Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ДУХОВНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Работа №102679

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы254
Год сдачи2022
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феномен духовности и духовные практики как объекты исследования в религиоведении 13
§ 1. Способы концептуализации и описания феномена духовности в
религиоведении 13
§ 2. Духовные практики как объект религиоведческого исследования: теоретико-методологические подходы 57
§ 3. Современная религиозная ситуация в России как условие появления и развития духовных практик 87
Глава 2. Духовные практики: организационные формы, уклад, участники 111
§ 1. Организационные формы духовных практик 111
§ 2. Особенности внутреннего уклада спиритуальных центров, индивидуальных мастерских, домашних групп 124
§ 3. Участники духовных практик: мастера и ученики 148
Глава 3. Тенденции развития духовных практик: организационные и содержательные особенности 177
§ 1. Региональные аспекты духовных практик и их организационных форм: распространенность, виды практик, участники 177
§ 2. Представления о религии и сверхъестественной силе у участников духовных практик 204
Заключение 227
Список литературы 236


Актуальность. ХХ в. ознаменовался активными процессами трансформации религии и форм ее существования. Источником этих трансформаций были процессы секуляризации и десекуляризации, особенности современной культуры и капиталистического общества. В результате сформировался рынок религий, возникли новые религии и новые религиозные движения, распространилась внеконфессиональная религиозность. Еще один источник изменений в религиозной сфере лежал в утвердившихся в культуре индивидуалистических представлениях человека о себе и религии, которые повлекли за собой смену его поведения. Распространившаяся индивидуалистическая позиция человека к миру и религии становится фундаментом для появления стратегий личного поиска ответов на экзистенциальные вопросы, протекающего вне сложившихся религиозных систем.
Следствием индивидуальных ответов на смысложизненные вопросы и поисков контакта со сверхъестественными силами, происходивших вне рамок сложившихся конфессий, было появление «лоскутной религиозности», «внеконфессиональной религиозности», «веры без принадлежности» и т. п. Одним из таких ярких феноменов оказалась духовность (spirituality), которая стала объектом исследования религиоведов. Мы находим этому подтверждение в появлении людей, которые отказываются однозначно относить себя к какой-либо конфессии, агностицизму, атеизму, а используют для своего обозначения такую конструкцию как, «духовный, но не религиозный» (spiritual but not religious (SBNR)).
Все это требует системной рефлексии со стороны религиоведения, результатом чего с середины ХХ в. стало расширение понятийного аппарата, в задачи которого входит отражение тенденций, сложившихся в религиозной сфере. Одним из таких понятий стало понятие «духовность» (spirituality), давно присутствовавшее в европейской культуре и философии, и получившее новое наполнение в соответствии с теми коннотативными значениями, которые использовались духовными искателями. Этот термин закрепился в науке о религии и позволил сделать явление духовности одним из центральных предметов современного религиоведения.
Феномен духовности наиболее ярко проявляется в активно возникающих духовных практиках, которые позволяют реализовать стратегии индивидуального духовного опыта. Сами духовные практики становятся формой существования духовности, а индивидуалистические позиции искателей духовности реализуются в духовных практиках. В связи с протекающими социально-экономическими процессами, новые формы осуществления духовных практик ставят перед религиоведами исследовательские вопросы. Появляющиеся формы, в том числе их внутренний уклад, требуют особого исследовательского внимания. Одновременно существует ряд исследовательских лакун в понимании духовности: почему, при значительной разнице субъективных предпочтений, искатели духовности демонстрируют схожий выбор и поведение; как поведение духовных искателей влияет на существующие организационные формы духовности; почему, при декларируемом индивидуализме и перемещении критериев истины вовнутрь своего «Я», оказываются востребованы мастера и спиритуальные центры; как происходит обучение духовным практикам. На наш взгляд, в ряду этих проблем, обозначенных в отношении духовности, наиболее важной является проблема анализа и систематизация новых форм организации духовных практик, появляющихся под воздействием социально-экономических и мировоззренческих факторов. Все это позволит углубить понимание перспектив развития духовности.
Еще одним основанием актуальности заявленной проблематики является малое число исследований духовности и ее практик в России. Духовные практики становятся заметными по численности участников, а их эффективность и значение становятся предметом обсуждения новых публичных акторов («инфлюенсеров» и «блогеров»). Анализ проблемы организации духовных практик по материалам эмпирических исследований способствует осмыслению основных векторов и механизмов трансформации религиозной жизни России.
Степень научной разработанности темы. Религиоведческий анализ духовных практик и духовности затруднен целым рядом причин: во-первых, обширным и слабоструктурированным зарубежным массивом исследований по теме; во-вторых, особенностью религиоведения как научной дисциплины, имеющей свой предмет, но вынужденной использовать методологию и методы других наук (антропология религии, социология религии, философия религии, история религии, психология религии), а это приводит к многообразию методологических и стилевых оснований исследований проблемных областей; в-третьих, для российского религиоведения духовность, именно в новом значении термина, и духовные практики - это дискуссионные феномены, вошедшие в отечественный академический дискурс в начале XXI в., чем объясняется относительно небольшое число исследований по данной тематике. Вместе с тем проблемная канва позволяет как систематизировать работы, посвященные непосредственно духовности и духовным практикам, так и учесть научные проблемы, возникающие на стыке духовности и иных вопросов религиоведения.
Прежде всего следует выделить работы, описывающие и обосновывающие проблему трансформации религии в современном мире: о приватизации, секуляризации, десекуляризации религии рассуждали: Т. Асад, П. Бергер, Р. Белла, М. Вебер, К. Доббелере, Д. Воас, В. Карпов, Т. О'Ди, Ю. Ю. Синелина, Б. Уилсон, Д. Узланер, Ч. Тейлор, К Фенн, Ю. Хабермас и др. Исследования, зафиксировавшие и описавшие новые состояния религии и религиозности: Р. Белла (шейлаизм), Э. Бейли (имплицитная религия), Д. Воас (неопределенная религиозность), Г. Деви (вера без принадлежности, викарная религия), Т. Лукман (невидимая религия), Р. Чиприане (рассеянная религия), Д. Эрвье-Леже (лоскутная религиозность, внутренняя религия) и др. О новых типах религиозных организаций, отличающихся от «классического» варианта, описанных М. Вебером, Р. Нибуром, рассуждали: Г. Беккер (культ), К. Кэмпбелл (культовая среда), Р. Старк и У. Бэйнбридж (аудиторные, клиентские культы, культовые движения).
По мере осознания происходящих трансформаций религиозной сферы современности, выстраивается религиоведческий дискурс духовности, появляются работы, обосновывающие сам концепт «духовность» и его черты: А. Баркер, П. Бейер, К. Бендер, Р. Ватноу, Д. Воас, Л. Вудхед, Д. Джордан, Х. Кноблаух, К. А. Колкунова, М. Магуайр, Г. Ореханов, Э. Пасе, А. Поссамаи, Е. Д. Руткевич, Д. Руссо, У. К. Руф, С. Сатклифф, Е. А. Степанова, Д. Трейси, Р. Фуллер, В. Ханеграаф, П. Хилас, Б. Хусс и др.
Об истории понятия «духовность» и его употреблении писали: Д. Джордан, Б. Хусс, Ф. Шелдрейк, С. Шимазоно и др. Использование понятия «духовность» в разных российских контекстах подробно рассмотрено в трудах: К. А. Колкуновой, Г. Ореханова, К. Руссоле, Е. А. Степановой. Для выявления различий современного религиоведческого дискурса духовности и употребления понятия духовности, характерного для русской философской традиции, мы обращались к работам философов и теологов: С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, К. Вааймана, Л. Н. Когана, Д. В. Пивоварова, Л. С. Франка, В. Н. Шевченко, Б. И. Шенкмана, В. А. Ядова.
В общем массиве исследований духовности можно выделить отдельные крупные тематические блоки. Вопросами роли женщин в холистической духовности и гендерной составляющей духовности занимались: Н. Аммерман, К. Аун Л. Вудхед, Е. В. Иванова, У. Кинг, М. Макгуаир и др. Психология духовности рассматривалась в трудах: Г. Айронсона, Т. Вудса, К. Паргамента, Б. Циннбауэра, Л. Шахаби, М. Фариаса и др. О связи Нью Эйдж и духовности рассуждали: Ю. Андреева, М. Боуман, А. Поссамаи, А. Раевский, С. Сатклифф, Ф. Джеспер, В. Ханеграаф, П. Хилас, М. Хилл, Н. Хори, З. Е. Чернышкова, С. Шимазоно и др.
Важным шагом в осмыслении духовности становится проблематизация духовных практик, форм их существования, духовного капитала. Теоретические работы, затрагивающие проблему религиозного и духовного капиталов, представлены трудами: А. Арат, Б. Вертера, М. Геста, Е. Д. Руткевич, Р. Старка, Л. Ианнакконе, Р. Финка и др.
Исследованиями отдельных духовных практик, вопросами их систематизации, а также связи с такими феноменами современности, как капитализм, постмодернизм и общество потребления занимались: М. Бирч, Л. Вудхед, К. Хузман, М. В. Добровольский, Р. Кедзиор, Р. Козинетс, П. Макларен, С. Оу, А. Поссамаи, Д. Риналло, Н. Саркисян, Л. Скотт, Р. Фуллер, П. Хилас, Д. Холлоуэй, Д. Шерри, Д. Экхардт и др.
Непосредственно способы организации духовных практик изучали: П. Хилас (духовные аутлеты) Т. Пелтонен (духовные сообщества). О связи экономики, потребления и способов организации духовных практик писали: Д. Каретте, Р. Кинг, Р. Кедзиор, Р. Козинетс, Д. Риналло. Организационные особенности групп медитации изучались А. Аратом и др.
Тема организации духовных практик не может быть раскрыта без обращения к российскому контексту: к исследованиям, обрисовывающим религиозную картину современной России. Здесь были проанализированы работы религиоведов и социологов об отношении к религии в целом и к разным конфессиям в нашей стране, о формах религиозности и характере ценностей россиян: Д. Барри, И. Г. Гёзалян, Б. В. Дубина, Н. А. Зоркой, К. Каариайнен, Е. Г. Каргиной, В. Карпова, Е. Кочергиной, Р. Н. Лункина, Е. Лисовской, К. В. Маркина, А. В. Матецкой, М. П. Мчедлова, Д. Б. Петрова, К. Пипии, Т. С. Прониной, Ю. Ю. Синелиной, С. Б. Филатова, Д. Фурмана и др. Региональный аспект религиозной ситуации раскрыт в трудах Е. И. Гришаевой, Н. С. Смолиной, О. М. Фархитдиновой, В. А. Шумковой и др.
Несмотря на такую разностороннюю проработку темы духовных практик, духовности и сопутствующих проблем, остается не до конца исследованной проблема существующих форм организации духовных практик и основных участников. В данном диссертационном исследовании реализован религиоведческий подход к изучению организационных форм духовных практик, основных участников по материалам самостоятельного эмпирического исследования.
Объект исследования: духовные практики.
Предмет исследования: организационные формы и основные участники духовных практик в России.
Цель исследования: выявление и осмысление организационных форм и основных участников духовных практик в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Определить основные способы концептуализации феномена духовности и духовных практик в религиоведении.
2. Раскрыть влияние современной религиозной ситуации на появление и развитие духовных практик в России.
3. Выявить и проанализировать организационные формы существования духовных практик, особенности уклада внутри организационных форм, основных участников духовных практик.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в рассмотрении духовных практик в новых российских условиях. Новым является методологический подход к проблеме форм организации духовных практик, основанный на социально-топологическом подходе и элементах социально-экономического подхода, позволяющего описать рыночные аспекты духовных практик.
1. Осуществлен комплексный анализ сложившихся дискуссий о духовности и духовных практиках в религиоведении, повлиявших на возникновение основных теоретико-методологических подходов к ним.
2. Реконструирована и описана религиозная ситуация в современной России как условие для появления и развития духовных практик.
3. На основании собранного материала выделены и проанализированы организационные формы духовных практик и особенности их уклада. Выявлены основные участники духовных практик - мастера и ученики. Исследованы исходные точки обращения к духовным практикам россиян, способы совершенствования в духовных практиках, представления о сверхъестественной силе участников.
4. На основе проведенных интервью и наблюдений собран и осмыслен широкий материал, который позволяет утверждать наличие всех видов организационных форм духовных практик и сложившегося рынка духовных практик в Свердловской области.
Теоретическая значимость работы. В исследовании представлены теоретические положения, которые позволяют оценить процессы трансформации религии в России, переосмыслить некоторые понятия и оптику исследования. Выводы диссертационного исследования имеют значение для переосмысления и современного понимания религиозной картины современной России.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов в системе религиоведческого образования. Также данные и выводы эмпирического исследования могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений. Систематизированный материал и выводы диссертации служат базой для дальнейшей исследовательской работы по теме.
Методология и методы исследования. Методология исследования определяется поставленной целью и задачами. В диссертационном исследовании представлена попытка опереться на эвристические и методологические возможности социально-топологического подхода П. Бурдье и Б. Вертера в отношении духовных практик. Для понимания феномена духовности исследование духовных практик представляется значимым по ряду причин. Во-первых, духовность являет себя миру в форме практик. Интересным и полезным будет рассмотрение практик духовности как живых практик, как действий, которые имеют свою собственную логику. Во-вторых, концентрация исключительно на речевом дискурсе информантов, их интерпретации субъективного опыта, их представлениях об отсутствии внешнего источника авторитета не позволяет дать теоретическое объяснение причин схожести результатов выбора и практик, схожих организационных форм, при декларируемой ими разницы субъективных предпочтений. Поэтому социально-топологический подход оправдывает себя в изучении духовных практик, духовности, форм ее организации, религиозного поля в целом.
Обращение к социально-экономическому подходу в отношении духовных практик позволило прояснить отдельные аспекты рынка религий, связи религии и экономики, духовности и ее практик с потреблением.
Вместе с тем, в диссертационном исследовании используются методы различных социально-гуманитарных наук. В работе применяются общие принципы анализа и синтеза, объективности, систематизации, классификации и теоретического обобщения. Эмпирическое исследование проблемы организационных форм духовных практик проводилось в русле качественной методологии, что позволило вскрыть смысловое содержание проблемы. Основными методами сбора эмпирических данных стали:
- полуформализованное интервью (проведено в 2018-2020 гг., 41 человек). Методика построения выборки осуществлялась по методу снежного кома. Кроме этого, присутствовали элементы квотной выборки: выбирались информанты, имеющие различное образование (высшее, среднее специальное), проживающие в разных по размеру городах Свердловской области, обладающие различным семейным статусом, относящиеся к разным возрастным группам (от 23 до 62 лет), имеющие различный статус в духовности (мастера духовных практик и ученики). Такая выборка должна была способствовать выявлению универсальных черт форм существования и организации духовных практик, не зависящих от таких переменных, как образование, место проживания, семейный статус, возраст, роль мастера или ученика. Обработка транскрибированных интервью проводилась с помощью методики кодирования в рамках обоснованной теории А. Страусса и Дж. Корбин;
- включенное наблюдение за деятельностью и внутренним распорядком спиритуальных центров и независимых мастерских, организующих духовные практики. Данные включенных наблюдений были собраны в 2014, 2017-2020 гг. в ходе посещения занятий и гостевых встреч, проводимых спиритуальными центрами и независимыми мастерами города Екатеринбурга;
- контент-анализ изображений. Был представлен изучением изображений, размещенных на сайтах спиритуальных центров, что позволило получить значимые результаты для реконструкции адресата центров, содержания их посыла.
При описании российского и регионального контекстов духовных практик автор прибегал к данным социологических опросов и исследований. Также использовались данные с сайтов, страниц мастеров и спиритуальных центов в социальных сетях, с сайтов- агрегаторов духовных практик и мастеров.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В религиоведении обращение к духовности связано с необходимостью анализировать трансформации, которые произошли и продолжают происходить в религиозном поле, начиная со второй половины ХХ в. Введенный в научный оборот концепт духовности был призван отразить появление на религиозном поле новых участников, не имеющих отношения к сложившимся религиозным системам, дистанцирующих себя от религии, при этом ограниченно опирающихся на элементы религиозного сознания и использующих отдельные элементы различных религиозных культов внутри транслируемых ими эклектических идей и практик. В религиоведческих дискуссиях о духовности сформировались два подхода: эссенциальный и эволюционный. И первый, и второй подходы признают такую особенность духовности, как ее ориентированность на практику. Духовные практики позволяют людям оставаться не вовлеченными в конфессиональные религиозные обязательства, обеспечивают переживание встречи со сверхъестественной силой (по представлениям искателей духовности), формируют у индивида субъективное ощущение роста жизнестойкости.
2. Выявленный российский религиозный и ценностный контекст способствует обращению к духовным практикам россиян. Проанализированные нерелигиозные причины идентификации с определенной конфессией имеют важные следствия: низкую ценность конфессионально-оформленной жизни как таковой; недоверие и враждебность к иным религиям и, особенно, к новым религиозным движениям; поиск ответов на экзистенциальные вопросы вне сложившихся религий. В структуре ценностей россиян религия и вера в бога не занимают доминирующие позиции, превалируют ценности секулярного типа. Таким образом, безопасное конструирование своего внутреннего мира без риска попасть в «другие» и «сектанты» может происходить через конформистское сохранение самоидентификации с определенной конфессией, в сочетании с индивидуальным погружением в мантику, эзотерику, альтернативную медицину, прикладные аспекты иных религиозных и культурных традиций и т. п.
3. Выделены формы организации духовных практик: спиритуальные центры, индивидуальные мастерские, домашние группы. Внутри выделенных организационных форм сложились и устойчиво воспроизводятся паттерны, проявляющиеся в организации занятий духовными практиками. Сама внутренняя организация занятий духовными практиками одновременно пронизана идеями духовности и экономической рентабельности.
Основными участниками внутри спиритуальных центров и индивидуальных мастерских являются мастера и ученики. Опыт погружения в духовные практики приводит к трансформации мировоззрения: окружающий мир начинает мыслиться в категориях сверхъестественного. Изначальный прагматический посыл учеников, направленный на решение личных проблем, под воздействием мировоззренческих изменений трансформируется в направленность на поиск гармонии, внутренней целостности, связи со сверхъестественными силами и т. д.
Степень достоверности результатов исследований определяется обоснованностью теоретических положений, применением научных методов в процессе сбора и анализа эмпирических данных; системным характером исследования организационных форм духовных практик; высоким уровнем знакомства с религиоведческими исследованиями духовности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре онтологии и теории познания Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Отдельные аспекты и сюжеты диссертации легли в основу докладов на научных конференциях и круглых столах: XX Международная конференции памяти профессора Л. Н. Когана “Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования”, 2017, Екатеринбург; Х Международная конференция РАИЖИ и ИЭА РАН “Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем”, 2017, Архангельск; Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием “Мокроносовские чтения - 2017”, Екатеринбург; Круглый стол “Религия и религиоведение на Урале”, Екатеринбург, 2017; IV Конгресс российских исследователей религии “Религия как фактор взаимодействия цивилизаций” Благовещенск, 2018; Конференция с международным участием, посвященная 75-летию со дня рождения профессора Д. В. Пивоварова “Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение”, 2018, Екатеринбург; II Конгресс Русского религиоведческого общества “Религия и религии: дискурсы и практики”, 2019, Санкт-Петербург; V Конгресс российских исследователей религии "Религия и атеизм в XXI веке", Санкт-Петербург, 2021.
Основные результаты исследования отражены в 14 публикациях: 8 статей опубликовано в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ, в том числе 1 статья в базе цитирования WoS; 6 - в других изданиях. Общий объем печатных листов - 4,66 п. л., авторский вклад Кузнецовой О. В. - 4,1 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 215 наименования. Объем диссертации составляет 254 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итоги выполненного исследования. Духовность и ее практики представляют собой сложную аналитическую ситуацию, которая требуют от религиоведа выработки исследовательской стратегии, включающей обращение к эмпирическим исследованиям (так как в науке о религии все еще присутствует недостаток данных о них), и последующую теоретическую рефлексию. Для изучения организационных форм духовных практик была разработана исследовательская программа. Она состояла в выборе качественной стратегии исследования для сбора и анализа эмпирического материала, а также в обращении к социально-топологическому подходу для интерпретации организационных форм духовных практик. Этот подход позволил нам взглянуть на духовные практики как действия, фундированные собственной логикой, помог прояснить организационные формы, в которых они являются, рассмотреть полученные навыки и знания как ценный актив. Присутствовало обращение к социально-экономическому подходу, позволяющему прояснить отдельные аспекты связи религии и экономики, потребления и духовных практик, существование рынка религии. Выбор методологии, методов исследования были обусловлены целями и задачами исследования. В результате проведенного диссертационного исследования получен ряд значимых результатов.
Конкретные результаты проведенного исследования.
В исследовании зафиксировано существующее согласие религиоведов о необходимости введения в науку о религии новых понятий, которые бы отражали современное состояние религиозного поля. «Духовность» стало одним из таких понятий, описывающих изменившееся отношение человека к религии, новых акторов религиозного поля, осознанно дистанцирующих себя от институциональной религии, но при этом эклектично использующих элементы религиозных культов. На сегодняшний день не существует единой теории духовности, что обусловлено как сложностью самого явления, так и тем, что оно все еще находятся в становлении. По поводу феномена духовности в религиоведении возникли дискуссии, которые оказали влияние на формирование основных подходов к ней: эссенциального, эволюционного. Для понимания содержания этих подходов нами были изучены сами дискуссии.
Анализ дискуссий о сущностных характеристиках феномена духовности, позволил нам таковые характеристики выделить, зафиксировать и отметить сложившийся в религиоведении в отношении них консенсус: 1) подчеркивается дистанция носителей духовности от институциональной религии и ее догматических систем; 2) отмечается наличие представлений о сверхъестественном агенте, которые не приводят к возникновению конкретной теологической системы; 3) духовность определяется через ее ориентацию на практику, в том числе в отношении сверхъестественных сил; 4) фиксируется сосредоточенность на своем «Я»; 5) отмечается концентрация носителей новой духовности на настоящем и повседневности; 6) указывается на индивидуальные практики поиска экзистенциальных смыслов, которым свойственны эклектичность и плюрализм; 7) холизм определяется как цель и инструмент духовного пути; 8) для духовных практик характерно тяготение к неиерархическим и изменчивым формам организации; 9) подчеркивается значительное присутствие женщин в духовности и в духовных практиках.
Дискуссия о сходстве и различии с религией привела к выделению позиций в отношении ее связи с религией, так сформировались эсенциальный и эволюционный подходы к духовности. Сторонники эссенциального подхода смотрят на духовность как на автономное от религии явления, и в первую очередь как внеинституциональное явление. Сторонники эволюционного подхода, видят в духовности современную эрозированную форму религии, прошедшую через секуляризацию и десекуляризацию, поздний капитализм и культурные процессы ХХ - начала XXI вв. Данная дискуссия осложнялась параллельными дискуссиями, происходившими в религиоведении и затрагивавшими проблему одного из базовых концептов религиоведения «религия».
Еще одна важная дискуссия для понимания духовности была затронута в диссертационном исследовании - духовность и Нью Эйдж. Новые религии, Нью Эйдж и духовность в данном исследовании показаны как отдельные явления: для новых религий, пусть в видоизмененной, а часто в усеченной форме, характерно наличие относительно устойчивого религиозного комплекса, что не характерно для духовности. Обнаруживается сходство духовности с Нью Эйдж, особенно с его идеями восхождения, синтеза, контакта. Нью Эйдж к 80-м гг. ХХ в. утрачивает свое эсхатологическое, контркультурное содержание и перестает существовать, ему на смену приходит духовность, включившая в себя ньюэйджеровские практики и идеи.
Результатом аналитического рассмотрения дискуссий и подходов стало построение собственного видения феномена духовности, необходимого для проведения эмпирического исследования. Сделан вывод о возможности рассмотрения духовности именно в религиозном поле в силу ее причастности к этому полю. Все это позволяет понимать духовность как набор идей и практик аморфной культовой среды. Намеченные контуры понимания духовности позволили прейти к изучению ее практик.
Проведен критический разбор сложившихся подходов исследования духовных практик: антропологического, социально-топологического, социально-экономического. Антропологические исследования того, как и где люди совершают духовные практики, как они описывают необходимость этих практик позволяют сделать вывод, что практики удовлетворяют потребность во встрече со нуминозной реальностью, а также увеличивают субъективные представления о повышении жизнестойкости. Социально-экономический подход, представленный широким спектром работ, описывающий религию и экономику, рынок религии, рациональный выбор и поведение индивида на рынке религий, помогает понять рациональную логику духовных искателей. Социально-топологический подход, выбранный в качестве основного для диссертационного исследования, позволил зафиксировать и проанализировать состояние религиозного поля, объяснить конкуренцию между новыми и старыми акторами поля, специфику организационных форм духовных практик, правила накопления и обмена капиталом внутри поля и между полями. Теория практик учитывает не только субъективные представления и схемы информантов, но и объективный план структурирования реальности. Духовность предстает как поле воплощенных материально переплетенных практик, обусловливающих социальную реальность, определяющих и опосредующих существование социальных отношений. И еще одно преимущество этого подхода к изучению духовности и ее практик связано с тем, что поля могут быть изолированы исследователями ради аналитических процедур.
Результатом изучения теоретико-методологических подходов к духовным практикам стал вывод о социально-топологическом подходе, как об обладающем наибольшими эвристическими перспективами для исследования духовных практик и их организационных форм. Еще одним результатом стало формирование собственного понимания духовных практик, под которыми мы понимаем всю совокупность интерпретаций и действий, совершаемых людьми в связи с их опытом участия в духовности, находящуюся вне контроля и вне взаимодействия с религиозными институтами. Наметив контуры понимания духовных практик, мы перешли к рассмотрению условий для их существования и распространения в России.
Для рассмотрения современного контекста развития духовных практик в России были проанализированы исследования, социологические данные о религии и ценностях россиян от позднесоветского времени до современности. Особенному вниманию подверглись аспекты религиозной самоидентификации россиян, отношение к религии, представления о ценностях и инаковерующих, данные по внеконфессиональной религиозности россиян. Быстрое обращение советского человека к религии начинается с ослаблением влияния атеистической идеологии в перестроечное время. Однако рост религиозной самоидентификации, начавшийся в 80-е гг. и продолжившийся до середины 00-х годов ХХТ в., не сопровождался массовым ростом религиозной веры и увеличением числа россиян, глубоко вовлеченных в религию, т. е. людей, обладающих фактической религиозностью как комплексом поведенческих практик. Подобную религиозную самоидентификацию россиян социологи религии связывают с культурными, этническими, национальными, идеологическими причинами. Еще одним аспектом для понимания российского контекста духовных практик стало обнаружение у россиян определенной иерархии по отношению к различным религиям, выстроенной не по догматическому принципу, а также выявление настороженного отношения к НРД. Изучение опоросов и исследований, посвященных ценностям россиян способствовало выводу о доминировании секулярного характера ценностей. На шкале WVS россияне устойчиво демонстрируют главенство ценностей индивидуального выживания и секулярного типа.
Результатом анализа современного контекста развития духовных практик в России явилось предположением, что нерелигиозные причины религиозной самоидентификации, особенности отношения россиян к религии имеют важные последствия: низкую ценность институциональной религиозной жизни как таковой; недоверие к иным религиям и особенно новым религиозным движениям, которые воспринимаются как враждебные Другие; поиск ответов на экзистенциальные и насущные вопросы вне институциональных религий. В этих условиях духовность, со своими адаптивными структурами, системой ценностей и предлагаемым образом жизни, становится серьезным конкурентом старым и новым религиям на отечественном религиозном поле.
Рассмотренная контекстуальная и теоретико-методологическая рамки исследования позволили нам перейти к осмыслению результатов эмпирического исследования.
На основе собранного и проанализированного эмпирического материала были выделены следующие организационные формы духовных практик: спиритуальные центры, индивидуальные мастерские, домашние группы. К спиритуальным центрам отнесены все заведения, проводящие занятия духовными практиками и имеющие относительно выраженную организационную структуру (руководство, штат духовных мастеров), а также стабильное местоположение в пространстве. Спиритуальные центры показаны как центры притяжения искателей духовности, выполняющие связующую функцию между мастерами и их учениками. Другой выявленной организационной формой духовных практик стали индивидуальные мастерские, характеризующиеся как кратковременно возникающие сообщества для осуществления практик, организуемые отдельными, независящими от спиритуальных центров, мастерами в строго установленный период времени. Для индивидуальных мастерских характерно отсутствие стационарного места проведения занятий, одновременное выполнение ролей мастером духовных практик и менеджера. Спиритуальные центры и индивидуальные мастерские осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, а оплата их услуг не может быть отнесена к пожертвованиям. Общая сфера деятельности и один и тот же потребитель способствует пересечению этих форм организации духовных практик. Еще одной выявленной формой организации духовных практик являются домашние группы, для которых характерно наличие стационарной площадки проведения духовных практик (дом, квартира, место, принадлежащее кому-то из участников). Принципиальное отличие домашних групп от других организационных форм заключается в присутствии интенсивных связей между участниками духовных практик, отсутствии оплаты занятий.
Были выявлены и проанализированы особенности внутреннего уклада спиритуальных центров, индивидуальных мастерских и домашних групп. Особое внимание было уделено механизмам удовлетворения потребностей духовных искателей внутри различных организационных форм, были изучены расписания, особенности проведения занятий, предметный мир, площадки для обсуждения духовных практик, реклама и оплата. Анализ устройства занятий позволил выявить специализацию спиритуальных центров и индивидуальных мастерских, охарактеризовать ассортимент занятий как широкий, проследить фундированность занятий идеями духовности, определить способы перемещения учеников между курсами и занятиями. Зафиксировано, что расписания занятий пронизаны идеями экономической эффективности для проводящих их центров и мастеров, а также выстроены с учетом комфортности для всех участников духовных практик. Площадки для обсуждения процесса и результатов духовных практик, находящиеся за пределами основных занятий, служат пространством для обмена мнениями и обсуждения трудностей, возникших у учеников в связи со сложностью операционализации понятий духовности («энергия», «пульсация энергии», «дыхание яичниками» и т. п.) и отсутствием их догматических определений. Установлено, что предметный мир мест осуществления духовных практик носит мобильный и интерактивный характер: вещи не образуют постоянных предметных групп; большинство предметов не являются табуированными объектами; предметные скопления не позволяют идентифицировать зоны помещения как сугубо сакральные или профанные. По результатам интервью с мастерами и учениками выявлены два основных нарратива об оплате: 1) гармония, 2) ценность и цена. Оба нарратива свидетельствовали о существующем консенсусе в отношении необходимости оплаты занятий как ценных активов, при этом своего рода «духовного тарифа» нами не было обнаружено.
Определены основные действующие лица духовных практик - это мастера и ученики. В контексте исследования большое внимания было уделено мастеру, как организатору духовной практики. Мастера не связаны обязательствами с какими-либо религиозными институтами и, как правило, обучают, проводят занятия, консультации по авторским методикам. Обнаружено отсутствие зависимости между возрастом, полом и статусом мастера, характерное для ряда религиозных традиций. Успешность мастера зависит от его личного опыта постижения духовных практик, а также от постоянного расширения компетенций. Чтобы стать мастером духовных практик, требуется «работа», понимаемая средой как опыт личного развития и преобразования, включая обучение разным духовным практикам или специализации на одной. Выявлено, что авторитет мастера строится на его продвинутом практическом мастерстве и умении мастера им поделиться с учениками. Важнейшая задача мастера - это помощь в освоении духовной практики как практического мастерства. Ученики обращаются к духовным практикам, как правило, с изначально прагматическим посылом, связанным с решением личных проблем, часто социального и психологического характеров. Использование такого специфического инструмента, как правило, приводит к трансформации мировоззренческих взглядов: внутренний и окружающий мир, теперь мыслятся в категориях духовности.
Результатом работы с собранным эмпирическим материалом стало выделение форм организации духовных практик, описание их особенностей, анализ участников духовных практик, что позволило сделать вывод о наличии сложившихся устойчивых форм организации духовных практик и паттернов для участников. Еще один результат, сделанный по итогам изучения собранных материалов, проясняет причины востребованности выделенных форм организации духовных практик. Поведение духовных искателей, желающих диверсифицировать риски вложения усилий в одну духовную практику, холистическая логика духовности, подтверждающая отсутствие необходимости принадлежать одной организации или традиции, исключительная концентрация на своем «Я» способствуют сетевой структуре духовности. Постоянный поиск и изменчивые запросы духовных искателей стимулируют рождение гибких и адаптивных организационных форм, таких как спиритуальные центры, индивидуальные мастерские, домашние группы.
Далее мы обратились к рассмотрению содержательных и организационных особенностей духовных практик, на примере Свердловской области. Так же были оценены региональные условия, влияющие на укорененность и распространение духовных практик. С учетом благоприятного социально-экономического развития региона, сделан вывод о наличии подходящих условий для распространения духовных практик. Был изучен рынок духовных практик, что позволило понять расположение спиритуальных центров в регионе: чем крупнее город, тем с большей вероятностью в нем будет спиритуальный центр, в сельской местности их нет. В силу отсутствия спиритуальных центров в ряде городов, духовные практики осуществляются через деятельность независимых мастеров в онлайн формате.
Выявлено, что самыми востребованными у жителей Свердловской области являются «женские практики», а также прогностические и целительские духовные практики, которые тоже ориентированы на женскую аудиторию. Ориентация на эту категорию подтверждается существующими специализированными спиритуальными центрами, используемыми наименованиями самих практик как специфически женских; встречаемостью их в сетках расписаний центров; обращенностью на женскую аудиторию изображений и текстов спиритуальных центров и данными интервью с мастерами и участниками практик. Собранные и проанализированные эмпирические данные о стоимости, наборах в группы свидетельствуют об устойчивом спросе и предложении на духовные практики. Важным результатом диссертационного исследования является выявление цифровизации российского рынка духовных практик, которая может стимулировать их дальнейшее распространение среди россиян.
Также в целях содержательного анализа духовных практик были выявлены и изучены представления участников о сверхъестественном агенте. Для исследования были отобраны информанты, имевшие опыт погружения в распространенные в регионе духовные практики - «женские практики». В ходе исследования семейного бэкграунда информантов было выявлено значительное влияние на религиозность информантов и на их опыт участия в институциональной религии представителей старшего поколения семьей (бабушки), а на опыт знакомства с эзотерикой - других родственников, друзей информантов. Обнаружена критика институциональной религии, сходная с описанной для европейских и американских духовных искателей. При этом нами отмечено, что вера в сверхъестественные силы занимает существенное место в их мировоззрении. Отказ от институциональных религиозных интерпретаций и правил приводит участниц к индивидуальному конструированию духовного мира, образов сверхъестественного и механизмов коммуникации с ним. В нарративах участниц «женских практик» о сверхъестественной силе прослеживаются разные модели связи этой силы с миром. Вне зависимости от разделяемой модели присутствует представление о возможности и реальности связи со сверхъестественной силой, реализуемой через переживание тайны и своего подлинного «я» в процессе осуществления духовных практик. Образы сверхъестественной силы аморфны и эклектичны, присутствует зависимость от текущих увлечений определенными духовными практиками, при этом образы часто представляется теплым и дружественным человеку. В исследовании показано, что логичным продолжением синтеза религиозных традиций, верований и культов, присущих мировоззрению участниц духовных практик, становится толерантность участниц «женских практик» к поликультурному и полирегиозному миру.
Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы. Полученные результаты могут стать прологом для изучения отдельных аспектов отечественных реалий духовности и духовных искателей.
Дальнейшие исследования могут вестись в логике антропологии религии с фокусом, направленным на изучение формальных и неформальных правил существующих в среде духовных искателей, присутствующих внутри отечественных спиритуальных центров, индивидуальных мастерских, домашних групп.
В данной работе «женские практики» рассматривались как практики, ориентированные на женскую аудиторию, перспективным представляется их рассмотреть в русле гендерных теорий, что позволит вскрыть их иное содержание.
Помимо этого, актуальными и совсем неразработанными являются темы, связанные с компаративным религиоведением в области духовных практик. Для понимания религиозной ситуации в России необходим сравнительный анализ востребованности, распространенности, укорененности духовных практик, специфики ассортимента этих практик, преобладания форм организации духовных практик в разных регионах страны и т. п.



1. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая. Наследие священной державы / С. С. Аверинцев // Новый мир. - 1988. - №7. - С. 210-220.
2. Андреева, Ю. О. Проекты преобразования мира в новом религиозном движении «Анастасия»: антропологические аспекты религии Нью-Эйджа в современной России : спец. 07.00.09 «Этнография, этнология и антропология» : дис. ... канд. ист. наук / Ю. А. Андреева. - Санкт-Петербург, 2017. - 272 с.
3. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1988. - 253 с.
4. Атлас религий и национальностей России // Среда. Исследовательская служба. - URL:http://sreda.org/arena(дата обращения: 11.12.2019).
5. Бергер, П. Социальная реальность религии / П. Бергер // Эволюция религии и секуляризация. - М. : ИНИОН, 1976. - С. 97-99.
6. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа: сборник / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 1994. - 480 с.
7. Богданова, Н. М. Фотография как язык: к вопросу о специфике прочтения / Н. М. Богданова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Философия. Филология. - 2016. - № 1 (19). - С. 63-72.
8. Болтански, Л. Э. Новый дух капитализма / Л. Болтански., Э. Кьяпелло. - М. : Новое лит. обозрение, 2011. - 974 с.
9. Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры: выступление на заседании круглого стола «Духовность, художественное творчество, нравственность» / Л. П. Буева // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 3-9.
10. Бурдье, П. Генезис и структура поля религии / П. Бурдье // Социальное пространство: поля и практики. - М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007. - 576 с.
11. Бурдье, П. Разложение религиозного / П. Бурдье // Начала. Choses dites. - М. : Socio-Logos, 1987. - C. 147-156.
12. Ваайман, К. Духовность. Формы, принципы, подходы / К. Ваайман. - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2009. - Т. 1. - 590 с.
13. Вера в необъяснимое: мониторинг // ВЦИОМ. 2 июля 2019. - ИКЬ: Ы1р8:/^сют.ги/тбех.рЬр?1б=23б&шб=9783(дата обращения: 04.05.2020).
14. Вера в сверхъестественное // «Левада-центр». 16.01.2018. - ИКЬ:
https://www.levada.ru/2018/01/16/17439/(дата обращения: 11.12.2019).
15. Волков, В. В. Теория практик / В. В. Волков, О. В. Хархордин. -СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.
16. Выгузова, Е. В. Элитарные клубы в культурном пространстве России конца XVIII - начала ХХ вв. : спец. 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореф. дис. ... канд. культурологии / Е. В. Выгузова. - Екатеринбург, 2005. - 24 с. - Место защиты: Урал. федер. ун-т.
17. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? //
ВЦИОМ. 01.08.2018. - ИИЕ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/wsshee-obrazovanie-put-k-uspekhu-ili-lishnvava-trata-vremeni-i-deneg (дата
обращения: 12.12.2020).
18. Гёзалян, И. Г. Трансформация религиозности / И. Г. Гёзалян // Мониторинг общественного мнения. - 2011. - № 1. - С. 152-157.
19. Гирц, К. Интерпретация культур. М. : РОССПЭН, 2004. 560 с.
20. Гришаева, Е. И. Религиозность верующих екатеринбургской митрополии: от ортодоксии к постсекулярной эклектике / Е. И. Гришаева, О. М. Фархитдинова, В. А. Шумкова // Социологические исследования. - 2017. - № 8 (401). - С. 106-117.
21. Добровольский, М. Спиритуалистическая этика и новый дух капитализма / М. Добровольский // Социологическое обозрение. - 2019. - № 4. - С. 231-262.
22. Доверие институтам // «Левада-Центра». 21.09.2020. - ЕБ1,:
https://www.levada.ru/2020/09/21/doverie-institutam/(дата обращения: 22.09.2020).
23. Дубин, Б. В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) / Б. В. Дубин // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под ред. Т. И. Заславской. - М. : Логос, 1999. - С. 359-367.
24. Дубин, Б. В. Религиозная вера в России 90-х годов / Б. В. Дубин // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. - 1999. - № 1. - С. 31-39.
25. Дьяков, А. А. Теория практик: социально-философский потенциал концепции / А. А. Дьяконов // Известия Саратовского университета. - 2011. - Т. 11. - Вып. 1. - С. 8 - 12.
26. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек. - М. : Европа, 2009. - 336 с.
27. Задорин, И. В. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями / И. В. Задорин, А. П. Хомяков // Полития. - 2019. - № 3. - С. 161-184.
28. Зачем нужно высшее образование? // ФОМ 08.07.2014. - URL:
https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11596(дата обращения: 12.12.2020).
29. Зоркая, Н. А. Православие в безрелигиозном обществе / Н. А. Зоркая // Вестник общественного мнения. - 2009. - №2. - С. 65-84.
30. Зоркая, Н. А. Православие в постсоветском обществе / Н. А. Зоркая // Общественные науки и современность. - 2013. - № 1. - С. 89-106.
31. Иванова, Е. В. Новая женская религиозность: поиски образа богини в «религиях жизни» / Е. В. Иванова // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу : материалы круглого стола «Религия и религиоведение на Урале». Екатеринбург, 20 октября 2017 года : сб. науч. ст. и тезисов. - Екатеринбург, 2018. - С. 20-23.
32. Иванова, Е. В. Особенности современного религиозного мифотворчества в женских спиритуально-коммерческих движениях / Е. В. Иванова // Миф в истории, политике, культуре : сб. материалов II Международ. науч. междисциплинар. конф. / под ред. О. А. Габриеляна, А. В. Ставицкого, В. В. Хапаева, С. В. Юрченко. - Севастополь : б.и., 2019. - С. 97-99.
33. Измерение степени ценностной солидаризации и уровня общественного
доверия в российском обществе. Презентация в МИЦ «Известия» 26.03.2019 //
«ЦИРКОН» : [сайт]. - URL:http://www.zircon.ru/upload/iblock/925/Proekt-Doverie-i-zennostnaya-solidarizacia-strahi-i-opaseniya.pdf(дата обращения: 09.09.2020).
34. Ильин, В. И. Драматизация качественного полевого исследования / В. И. Ильин. - СПб. : ИНТЕРСОЦИС, 2006. - 256 с.
35. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 468 с.
36. Канарш, Г. Ю. Феномен позднего капитализма / Г. Ю. Канарш // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - № 1. - С. 38-53.
37. Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) / И. Я. Кантеров. - М. : б.и., 2006. - 467 с.
38. Каргина, И. Г. Новые религиозности: социологические рефлексии / И. Г. Каргина // Вестник МГИМО. - 2012. - № 2. - С. 186-192.
39. Каргина, И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация / И. Г. Каргина // Социологические исследования. - 2004. - № 1. - С. 45-53.
40. Каргина, И. Г. Современный религиозный плюрализм: теоретико-социологический анализ : спец. 22.00.01 «Теория, методология и история социологии» : автореф. дис. ... докт. социол. наук. - Москва, 2015. - 53 с. - Место защиты: МГИМО.
41. Клуб // Толковый словарь Д. Н. Ушакова. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/835254(дата обращения: 09.01.2021).
42. Коган, Л. Н. Духовное воспроизводство: методологические и
социологические проблемы / Л. Н. Коган. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1986. - 165 с.
43. Колкунова, К. А. «Духовные, но не религиозные» респонденты в современных исследованиях / К. А. Колкунова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. - 2015. - № 6 (62). - С. 81-93.
44. Колкунова, К. А. "Поворот к материальному": телесно- ориентированные практики в Нью-Эйдж / К. А. Колкунова // Религиоведческие исследования. - 2018. - № 2 (18). - С. 30-44.
45. Кологривов, Иоанн (Иеромонах). Духовность / И. Кологривов // Русская цивилизация : энциклопедия. - URL:http://endic.ru/enc rus/Duhovnost-38.html(дата обращения: 06.03.2021).
46. Кочергина, Е. Религиозность / Е. Кочергина // «Левада-центр». 18.07.2017. - URL:https://www.levada.ru/2017/07/18/religioznost/(дата обращения: 09.09.2020).
47. Круткин, В. Л. Фоторепортаж как источник социологической информации / В. Л. Круткин // Социс. - 2012. - № 3. - С. 65-76.
48. Кузнецова, О. В. Визуальные образы новой духовности (опыт исследования визуального контента спиритуальных центров Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2018. - Т. 13. - № 4 (182). - С. 33-39.
49. Кузнецова, О. В. Контент-анализ изображений спиритуальных центров города Екатеринбурга / О. В. Кузнецова // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу : материалы круглого стола «Религия и религиоведение на Урале». Екатеринбург, 20 октября 2017 года : сб. науч. ст. и тезисов. - Екатеринбург, 2018. - С. 28-29.
50. Кузнецова, О. В. Проживание духовного опыта: проблема поиска концептологических оснований (по материалам эмпирического исследования) / О. В. Кузнецова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2020. - № 53. - С. 82-83.
51. Кузнецова, О. В. Практики спиритуально-коммерческого движения как феномен общества потребления / О. В. Кузнецова, Е. И. Гришаева // Отчет о НИР (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина). - Екатеринбург, 2013. - 26 с.
52. Кузнецова, О. В. «Гендерное» и «духовное» в визуальных образах спиритуальных центров (по материалам визуального анализа сайтов спиритуальных центров г. Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Труды IV Конгресса российских исследователей религии. Религия как фактор взаимодействия цивилизаций : сб. докладов / под ред. А. П. Забияко, М. М. Шахнович, Е. А. Аринина, П. К. Дашковского и др. - Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2018. - С. 377¬383.
53. Кузнецова, О. В. «Женские практики»: основные сюжеты и ролевые модели / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем : материалы Десятой международной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. 7-10 сентября 2017. Архангельск : в 3-х т. / отв. ред. Н. Л. Пушкарева, Т. И. Трошина. - М. : ИЭА РАН, 2017. - Т. 3. - С. 38-41.
54. Кузнецова, О. В. Гендерные аспекты религии и духовности в современных исследованиях / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Дискуссия. - 2017. - № 10 (84). - С. 50-54.
55. Кузнецова, О. В. Контуры новой духовности в гендерном измерении / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-2 (86). - С. 102-105.
56. Кузнецова, О. В. Представления о женщине, женственности российских участниц «женских практик» / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Религиоведческие исследования. - 2020. - № 1. - С. 7-21.
57. Кузнецова, О. В. Религия и сверхъестественное в представлениях участниц женских практик / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2020. - Т. 31. - С. 80-90.
58. Кузнецова, О. В. Спиритуальные центры как досуговые центры современной горожанки (на примере г. Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации Х1У-ХХ1 веков : материалы Одиннадцатой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. - Нижний Новгород : б.и., 2018. - С. 332-334.
59. Кузнецова О. В. Стратегии «духовного» поиска женщин (по материалам эмпирического исследования стратегий женщин, посещавших тренинги спиритуальных центров) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Дискурс-Пи. - 2018. - № 3-4 (32-33) - С. 208¬216.
60. Ларионов, И. А. Реклама как феномен культуры в глобализирующемся мире: философский анализ / И. А. Ларионов: спец. 24.00.01 «Теория и история культуры» : дис. ... канд. филос. наук. - Астрахань, 2014. - 179 с. - Место защиты: Астраханский государственный университет.
61. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 152 с.
62. Лукман, Т. Дополнение к третьему немецкому изданию «Невидимой религии» / Т. Лукман // Социологическое обозрение. - 2014. - Т. 13. - № 1. - С. 139-154.
63. Лункин, Р. Н. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков / Р. Н. Лункин // Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. - М. : РОССПЭН : Московский центр Карнеги, 2009. - С. 329-394.
64. Маркин, К. В. Между верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии / К. В. Маркин // Мониторинг общественного мнения.- 2018. - № 2. - С. 274-290.
65. Мастера оздоровительных практик. Приложение № 1 к газете «Тайна жизни» / под ред. И. М. Шихова. Екатеринбург : Медиа Круг, 2012. - 113 с.
66. Мастера оздоровительных практик. Приложение № 1 к газете «Тайна жизни» / под ред. И. М. Шихова. Екатеринбург : Медиа Круг, 2013. - 88 с.
67. Матецкая, А. В. Особенности постсекулярного общества в России / А. В. Матецкая. - Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - № 61. - С. 180-189.
68. Матецкая, А. В. Постмодерн и религия / А. В. Матецкая // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-3. - С. 125-128.
69. Матецкая, А. В. Религия и идентичность в обществе позднего модерна / А. В. Матецкая // Национальное здоровье. - 2020. - № 1. - С. 165-168.
70. Матецкая, А. В. Рефлексивность и религиозность в современном обществе /
A. В. Матецкая // Южный полис. Исследования по истории современной западной философии. - 2017. - № 3. - С. 89-96.
71. Матецкая, А.В. Трансформация границ религии в секулярных обществах / А.
B. Матецкая, Н. Ю. Беликова // Национальное здоровье. - 2019. - № 4. - С. 186-190.
72. Мчедлов, М. П. Вера в России в зеркале статистики / М. П. Мчедлов // НГ- Религии. 17.05.2000. - НЕЕ:https://www.ng.ru/ng _ге11дй/2000-05-17/5_1аййт1ггогей.й1т1(дата обращения: 09.09.2020).
73. Нетрадиционные верования в России. Итоговый аналитический отчет / под рук. А. П. Хомяковой. - НЕЕ:http://www.zircon.ru/up1oad/ib1ock/6a1/netraditsionnye-verovaniya-v-rossii-itogovyy-ana1iticheskiy-otchet.pdf(дата обращения: 11.12.2019).
74. Ожегов, С. И. Клуб / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Толковый словарь Ожегова. - НЕЕ:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/277838(дата обращения: 08.04.2020).
75. Ореханов, Г. Л. "Рatchwork-re1igiositat" «лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте / Г. Л. Ореханов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. - 2015. - № 6 (62). - С. 94-112.
76. Ореханов, Г. Л. «Духовность»: дискурс и реальность / Г. Л. Ореханов, К. А. Колкунова. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 152 с.
77. Ореханов, Г. Л. «Религия», «религиозность», «трансценденция», «духовность»: ключевые понятия в немецкоязычных дискуссиях / Г. Л. Ореханов, К. А. Колкунова // Религиоведение. - 2018. - № 2. - С. 79-93.
78. Отношение к новым религиозным движениям. Что думают россияне о новых религиозных движениях? // ФОМ. 25.03.2014. - URL:https://fom.ru/TSennosti/11418(дата обращения: 09.09.2020).
79. Отношение к религии // «Левада-центр». 23.01.2018. - URL:
https://www.levada.ru/2018/01/23/otnoshenie-k-religiyam/(дата обращения: 09.09.2020).
80. Петров Д. Б. Внеконфессиональная религиозность россиян: опросы, интервью, мониторинг «Рунета» / Д. Б. Петров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17. - № 2. - С. 172¬176.
81. Петров, Д. Б. Типология неконфессиональных верующих: культурный, политический и социальный потенциал / Д. Б. Петров // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. - № 7-8. - С. 95-101.
82. Пивоваров, Д. В. Онтология религии / Д. В. Пивоваров. - Екатеринбург : Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. - 244 с.
83. Пивоваров, Д. В. Философия религии : учеб. пособие / Д. В. Пивоваров. - М. ; Екатеринбург : Академический Проект : Деловая книга, 2006. - 640 с.
84. Пипия, К. Кому нужен бог в конституции / К. Пипия // Ведомости.
26.02.2020. - URL:https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/02/26/823821-komu-
nuzhen(дата обращения: 03.03.2020).
85. Программа КПСС (новая редакция), принятая (единогласно) 1 марта 1986 года XXVII съездом КПСС. - URL:http://www.agitclub.ru/gorby/ussr/ussrprogrkpss.htm(дата обращения: 01.02.2021).
86. Пронина, Т. С. Религия и идентичность: «Homo post-Sovieticus» в поисках себя / Т. С. Пронина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2017. - № 3. - С. 161-173.
87. Раевский, А. Н. Нью-Эйдж как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ / А. Н. Раевский : спец. 09.00.14 «Философия религии и религиоведение» : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2013. - 30 с. - Место защиты: Южный федеральный университет.
88. Раевский, А. Н. Проблема определения понятия «New Age» / А. Н. Раевский // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - №6. - С. 101-104.
89. Религиозные организации Свердловской области // Правительства Свердловской области : [офиц. сайт]. - URL:http://www.midural.ru/community/100326/(дата обращения: 01.09.2020).
90. Российский статистический ежегодник. 2019 : стат. сб. - М., 2019. - 708 с.
91. Россияне о духовности // ФОМ. 03 июля 2014. - URL:
https://fom.ru/TSennosti/11589(дата обращения: 11.03.2017).
92. Ростова, Н. Н. Феномен внеконфессиональной религиозности с точки зрения философии / Н. Н. Ростова // Философия и общество. - 2016. - № 4 (81). - С. 111-119.
93. Руткевич, Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: pro et contra / Е. Д. Руткевич // Вестник института социологии. - 2013. - №6. - С. 208-233.
94. Руткевич, Е. Д. «Социология духовности»: проблемы становления / Е. Д. Руткевич // Вестник Института социологии. - 2014. - № 2 (9). - С. 36-65.
95. Руткевич, Е. Д. Духовный капитал и развитие / Е. Д. Руткевич // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы : сб. материалов Третьего конгресса. рос. исследователей религии (7-9.10.2016, Владимир, ВлГУ) : в 6 т. Т. 3. - Владимир : Аркаим, 2016. - С. 252-283.
96. Руткевич, Е. Д. От «религиозности» к «духовности»: европейский контекст / Е. Д. Руткевич // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2014. - № 1. - С. 5-25.
97. С точки зрения рационального человека, это шизофрения // Левада-центр.
29.11.2013. - URL:https://www.levada.ru/2013/11/29/s-tochki-zreniya-ratsionalnogo-
cheloveka-eto-shizofreniya/(дата обращения: 23.05.2015).
98. Сафронов, Р. О. Изучение сект в советском религиоведении: терминология и
подходы / Р. О. Сафронов // Религиозная жизнь. 05.12.2013. - URL:
https://religious.life/2013/12/safronov-izuchenie-sekt-v-sovetskom-religiovedenii/ (дата обращения: 09.09.2020).
99. Седова, Н. Н. Досуговая активность граждан / Н. Н. Седова // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 56-69.
100. Синелина, Ю. Ю. Динамика религиозности россиян (1989-2012) / Ю. Ю. Синелина // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю.Ю. Синелиной) : материалы Третьей Международ. науч. конф. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С. Д. Лебедев. - Белгород : ИД «Белгород», 2013. - С. 324-343.
101. Синелина, Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю. Ю. Синелина // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 89-96.
102. Смирнов, М. Ю. Секуляризация / М. Ю. Смирнов // Социология религии : словарь. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - С. 241-243.
103. Смолькин, А. Исторические формы отношения к старости / А. Смолькин // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - URL:https://strana-oz.ru/2005/3/istoricheskie-formy-otnosheniya-k-starosti(дата обращения: 14.09.2018).
104. Социологи выяснили отношение молодых россиян к высшему образованию // РИА «Новости» 01.08.2018. - URL:https://sn.ria.ru/20180801/1525732659.html(дата обращения: 12.12.2020).
105. Степанова, Е. А. Вера как возможность / Е. А. Степанова // Страницы: богословие, культура, образование. - 2016. - Т. 20. - № 4. - С. 628-630.
106. Степанова, Е. А. Вера как возможность: Чарльз Тейлор об эпохе секулярности / Е. А. Степанова // Страницы: богословие, культура, образование. - 2017. - Т. 21. - № 1. - С. 20-36.
107. Степанова, Е. А. Вера нового века / Е. А. Степанова // Религиоведение. - 2012. - № 2. - С. 86-98.
108. Степанова, Е. А. Новая духовность и старые религии // Религиоведение. - 2011. - № 1. - С. 127-134.
109. Степанова, Е. А. От игры к универсальной этике: размышления о книге Роберта Беллы «Религия в человеческой эволюции» / Е. А. Степанова // Вопросы философии. 2020. № 2. С. 98-109.
110. Степанова, Е. А. Постсекулярная религиозность: индивид versus институт / Е. А. Степанова // Религиоведение. - 2015. - № 3. - С. 56-65.
111. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбин. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
112. Тейлор, Ч. Секулярный век / Ч. Тейлор. - М. : ББИ, 2017. - 967 с.
113. Тихонравов, Ю. В. О методике религиоведческой экспертизы / Ю. В. Тихонравов // Религия и право. - 1999. - № 2. - С. 24-26.
114. Узланер, Д. А. Секуляризация как социологическое понятие (по исследованиям западных социологов) / Д. А. Узланер // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 62-67.
115. Филатов, С. Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная религиозность / С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин // Россия и мусульманский мир. Социологические исследования. - 2005. - № 6. - С. 35-45.
116. Филина, О. Верю - не верю / О. Филина // Огонек. - № 34 от 27.08.2012. - ПЕТ:https://www.kommersant.ru/doc/1997068(дата обращения: 11.12.2019).
117. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 511 с.
118. Фурман, Д. Религиозность в России в 90-е гг. XX - начале XXI в. / Д. Фурман, К. Каариайнен, В. Карпов // Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. - М. ; СПб. : Летний сад, 2007. -С. 6-87.
119. Ценности солидаризации и общественного доверия в России. - ПЕТ: http://doverie.zircon.tilda.ws/(дата обращения: 22.09.2020).
120. Чернышкова, З. Е. Новая духовность и ее реализация в новых религиозных движениях / З. Е. Чернышкова // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу : материалы круглого стола «Религия и религиоведение на Урале». Екатеринбург, 20 октября 2017 года : сб. науч. ст. и тезисов. - Екатеринбург, 2018. - С. 53-57.
121. Шангин, Н. В. Новые религиозные движения в современной России как акторы религиозного поля / Н. В. Шангин : спец. 22.00.06 «Социология культуры» : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Нижний Новгород, 2015. - 22 с. - Место защиты: Нижегородский ун-т им. Н. И. Лобачевского.
122. Шевченко, В. Н. Духовность, деятельность, культура / В. Н. Шевченко // Свободная мысль. - 1993. - №5. - С. 81-88.
123. Шенкман, Б. И. Духовное производство и его своеобразие / Б. И. Шенкман // Вопросы философии. - 1966. - №12. - С. 113-123.
124. Шматко, Н. А. «Социальные пространства» Пьера Бурдьё / Н. А. Шматко // Социальное пространство: поля и практики. - М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007. - С. 554-576.
125. Эгильский, Е. Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения : учеб. пособие / Е. Э. Эгильский, А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. - М. : КНОРУС, 2011. - 224 с.
126. Ядов, В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества / В. А. Ядов. - Л.: Изд. ЛГУ, 1961. - 122 с.
127. Якимова, Е. В. Тео Т. Homo neoliberalus: от личности - к формам субъективности / Е. В. Якимова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. - 2019. - № 2. - С. 24-32.
128. Яковлева, Э. Б. Полилог - третья форма речи? / Э. Б. Яковлева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Гуманитарные науки. Филология. - 2007. - №1. - С. 82-89.
129. Amber, R. The Self and Postmodernity / R. Amber // Postmodernity, Sociology and Religion / ed. by K. Flanagan, P. Jupp. - London : Macmillan Press Ltd, 1999. - P. 134-151.
130. Ammerman, N. T. Sacred Stories, Spiritual Tribes. Finding Religion in Everyday Life / N. T. Ammerman. - Oxford : Oxford University Press, 2014. - 376 p.
131. Arat, A. Practice Makes Perfect: Meditation and the Exchange of Spiritual Capital / A. Arat // Journal of Contemporary Religion. - 2016. - № 2. - P. 269-280.
132. Asad, T. Genealogies of Religion. Baltimore / T. Asad. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1993. - 344 p.
133. Aune, K. Feminist spirituality as lived religion: How UK feminists forge religio- spiritual lives / K. Aune // Gender & Society. - 2015. - Vol. 29 (1). - P. 122-145.
134. Bailey, E. The Implicit Religion of Contemporary Society: Some Studies and Reflections / E. Bailey // Social Compass. - 1990. - № 37(4). - Р. 483-497.
135. Barker, E. The Church Without and the God Within: Religiosity and/or Spirituality? / E. Barker // The Centrality of Religion in Social Life. Essays in Honour of James A. Beckford. - Aldershot :Ashgate, 2008. - P. 187-202.
136. Bellah, R. N. Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life / R. N. Bellah, R. Madsen, W. M. Sullivan, A. Swidler, S. M. Tipton. - Berkeley & Los Angeles : University of California Press, 1985. - 355 p.
137. Bender, C. Religion and Spirituality: History, Discourse, Measurement / C. Bender. - URL:http://religion.ssrc.org/reforum/Bender.pdf(accessed: 03.05.2020).
138. Beyer, P. Social Forms of Religion and Religions in Contemporary Global Society / P. Beyer // Handbook of the Sociology of Religion / ed. by M. Dillon. - Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - P. 45-60.
139. Birch, M. The Goddess/God Within: The Construction of Self-Identity through Alternative Health Practices / M. Birch // Postmodernity, Sociology and Religion / ed. by K. Flanagan, P. Jupp. - London : Macmillan Press Ltd, 1999. - P. 83-100.
140. Bull, M. Secularisation and Medicalisation / M. Bull // The British Journal of Sociology. - 1990. - № 2. - P. 245-261.
141. Campbell C. Clarifying the Cult // The British Journal of Sociology. - 1977. - Vol. 28. - №. 3. - P. 375-388.
142. Chernishkova, Z. E. Religions Of "New Age": Religion Studies'analysis / Z. E. Chernishkova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 7. - P. 1160-1164.
143. Cipriani, R. Religion as Diffusion of Values. “Diffused Religion” in the Context of a Dominant Religious Institution: The Italian Case / R. Cipriani // The Blackwell Companion to Sociology of Religion / ed. by R. K. Fenn. - Malden, Mass.: Blackwell Publishing, 2001. - P. 292-305.
144. Corcoran, K. E. Religious human capital revisited: Testing the effect of religious human capital on religious participation / K. E. Corcoran // Rationality and Society. - 2012. - Vol. 24(3). - P. 343-379.
145. Correlates of Self-Perceptions of Spirituality in American Adults / L. Shahabi, L. H. Powell, M. A. Musick, K. I. Pargament et al. // Annals of Behavioral Medicine. - 2002. - № 24. - P. 59-68.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ