Актуальность темы исследования. Религия играет значительную роль в истории народов, в их духовной культуре. Это утверждение справедливо в отношении веры большинства населения России, каковой здесь издавна было православие. Поэтому взаимоотношения церкви и государства всегда являлись одной из важнейших граней национального бытия. Далеко не всегда они складывались безоблачно. Наиболее трагичной их страницей стал послеоктябрьский период российской истории. В течение короткого времени православие превратилось из государственной религии в гонимую веру, активная позиция в защиту которой являлась поводом для репрессий властных структур в отношении большого числа людей. Преследования Православной церкви со стороны советского государства были неотъемлемой принадлежностью общественной жизни в России на протяжении ряда десятилетий.
В силу сказанного становится ясно, что без тщательного изучения особенностей церковно-государственных отношений в советский период невозможно в полной мере восстановить российскую историю XX столетия. Но такое изучение представляет не только сугубо познавательный интерес. В современной России, после того, как церковь вновь после длительного перерыва получила возможность проводить самостоятельную политику, а государство более не стремится ограничить сферу ее влияния, необычайно актуальным стал вопрос о выработке принципов их сосуществования. Они не могут быть сформулированы на спекулятивной основе, без обращения к опыту прошлого Из него можно извлечь немало уроков, которые, будучи усвоенными, позволят избежать конфронтации между церковью и государством в будущем.
Всестороннее изучение проблем жизни церкви в советском государстве было невозможно до недавнего времени. Появлявшиеся на протяжении ряда десятилетий в Советском Союзе работы, затрагивавшие интересующие нас вопросы, освещали их крайне предвзято и односторонне. Авторы, работавшие за рубежом, были в большей степени свободны от идеологического давления, но отсутствие доступа к источникам, находящимся в советских архивах, значительно снижало научную ценность их трудов. Только в последнее десятилетие стали появляться работы, в которых ставится задача обобщения истории церковно-государственных отношений в советский период во всех их формах и проявлениях. Но широкая научная общественность до сих пор знакома преимущественно с теми исследованиями, которые посвящены изучению политики высших партийных и государственных органов в церковном вопросе и, соответственно, анализу действия руководства Православной церкви. Однако реальное осуществление решений руководящих органов происходило, главным образом, не в столице, а на местах. Поэтому действительную картину церковной жизни в России нельзя воссоздать без обращения к региональному материалу. Очевидно, что изучение истории того или иного региона, в том числе и Урала, невозможно вне рассмотрения проблем взаимоотношений между церковью и местными властными органами. Между тем, не будет преувеличением утверждение, что исследование
характера церковно-государственных отношений на Урале только начинается, и пока лишь отдельные работы, главным образом диссертационные исследования, претендуют на их освещение во всей реальной исторической полноте и многообразии. Приведенные соображения предопределяют, на наш взгляд, высокую актуальность заявленной темы.
Объект исследования - комплекс взаимоотношений в указанный период между Православной церковью и советским государством в лице властных структур всех уровней и общественных организаций, проводивших государственную политику в религиозной сфере.
Методология и методика исследования определялась особенностями выбранного для изучения объекта. Выбор в качестве объекта исследований комплекса взаимоотношений между церковью и государством предполагает использование нами системного подхода как теоретической базы работы. При этом системность как определенное свойство присуща не только выбранному нами для изучения объекту. Православная церковь также представляет собой своего рода систему, отдельные части которой находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Воссоздание жизни Православной церкви в тот или иной период невозможно без учета данной взаимосвязи и, следовательно, использования системного подхода. Его применение позволяет производить анализ различных сторон взаимоотношений между церковью и государством не изолированно, а с учетом места, которое они занимали в процессе взаимодействия между Православной церковью и государственной властью. Тем самым создается более адекватное представление об исторических реалиях избранного периода.
Конкретная методика исследования включает в себя традиционные методы, нашедшие распространение в исторической науке. Это синхронно- диахронный метод и метод комплексного анализа источников.
Территориальные рамки работы соответствуют границам современных Пермской, Свердловской, и Челябинской областей. Данные территории являлись в 1917 - 1927 гг., как и в последующее время, наиболее развитыми на Урале в промышленном отношении, что предопределило их особую политическую значимость для государства. В связи с этим оно уделяло пристальное внимание политической ситуации в этом регионе, в том числе и в религиозной области. Это дает возможность наблюдать государственную политику в отношении церкви на примере указанных регионов в ее активном проявлении и наибольшем разнообразии присущих ей форм.
Кроме того, социальный состав и структура занятий населения, проживавшего на территориях Западного, Среднего и Южного Урала, отличались многими сходными чертами, что, в свою очередь, явилось причиной схожести картины религиозной жизни в данных местностях В других, преимущественно сельскохозяйственных районах Урала церковная жизнь имела специфические особенности, что предопределило и отличия в отношениях местных властных органов с религиозными организациями. Однако мы использовали в работе и примеры из жизни верующих тех районов Урала, которые не входят в современные Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области, поскольку в ряде случаев они соответствуют, на наш взгляд, общеуральским и даже общероссийским реалиям.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1917 по 1927 гг. 1917 г. стал рубежом, разделившим качественно различные этапы в истории Русской церкви. Государство, долго бывшее покровителем церкви, поставило перед собой задачу свести до минимума ее влияние на общество, а в перспективе - добиться ее полного исчезновения.
В качестве завершающего рубежа взят конец 1927 г. Такой выбор предопределен двумя обстоятельствами. В 1927 г. Православная церковь в лице заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) совершенно определенно заявила о своей лояльности советскому государству, завершив выработку основы своей политической линии в послереволюционный период. На протяжении последующих лет советской истории эта линия не подвергалась существенной коррекции. Советское государство, со своей стороны, до конца 1927 г. придерживалось определенного набора методов борьбы с церковью. К исходу обозначенного нами периода эти методы все в большей мере начали обнаруживать свою относительную неэффективность. Поэтому, начиная с 1928 1929 гг., борьба с религией в Советском Союзе была существенно интенсифицирована. Усиление атеистической пропаганды и, в особенности, массовое закрытие храмов качественно изменили обстановку в религиозной сфере. При этом новая ситуация принципиально отличалась от положения в религиозной области, характерного для периода до конца 1927 г. Это дает нам возможность рассматривать временной отрезок с 1917 по 1927 гг. как законченный этап в истории церковно-государственных отношений.
Историография проблемы. Изучение проблемы взаимоотношений между церковью и государством в советский период имеет в отечественной историографии давнюю традицию. Уже в первые послереволюционные годы видные деятели коммунистической партии пытались сформулировать основные принципы религиозной политики советского государства, дать оценку той роли, которую сыграла Православная церковь в бурных событиях периода революции и Гражданской войны. В этой связи заслуживают упоминания книги и статьи Н.И. Бухарина, А.И. Введенского, П.И. Красикова, А.В. Луначарского, Я. Окунева, И.И. Скворцова-Степанова, ЕМ. Ярославского и др.
К началу 20-х гг. сформировался определенный набор тезисов, присутствовавший у вышеупомянутых авторов, как принадлежащих к обновленческому расколу, так и профессиональных атеистов, и получивший позднее широкое распространение в трудах их последователей. В него входили представление о церкви исключительно как об одной из опор свергнутой царской власти, утверждение о ее контрреволюционной роли в ходе революции и Гражданской войны в России и эксплуататорской сущности ее взаимоотношений с широкими народными массами. Авторы - атеисты прогнозировали неизбежность возникновения в среде духовенства приспособленческих тенденций, направленных на поиск путей сосуществования с коммунистической властью. Большая часть приведенных положений стала идейной основой первых специальных исследований, посвященных участию Православной церкви в событиях революции и Гражданской войны, в том числе в Сибири и на Урале. К их числу принадлежат многочисленные работы Б.П. Кандидова, а также КП. Абросенко, П К. Амосова, В.К. Анвенсула.
Научная ценность трудов, вышедших в свет до Великой Отечественной войны, представляется нам весьма сомнительной. Данная оценка объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, их авторы не ставили перед собой собственно исследовательских задач. Написанные ими книги и брошюры служили определенным практическим целям: их появление было составной частью пропагандистской борьбы, которую вело в тот период советское государство с Православной церковью. Крайняя идеологическая предвзятость выразилась, в частности, в решительном отрицании фактов гонений на Православную церковь в Советском Союзе. Вторая особенность довоенных работ, значительно снижающая их качество, состоит в отсутствии научного аппарата, что не может не придавать авторским утверждениям оттенок голословности.
С конца 50-х гг. начинается новый период в отечественной историографии взаимоотношений церкви и государства. Важной особенностью историографии данного периода является значительное расширение тематики исследований. Если довоенные авторы в своих изысканиях концентрировались в основном вокруг "контрреволюционных" действий церкви в первые годы советской власти, то, начиная с 50-х гг., в поле зрения историков попадает все многообразие проблем, связанных с осуществлением государственной политики в религиозной сфере. В качестве основных направлений их изучения можно выделить следующие:
1) Исследование процессов формирования законодательной базы политики советского государства по отношению к религиозным организациям и первых шагов по претворению в жизнь принципов Декрета об отделении церкви от государства и других советских нормативных актов. В этой связи нельзя не упомянуть монографию М.М. Персица, которая, по существу, стала первым примером обращения к данной проблематике. Богатством содержащегося в ней фактического материала отличается работа В.В. Зыбковца, которая преследовала более частную задачу - проследить особенности и ход применения Декрета об отделении церкви от государства в отношении монастырей и их имущества.
2) Изучение истории становления в СССР антирелигиозной пропаганды, деятельности коммунистической партии и общественных организаций по "атеистическому воспитанию трудящихся". Своего рода обобщающей работой по данному кругу вопросов можно считать монографию Г.В. Воронцова. Одной из примечательных черт данного исследования является попытка автора подробно рассмотреть деятельность Антирелигиозной комиссии ЦК компартии и Союза безбожников Большое количество работ советских авторов посвящено влиянию идей В.И. Ленина на идеологию и формы организации атеистического движения. В их числе, помимо исследования Г.В. Воронцова, следует упомянуть монографию М.И. Шахновича.
3) Исследование истории церковных расколов 20-х гг. Основное внимание уделялось изучению обновленческого раскола, что вполне объяснимо, учитывая преобладание обновленчества среди раскольничьих движений того периода. До сих пор не потеряла своего значения монография А.А. Шишкина, остающаяся и сегодня едва ли не единственным примером серьезного обращения нецерковного автора к проблемам, связанным с предпосылками возникновения и развитием обновленчества . Однако, несмотря на всю добросовестность, труд А.А. Шишкина не свободен от некоторых серьезных недостатков. К ним нужно отнести, прежде всего, полное замалчивание факта той беспрецедентной поддержки, которую оказывало обновленцам советское государство. В той или иной степени аналогичные недостатки свойственны и работам других авторов, которые рассматривали проблему обновленчества.
Продолжали издаваться и такие работы, которые претендовали на выражение некоего обобщающего взгляда на историю церковно-государственных взаимоотношений. Среди них выделяются монографии Р.Ю. Плаксина. На наш взгляд, можно утверждать, что они завершили выработку общепринятой в среде советских историков концепции по вопросу о характере эволюции политики Русской церкви в послереволюционное время.
На примере обобщающих работ по истории церкви в первое десятилетие советской власти отчетливо видны недостатки, в целом свойственные практически всем без исключения авторам, работавшим в рамках "научно-атеистической" парадигмы. Прежде всего это откровенная предвзятость. По меткому замечанию современного исследователя, "исторические труды чаще скатывались на уровень пасквилей"|0. Вызывает возражения и подбор авторами источников. Преобладали ссылки на труды классиков марксизма- ленинизма, деятелей атеистического движения, декреты и постановления советской власти, периодические издания. Архивные материалы использовались в значительно меньшем объеме. Некритически заимствовались сведения, почерпнутые из работ довоенных авторов. Все эти условия в совокупности не могли не приводить к формированию сильно искаженной картины церковно-государственных отношений.
Русские исследователи, жившие за рубежом, отстаивали в своих работах совершенно противоположные позиции. Отсутствие жесткого государственного контроля позволяло им свободно обсуждать табуированные для советских историков темы. Основным вопросом, привлекавшим внимание авторов Русского зарубежья, не могли не стать гонения, обрушившиеся на церковь в России после 1917 г. Наиболее известно изучение этой темы А. Боголеповым, М. Польским, Л. Регельсоном |!. Особняком стоит труд А. Краснова-Левитина и В. Шаврова, посвященный обновленческому расколу .Однако большинству работ зарубежных русских авторов присуща определенная ограниченность. Она заключается прежде всего в однообразии тем. Практически не изучались закономерности эволюции государственной политики в религиозной сфере. Достаточно поверхностно освещалась проблема реакции населения на преследования церкви. Исключение из этого общего правила составляют работы Д.В. Поспеловского . Особого внимания заслуживает его труд "Русская Православная Церковь в XX веке". Исследование обращает на себя внимание прежде всего взвешенностью содержащихся в нем оценок, стремлением рассматривать факты из жизни русского православия на общем историческом фоне. Среди небольшого числа работ иностранных исследователей, посвященных интересующим нас проблемам, выделяется монография Г. Адриани |4.
В числе церковных исследователей, живших в России, следует упомянуть архимандрита Иоанна (Снычева), впоследствии ставшего митрополитом Санкт-Петербургским. Известны его работы о "правых" расколах, написанные им на основе магистерской диссертации, которая была защищена в Ленинградской духовной академии в конце 60-х гг. До сегодняшнего дня эти монографии остаются единственными, подробно рассматривающими вопрос об оппозиции "справа" политике митрополита Сергия (Страгородского).
В конце 80-х - начале 90-х гг. отечественная историческая наука во многом изменила свои оценки церковно-государственных взаимоотношений в прошлом, что явилось следствием общего изменения идеологической атмосферы в стране. Большую роль в этом процессе сыграл 1000-летний юбилей принятия Русью христианства. На рубеже десятилетий и в течение 90¬х гг. появился ряд принципиально новых исследований отечественных ученых-историков. В первую очередь следует отметить работы В. А. Алексеева, И.Г. Васильевой, О.Ю. Васильевой, А.Н. Кашеварова, М.Ю. Крапивина, М.И. Одинцова и др. В их исследованиях рассматриваются вопросы, которые ранее игнорировались или освещались очень поверхностно как светскими, так и церковными авторами. Среди них - роль отдельных членов большевистского руководства в осуществлении антицерковных мероприятий, деятельность карательных органов советского государства в области борьбы с религией, "неофициальная" сторона компании по изъятию ценностей и т.д. Естественно, что произошло и общее изменение позиции ученых - от поддержки государственной атеистической политики к признанию несправедливости гонений в отношении Православной церкви.
Реализация новых подходов к рассмотрению церковно-государственных отношений в 20-е гг. во многом стала возможна благодаря привлечению новых источников, среди которых особое место занимают документы репрессивных органов и высшего руководства коммунистической партии Во многом на основе этих документов написана монография Н А. Кривовой, посвященная вопросам антицерковной политики советского руководства в период до смерти патриарха Тихона |7. Однако следует признать, что ввод в широкий научный оборот данных источников только начинается.
Заметно активизировалась в последние годы деятельность церковных исследователей, что привело к появлению ряда работ, в той или иной степени затрагивающих рассматриваемые нами проблемы. Среди них выделяются труды В.И. Баделина, М.И. Вострышева, иеромонаха Дамаскина (Орловского) . За некоторыми исключениями, касающимися, например, изучения истории обновленческого и других расколов, работам церковных авторов свойственна некоторая узость тематики. Их исследования в ряде случаев представляют собой биографии и материалы к биографиям церковных деятелей 20-х гг. Рассмотрению тех или иных аспектов государственной политики в отношении церкви в той или иной мере, в которой она не сводилась к собственно репрессиям, уделяется меньшее внимание. Некоторое исключение составляют работы протоиерея В. Цыпина и священника А. Николина.
Существует сравнительно небольшое число исследований светских историков, специально рассматривающих вопросы взаимоотношений церкви и государства на Урале или в какой-то мере их затрагивающих Набор тем, который использовался исследователями, и принципы их освещения в общем и целом совпадают с принятыми в общероссийской историографии. Им свойственны и все недостатки, присущие трудам советских историков. Определенный перелом произошел в начале 90-х гг. Н.И. Музафарова и М.Г. Нечаев пересмотрели свои прежние позиции по отношению к Православной церкви. Для их последних трудов характерна значительно большая лояльность к православным духовным ценностям и сочувствие судьбе церкви после революции.
Тем не менее, имеющиеся работы не могут претендовать на обобщение всего опыта церковно-государственных взаимоотношений в первое послереволюционное время. Таким образом, и сегодня существует настоятельная потребность в создании научных трудов, которые могли бы заполнить пробелы, образовавшиеся в процессе изучения проблем церковной истории на Урале.
Цели и задачи исследования. Цель диссертации определяется выбранным объектом исследования. Основная цель работы состоит в реконструкции истории взаимоотношений между государством и церковью на Урале в 1917 1927 гг. В связи с этой целью были определены следующие основные задачи:
- показать сущность политики, проводившейся Временным и советским правительствами в религиозном вопросе в 1917 - 1927 гг.;
- рассмотреть реакцию духовенства и мирян Православной церкви на политические перемены в стране и действия властей в отношении религиозных организаций;
- проследить эволюцию церковно-государственных отношений на Урале на протяжении указанного периода, установить особенности, присущие отдельным этапам их развития;
- выявить основные методы, которые применялись советским государством в борьбе с Православной церковью;
- определить специфические черты, отличавшие государственную политику по отношению к церкви на Урале;
- оценить эффективность антицерковных мероприятий властей.
Источниковая база исследования. Основу Источниковой базы диссертации составили материалы, находящиеся в центральных и местных архивах: Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском центре хранения и исследования документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААСО), Государственном архиве новейшей истории Пермской области (ГАНИПО), Государственном архиве Пермской области (ГАПО), Государственном архиве Свердловской области (TACO), Отделе по делам архивов администрации г. Нижнего Тагила (ОДААНТ), Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО).
В зависимости от происхождения исследованные автором архивные источники можно разделить на 4 группы:
1) Документы государственных органов. Материалы, входящие в дан-ную группу, представлены в основном нормативными актами советского государства, договорами с религиозными общинами, делопроизводственной документацией административных органов, перепиской с религиозными организациями и документами статистического характера. В целом они отражают внешнюю, формально-юридическую сторону контактов церкви и советского государства. Особое значение имеют документы репрессивных органов. Их анализ дает возможность установить характер антицерковной политики властей и вычленить некоторые специфические методы, которые применялись карательными органами в борьбе с религиозными организациями.
2) Документы коммунистической партии. Они отражают прежде всего подоплеку государственной политики в религиозной области, в том числе вопросы, связанные с ее формированием.
3) Документы религиозных организаций, принадлежащие как патриар-шей церкви, так и обновленческим общинам и руководящим органам. В состав данной группы входят материалы собраний различного уровня, переписка с органами государственной власти, указы и распоряжения "тихоновского" и обновленческого церковного руководства и т.д. Эти материалы представляют в распоряжение исследователя большое количество ценных сведений о внутренней жизни религиозных общин и объединений в 1917 - 1927 гг., позволяют судить о ее эволюций на протяжении ряда лет.
4) Документы общественных организаций, проводивших в 20-е гг. антирелигиозную пропаганду. В работе использованы, главным образом, документы Союза безбожников (СБ). Их содержание дает возможность судить не только о деятельности центральных и местных органов СБ, но и о состоянии религиозности населения в 20-е гг.
Другую группу источников составили периодические издания, издававшиеся партийными и государственными органами власти и религиозными организациями.
Из опубликованных источников большое значение имеет двухтомник "Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922 - 1925 гг", подготовленный к изданию Н.П. Покровским и С.Г. Петровым. На страницах этого собрания документов впервые опубликованы материалы из Архива Президента Российской Федерации, Центрального архива Федеральной службы безопасности и других центральных архивов, посвященные проведению антицерковной политики в 20-е гг. Высокими качествами отличается и подготовленное Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом издание "Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России" .
Краткий обзор источниковой базы настоящего исследования показывает, что оно обеспечено необходимыми документами и материалами и позволяет решить поставленные в его рамках задачи.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка комплексного изучения взаимоотношений между церковью и государством на Урале в один из наиболее сложных периодов их истории. В такой постановке и при таком хронологическом охвате данная проблема почти не рассматривалась в исторической науке. При этом учитывались как закономерности развития государственной политики в религиозной области, так и эволюция политической линии Православной церкви, направленной на поиск подобающего для церкви места в советском обществе. Такой подход дал возможность выделить, с одной стороны, общие, а, с другой - местные особенности церковно-государственных отношений, показать на примере Урала суть шедших в советской России духовных процессов.
Практическая значимость работы.
- Диссертация содержит значительный объем ранее малоизвестной и неизвестной информации по истории как Православной церкви на Урале, так и государственной политики в отношении религиозных организаций. Эта информация может быть использована специалистами различного профиля.
- Исследование позволяет внести определенные коррективы в привычные представления об особенностях церковной истории 1917 - 1927 гг., присутствующие как в общественном сознании, так и в научной литературе.
- Принципы и подходы, на основе которых производилось исследование, могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения церковной истории Урала и России.
- Результаты исследования используются при разработке спецкурса по истории Русской Православной Церкви в XX столетии. Их возможно применить и при разработке спецкурса "История Православной церкви на Урале".
Апробация работы. Основные положения исследования заслушивались на Всероссийской научной конференции "Судьба России: духовные ценности и национальные интересы" (Екатеринбург, 1996), научной конференции "История России в первой трети XX века: историография, источниковедение" (Екатеринбург, 1996), региональной научной конференции "Первые уральские военно-исторические чтения" (Екатеринбург, 1997), региональной научной конференции "Первые Татищевские чтения" (Екатеринбург, 1997), Всероссийской научно-практической конференции "Общественное согласие в российской действительности: уроки истории и современность" (Екатеринбург, 1997), Всероссийской научной конференции "Интеллигенция в России на пороге XXI века: система духовных ценностей в исторической динамике” (Екатеринбург, 1998), региональной научно-практической конференции "Тагильский край в панораме веков" (Нижний Тагил, 1999), региональной научной конференции "Вторые уральские военно-исторические чтения" (Екатеринбург, 1999), научной конференции стипендиатов фонда Г. Белля (Санкт-Петербург, 1999).
Структура диссертации определена целями и задачами работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Все даты с февраля 1918 г. даны по новому стилю.
1. Закрытие церквей в Тагильском округе на рубеже 20 -30-х гг. // История России в первой трети XX века: историография, источниковедение. Тез. научн конфер. Екатеринбург, 1996. С. 25 - 27.
2. Национализм и традиции русской духовности // Судьба России: духовные ценности и национальные интересы: Тез. Всерос. научн. конфер. Екатеринбург, 1996. С. 34 -36.
3 Политическая позиция Русской Православной Церкви в период гражданской войны // Первые уральские военно-исторические чтения. Мат. регион, конфер. Екатеринбург, 1997. С. 57 -60.
4. Обновленчество на территории Тагильского округа в 1925 - 27 гг. // Первые Татищевские чтения. Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург, 1997. С. 177 - 180.
5. Православная церковь и общественное движение в России в начале XX века // Общественное согласие в российской действительности: уроки истории и современность. Мат Всерос. научно-практич. конфер. Екатеринбург, 1997. С. 25 - 27.
6. Православные общины Тагильского округа и церковный раскол 1920-х годов // Тагильский край в панораме веков. Мат. научно-практич. конфер. Екатеринбург, 1997. С. 91 -96.
7. Проблема лояльности советскому режиму в церковной жизни 20-х гг. // Интеллигенция в России на пороге XXI века: система духовных ценностей в исторической динамике. Тез. Всерос. научн. конфер. Екатеринбург, 1998. С. 55 -56.
8. Голод 1921 - 1922 гг. и изъятие церковных ценностей на Урале // Конференция стипендиатов фонда Генриха Белля. СПб., 1999. С. 38 - 40.
9. Пермские священнослужители и Гражданская война И Вторые уральские военно-исторические чтения. Мат. регион, научн. конфер. Екатеринбург, 2000. С. 119-121