ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА 16
1.1. Подходы к обучению иностранному языку
в современном образовательном пространстве 16
1.2. Лингвистическая компетенция как компонент
языкового образования: структура, содержание 28
1.3. Методы и принципы языкового образования как фактор
формирования лингвистической компетенции
студентов неязыкового вуза 39
1.4. Театрализация как педагогическая технология формирования
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза 52
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 66
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ПРОВЕРКА
АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 69
2.1. Методика формирования лингвистической компетенции студентов
неязыкового вуза средствами театрализации 69
2.2. Анализ исходного уровня сформированности
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза 91
2.3. Опытно-поисковая работа по формированию
лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза
средствами театрализации 112
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
БИБЛИОГРАФИЯ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях интеграции российского высшего образования в единое европейское образовательное пространство и активной модернизации российского образования перед образовательными
организациями стоит задача подготовки высокопрофессиональных специалистов,
обладающих качественно новым уровнем знаний, навыков и умений. Данные изменения коснулись и языкового образования в высшей школе. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе связано с необходимостью обеспечения современного общества специалистами в разных областях, которые изучают иностранный язык для применения в практической деятельности и способны общаться на иностранном языке с зарубежными партнерами.
В федеральных государственных стандартах высшего образования и других
нормативных документах («Государственная программа развития образования
2013−2020», закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования
до 2025 года») указывается, что в области иностранного языка должны быть созданы условия для эффективного формирования компетенций, востребованных в
социальной среде и экономике и для коммуникативной направленности содержания и процесса обучения иностранным языкам. Подходы, обеспечивающие данные условия, рассматриваются как комплексная, многосторонняя система, которая опирается на дидактические, лингвистические, психологические или культуроведческие основы обучения. Содержание современного процесса обучения иностранным языкам не должно сводиться к основам языка, оно также должно включать компоненты из различных областей культуры. Такой позиции придерживаются отечественные психологи и педагоги Н. В. Алексеев, Е. В. Бондаревская,
В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др. При
этом возрастает роль ключевых компетенций, составной частью которых является
коммуникативная компетенция – одна из целей образования при изучении иностранных языков, позволяющая специалистам осуществлять межличностное и
межкультурное общение (Л. Бахман, И. Л. Бим, Е. А. Быстрова, М. Е. Вятютнев,5
Н. И. Гез, М. Канейл, Е. И. Литневская, В. В. Сафонова, М. Свейн, М. Б. Успенский, Д. Хаймс и др.). Теоретическому осмыслению состава коммуникативной
компетенции, выделению в нем лингвистической компетенции были посвящены
исследования Т. Н. Астафуровой, М. Байрам, Л. В. Бахман, А. Л. Бердичевского,
И. Л. Бим, Е. А. Быстровой, Е. Я. Григорьевой, И. А. Зимней, Р. П. Мильруд,
К. Миньяр-Белоручева, В. В. Сафоновой, Е. В. Тихомировой, В. Эка. В монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение,
обучение, оценка» отмечено, что лингвистическая компетенция является теоретической основой коммуникативной компетенции, и в структуре лингвистической
компетенции выделяют индивидуальные характеристики человека, его черты характера, взгляды, интровертность / экстравертность, а также способность учиться,
что создает предпосылки к овладению языком и возможностью определять результат обучения и влиять на него.
Несмотря на накопленный опыт в теории и практике лингвистического образования, не все педагогические условия формирования лингвистической компетенции изучены или используемы. В процессе обучения иноязычной речевой деятельности вводятся новые приемы и технологии, касающиеся общеобразовательных школ или вузов гуманитарного профиля. Анализ литературы (М. Р. Ибляминова, И. Г. Герасимова, Л. О. Зимина, Г. В. Рогова, С. Г. Тер-Минасова,
О. В. Шунтова и др.), программных документов, учебных пособий, а также
наблюдение за учебным процессом на базе Строительного института Уральского
федерального университета позволяют сделать вывод о недостаточной разработанности соответствующего компонента содержания обучения и об отсутствии
обоснованной целостной методики формирования исследуемой компетенции в
вузах неязыкового профиля.
Полагаем, что с реализацией коммуникативного подхода может быть связана театрализация, представленная как интегрированная педагогическая технология обучения, динамичная и вариативная организация учебно-воспитательного
процесса, направленная на обучение, развитие способностей студента при изучении любого предмета, а иностранного языка в особенности (Д. М. Генкин,6
Н. Н. Евреинов, О. Н. Соколова-Набойченко, И. В. Цветкова и др.). В данном исследовании под педагогической технологией понимается система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, а также реальный способ обучения. Ценность театрализации для студента заключается в возможности творить,
упражняться в решении задач, требующих творческого воображения, а для образования – в возможности повышения мотивации обучающихся к образовательной деятельности, в достижении результативности усвоения учебной информации, в совершенствовании коммуникативных умений, в развитии личности, способной к культурному самоопределению, самоидентификации. Однако несмотря на богатый методический материал, связанный с использованием театрализации в языковом образовании, практика использования театрализации в процессе подготовки студентов неязыкового вуза до настоящего времени не получила системного характера.
Анализ педагогических публикаций показывает, что театрализация активно
используется учителями школ, воспитателями детских дошкольных учреждений и
преподавателями вузов, готовящими будущих учителей, в том числе преподавателей иностранного языка. В контексте неязыкового вуза театрализация практически не включена в процесс обучения иностранному языку: театр несправедливо
считается клубной деятельностью, мероприятием для свободного времяпровождения студента или развлечения. При этом использование театрализации в качестве технологии обучения иностранному языку не предполагает отказ от традиционных моделей обучения. При соответствующей разработке методов и форм обучения при театрализации обеспечивается активность студентов в освоении дисциплины, в том числе в рамках самостоятельной работы, наблюдается творческое
применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.
В результате теоретической разработки проблемы формирования лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза в процессе языкового образования и опытно-поисковой работы была достигнута поставленная цель, решены
задачи и подтверждены положения выдвинутой гипотезы, что позволяет сделать
следующие выводы, подводящие итог проделанной работы.
1. Современному высокопрофессиональному специалисту необходимо владеть
иностранным языком и применять полученные знания иностранного языка в общении с зарубежными партнерами и в своей практической деятельности. Лингвистическая компетенция студентов неязыкового вуза определяется как целостность мотивации, умений опознавать указанные единицы языка и речи, находить основания
для объединения или разграничения языковых явлений и речевых фактов, анализировать языковые явления, объединять части в единое целое, структурировать единицы речи по моделям, образцам и готовность реализовывать их в разных коммуникативных ситуациях, и включающая такие структурные компоненты, как мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный. Критерии оценки лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза определены ее структурой и
содержанием каждого компонента компетенции.
2. Для эффективного формирования лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза используется театрализация, которая представляет собой
технологию обучения на основе комплексного использования определенных
средств театра: сценария, системы упражнений, включающих коммуникативные
задания, учебного лингвистического театра – и совокупности приемов введения,
закрепления и активизации иноязычного материала, обеспечивающую развитие
продуктивной деятельности учащегося и его личностное развитие как субъекта
образовательного процесса. При этом учебный лингвистический театр включен в
аудиторный учебный процесс наряду с традиционными формами аудиторного
обучения, а сценарий используется для выбора, введения, закрепления и активизации лингвистического материала, представленного несколькими видами упражне122
ний, включающих коммуникативные задания.
3. Театрализация как технология обучения иностранному языку может быть
результативной при соблюдении следующих условий: 1) включение театрализации и
ее средств в аудиторный процесс обучения иностранному языку в неязыковых вузах
параллельно с традиционными формами аудиторного обучения с целью создания
познавательных мотивов и интереса в изучении иностранного языка у студентов неязыкового вуза, а также ситуации новизны в образовательном процессе;
2) использование сценария спектакля на иностранном языке, выбранного на основе
принципа коммуникативности и соотнесенного с интересами студентов для отбора и
последующего введения и закрепления языкового и речевого материала через разработанную систему упражнений, синхронизирующую учебную работу с программой
обучения иностранному языку в неязыковом вузе; 3) просмотр спектакля на иностранном языке в учебном лингвистическом театре для активизации изученного
иноязычного материала, мотивации студентов к изучению иностранного языка и реализации процесса обучения иностранному языку как творческого процесса;
4) определенную последовательность в работе с материалом для обучения иностранному языку и в процессе формирования лингвистической компетенции студентов неязыкового вуза средствами театрализации при условии взаимосвязи всех видов речевой деятельности.
1. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организа-ция и диагностика [Текст] / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск : Том. гос. ун-т, 2007. - 368 с.
2. Аверин, В. А. Психологическая структура личности [Текст] / В. А. Аве¬рин // Психология личности : учеб. пособие. - Санкт-Петербург : Изд-во Михай¬лова В. А., 1999. - 89 с.
3. Акопова, М. А. Иноязычная информационная компетенция: ключевая компетенция выпускника вуза [Текст] / М. А. Акопова // Реализация компетент- ностного подхода в системе высшего профессионального образования : сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (СПб - Хабаровск, 27-28 апр. 2012 г.) / под ред. М. А. Акоповой, Н. И. Алмазовой. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - С. 7-10.
4. Акопова, М. А. Интернет как инструмент самостоятельной деятельно-сти студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] / М. А. Акопова // Вопросы методики преподавания в ВУЗе : сб. ст. / под ред. М. А. Акоповой. - Санкт-Петербург : Нестор, 2006. - Вып. 9. - С. 4-9.
5. Акопова, М. А. Компьютерные технологии в иноязычном высшем обра¬зовании [Текст] / М. А. Акопова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2008. - Вып. 5. - С. 137-141.
6. Александрова, Н. Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Александрова Н. Ю. - Чебоксары, 2010. - 197 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
8. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило¬софско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-26.
9. Аракин, В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Аракин. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1989. - 254 с.
10. Астафурова, Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессио¬нально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидак¬тический аспекты) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Астафурова Т. Н. - Москва, 1997. - 41 с.
11. Афанасьева, О. С. Структурные элементы компетенций в исследованиях российских ученых [Электронный ресурс] / О. С. Афанасьева. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/1329.
12. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Текст] : метод. пособие / В. И. Байденко. - Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
13. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государ¬ственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ме¬тодологические и методические вопросы) [Текст] : метод. пособие / В. И. Байденко. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
14. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. И. Байденко // Высшее образо¬вание в России. - 2004. - № 11. - С. 4-12.
15. Бахтин, Н. Н. О детском театре [Текст] / Н. Н. Бахтин // Русская шко¬ла. - 1913. - № 9. - С. 58-63.
16. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст] / Б. В. Беляев. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1965. - 229 с.
17. Бердичевский, А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе [Текст] / А. Л. Бердичевский. - Москва : Высшая школа, 1989. - 103 с.
18. Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. - Москва : Мысль, 1991. - 318 с.
19. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и ис¬кусства [Текст] : в 2 т. / Н. А. Бердяев. - Москва : Искусство, 1994. - Т.1. - 356 с.
20. Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа [Текст] / И. Л. Бим. - Москва : Новая школа, 1995. - 59 с.
21. Бим, И. Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 2. - С. 22-26.
22. Бим, И. Л. Цели обучения в рамках базового курса [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1/2. - С. 48-49.
23. Блинов, В. И. Аксиологические основания духовного воспитания в оте¬чественной педагогике конца XIX - первой трети XX в. [Текст] : монография / В. И. Блинов. - Москва : Прометей, 2005. - 145 с.
23. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Электронный ресурс] : в 2 т. / П. П. Блонский ; под ред. А. В. Петровского. - Москва : Педагогика, 1979. - Т. 1. - («Педагогическая библиотека»). - Режим досту¬па: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BLONSKIY_Pavel_Petrovich/_Blonskiy_P.P..html.
24. Болонский процесс: середина пути [Текст] / под науч. ред. В. И. Байден- ко. - Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Рос. Новый ун-т, 2005. - 379 с.
25. Бондарев, М. Г. Формирование лингвистической компетенции в процес¬се обучения профессионально ориентированному чтению с помощью компьютер¬ной программы [Электронный ресурс] / М. Г. Бондарев. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskoy-kompetentsii-v-protsesse- obucheniya-professionalno-orientirovannomu-chteniyu-s-pomoschyu-kompyuternoy.
26. Букатов, В. М. Театральная «теория действий» - школьной дидактике [Текст] / В. М. Букатов // Современные подходы к теории эстетического воспита-ния : материалы и тез. Буровских чтений / В. М. Букатов. - М., 1999. - С. 148-150.
27. Быстрова, Е. А. Филологическое образование в школе. Состояние пер-спективного развития [Текст] / Е. А. Быстрова // Русская словесность. - 1997. - № 6. - С. 41-47.
28. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетен-цию мы формируем на уроках [Текст] / Е. А. Быстрова // Обучение русскому язы¬ку в школе : учеб. пособие / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос. - Москва : Дрофа, 2004. - С. 20-39.
29. Василевич, А. П. Проблема измерения языковой компетенции [Текст] /
А. П. Василевич // Лингвистические основы преподавания языка. - Москва : Про¬свещение, 1983. - 186 с.
30. Вартанова, В. В. Формирование профессиональной компетентности студентов - будущих учителей в контексте театральной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Вартанова В. В. - Ижевск, 2007. - 196 с.
31. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
32. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - Москва : Высшая школа, 1991. - 206 с.
33. Верещагин, Е. М. Язык и культура [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Ко¬стомаров. - Москва : Индрик, 2005. - 1038 с.
34. Вершловский, С. Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей [Текст] / С. Г. Вершиловский // Педагогика. - 1992. - № 3. - С. 24.
35. Виленский, В. А. Технологии профессионально-ориентированного обу¬чения в высшей школе [Текст] : учеб. пособие / В. А. Виленский, П. И. Образцов,
A. И. Уман ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Педагогическое общество Рос¬сии, 2004. - 192 с.
36. Винекен, Г. Круг идей свободной школьной общины [Текст] : пер. с нем. / Г. Винекен. - Москва : Работник просвещения, 1922. - 52 с.
37. Владимирова, В. Г. Новая парадигма по французскому языку для школ с углубленным изучением французского языка [Текст] / В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 91-94.
38. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский ; ред.
B. В. Иванова ; коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова ; вступ. ст. А. Н. Леон¬тьева. - 3-е изд. - Москва : Искусство, 1986. - 573 с.
39. Вятютнев, М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и мето-дике преподавания иностранных языков [Текст] / М. Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. - 1975. - № 6. - С. 55-64.
40. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследования по проблеме
«Формирование умственных действий и понятий» [Электронный ресурс] / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин ; ред. А. И. Подольский. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Ин-т практ. психологии, 1998. - С. 425-429. - Режим доступа:
http: //www.psychlib. ru/inc/absid.php?absid= 107904.
41. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном форми-ровании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин ; ред. А. И. Подоль-ский. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Ин-т практ. психологии, 1998. - С. 272-317.
42. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 15-25.
43. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидак- тика и методика [Текст] : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 336 с.
44. Гальскова, Н. Д. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы [Текст] / Н. Д. Гальскова, Э. И. Соловцо¬ва // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3. - С. 31-35.
45. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - Москва : Аркти, 2004. - 192 с.
46. Гез, Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых навыков и умений [Текст] / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1969. - № 6. - С. 29-40.
47. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект за¬рубежных методических исследований [Текст] / Н. Гез // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 2. - С. 17-24.
48. Генкин, Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы [Текст] / Д. М. Генкин // Театрализация как творческий
метод культурно-просветительской работы : сб. науч. тр. - Ленинград : ЛГИК, 1983. - С. 6-20.
49. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
50. Глухов, Б. А. Термины методики преподавания русского языка как ино¬странного [Текст] / Б. А. Глухов, А. Н. Щукин. - М. : Русский язык, 1993. - 370 с.
51. Гончарова, Н. А. Принципы развития иноязычной лингвистической компетенции студентов-филологов (на материале национальных вариантов ан-глийского языка) [Текст] / Н. А. Гочарова, Г. В. Кретинина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2009. - № 2. - С. 32-39.
52. Гордиевских, В. М. Формирование компетентности в использовании тех¬нических средств обучения у студентов гуманитарных специальностей педвуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гордиевских В. М. - Сургут, 2007. - 22 с.
53. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образо¬
вания» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение 15 марта 2013 г., № 792-р. - Москва, 2014. - Режим доступа:
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
54. Григорьева, Е. Я. О формировании социально-политической компетен¬
ции у студентов инженерной специальности [Электронный ресурс] / Е. Я. Григо-рьева. - Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/
contents/1/32(70)2/grigorieva_32_70_2_43_46.pdf.
55. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов ; Рос. Акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоциация «Развивающее обу¬чение». - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с.
56. Даминова, С. О. Принципы отбора иноязычных аудиовизуальных мате¬риалов для развития умений в разных видах речевой деятельности [Текст] / С. О. Даминова // Филологические науки. Вопросы и практики. - 2015. - Вып. 45. - № 3, ч. 1. - С. 43-50.
57. Даржания, А. Д. Критерии и уровни сформированности организацион¬но-управленческих умений у студентов профессионального колледжа [Текст] / А. Д. Даржания // Молодой ученый. - 2009. - № 11. - С. 273-277.
58. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище [Текст] : доклад Между- нар. комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО / Ж. Де¬лор. - Париж : НИВЗСО, 1996. - 37 с.
59. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/
fgos/conception_fgos/razdel 1/гаг4е113.рБр.