Настоящая работа посвящена изучению поэтики календарной прозы А. П. Чехова. Под календарной прозой подразумеваются произведения, обусловленные календарной приуроченностью и обладающие сюжетным содержанием, соответствующим определенному празднику.
Типологическими признаками календарной словесности являются: 1) тесная связь с той или иной календарной системой (церковной, сельскохозяйственной, светской); 2) устойчивость сюжетных ситуаций, заданная типом жанрового конфликта; 3) отражение праздничной обрядности.
Цель диссертационного исследования - выявление специфики становления и развития жанровой поэтики святочных, рождественских, новогодних и пасхальных прозаических произведений А. П. Чехова.
Генезис и бытование жанров святочных, рождественских и пасхальных рассказов в последние десятилетия (1990-2020-е гг.) вызывают пристальный интерес литературоведов . Роль А. П. Чехова в развитии календарных жанров отмечается в трудах А. С. Собенникова, М. Л. Семановой, И. А. Есаулова, Э. М. Жиляковой, С. О. Семенюты и др. Исследователи рассматривают такие аспекты календарного творчества писателя, как антропологический (В. Б. Катаев, В. Я. Линков, И. Н. Сухих, А. П. Чудаков, Л. Н. Синякова), экзистенциальный (М. М. Одесская, М. Сендерович, П. Н. Долженков, Т. Б. Зайцева, С. А. Кибальник), религиозно-нравственный (А. С. Собенников, Э. М. Жилякова, М. Ранева- Иванова, Е. А. Абрашова), мифопроэтический (М. Ч. Ларионова, Д. Н. Медриш, М. А. Галиева, Е. А. Терехова) и т. д.
Действительно, А. П. Чехов на протяжении всего творческого пути обращался к календарной прозе, которая во многом являлась результатом индивидуального освоения фольклорного материала - как сюжетов и мотивов, так и жанров (былички, сказки, приметы и т. п.). Многие исследователи, в том числе С. Ф. Баранов, И. В. Грачева, М. Ч. Ларионова, Д. Н. Медриш, М. Е. Роговская, С. О. Семенюта, Е. С. Терехова, - отмечают обращение Чехова к традиционным фольклорно-мифологическим представлениям и мотивам . Однако календарное творчество писателя изучено не во всей его полноте. Исследования тех или иных аспектов поэтики этой группы чеховских произведений охватывают в основном ставшие хрестоматийными святочные, рождественские и пасхальные рассказы («В рождественскую ночь», «Кривое зеркало» (оба - 1883),
«Ванька», «На пути», «Святою ночью» (все три - 1886), «Страшная ночь» (1887), «Студент» (1894), «Архиерей» (1902) и проч.).
Писатель творчески осваивал традиционную и самую многочисленную группу календарных жанров, а именно: святочный, рождественский и пасхальный рассказы (типологическое разграничение этих жанров получит освещение в основной части работы). Что касается жанров новогоднего, крещенского, троицкого и других рассказов, то они представлены в творчестве А. П. Чехова гораздо реже и практически не образуют устойчивых жанровых групп, поэтому, как правило, остаются вне исследовательского внимания.
Немаловажную роль в актуализации читательского интереса к календарной словесности сыграли выпускаемые издательствами «Никея», «Речь», «Эксмо» сборники святочных, рождественских, пасхальных рассказов для взрослых и детей. Можно говорить о все возрастающем внимании к произведениям, описывающим обрядово-ритуальную сторону народной культуры и затрагивающим мифопоэтическую составляющую русской литературы в целом. Так, набирает популярность мультимедийный проект Р. Папсуева «Сказки Старой Руси», посвященный авторской вселенной, базирующейся на легендах и преданиях Древней Руси. По мотивам славянской мифологии создаются многочисленные фэнтезийные циклы, пользующиеся особой популярностью у подростков и молодых людей.
Актуальность работы обусловлена обращением к литературным жанрам календарной словесности как феноменам культурно-литературного синтеза, способствующим более полному представлению о развитии отечественной словесности от ее истоков до современности.
Кроме того, актуальность исследования объясняется тем, что анализируются востребованные читательской аудиторией известные календарные рассказы А. П. Чехова, вошедшие в круг чтения школьников («Каштанка», «Мальчики», «На страстной неделе» (все три - 1887) и др.). Обращение к жанровому содержанию этих произведений поможет углубить их восприятие в рамках школьной программы, равно как и осмыслить их единство в развитии традиционных тем календарной словесности.
Для того чтобы выявить типологическое своеобразие календарных произведений А. П. Чехова, необходимо обратиться к исследовательской истории календарной словесности в отечественном литературоведении - именно в трудах современных ученых были заложены теоретические основы календарной генологии.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования обусловлена усилением научного интереса к календарной прозе, обозначившимся в последнее десятилетие ушедшего века и с того времени поддерживаемым на высоком методологическом уровне. Выход трудов Е. В. Душечкиной, В. Н. Захарова, О. Н. Калениченко, А. А. Кретовой, М. А. Кучерской и др. обозначил проблему календарных жанров в качестве одной из приоритетных в современной науке . Основополагающей для «календарного» направления филологической науки стала монография Е. В. Душечкиной «Русский святочный рассказ: становление жанра» (1995). В ней впервые были рассмотрены жанровые истоки святочного рассказа, определены его функциональные и типологические особенности и прослежена эволюция святочной словесности от XVIII в. до XX в. Жанровому своеобразию святочной словесности посвящены работы Х. Барана, О. Н. Калениченко, М. А. Кучерской, С. Ю. Николаевой и др.
Е. В. Душечкина, а вслед за ней некоторые другие исследователи - М. И. Бондаренко, Т. И. Козина, М. М. Меретукова, - полагают, что формирование канона святочного рассказа приходится на вторую половину XIX в. В это время календарная словесность активно осваивается периодическими изданиями и появляются первые переводы рождественских произведений Ч. Диккенса. Читательский запрос на «чудесные истории», возникновение моды на жанр неизбежно должны были привести к шаблонизации последнего, использованию готовых сюжетных и композиционных форм и публикации многочисленных пародий на святочные тексты в периодике последней трети XIX века . К этому же периоду можно отнести окончательный разрыв святочной словесности с прозаическими фольклорными жанрами былички и бывальщины, которые сыграли большую роль в становлении и функционировании святочного рассказа.
Качественно обновить жанр святочного рассказа удается Н. С. Лескову. Роль этого жанра в творческом наследии писателя рассматривалась в работах В. Ю. Троицкого, С. И. Зенкевич, А. А. Кретовой, Е. С. Шкапы и др.. Исследователи выделяют святочные тексты как концептуально и художественно значимую часть корпуса произведений Лескова, выявляют в них роль литературной и культурной традиции, устанавливают их интертекстуальность и определяют художественные приемы, посредством которых обогащается поэтика писателя (автоинтертекстуальность, включение авторской воли в формирование жанрового облика произведения, использование особых композиционных черт, способствующих ослаблению трагического напряжения в святочных рассказах, - например, свойственных водевилю).
А. П. Чехов справедливо считается преемником Н. С. Лескова, усвоившим его бытописательскую традицию и интерес к провинциальной России. В творчестве писателя трансформировались многие типичные мотивы и сюжеты, присущие «каноническому» святочному рассказу, расширились тематические рамки, углубилась проблематика, изменилась природа святочного и рождественского «чуда». Художественным приемам, используемым для обогащения жанра, рассмотрению отличий святочных, рождественских и новогодних текстов писателя от произведений его предшественников, а также органичному включению календарных произведений в художественную картину мира Чехова посвящены работы О. Н. Калениченко, А. В. Кубасова, В. Я. Линкова, А. С. Собенникова, В. И. Тюпы, М. Фрайзе, Л. М. Цилевича, А. П. Чудакова и др.
Особого внимания заслуживает вопрос о взаимодействии жанров святочного, новогоднего и рождественского рассказа. Разброс в жанровых дефинициях таких рассказов довольно большой: от их неразличения - через промежуточное варьирование (один из «младших» жанров является вариантом святочного рассказа) - до признания жанров в качестве самостоятельных.
Так, В. Н. Захаров убежден, что рождественский рассказ не может быть тождествен жанру святочного рассказа ввиду конфессиональных и национальных различий, существующих между западным и русским образами мира. Х. Баран и Н. Н. Старыгина констатируют слияние этих жанров. Мы разделяем позицию Л. Г. Александрова, М. И. Бондаренко, Е. В. Душечкиной, Е. В. Капинос и Е. Н. Проскуриной, которые склонны считать рождественские и новогодние тексты вариантами святочного рассказа .
Е. В. Душечкина уточняет, что к концу XIX в. «термины эти (“святочный рассказ” и “рождественский рассказ”. - Я. О.), как показывает сравнение текстов с разными подзаголовками, вполне взаимозаменяемы, и нередко текст с преобладающими святочными мотивами называется “рождественским рассказом” и наоборот - текст с доминирующими рождественскими мотивами называется “святочным”. Рассказ же, обозначенный как “новогодний”, мог включать в свой символико-семиотический состав семантику как Рождества, так и народных святок. Поэтому в данном случае представляется возможным говорить о едином корпусе текстов, который определяется при помощи самого употребительного из всех названных терминов - “святочный рассказ”».
Пасхальная словесность, наряду со святочной, является разновидностью словесности календарной. Однако пасхальный жанр гораздо менее изучен литературоведами, нежели жанры зимнего праздничного цикла. Возможно, это связано с тем, что Е. В. Душечкина - одна из первых исследователей-систематиков календарной генологии (в частности, святочного рассказа) - отказывается признавать жанровую самостоятельность пасхальных произведений. Ученый утверждает, что «пасхальные рассказы, как правило, разрабатывали те же мотивы, что и рождественские, и не внесли в жанр календарного рассказа ничего существенно нового. Мотив искупительной жертвы, который, казалось бы, должен стать в них доминирующим, встречается не чаще, чем в рождественских текстах, что свидетельствует о вторичности пасхальных текстов по отношению к рождественским». Более того, автор известной монографии полагает, что пасхальные тексты появились в печати второй половины XIX в. лишь с той целью, чтобы заполнить лакуны в номерах, приуроченных к празднованию Пасхи.
Однако такие исследователи календарной литературы, как И. А. Есаулов, В. Н. Захаров, О. Н. Калениченко, Е. Н. Проскурина, Е. В. Капинос, Т. М. Козина, С. Ю. Николаева, считают недостаточно аргументированным мнение Е. В. Душечкиной о пасхальных жанрах словесного творчества. Мы разделяем их точку зрения: пасхальные тексты, во-первых, имеют притчевую природу и восходят к истокам христианских легенд, апокрифов и житий (в отличие от святочных рассказов, берущих начало в быличках и бывальщинах), а во-вторых, не являются элементами святочной словесности, так как обладают устойчивым набором типологических признаков, отличных от прочих жанров календарной словесности.
Русская же классическая литература, по утверждению В. И. Габдуллиной, хотя и является светской по своей направленности и характеру, однако «органично связана с церковно-книжной традицией, сложившейся на почве православной духовности». Э. М. Жилякова, С. Ю. Николаева, О. Н. Калениченко и др. справедливо указывают на освоение библейских традиций и сюжетов такими писателями, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко и др. Последняя отмечает, что «ориентация писателей всех литературных направлений на духовно-философский смысл праздника Пасхи позволила поставить им в своих произведениях значительные духовные, психологические и философские проблемы». К числу таких писателей можно отнести и А. П. Чехова, который обращался к формам пасхальной словесности с целью осмысления выработанной им аксиологии, последовательно воплощавшейся как в жизни, так и в литературных произведениях. Религиозно-философским исканиям писателя посвящены работы С. Н. Булгакова, В. Я. Линкова, М. М. Одесской, Н. Е. Разумовой, А. С. Собенникова, И. Н. Сухих, М. Фрайзе и др.
Как уже упоминалось, в литературоведении насчитывается достаточное количество теоретических работ, в которых уделено внимание и святочной, рождественской и пасхальной словесности в целом, и ее воплощению в творчестве А. П. Чехова . Однако практически отсутствуют труды, в которых бы рассматривался процесс становления и бытования новогодней словесности как таковой . По-видимому, литературоведы отказывают новогодним текстам в самостоятельности, тогда как, согласно нашим наблюдениям, начиная с 1820-х гг. в периодической печати появляются новогодние очерки, к 1830-1840-м гг. складываются основные компоненты новогоднего жанра, а к концу века новогодний рассказ, подобно прочим жанрам святочной словесности, трансформируется и приобретает особую популярность в периодической печати.
Опираясь на материал новогодних текстов, размещенный в газетах и журналах XIX в., мы выявляем их типологические особенности и сопоставляем с чертами новогодних произведений А. П. Чехова, которые практически оказались за пределами исследовательского интереса чеховедов. Таким образом, новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен анализ святочных и пасхальных произведений А. П. Чехова с привлечением репрезентативного материала отечественной периодической печати (преимущественно второй половины XIX в.) и произведений русских романтиков первой трети XIX в., рассматриваемых в их взаимосвязи с фольклорными и жанровыми традициями календарной словесности.
Исходя из цели настоящего исследования, в нем поставлены следующие задачи:
- исследовать фольклорный генезис жанров святочной словесности в произведениях русских романтиков первой трети XIX в., периодической печати XIX в. (1830-1890-е гг.) и календарном творчестве А. П. Чехова;
- выявить жанрообразующие компоненты святочной, новогодней, рождественской и пасхальной словесности;
- проследить динамику развития календарных жанров в прозе А. П. Чехова;
- обозначить основные аксиологические доминанты художественного мира А. П. Чехова и исследовать их воплощение в поэтике календарной прозы писателя.
Объектом исследования является календарная проза А. П. Чехова.
Предметом настоящей работы являются функционирование и трансформация жанров святочной, новогодней, рождественской и пасхальной словесности в прозе А. П. Чехова.
Материал исследования составили произведения календарной прозы A. П. Чехова: от самого раннего - «Пережитого» (1883) до «Архиерея» (1902). Также в материал работы вошли другие литературные источники, неразрывно связанные с рассматриваемыми праздничными циклами:
1) святочные былички и бывальщины, собранные В. Д. Глебовым,
B. П. Зиновьевым, Н. А. Криничной ;
2) святочные рассказы русских романтиков первой трети XIX в. (А. А. Бестужев, М. П. Погодин, А. А. Шаховской);
3) святочные и рождественские тексты, функционирующие в периодической печати 1840-х - конца 1890-х гг.;
4) новогодние рассказы 1830-х - конца 1890-х гг., опубликованные в отечественной периодике;
5) пасхальные рассказы, помещенные в периодике последней трети XIX в.
В корпус календарных текстов А. П. Чехова, которые исследуются в настоящей работе, вошли:
1) рассказы, юморески и прочие «мелочишки», которые сам автор относил к той или иной разновидности календарной прозы в заголовочном комплексе (например, «Кривое зеркало» (святочный рассказ) (1883), «Страшная ночь» (святочный рассказ) (1884), «Ночь на кладбище» (святочный рассказ) (1886) и др.);
2) произведения, жанрово не маркированные писателем, однако содержащие в себе определенные семантико-характерологические признаки святочной, новогодней, рождественской или пасхальной словесности, а также эпизоды, приуроченные к аграрному, церковному или светскому календарю (так, «Ведьма» (1886) рассматривается нами в качестве святочного рассказа, «Гусев» (1890) - в качестве рождественского рассказа, «Он понял!» (1883) привлекается к анализу в ряду пасхальных произведений Чехова);
3) тексты, поддающиеся «календарной» интерпретации только при рассмотрении их в едином системно-смысловом единстве (святочные юморески «Гадальщики и гадальщицы», «Ряженые» (оба - 1883), «Либеральный душка» (1885), «Ряженые» (1886)).
Также материал работы включает собрание писем А. П. Чехова (Т. 1. - Т. 9, 1875 - март 1901 г.).
Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении объема и границ жанров святочного, рождественского, новогоднего и пасхального рассказов, осмыслении их разнообразия и изменений, неизбежно происходивших на протяжении бытования жанров. Обращение к календарной прозе А. П. Чехова позволяет не только выявить типологические черты календарной словесности, реализуемые в его творчестве, но и рассмотреть эволюцию анализируемых жанров, которые играют значительную роль в поэтике прозы писателя.
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения результатов исследования и предложенной классификации календарных произведений А. П. Чехова в практике
преподавания литературоведческих дисциплин в вузах и средних учебных заведениях: спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству писателя, при составлении учебно-методических пособий по истории русской литературы XIX в., а также при проведении уроков литературы в средней общеобразовательной школе.
Предлагаемая работа относится к историко-литературным исследованиям. В ней рассматриваются этапы становления и развития святочной и пасхальной словесности, на которые ориентировался A. П. Чехов в своем творчестве. Кроме того, диссертационное исследование носит и проблемно-теоретический характер. Автором была предпринята попытка дифференцировать жанры святочной и отпочковавшейся от нее новогодней и рождественской словесности, выявить типологические различия указанных жанров, равно как и типологию пасхального рассказа, а также проследить их трансформацию в прозе А. П. Чехова.
Применяемое в работе комплексное осмысление материала предполагает сочетание таких методов, как историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, типологический и биографический.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют разработки отечественных ученых в области изучения календарной прозы (В. Я. Пропп, Х. Баран, Е. В. Душечкина, В. Н. Захаров, И. А. Есаулов, М. М. Меретукова, Н. Н. Старыгина, О. Н. Калениченко, С. Ю. Николаева, Е. В. Капинос, Е. Н. Проскурина и др.). Для выявления фольклорных истоков календарных жанров, определения традиционных мотивов, воплощающихся в приуроченных к календарю произведениях бульварной прессы последней трети XIX в. и ранней прозе А. П. Чехова, мы обращались к теоретическим работам Т. А. Агапкиной, С. В. Баранова, В. К. Васильева, B. П. Зиновьева, В. А. Карнауховой, Н. А. Криничной, Д. Н. Медриша, Е. Н. Мелетинского, Э. В. Померанцевой и др. С целью изучения функционирования жанра святочного рассказа в творчестве русских романтиков начала XIX в. мы ориентировались на работы В. В. Ванслова, Ф. З. Кануновой, Е. А. Маймина, Ю. В. Манна и др. В ходе анализа и при обосновании положений исследования мы опираемся на труды чеховедов В. Б. Катаева, А. В. Кубасова, М. Ч. Ларионовой, В. Я. Линкова, А. П. Скафтымова, А. С. Собенникова, И. Н. Сухих, В. И. Тюпы, Н. М. Фортунатова, М. Фрайзе, Л. М. Цилевича, А. П. Чудакова, Б. Н. Эйхенбаума, религиозного мыслителя С. Н. Булгакова и других ученых.
Степень научной достоверности исследования определяется обращением к трудам отечественных ученых в области изучения календарной прозы, фольклора, обширной выборкой литературных источников, а также освоением корпуса текстов А. П. Чехова, относящихся к зимнему календарному циклу и Пасхе (свыше 60 произведений).
Личное участие соискателя в получении результатов, изложенных в исследовании, состояло в разработке цели, задач, этапов исследования, а также методики анализа, сборе и систематизации материала, интерпретации полученных результатов; написании и оформлении текста диссертации. Я. О. Козловой освоен большой объем научной литературы, посвященной исследованию фольклорного генезиса и бытования жанров святочной, рождественской, новогодней и пасхальной словесности, роли А. П. Чехова в развитии календарных жанров, а также корпус текстов писателя, относящихся к зимнему календарному циклу и Пасхе (свыше 60 произведений). Соискатель играла ключевую роль на всех этапах исследования и интерпретации собранного материала, подготавливала публикации к печати.
Апробация исследования. Материалы и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на пяти Международных научных студенческих конференциях (МНСК) (НГУ, Новосибирск, 2016-2020 гг.), Международной научно-практической конференции «Новейшая филология: итоги и перспективы», посвященной памяти Б. И. Осипова и М. П. Одинцовой (ОмГУ, Омск, 15-16 февраля 2019 г.), Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ, Томск, 18-20 апреля 2019 г.).
По теме диссертации было опубликовано двенадцать печатных работ, в том числе три публикации (общим объемом 2,1 авторского листа) в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования России, одна, объемом 0,65 п. л., - в журнале, входящем в международную базу данных Scopus.
На защиту выдвигаются следующие положения:
1. Святочный рассказ усвоил святочные сюжеты и черты, образный и повествовательный строй, присущие устным образцам календарной словесности, бытовавшим в фольклоре. Его «каноны» складываются к 1830-1840-м гг., а дальнейшее развитие и изменения объясняются «памятью жанра». Святочный, рождественский и новогодний рассказы рассматриваются нами как видовые жанры, входящие в жанровый комплекс святочного рассказа.
2. Пасхальный текст существует в качестве самостоятельной разновидности календарной прозы. Он берет свое начало в древнерусской литературе, литургической поэзии и драме. Расцвет и одновременное оформление жанра пасхального рассказа приходится на последнюю треть XIX в. Чрезмерное распространение в массовой печати этого периода пасхальных пародий, фельетонов и других юмористических текстов свидетельствует о кризисе жанра, существенно обновить который удается писателям «золотого века» литературы, в том числе и А. П. Чехову.
3. А. П. Чехов на протяжении всего творческого пути обращался к календарному циклу, на который ориентировалась «малая пресса» и с которой был тесно связан повседневный быт массового читателя. Писатель расширяет формальные границы жанров календарной словесности посредством включения новых сюжетов (сюжет «о визитерах», сюжет «завещания» уходящих годов наступающим и др.), мотивов (мотив оборотничества человека в порочном обществе; мотив самопожертвования; мотив праздничной сумятицы, случая, в результате которого происходят описываемые события, и др.), психологического анализа и трансформации ключевых черт такой прозы (отказ от чудесного и сверхъестественного, усложнение художественной картины мира, реализация святочного, рождественского или пасхального «чуда» в плоскости реального мира и т. д.).
4. В соответствии с направлением авторских поисков идейно-художественных идеалов жанры календарной прозы в творчестве А. П. Чехова претерпевали изменения. В ранний период (1883-1886 гг.) интерес молодого литератора в основном был сосредоточен на святочных и новогодних «мелочишках», юмористических календарных рассказах и праздничных картинках. После творческого «перелома» (1886-1887 гг.) и возвращения с Сахалина (1890 г.) в календарной прозе писателя наблюдается усложнение жанровой поэтики, укрупнение ее жанров, обращение к притчево-анекдотическому началу, включение в повествование лирических интонаций и мотивов, характерных для позднего творчества Чехова (мотив свободы, одиночества, безволия, отрицания всяческого навязывания чужой воли и др.).
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 331 наименование, и приложения
В Заключении подводятся основные итоги работы и намечаются перспективы дальнейших исследований. Отмечается, что становление календарных жанров нужно рассматривать во взаимосвязи с фольклорными и литературными традициями календарной словесности. Так, без мифологических текстов (суеверного мемората и суеверного фабулата) было бы невозможно развитие святочного рассказа.
Святочный рассказ зарождается в русле романтизма, что связано прежде всего с эстетическим требованием изучать национальную мифологию. Одновременно с обращением писателей-романтиков к фольклору и национальным корням в обществе просыпается интерес к народному быту и традициям, который будет сохраняться на протяжении всего столетия. Этим, в частности, объясняется необычайный интерес к календарной словесности в последней трети XIX в., приведший к «святочному буму» в периодике того времени и росту числа сборников, выпущенных к Новому году и Рождеству. Узнаваемые характеры, комическая детализация, гротескность, нелепые ситуации, в которые попадают персонажи, способствовали «заштамповке» и кризису жанра святочной, в том числе новогодней и рождественской словесности.
В исследовании мы выделяем жанры святочного, рождественского и новогоднего рассказов, учитывая их родовую принадлежность к святочному жанру и наличие типологических особенностей и характеристик, позволяющих трактовать их в качестве жанровых дериватов первичного жанра - святочного рассказа. Пасхальный рассказ также является разновидностью календарной словесности и обладает устойчивым набором типологических признаков, отличных от прочих календарных жанров.
В ходе представленного исследования прослеживаются кардинальные отличия календарных произведения А. П. Чехова от заполонившего прессу последней трети XIX в. массива второсортной календарной прозы. Уже в ранних юморесках и рассказах литератора формируется тематика и проблемное содержание, присущие всему его творчеству: борьба с обыденщиной (пустословие, скука, бесталанность, бытовая косность), вера в справедливое устроение общества, отсутствие любого проявления закрепощенности личности, стремление преодолеть «кисляйство» (малодушие, нежелание преломить ситуацию, неспособность к решительным действиям) в мироотношении персонажей. Зрелое творчество писателя отличается глубокой степенью психологизма и лиризма, разработкой новых для русской литературы в целом мотивов (мотив неудовлетворенности обывательским существованием, мотив мимолетности счастья и творчески-созидательного отношения к миру, мотив утверждения правды и свободы как высшей нравственной ценности) и сюжетов, обращением к экзистенциальным вопросам и особой анекдотически-притчевой составляющей.
1. Козлова, Я. О. Жанр пасхального рассказа: завершение духовно-нравственных исканий А. П. Чехова («Святою ночью», «Студент», «Архиерей») / Я. О. Козлова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. - 2021. - Т. 20, № 2 : Филология.-С. 120-127. - 0,65 п. л. (Scopus)
2. Козлова, Я. О. Эволюция жанра пасхального рассказа в прозе А. П. Чехова / Я. О. Козлова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2021. - Вып. 5 (847). - С. 192-204. - 0,7 п. л.
3. Козлова, Я. О. Мотив тайны в календарных рассказах А. П. Чехова 1883-1887 годов / Я. О. Козлова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. - 2019. - Т. 18, № 2 : Филология. - С. 148-154. - 0,6 п. л.
4. Козлова, Я. О., Синякова, Л. Н. Фольклорные истоки русской романтической прозы (жанр святочного рассказа) / Я. О. Козлова , Л. Н. Синякова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. - 2016. - Т. 15, № 9 : Филология. - С. 193-200.-0,7 п. л./0,5 п. л.
Другие публикации:
5. Козлова, Я. О. Фольклорные истоки русской романтической прозы (жанр святочного рассказа) / Я. О. Козлова // Материалы 54-й МНСК «Студент и научно-технический прогресс». Литературоведение / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск : РИЦ НГУ,2016.- С. 27-28. - 0,1 п. л.
6. Козлова, Я. О. Календарный жанр в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Я. О. Козлова // Материалы 55-й МНСК «Студент и научно-технический прогресс». Литературоведение / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск : ИПЦ НГУ,2017.- С. 25-26. - 0,1 п. л.
7. Козлова, Я. О. Жанр календарного рассказа в прозе А. П. Чехова: сюжет о «визитерах» / Я. О. Козлова // Материалы 56-й МНСК «Студент и научно-технический прогресс». Литературоведение / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск : ИПЦ НГУ,2018.- С. 40-41. - 0,1 п. л.
8. Козлова, Я. О. Жанр календарного рассказа в прозе А. П. Чехова: сюжет о «визитерах» / Я. О. Козлова // Вестник Бурятского государственного университета. Серия : Язык. Литература. Культура. -
2018. - Вып. 2. - С. 105-110. - 0,4 п. л.
9. Козлова, Я. О. К вопросу о становлении жанра новогоднего рассказа на примере периодических изданий 1830-1840-х гг. / Я. О. Козлова // Материалы 57-й МНСК «Студент и научно-технический прогресс». Литературоведение / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. - С. 34-35. - 0,1 п. л.
10. Козлова, Я. О. Бытование жанров новогодней словесности в периодической печати XIX в. / Я. О. Козлова // Материалы VI (XX) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения». - Томск : 8ТТ,2019.- С. 207-209. - 0,3 п. л.
11. Козлова, Я. О. Проблемы свободы человека в календарных рассказах А. П. Чехова «Ведьма», «На пути» / Я. О. Козлова // Материалы Международной научно-практической конференции «Новейшая филология: итоги и перспективы», посвященной памяти Б. И. Осипова и М. П. Одинцовой. - Омск : ОмГУ, 2019. - С. 258-262. - 0,375 п. л.
12. Козлова, Я. О. Мотив оборотничества в ранних святочных
рассказах А. П. Чехова (1883-1886) / Я. О. Козлова // Материалы 58-й
МНСК «Студент и научно-технический прогресс». Литературоведение / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск : ИПЦ НГУ,
2020.- С. 38-39. - 0,1 п. л.