Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России

Работа №102675

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы24
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Изучение ценностных предпочтений молодежи затрагивает сущностные взаимосвязи процесса развития личности и социокультурного пространства современной России. Молодежь откликается на наиболее острые вызовы общественной ситуации, такие как политическая и экономическая нестабильность; несоблюдение прав человека; безответственность государства за уровень реальной жизни детей, состояние их здоровья; пропаганда в СМИ культа силы, наживы и т.д. С другой стороны, формирование активной жизнеспособной личности является условием состоятельности реформы образования в России.
Вопросы становление личности, формирования и воспитания интересов, ценностных предпочтений студенческой молодежи сегодня оказались в центре проблем развития общества в целом. Отсутствие их системного анализа, существование в отрыве от учебного процесса явилось основой снижения общекультурного уровня выпускников, причиной возникновения проблем в ходе социализации.
ССУЗ (среднее специальное учебное заведение) является звеном образовательно-воспитательной системы страны, это этап социализации, предполагающий формирование личности через приобщение к социокультурному пространству, где переплетаются общекультурный, воспитательно-учебный, социальный опыт.
Сегодня просматриваются тенденции к потере чувства позитивной перспективы, цели развития становятся формальными, «бездушными». В обобщенном виде суть ситуации можно представить как парадоксальное сочетание невиданного ранее научно-технического прогресса и утраты духовных ценностей, требующее научного осмысления, что позволит диагностировать возможные социальные риски и опасности, а так же рассмотреть прагматические пути их минимизации.
Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей. Ситуация «конфликта поколений», обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных российской цивилизации и культуре. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, так же затрудняет социальную адаптацию человека и, особенно, молодежи.
Социально-экономическая модернизация России сопровождается серьезными деформациями в сфере ценностных ориентаций в целом. Критерием адекватности социологических концепций ценностных ориентаций становятся структуры социокультурного пространства разных социальных групп, в том числе и групп молодежи.
Негативные и позитивные тенденции современной России, та-кие как неудовлетворенность уровнем образования и профессиональной подготовки; усиление асоциального поведения в молодежной среде на фоне толерантности; потеря мировоззренческих ориентиров и поиск их компенсации; отчуждение молодежи от ценностных предпочтений старшего поколения и недоверие к идеологии в целом, бросают вызов существующим концептуальным представлениям о формировании ценностных предпочтений в молодежной среде, технологиям управления в области молодежной политики.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена:
• значимостью решения проблемы формирования ценностных предпочтений в молодежной среде в условиях системного кризиса российского общества;
• выдвижением новых требований к личности в контексте развития модернизационных процессов в России;
• принципиальной неполнотой существующей системы по формированию жизненных установок в молодежной среде.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема понимания ценностей в пространстве культуры всегда находилась в центре внимания философов и социологов. Различные аспекты рас-сматривали в своих фундаментальных трудах М. Вебер, Г. Гарфин- кель, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, М.С. Каган, И. Кант, Л.Н. Коган, А.В. Меренков, Г Ф. Ницше, Т. Парсонс, Платон, К. Ясперс.
В 1960-1980-е годы были опубликованы работы по проблемам личности, ее формирования и воспитания (часто коммунистического) Б.Г. Ананьева, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, где явственно звучала тема значимости выявления социокультурных предпочтений личности.
Среди зарубежных исследований проблем молодежи, позволяющих более четко различать сравнительную специфику российского студенчества, внимание привлекают труды таких социологов, как Л. Розенмайер (Австрия), И. Велев, П. Митев, М. Семов (Болгария), В. Фридрих, К. Штарке, X. Шельский, Р. Майер, И. Рихтер (Германия), 3. Бекели (Венгрия), Э. Гидденс, Дж. Риордан, В. Кристофер (Великобритания), Р. Добсон, Н. Смелзер (США) и др.
Среди советских и российских исследователей наиболее интересны в плане сочетания методологической фундаментальности и злободневной публицистичности работы Н.М. Блинова, В.М. Боря- за, С.И. Иконникова, И.М. Ильинского, И.С. Кона, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, В.Г. Мордковича, Б.С. Павлова, З.В. Сикевич, Н.С. Слепцова, В.Н. Шубкина, В.И. Чупрова и др.
Ситуация системного кризиса 1980-1990-х годов несколько обесценила ряд социологических исследований по проблемам становления личности, многие теоретические выводы перестали отвечать требованиям современного социокультурного пространства. В этих условиях потребовались новые подходы к исследованию молодежных проблем, в том числе и студенческих. Определенный интерес представляет разработка проблем постмодернистского общества, его духовных и культурных аспектов в трудах Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, М. Лакана, М. Фуко и др., а так же их социологическая экспертиза в публикациях А.С. Ваторопина, К.М. Ольховикова, Г.П. Орлова, А.И. Панарина и др.
В работах А.И. Ковалевой, В.Т. Лисовского, В.А. Ядова дан комплексный анализ новой социально-экономической, политической и духовной среды, определяющей процесс становления миро-воззрения в обществе, проблемы формирования личности, ее адаптации и социальной идентификации.
В рамках теоретического осмыслении проблемы становления мировоззрения в новых условиях интересны работы П.П. Бабочкина, П.М. Ильинского. Существенное значение для понимания проблем формирования ценностных предпочтений современной молодежи имеет и комплексное исследование молодежных ценностей в трудах Ю.Р. Вишневского, А. Г. Здравомыслова, Р.И. Карпухина, О.А. Манилова, А.В. Меренкова, Л.Я. Рубиной, В.Т. Шапко.
В ряде работ анализируется специфика конкретных направлений воспитания в современных условиях: патриотического воспитания (А.И. Вдовин, А. Крупник, В.В. Макаров); формирования гуманистического мировоззрения; нравственного воспитания (Н.Л. Зеленкова, В.В. Иващенко). Все чаще объектом исследования становится студенческая молодежь (Ю.Р. Вишневский, Н.Ф. Головатский, В.Т. Дмитриев, Л.Н. Лесохина, В.Т. Лисовский, А.В. Меренков, И.Э. Надуткина, Т.Э. Петрова, Т.В. Шадрин, В.Т. Шап¬ко). Теории воспитательных пространств обоснованны в трудах О.И. Попова, С.Н. Сивкова, Ю.П. Сокольникова.
Для анализа сложившейся практики по формированию ценностных предпочтений, мировоззрения молодежи ряд выводов сформулирован специалистами по изучению социологии управления, социологии образования, социальной технологии, социальному проектированию (Л.А. Беляева, Л.Ф. Беликова, Н.В. Бестужев-Лада, Н.С. Данакин, И.Ф. Девятко, Л.Я. Дятченко, Г.Е. Зборовский, Г.А. Котельников, В.И. Патрушев, Ж.Т. Тощенко, Е.А. Шуклина).
Тем не менее, до настоящего времени процесс формирования ценностных предпочтений в молодежной среде ССУЗов не подвергался принципиальному социологическому анализу адекватному вызовам современности.
Цель диссертационного исследования заключается в определении специфики ценностных предпочтений молодежи ССУЗов в контексте социокультурного пространства современной России.
Достижение цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:
• уточнить понятия «социокультурное пространство» и «ценностные предпочтения», определить основные категории, парадигмы, рассматривающие связь ценностей в культуре;
• исследовать социокультурное поле ценностных предпочтений в молодежной среде ССУЗов г. Екатеринбурга;
• выявить специфику социокультурного пространства ценностных предпочтений в студенческой среде ССУЗов на основе анализа и сравнения данных исследований студентов ВУЗов (2003 год) и студентов ССУЗов (2004 год);
• на основании теоретического и эмпирического исследований определить приоритетность ценностных предпочтений в молодежной среде и условия для их формирования.
Объектом исследования выступила студенческая молодежь средних специальных учебных заведений г. Екатеринбурга.
Предметом исследования явились ценностные предпочтения в качестве структурного компонента социокультурного пространства молодежной среды ССУЗов г. Екатеринбурга.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой работы являются труды современных отечественных и зарубежных социологов, психологов, культурологов, антропологов, философов, посвященные проблемам культуры, социокультурного пространства ценностных предпочтений молодежи, а так же эмпирический, междисциплинарный, исторический, системный, сравнительный, структурно-функциональный, диалектический (конфликтологический) анализ.
Применение к условиям российских регионов социологической модели, разработанной в русле транзитологии (Д. Растоу, Г.О. Доннел, Ф. Шмиттер, А. Пшеворский и другие) позволяет рассматривать происходящие в стране перемены как развитие политико-модернизационного процесса, в основе которого лежат несколько факторов:
1) изменения социальной структуры общества в направлении от социума, соединяющего в себе черты архаической социальности и индустриального общества, к обществу постиндустриальному;
2) модификация системы ценностей основных статусных групп, сознание которых было и в значительной мере еще остается мифологизированным по отношению к ценностным системам, основанным на рационализме, материализме, выдвижении в качестве главной ценности стремления к выживанию. И, в конечном счете, переход мышления человека в направлении от ценностно-рационального к целерациональному (М. Вебер).
На практике это означает: изменение ценностных приоритетов молодежи; снижение эффективности традиционных форм воспитательной деятельности; нарастание дисфункциональных тенденций в системе отношений преемственности между поколениями; усиление непонимания в процессе воспитания.
Эмпирической базой диссертационной работы являются данные исследований, полученные с использованием количественных и качественных методик.
Количественным методом (анкетирование) в 2004 году было опрощено более 300 студентов средних специальных учебных заведений Екатеринбурга. Использовалась выборка с учетом пола, возраста, профиля специальности, типа получаемого образования, учебного заведения. Параметры отбора единиц наблюдения были заданы в зависимости от исследовательских задач нашей работы.
Методом углубленного интервью, проведенного в 2004 году, было опрошено 10 преподавателей и педагогов-психологов ССУ- Зов, 8 специалистов администраций г. Екатеринбурга и учреждений, реализующих молодежные программы.
В диссертации также использовались данные других социологических исследований, посвященные изучению молодежи (Ю.Р. Вишневского, Л.Я. Рубиной, В.Т. Шапко).
Научная новизна работы (положения, выносимые на за-щиту):
♦ главная особенность социокультурного пространства ценностных предпочтений особой группы молодёжи (студенты ССУ- Зов), его основные структурные элементы определяются тем, что динамика мироощущения заменила стремление к стабильности, фиксированности положения, при этом ценности отождествляются с новыми идеями, выступающими в качестве индивидуальных или социальных ориентиров;
♦ в предпочтениях и установках студентов ССУЗов ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения как конкретным жизненным стилем, где доминирует отказ от понимания и принятия традиционной культуры на фоне осознания несоответствия культурных стереотипов и норм поведения старшего поколения вызовам современной жизни, а коренная ломка стереотипов повлекла за собой тенденцию переоценки востребованности молодежи обществом;
♦ общая тенденция и основное противоречие в представлениях студенческой молодежи (студенты высших и средних специальных учебных заведений) в социокультурном пространстве со-временной России определяются своеобразным конфликтом идолов «потребительства» и «трудолюбия», предпочтений в вы-боре жизненных целей и средств их достижения, неожиданных сочетаний господства и сотрудничества, насилия и толерантности как новых параметров социальной компетенции будущих поколений взрослого населения России;
♦ ключевые условия и возможности применения технологий социального управления процессом гуманизации ценностных пред-почтений в молодежной среде связаны с переоценкой статуса потребительской культуры в целом, вызванной ростом структур информационного общества, где студенческая молодежь наилучшим образом демонстрирует «болезни роста» нового социо-культурного пространства.
Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
■ для дальнейшей разработки теоретических и практических основ изучения социокультурного пространства ценностных предпочтений и решения методологических проблем их конкретно-социологического исследования;
■ для систематизации понятийного аппарата социологического анализа ценностных предпочтений;
■ для получения эмпирической информации о социокультурном пространстве ценностных предпочтений молодежи и прогнозирования на этой основе их трансформации;
■ при разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология молодежи»;
■ в ходе разработки органами исполнительной власти (комитеты по делам молодежи) целевых программ, реализуемых в рамках молодежной политики;
■ специалистами отделов по внеучебной (воспитательной) работе ССУЗов для формирования программ по работе со студентами.
Сформулированные в работе рекомендации по совершенствованию приоритетов молодежной политики могут быть применены в любом муниципальном образовании, районе или отдельно взятом учебном заведении.
В процессе исследования применена методика проведения социологического исследования, позволяющего выявить отношение к состоянию основных компонентов пространства, направленного на формирование ценностных предпочтений. Подобное исследование может быть положено в основу процесса диагностики формирования ценностных предпочтений в любой молодежной среде.
Результаты как теоретических, так и эмпирических исследований, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления проблемы формирования социокультурного пространства ценностных пред-почтений студентов ССУЗов.
Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях: «Образование - будущее Рос-сии» (Областные педагогические чтения, Екатеринбург, 1995 г.), «Образование человека: к будущему от прошлого» (Областные педагогические чтения, Екатеринбург, 1998 г.), «Екатеринбургская школа на рубеже ХХ-ХХ1 веков: проблемы, приоритеты и перспективы» (Областные педагогические чтения, Екатеринбург, 1999 г.), «Воспитание духовности: ценности и традиции» (РГППУ, II Все-российская конференция, Екатеринбург, 1999 г.) «Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал» (Международная научно-практическая конференция Гуманитарного университета, 2004 г.), «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (VII международная конференция УрГУ, Екатеринбург, 2004 г.), «Трансформация Российского общества и актуальные проблемы социологии» (Все-российская научно-практической конференция УГТУ-УПИ, 2005 г.)
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры социологии и социальных техно-логий управления Уральского государственного технического университета - УПИ.
Структура диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, библиографии, приложения. Содержание работы изложено на страницах, библиография содержит наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России//Екатеринбург, УрАГС, 2005 (в печати).- 0,2 п.л.
2. Специфика ценностных предпочтений студентов ССУЗов современной России//Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005 год (в печати).- 0,2 п.л.
3. Жизненные приоритеты студентов средних специальных учебных заведений Екатеринбурга // Трансформация Российского общества и актуальные проблемы социологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, №3 (55). Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2005 год,- С. 100-102
4. Проблемы формирования ценностных предпочтений молодежи в политической культуре современной России/ТПолитическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования, Екатеринбург, 2004 год.- С. 80-83.
5. Массовая культура и процесс формирования ценностных предпочтений в современной молодежной среде//Информационная эпоха: мир - Россия - Урал. Материалы VII международной научно-практической конференции Гуманитарного университета (12-13 мая 2004 года), Екатеринбург, 2004 год.- С. 288-292.
6. Курс «Мировой художественной культуры» в образовании XXI века//Екатеринбургская школа на рубеже ХХ-ХХ1 веков: проблемы, приоритеты и перспективы. Екатеринбург, Издательство Дома учителя, 1999.- С. 62-63.
7. Особенности системы воспитания современной школы// Воспитание детей. Проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга. - Екатеринбург, издательство Дома учителя, 2000.- С. 146.
8. Система приобщения детей к художественной культуре//Планета детства. Методический сборник. Вып. 5-6/ Екатеринбург, 1999.- С. 45-47.
9. Воспитание духовности на уроках мировой художественной культуры//Воспитание духовности: ценности и традиции. - Екатеринбург, 1999.- С. 368-370.
10. Эстетическое воспитание детей и юношества в рамках факультатива «Музыкально-художественная практика»//Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога, Екатеринбург, 1998.- С. 21-22.
11. Становление национального самосознания через приобщение к истории мировой художественной культуры/Юбразование человека: к будущему от прошлого. Материалы областных педагогических чтений. - Екатеринбург, 1998.- С. 202-203.
12. Методика изучения детского творчества/Юбразование - будущее России - Екатеринбург, 1995.- С. 65-67.
Подписано


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ