Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ЭМОЦИЙ

Работа №102634

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы28
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Основные положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
Заключение 22
Список литературы 23

Актуальность. По оценкам исследователей (Березина Т. Н., 1999; Василюк Ф. Е., 1984; Леонтьев А. А., 1999; Нартова-Бочавер С. К., 2003; Низовских Н. А, 2005; Шмелев А. Г., 2003), современное человекознание характеризуется расширением влияния гуманистической парадигмы, в центре внимания которой находятся вопросы о специфике человеческого бытия в мире, о природе и внутренней закономерности человеческой уникальности, целостности и ценности. Такие проблемы находят свое решение в синтезе различных областей гуманитарного знания, взаимопроникновении методов таких наук как философия, психология, семиотика, лингвистика. Изучение внутреннего мира личности является одной из актуальных проблем современной психологии.
Одним из исследовательских подходов, реализующихся в данном направлении, выступает субъектная парадигма анализа данных (Шмелев А. Г., 1996), в которой испытуемый характеризуется множеством параметров в многомерном пространстве. Это позволяет глубже проникнуть во внутренний мир личности, воссоздать ее индивидуальное своеобразие. Человек рассматривается не как объект психологического воздействия или исследования, а как эксперт собственного опыта.
Какие бы условия ни определяли жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. (Леонтьев А. А., 1999). Если такие психические процессы как восприятие и мышление позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к действительности, подчеркивая личностную значимость происходящего (Дубровский Д. И., 1971).
Как указывают исследователи (Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К., 1980; Вилюнас В. К., 1989;. Данилова Н. Н., 2004; Шевченко Ю. С., Корнеева В. А., 2003; С1арагебе Е., 1928), современная теория эмоций часто не выдерживает испытания фактами, поэтому одной из основных задач в настоящее время является сбор и систематизация феноменологического материала. Причины неразработанности единой, общепризнанной теории эмоций связаны с объективной сложностью самой проблемы, принципиальным отличием эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных). Эмоции — более древняя («первичная») форма отражения, чем опосредованные речью познавательные процессы, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания (Хомская Е. Д., Батова Н. Я., 1992).
Таким образом, изучение эмоций как значимой составляющей внутреннего мира личности тесно связано с проблемой опосредования эмоционального опыта процессами его когнитивной переработки, формами репрезентации субъективных феноменов.
Проблема репрезентации действительности в сознании субъекта, структурной организации и содержательного наполнения индивидуального жизненного мира исследуется в различных направлениях психологической науки — как отечественной, так и зарубежной. Тема опосредования мировосприятия человека субъективным жизненным опытом присутствует в концепциях личности зарубежных психологов — К. Роджерса, А. Адлера, К. Левина, Х. Томэ и др. (цит. по: J. Sutherland, Н. Gill, 1970; F. Ungerer, 1995). В отечественной психологии проблема жизненного мира разрабатывалась С. Л. Рубинштейном (2003), А. Н. Леонтьевым (2004), Д. А. Леонтьевым (1999), Ф. Е. Василюком (1984).
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос об объективации тех феноменов, которые составляют эмоциональное пространство внутреннего плана, уровня переживаний личности. Исследованием картины мира в психологии и психолингвистике занимались Г. В. Колошанский (1988), Б. А. Серебренников (1988), У. Найссер (1985), А. А. Леонтьев (1999), С. Д. Смирнов (1985), В. В. Петухов (1985). Картина мира — субъективный образ объективной реальности, способ интерпретации человеком действительности, позволяющий ему ориентироваться в окружающем мире. При этом подчеркивается, что в формировании картины мира задействованы все стороны психического — от ощущения до самосознания...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Собран и проанализирован обширный материал по показателям эмоционально-личностных особенностей в возрасте от 13 до 24 лет. Выявлены значимые различия между юношами и девушками по показателям эмпатии и личностной тревожности. По уровню алекситимии, агрессивности и враждебности значимых различий не обнаружено. Показатели низкого эмоционального тонуса преобладают в выборке девушек- одиннадцатиклассниц. Полученные результаты существенно уточняют имеющиеся в литературе экспериментальные данные о половозрастных различиях эмоциональных особенностей юношей и девушек.
2. Взаимосвязь уровня алекситимии и объема словаря эмоций оказалась противоречивой, зависимой от пола, возраста и специфики образования испытуемых. Так, в выборке юношей чаще встречается положительная связь этих параметров, в выборке девушек — отрицательная. У девушек с низким уровнем алекситимии показатели объема словаря эмоций значимо превосходят аналогичные результаты в выборке с высоким уровнем алекситимии. У юношей эти различия не достигают уровня значимости.
3. Установлено, что высокоэмпатийные девушки называют достоверно больше эмоций и чувств, чем девушки с низкими показателями эмпатии. Дифференциация выборки юношей по уровню эмпатии не выявила значимых различий в объеме активного словаря эмоций у высокоэмпатийных и низкоэмпатийных юношей.
4. Корреляционный анализ показал, что увеличение объема активного словаря эмоций у девушек тесно связан с преобладанием положительных переживаний, а у юношей — с переживаниями тревоги, враждебности, сниженного эмоционального тонуса. Для обеих выборок значимой оказалась отрицательная связь словаря эмоций и уровня подозрительности.
5. Значительная часть испытуемых (от 19 % до 60 %) демонстрирует повышенный уровень личностной тревожности, агрессивности, враждебности, алекситимии, снижение эмоционального тонуса, низкий уровень развития эмпатических способностей.
6. Анализ обобщенных словарей девушек показал большое количество высокочастотных понятий, характеризующих эмоциональные особенности данной выборки; словари юношей наполнены за счет индивидуальных эмотивов-номинативов.
7. Показатели объема активного словаря эмоций у девушек, за исключением выборки девятиклассников, превышают аналогичные показатели у юношей. Увеличение объема активного словаря эмоций в выборке девушек тесно связано с возрастом испытуемых. У юношей возрастные различия этого показателя недостоверны.


Статья, опубликованная в ведущем рецензированном научном журнале:
Иванова Е. С. Эмоциональный тонус и методика его диагностики в молодом и юношеском возрасте // Образование и наука. — Екатеринбург: Изд-во РАО, 2006. — С. 69 - 74.
Тезисы и статьи, опубликованные в сборниках региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций:
1. Иванова Е. С., Лупандин В. И. Психофизическое исследование эмоций // Практическая психология, 2002. Т. 5. Матер. регион. науч.-практич. конф.// Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — С. 28 - 30.
2. Иванова Е. С., Лупандин В. И. Возрастные особенности эмоций и чувств // Психол. вестник Урал. гос. ун-та. имени А. М. Горького. — Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. — С. 30 - 34.
3. Иванова Е. С. Методология и методы исследования эмоциональной сферы личности // Психол. вестник Урал. гос. ун-та имени А. М. Горького. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. — С. 215 - 219.
4. Иванова Е. С., Латушкина Е. В., Лупандин В. И. Два подхода к исследованию «эмоционального пространства» студентов — психологов младших курсов // Психол. вестник Урал. гос. ун-та имени А. М. Горького. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. — С. 219 - 226.
5. Иванова Е. С. Сравнительный анализ научного и естественного словарей эмоций // Практическая психология, 2005. Т. 8. Матер. регион. науч.-практич. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — С. 107 - 109.
6. Иванова Е. С. Словарь эмоций: на пересечении лингвистики и психологии // Тезисы докладов Междунар. конф. «Знак: иконы, индексы, символы». — СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2005. — С. 32 - 34.
7. Иванова Е. С. Дисгармоничность эмоциональной сферы студентов математического факультета // Прикладная психология как ресурс социально — экономического развития современной России. Материалы межрегион. науч.-практ. конф. — М.: АНО УМО «Инсайт», 2005. — С. 187 - 188.
8. Иванова Е. С., Богатырева Е. А. Дисгармоничность эмоциональной сферы учащихся выпускных классов // Практич. психология, 2006. Матер. регион. науч.-практич. конф. / Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 19 - 21.
9. Иванова Е. С., Мироненко А. В. Особенности эмоциональной сферы мужчин и женщин в период ранней взрослости // Практическая психология, 2006. Матер. регион. науч.-практич. конф / Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 69 - 72.
10. Иванова Е. С., Смирнова Н. Н. Эмоциональные особенности студентов пятого курса классического университета. // Практическая психология, 2006. Матер. регион. науч.-практич. конф. / Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2006. — С. 63 - 66.
11. Иванова Е. С. Взаимосвязь словаря эмоций с показателями дисгармоничности эмоциональной сферы // Материалы 13-й Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006». Т. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2006. — С. 459 - 461.
12. Иванова Е. С. Взаимосвязь словаря эмоций с некоторыми особенностями эмоциональной сферы у старших школьников // Культура, личность, социум: взгляд молодых психологов (в рамках Всероссийского гуманитарного форума «Сибирские Афины») / Мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. студентов и аспирантов // Под ред. С. А. Богомаза, Ю. В. Сметановой. — Томск: «Аграф-Пресс», 2006. — С. 63 - 66.
13. Иванова Е. С., Смирнова Н. Н. Взаимосвязь профессионального образования и эмоциональных особенностей студентов различных специальностей // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф. 4-7 октября, 2006. — Кисловодск — Ставрополь — Москва: СевКавГТУ, 2006. — С. 141 - 143.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ