Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философские проблемы в творчестве Ивана Тимофеевича Фролова (историко-философский анализ)

Работа №102676

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы24
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Ситуация, которая сложилась в начале XXI столетия в отечественной философии, парадоксальна. С одной стороны - возвращаются “забытые” имена русских философов начала XX века. С другой стороны - советский период русской философии, о котором почему-то не хотят говорить.
Однако философия советского периода является частью мировой философии. Советская философия двойственна по своей сути. Существовала официальная философия, которая поддерживала политический строй. Но была, так называемая, маргинальная философия, преодолевающая устоявшиеся стереотипы и принципы в научном познании. Подлинно научное изучение истории отечественной философии советского периода только начинается. Поэтому мы обращаемся к философским воззрениям выдающегося советского философа - Ивана Тимофеевича Фролова( 1929 - 1999).
Иван Тимофеевич Фролов - русский философ, общественный и политический деятель. И. Т. Фролов окончил философский факультет (1953г.) и аспирантуру МГУ (1956г.). Доктор философских наук, профессор Московского Государственного университета. Член-кореспондент (1976г.), академик АН СССР (1987г.). И. Т. Фролов - редактор журналов “Вопросы философии” (1968-1977), “Коммунист” (1986-1987), “Человек” (1989-1999), газеты “Правда” (1989-1991). Заслуживает внимания его общественная и организаторская деятельность. Её итогом стало образование Института человека при РАН, которым руководил И. Т. Фролов с 1991-1999.
И.Т. Фролов исследовал вопросы философии биологии и диалектики познания жизни, глобальные проблемы современности, вопросы гуманизма, проблемы комплексного междисциплинарного исследования человека.
Обращение к философии И. Т. Фролова актуально и в связи с восстановлением историко-философской преемственности.
В интерпретации философских взглядов И.Т. Фролова существуют определенные сложности, которые связаны с тем, что его философия неразрывно связана с другими областями научного познания (биологией, психологией, социологией, экономикой и др.). Необходимо исследовать философию И. Т. Фролова, показать ее значимость для философского познания.
Степень разработанности темы. Диссертация предполагает сопряженное рассмотрение темы в историческом контексте - с одной стороны, и в философском - с другой стороны. Историческая ситуация второй половины XX в. в нашей стране представлена довольно широко в учебной литературе, в воспоминаниях очевидцев тех лет, в художественных произведениях. Надо отметить, что, как правило, представленные факты полярны (от полного негативного отношения до высказывания о “самом лучшем времени”).
Идеи И.Т. Фролова служили отправной точкой для научных исследований в области философии биологии, глобалистики, антропологии.
В 2001 году опубликована книга “Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи.” - М.: Наука, - (Серия “Ученые России. Очерки, воспоминания, материалы”). В книге прослежен жизненный и творческий путь российского философа. Вместе с тем представлены статьи, авторы которых рассматривают работы и взгляды И.Т. Фролова по философии биологии и теории познания: В.Г. Борзенков, А.Н. Мамзин, Л.Л. Киселев, Ю.П. Алтухов, В.А. Струнников, И.К. Лисеев, А.К. Астафьев, С.А. Пастушный, В.В. Петров; по глобальным проблемам человечества: В.Н. Игнатьев, Э.А. Араб-Оглы, В.Ж. Келле, К.В. Фролов, В.В. Загладин, B. А. Кобылянский, Д.А. Гущин; по этике науки и гуманизму: C. С. Солдатенкова, С.Н. Корсаков, П.С. Гуревич, А.А. Гусейнов, М.А. Мануильский, П.П. Гайденко, Н.А. Носов. В сборнике напечатаны воспоминания друзей и коллег о И.Т. Фролове. Небольшие по объему, но значительные по содержанию статьи очень ценны для понимания того времени, той эпохи, в которой жил и трудился И.Т. Фролов.
Уже два года в Институте философии РАН совместно с Институтом человека РАН проводятся чтения, посвященные памяти академика И.Т. Фролова.
Первые чтения прошли в декабре 2001 года под темой “Философия, социология и этика науки”. Вторые чтения были посвящены философии глобальных проблем, которые состоялись в декабре 2002 года.
О И.Т. Фролове можно прочитать статьи в последних словарях. В статье В.Н. Игнатьева (“Философский словарь” под ред. И.Т. Фролова Изд. седьмое, переработ. и допол. М., 2001); в словаре П.В. Алексеев “ Философы России XIX- XX столетий: биографии, идеи, труды”. М., 2002; в статье А.Н. Чумакова в международном междисциплинарном энциклопедическом словаре “ Глобалистика” М., 2003.
В западной научной литературе отметим книгу Лорена Р. Грэхема “Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском союзе” М., 1991. Лорен Р.Грэхем дает анализ событий, которые связаны с историей и развитием генетики в нашей стране, обращаясь к книге И.Т. Фролова “Генетика и диалектика”.
Однако в отечественной литературе по истории философии подробный и систематический анализ философских взглядов И.Т. Фролова отсутствует. Важно рассмотреть философскую систему ученого, проанализировать, как развивались взгляды философа.
Цель и задачи исследования. Главной целью работы является историко-философский анализ научных взглядов И. Т. Фролова. Это определяет решение ряда исследовательских задач:
- выявить теоретические истоки для становления философии И.Т. Фролова;
- проанализировать основные идеи философских проблем био-логии, сформулированных И. Т. Фроловым;
- раскрыть предложенную И. Т. Фроловым философию комплексного изучения человека в системе наук;
- дать содержательный анализ философии глобальных проблем, сформулированных И.Т. Фроловым;
- определить значимость философских идей И. Т. Фролова для дальнейшего развития отечественной философской мысли.
Методологические основания исследования. Общетеоретические методы, использованные в работе, определены целью, задачами и самой спецификой историко-философского анализа, в основе которого - принцип историзма и целостности, взаимосвязи исторического и логического, что позволяет проследить эволюцию философских взглядов И. Т. Фролова.
Метод сравнительного анализа научных текстов применяется при обращении к философским работам И. Т. Фролова. Следовательно, многообразие аспектов изучаемого предмета обуславливает комплексный характер методологии, в основе которой лежит принцип диалектического подхода к анализу исследуемых явлений.
Научная новизна исследования. В диссертационной работе предлагается целостное рассмотрение философских идей И. Т. Фролова:
- даётся анализ проблемного поля философии И. Т. Фролова;
- исследуются основные идеи философских проблем биологии, сформулированных И.Т. Фроловым;
- раскрывается идея комплексного исследования человека, которую предложил И. Т. Фролов;
- анализируется диалектика глобальных проблем, обоснованная И. Т. Фроловым.
Объектом исследования являются критические и публицистические произведения И.Т. Фролова, опубликованные в период с 1956 года до наших дней, в которых представлены его идеи по вопросам философии естествознания, философии комплексного подхода в изучении человека, философии глобальных проблем.
Предмет исследования - философия И. Т. Фролова, эволюция его философских воззрений, их осмысление и значимость для дальнейшего развития философской мысли.
Источниковая база исследования. Источниками диссертационной работы являются многочисленные статьи и книги И. Т. Фролова, а также литература, связанная с философскими проблемами биологии, ан-тропологии, глобалистики.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Теоретическое значение данной диссертации заключается в том, что результаты работы расширяют, уточняют и углубляют современное историко-философское понимание в отечественной истории, позволяют скорректировать “образ” философского познания в советский период и преодолеть сложившийся стереотип о том, что в эти годы философии в нашей стране не было. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты и материалы могут быть использованы:
- в научных исследованиях по истории философии и методологии науки, философской антропологии, этики;
- при чтении спецкурсов по истории философии, философии и методологии науки, философской антропологии, этики;
- при чтении курса “История отечественной философии”;
- в курсе лекций по истории философии, философии науки, философской антропологии, этики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры истории философии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Материалы диссертации были использованы при проведении «круглого стола» на тему: “Советская философия: версии и реалии” в рамках дней науки на философском факультете Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объём работы составляет стр. Библиография включает названия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертации сформулированы основные положения выносимые на защиту:
1. Исследованы философские взгляды Ивана Тимофеевича Фролова
- одного из представителей советского периода отечественной философии. Философские искания мыслителя демонстрируют разносторонность его научных интересов. Работы учёного имеют не только историческую ценность, они и в наши дни представляют научный интерес.
2. Исследован вопрос об отношении И.Т. Фролова к учению К. Маркса. Показано, что философия И.Т. Фролова “возвращает” мировоззрение К. Маркса. Для И. Т. Фролова учение немецкого мыслителя
- это не только экономическая теория, но и гуманизм.
3. Показано, что И.Т. Фролов предлагает свою интерпретацию процессов изменчивости и эволюции как статистически направленных процессов. В дальнейшем эта идея Иваном Тимофеевичем Фроловым была названа “органическим детерминизмом”.
И.Т. Фролов телеологическому подходу к решению проблемы органической целесообразности противопоставил концепцию диалектико-материалистического детерминизма, тем самым И.Т. Фролов выступил против схематизма Т. Д. Лысенко и его сторонников.
И.Т. Фролов рассмотрел соотношение философских и теоретических проблем естествознания. Если биолог в своих теориях обозначает различные аспекты живой природы (живых систем), то задача философа заключается в описании самих этих теорий. Причём, эти теории должны описываться в различных аспектах: онтологическом, гносеологическом, методологическом и даже аксиологическом.
4. Выявлено, что И.Т. Фролов формулирует основы комплексной антропологии. И.Т. Фролов, основываясь на учении К. Маркса, определят сущность человека, которая заключена не только в наличии биологических (природных) факторов, но и социальных. Человек - социальное существо. Актуализирован значимый для современности тезис И.Т. Фролова о том, что для того чтобы человек мог существовать в обществе, он должен взаимодействовать с обществом по законам гуманизма. Более того, для И.Т. Фролова - человек, человечество, человечность - это единое целое, которое должно рассматриваться как “глобальная триада настоящего и будущего”: человек-человечество-человечность. Выявлены основные положения и рассмотрена история создания Института человека, директором которого был И.Т. Фролов.
5. Раскрыта концепция глобальных проблем, которую предложил И.Т. Фролов. В Советском Союзе он был первым, кто философски обосновал вопросы о глобальных проблемах. Глобальные проблемы рассматривались И.Т. Фроловым как техногенные, т.е. во многом естественно-научные, но вызванные человеческой деятельностью. Только диалектический материализм, считал И.Т. Фролов, позволяет определить значение глобальных проблем, показать их связь и взаимодействие с современными условиями существования человечества. Глобальные проблемы - это диалектически развивающаяся система с иерархической соподчиненностью друг к другу в зависимости от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними.
6. Проанализированы идеи И.Т. Фролова о назначении философии, показана их актуальность для современного философского познания. Учёный считал философию методологической основой для изучения гуманитарных и естественных наук. Несомненная заслуга И.Т. Фролова в том, что он активно формировал научную среду в нашей стране, будучи редактором журналов “Вопросы философии”, “ Коммунист”, учёный, который организовывал международные конгрессы по философии, создатель учебников и словарей.



1. Наумова Т. В. Генетика и её философское осмысление (о книге И.Т. Фролова “Генетика и диалектика”) И Персонология русской философии. Материалы IV Всероссийской научной заочной конференции (март-апрель2001). Екатеринбург,2001. С. 165-167.
2. Наумова Т. В. Политика государства и научное познание // Русская философия и власть (к 80-летию “философского парохода”). Материалы
VI Всероссийской научной заочной конференции (апрель - май 2002г.). Екатеринбург, 2002. С.44 - 45.
3. Наумова Т. В. От методологии естественных наук к гуманистическим идеалам. Философские взгляды И.Т. Фролова // Дискурс-Пи Научно-практический альманах. Вып. 2. Екатеринбург, 2002. С.50 -51.
4. Наумова Т. В. Ренессанс человека И Антроподицея. Сборник научных статей. Екатеринбург, 2003. С. 103-109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ