Актуальность темы. Диссертация посвящена численному исследованию особенностей множеств уровня функции цены в линейных дифференциальных играх с фиксированным моментом окончания. Предполагается, что непрерывная квазивыпуклая функция платы зависит от некоторых двух компонент фазового вектора в момент окончания игры. В рамках данной работы под особенностями понимаются: ситуации вырождения временных сечений (¿-сечений) множеств уровня — «узкие шейки»; специфические соотношения, связывающие ¿-сечения различных множеств уровня; нарушения регулярной структуры полей оптимальных движений, идущих по границе множеств уровня (излом, расщепление, слияние и т.д.).
Теория дифференциальных игр в настоящее время — развитая математическая дисциплина. Первые отчеты Р.Айзекса по дифференциальным играм относятся к 1951 году. В 1965 году была опубликована его книга «Дифференциальные игры», переведенная на русский язык в 1967 году1. В нашей стране динамические задачи конфликтного управления рассматриваются с начала 60-х годов прошлого века. Первыми были работы Л.С.Понтрягина и Н.Н.Красовского. В 1974 году опубликована книга Н.Н.Красовского и А.И.Субботина2. В ней, в частности, предложена позиционная формализация дифференциальных игр и доказана теорема об альтернативе, родственная теореме существования функции цены. Важные результаты были получены в работах Л.А.Петросяна и Б.Н.Пшеничного.
Среди работ зарубежных авторов конца 60-х - начала 70-х годов прошлого века отметим работы В.В.Вегкоуйщ А.В1ацшёге, ТУ.Вгеак’даеП, '^НЛештд, А.клеОшап, С.Ьейшапп, А^.Мега. В них рассматривались теоремы существования функции цены в подходящем классе стратегий и развивался метод Р.Айзекса решения дифференциальных игр при помощи построения сингулярных поверхностей.
Более поздние результаты, относящиеся к 1980-м годам, связаны с истолкованием функции цены игры как обобщенного решения уравнения Гамильтона-Якоби-Беллмана-Айзекса. Теория, опирающаяся на понятие минимаксного решения, была создана А.И.Субботиным. Полученные результаты отражены в книге 2003 года3. Близкое понятие вязкостного решения было введено в работах М.О.Огап4а11 и Р.Б.Бюпб. В этом направлении интенсивно работают в настоящее время М.ВапИ и 1.Сари77О-Во1сеПа...
На рисунках а) сингулярные поверхности имеют в целом сходную структуру с тем отличием, что на рис. 8 протяженность в обратном времени системы поверхностей меньше в силу больших возможностей второго игрока. На рисунках б) видны различия в изменении системы поверхностей: в случае сильного первого игрока увеличивается экиво- кальная поверхность, а в случае слабого первого игрока — рассеивающая. Наконец, в случае в), когда имеет место «однотипность» объектов и игра фактически сводится к задаче управления, остается единственный тип поверхности, соответствующий более сильному игроку. В случае сильного первого игрока это — поверхность переключения (со скачкообразным изменение оптимального управления обоих игроков), а в случае слабого первого игрока — рассеивающая сингулярная поверхность (на ней также скачком меняются оптимальные управления обоих игроков).
Подчеркнем, что когда игра превращается в задачу управления, то полностью пропадает экивокальная поверхность. Она не может существовать в задачах управления.
Численные результаты, полученные при помощи алгоритмов численного глобального построения и классификации сингулярных поверх-литературе результатами аналитических исследований. Алгоритм для случая скалярных управлений был применен к задаче, исследованной в работе В.С.Пацко и С.И. Тарасовой1. Алгоритм для случая строго выпуклых ограничений на управления игроков тестировался на задаче воздушного перехвата, изучавшейся в упоминавшихся ранее статьях Д.БЫпаг. Получено хорошее совпадение, что свидетельствует о разумности процедур, заложенных в алгоритмы.
В параграфе 3.3.9 для случая скалярных управлений описаны закономерности изменения типов сингулярных поверхностей с ростом значения функции цены. При обосновании соответствующей схемы использована теорема об уровневом выметании из второй главы.
[1] Ганебный С.А., Кумков С.С., Пацко В.С. Построение управления в задачах с неизвестным уровнем динамической помехи // Прикл. математика и механика. — 2006. — Т.70. — Вып. 5. — C. 753-770.
[2] Kumkov S.S., Patsko V.S. Parallel algorithm for construction of singular surfaces in linear differential games. Analysis of singular surfaces // Proceedings of the Eighth International Colloquium on Differential Equations, August 18-23, Plovdiv, Bulgaria, 1997. — Bainov D. (Ed.). — Utrecht, the Netherlands, 1998. — pp. 275-284.
[3] Кумков С.С. О разработке параллельной программы решения линейных дифференциальных игр // Алгоритмы и программные средства параллельных вычислений, Вып. 3. — Екатеринбург: УрО РАН,
1999. — С. 145-164.
[4] Kumkov S.S., Patsko V.S. Level sets of value function and singular surfaces in linear differential games // A Proceedings Volume from the IFAC Workshop on Nonsmooth and Discontinuous Problems of Control and Optimization, Chelyabinsk, Russia, 17-20 June 1998. — Batukhtin V.D., Kirillova F.M., Ukhobotov V.I. (Eds.). — Pergamon Press, Great Britain, 1999. — pp. 143-148.
[5] Averbukh V.L., Kumkov S.S., Shilov E.A., Yurtaev D.A., and Zenkov, A.I. Specialized Scientific Visualization Systems for Optimal Control Application // A Proceedings Volume from the IFAC Workshop on Nonsmooth and Discontinuous Problems of Control and Optimization, Chelyabinsk, Russia, 17-20 June 1998. — Batukhtin V.D., Kirillova F.M., and Ukhobotov, V.I. (Eds.). — Pergamon Press, Great Britain,
1999. — pp. 28-33.
[6] Kumkov S.S., Patsko V.S. Backward procedures in linear differential games of small dimension // Modern Applied Mathematics Techniques in Circuits, Systems and Control. — Mastorakis N. (Ed.). — World Scientific and Engineering Society Press, 1999. — pp. 138-143.
[7] Averbukh V.L., Kumkov S.S., Patsko V.S., Pykhteev O.A., and Yurtaev D.A. Specialized visualization systems for differential games // Progress in Simulation, Modelling, Analysis and Synthesis of Modern Electrical and Electronic Devices and Systems. — Mastorakis N. (Ed.). — World Scientific and Engineering Society Press, 1999. — pp. 301-306.
[8] Жаринов А.Н., Кумков С.С. Построение пучка оптимальных движений в линейной дифференциальной игре // Проблемы теоретической и прикладной математики, Труды 31-й Региональной молодежной конференции. — Екатеринбург: УрО РАН, 2000. — С. 87-88.
[9] Кумков С.С., Пацко В.С. Максимальные стабильные мосты в контрольном примере Л.С.Понтрягина // Вестник Удмуртского Университета (Математика, Механика), Ижевск. — 2000. — № 1. — C. 92-103.
[10] Kumkov S.S., Patsko V.S., Shinar J. Level Sets of the Value Function in Linear Differential Games with Elliptical Vectograms // Proceedings of the 11th IFAC Workshop «Control Applications of Optimization» (CAO 2000), (July 3-6, 2000, St.Petersburg, Russia), Vol. 2. — Zakharov V. (Ed.). — Saint-Petersburg, 2000. — pp. 579-584.
[11] Averbukh V.L., Kumkov S.S., Pykhteev O.A., and Yurtaev D.A. Visualization of Level Sets and Singular Surfaces in Differential Games // Proceedings of the 15th Conference on Scientific Computing «ALGO- RITMY 2000», Vysoke Tatry — Podbanske, Slovakia, September 10-15,
2000. — Handlovicova A., Komornikova M., Mikula K., and Sevcovic D. (Eds.). — Slovak University of Technology, Bratislava Faculty of Civil Engineering Department of Mathematics and Descriptive Geometry,
2000. — pp. 196-206.
[12] Кумков С.С. О разработке параллельной программы решения линейных дифференциальных игр // Сборник трудов конференции «Высокопроизводительные вычисления и их приложения», Черноголовка, 30 октября — 2 ноября 2000 г. — М: Изд-во МГУ, 2000. — С. 268-271.
[13] Kumkov S.S., Patsko V.S. Construction of Singular Surfaces in Linear Differential Games // Annals of the International Society of Dynamic Games, Vol. 6. — Altman E., Pourtallier O. (Eds.). — Birkhauser, Boston, 2001. — pp. 185-202.
[14] Жаринов А.Н., Кумков С.С. Построение пучка оптимальных движений в линейной дифференциальной игре с эллиптическими век- тограммами // Проблемы теоретической и прикладной математики: Труды 33-й Региональной молодежной конференции. — Екатеринбург: УрО РАН, 2002. — С. 239-243.
[15] Kumkov S.S., Patsko V.S., Shinar J. On level sets with «narrow throats» in linear differential games // International Game Theory Review. — 2005. — Vol. 7. — No. 3, September. — pp. 285-312.
[16] Kumkov S.S., Patsko V.S. Level Sweeping of the Value Function in Linear Differential Games // Annals of the International Society on Dynamic Games, Vol.8. — Haurie A., Raghavan T.E.S. (Eds.). — Birkhauser, Boston, 2006. — pp. 23-37.