Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к проблемам выявления оснований человеческой культуры и истории, а также наметившейся тенденцией к напряженному поиску культурно-исторической самоидентификации.
Даже поверхностный анализ показывает, что в настоящее время в жизни человечества наряду с прогрессивными изменениями наблюдаются и явления упадка. В большинстве обществ мы становимся очевидцами тревожных симптомов: ослабление социальных связей, возрастание агрессивных тенденций, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, упадок традиционных ценностей, распространение скептицизма, потеря цели и смысла существования и т.п. По-видимому, есть все основания говорить о глобальном кризисе мировоззрения. Следовательно, на рубеже тысячелетий наряду с позитивными переменами в духовной ситуации можно заметить и признаки социального распада .
Известный французский эстетик и архитектор Шарль Эдуар Ле Кор-бюзье сравнивал современное человечество с сорвавшимся в штопор самолетом: оно крутится вокруг самого себя в полосе непроницаемого тумана. Философия же крутится вокруг этой полосы, пытаясь прорвать ее и дать очередной ответ на вечный и главный вопрос: Кто есть человек и для чего он есть? В чем смысл его существования?
Философия истории была одним из главных элементов классического мышления XVIII—XIX вв. Но как одна из составляющих общественного сознания в XX в. она была дискредитирована. Мы сейчас живем в такое время, когда вопрошание о законах, ценностях и смысле истории может быть воспринято как свидетельство латентного тоталитаризма вопрошающего. Поэтому один из главных вопросов постсовременности может быть поставлен следующим образом: Есть ли будущее у системного мышления? И, как частный аспект этой глобальной проблемы, звучит вопрос: Есть ли будущее у философии истории?
На эти вопросы попытался ответить своим творчеством Кристофер Даусон (1889—1970). Английский философ, культуролог и религиовед разработал собственную версию культурно-исторического синтеза, связующим моментом которого являются религия и гуманизм.
Степень разработанности проблемы. Все работы, так или иначе затрагивающие тему исследования, можно разделить на три группы.
В первую группу входят труды по проблемам философии истории. Здесь необходимо назвать следующие имена: Августин, С. С. Аверинцев, К.Барт, И.Берлин, Я.Буркхард, Р.А.Бурханов, М.Вебер, Дж.Вико, Воль¬тер, В.Виндельбанд, Ю.Ф.Воропаев, А.Вуд, В.Вундт, Г.В.Ф.Гегель, К.Г.Гемпель, И.Г.Гердер, И.Ф.Гёте, И.А.Гобозов, А.В.Гулыга, А.Я.Гуревич, П.С.Гуревич, Н.Я.Данилевский, М.Деспленд, В.Дильтей, В.В.Зеленский, Г.Зиммель, А.А.Ивин, Л.А.Калинников, И.Кант, Н.И.Кареев, Ю.А.Кимелев, Р.Дж.Колингвуд, Ф.Ч.Коплстон, В.ИКрасиков, Ж.Ле Гофф, К.Леви-Стросс, Ж.Маритен, Б.В.Марков, К.Маркс, Г.Маркузе, К.Мигранян, Ф.Ницше, А.С.Панарин, КР.Поппер, Г.Риккерт, Ж.Ж.Руссо, Ю.И.Семенов, В.Н.Сыров, А.Дж.Тойнби, П.Тиллих, Э.Трёльч, С.В.Тураев, ИГ.Фихте, С.Л.Франк, М.Фуко, Ф.Фукуяма, Ф.Функе, Дж.Хаббак, М.Хайдеггер, Ф.В.Й.Шеллинг, Ф.Шлеермахер, О.Шпенглер, Ф.Энгельс, К Г.Юнг, К.Ясперс и др.
Вторую группу составляют произведения, непосредственно обращенные к творчеству Кристофера Даусона.
В нашей стране пока еще нет ни одной книги, посвященной учению этого выдающегося мыслителя. Единственное упоминание о Даусоне, которое нам удалось обнаружить у российских авторов, принадлежит протоиерею А.Меню.
Совсем иной резонанс творчество Даусона вызвало на Западе. Его философия рассматривалась в статьях, рецензиях, очерках и предисловиях таких авторов, как Р.Бурк, П.Глисон, М.Д’Арси, В. А.Деман, У.Дойно, Э.Кинг, С.Колдекот, Д.Кэллахан, И.Р.Кэррол, Х.Ласки, К.С.Латуре, К.С.Льюис, ДМакдональд, ДМаллой, К.Мангейм, ДМоррил, Г.Мэтью, М.Новак, М.Д.Ноулз, ДжХ.Олдхем, ДжО.Руссело, Г.Сезар, К.Скотт. В.А.Спеком, А.Тойнби, Э.И.Уоткин, К.Хилл, Д.Хортон, А.Д.Шварц, Б.Шлезингер, Т.С.Элиот и др.
Имеются две монографии, полностью посвященные воззрениям Дау¬сона. Однако эти исследования отличает интерес скорее к религиоведческим и мировоззренческим сторонам его творчества, чем к его философии истории.
Так, например, книга «Историк и его мир» К. Скотта является интеллектуальной биографией английского мыслителя. В ней рассматриваются важнейшие этапы его жизни, уделяется внимание преемственности его философии, дается представление о культурно-историческом контексте, рассказывается обо всех значительных работах Даусона, о резонансе, которые эти работы получили.
Тем не менее книга не может претендовать на статус строгого исследования. Ее автор везде солидарен с исследуемым философом. Он не позволяет себе делать в его адрес критических замечаний, что портит впечатление от этого, в целом, добротного и весьма интересного произведения.
В плане уяснения даусоновского понимания духовно-исторической культуры большую роль играет совместная работа С.Колдекота и Д.Моррила «Кристофер Даусон и католическое понимание истории» . В этой книге высоко оценивается попытка английского философа прийти через религиозную теологию к метаистории.
Пожалуй, самыми крупными специалистами по Кристоферу Даусону являются два американских католических философа — ДМаллой и У.Дойно. Оба автора были не только исследователями творчества Даусона, но и, в какой-то степени, его эпигонами и пропагандистами его идейного багажа. К сожалению, как и в случае с К. Скоттом, о какой- либо критической позиции говорить не приходится.
Сочинения Даусона являются предметом анализа пяти диссертационных исследований: «Кристофер Даусон и современный политический кризис» (Б.П.Шлезингер. США, 1950); «Роль христианского историка в XX веке в творчестве Кеннета Скота Латуре, Кристофера Даусона и Герберта Батерфилда» (В.А.Спек. США, 1965); «Кристофер Даусон: Глобальный анализ антидемократического мышления. 1920—1960» (К.Гриф. Канада, 1969); «Религия и культура в творчестве Кристофера Даусона» (Г.Сезар. Испания, 1990); «Третья весна: Римско-католические неофиты и бунт против модерна в творчестве Г.К.Честертона, Грэма Грина, Кристофера Даусона и Дэвида Джонза» (А.ДШварц. США, 1997).
И, наконец, третья группа работ включает сочинения, интерпретирующие идеи Даусона. Его социальное, культурное и историческое учение в той или иной степени развивалось такими философами, теологами и литераторами, как Дж.Батлер, Ж.Бернанос, Р.Гвардини, Г.Грин, Э.Жильсон, С.Льюис, Ж.Маритен, Г.Марсель, П.Наторп, М.Новак, П.Тиллих, Э.Трёльч, С.Унсет, Ф.Хюгель.
В рамках английской католической традиции следует упомянуть труды таких мыслителей, как X.Беллок, М.Д’Арси, Б.Джонсон, Д.Джо- унз, Дж.Маррей, С.Мартиндейл, Р.Нокс, Б.Ноулз, Д.Г.Ньюмен, Э.Пью- зей, И.Уоткин, М.Дж.Хопкинс, Г.К.Честертон и T.С.Элиот.
Таким образом, на Западе имеется ряд работ, в которых в той или иной степени исследуются философские, культурологические и религиоведческие аспекты творчества Даусона. Вместе с тем практически отсутствуют работы, посвященные специальному исследованию философии истории этого выдающегося католического мыслителя.
С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования:
Цель диссертационного исследования состоит в реконструкции и анализе философии истории Кристофера Даусона для последующего ее соотнесения с культурно-исторической ситуацией современности и связанным с ней положением современного человека.
Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи: .
— выявляются социально-исторические и философские предпосылки философии истории Даусона;
— определяется общая философская позиция Даусона;
— анализируется разработанная Даусоном методология познания исторической действительности;
— исследуются воззрения Даусона на проблему движущих сил истории;
— раскрываются воззрения Даусона на проблему смысла и назначения истории;
— проясняется понимание Даусоном характера и особенностей западноевропейской цивилизации;
— оценивается значение философии истории Даусона для современного этапа социально-исторического и духовного развития культуры.
Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, а также работы постклассических мыслителей — В.Виндельбанда, Ж.Марптена, Г.Маркузе, П.Тиллиха, Э.Трёльча, М.Хайдеггера, Г.Риккерта и др. — и, в первую очередь, труды самого Кристофера Даусона. В своем исследовании автор ориентируется на современное понимание диалектико-материалистической философии.
В диссертационной работе используется ряд формальных и содержа-тельных методов: традиционный историко-философский метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный метод, герменевтический метод, метод моделирования и др.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии выявляется и анализируется концепция философии истории Кристофера Даусона. В данном исследовании мировоззрение английского католического мыслителя показано в сравнительно протяженном историко-философском и культурно-историческом контексте.
Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в 6 публикациях автора общим объемом 2,2 п.л., а также излагались диссертантом в докладе на научно-теоретической конференции «Философская и педагогическая антропология: (Первые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 1998), в докладе на научно-практической конференции «Философия и педагогика: (Вторые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 17—19 мая 1999 года). Тезисы докладов опубликованы.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных философии Кристофера Даусона, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области зарубежной философии и философской антропологии.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Содержание работы изложено на 150 страницах машинописного текста. Библиография включает 150 наименований, в том числе источники на иностранных языках.
В «Заключении» подводятся итоги исследования и формулируется ряд выводов концептуального характера, содержащих элементы новизны и выносимых на защиту:
¡.Философскими предпосылками мировоззрения К.Даусона являются: иудео-христианский провиденциализм; классическая философия истории, нашедшая свое выражение в трудах ДжВико, И.Канта, И Г.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля и других мыслителей Нового времени; критический историзм конца XIX — начала XX вв. и, в первую очередь, психологическая школа в лице В.Дильтея; неокантианство в лице В.Виндельбанда и Г.Риккерта; историософия культурного синтеза Э.Трёльча; а также культурно-исторические воззрения Ж.Маритена, Э.А.Жильсона, П. Тиллиха и А. Тойнби в их оппозиции к христианскому трансцендентализму в лице С.Кьеркегора и К.Барта.
2. Главной движущей силой общественного развития, по мнению Даусона, является религия, понимаемая не как феномен культуры, а как стремление к предельной реальности. История в интерпретации английского мыслителя предстает анфиладой религиозных смыслов, которые являются не всеобъемлющими, а лишь преобладающими факторами развития, сложным образом взаимодействующими с целым рядом факторов материального и духовного характера, детерминация и взаимосвязь которых у него остается невыясненной.
3. Своеобразие западноевропейской цивилизации объясняется Даусоном с помощью тезиса об исключительном динамизме христианства, в котором, в отличие от других религий, имеется противоречие между привлекательностью этического идеала и невозможностью его адекватного социально-исторического выражения.
4. Согласно Даусону, историческая действительность обнаруживает себя не в каузальной детерминации, безграничной в экстенсивном и интенсивном масштабе, а из движения исследователя к значимым ценностям анализируемого исторического содержания. Эвристический характер ценностного подхода приводит английского мыслителя к опасности релятивизма, чреватого потерей исторической, а вместе с ней и бытийной перспективы человека. Выход из тенет релятивизма он видит в создании метаязыка, с помощью которого возможно соотнести фрагменты исторического предания со смыслом человеческого существования.
Средством решения этой задачи должно стать нахождение системообразующих факторов европейской общности и превращение их в базис европейской культурологии. Поскольку такими факторами в историософии Даусона являются классическое гуманитарное образование и христианское вероучение, то практическим методом преодоления дис- системности, по его мнению, могла бы стать универсальная система обязательного классического образования, а сущностью системы — исторический метод.
5. Воззрения Даусона на проблему смысла и назначения истории заключаются в утверждении бытийной необходимости исторического целеполагания, которое основывается на культурном синтезе прошлого и современного, предполагающем решение дилеммы современности в рамках христианско-гуманистической традиции. При этом смысл исторического развития английский мыслитель понимает двояко: во-первых, существует абсолютная цель истории, полное знание о которой принадлежит Богу, а во-вторых, есть относительная цель истории, детерминируемая культурно-исторической ситуацией и являющаяся отражением абсолютной цели.
6. Философия истории Кристофера Даусона является реакцией Чело-века на вытеснение в эпоху наступления инструментального отношения к действительности одной из существенных характеристик экзистенциального — возможности проектирования себя вперед, в «видении-себя- самого» на фоне грядущего. А поскольку историографическое раскрытие обнаруживает укорененность здесь-бытия в истории, то история и бытие едины по своей онтологической структуре.
Отсюда можно сделать вывод, что философско-историческая концепция Даусона как феномен профетического сознания отражает акт борьбы Человека за свою бытийную сущность, нередуцируемую к чистому объекту, но отсылающую его к проекту, возможному бытию или смыслу истории.
1. Христианская антропология К.Даусона // Философская и педагогическая антропология: (Первые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-теоретической конференции (Нижневартовск, 25—27 мая 1998 года) / Отв. ред. Р. А.Бурханов, О.В.Никулина. Нижневартовск, 1998. С. 45—46. (0,1 п.л.).
2. Кристофер Даусон и кризис западной системы образования // Философия и педагогика: (Вторые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 17—19 мая 1999 года) / Отв. ред. О.В.Никулина. Нижневартовск, 1999. С. 47—48. (0,1 п.л.). '
3. Кристофер Даусон об истоках европейской культуры И Философские перипетии: (Вестник Харьковского государственного университета философии): Сб. науч. тр. Харьков, 1999. С. 111—115. (0,5 п.л.).
4. Кристофер Даусон о средневековом христианстве // Вопросы философии и истории философии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О.В.Никулина. Екатеринбург. Нижневартовск, 1999. С. 114—122. (0.5 п.л.).
5. Необходимость системного смыслополагания // Вопросы философии и истории философии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О.В.Никулина. Екатеринбург. Нижневартовск. 1999. С. 142—149. (0,5 п.л.). (В соавторстве с А.А.Лицуком).
6. Темные века: загадка истории И Человек. М„ 2000. С. 54—61. (0,5 п.л.).