Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ САКРАЛЬНОГО И ПРОФАННОГО В ОБЩЕСТВЕ: МИФ — РЕЛИГИЯ — ИДЕОЛОГИЯ

Работа №102677

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы20
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Структура и объем диссертации
Публикации

Актуальность темы исследования.
Современная эпоха продемонстрировала триумф материально - потребительской цивилизации, абстрактно - либерального гуманизма, противоречивую смесь тоталитаризма и индивидуализма. Ценностное превалирование обыденного, повседневного, материального сопровождается “метафизическим аутизмом” человека, его одиночеством в толпе, в окружающем мире, в природе.
Постмодернистская игра, жизнь “как бы”, релятивность, тотальная карнавализация, необязательность и несерьезность в отношении к миру и человеку, гносеологическая путаница и непроясненность связаны с отказом от Абсолютных ценностей, Высших смыслов, от Благословения, то есть от сферы Сакрального.
Но общество не может жить без идеалов и ценностей. Отказ сакральному миру в существовании, приводит к сакрализации профанного. Место идеала, которое занимал Бог, отдано идолам. Они различны: социализм и коммунизм, или рынок и формальные свободы гражданского общества, коллективизм и индивидуализм, элитарность или массовый человек с дурным вкусом. Ясно одно — “свято место пусто не бывает”. Обществу необходимы Ценности. Жизнь без Истины и Идеала рождает тоску по сакральности. Такова современная ситуация.
Именно она заставляет вновь обращаться к феноменам сакрального и профанного. Эти понятия являются традиционными для философии и богословия, к ним обращалась социология, психология, культурология. Но они крайне редко рассматривались как особая проблема, чаще всего выступая в контексте других проблем. Кроме того, не анализировалась трансформация сакрального и профанного в обществе, мало внимания обращалось на специфику воплощения сакрального и профанного в разных мировоззренческих формах на различных этапах развития общества.
Сакральное и профанное оказываются ценностными ориентирами общества, воздействуют на социум (и на каждого человека) в таких важнейших аспектах как власть, управление, мировоззрение, менталитет, система межличностных отношений, институционализация определяют жизнь и действия людей. Все вышеотмеченное заставляет четко заявить об актуальности рассматриваемой в диссертации темы.
Степень разработанности темы.
Понятия сакрального и профанного являются традиционными для философии, религии, культурологии и социологии. Они рассматривались в различных аспектах и по различному поводу, приобретая даже публицистическую популярность. Вместе с тем многочисленные трактовки сакрального и профанного привели к их семантической размытости и непроясненное™. Приходится вновь обращаться к понятиям сакрального и профанного.
В отечественной философии фактически нет фундаментальных исследований по данной теме.
Наиболее важный вклад в разработку понятая “сакрального“ в философии XX века внес Рудольф Отто своей работой “Священное”. Для него сакральное является определяющим свойством религии. Для Р. Отто религиозный опыт своим истоком имеет априорную для человека сакральную реальность. Он выявил структуру сакрального (рациональные и иррациональные компоненты , их особенности и формы явленноста), вскрыл специфику переживания сакрального. Работу Р. Отто можно считать ключевой для понимания сакрального в XX веке. На важный аспект феноменов сакрального и профанного обратил внимание социологический подход, заявленный в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля и др. Они вскрыли роль социума в качестве источника сакрального, выявили сложности в отношениях общества к священному, святыням.
Социальная философия второй половины XX века обратилась к повседневности, а также к языку, символу, знаку, обнаружив сакрализацию посюстороннего мира. Эта аспекты раскрываются у П. Бергера, Т. Лукмана, Д. Белла, А. Шюца, Ж. Бодрийара, М. Бланшо.
Свой вклад в разработку сакрального и профанного внесла и антропология. Уже у ее родоначальника Л. Фейербаха обнаруживается внимание к этим проблемам. Он подвергает критике божественное как особую сферу сакральной реальности, показывает человеческие истоки идеи Бога как священного идеала общества и создает новую человеческую религию (“человек человеку Бог”), соединяя по-своему сакральное и профанное.
Особым образом линию Л. Фейербаха в XX веке продолжил М. Шелер, поняв человека как соединение “принципа жизни” и “принципа духа”. Его представление об “идеации”, о становлении Бога вместе с человеком вносит новые нюансы в понимание взаимосвязи сакрального и профанного.
В рамках культурной антропологии Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Б. Малиновского и др. выявлены истоки, специфика и различные формы бытия и социальные функции мифа, магии, религии воплощающих в себе сакральное в разных формах общества, а также социо-кулыурные факторы сакрального и профанного.
Огромный вклад в разработку этих понятий внесла философия религии и религиоведение. Среди множества работ данного направления особо надо отметить труды М. Элиаде, в частности “Священное и мирское”. Пожалуй это единственная работа непосредственное посвященная связке сакральное - профанное. Именно она явилась для нас определяющей и в методологическом плане (феноменологический подход) и в содержательном. Особенно важна идея, с одной стороны, принципиального различия священного и мирского, а с другой стороны, превращения человека, социума, природы из естественной реальности в сверхъестественную через приобщение к сакральной реальности, через особого рода религиозный опыт.
Важными явились и работы рассматривающие суть религии как особой мировоззренческой формы, такова, например известная книга У. Джемса “Многообразие религиозного опыта”.
Феномены сакрального и профанного (священного и мирского, горнего и дольнего, божественного и человеческого, естественного и сверхъестественного) были объектом религиозно - философского направления. Имеются в виду работы русских философов П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Д. Л. Андреева, где сакральное связано с причастностью Богу и дает высшие смыслы человеку и социуму, а профанное понимается как утрата Божественного, ориентация на материальный преходящий мир, но в то же время выявляется и единство трансцендентного и имманентного, божественного и человеческого (соборность, всеединство, богочеловечество).
Религиозно - эзотерический подход к изучению феноменов сакрального и профанного, заявленный в работах мыслителей - традиционалистов: Рене Генона, Юлиуса Эволы, Титуса Буркхардта и их российских последователей А. Дугина, Е. Головина показывает, что деление всех объектов и явлений мира, космоса, социума на сакральное и профанное всеобще, тотально и универсально. Сакральное как Богооткровенное, сверхчеловеческое, абсолютное, духовное противостоит профанному — обыденному, внешнему, материальному, относительному, земному.
Нельзя обойти вниманием и психоаналитическое направление философии. В работах 3. Фрейда, К. - Г. Юнга, Э. Фромма и др. выявляется суть религии, идеологии, магии. К. - Г. Юнг обращается к понятию сакральности и при анализе таких явлений как алхимия, дзен- будд изм.
Огромное значение имеют работы связанные с выявлением специфики и противоречивости идеологии и ее роли (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Богданов, Г. Маркузе, Т. Адорно и др.) Особо следует в этом ряду отметить творчество Р. Барта, не только в аспекте критики идеологии, но и в выявлении мифа в качестве формы бытия идеологии. Трансформация сакрального и профанного в социуме не может быть прослежена без обращения к работам названных мыслителей.
Важными для нас были работы посвященные анализу мифа, таких авторов как Я. Э. Голосовкер, А. Ф. Лосев, В. Н. Топоров, О. М. Фрейденберг, М. И. Стеблин-Коменский и др.
Следует отметить и работы культурологов и историков, где исследуется явленносгь сакрального и профанного в формах общественного бытия (работы А. Я. Гуревича, М. А. Барга, Ж. Ле Гоффа и ДР)
В отечественной литературе есть немало работ посвященных мифу, религии, идеологии, фетишистским формам сознания, бытию социума, которые позволили диссертанту оформить свою концепцию. Они приведены в списке литературы диссертационного исследования. Среди них особо следует отметить статьи и монографии А. В. Медведева и Д. В. Пивоварова, непосредственно связанные с анализом сакрального.
Проблемное поле исследования.
Несмотря на обилие работ и подходов так или иначе связанных с анализом сакрального и профанного остается много неясностей.
Так, не выявлены четко границы самих феноменов сакрального и профанного и понятий “сакрального” и “профанного”.
Не прослежена логика и механизмы трансформации сакрального и профанного в различных социо - культурных мировоззренческих формах на разных этапах развития общества.
Не достаточно понята амбивалентность сакрального и профанного в обществе, а так же зависимость явленности сакрального и профанного в мировоззренческих формах от их институционализации в обществе. Требует разработки и вопрос о воздействии сакрального и профанного на общественную жизнь. Именно эти непроясненные вопросы и составляют проблемное поле исследования.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования: понять трансформацию сакрального и профанного в социуме, явленную в смене социо-культурных мировоззренческих форм: мифе — религии — идеологии.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить понятийно-смысловое поле терминов “сакральное” и “профанное” и проанализировать многообразие подходов к их пониманию;
- понять каким образом фиксируется сакральное и профанное в первой культурно - исторической форме — мифе, а так же как и почему их первичное единство разрывается;
- раскрыть специфику религии как формы воплощения сакрального и исследовать способы профанации сакрального с момента активного ангажирования религии социумом, то есть проследить как и почему религия становится идеологией;
- исследовать причины в связи с которыми происходит сакрализация идеологии и превращение ее в особого рода религию;
- рассмотреть взаимовлияние религии и идеологии, в том числе в современных обществах, а также проанализировать сакральное и профанное как инструмент власти, реализуемый в социуме через религию или идеологию;
- выявить специфику бытия сакрального и профанного в современной социальной мифологии и ее влияние на общество.
Методология исследования.
Методология данной диссертационной работы определяется поставленными целями и задачами, и спецификой социально¬философского исследования. Необходимо проанализировать: во-первых, что есть сакральное и профанное как феномен(ы); во-вторых, каковы социальные формы их проявления; в-третьих, как проявляется амбивалентность и, особенно, трансформация сакрального и профанного в обществе. Социально - философский аспект — главная составляющая анализа, исследуется влияния социума на сакральное и профанное, и, с другой стороны, изучается воздействие феноменов на общество.
Исследование сакрального и профанного как социальных феноменов, позволяет снять проблемную ситуацию, связанную с противоречивым понимание сакрального и профанного; и как реальности, выходящей за рамки воспринимаемого в символах, (знаках, образах, ритуалах) фиксируемой в деятельности, поведении, поступках людей, и как реальности знаковой, символической. Мы исходим из четко определяемой концепции: вопрос о том, действительно ли существует мир сакрального и профанного нами не рассматривается. Это теологический (богословский) подход и, отчасти, философский (метафизический аспект). Если индивид, индивиды поступают в социуме так словно эти феномены реально существуют, то они и должны рассматриваться как реально существующие социальные феномены.
Методологической базой анализа является феноменология. “... Для наших целей термин “феноменология” следует понимать просто как метод исследования феномена таким, как он явлен в человеческом опыте, не поднимая вопроса об окончательном его статусе в реальности.” И на индивидуальном уровне и в социуме мы можем регистрировать проявление сакрального через различные аспекты. Одним из главных является знаковый. Знаки, символы, образы понимаются как конкретное выражение сакрального и профанного. Как уже было отмечено, трансформация сакрального и профанного выявляется через смену мировоззренческих форм мифа — религии — идеологии на разных этапах общественного бытия. Выявление именно этих форм и отказ от анализа науки, искусства (то есть научного и художественного типов мировоззрения) объясняется тем, что миф, религия, идеология оказались наиболее социально значимыми и ангажируемыми в истории человеческого общества.
Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования определяется рассмотрением сакрального и профанного как самостоятельных социальных феноменов, выраженных в различных формах мировоззрения, о чем более конкретно заявлено в цели и задачах исследования, и может быть сформулирована следующим образом:
- выявлены границы феноменов и понятий сакрального и профанного;
- установлена амбивалентность и взаимозаменяемость сакрального и профанного в обществе;
- обнаружена специфика воплощения сакрального и профанного в социо-культурных формах: в мифе, религии, идеологии;
- рассмотрены место и роль сакрального и профанного в обществе в зависимости от культурных форм их воплощения;
- прослежена логика трансформации сакрального и профанного в культурном и историческом контексте общественной жизни.
Положения, выносимые на защиту
1. Сакральное и профанное выступают как тесно взаимосвязанные феномены и парные понятия. Смысловое содержание сакрального выявляется через смысловые оттенки, воплощенные в его синонимах: священное, сокрытое, божественное, сверхъестественное, небесное, трансцендентное, вечное, истинное, высокое. Смысловое содержание профанного выявляется через синонимы: мирское, преходящее, обыденное, земное, материальное, посюстороннее, низкое. В паре сакральное - профанное аксиологической доминантой выступает сакральное. В своем наиболее чистом виде сакральное понимается как причастность к запредельному, духовному миру явленная в откровении и воплощенная в знаково-символической форме.
2. Сакральное и профанное являются ценностными ориентирами социального бытия, воплощаясь и трансформируясь в различных социо - культурных мировоззренческих формах: мифе — религии — идеологии, они обнаруживают свою аксиологическую амбивалентность. Содержание и смысл понятий сакрального и профанного, как и их социальный статус исторически меняются и определяются обществом.
3. В архаичном мифе сакральное и профанное существуют в нерасчлененном, но неравновесном единстве. Неравновесность связана со смысловым доминированием сакрального, выраженном в символах. Рационализация, каузализация, этизация мифа приводит к распаду его целостности и разрыву единого феномена на собственно сакральное и профанное.
4. Сакральное воплощается в религии, которая предполагает существование сверхъестественной, сокрытой сферы вечных ценностей, непостижимого, но являющегося Бога, Абсолюта. Религия пронизывая все сферы общества обмирщается, профанируется ввиду необходимости выразить Абсолютное, Божественное посредством материального, конечного, земного. Ангажирование религии социумом приводит к тому, что религия обретает форму идеологии. Институционализация религии в социуме является причиной ее профанации.
5. Профанированная религия переживает кризисы в результате религия замещается идеологией. Последняя приобретает форму и социальные функции религии, в том числе становится носителем сакрального как социальной ценности. При этом мирское, земное, явленное, профанное сакрализуется, объявляется единственно истинным. Сам процесс определения статуса сакрального и профанного становится прерогативой власти. Процесс деидеологизации, критика идеологии в ее претензии на достоверность и тотальность ведут к замене идеологии мифологией. Мифология берет на себя функции идеологии (и претензию на совпадение с действительностью, тотальность, манипулятивный характер управления).
6. Повседневность, обыденность, мирское, преходящее становится единственной реальностью, его ценность определяет весь строй человеческой жизни. В современном мифе синкретичность связана с отказом от сокрытых, трансцендентных святынь, с превалированием профанного. Профанное занимает место сакрального в качестве высшей социальной ценности и оказывается аксиологической доминантой.
Теоретическая значимость работы.
Положения и выводы диссертации могут послужить материалом для дальнейших философских, религиоведческих, культурологических, социологических исследований данных феноменов.
Практическая значимость работы.
Материалы диссертации могут быть положены в основу специальных курсов, читаемых на гуманитарных факультетах вузов, и при составлении программ и пособий по философии, культурологии, религиоведению, а также могут использоваться в качестве теоретической основы при составлении конкретных социальных проектов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Федоровских А. А. Новые перспективы философии// Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии. Материалы научно - практической конференции 27 -29 мая 1996 г. Уральское отделение издательства “Наука” РАН 1996 г.
2. Федоровских А. А. Сакральный и профанный аспект духовной и социальной миссии интеллигента в провинции. // ИНТЕЛЛИГЕНТ В ПРОВИНЦИИ: Тезисы докладов Всероссийской научно - практической конференции. 4-5 февраля 1997 г. Выпуск 2. Екатеринбург: УрГУ, 1997, 176 с.
3. Федоровских А. А. Профанное в сакральном, культура текста во второй половине XX века // Тезисы конференции в УрГУ: Общество и культура. Екатеринбург, 1997.
4. Федоровских А. А. Современный оккультизм, профанизация сакрального // Философия и культура на переломном этапе. Тезисы докладов конференции в УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ