Актуальность. ХХ в. ознаменовался активными процессами трансформации религии и форм ее существования. Источником этих трансформаций были процессы секуляризации и десекуляризации, особенности современной культуры и капиталистического общества. В результате сформировался рынок религий, возникли новые религии и новые религиозные движения, распространилась внеконфессиональная религиозность. Еще один источник изменений в религиозной сфере лежал в утвердившихся в культуре индивидуалистических представлениях человека о себе и религии, которые повлекли за собой смену его поведения. Распространившаяся индивидуалистическая позиция человека к миру и религии становится фундаментом для появления стратегий личного поиска ответов на экзистенциальные вопросы, протекающего вне сложившихся религиозных систем.
Следствием индивидуальных ответов на смысложизненные вопросы и поисков контакта со сверхъестественными силами, происходивших вне рамок сложившихся конфессий, было появление «лоскутной религиозности», «внеконфессиональной религиозности», «веры без принадлежности» и т. п. Одним из таких ярких феноменов оказалась духовность (spirituality), которая стала объектом исследования религиоведов. Мы находим этому подтверждение в появлении людей, которые отказываются однозначно относить себя к какой-либо конфессии, агностицизму, атеизму, а используют для своего обозначения такую конструкцию как, «духовный, но не религиозный» (spiritual but not religious (SBNR)).
Все это требует системной рефлексии со стороны религиоведения, результатом чего с середины ХХ в. стало расширение понятийного аппарата, в задачи которого входит отражение тенденций, сложившихся в религиозной сфере. Одним из таких понятий стало понятие «духовность» (spirituality), давно присутствовавшее в европейской культуре и философии, и получившее новое наполнение в соответствии с теми коннотативными значениями, которые использовались духовными искателями. Этот термин закрепился в науке о религии и позволил сделать явление духовности одним из центральных предметов современного религиоведения.
Феномен духовности наиболее ярко проявляется в активно возникающих духовных практиках, которые позволяют реализовать стратегии индивидуального духовного опыта. Сами духовные практики становятся формой существования духовности, а индивидуалистические позиции искателей духовности реализуются в духовных практиках. В связи с протекающими социально-экономическими процессами, новые формы осуществления духовных практик ставят перед религиоведами исследовательские вопросы. Появляющиеся формы, в том числе их внутренний уклад, требуют особого исследовательского внимания. Одновременно существует ряд исследовательских лакун в понимании духовности: почему, при значительной разнице субъективных предпочтений, искатели духовности демонстрируют схожий выбор и поведение; как поведение духовных искателей влияет на существующие организационные формы духовности; почему, при декларируемом индивидуализме и перемещении критериев истины вовнутрь своего «Я», оказываются востребованы мастера и спиритуальные центры; как происходит обучение духовным практикам. На наш взгляд, в ряду этих проблем, обозначенных в отношении духовности, наиболее важной является проблема анализа и систематизация новых форм организации духовных практик, появляющихся под воздействием социально-экономических и мировоззренческих факторов. Все это позволит углубить понимание перспектив развития духовности.
Еще одним основанием актуальности заявленной проблематики является малое число исследований духовности и ее практик в России. Духовные практики становятся заметными по численности участников, а их эффективность и значение становятся предметом обсуждения новых публичных акторов («инфлюенсеров» и «блогеров»). Анализ проблемы организации духовных практик по материалам эмпирических исследований способствует осмыслению основных векторов и механизмов трансформации религиоз ной жизни России.
Степень научной разработанности темы. Религиоведческий анализ духовных практик и духовности затруднен целым рядом причин: во-первых, обширным и слабоструктурированным зарубежным массивом исследований по теме; во-вторых, особенностью религиоведения как научной дисциплины, имеющей свой предмет, но вынужденной использовать методологию и методы других наук (антропология религии, социология религии, философия религии, история религии, психология религии), а это приводит к многообразию методологических и стилевых оснований исследований проблемных областей; в-третьих, для российского религиоведения духовность, именно в новом значении термина, и духовные практики - это дискуссионные феномены, вошедшие в отечественный академический дискурс в начале XXI в., чем объясняется относительно небольшое число исследований по данной тематике. Вместе с тем проблемная канва позволяет как систематизировать работы, посвященные непосредственно духовности и духовным практикам, так и учесть научные проблемы, возникающие на стыке духовности и иных вопросов религиоведения.
Прежде всего следует выделить работы, описывающие и обосновывающие проблему трансформации религии в современном мире: о приватизации, секуляризации, десекуляризации религии рассуждали: Т. Асад, П. Бергер, Р. Белла, М. Вебер, К. Доббелере, Д. Воас, В. Карпов, Т. О'Ди, Ю. Ю. Синелина, Б. Уилсон, Д. Узланер, Ч. Тейлор, К Фенн, Ю. Хабермас и др. Исследования, зафиксировавшие и описавшие новые состояния религии и религиозности: Р. Белла (шейлаизм), Э. Бейли (имплицитная религия), Д. Воас (неопределенная религиозность), Г. Деви (вера без принадлежности, викарная религия), Т. Лукман (невидимая религия), Р. Чиприане (рассеянная религия), Д. Эрвье-Леже (лоскутная религиозность, внутренняя религия) и др. О новых типах религиозных организаций, отличающихся от «классического» варианта, описанных М. Вебером, Р. Нибуром, рассуждали: Г. Беккер (культ), К. Кэмпбелл (культовая среда), Р. Старк и У. Бэйнбридж (аудиторные, клиентские культы, культовые движения).
По мере осознания происходящих трансформаций религиозной сферы современности, выстраивается религиоведческий дискурс духовности, появляются работы, обосновывающие сам концепт «духовность» и его черты: А. Баркер, П. Бейер, К. Бендер, Р. Ватноу, Д. Воас, Л. Вудхед, Д. Джордан, Х. Кноблаух, К. А. Колкунова, М. Магуайр, Г. Ореханов, Э. Пасе, А. Поссамаи, Е. Д. Руткевич, Д. Руссо, У. К. Руф, С. Сатклифф, Е. А. Степанова, Д. Трейси, Р. Фуллер, В. Ханеграаф, П. Хилас, Б. Хусс и др.
Об истории понятия «духовность» и его употреблении писали : Д. Джордан, Б. Хусс, Ф. Шелдрейк, С. Шимазоно и др. Использование понятия «духовность» в разных российских контекстах подробно рассмотрено в трудах: К. А. Колкуновой, Г. Ореханова, К. Руссоле, Е. А. Степановой. Для выявления различий современного религиоведческого дискурса духовности и употребления понятия духовности, характерного для русской философской традиции, мы обращались к работам философов и теологов: С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, К. Вааймана, Л. Н. Когана, Д. В. Пивоварова, Л. С. Франка, В. Н. Шевченко, Б. И. Шенкмана, В. А. Ядова.
В общем массиве исследований духовности можно выделить отдельные крупные тематические блоки. Вопросами роли женщин в холистической духовности и гендерной составляющей духовности занимались: Н. Аммерман, К. Аун Л. Вудхед, Е. В. Иванова, У. Кинг, М. Макгуаир и др. Психология духовности рассматривалась в трудах: Г. Айронсона, Т. Вудса, К. Паргамента, Б. Циннбауэра, Л. Шахаби, М. Фариаса и др. О связи Нью Эйдж и духовности рассуждали: Ю. Андреева, М. Боуман, А. Поссамаи, А. Раевский, С. Сатклифф, Ф. Джеспер, В. Ханеграаф, П. Хилас, М. Хилл, Н. Хори, З. Е. Чернышкова, С. Шимазоно и др.
Важным шагом в осмыслении духовности становится проблематизация духовных практик, форм их существования, духовного капитала. Теоретические работы, затрагивающие проблему религиозного и духовного капиталов, представлены трудами: А. Арат, Б. Вертера, М. Геста, Е. Д. Руткевич, Р. Старка, Л. Ианнакконе, Р. Финка и др.
Исследованиями отдельных духовных практик, вопросами их систематизации, а также связи с такими феноменами современности, как капитализм, постмодернизм и общество потребления занимались: М. Бирч, Л. Вудхед, К. Хузман, М. В. Добровольский, Р. Кедзиор, Р. Козинетс, П. Макларен, С. Оу, А. Поссамаи, Д. Риналло, Н. Саркисян, Л. Скотт, Р. Фуллер, П. Хилас, Д. Холлоуэй, Д. Шерри, Д. Экхардт и др.
Непосредственно способы организации духовных практик изучали: П. Хилас (духовные аутлеты) Т. Пелтонен (духовные сообщества). О связи экономики, потребления и способов организации духовных практик писали: Д. Каретте, Р. Кинг, Р. Кедзиор, Р. Козинетс, Д. Риналло. Организационные особенности групп медитации изучались А. Аратом и др.
Тема организации духовных практик не может быть раскрыта без обращения к российскому контексту: к исследованиям, обрисовывающим религиозную картину современной России. Здесь были проанализированы работы религиоведов и социологов об отношении к религии в целом и к разным конфессиям в нашей стране, о формах религиозности и характере ценностей россиян: Д. Барри, И. Г. Гёзалян, Б. В. Дубина, Н. А. Зоркой, К. Каариайнен, Е. Г. Каргиной, В. Карпова, Е. Кочергиной, Р. Н. Лункина, Е. Лисовской, К. В. Маркина, А. В. Матецкой, М. П. Мчедлова, Д. Б. Петрова, К. Пипии, Т. С. Прониной, Ю. Ю. Синелиной, С. Б. Филатова, Д. Фурмана и др. Региональный аспект религиозной ситуации раскрыт в трудах Е. И. Гришаевой, Н. С. Смолиной, О. М. Фархитдиновой, В. А. Шумковой и др.
Несмотря на такую разностороннюю проработку темы духовных практик, духовности и сопутствующих проблем, остается не до конца исследованной проблема существующих форм организации духовных практик и основных участников. В данном диссертационном исследовании реализован религиоведческий подход к изучению организационных форм духовных практик, основных участников по материалам самостоятельного эмпирического исследования.
Объект исследования: духовные практики.
Предмет исследования: организационные формы и основные участники духовных практик в России.
Цель исследования: выявление и осмысление организационных форм и основных участников духовных практик в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Определить основные способы концептуализации феномена духовности и духовных практик в религиоведении.
2. Раскрыть влияние современной религиозной ситуации на появление и развитие духовных практик в России.
3. Выявить и проанализировать организационные формы существования духовных практик, особенности уклада внутри организационных форм, основных участников духовных практик.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в рассмотрении духовных практик в новых российских условиях. Новым является методологический подход к проблеме форм организации духовных практик, основанный на социально-топологическом подходе и элементах социально-экономического подхода, позволяющего описать рыночные аспекты духовных практик.
1. Осуществлен комплексный анализ сложившихся дискуссий о духовности и духовных практиках в религиоведении, повлиявших на возникновение основных теоретико-методологических подходов к ним.
2. Реконструирована и описана религиозная ситуация в современной России как условие для появления и развития духовных практик.
3. На основании собранного материала выделены и проанализированы организационные формы духовных практик и особенности их уклада. Выявлены основные участники духовных практик - мастера и ученики. Исследованы исходные точки обращения к духовным практикам россиян, способы совершенствования в духовных практиках, представления о сверхъестественной силе участников.
4. На основе проведенных интервью и наблюдений собран и осмыслен широкий материал, который позволяет утверждать наличие всех видов организационных форм духовных практик и сложившегося рынка духовных практик в Свердловской области.
Теоретическая значимость работы. В исследовании представлены теоретические положения, которые позволяют оценить процессы трансформации религии в России, переосмыслить некоторые понятия и оптику исследования. Выводы диссертационного исследования имеют значение для переосмысления и современного понимания религиозной картины современной России.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов в системе религиоведческого образования. Также данные и выводы эмпирического исследования могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных отношений. Систематизированный материал и выводы диссертации служат базой для дальнейшей исследовательской работы по теме.
Методология и методы исследования. Методология исследования определяется поставленной целью и задачами. В диссертационном исследовании представлена попытка опереться на эвристические и методологические возможности социально -топологического подхода П. Бурдье и Б. Вертера в отношении духовных практик. Для понимания феномена духовности исследование духовных практик представляется значимым по ряду причин. Во- первых, духовность являет себя миру в форме практик. Интересным и полезным будет рассмотрение практик духовности как живых практик, как действий, которые имеют свою собственную логику. Во-вторых, концентрация исключительно на речевом дискурсе информантов, их интерпретации субъективного опыта, их представлениях об отсутствии внешнего источника авторитета не позволяет дать теоретическое объяснение причин схожести результатов выбора и практик, схожих организационных форм, при декларируемой ими разницы субъективных предпочтений. Поэтому социально-топологический подход оправдывает себя в изучении духовных практик, духовности, форм ее организации, религиозного поля в целом.
Обращение к социально-экономическому подходу в отношении духовных практик позволило прояснить отдельные аспекты рынка религий, связи религии и экономики, духовности и ее практик с потреблением.
Вместе с тем, в диссертационном исследовании используются методы различных социально-гуманитарных наук. В работе применяются общие принципы анализа и синтеза, объективности, систематизации, классификации и теоретического обобщения. Эмпирическое исследование проблемы организационных форм духовных практик проводилось в русле качественной методологии, что позволило вскрыть смысловое содержание проблемы. Основными методами сбора эмпирических данных стали:
- полуформализованное интервью (проведено в 2018-2020 гг., 41 человек). Методика построения выборки осуществлялась по методу снежного кома. Кроме этого, присутствовали элементы квотной выборки: выбирались информанты, имеющие различное образование (высшее, среднее специальное), проживающие в разных по размеру городах Свердловской области, обладающие различным семейным статусом, относящиеся к разным возрастным группам (от 23 до 62 лет), имеющие различный статус в духовности (мастера духовных практик и ученики). Такая выборка должна была способствовать выявлению универсальных черт форм существования и организации духовных практик, не зависящих от таких переменных, как образование, место проживания, семейный статус, возраст, роль мастера или ученика. Обработка транскрибированных интервью проводилась с помощью методики кодирования в рамках обоснованной теории А. Страусса и Дж. Корбин;
- включенное наблюдение за деятельностью и внутренним распорядком спиритуальных центров и независимых мастерских, организующих духовные практики. Данные включенных наблюдений были собраны в 2014, 2017-2020 гг. в ходе посещения занятий и гостевых встреч, проводимых спиритуальными центрами и независимыми мастерами города Екатеринбурга;
- контент-анализ изображений. Был представлен изучением изображений, размещенных на сайтах спиритуальных центров, что позволило получить значимые результаты для реконструкции адресата центров, содержания их посыла.
При описании российского и регионального контекстов духовных практик автор прибегал к данным социологических опросов и исследований. Также использовались данные с сайтов, страниц мастеров и спиритуальных центов в социальных сетях, с сайтов- агрегаторов духовных практик и мастеров.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В религиоведении обращение к духовности связано с необходимостью анализировать трансформации, которые произошли и продолжают происходить в религиозном поле, начиная со второй половины ХХ в. Введенный в научный оборот концепт духовности был призван отразить появление на религиозном поле новых участников, не имеющих отношения к сложившимся религиозным системам, дистанцирующих себя от религии, при этом ограниченно опирающихся на элементы религиозного сознания и использующих отдельные элементы различных религиозных культов внутри транслируемых ими эклектических идей и практик. В религиоведческих дискуссиях о духовности сформировались два подхода: эссенциальный и эволюционный. И первый, и второй подходы признают такую особенность духовности, как ее ориентированность на практику. Духовные практики позволяют людям оставаться не вовлеченными в конфессиональные религиозные обязательства, обеспечивают переживание встречи со сверхъестественной силой (по представлениям искателей духовности), формируют у индивида субъективное ощущение роста жизнестойкости.
2. Выявленный российский религиозный и ценностный контекст способствует обращению к духовным практикам россиян. Проанализированные нерелигиозные причины идентификации с определенной конфессией имеют важные следствия: низкую ценность конфессионально-оформленной жизни как таковой; недоверие и враждебность к иным религиям и, особенно, к новым религиозным движениям; поиск ответов на экзистенциальные вопросы вне сложившихся религий. В структуре ценностей россиян религия и вера в бога не занимают доминирующие позиции, превалируют ценности секулярного типа. Таким образом, безопасное конструирование своего внутреннего мира без риска попасть в «другие» и «сектанты» может происходить через конформистское сохранение самоидентификации с определенной конфессией, в сочетании с индивидуальным погружением в мантику, эзотерику, альтернативную медицину, прикладные аспекты иных религиозных и культурных традиций и т. п.
3. Выделены формы организации духовных практик: спиритуальные центры, индивидуальные мастерские, домашние группы. Внутри выделенных организационных форм сложились и устойчиво воспроизводятся паттерны, проявляющиеся в организации занятий духовными практиками. Сама внутренняя организация занятий духовными практиками одновременно пронизана идеями духовности и экономической рентабельности.
Основными участниками внутри спиритуальных центров и индивидуальных мастерских являются мастера и ученики. Опыт погружения в духовные практики приводит к трансформации мировоззрения: окружающий мир начинает мыслиться в категориях сверхъестественного. Изначальный прагматический посыл учеников, направленный на решение личных проблем, под воздействием мировоззренческих изменений трансформируется в направленность на поиск гармонии, внутренней целостности, связи со сверхъестественными силами и т. д.
Степень достоверности результатов исследований определяется обоснованностью теоретических положений, применением научных методов в процессе сбора и анализа эмпирических данных; системным характером исследования организационных форм духовных практик; высоким уровнем знакомства с религиоведческими исследованиями духовности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре онтологии и теории познания Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Отдельные аспекты и сюжеты диссертации легли в основу докладов на научных конференциях и круглых столах: XX Международная конференции памяти профессора Л. Н. Когана “Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования”, 2017, Екатеринбург; Х Международная конференция РАИЖИ и ИЭА РАН “Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем”, 2017, Архангельск; Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием “Мокроносовские чтения - 2017”, Екатеринбург; Круглый стол “Религия и религиоведение на Урале”, Екатеринбург, 2017; IV Конгресс российских исследователей религии “Религия как фактор взаимодействия цивилизаций” Благовещенск, 2018; Конференция с международным участием, посвященная 75-летию со дня рождения профессора Д. В. Пивоварова “Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение”, 2018, Екатеринбург; II Конгресс Русского религиоведческого общества “Религия и религии: дискурсы и практики”, 2019, Санкт-Петербург; V Конгресс российских исследователей религии "Религия и атеизм в XXI веке", Санкт-Петербург, 2021.
Основные результаты исследования отражены в 14 публикациях: 8 статей опубликовано в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ, в том числе 1 статья в базе цитирования WoS; 6 - в других изданиях. Общий объем печатных листов - 4,66 п. л., авторский вклад Кузнецовой О. В. - 4,1 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 215 наименования. Объем диссертации составляет 254 страницы.
1. Кузнецова, О. В. Проживание духовного опыта: проблема поиска концептологических оснований (по материалам эмпирического исследования) / О. В. Кузнецова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2020. - № 53. - С. 76-84. (0,6 п. л.). (WoS);
2. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Религия и сверхъестественное в представлениях участниц женских практик / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2020.
-Т. 31. - С. 80-90. (0,7 / 0,5 п. л.);
3. Кузнецова, О. В. Визуальные образы новой духовности (опыт исследования визуального контента спиритуальных центров Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2018. - № 4 (182).
-С. 33-39. (0,5 п. л.);
4. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Гендер, религия, духовность в религиоведческих исследованиях / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2018. - №1. - С. 118-127. (0,6 / 0,45 п. л.);
5. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Стратегии «духовного» поиска женщин (по материалам эмпирического исследования стратегий женщин, посещавших тренинги спиритуальных центров) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Дискурс-Пи. - 2018. - № 3-4 (32-33). - С. 208-216. (0,6 / 0,4 п.л);
6. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Контуры новой духовности в гендерном измерении / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12. - Ч. 2. - С. 102-105. (0,56 / 0,3 п. л.);
7. Kuznetsova, O. V., Osintsev, A. V. Spiritual-commercial movement: main features, peculiarities, attribution / O. V. Kuznetsova, A. V. Osintsev // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2014. - №8. - P. 1286-1292. (0,56 / 0,4);
8. Gishaeva, E. I., Kuznetsova, O. V. Alternative Spirituality as a Phenomenon of Consumer Society / Е. I. Grishaeva, O. V. Kuznetsova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2014. - №7. - P. 1137-1144 (0,54 / 0,27 п. л.).
Другие публикации:
1. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Представления о женщине и женственности российских участниц «женских практик» / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Религиоведческие исследования. - 2020. - № 1 (21). - С. 7-21. (0,74 / 0,5 п. л.);
2. Кузнецова, О. В. Духовность и ее поиски среди современных российских женщин / О. В. Кузнецова // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение. сборник материалов конференции. - Екатеринбург: Деловая книга, 2019. - С. 235-236. (0,15 п. л.);
3. Кузнецова, О. В. Контент-анализ изображений спиритуальных центров города Екатеринбурга / О. В. Кузнецова // 90 лет Викторову Владимиру Петровичу: материалы круглого стола "Религия и религиоведение на Урале" Екатеринбург, 20 октября 2017 года, сборник научных статей и тезисов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - С. 28-29. (0,15 п. л.);
4. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. Спиритуальные центры как досуговые центры современной горожанки (на примере г. Екатеринбурга) / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Горожанки и горожане в политических, экономических и культурных процессах российской урбанизации XIV-XXI веков. Материалы Одиннадцатой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. - Нижний Новгород: б.и., 2018. - С. 28-29. (0,2 / 0,1 п.л.);
5. Кузнецова, О. В., Смолина, Н. С. «Женские практики»: основные сюжеты и ролевые модели / О. В. Кузнецова, Н. С. Смолина // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем. Материалы Десятой международной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 7-10 сентября 2017., Архангельск: В 3-х томах / Отв. Ред. Н. Л. Пушкарева, Т. И. Трошина. - М.: ИЭА РАН, 2017. - Т. 3. - С. 38 - 41. (0,185 / 0,16 п.л.);
6. Кузнецова, О. В. Микроисторический подход в религиоведении: изучение
женских практик / О. В. Кузнецова // Международная научная конференция "Дни науки философского факультета-2014". Материалы выступлений и докладов. - Киев: б.и., 2014. - Ч. 7. - С. 152 - 154. (0,1 п. л.).