Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА: МЕТОДОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа №102642

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы51
Год сдачи2000
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время социально-культурная практика человека и способы ее описания переживают качественный сдвиг, ознаменованный сменой социо-культурной парадигмы. В структуре культурного бытия актуализировался не гомогенный, а гетерогенный ее аспект, каждое измерение которого обнаруживает способность собственной логики существования. Культура всегда представляла собой неоднородное и многомерное образование, однако усложнение поля социо-культурного бытия человека привело к конфликтному сосуществованию ее различных слоев, на которое накладывается проблемный факт множественности культур. Что касается русской культуры, то в ее анализе на настоящий момент мы обнаруживаем недостаток в пространственно-телесных способах ее описания. Традиционные подходы, основанные на посылках классического способа объяснения мира, в данном случае оказываются ограниченными или вообще неприемлемыми, ибо во многих случаях несут на себе печать квазиисторизма, отрывавшего историю и культуру от ее телесного состава, что приводило к воздвижению противопоставления культуры и природы, духа и тела. Топология стремится преодолеть эту раздвоенность, предлагая другой набор понятий, как то: не «тело», а «телесность», не «бытие», а «событие» или «совместность», не «диалог», а «диаграмма», не «единичность», а «сингулярность», не «одно», а «множественное», то есть такой набор понятий, который помогает преодолеть ограниченность бинарных оппозиций. Интерес современной философии к телу основывается на стремлении разработать такую модель социальности и культуры, которая бы не основывалась на посылках философии сознания или структурализма. В ней существует тенденция избежать ограниченность традиционной теории субъективности и ограничить в употреблении такие понятия, как, например, «сознание», «значение» или «личность». Современная философия пытается избрать путь между психологическим самопогружением и абсолютизацией социальной структуры. Именно поэтому она помещает субъекта в тело, и делает тело элементом такой теории отношений, где индивиды становятся объектами-позициями в серии различных социальных взаимодействий. Русская философская традиция постоянно испытывала напряжение в описании человека, колеблясь между его телесным и символическим способом существования в культуре. Воспроизводство культуры происходит в условиях определенным образом сложенного социального пространства, порождающего определенный тип телесности и соответствующий ему способ коммуницирования. Отсюда и потребность в таком способе описания, который включал бы в себя топологию социально-культурного пространства, топологию тела и топологию языка.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Обоснование топологической концепции культурного воспроизводства, как и конкретное топологическое описание культуры, требует обращение к большому количеству разного рода источников. Топологический подход учитывает те методологические перемены, которые охватывают переход от классического к неклассическому типу рациональности, и наследует идеи, воспринятые из современных исследований в области онтологии, связанные с именами Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Деррида и др. Большое значение в разработке топологического анализа при-надлежит П. Бурдье, Л. Н. Гумилеву, Ж. Делезу, Л. П. Карсавину, Ж..- Л. Нанси, В. А. Подороге, П. Н. Савицкому, П. А. Флоренскому, М. Фуко, Е. Петровской, М. Хайдеггеру, М. Эпштейну, М. Ямпольскому. В обосновании принципиальных подходов к предлагаемому анализу и обеспечении его адекватными понятийными средствами значительная роль принадлежит социальным наукам, представленными следующими именами - Г. С. Батищев, П. Л. Бергер, П. Бурдье, В. В. Ильин, В. Е. Кемеров, Ю. Л. Качанов, Н. Луман, культурологии — Л. М. Баткин, В. Беньямин, А. Я. Гуревич, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, Г. С. Померанец, Ю. С. Степанов, а также филосо¬фии - С. Л Кропотов, И. Я. Лойфман, Е. Г. Трубина. В разработке проблем, связанных с телесностью, необходимый материал был под- черпнут из философской антропологии и психоанализа. Среди работ антропологического направления следует отметить работы Ж. Ба- тая, М. Шелера, В. Б. Куликова, К. Н. Любутина, К. Леви-Стросса, Л. А. Мясниковой, В. И. Плотникова, В. В. Розанова, а психоаналитического - 3. Фрейда, Ж. Лакана, В. Райха, А. Лоуэна, Р. Ленга. Необходимый материал по вопросам телесности содержится в работах русских мыслителей - И. Ф. Анненского, Вяч. И. Иванова, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, а также в работах современных французских исследователей — Р. Барта, М. Мосса, М. Мерло-Понта, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж.-Л. Нанси. Разработка темы телесности в топологическом ключе, преодолевающем метафизическое противопоставление телесного и духовного, невозможна была бы без учета результатов, полученных такими отечественными философами, как В. Л. Круткин, И. Кубанов, В. Марков, В. А. Подорога, М. Рыклин, Е. Петровская, В. Зеньковский, М. Ямпольский. Анализ культурного воспроизводства оказывается неполным без вскрытия топологических (онтологических) основ языка. В традиции отечественной мысли эта проблематика развивалась в трудах А. Белого, С. Булгакова, Вяч. Иванова, Н. С. Трубецкого, П. Флоренского, Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Г. Шпета, А. Потебни, А. Лосева, М. Бахтина, а затем в работах Ю. Лотмана, С. Зимовца, Б. А. Успенского, В. Подороги, Е. Петровской, М. Рыклина, Ю. Степанова, П. Черных, Г. Чупиной, М. Эпштейна, М. Ямпольского, а также зарубежных аналитиков — Э. Бенвениста, Ф. Боас, А. Вежбицкой, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера, О. Розеншток-Хюссии, Б. Уорф, М. Хайдеггера, М. Фасмер.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ставя своей целью раскрытие топологических основ культурного воспроизводства, мы обратились прежде всего к методам философско-го анализа, возникшего на основе феноменологии и фундаментальной онтологии. Поскольку нас интересовала не просто территория обитания человека, а именно способ ее организации, это побудило нас обратиться к феноменологической, а затем и возникшей на ее основе топологической методологии, позволяющей преодолеть объективистские и натуралистические тенденции в рассмотрении данной проблематики. Уже феноменология Э. Гуссерля позволяла решать ключевые проблемы культурного воспроизводства , а именно проблемы производства и воспроизводства культурных образцов посредством языка в условиях определенного горизонта мира. Но только социальная топология открывает механизм совместного способа существования людей и позволяет определиться с его конкретной реализацией в условиях той или иной культуры. Значительный вклад в развитие топологического понятия «совместности» был сделан М. Хайдеггером в его раз-работке понятий Da-sein (вот-бытие), Ereignis (событие), Mitsein (совместность). Существенный методологический материал мы находим у П. Флоренского, которому принадлежит оригинальная концепция ор-ганопроекции. Опираясь на римановское понимание пространства и онтологическое истолкование соборности, он формулирует свое пони-мание культуры как способа пространственной организации человеческого местожительства. Существенным продолжением толкования совместности в рамках понимания соборности явились идеи «симфонической личности» у Л. П. Карсавина и «месторазвития» у П. Н. Савицкого. Необходимыми для диссертационного исследования явились социально-топологические разработки М. Фуко, Ж.- Л. Нанси и П. Бурдье, продолживших развитие хайдеггеровской фундаментальной онтологии, сосредоточившие внимание на изначальности «совместности». Такой способ бытия или существования отрицает «всеобщее бытие» и утверждает бытие-в-месте. Методологии онтологии, антропологии и психоанализа позволили сформулировать тему телесного в современной философии. На их основе формулируется вывод, что топология тела является онтологией в собственном смысле, поскольку бытие здесь не предшествует и не под-лежит ему. Тела сами суть места существования, места социального взаимодействия. В анализе топологических оснований языка были использованы методы лингвистики, структурализма и поструктурализма. В понимании проблематики, связанной с темой Другого и культурной множественностью были использованы некоторые интеллектуальные ходы, выработанные в рамках гетерологического анализа, возникшего на основе работ М. Бахтина, В. Библера, М. Бубера, Ж. Деррида, Т. Керимова, Э. Левинаса, Г. Марселя, Г. Риккерта.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью настоящего диссертационного исследования является анализ топологических оснований культурного воспроизводства. Такая цель предполагает постановку и решение следующих задач:
— во-первых, определить существо культурного воспроизводства и обосновать топологический подход;
— во-вторых, выявить способ существования в условиях определенной территротиальности и рассмотреть формирование и воспроизводство «совместности» в пространстве культуры;
— в-третьих, проанализировать логику возникновения в пространственности специфической национальной топологии тела;
— в-четвертых, раскрыть топологичность языка и показать определяемые ею позиции и действия агентов языка.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
В диссертационном исследовании обоснованы методология исследования и социально-этнический аспект топологии культурного воспроизводства. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
1. Рассмотрен и обоснован топологический подход к проблеме культурного воспроизводства. Культура как система взаимосвязанных и воплощенных смыслов, как символическое пространство социальной жизни обладает автономией от отдельного человеческого существования. Социальное бытие не существует само по себе, но существует в качестве воспроизводящегося целого благодаря культуре. Доказано, что культура есть способ организации социального пространства, поэтому она не ограничивается «местом», но является способом «сов-местного» существования людей. «Сов-местность» включает в себя и «местонахождение» и круг организующих его людей. В связи с этим был введен и обоснован новый термин «топологема». «Топологема» подразумевает такое место или местонахождение, в котором подвижно сосуществуют, самоорганизовываясь, раз-личные места, порождающие неповторимое совмещение «мест» от-дельной культуры.
2. Показан совместный способ существования, а также различные формы размещения (огораживания) в условиях определенной территориальности. Обоснован действующий механизм «удвоения» социальности в культуре, который способствует организации социального пространства и редублированию образцов социального Другого. Рассмотрены особенности «гладкого» пространства России и топологическое значение архитектуры (дома) в ее освоении.
3. Выявлена структура конституирования этнического через логику «обращенности», порождающая особую динамику ускользающего «места» культуры. Показан специфический способ коммуницирования в русском обществе, стимулирующий, с одной стороны, скопление «замороженных» знаков, а с другой — обретение нового в «подражании» другим культурам. Выявлена специфика обращенности на Другое и удержание Собственного, при котором обнаруживается тенденция на рассеяние знаков.
4. Показаны пространственные параметры формирования телесности и желания. Рассмотрен феномен прикосновения как опространствление и определена логика телесного взаимодействия в куль-туре. Описан характер «желания» в пространстве русского типа совместности и его трансформация либо в фантазматическую, либо в этическую направленность.
5. Рассмотрены и топологически обоснованы две существенных модели этнического поведения человека. Первой модели соответствует не-полезность действия в согласии с «закономерностями» мира. Это поведение отличает юмор й трансгрессивность действия. Вторая модель поведения — странничество, которой соответствуют «учителя жизни», добровольно отстранняющиеся от покорения среда обитания.
6. Показано, как логика «собирания» и «рассеяния», присущая самому социальному миру, дублируется языком и соответствует особому месту Логоса в культуре. Раскрыта и обоснована эффективность дативных конструкций в русском языке. Показана специфика отношения к Другому, формирующая диалогичность и диаграмматичность культуры и языка. В связи с этим был введен новый термин «топограмма», показывующий, что идеального совмещения во взаимодействии не существует, но оно происходит только в каких-то точках и может варьироваться в зависимости от смещения позиций, экспозиций и диспозиций сторон.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение в курсе лекций по философии истории и социальной философии. По теме диссертации разработаны спецкурсы «Топология культуры», «Топология телесности», «Топология культуры». Выводы диссертации могут быть использованы в курсах социальной философии и философии культуры, а также при раскрытии ряда теоретико-метологических проблем современной философии.
Апробация работы
Результаты исследования прошли апробацию на конференциях «Война и мир, или Ад и Рай глазами современных художников» (к 50 - летию Победы) (Омск, 1995), «Личность и культура на рубеже веков» (Екатеринбург, 1997), «Европа в контексте Запада и Востока в новое и новейшее время» (Екатеринбург, 1998). Материалы исследования были также использованы при чтении лекций по современной философии на ИППК Уральского госуниверситета им. А. М. Горького и его филиале в Челябинском госуниверситете. Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в статьях «Современного философского словаря» (М., 1996, второе издание-Лондон, 1998).
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Текст диссертационного исследования состоит из Введения, четырех основных глав, Заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Топология культурного воспроизводства. Екатеринбург: Изд- во Уральского гос. ун-та, 2000.
2. Ад общения и знаковый конфликт в культуре // Тезисы конференции «Война и Мир, или Ад и Рай глазами современных художников» (к 50-летию Победы). Омск: Русь, 1995.
3. Текст культуры и проблемы историзма / / Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж, 1993. № 2.
4. Призрачная временность России (размышления в русле семиотической культурологии) // Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж, 1994. № 4.
5. Признаки скованной России // Социемы, Екатеринбург: УрАГС,
1995. № 3.
6. Знаковый конфликт русской культуры в свете социальной герменевтики и семиотики // Историческая генеалогия. 1995. № 7.
7. Рукоположение мифом // Социемы, Екатеринбург: УрАГС,
1996, № 4.
8. Особенности российского «реализма» // Социемы, Екатеринбург: УрАГС, 1996. № 5.
9. Современный философский словарь. Бишкек: Одиссей, 1996. (Статьи: «Герменевтика», «Интерпретация», «Мораль», «Миф», «Образование», «Описание», «Семиотика», «Символ», «Текст» и др. — всего 19 статей).
10. Топология русской телесности и желания/ / Жизненные миры философии. Екатеринбург: УрАГС,1999.
11. Топология городского сумасшедшего // Несовременные записки. Челябинск, 1997. № 3.
12. От классической к неклассической логике // Материалы конференции «Личность и культура на рубеже веков». Екатеринбург, 1997.
13. Генеалогия как исторический метод // Материалы научной конференции «Европа в контексте Запада и Востока в новое и новейшее время». Екатеринбург, 1998.
14. Ускользающее место России// Историческая генеалогия. М., 1998, № 5. (В соавторстве).
15. Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. (Статьи — «Генеалогия», «Желание», «Смысл», «Трансгрессия», «Значение» и др. — всего 29 статей).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ