Вторая волна советских региональных журналов, поднятая в конце 1950-х годов хрущёвской оттепелью, сыграла и продолжает играть чрезвычайно важную роль и в российской литературе, и в утверждении самосознания российской провинции. Без учёта этого фактора история русской литературы XX века представляется заведомо неполной. Этим обстоятельством и определяется актуальность предпринятого нами исследования для литературоведческой науки. Кроме того, изучение региональных журналов стало особенно важным в последние годы, когда в целом ряде городов и областей появились новые литературные издания, которым, очевидно, было бы полезно ознакомиться с опытом предшественников. К сожалению, сейчас большинство этих журналов, в том числе и "Урал", находится на грани закрытия. Хотелось бы надеяться, что наша работа поможет обществу (и в первую очередь, чиновникам областного уровня) осознать большую значимость региональных журналов для российской культуры и хоть в малой степени посодействует их выживанию в условиях затяжного экономического кризиса.
Новизна работы обусловлена тем, что современные региональные журналы ещё не привлекали внимание исследователей. Некоторым исключением можно считать лишь "Сибирские огни". В конце 1980-х годов в Новосибирске было издано несколько научных сборников, посвящённых сибирской критике . Но статей, относящихся к рассматриваемому нами периоду, там не очень много. Наиболее интересна статья Э.А.Бальбурова "Литературная критика в журнале "Сибирские огни": 1954-1964 гг." Некоторые его выводы, сделанные на материале "Сибирских огней", полностью совпадают с результатами нашего ис-следования. В частности, очень важным представляется утверждение Бальбурова об особой роли писательской критики в региональном журнале периода оттепели. Собственно, этой статьёй и исчерпывается список научных исследований региональных журналов интересующего нас периода. Всю остальную литературу по данному вопросу составляют критические статьи, содержащие порой весьма ценные наблюдения, но, как правило, лишённые исторической перспективы и зачастую, в силу своей специфики, слишком субъективные.
Главной задачей нашей работы было изучить процесс эволюции эстетической позиции "Урала", выступившего в качестве материала и объекта исследования, со дня основания журнала вплоть до настоящего момента. Разумеется, нам пришлось, по мере необходимости и возможности, обращаться и к другим российским региональным журналам, таким как "Север”, "Подъём", "Дон", "Волга", "Сибирские огни", "Дальний Восток”, "Байкал". Мы постарались показать влияние "Урала" на общественную и культурную жизнь в своём регионе, а также роль этого журнала в русской литературе XX века в целом.
Методология работы носит комплексный характер. Основу её составило понимание журнала как саморазвивающейся системы, где в процессе эволюции приобретают доминирующее значение то одни, то другие элементы структуры, что и обусловило применение системных методов анализа. Вместе с тем для работы, новаторской по своему материалу, конечно, характерно широкое использование методов научного описания. Сочетание историко-типологического подхода с культурологическим комментарием обеспечивает понимание места региональных журналов в системе культуры.
Апробация отдельных аспектов и результатов диссертационного исследования проводилась на международной научной конференции “Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность” (Челябинск, 1998) и "Дергачёвских чтениях - 98" (Екатеринбург, 1998). Содержание диссертации частично отражено в тезисах этих конференций и одной научной статье.
Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в общем курсе русской литературы и русской журналистики XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по уральской литературе.
В заключении подводятся итоги, прослеживаются основные этапы эволюции эстетической позиции "Урала", что позволяет прийти к следующему выводу. Журнал сыграл очень большую роль в наблюдаемом сегодня взлёте уральской культуры. К концу восьмидесятых годов "Урал" подошёл вплотную к тому, чтобы стать вровень с центральными журналами. На его страницах не только активно осваиваются, но и генерируются новые эстетические и общественно-политические идеи. Но, к сожалению, наметившийся было расцвет уральской литературы может прерваться в самом начале, но не по творческим, а по экономическим причинам: с 1992 года начинается медленное умирание "Урала". Он, как и другие региональные журналы, стал безнадёжно убыточным предприятием, живущим на нерегулярные дотации из областного и городского бюджетов. Сегодня журнал находится на грани закрытия. Уральские авторы, уже сумевшие сделать себе имя, конечно, не пропадут. Скажем, в 1998 году, когда вышел всего один номер "Урала", "Новый мир" охотно печатал Ольгу Славникову, чей роман "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки" годом раньше попал в шорт-лист Букеровской премии. Но для дебютантов публикация в "Урале" по-прежнему остаётся единственным средством быстро войти в большую литературу, ведь провинциальные издательства не имеют возможности печатать и рекламировать книгу неизвестного автора, а новые журналы (типа челябинской "Уральской нови") сами ещё не приобрели достаточного авторитета в литературном мире. Закрытие "Урала" нанесёт непоправимый ущерб уральской литературе. Да и для русской литературы в целом такая потеря не пройдёт бесследно. Остаётся надеяться, что власти Екатеринбурга и Свердловской области, наконец, поймут, что литературный журнал необходимо поддерживать точно так же, как кинофестивали, художественные выставки, театры, музеи, как всю культуру.
Завершает работу список литературы, содержащий 593 наименования, часть разделов которого заслуживает особого упоминания в силу весьма малой изученности региональных журналов.
Наиболее ценным является первый раздел списка (248 наименований), где с максимально возможной полнотой в хронологическом порядке учтены публикации о журнале "Урал" в целом или об одном из его отделов. Статьи об отдельных произведениях, опубликованных в журнале, учитывались лишь в исключительных случаях. Подавляющее большинство статей этого раздела было опубликовано на страницах свердловских газет "Уральский рабочий", "Вечерний Свердловск" и "На смену!" и потому не отражено в летописи газетных статей. При составлении этого раздела нами были использованы каталоги областных научных библиотек - Челябинской и Свердловской, а также архивы редакции "Урала". В большинство библиографических записей раздела нами включена краткая аннотация, поскольку газетные и журнальные заголовки в силу своей специфики далеко не всегда позволяют судить о теме публикации.
Определённую ценность представляет и третий раздел списка (211 наименований), который посвящён другим российским региональным журналам: "Север”, "Дон", "Подъём", "Волга", "Сибирские огни", "Байкал", "Дальний Восток". Не учитывались, как правило, публикации об "Уральском следопыте" (в силу специфики его аудитории), о художественных альманахах, о новых региональных журналах, основанных в постсоветский период, а также о русскоязычных журналах бывших республик СССР типа "Простора", "Даугавы" или "Памира". Для составления этого раздела использованы данные летописей газетных и журнальных статей за 1958-1997 годы. Местная периодика в этом случае вынужденно оказалась вне поля зрения.
1.Эстетическая позиция журнала "Урал" (1958-1967) // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность: Тезисы докладов научной конференции, посвящённой 70-летию доктора филологических наук, ' профессора А.И.Лазарева. - Челябинск, 1998. - С.124-126. - 0,1 п.л.
2. Художественная позиция журнала "Урал" (1968-1980) // Дергачёвские чтения - 98: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы междунар. науч, конференции. - Екатеринбург, 1998. - С.288-290. - 0,1 п.л.