров получит освещение в основной части работы). Что касается жанров новогоднего, крещенского, троицкого и других рассказов, то они представлены в творчестве А. П. Чехова гораздо реже и практически не образуют устойчивых жанровых групп, поэтому, как правило, остаются вне исследовательского внимания.
Немаловажную роль в актуализации читательского интереса к календарной словесности сыграли выпускаемые издательствами «Никея», «Речь», «Эксмо» сборники святочных, рождественских, пасхальных рассказов для взрослых и детей. Можно говорить о все возрастающем внимании к произведениям, описывающим обрядово-ритуальную сторону народной культуры и затрагивающим мифопоэтическую составляющую русской литературы в целом. Так, набирает популярность мультимедийный проект Р. Папсуева «Сказки Старой Руси», посвященный авторской вселенной, базирующейся на легендах и преданиях Древней Руси . По мотивам славянской мифологии создаются многочисленные фэнтезийные циклы, пользующиеся особой популярностью у подростков и молодых людей.
Актуальность работы обусловлена обращением к литературным жанрам календарной словесности как феноменам культурно-литературного синтеза, способствующим более полному представлению о развитии отечественной словесности от ее истоков до современности.
Кроме того, актуальность исследования объясняется тем, что анализируются востребованные читательской аудиторией известные календарные рассказы А. П. Чехова, вошедшие в круг чтения школьников («Каштанка», «Мальчики», «На страстной неделе» (все три - 1887) и др.). Обращение к жанровому содержанию этих произведений поможет углубить их восприятие в рамках школьной программы, равно как и осмыслить их единство в развитии традиционных тем календарной словесности.
Для того чтобы выявить типологическое своеобразие календарных произведений А. П. Чехова, необходимо обратиться к исследовательской истории календарной словесности в отечественном литературоведении - именно в трудах современных ученых были заложены теоретические основы календарной генологии. Степень научной разработанности темы диссертационного исследования обусловлена усилением научного интереса к календарной прозе, обозначившимся в последнее десятилетие ушедшего века и с того времени поддерживаемым на высоком методологическом уровне. Выход трудов Е. В. Душечкиной, В. Н. Захарова, О. Н. Калениченко, А. А. Кретовой, М. А. Кучерской и др. обозначил проблему календарных жанров в качестве одной из приоритетных в современной науке . Основополагающей для «календарного» направления филологической науки стала монография Е. В. Душечкиной «Русский святочный рассказ: становление жанра» (1995). В ней впервые были рассмотрены жанровые истоки святочного рассказа, определены его функциональные и типологические особенности и прослежена эволюция святочной словесности от XVIII в. до XX в. Жанровому своеобразию святочной словесности посвящены работы Х. Барана, О. Н. Калениченко, М. А. Кучерской, С. Ю. Николаевой и др..
Е. В. Душечкина, а вслед за ней некоторые другие исследователи - М. И. Бондаренко, Т. И. Козина, М. М. Меретукова, - полагают, что формирование канона святочного рассказа приходится на вторую половину XIX в. . В это время календарная словесность активно осваивается периодическими изданиями и появляются первые переводы рождественских произведений Ч. Диккенса. Читательский запрос на «чудесные истории», возникновение моды на жанр неизбежно должны были привести к шаблонизации последнего, использованию готовых сюжетных и композиционных форм и публикации многочисленных пародий на святочные тексты в периодике последней трети XIX века . К этому же периоду можно отнести окончательный разрыв святочной словесности с прозаическими фольклорными жанрами былички и бывальщины, которые сыграли большую роль в становлении и функционировании святочного рассказа . 
Качественно обновить жанр святочного рассказа удается Н. С. Лескову. Роль этого жанра в творческом наследии писателя рассматривалась в работах В. Ю. Троцкого, С. И. Зенкевич, А. А. Кретовой, Е. С. Шкапы и др.. Исследователи выделяют святочные тексты как концептуально и художественно значимую часть корпуса произведений Лескова, выявляют в них роль литературной и культурной традиции, устанавливают их интертекстуальность и определяют художественные приемы, посредством которых обогащается поэтика писателя (автоинтертекстуальность, включение авторской воли в формирование жанрового облика произведения, использование особых композиционных черт, способствующих ослаблению трагического напряжения в святочных рассказах, - например, свойственных водевилю).
А. П. Чехов справедливо считается преемником Н. С. Лескова, усвоившим его бытописательскую традицию и интерес к провинциальной России . В творчестве писателя трансформировались многие типичные мотивы и сюжеты, присущие «каноническому» святочному рассказу, расширились тематические рамки, углубилась проблематика, изменилась природа святочного и рождественского «чуда». Художественным приемам, используемым для обогащения жанра, рассмотрению отличий святочных, рождественских и новогодних текстов писателя от произведений его предшественников, а также органичному включению календарных произведений в художественную картину мира Чехова посвящены работы О. Н. Калениченко, А. В. Кубасова, В. Я. Линкова, А. С. Собенникова, В. И. Тюпы, М. Фрайзе, Л. М. Цилевича, А. П. Чудакова
Особого внимания заслуживает вопрос о взаимодействии жанров святочного, новогоднего и рождественского рассказа. Разброс в жанровых дефинициях таких рассказов довольно большой: от их неразличения - через промежуточное варьирование (один из «младших» жанров является вариантом святочного рассказа) - до признания жанров в качестве самостоятельных.
Так, В. Н. Захаров убежден, что рождественский рассказ не может быть тождествен жанру святочного рассказа ввиду конфессиональных и национальных различий, существующих между западным и русским образами мира . Х. Баран и Н. Н. Старыгина констатируют слияние этих жанров . Мы разделяем позицию Л. Г. Александрова, М. И. Бондаренко, Е. В. Душечкиной, Е. В. Капинос и Е. Н. Проскуриной, которые склонны считать рождественские и новогодние тексты вариантами святочного рассказа.
Е. В. Душечкина уточняет, что к концу XIX в. «термины эти (“святочный рассказ” и “рождественский рассказ”. - Я. О.), как показывает сравнение текстов с разными подзаголовками, вполне взаимозаменяемы, и нередко текст с преобладающими святочными мотивами называется “рождественским рассказом” и наоборот - текст с доминирующими рождественскими мотивами называется “святочным”. Рассказ же, обозначенный как “новогодний”, мог включать в свой символико-семиотический состав семантику как Рождества, так и народных святок. Поэтому в данном случае представляется возможным говорить о едином корпусе текстов, который определяется при помощи самого употребительного из всех названных терминов - “святочный рассказ”».
Пасхальная словесность, наряду со святочной, является разновидностью словесности календарной. Однако пасхальный жанр гораздо менее изучен литературоведами, нежели жанры зимнего праздничного цикла. Возможно, это связано с тем, что Е. В. Душечкина - одна из первых исследователей-систематиков календарной генологии (в частности, святочного рассказа) - отказывается признавать жанровую самостоятельность пасхальных произведений. Ученый утверждает, что «пасхальные рассказы, как правило, разрабатывали те же мотивы, что и рождественские, и не внесли в жанр календарного рассказа ничего существенно нового. Мотив искупительной жертвы, который, казалось бы, должен стать в них доминирующим, встречается не чаще, чем в рождественских текстах, что свидетельствует о вторичности пасхальных текстов по отношению к рождественским» . Более того, автор известной монографии полагает, что пасхальные тексты появились в печати второй половины XIX в. лишь с той целью, чтобы заполнить лакуны в номерах, приуроченных к празднованию Пасхи.
Однако такие исследователи календарной литературы, как И. А. Есаулов, B. Н. Захаров, О. Н. Калениченко, Е. Н. Проскурина, Е. В. Капинос, Т. М. Козина, C. Ю. Николаева, считают недостаточно аргументированным мнение Е. В. Душечкиной о пасхальных жанрах словесного творчества. Мы разделяем их точку зрения: пасхальные тексты, во-первых, имеют притчевую природу и восходят к истокам христианских легенд, апокрифов и житий (в отличие от святочных рассказов, берущих начало в быличках и бывальщинах), а во-вторых, не являются элементами святочной словесности, так как обладают устойчивым набором типологических признаков, отличных от прочих жанров календарной словесности.
Русская же классическая литература, по утверждению В. И. Габдуллиной, хотя и является светской по своей направленности и характеру, однако «органично связана с церковно-книжной традицией, сложившейся на почве православной духовности». Э. М. Жилякова, С. Ю. Николаева, О. Н. Калениченко и др. справедливо указывают на освоение библейских традиций и сюжетов такими писателями, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко и др. Последняя отмечает, что «ориентация писателей всех литературных направлений на духовно-философский смысл праздника Пасхи позволила поставить им в своих произведениях значительные духовные, психологические и философские проблемы». К числу таких писателей можно отнести и А. П. Чехова, который обращался к формам пасхальной словесности с целью осмысления выработанной им аксиологии, последовательно воплощавшейся как в жизни, так и в литературных произведениях. Религиозно-философским исканиям писателя посвящены работы С. Н. Булгакова, В. Я. Линкова, М. М. Одесской, Н. Е. Разумовой, А. С. Собенникова, И. Н. Сухих, М. Фрайзе и др..
Как уже упоминалось, в литературоведении насчитывается достаточное количество теоретических работ, в которых уделено внимание и святочной, рождественской и пасхальной словесности в целом, и ее воплощению в творчестве А. П. Чехова. Однако практически отсутствуют труды, в которых бы рассматривался процесс становления и бытования новогодней словесности как таковой . По-видимому, литературоведы отказывают новогодним текстам в самостоятельности, тогда как, согласно нашим наблюдениям, начиная с 1820-х гг. в периодической печати появляются новогодние очерки, к 1830-1840-м гг. складываются основные компоненты новогоднего жанра, а к концу века новогодний рассказ, подобно прочим жанрам святочной словесности, трансформируется и приобретает особую популярность в периодической печати.
Опираясь на материал новогодних текстов, размещенный в газетах и журналах XIX в., мы выявляем их типологические особенности и сопоставляем с чертами новогодних произведений А. П. Чехова, которые практически оказались за пределами исследовательского интереса чеховедов. Таким образом, новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен анализ святочных и пасхальных произведений А. П. Чехова с привлечением репрезентативного материала отечественной периодической печати (преимущественно второй половины XIX в.) и произведений русских романтиков первой трети XIX в., рассматриваемых в их взаимосвязи с фольклорными и жанровыми традициями календарной словесности.
Исходя из цели настоящего исследования, в нем поставлены следующие задачи:
- исследовать фольклорный генезис жанров святочной словесности в произведениях русских романтиков первой трети XIX в., периодической печати XIX в. (1830-1890-е гг.) и календарном творчестве А. П. Чехова;
- выявить жанрообразующие компоненты святочной, новогодней, рождественской и пасхальной словесности;
проследить динамику развития календарных жанров в прозе А. П. Чехова;
- обозначить основные аксиологические доминанты художественного
мира А. П. Чехова и исследовать их воплощение в поэтике календарной прозы писателя.
Объектом исследования является календарная проза А. П. Чехова.
Предметом настоящей работы являются функционирование и трансформация жанров святочной, новогодней, рождественской и пасхальной словесности в прозе А. П. Чехова.
Материал исследования составили произведения календарной прозы A. П. Чехова: от самого раннего - «Пережитого» (1883) до «Архиерея» (1902). Также в материал работы вошли другие литературные источники, неразрывно связанные с рассматриваемыми праздничными циклами:
1) святочные былички и бывальщины, собранные В. Д. Глебовым, B.П. Зиновьевым, Н. А. Криничной ;
2) святочные рассказы русских романтиков первой трети XIX в. (А. А. Бестужев, М. П. Погодин, А. А. Шаховской);
3) святочные и рождественские тексты, функционирующие в периодической печати 1840-х - конца 1890-х гг.;
4) новогодние рассказы 1830-х - конца 1890-х гг., опубликованные в отечественной периодике;
5) пасхальные рассказы, помещенные в периодике последней трети XIX в.
В корпус календарных текстов А. П. Чехова, которые исследуются в настоящей работе, вошли:
1) рассказы, юморески и прочие «мелочишки», которые сам автор относил к той или иной разновидности календарной прозы в заголовочном комплексе (например, «Кривое зеркало» (святочный рассказ) (1883), «Страшная ночь» (святочный рассказ) (1884), «Ночь на кладбище» (святочный рассказ) (1886) и др.);
2) произведения, жанрово не маркированные писателем, однако содержащие в себе определенные семантико-характерологические признаки святочной, новогодней, рождественской или пасхальной словесности, а также эпизоды, приуроченные к аграрному, церковному или светскому календарю (так, «Ведьма» (1886) рассматривается нами в качестве святочного рассказа, «Гусев» (1890) - в качестве рождественского рассказа, «Он понял!» (1883) привлекается к анализу в ряду пасхальных произведений Чехова);
3) тексты, поддающиеся «календарной» интерпретации только при рассмотрении их в едином системно-смысловом единстве (святочные юморески «Гадальщики и гадальщицы», «Ряженые» (оба - 1883), «Либеральный душка» (1885), «Ряженые» (1886)).
Также материал работы включает собрание писем А. П. Чехова (Т. 1. - Т. 9, 1875 - март 1901 г.).
Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении объема и границ жанров святочного, рождественского, новогоднего и пасхального рассказов, осмыслении их разнообразия и изменений, неизбежно происходивших на протяжении бытования жанров. Обращение к календарной прозе А. П. Чехова позволяет не только выявить типологические черты календарной словесности, реализуемые в его творчестве, но и рассмотреть эволюцию анализируемых жанров, которые играют значительную роль в поэтике прозы писателя.
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения результатов исследования и предложенной классификации календарных произведений А. П. Чехова в практике преподавания литературоведческих дисциплин в вузах и средних учебных заведениях: спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству писателя, при составлении учебно-методических пособий по истории русской литературы XIX в., а также при проведении уроков литературы в средней общеобразовательной школе.
Предлагаемая работа относится к историко-литературным исследованиям. В ней рассматриваются этапы становления и развития святочной и пасхальной словесности, на которые ориентировался А. П. Чехов в своем творчестве. Кроме того, диссертационное исследование носит и проблемно-теоретический характер. Автором была предпринята попытка дифференцировать жанры святочной и отпочковавшейся от нее новогодней и рождественской словесности, выявить типологические различия указанных жанров, равно как и типологию пасхального рассказа, а также проследить их трансформацию в прозе А. П. Чехова.
Применяемое в работе комплексное осмысление материала предполагает сочетание таких методов, как историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, типологический и биографический.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют разработки отечественных ученых в области изучения календарной прозы (В. Я. Пропп, Х. Баран, Е. В. Душечкина, В. Н. Захаров, И. А. Есаулов, М. М. Меретукова, Н. Н. Старыгина, О. Н. Калениченко, С. Ю. Николаева, Е. В. Капинос, Е. Н. Проскурина и др.). Для выявления фольклорных истоков календарных жанров, определения традиционных мотивов, воплощающихся в приуроченных к календарю произведениях бульварной прессы последней трети XIX в. и ранней прозе А. П. Чехова, мы обращались к теоретическим работам Т. А. Агапкиной, С. В. Баранова, В. К. Васильева, В. П. Зиновьева, В. А. Карнауховой, Н. А. Криничной, Д. Н. Медриша, Е. Н. Мелетинского, Э. В. Померанцевой и др. С целью изучения функционирования жанра святочного рассказа в творчестве русских романтиков начала XIX в. мы ориентировались на работы В. В. Ванслова, Ф. З. Кануновой, Е. А. Маймина, Ю. В. Манна и др. В ходе анализа и при обосновании положений исследования мы опираемся на труды чеховедов В. Б. Катаева, А. В. Кубасова, М. Ч. Ларионовой, В. Я. Линкова, А. П. Скафтымова, А. С. Собенникова, И. Н. Сухих, В. И. Тюпы, Н. М. Фортунатова, М. Фрайзе, Л. М. Цилевича, А. П. Чудакова, Б. Н. Эйхенбаума, религиозного мыслителя С. Н. Булгакова и других ученых.
Степень достоверности исследования определяется обращением к трудам отечественных ученых в области изучения календарной прозы, фольклора, обширной выборкой литературных источников, а также освоением корпуса текстов А. П. Чехова, относящихся к зимнему календарному циклу и Пасхе (свыше 60 произведений).
Апробация исследования. Материалы и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на пяти Международных научных студенческих конференциях (МНСК) (НГУ, Новосибирск, 2016-2020 гг.), Международной
научно-практической конференции «Новейшая филология: итоги и перспективы», посвященной памяти Б. И. Осипова и М. П. Одинцовой (ОмГУ, Омск, 15-16 февраля 2019 г.), Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ, Томск, 18-20 апреля 2019 г.).
По теме диссертации было опубликовано двенадцать печатных работ, в том числе три публикации (общим объемом 2,1 авторского листа) в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования России, одна, объемом 0,65 п. л., - в журнале, входящем в международную базу данных Scopus.
На защиту выдвигаются следующие положения:
1. Святочный рассказ усвоил святочные сюжеты и черты, образный и повествовательный строй, присущие устным образцам календарной словесности, бытовавшим в фольклоре. Его «каноны» складываются к 1830-1840-м гг., а дальнейшее развитие и изменения объясняются «памятью жанра». Святочный, рождественский и новогодний рассказы рассматриваются нами как видовые жанры, входящие в жанровый комплекс святочного рассказа.
2. Пасхальный текст существует в качестве самостоятельной разновидности календарной прозы. Он берет свое начало в древнерусской литературе, литургической поэзии и драме. Расцвет и одновременное оформление жанра пасхального рассказа приходится на последнюю треть XIX в. Чрезмерное распространение в массовой печати этого периода пасхальных пародий, фельетонов и других юмористических текстов свидетельствует о кризисе жанра, существенно обновить который удается писателям «золотого века» литературы, в том числе и А. П. Чехову.
3. А. П. Чехов на протяжении всего творческого пути обращался к календарному циклу, на который ориентировалась «малая пресса» и с которой был тесно связан повседневный быт массового читателя. Писатель расширяет формальные границы жанров календарной словесности посредством включения новых сюжетов (сюжет «о визитерах», сюжет «завещания» уходящих годов наступающим и др.), мотивов (мотив оборотничества человека в порочном обществе; мотив самопожертвования; мотив праздничной сумятицы, случая, в результате которого происходят описываемые события, и др.), психологического анализа и трансформации ключевых черт такой прозы (отказ от чудесного и сверхъестественного, усложнение художественной картины мира, реализация святочного, рождественского или пасхального «чуда» в плоскости реального мира и т. д.).
4. В соответствии с направлением авторских поисков идейно-художественных идеалов жанры календарной прозы в творчестве А. П. Чехова претерпевали изменения. В ранний период (1883-1886 гг.) интерес молодого литератора в основном был сосредоточен на святочных и новогодних «мелочишках», юмористических календарных рассказах и праздничных картинках.
образной модели мира; который связан с предыдущими литературными эпохами архаической жанровой семантикой и особым типом историко-литературного сознания.
После творческого «перелома» (1886-1887 гг.) и возвращения с Сахалина (1890 г.) в календарной прозе писателя наблюдается усложнение жанровой поэтики, укрупнение ее жанров, обращение к притчево-анекдотическому началу, включение в повествование лирических интонаций и мотивов, характерных для позднего творчества Чехова (мотив свободы, одиночества, безволия, отрицания всяческого навязывания чужой воли и др.).
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 331 наименование, и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе мы исследовали поэтику календарной прозы А. П. Чехова.
Становление литературных календарных жанров происходит в тесной связи с фольклорной календарной словесностью. Святочный рассказ зародился в русле романтизма, что объяснимо прежде всего установкой романтической эстетики на постижение национальной мифологии. В русском романтизме истоки святочного рассказа обнаруживаются в фольклорных жанрах былички и бывальщины. Одновременно с обращением писателей-романтиков к фольклору в русском обществе просыпается интерес к народному быту и традициям, который будет сохраняться на протяжении всего XIX столетия. Этим, в частности, объясняется необычайный интерес читательской аудитории к календарной словесности в последней трети XIX в.
В рамках зимнего праздничного цикла празднование святок, Нового года и Рождества получает отражение в жанрах литературного святочного, рождественского и новогоднего рассказа. Родовая принадлежность к святочному жанру не отменяет типологических особенностей каждой его жанровой разновидности.
Святочный рассказ тяготеет к фольклорным традициям и воссозданию национальной старины. Его жанровое содержание определяется допущением влияния таинственных сил на судьбу человека; часто вводится двойная мотивировка сюжетной развязки. Иллюзия достоверности происходящего достигается введением фигуры рассказчика, доверительно беседующего со слушателем/читателем: эмоциональное воздействие на последнего позволяет «верифицировать» основное сюжетное событие. Цель жанра — извлечь нравственный урок из экстремальной жизненной ситуации.
Среди основных компонентов новогоднего жанра, помимо очевидной календарной приуроченности и праздничного хронотопа, можно выделить специфическую мотивику (рассуждение о быстротечности жизни, возлагание надежд на грядущий год, стремление к благополучию и проч.), включение в повествование фантастических и фольклорных составляющих (антропоморфные духи, эфиры, традиции и обряды, присущие святочному циклу в целом), а также наличие сюжетных «клише» (сюжет «о визитерах», сюжет об уходящем Старом годе, который дает напутствия Новому году, пожелание благосостояния и удачи в наступающем году и др.).
Рождественский рассказ отличается заложенным в семантику праздника религиозно-нравственным содержанием и соответствующим устойчивым комплексом мотивов (евангельские мотивы, мотив семейного очага, добрососедства и единения). Рождественскому рассказу присуща общая для святочного цикла праздничная фантастика (привидения, духи, гости из потустороннего мира) и сюжетная структура, которую организует событие «чуда». Действующими лицами в рождественском рассказе выступают дети (часто сироты), «маленькие люди», переживающие в рождественскую ночь судьбоносные события. Рождество способствует их духовному перерождению, спасению от гибели и приобщению к евангельским идеалам добра и душевной красоты.
Отличительными особенностями пасхального рассказа являются приуроченность к пасхальному циклу (от Прощеного воскресенья до Троицы), явный дидактизм, особый хронотоп - в текстах присутствуют два мира: мир земной и мир горний. Обязательными элементами этого жанра можно считать особую праздничную атрибутику и мотивику (лазурный, белый, пурпурный цвета; пасхальный кулич, свечи, верба и др.; мотив духовного возрождения, очищения, становления на путь истинный, мотив сопричастности, раскаяния, прощения грехов и проч.), а также счастливую развязку, пасхальное «чудо», с помощью которого герой приближается к познанию духовных истин.
В период «святочного бума» последней трети XIX в. литераторы стремились создать хотя бы несколько святочных историй, пользующихся все возрастающей популярностью у читателей. Засилье низкосортной календарной прозы неизбежно должно было привести к кризису, потере самобытности календарных жанров. В работе рассмотрена трансформация изучаемых жанров в периодике последней трети XIX в. - их шаблонизация, диффузия жанрового содержания.
Созданные А. П. Чеховым в начале 1880-х гг. календарные тексты позволяют сделать вывод о внесенных им определенных жанровых инновациях. В отличие от новогодней словесности, бытовавшей в печати того времени, в ранних новогодних произведениях Чехова представлены сюжетные ситуации, выявляющие психологические особенности персонажей: отказ от выполнения просьбы начальника, нежелание следовать изжившим себя традициям и проч.
В новогодних рассказах А. П. Чехова, созданных после 1886 г., усложняется проблематика, активно осваиваются и преображаются малые эпические формы. Добиться правдоподобия описываемых ситуаций позволяют такие приемы, как «говорящие» детали, злая ирония над принятым в «хорошем» обществе кодексом поведения и непредсказуемые сюжетные коллизии.
Помимо новогодних произведений, А. П. Чехов создал многочисленные святочные и рождественские рассказы. В ранних образцах этих жанров писатель углубляет систему традиционных праздничных мотивов (например, часто обращается к мотиву оборотничества в социальных отношениях), отказывается от трактовки святочного и рождественского «чуда» в мистическом, волшебном ключе, наделяет произведения возможностью их двойного истолкования и подвергает ироническому переосмыслению превратившиеся к концу столетия в клише сюжетные компоненты названных жанров.
Зрелые святочные и рождественские произведения писателя отмечены глубокой степенью психологизма и лиризма, обращением к экзистенциальным вопросам и особой анекдотически-притчевой составляющей. Нередко формальные признаки жанров стираются и создается особое бытийное пространство, которое делает возможным духовное спасение героя и воплощение святочного или рождественского «чуда». В представлении автора ведущим рождественским мотивом, пересекающимся с пасхальным, становится мотив единения, человеческой общности и преодоления одиночества. Он входит в число мотивных доминант всего творчества писателя.
В пасхальных рассказах А. П. Чехова середины 1880-х гг. явственно ощущается творческого «слома», разделяющего его раннее и зрелое творчество. На заре литературной деятельности Чехов обращается к пародии, высмеивает погрязших в суетности и мелочности жизни персонажей, для которых уже невозможно духовное перерождение.
Привязка к пасхальному циклу зрелых рассказов, помещение героев в пограничные ситуации (болезнь, смерть близкого человека, осознание своей близкой кончины) позволяют автору проследить их духовно-нравственное преображение. Отказ от религиозной догматики и нравоучений, навязчивой проповеди и какого бы то ни было морализаторства свидетельствует об отсутствии у писателя «готового» решения проблемы личностного самоопределения.
В своем творчестве, в том числе календарном, А. П. Чехов не давал универсального ответа на вопросы человеческого существования. Писатель настаивал на том, что герои и читатели должны самостоятельно искать пути разрешения духовных сомнений и нравственных коллизий.
Перспективы исследования. Выполненное исследование позволяет наметить подходы к изучению и выделению типологических признаков других жанров календарной прозы А. П. Чехова, таких, как крещенский, троицкий и др. Продуктивным представляется также выявление особенностей функционирования святочной, рождественской, новогодней и пасхальной словесности в творчестве писателей XIX в. второго и третьего ряда для более глубокого понимания жанровой динамики в литературном процессе того времени.



1. Абгарян, Н. Ю., Цыпкин, А. Е., Корсакова, Т. Рассказы к Новому году и Рождеству / Н. Ю. Абгарян, А. Е. Цыпкин, Т. Корсакова. - М. : АСТ, 2021. -494 с.
2. Альцест. Пессимисты на праздниках / Альцест // Шут. - 1893. - № 52.-С. 3.
3. Андреев, Л. Н. Собр. соч. : в 6 т. / Л. Н. Андреев. - М. : Худ. лит-ра, 1990-1996. - Т. 1: Рассказы (1898-1903). - 1990. - 659 с.
4. Асильсергеич, В. Суд над старым годом / В. Асильсергеич // Шут. - 1893. - № 1. - С. 7.
5. Баранцевич, К. С. Флирт и другие рассказы / К. С. Баранцевич. - СПб. : Тип.-лит. Б. М. Вольфа, 1896. - 339 с.
6. Барвинский, М. Две заутрени / М. Барвинский // Нива. - 1894. - № 16. - С. 374-375.
7. Бекетова, Е. А. Стихотворения. Посмертное издание [Электронный ресурс] / Е. А. Бекетова. - СПб. : Тип. Братьев Пантелеевых, 1895. - Режим доступа: https://literator.info/elka-i-ptichka-wppost-14658/
8. Бекетова, Е. А. В старом доме // Рассказы / сост. Е. А. Краснова. [Электронный ресурс] / Е. А. Бекетова. - СПб. : Тип. Братьев Пантелеевых, 1896.
- Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=H2hIAAAAYAAJ&lr=&redir_esc =У
9. Бестужев, А. А. Собр. соч. : в 2 т. / А. А. Бестужев. - М. : Худ. лит-ра, 1958. - Т. 1. - 549 с.
10. Библиотека литературы Древней Руси : в 20 т. - СПб. : Наука, 1997¬2020. - Т. 15. - 2006. - 530 с.
11. Бижу. Праздничные мелочишки / Бижу // Шут. - 1898. - № 1. - С. 15.
12. Блаженный Августин. Творения. О граде Божьем (книги I-XII) / Августин Блаженный. - СПб. ; Киев : Изд-во «Алетейя», 1998. - 1188 с.
13. Будильник. - М., 1900. - 25 декабря, № 50. - 16 с.
14. Булгарин, Ф. В. Мои недостатки, или исправления с Нового года / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1826. - № 1. 2 января. - С. 3-4.
15. Булгарин, Ф. В. Праздничные поздравления / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1833. - № 1. 2 января. - С. 3-4.
16. Булгарин, Ф. В. Встреча Нового года с прошлым / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1838. - № 297. 31 декабря. - С. 1187-1188.
17. Булгарин, Ф. В. Святочная игра в последний день уходящего 1839 года / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1839. - № 294. 30 декабря. - С.1173-1174.
18. Булгарин, Ф. В. Канун нового года (юмористический
попурри) / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1841. - № 292. 31 декабря.-С.1166-1167.
19. Булгарин, Ф. В. Встреча Нового года / Ф. В. Булгарин // Северная пчела. - 1842. - № 1. 2 января. - С. 1171-1172.
20. Бурбон. Праздничный гусь / Бурбон // Шут. - 1897. - № 51. - С. 7.
21. Былички и бывальщины: суеверные рассказы Брянского края / сост., вступ. ст., подготовка текстов и прил. В. Д. Глебов. - Орел ; Брянск : Изд-во ОГУ, 2011. - 403 с.
22. Веселый меланхолик. В Рождественскую ночь / Веселый меланхолик // Шут. - 1883. - № 52. - С. 3.
23. Вступление в Новый год // Телескоп. - 1832. - Ч. 7. № 1. - С. 5-10.
24. Г-ко. Святочный сон рецензента / Г-ко // Новое время. - 1899. - № 8562.
- С. 10.
25. Гнедич, П. Н. Кольцо. Святочный рассказ М-ой / П. Н. Гнедич // Нива.
- 1879. - № 52. - С. 1042-1047.
26. Гоголь, Н. В. Собр. соч. : в 9 т. / Н. В. Гоголь. - М. : Русская книга, 1994.
- Т. 6: Духовная проза ; критика ; публицистика / сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. - 560 с.
27. Горький, М. О мальчике и девочке, которые не замерзли (святочный рассказ) [Электронный ресурс] / М. Горький // Нижегородский листок. - 1894. - № 349. - Режим доступа: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/o-malchike-i- devochke.htm
28. Григорович, В. Д. Зимний вечер. Повесть на Новый год /
В. Д. Григорович // Москвитянин. - 1855. - №. 1-2. - С. 107-156, 57-104.
29. Григорович, В. Д. Светлое Христово Воскресение. Пасхальное предание / В. Д. Григорович. - М. : Изд-во Приход Хр. Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2019. - 40 с.
30. Григорович, В. Д. Прохожий / В. Д. Григорович // Москвитянин. - 1851.
-Т. 1. - С. 39-96.
31. Громыко, О. Н. Профессия: ведьма / О. Н. Громыко. - М. : Альфа-книга, 2011. - 1088 с.
32. Диккенс, Ч. Собр. соч. : в 30 т. / Ч. Диккенс. - М. : ГИХЛ, 1957-1963. - Т. 12 : Рождественские повести / пер. с англ. под ред. О. Холмской ; коммент. М. Лорие. - 1959. - 507 с. : ил.
33. Домовой. Кузнец Степаныч (святочный рассказ) / Домовой // Новое время. - 1899. - № 8204. - С. 5-6.
34. Достоевский, Ф. М. Собр. соч. : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1988-1996. - Т. 2 : Повести и рассказы (1848-1859). - 1988. - 592 с. - Т. 13 : Дневник писателя, 1876 год. - 1994. - 541 с.
35. Древние обыкновения // Литературные листки. - СПб. : Тип-я Н. Греча, 1824. - № VI. - С. 240-242.
36. Елка // Нива. - 1872. - № 52. - С. 830.
37. Зайцев, Б. К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. Литературные биографии / Б. К. Зайцев / сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч.
А. Д. Романенко. - М. : Дружба народов, 1999. - 544 с.
38. Замогильный амур, или кровавое голенище (святочный рассказ) // Шут.
- 1892. - № 52. - С. 7.
39. Зеленин, Д. К. Избранные труды : в 4 т. / Д. К. Зеленин. - М. : Индрик, 1994-2004. - Т. 2 : Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. - 1995. - 432 с.
40. Каран д’Аш. Миллионы черного корсара (святочный рассказ) / Каран д’Аш // Новое время. - 1897. - № 7846. - С. 6-7.
41. Короленко, В. Г. Собр. соч. : в 10 т. / В. Г. Короленко. - М. : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1953-1956. - Т. 8. Литературно-критические статьи и воспоминания ; Исторические очерки. - 1955. - 512 с. : ил.
42. Криничная, Н. А. Русская народная мифологическая проза : истоки и полисемантизм образов : в 3 т. / Н. А. Криничная. - СПб. : Наука, 2000-2001. - Т. 1 : Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-«хозяевах». - 2001. - 584 с. : ил.
43. Круглов, А. В. Заморыш / А. В. Круглов // Московский листок. - 1882. - № 5. 7 января.
44. Кулицкий, Е. Перед Новым годом в аду (фантазия) / Е. Кулицкий // Шут. - 1892. - № 1. - С. 7.
45. К. Ф. Итог праздников / К. Ф. // Шут. - 1893. - № 2. - С. 3.
46. Л-вая. Сочельник (святочный рассказ) / Л-вая // Нива. - 1880. - № 52. - С.1079-1083.
47. Лажечников, И. И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Худ. лит¬ра, 1970. - 381 с.
48. Лангелен, В. Орден получил / В. Лангелен // Шут. - 1899. - № 52. - С. 7.
49. Лебедев, Н. Н. Уличная певица (рождественский рассказ) / Н. Н. Лебедев // Нива. - 1881. - № 51. - С. 1162-1170.
50. Лейкин, Н. А. Елка [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1880. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1880_40_mednye_lby_oldorfo.shtml
51. Лейкин, Н. А. В Крещенский сочельник [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1879. - Режим доступа: http://az.lib.ruZl/lejkin_n_a/text_1879_v- kreshenskiy-sochelnik. shtml
52. Лейкин, Н. А. На масляной [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1879. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1879_53_shuty_oldorfo.shtml
53. Лейкин, Н. А. На святках [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1879. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1879_07_rossiyane_oldorfo.shtml
54. Лейкин, Н. А. Новый год [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1879. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1879_06_rossiyane_oldorfo.shtml
55. Лейкин, Н. А. Новый год [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1884.
-Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_0080.shtml
56. Лейкин, Н. А. Первый день Пасхи [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин.
-1879.- Режим доступа:
http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1879_08_shuty_oldorfo.shtml
57. Лейкин, Н. А. Подарки на елку [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин.
- 1880. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1880_34_mednye_lby_oldorfo.shtml
58. Лейкин, НА. Получение медали [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин.
- 1880. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_0090.shtml
59. Лейкин, Н. А. Праздники дают себя знать... [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1880. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1880_41_mednye_lby_oldorfo.shtml
60. Лейкин, Н. А. Прощеное воскресенье [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин. - 1879. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1879_73_shUty_oldorfo. shtml
61. Лейкин, Н. А. Рождественские рассказы / Н. А. Лейкин. - СПб. : Тов-во «Печатня С. П. Яковлева», 1901. - 98 с.
62. Лейкин, Н. А. Святочный вечер [Электронный ресурс] / Н. А. Лейкин.
-1880. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/lejkin_n_a/text_1880_39_mednye_lby_oldorfo.shtml
63. Лесков, Н. С. Собр. соч. : в 11 т. / Н. С. Лесков / под общ. ред.
B. Г. Базанова [и др.]. - М. : ГИХЛ, 1956-1958. - Т. 7. - 1958. - 494 с. - Т. 10. - 1958. - 524 с. - Т. 11. - 1958. - 854 с.
64. Лунин, А. Пасхальные песни / А. Лунин // Саратовский духовный вестник. - 1906. - № 18/19. - С. 2-4.
65. Мелкая сошка. Сказка о праздничном «гусе», или вместо «гуся» - «свинья» / Мелкая сошка // Шут. - 1893. - № 52. - С. 7.
66. Миамов. За праздничными покупками / Миамов // Шут. - 1897. - № 52.
C.10.
67. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири : сб. / сост. В. П. Зиновьев; отв. ред. Р. П. Матвеева. - Новосибирск : Наука, Сибирское отд-е, 1987. - 400 с.
68. Морской, Н. Кувшинчик (рождественская фантазия) / Н. Морской // Нива. - 1880. - № 52. - С. 1078-1079.
69. На елку: утро после елки. Эх какой! // Нива. - 1878. - № 52. - С. 1.
70. На рождество // Шут. - 1897. - № 52. - С. 10.
71. На рубеже старого и нового года. Грезы и видения Нового
поэта // Современник. - 1861. - Т. 85, № 1. - С. 10-32.
72. Новогодняя елка. Рассказы, стихи, сказки. - М. : Речь, 2016. - 192 с.
73. Новогодний подарок. Стихи, рассказы, сказки / сост. Р. Е. Данкова. -
М. : Оникс, 2009. - 128 с.
74. Новогодние визиты // Новое время. - 1899. - № 8207. - С. 10.
75. Новый год (экспромт) // Нива. - 1874. - № 1. - С. 10.
76. Об обычае празднования елки // Нива. - 1876. - № 52. - С. 872.
77. Одоевский, В. Ф. Новый год (Из записок ленивца) / В. Ф. Одоевский // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». - 1837. - № 1. - С. 2-3.
78. Осколки // Петербург. - 1890. - № 53. 29 декабря. - 12 с.
79. Панаев, И. И. Петербургская жизнь. Заметки нового поэта / И. И. Панаев // Современник. - 1858. - № 4. - С. 63-94.
80. Пасхальные рассказы русских писателей / ред. Т. В. Старыгина. - М. : Никея, 2016. - 448 с.
81. Петербургский святочный рассказ. - СПб. : Петрополь, 1991. - 176 с.
82. Петушок. Итоги праздников / Петушок // Шут. - 1892. - № 2. - С. 3.
83. Погодин, М. П. Повести, драма / М. П. Погодин. - М. : Советская Россия, 1984. - 432 с.
84. Полевой, П. Христос Воскресе! / П. Полевой // Нива. - 1889. - № 15. - С.385-391.
85. Полночная молитва (святочный рассказ) // Нива. - 1879. - № 52. - С. 1048-1051.
86. Потапенко, И. Обнять весь мир... / И. Потапенко // Нива. - 1897. - № 14. - С. 312-313.
87. Пушкин, А. С. Полн. собр. соч. : в 10 т. / А. С. Пушкин. - 4-е изд. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1977-1979. - Т. 2 : Стихотворения. 1823-1836. - 1959. - 800 с. - Т. 6 : Художественная проза. - 1978. - 575 с.
88. Рождественская ночь (святочный рассказ) // Нива. - 1878. - № 52. - С. 970-971.
89. Рождественский ангел. Рассказы и стихи для детей / ред. Т. В. Старыгина. - М. : Никея, 2018. - 224 с.
90. Рождественские истории. - М. : Речь, 2016. - 112 с.
91. Рождественские и новогодние рассказы забытых классиков /
сост. Т. В. Старыгина. - М. : Никея, 2022. - 320 с.
92. Рождественские рассказы о любви. Произведения русских
писателей / сост. Т. В. Старыгина. - М. : Никея, 2019. - 416 с.
93. Розанов, В. В. Около церковных стен : в 2 т. / В. В. Розанов. - СПб. : Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1906. - Т. 1. - 416 с.
94. Рубанов, А. Финист - ясный-сокол. - М. : АСТ ; Ред-я Елены Шубиной, 2019. - 576 с.
95. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собр. соч. : в 20 т. / М. Е. Салтыков-Щедрин.
- М. : Худ. лит-ра, 1965-1977. - Т. 2 : Губернские очерки (1856-1857) / примеч. С. А. Макашина. - 1965. - 559 с.
96. Святки (из очерков В. И. Немировича-Данченко) // Нива. - 1874. - № 52. - С. 822-823.
97. Святочные рассказы / сост. Е. В. Душечкина. - СПб. : Пальмира, 2017.
-365 с.
98. Святочный детский праздник в Париже // Новое время. - 1898. - № 7849. - С. 11.
99. Семенова, М. Волкодав : в 8 кн. / М. Семенова. - М. : Азбука-Аттикус, 2014-2016.
100. Семенова, М. Валькирия / М. Семенова. - СПб. : Азбука СПб, 2018. - 672 с.
101. Случ. поэт. На праздниках / Случ. поэт // Шут. - 1883. - № 52. - С. 3.
102. С новым годом // Нива. - 1877. - № 1. - С. 2.
103. С праздником! Новогодние рассказы о любви. - М. : Эксмо, 2015. - 352 с.
104. Станюкович, К. М. Собр. соч. : в 10 т. / К. М. Станюкович / сост. и общ. ред. М. П. Еремина. - М. : Правда, 1977. - Т. 3 : Рассказы и повести (1887-1897). - 446 с.
105. Старый год // Нива. - 1873. - № 1. - С. 14-15.
106. Страшные святочные истории русских писателей / Е. А. Баратынский, Д. В. Григорович, Н. А. Полевой и др. - М. : Никея, 2019. - 448 с.
107. Сумароков, П. Неудачный маскарад / П. Сумароков // Москвитянин. - 1850. - Т. 6. - С. 313-346.
108. Тильда Эверс. Святочный рассказ Эрнста Циля // Нива. - 1878. - № 52.
- С. 978-982.
109. Тимковский, Н. Н Жизнь / Н. Н. Тимковский // Русское богатство. - 1990. - № 5. - С. 103-150.
110. Толстой, Л. Н. Собрание соч. : в 90 т. / Л. Н. Толстой / под общ. ред.
B. Г. Черткова. - М. : Худ. лит-ра, 1935-1964. - Т. 25 : Произведения 1880-х гг. / ред. Н. К. Гудзий. - 1937. - 916 с. - Т. 32 : Воскресение : роман / ред. и авт. коммент. Н. К. Гудзий. - 1936. - 544 с.
111. Точка. Визиты // Шут. - 1897. - № 1. - С. 3.
112. Успенский, Н. Послушник / Н. Успенский // Нива. - 1880. - № 16. -C.316-319.
113. Фельетон// Нива.-1871.- № 51. - С. 818-819.
114. Фельетон// Нива.-1872.- № 1. - С. 12-14.
115. Фельетон// Нива.-1872.- № 14. - С. 222-223.
116. Ф-и. Праздничные разговоры / Ф-и // Шут. - 1893. - № 1. - С. 3.
117. Чехов, А. П. Полное собр. соч. и писем : в 30 т. / А. П. Чехов ; редкол. Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.) [и др.]. - М. : Наука, 1974-1983.
118. Чехов без глянца / сост. П. Фокин. - М. : Пальмира, 2016. - 510 с.
119. Чудо рождественской ночи / сост. Х. Баран и Е. Душечкина. - М. : Эксмо, 2008. - 544 с.
120. Чулков, М. Д. Лекарство от задумчивости, или Сочинения Михаила Дмитриевича Чулкова / М. Д. Чулков / вступ. ст., коммент., сост. М. Плюхановой. - М. : Книга, 1989. - 382 с.
121. Шаховской, А. А. Нечаянная свадьба / А. А. Шаховской / сост. Е. Дмитриева, С. Сапожков. - М. : Детская литература, 1991. - С. 180-191.
122. Щеглов, И. Визитер-убийца / И. Щеглов // Новое время. - 1899. - № 8204. - С. 6-7.
123. Щур. Праздничное гадание / Щур // Шут. - 1897. - № 2. - С. 5.
124. Эм. Принимают / Эм // Шут. - 1883. - № 1. - С. 3-4.
Список использованной литературы
Справочная литература
1. Глинкина, Л. А.Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов / Л. А. Глинкина. - Оренбург : Оренбургское книжное из-во, 1999. - 211 с.
2. Грушко, Е. А., Медведев, Ю. М. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. - Н. Новгород : «Русский купец» и «Братья славяне», 1996. - 480 с.
3. Гура, А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А. В. Гура. - М. : Индрик, 1997. - 912 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. - М.: ИД «РИПОЛ классик», 2006. - Т. 2. - 786 с.
5. История романтизма в русской литературе : в 2 т. / С. Е. Шаталов, С. В. Тураев, В. И. Сахаров и др. ; редколл. : С. Е. Шаталов (отв. ред) [и др.]. - М. : Наука, 1979. - Т. 1 : Возникновение и утв. романтизма в рус. лит. (1790-1825). - 313 с.
6. История русской литературы: в 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); редкол. : Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев [и др.]. - Л. : Наука, Ленин. отд-е, 1980-1983. - Т. 4 : Литература конца XIX - начала ХХ века (1881-1917) / ред. К. Д. Муратова. - 1983. - 784 с.
7. Кузнецов, А. А. Награды : энциклопедический путеводитель по истории российских наград / А. А. Кузнецов. - М. : Современник, 1998. - 479 с.
8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.
9. Масанов, И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей : в 4 т. / И. Ф. Масанов. - М. : Изд-во Всесоюз. кн. палаты. - Т. 2. - 1957. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/masanov/map/0.htm.
10. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - 642 с.
11. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
12. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной ; 1п1габа, 2008. - 358 с.
13. Русская мифология : энциклопедия. - М. : Эксмо ; СПб : Мидгард, 2006.-784 с.;
14. Русский гуманитарный энциклопедический словарь : в 3 т. / под ред. П. А. Клубкова, И. Я. Лапидус, С. Д. Мангутовой [и др.]. - СПб. : Владос, 2002. - Т. 2. - 719 с.
15. Русский демонологический словарь / сост. Т. А. Новичкова. -
СПб. : Петербургский писатель, 1995. - 640 с.
16. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы / сост. Е. В. Капинос, Е. Н. Проскурина. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2006. - Вып. 2.-245 с.
17. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
18. Яковкина, Н. И. История русской культуры. XIX в. [Электронный ресурс] / Н. И. Яковкина. - 2002. - Режим доступа: https://history.wikireading.ru/283854

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ