Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ДУХОВНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Работа №102678

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы31
Год сдачи2022
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность. ХХ в. ознаменовался активными процессами трансформации религии и форм ее существования. Источником этих трансформаций были процессы секуляризации и десекуляризации, особенности современной культуры и капиталистического общества. В результате сформировался рынок религий, возникли новые религии и новые религиозные движения, распространилась внеконфессиональная религиозность. Еще один источник изменений в религиозной сфере лежал в утвердившихся в культуре индивидуалистических представлениях человека о себе и религии, которые повлекли за собой смену его поведения. Распространившаяся индивидуалистическая позиция человека к миру и религии становится фундаментом для появления стратегий личного поиска ответов на экзистенциальные вопросы, протекающего вне сложившихся религиозных систем.
Следствием индивидуальных ответов на смысложизненные вопросы и поисков контакта со сверхъестественными силами, происходивших вне рамок сложившихся конфессий, было появление «лоскутной религиозности», «внеконфессиональной религиозности», «веры без принадлежности» и т. п. Одним из таких ярких феноменов оказалась духовность (spirituality), которая стала объектом исследования религиоведов. Мы находим этому подтверждение в появлении людей, которые отказываются однозначно относить себя к какой-либо конфессии, агностицизму, атеизму, а используют для своего обозначения такую конструкцию как, «духовный, но не религиозный» (spiritual but not religious (SBNR)).
Все это требует системной рефлексии со стороны религиоведения, результатом чего с середины ХХ в. стало расширение понятийного аппарата, в задачи которого входит отражение тенденций, сложившихся в религиозной сфере. Одним из таких понятий стало понятие «духовность» (spirituality), давно присутствовавшее в европейской культуре и философии, и получившее новое наполнение в соответствии с теми коннотативными значениями, которые использовались духовными искателями. Этот термин закрепился в науке о религии и позволил сделать явление духовности одним из центральных предметов современного религиоведения.
Феномен духовности наиболее ярко проявляется в активно возникающих духовных практиках, которые позволяют реализовать стратегии индивидуального духовного опыта. Сами духовные практики становятся формой существования духовности, а индивидуалистические позиции искателей духовности реализуются в духовных практиках. В связи с протекающими социально-экономическими процессами, новые формы осуществления духовных практик ставят перед религиоведами исследовательские вопросы. Появляющиеся формы, в том числе их внутренний уклад, требуют особого исследовательского внимания. Одновременно существует ряд исследовательских лакун в понимании духовности: почему, при значительной разнице субъективных предпочтений, искатели духовности демонстрируют схожий выбор и поведение; как поведение духовных искателей влияет на существующие организационные формы духовности; почему, при декларируемом индивидуализме и перемещении критериев истины вовнутрь своего «Я», оказываются востребованы мастера и спиритуальные центры; как происходит обучение духовным практикам. На наш взгляд, в ряду этих проблем, обозначенных в отношении духовности, наиболее важной является проблема анализа и систематизация новых форм организации духовных практик, появляющихся под воздействием социально-экономических и мировоззренческих факторов. Все это позволит углубить понимание перспектив развития духовности.
Еще одним основанием актуальности заявленной проблематики является малое число исследований духовности и ее практик в России. Духовные практики становятся заметными по численности участников, а их эффективность и значение становятся предметом обсуждения новых публичных акторов («инфлюенсеров» и «блогеров»). Анализ проблемы организации духовных практик по материалам эмпирических исследований способствует осмыслению основных векторов и механизмов трансформации религиоз ной жизни России.
Степень научной разработанности темы. Религиоведческий анализ духовных практик и духовности затруднен целым рядом причин: во-первых, обширным и слабоструктурированным зарубежным массивом исследований по теме; во-вторых, особенностью религиоведения как научной дисциплины, имеющей свой предмет, но вынужденной использовать методологию и методы других наук (антропология религии, социология религии, философия религии, история религии, психология религии), а это приводит к многообразию методологических и стилевых оснований исследований проблемных областей; в-третьих, для российского религиоведения духовность, именно в новом значении термина, и духовные практики - это дискуссионные феномены, вошедшие в отечественный академический дискурс в начале XXI в., чем объясняется относительно небольшое число исследований по данной тематике. Вместе с тем проблемная канва позволяет как систематизировать работы, посвященные непосредственно духовности и духовным практикам, так и учесть научные проблемы, возникающие на стыке духовности и иных вопросов религиоведения.
Прежде всего следует выделить работы, описывающие и обосновывающие проблему трансформации религии в современном мире: о приватизации, секуляризации, десекуляризации религии рассуждали: Т. Асад, П. Бергер, Р. Белла, М. Вебер, К. Доббелере, Д. Воас, В. Карпов, Т. О'Ди, Ю. Ю. Синелина, Б. Уилсон, Д. Узланер, Ч. Тейлор, К Фенн, Ю. Хабермас и др. Исследования, зафиксировавшие и описавшие новые состояния религии и религиозности: Р. Белла (шейлаизм), Э. Бейли (имплицитная религия), Д. Воас (неопределенная религиозность), Г. Деви (вера без принадлежности, викарная религия), Т. Лукман (невидимая религия), Р. Чиприане (рассеянная религия), Д. Эрвье-Леже (лоскутная религиозность, внутренняя религия) и др. О новых типах религиозных организаций, отличающихся от «классического» варианта, описанных М. Вебером, Р. Нибуром, рассуждали: Г. Беккер (культ), К. Кэмпбелл (культовая среда), Р. Старк и У. Бэйнбридж (аудиторные, клиентские культы, культовые движения).
По мере осознания происходящих трансформаций религиозной сферы современности, выстраивается религиоведческий дискурс духовности, появляются работы, обосновывающие сам концепт «духовность» и его черты: А. Баркер, П. Бейер, К. Бендер, Р. Ватноу, Д. Воас, Л. Вудхед, Д. Джордан, Х. Кноблаух, К. А. Колкунова, М. Магуайр, Г. Ореханов, Э. Пасе, А. Поссамаи, Е. Д. Руткевич, Д. Руссо, У. К. Руф, С. Сатклифф, Е. А. Степанова, Д. Трейси, Р. Фуллер, В. Ханеграаф, П. Хилас, Б. Хусс и др.
Об истории понятия «духовность» и его употреблении писали : Д. Джордан, Б. Хусс, Ф. Шелдрейк, С. Шимазоно и др. Использование понятия «духовность» в разных российских контекстах подробно рассмотрено в трудах: К. А. Колкуновой, Г. Ореханова, К. Руссоле, Е. А. Степановой. Для выявления различий современного религиоведческого дискурса духовности и употребления понятия духовности, характерного для русской философской традиции, мы обращались к работам философов и теологов: С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, К. Вааймана, Л. Н. Когана, Д. В. Пивоварова, Л. С. Франка, В. Н. Шевченко, Б. И. Шенкмана, В. А. Ядова.
В общем массиве исследований духовности можно выделить отдельные крупные тематические блоки. Вопросами роли женщин в холистической духовности и гендерной составляющей духовности занимались: Н. Аммерман, К. Аун Л. Вудхед, Е. В. Иванова, У. Кинг, М. Макгуаир и др. Психология духовности рассматривалась в трудах: Г. Айронсона, Т. Вудса, К. Паргамента, Б. Циннбауэра, Л. Шахаби, М. Фариаса и др. О связи Нью Эйдж и духовности рассуждали: Ю. Андреева, М. Боуман, А. Поссамаи, А. Раевский, С. Сатклифф, Ф. Джеспер, В. Ханеграаф, П. Хилас, М. Хилл, Н. Хори, З. Е. Чернышкова, С. Шимазоно и др.
Важным шагом в осмыслении духовности становится проблематизация духовных практик, форм их существования, духовного капитала. Теоретические работы, затрагивающие проблему религиозного и духовного капиталов, представлены трудами: А. Арат, Б. Вертера, М. Геста, Е. Д. Руткевич, Р. Старка, Л. Ианнакконе, Р. Финка и др.
Исследованиями отдельных духовных практик, вопросами их систематизации, а также связи с такими феноменами современности, как капитализм, постмодернизм и общество потребления занимались: М. Бирч, Л. Вудхед, К. Хузман, М. В. Добровольский, Р. Кедзиор, Р. Козинетс, П. Макларен, С. Оу, А. Поссамаи, Д. Риналло, Н. Саркисян, Л. Скотт, Р. Фуллер, П. Хилас, Д. Холлоуэй, Д. Шерри, Д. Экхардт и др.
Непосредственно способы организации духовных практик изучали: П. Хилас (духовные аутлеты) Т. Пелтонен (духовные сообщества). О связи экономики, потребления и способов организации духовных практик писали: Д. Каретте, Р. Кинг, Р. Кедзиор, Р. Козинетс, Д. Риналло. Организационные особенности групп медитации изучались А. Аратом и др.
Тема организации духовных практик не может быть раскрыта без обращения к российскому контексту: к исследованиям, обрисовывающим религиозную картину современной России. Здесь были проанализированы работы религиоведов и социологов об отношении к религии в целом и к разным конфессиям в нашей стране, о формах религиозности и характере ценностей россиян: Д. Барри, И. Г. Гёзалян, Б. В. Дубина, Н. А. Зоркой, К. Каариайнен, Е. Г. Каргиной, В. Карпова, Е. Кочергиной, Р. Н. Лункина, Е. Лисовской, К. В. Маркина, А. В. Матецкой, М. П. Мчедлова, Д. Б. Петрова, К. Пипии, Т. С. Прониной, Ю. Ю. Синелиной, С. Б. Филатова, Д. Фурмана и др. Региональный аспект религиозной ситуации раскрыт в трудах Е. И. Гришаевой, Н. С. Смолиной, О. М. Фархитдиновой, В. А. Шумковой и др.
Несмотря на такую разностороннюю проработку темы духовных практик, духовности и сопутствующих проблем, остается не до конца исследованной проблема существующих форм организации духовных практик и основных участников. В данном диссертационном исследовании реализован религиоведческий подход к изучению организационных форм духовных практик, основных участников по материалам самостоятельного эмпирического исследования.
Объект исследования: духовные практики.
Предмет исследования: организационные формы и основные участники духовных практик в России.
Цель исследования: выявление и осмысление организационных форм и основных участников духовных практик в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Определить основные способы концептуализации феномена духовности и духовных практик в религиоведении.
2. Раскрыть влияние современной религиозной ситуации на появление и развитие духовных практик в России.
3. Выявить и проанализировать организационные формы существования духовных практик, особенности уклада внутри организационных форм, основных участников духовных практик.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в рассмотрении духовных практик в новых российских условиях. Новым является методологический подход к проблеме форм организации духовных практик, основанный на социально-топологическом подходе и элементах социально-экономического подхода, позволяющего описать рыночные аспекты духовных практик.
1. Осуществлен комплексный анализ сложившихся дискуссий о духовности и духовных практиках в религиоведении, повлиявших на возникновение основных теоретико-методологических подходов к ним.
2. Реконструирована и описана религиозная ситуация в современной России как условие для появления и развития духовных практик.
3. На основании собранного материала выделены и проанализированы организационные формы духовных практик и особенности их уклада. Выявлены основные участники духовных практик - мастера и ученики. Исследованы исходные точки обращения к духовным практикам россиян, способы совершенствования в духовных практиках, представления о сверхъестественной силе участников.
4. На основе проведенных интервью и наблюдений собран и осмыслен широкий материал, который позволяет утверждать наличие всех видов организационных форм духовных практик и сложившегося рынка духовных практик в Свердловской области.
Теоретическая значимость работы. В исследовании представлены теоретические положения, которые позволяют оценить процессы трансформации религии в России, переосмыслить некоторые понятия и оптику исследования. Выводы диссертационного исследования имеют значение для переосмысления и современного понимания религиозной картины современной России.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов в системе религиоведческого образования. Также данные и выводы эмпирического исследования могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений. Систематизированный материал и выводы диссертации служат базой для дальнейшей исследовательской работы по теме.
Методология и методы исследования. Методология исследования определяется поставленной целью и задачами. В диссертационном исследовании представлена попытка опереться на эвристические и методологические возможности социально -топологического подхода П. Бурдье и Б. Вертера в отношении духовных практик. Для понимания феномена духовности исследование духовных практик представляется значимым по ряду причин. Во- первых, духовность являет себя миру в форме практик. Интересным и полезным будет рассмотрение практик духовности как живых практик, как действий, которые имеют свою собственную логику. Во-вторых, концентрация исключительно на речевом дискурсе информантов, их интерпретации субъективного опыта, их представлениях об отсутствии внешнего источника авторитета не позволяет дать теоретическое объяснение причин схожести результатов выбора и практик, схожих организационных форм, при декларируемой ими разницы субъективных предпочтений. Поэтому социально-топологический подход оправдывает себя в изучении духовных практик, духовности, форм ее организации, религиозного поля в целом.
Обращение к социально-экономическому подходу в отношении духовных практик позволило прояснить отдельные аспекты рынка религий, связи религии и экономики, духовности и ее практик с потреблением.
Вместе с тем, в диссертационном исследовании используются методы различных социально-гуманитарных наук. В работе применяются общие принципы анализа и синтеза, объективности, систематизации, классификации и теоретического обобщения. Эмпирическое исследование проблемы организационных форм духовных практик проводилось в русле качественной методологии, что позволило вскрыть смысловое содержание проблемы. Основными методами сбора эмпирических данных стали:
- полуформализованное интервью (проведено в 2018-2020 гг., 41 человек). Методика построения выборки осуществлялась по методу снежного кома. Кроме этого, присутствовали элементы квотной выборки: выбирались информанты, имеющие различное образование (высшее, среднее специальное), проживающие в разных по размеру городах Свердловской области, обладающие различным семейным статусом, относящиеся к разным возрастным группам (от 23 до 62 лет), имеющие различный статус в духовности (мастера духовных практик и ученики). Такая выборка должна была способствовать выявлению универсальных черт форм существования и организации духовных практик, не зависящих от таких переменных, как образование, место проживания, семейный статус, возраст, роль мастера или ученика. Обработка транскрибированных интервью проводилась с помощью методики кодирования в рамках обоснованной теории А. Страусса и Дж. Корбин;
- включенное наблюдение за деятельностью и внутренним распорядком спиритуальных центров и независимых мастерских, организующих духовные практики. Данные включенных наблюдений были собраны в 2014, 2017-2020 гг. в ходе посещения занятий и гостевых встреч, проводимых спиритуальными центрами и независимыми мастерами города Екатеринбурга;
- контент-анализ изображений. Был представлен изучением изображений, размещенных на сайтах спиритуальных центров, что позволило получить значимые результаты для реконструкции адресата центров, содержания их посыла.
При описании российского и регионального контекстов духовных практик автор прибегал к данным социологических опросов и исследований. Также использовались данные с сайтов, страниц мастеров и спиритуальных центов в социальных сетях, с сайтов- агрегаторов духовных практик и мастеров.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В религиоведении обращение к духовности связано с необходимостью анализировать трансформации, которые произошли и продолжают происходить в религиозном поле, начиная со второй половины ХХ в. Введенный в научный оборот концепт духовности был призван отразить появление на религиозном поле новых участников, не имеющих отношения к сложившимся религиозным системам, дистанцирующих себя от религии, при этом ограниченно опирающихся на элементы религиозного сознания и использующих отдельные элементы различных религиозных культов внутри транслируемых ими эклектических идей и практик. В религиоведческих дискуссиях о духовности сформировались два подхода: эссенциальный и эволюционный. И первый, и второй подходы признают такую особенность духовности, как ее ориентированность на практику. Духовные практики позволяют людям оставаться не вовлеченными в конфессиональные религиозные обязательства, обеспечивают переживание встречи со сверхъестественной силой (по представлениям искателей духовности), формируют у индивида субъективное ощущение роста жизнестойкости.
2. Выявленный российский религиозный и ценностный контекст способствует обращению к духовным практикам россиян. Проанализированные нерелигиозные причины идентификации с определенной конфессией имеют важные следствия: низкую ценность конфессионально-оформленной жизни как таковой; недоверие и враждебность к иным религиям и, особенно, к новым религиозным движениям; поиск ответов на экзистенциальные вопросы вне сложившихся религий. В структуре ценностей россиян религия и вера в бога не занимают доминирующие позиции, превалируют ценности секулярного типа. Таким образом, безопасное конструирование своего внутреннего мира без риска попасть в «другие» и «сектанты» может происходить через конформистское сохранение самоидентификации с определенной конфессией, в сочетании с индивидуальным погружением в мантику, эзотерику, альтернативную медицину, прикладные аспекты иных религиозных и культурных традиций и т. п.
3. Выделены формы организации духовных практик: спиритуальные центры, индивидуальные мастерские, домашние группы. Внутри выделенных организационных форм сложились и устойчиво воспроизводятся паттерны, проявляющиеся в организации занятий духовными практиками. Сама внутренняя организация занятий духовными практиками одновременно пронизана идеями духовности и экономической рентабельности.
Основными участниками внутри спиритуальных центров и индивидуальных мастерских являются мастера и ученики. Опыт погружения в духовные практики приводит к трансформации мировоззрения: окружающий мир начинает мыслиться в категориях сверхъестественного. Изначальный прагматический посыл учеников, направленный на решение личных проблем, под воздействием мировоззренческих изменений трансформируется в направленность на поиск гармонии, внутренней целостности, связи со сверхъестественными силами и т. д.
Степень достоверности результатов исследований определяется обоснованностью теоретических положений, применением научных методов в процессе сбора и анализа эмпирических данных; системным характером исследования организационных форм духовных практик; высоким уровнем знакомства с религиоведческими исследованиями духовности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре онтологии и теории познания Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Отдельные аспекты и сюжеты диссертации легли в основу докладов на научных конференциях и круглых столах: XX Международная конференции памяти профессора Л. Н. Когана “Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования”, 2017, Екатеринбург; Х Международная конференция РАИЖИ и ИЭА РАН “Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем”, 2017, Архангельск; Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием “Мокроносовские чтения - 2017”, Екатеринбург; Круглый стол “Религия и религиоведение на Урале”, Екатеринбург, 2017; IV Конгресс российских исследователей религии “Религия как фактор взаимодействия цивилизаций” Благовещенск, 2018; Конференция с международным участием, посвященная 75-летию со дня рождения профессора Д. В. Пивоварова “Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение”, 2018, Екатеринбург; II Конгресс Русского религиоведческого общества “Религия и религии: дискурсы и практики”, 2019, Санкт-Петербург; V Конгресс российских исследователей религии "Религия и атеизм в XXI веке", Санкт-Петербург, 2021.
Основные результаты исследования отражены в 14 публикациях: 8 статей опубликовано в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ, в том числе 1 статья в базе цитирования WoS; 6 - в других изданиях. Общий объем печатных листов - 4,66 п. л., авторский вклад Кузнецовой О. В. - 4,1 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 215 наименования. Объем диссертации составляет 254 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Кузнецова, О. В. Проживание духовного опыта: проблема поиска концептологических оснований (по материалам эмпирического исследования) / О. В. Кузнецова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2020. - № 53. - С. 76-84. (0,6 п. л.). (WoS);
2. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Религия и сверхъестественное в представлениях участниц женских практик / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2020.
-Т. 31. - С. 80-90. (0,7 / 0,5 п. л.);
3. Кузнецова, О. В. Визуальные образы новой духовности (опыт исследования визуального контента спиритуальных центров Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2018. - № 4 (182).
-С. 33-39. (0,5 п. л.);
4. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Гендер, религия, духовность в религиоведческих исследованиях / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2018. - №1. - С. 118-127. (0,6 / 0,45 п. л.);
5. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Стратегии «духовного» поиска женщин (по материалам эмпирического исследования стратегий женщин, посещавших тренинги спиритуальных центров) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Дискурс-Пи. - 2018. - № 3-4 (32-33). - С. 208-216. (0,6 / 0,4 п.л);
6. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Контуры новой духовности в гендерном измерении / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12. - Ч. 2. - С. 102-105. (0,56 / 0,3 п. л.);
7. Kuznetsova, O. V., Osintsev, A. V. Spiritual-commercial movement: main features, peculiarities, attribution / O. V. Kuznetsova, A. V. Osintsev // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2014. - №8. - P. 1286-1292. (0,56 / 0,4);
8. Gishaeva, E. I., Kuznetsova, O. V. Alternative Spirituality as a Phenomenon of Consumer Society / Е. I. Grishaeva, O. V. Kuznetsova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2014. - №7. - P. 1137-1144 (0,54 / 0,27 п. л.).
Другие публикации:
1. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Представления о женщине и женственности российских участниц «женских практик» / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Религиоведческие исследования. - 2020. - № 1 (21). - С. 7-21. (0,74 / 0,5 п. л.);
2. Кузнецова, О. В. Духовность и ее поиски среди современных российских женщин / О. В. Кузнецова // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение. сборник материалов конференции. - Екатеринбург: Деловая книга, 2019. - С. 235-236. (0,15 п. л.);
3. Кузнецова, О. В. Контент-анализ изображений спиритуальных центров города Екатеринбурга / О. В. Кузнецова // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: материалы круглого стола "Религия и религиоведение на Урале" Екатеринбург, 20 октября 2017 года, сборник научных статей и тезисов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - С. 28-29. (0,15 п. л.);
4. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Спиритуальные центры как досуговые центры современной горожанки (на примере г. Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации XIV-XXI веков. Материалы Одиннадцатой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. - Нижний Новгород: б.и., 2018. - С. 28-29. (0,2 / 0,1 п.л.);
5. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. «Женские практики»: основные сюжеты и ролевые модели / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем. Материалы Десятой международной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 7-10 сентября 2017., Архангельск: В 3-х томах / Отв. Ред. Н. Л. Пушкарева, Т. И. Трошина. - М.: ИЭА РАН, 2017. - Т. 3. - С. 38 - 41. (0,185 / 0,16 п.л.);
6. Кузнецова, О. В. Микроисторический подход в религиоведении: изучение
женских практик / О. В. Кузнецова // Международная научная конференция "Дни науки философского факультета-2014". Материалы выступлений и докладов. - Киев: б.и., 2014. - Ч. 7. - С. 152 - 154. (0,1 п. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ