Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №102645

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы22
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последнее десятилетие Б нашей стране активно происходит реформирование системы дошкольного, школьного и вузовского образования. Эго связано с тем, что осуществляется пересмотр прежних представлений о целях и задачах деятельности различных учреждений, обеспечивающих успешную первичную социализацию личности.
При социализме, начиная с раннего детства, семья, учреждения дошкольного и школьного образования, вузы, прежде всего решали задачи коммунистического воспитания. Считалось, что в детстве, отрочестве, юношеском возрасте личности необходимо освоить ведущие ценности в сфере политической, нравственной, трудовой, физической и других видов культур. Само образование рассматривалось как один из важнейших способов осуществления целей и задач воспитательной деятельности. При этом вместе с теми учреждениями образования, которые давали обязательный минимум знаний, существовали внешкольные учреждения: дома и дворцы пионеров, станции юных техников, натуралистов и т.д.. Они также занимались своим особым воспитанием путем выявления и развития склонностей разных детей к успешной деятельности в сфере спорта, искусства, экологии, техники и т. д.
Переход к рыночной экономике привел к отказу от прежней идеологии и связанной с ней системе воспитания. Отказ от активного участия учреждений образования в воспитании подрастающего поколения является одной из причин широкого распространения в наше время среди молодежи нигилизма, социальной апатии, наркомании, как способа ухода от сложностей нынешней жизни. Поэтому последние два года снова начали активно ставить вопрос о возрождении воспитательной деятельности в системе образования. В октябре 1999 года Министерство общего и профессионального образования приняло специальную Программу организации воспитательной деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях страны. В соответствии с ней требуется внедрения целостной системы специального воспитания личности, начиная с детского сада и завершая периодом окончания школы.
Во все времена существовала проблема приобщения ребенка к тем моральным нормам и правилам, которые обеспечивали его успешное включение в трудовую, семейную, общественную жизнь. Человечество выработало целую совокупность незыблемых моральных предписаний, которые, однако нелегко усваиваются каждым новым поколением. Всегда существовала и существует сейчас проблема эффективного нравственного развития через специальное воспитательное воздействие. Она решается не только семьей, а требует особого взаимодействия педагогов различных учреждений образования.
Также актуальна проблема эстетического развития личности с раннего детства. В наше время наблюдается активное изменение в системе эстетических, художественных ценностей, Те, которые формировались на основе классического искусства, литературы заменяются часто низкопробными произведениями т.н. массовой культуры. Наша молодежь чаще всего видит на экранах концертных залов образцы этой быстротекущей художественной культуры, вырабатывающей свои эстетические ценности. Поэтому существует актуальная проблема организации такого эстетического развития, воспитания личности в семье, учреждениях образования, которые бы позволило ей умело сочетать вечные эстетические ценности с теми новыми, которые порождены современной культурой.
Новой проблемой последнего десятилетия является проблема направленности и содержания деятельности внешкольных учреждений образования. На базе бывших домов и дворцов пионеров воз-никли и существуют различные учреждения т.н. дополнительного образования (УДО). Они имеют достаточно высокий уровень самостоятельности в определении содержания, форм занятий с детьми разного возраста поскольку отсутствует прежняя жесткая регламентация их деятельности из центральных органов власти. Такая свобода привела в 90-х годах к тому, что каждое учреждение дополни-тельного образования пыталось, в меру своих возможностей, создать собственную концепцию развития. Это привело к тому, что существенно расширилась категория детей, которые занимаются в УДО и возникли новые направления работы. В частности, многие учреждения открыли кружки, студии для детей дошкольного возраста.
Одну из новых программ нравственно- эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста осуществляет педагогический коллектив Дома творчества школьников Октябрьского района г. Екатеринбурга Она представляет собой специальную систему со-единения нравственного воспитания детей с тем эстетическим развитием, которое осуществляется в различных кружках художественного профиля, а также в специальной школе для детей 3-7 лет «Учение с увлечением». ДЛИ получил статус федеральной экспериментальной площадки для апробации данной программы. Ее реализация позволила выявить общие актуальные проблемы нравственно-эстетического развития детей разного возраста и предложить более эффективные, доказанные практикой методы и формы соединения нравственного и эстетического развития детей в УДО.
Поэтому актуальной проблемой является социологический анализ, обобщение существующей практики нравственно-эстетического развития детей разного возраста в УДО и разработка основных направлений совершенствования этой деятельности в других подобных учреждениях страны.
Следует особо отметить, что данная проблема решается не традиционными педагогическими методами, а способами социолгического анализа, который позволяет выявить систему взаимодействия между родителями, педагогами УДО, детьми в процессе нравственно-эстетического развития тех, кто занимается в различных кружках и студиях в свободное от учебы время. Социологический подход дает возможность определить основные направления содержания самого нравственно-эстетического развития как способа приобщения к культуре нынешнего поколения детей, а также выделить те противоречия, которые возникают в системе ценностных ориентаций, установок педагогов, студийцев, родителей в различных видах взаимодействия между ними.
Степень изученности проблемы
Нравственно-эстетическое развитие личности прежде всего изучалось с философских позиций крупными исследователями прошлых веков, античными философами - Аристотелем, Конфуцием. Платоном, Эпикуром; Нового времени - Вольтером, Г. В. Ф. Гегелем, Р. Декартом. И Кантом, Дж Локком. Лессингом. Спинозой. И. Фихте: мыслителями 19 века- К. Марксом, Ф. Ницше, В Соловьевым, Л. Фейербахом, Н. Чернышевским. А. Шопенгауэром, Ф. Энгельсом; 20 века -НА. Бердяевым, М Вебером, В.И. Лениным, Ж. П. Сартром, М Хайдсгером. Они заложили методологические основы изучения этого процесса, выявили противоречия становления нравственно и эстетически зрелой личности в различных социально - экономических условиях.
В современной отечественной литературе подходы к пониманию сущности и содержания нравственно -эстетического развития человека раскрываются в работах Л.М. Архангельского, М.Н. Бобнсва М. В. Борова. А.Ф. Еремеева. А.А. Гусейнова, М И. Кагана, Л.Н. Когана, И.С Кона, А.В. Меренкова, Б.В. Орлова, Л.М. Рувинского, В.И Саратовского, Л.Н. Столовича, Ю.Н. Тундыкова, НК. Эйнгорн и др Они выявили сущностные характеристики процессов нравственного и эстетического развития личности в различных социально - экономических системах. Исследовали основные факторы, определяющие степень овладения личностью нормами актуальной нравственной и эстетической культуры.
С педагогических позиций данная проблематика активно изучалась Ш. Амонашвили, А. Брудновой, Т. Ветровой, Е.Б. Зотовой, Т. Комаровой. Б.Т. Лихачевым, М. Мацкевич, А.С. Макаренко, А.В. Мудриком. Н.Н. Нечаевым, Ю. М. Орловым, Г П. Потылико, В.Д. Семеновым. В.А Сухомлинским. В.А. Черкасовым, А. Шсмшуриной. Н. Шурковой. Р. Штайнером.
Социологический подход к проблеме нравственно - эстетического развития личности в системе образования и воспитания представлен в работах В. И. Болгова, Е С. Баразговой. Л.А. Беляевой, ЮР Вишневского, ВИ Волкова, Г.Е. Зборовского, А.В. Меренкова. И. М. Моделя, Г П. Орлова. Б. С. Павлова, В.Г. Попова. ЛЯ. Рубиной, А.А. Ручки В Т., Шапко и др. Они заложили основу социологического анализа актуальных проблем овладения личностью в процессе первичной социализации нравственными и эстетическими нормами и идсатами.
Однако практически отсутствуют социологические работы, посвященные анализу содержания и результатов инновационной деятельности современных учреждении дополнительного образования в сфере нравственно - эстетического развития детей и подростков.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить основные направления совершенствования организации нравственно-эстетического развития детей разного возраста в учреждениях дополнительного образования в условиях социальной трансформации современного общества.
ЗАДАЧИ. - исследовать основные закономерности единого нравственно-эстетического развития личности в онтогенезе
- определить особенности современного нравственно-эстетического развития подрастающего поколения
- исследовать основные противоречия нравственно¬
эстетического развития детей дошкольного возраста в учреждениях удо '
- исследовать изменения в системе нравственно-эстетических ориентаций и установок детей и подростков на федеральной экспериментальной площадке - ДТШ Октябрьского района г. Екатеринбурга, произошедшие под влиянием специальной работы педагогов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
- на основе анализа сущности развития личности в онтогенезе дается авторское понимание особенностей нравственно-эстетического развития индивида как процесса перехода из состояния преимущественно объекта развития в субъект саморазвития в результате постоянного взаимного влияния нравственного и эстетического на сознание и поведение человека, что определяет движение личности к идеальным, возвышенным, либо к низменных, дегуманизирующим формам ее жизнедеятельности;
- раскрыты особенности механизма нравственно-эстетического развития личности в онтогенезе. Выявляются объективные и субъективные факторы формирования чувства гордости, стыда, совести, долга, ответственности как основы приобщения личности ребенка к целостной нравственной и эстетической культуре;
- раскрыты основные противоречия современного нравствен-но-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста. Это противоречие в неопределенности, а также в разнонаправленности целей, задач и методов нравственно-эстетического развития детей у различных субъектов процесса первичной социализации ребенка;
-доказывается, что в результате специальной работы на нравственно - эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста у него прежде всего возрастает уверенность в себе, самостоятельность, доброжелательность в общении с окружающими, организованность, умение видеть прекрасное в искусстве и окружающем мире;
-показано, что у подростков в ходе проводимого эксперимента изменяется уровень владения волей, самоконтролем, возрастает степень самоорганизованности, ответственности, умения выделить возвышенное и прекрасное в искусстве и в жизни.
-на основе социологических исследований на примере федеральной экспериментальной площадки - ДТШ Октябрьского района г. Екатеринбурга показаны возможности организации целостного нравственно-эстетического развитая личности в учреждениях дополнительного образования;
- разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию нравственно - эстетического развития детей разного возраста в современных учреждениях дополнительного образования России.
Методологические и теоретические основания.
Теоретике - методологическим фундаментом исследования являются прежде всего философские труды по теории нравственного и эстетического развития личности. Также используется системный и структурно - функциональный анализ при рассмотрении взаимосвязи нравственного и эстетического развития личности в онтогенезе. Используются различные методы анализа содержания и результатов экспериментальной деятельности по развитию у личности различных нравственных и эстетических качеств в учреждениях дополни-тельного образования.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЙ
Работа написана на материалах нескольких социологических исследований. В 1998 году было проведено методом интервьюирования два исследования, в ходе которых изучались ориентации и установки родителей детей разного возраста на эстетическое и нравственное развитие студийцев в учреждении дополнительного образования. Были опрошены родители тех детей, которые занимаются в Октябрьском и Орджоникидзевском УДО. Всего - 650 человек по квотной двухступенчатой выборке.
Также в этом году до начала проведения эксперимента с целью выявления существующих ориентации и установок в сфере нравственно-эстетической деятельности были опрошены студийцы в возрасте 14-17 лет, а также подростки, которые не занимаются в УДО. Всего- 780 человек.
В начале 2000 года были проведены по аналогичной методике повторные исследования родителей и студийцев Д ГШ Октябрьского района г. Екатеринбурга с целью выяснения тех изменений, которые произошли в нравственных и эстетических ориентациях и установках детей и подростков под влиянием экспериментальной деятельности педагогов этого учреждения дополнительного образования. Всего опрошено 360 родителей и 360 студийцев. Выборка двухступенчатая, квотная.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
В диссертационном исследовании получили дальнейшее развитие основные принципы соединения нравственно-эстетического воспитания личности в учреждениях дополнительного образования. Выделены методы, обеспечивающие повышение эффективности воз-действия педагогов на освоение детьми и подростками тех нравственных и эстетических качеств, которые необходимы для современной жизни в условиях социальной трансформации современного российского общества.
Материалы исследования могут быть использованы в работе со студентами социологических факультетов а также студентов педагогических вузов в таких курсах, как. «Социология образования», «Социология молодежи», «Общая педагогика», «Организация воспитательной работы в УДО». Рекомендации, разработанные в результате экспериментальной деятельности Д ГШ Октябрьского рай-она, являющегося федеральной экспериментальной площадкой Министерства общего и профессионального образования Р Ф . предложены для реализации в других учреждениях дополнительного образования страны.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Материалы работы были представлены и обсуждены на 3 - 5 Педагогических чтениях, которые проводились Управлением образования г. Екатеринбурга в 1997 - 1999 г.г.; на Областной научно - педагогической конференции (Екатеринбург - 1998 г); на семинаре - совещании руководителей федеральных экспериментальных площадок, авторов инновационных программ развития дополнительного образования детей (Москва -1998 г.); на Международной научно - практической конференции «Урал - чаша любви« ( Екатеринбург 1999 г); Всероссийской научно практической конференции: «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке». (Москва -1999 г.)
Работа также была обсуждена на кафедре прикладной социологии Уральского государственного университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух глав, включающих по два параграфа и списка литературы. Содержание работы изложено на 125 страницах, список литературы включает 138 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого образовательного комплекса// Внешкольник, М., 1997, № 3- 0,3 п.л.
2. Нравственно - эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования // Внешкольник, М., 1997. № 11-12 - 1 п.л.
3. Роль социологических исследований в технологии экспертизы качества педагогической деятельности // Современные технологии в образовании, Екатеринбург. 1998 - 0,2 п.л
4. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника // Шкальные технологии, М., 1999, № 1 -2 - 0,7 п.л.
5. Клуб «Преодоление» : пять лез работы с детьми - инвалидами // Внешкольник, М., 1999, № 11 -12 - 0.4 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ