Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТЕРЕОТИПЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Работа №102670

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы22
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Современный мир характеризуется очень высокой изменчивостью. Те нормы и правила, которыми люди руководствовались еще в середине XX века, сравнительно быстро заменяются на новые, более соответствующие достижениям научно - технического и социального прогресса. Большинство международных конфликтов, хотя и не вес. стали решаться за столом переговоров, а не путем военных столкновений. В основных сферах жизнедеятельности женщины достигли равенства с мужчинами, старшее поколение во многих сферах обыденной жизни ориентируется на ценности молодежи, а не пытается, как прежде, навязать свои
Люди уже привыкли получать разнообразную информацию с помощью телевидения, радио, наблюдать события, происходящие в другой части мира, становясь их невольных™ соучастниками. Быстро меняется не только техническое оснащение многих производств, но также становится оснащенным достижениями современной техники наш повседневный быт. Для многих стал обычным явлением сотовый телефон, Интернет, которые появились несколько лет назад. В этом быстро меняющемся мире кажется уже ничего не остается неизменным, на всем лежит печать преходящего.
Если взглянуть глубже, то заметим, что человеческая природа осталась во многом такой же, как и прежде. Люди также стремятся к личному счастью, достижению материального благополучия, созданию хорошей семьи, полноценному отдыху и т.п. Существуют законы, обеспечивающие определенную устойчивость человеческой жизни даже в век различных социальных, научных, информационных революций.
Стереотипы как социальное явление до сих пор преимущественно изучаются психологией, социальной психологией к пока в незначительной степени социологией. Поэтому сразу возникает методологическая проблема исследования данного образования именно с позиций представляемой нами науки, что, на наш взгляд, открывает принципиально новые возможности в познании сущности и со-держания социальных взаимодействий различных социальных сущностей и индивидов в них. Сам способ выделения соответствующих социальных стереотипов, познание механизмов их возникновения и разрушения открывает перспективы более глубокого проникновения в сущность и тенденции происходящих в современном мире процессов Появляется возможность выяснить степень устойчивости и изменчивости в социальных взаимодействиях тем самым понять характер и содержание конкретных изменений в них и разработать научно обоснованный прогноз на будущее.
Одним из самых, на первый взгляд, устойчивых видов социальных взаимодействий является досуговая деятельность человека. Люди веками вырабатывали способы восстановления своих физических и умственных усилий, создав целую систему' разнообразного активного и пассивного отдыха В середине XX века с появлением н широким распространением телевидения. радиоприемников, качественной звукозаписывающем, а позднее видеотехники произошли значительные изменения в содержании и формах досуговой деятельности различных слоев населения. К тому же в связи с сокращением рабочего времени существенно увеличилось само время, которое человек может уделить отдыху и развлечениям. В 60 -е годы появилось понятие «цивилизация досуга», отражающее качественные преобразования в месте и роли данной деятельности в жизни человека, по крайней мере в развитых странах. .
Однако сохранились те устойчивые способы проведения досуга, которые определяются самой природой человека, ролью системы воспроизводства его физических и интеллектуальных сил. Поэтому важной социологической проблемой является изучение, в частности, стереотипов использования свободного времени в условиях погашение принципиально новых технических и организационных ферм удовлетворения потребности в нем для достижения важных для человека жизненных целен. Па значимость социологического изучения этой проблемы обращал внимание еще в начале 80 - х годов известный исследователь свободного времени Г.П. Орлов, отмечая, что «поиск разумной меры , воплощающей культуру досуга, связано с выделением относительно устойчивых способов использования свободного времени...»
Важность данной проблеме не уменьшилось. поскольку требуется выяснить то, в какой мере научно - технический и социальный прогресс, а также переход нашей страны к рыночной экономике влияют на содержание и формы проведения досуга разными социальными общностями.
Что сохраняется в качестве устойчивой схемы, а что неизбежно заменяется новым, более соответствующим духу времени? Каким образом само новое через сравнительно короткое- время становится стереотипом, автоматически воспроизводимом большой массой людей? В частности, речь идет о появлении особой моды на те или иные способы проведения свободного времени. В связи с этим, в частности, на наш взгляд, требуется уточнить содержание самого понятия «досуг» Он уже перестал быть просто временем предназначенным для восстановления физических и умственных енл, которые человек затратил во время работы. Досуг превратился в пространство для особой созидательной деятельности, в которой реализуется и меняется индивидуальность личности. Досуг стал специфической формой свободного бытия индивидуальности человека, без которой его жизнь становится неполноценной и ограниченной. Меняется само влияние качества и содержания досуговой деятельности на производственную и бытовую сферу жизнь индивидов.
Также требует своего специального изучения трансформация досуга, которая произошла в постсоветских странах после крушения социализма. Этот общественный строи формировал классовое представление о том, как люди должны проводить свое свободное время, восстанавливать силы, которые были отданы на «благо всего человечества» в трудовой преобразовательной деятельности Полому внедрялось представление об особом «культурном досуге» и осуждались всякие отклонения от норм и принципов его использования
В период перехода к рыночной экономике возникает специфическая форма сочетания прежних способов проведения свободного времени и тех, которые вызваны реалиями сегодняшнего дня. Эго прежде всего существенное ограничение материальных возможностей для внедомашних форм досуга. Отмечается возрастание пассивного времяпровождения за телевизором. просмотром видеофильмов, прослушиванием аудиозаписей Значительно изменилось содержание той информации, которую человек воспринимает во время отдыха. Сейчас оно наполнено в значительно-большей мере представлениями, формируемыми массовой культурой Запада. Отечественная культура, национальные традиции в определенной степени отходят на задний план. В связи с этим важно выявить те стереотипы. которые, возникнув еще в советском обществе, продолжают влиять на досуговую деятельность определенных слоев населения, в частное молодежи.
Представляет особый научный и практический интерес выяснение и особых стереотипов свободного времени, порожденных последним десятилетием в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике. Эти даст возможность выявить перспективы развития досуга в следующем столетии для России.
Наиболее подвижной и активно включенной в досуговую деятельность является учащаяся молодежь. Она прежде всего характеризуется тем, что занимается особой <<пронжодственной» деятельностью связанной с образованием. Она требует значительных умственных усилий, восстановление которых должно, на первый взгляд, осуществляться специфическими способами. В чем же их особенность в отличии от того, что присуще старшему поколению, людям занятым обычным производительным трудом? Простое обыденное наблюдение показывает, что. во - первых, большинство школьников и студентов не очень устают от умственной работы на уроках и лекциях. Во-вторых, сам досуг ими обычно не рассматривается как деятельность по восстановлению интеллектуальных сил. Он для них имеет иное значение, требующее своего специального исследования
Молодежь создала в последние десятилетия свои специфические формы проведения досуга, например: дискотеки, посещения молодежных концертов, ночных клубов н т.п. Речь идет об особой «субкультуре досуга». Композиторами пишется специальная музыка для отдыха молодежи и се развлечения, режиссерами создаются молодежные видеоклипы Модельерами разрабатывается специальная одежда для молодежного отдыха. Существует целая индустрия молодежного досуга, которая, естественно, формирует свои стереотипы производства, распространения и реализации соответствующих ценностей. Они важны не только для данной социально - домографической группы. С ускорением темпов изменения социальной жизни, когда новое поколение уже не может жить, воспроизводя нормы и правила старших, последние начинают активно осваивать тс представления, которые широко распространены среди молодежи. Наиболее ярко это проявляется в досуговой деятельности, например в прослушивании музыкальных записей, просмотре видеоклипов, в танцах и т.д.
Поэтому становится актуальной проблемой выявления тех стереотипов использования свободного времени, которые, появившись когда - то в молодежной среде, утке усвоены и другими поколениями, что создает особую форму объединения разных но жизненному опыту, знаниям, формам трудовом деятельности, социальному положению индивидов.
Так же важно отметить еще один существенный фактор, влияющий на сохранение н изменение стереотипов досуговой деятельности. Она всегда осуществляется в особых поселенческих структурах Это может быть крупный промышленный центр, пре-доставляющий .значительный спектр возможностей проведения свободного времени, а может быть и небольшой поселок городского типа с качественно иным набором услуг в этой сфере. При социализме в нашей стране были созданы специфические поселения, которые невозможно приравнять к известным, традиционным формам организации совместного проживания значительной массы людей Речь идет о т.н. «закрытых городах». Они появились в конце 40 -х годов в условиях перехода к «холодной войне», противостоянию двух мировых держав, спадающих и имеющих атомное оружие. Его разработка и производство осуществлялись в условиях строгой секретности в специальных сравнительно крупных поселках с численностью населения в 30 - 40 тысяч человек. В них были сконцентрированы высококвалифицированные научные и инженерные кадры, занимающиеся творческим трудом, имеющие высшее образование, а также интеллектуально развитые рабочие. Они сформировали свою культуру досуга.
В этих городах сложилась и своя специфическая система стереотипов досуговой деятельности, которая фактически никем не изучалась Естественно, что в условиях трансформации российского общества в подобных городах также происходят существенные изменения в различных сферах жизнедеятельности людей. Важно с социологических позиций рассмотреть. каким же образом осуществляется наследование молодежью традиций досуговой деятельности старших поколений в этих городах, где прежде действовали дворцы культуры, существовали свои театры, крупные библиотеки и население отличалось высоким уровнем активности в сфере свободного времени Такое исследование позволит выяснить общее и особенное в разрушении старых и становлении новых стереотипов досугового поведения различных поселенческих групп
Таким образом, социологическое изучение стереотипов досуговой деятельности позволяет выявить важные тенденции их воспроизводства и изменения в современных условиях не только у учащейся молодежи в целом, но и других социальных общностей в раз-личных типах поселения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Баеилая А.А. Программа переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего образования // Автоматизация и прогрессивные технологии. Тезисы конференции. 4.2. Новоуральск, 1998, с. 31-35
2. Баснлая А.А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений .Ек., 1999 -15с.
3. Баснлая А.А Специфика организации воспитательной работы в Уральском политехническом колледже . Ек., 1999 - 12с.
Подписано в печать 0 7.02 2000?, формат 60 84 1/16
Бумага типографская Печать офсетная
Усл.псч.л. 1.0 Тираж 1 СЮ
Заказ № ^5
Екатеринбург К-83, пр. Ленина 51. Тшюлабораторяя УрГУ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ