Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №102608

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы23
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 7
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
Заключение 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время достаточно четко обозначенная общественная потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющих информационными технологиями для решения профессиональ­ных и социальных проблем, ставит перед системой образования задачу ос­воения новой парадигмы, ориентированной на человека и связывающей с ним новые качества бытия и общественного интеллекта. Это нашло отраже­ние в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается необходимость информатизации образования, оп­тимизации методов обучения, «активного использования технологий откры­того образования; углубления интеграционных и междисциплинарных про­грамм, соединения их с прорывными высокими технологиями».
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования обусловлена несоответствиями и противоречиями между ди­намично идущим процессом информатизации, освоением информационных технологий и компьютерной техники, под влиянием которых претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности человека, в том числе образование, и использованием устаревших критериев и показателей его качества; провоз­глашением необходимости демократизации и гуманизации образования и продолжающейся практикой обучения, ориентированного в основном на ре­продуктивную деятельность. В то же время общество, получившее название информационного, имеет огромные возможности развития благодаря дос­тупности знаний и их широкому использованию на основе информацион­ных технологий, которые мы определяем как совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информа­ции, реализуемых на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи.
На научно-теоретическом уровне противоречия связаны с необходи­мостью информатизации образовательного пространства, анализа и обобще­ния продуктивного применения информационных технологий и недостаточ­ной актуализацией их дидактического потенциала для повышения уровня понимания студентами изучаемого материала; осознанием необходимости ориентации процесса обучения на развитие способностей обучаемых к твор­ческой деятельности на основе самостоятельного познания и связанного с ним понимания и недостаточной теоретической обоснованностью соответст­вующих педагогических условий. Использование информационных техноло­гий предполагает активную образовательную деятельность, самообразова­тельную активность, развивающую личностные и профессиональные качест­ва. Активизация (от лат. actus - действие) определяется нами как процесс, вызывающий деятельное поведение (в отличие от пассивного), стимули­руемое комплексным применением форм и методов личностно разви­вающего обучения.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с несоответствиями между возможностью активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий и недостаточ­ным методическим обеспечением образовательного процесса; практической востребованностью существующего дидактического потенциала, которым обладают информационные технологии, в том числе для активизации пони­мания студентов, и недостаточной его теоретической обоснованностью и технологической разработанностью. В своем исследовании мы исходим из определения понимания в качестве педагогической категории, связанной с процессом постижения смысла, значения изучаемого материала и дос­тигнутого благодаря этому результата.
На основе анализа актуальности, имеющихся противоречий и несоот­ветствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании педагогических возможностей активиза­ции понимания студентами изучаемого материала на основе реализации в обучении дидактического потенциала информационных технологий. Про­блема определила выбор темы исследования «Активизация понимания сту­дентами учебного материала средствами информационных технологий»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении представлены теоретические и практические результа­ты исследования, сформулированы основные выводы.
1. Проанализировано состояние проблемы понимания в философской, психологической, педагогической и научно-методической литературе, что позволило сосредоточиться на понимании как процедуре постижения, поро­ждения смысла, обусловленности познания потребностью в понимании. Вы­явление понятийно-категориального аппарата проблемы привело к определе­нию нами понятия «активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий» как целенаправленной деятельно­сти субъектов образовательного процесса, связанной с реализацией в обуче­нии дидактического потенциала информационных технологий для постиже­ния смысла изучаемого.
2. Выявлен дидактический потенциал информационных технологий для активизации понимания на основе:
• создания условий для самостоятельного изучения материала (самооб­разования), однако в сотрудничестве с преподавателем, позволяющих сту­денту постигать сложное на уровне понимания, выбирать удобные для него время и место учебной работы, а также темп обучения;
• обеспечения дифференциации и персонификации обучения на основе использования персонального компьютера;
• работы с виртуальными моделями изучаемых процессов и объектов (в том числе и с трёхмерными образами);
• автоматизированного, в том числе самостоятельного, контроля и, сле­довательно, объективного оценивания знаний и умений;
• возможности поиска информации и более удобного доступа к ней;
• информационно-коммуникативных возможностей компьютерных сис­тем, в том числе Internet, позволяющих достигать успеха в обучении.
3. Определено понятие «дидактический потенциал информационных технологий» как их скрытая возможность, которая при определенных педаго­гических условиях становится реальным фактором активизации понимания в обучении, ориентированном на развитие личности обучаемого.
4. Определены психодидактические и педагогические особенности процесса понимания и сформулированы необходимые и достаточные педаго­гические условия активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, а именно:
• своевременная диагностика уровней понимания студентом учебного материала и проведение необходимой коррекции;
• развитие положительной познавательной мотивации студентов на дос­тижение понимания;
• персонификация дидактического процесса на основе использования персональных компьютеров в обучении;
• создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучаемого из объекта обучения в субъект познавательной деятельности на основе понимания;
• развитие рефлексивной культуры студентов путем соответствующей организации процесса обучения, способствующего переходу от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.
5. Разработана педагогическая модель активизации понимания сту­дентами учебного материала средствами информационных технологий, кото­рая включает в себя четыре основных блока, описывающих реализацию пе­дагогических условий, использование средств информационных технологий и организацию диагностики. Построенная модель определила проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности процесса обучения, ориентированного на понимание студентами учебного материала курсов «Математики» и «Информатики» средствами информационных технологий, при выполнении обоснованных нами необходимых и достаточных педагоги­ческих условий.
6. Обоснованы четыре уровня понимания (рецептивный, репродук­тивный, продуктивный, эвристический). Теоретически обоснованы и эмпи­рически проверены показатели и критерии поэтапного достижения студента­ми того или иного уровня, связанные с активизацией понимания средствами информационных технологий.
7. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила эффективность обучения, построенного на основе предложенной педагогической модели, что было проверено статистической обработкой результатов контрольных срезов, а также содержательной интерпретацией итогов статистического ана­лиза.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий. Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, может быть разработка дидактических материалов на основе дифференцированного и персонифици­рованного обучения, а также методик диагностики уровней понимания. Осо­бым направлением научно-педагогических исследований может стать про­блема преемственности общего среднего и высшего образования в организа­ции процесса обучения, ориентированного на понимание обучающимися учебного материала.


1. Коржавина, Н. В. Возможности информационных технологий при активизации процесса понимания в обучении [Текст] / Н. В. Коржавина // Образование и наука. Известия УрО РАО. - Приложение № 1. - 2006. - С. 18­23.
2. Коржавина, Н. В. Психологические особенности использования ин­формационных технологий в школе [Текст] / Н. В. Коржавина // Информати­зация образования 2001: матер. всероссийской науч.-практ. конф.; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - С. 136-138.
3. Коржавина, Н. В. Использование информационных технологий при оценке уровня понимания обучающимися учебного материала [Текст] / Н. В. Коржавина, Т. Н. Шамало // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях : материалы междун. науч.- практ. конф. , Екатеринбург, 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - Ч. 2. - С. 63-65.
4. Коржавина, Н. В. Использование информационных технологий для активизации понимания учащимися учебного материала [Текст] / Н. В. Кор­жавина // Повышение эффективности подготовки учителей физики и инфор­матики в условиях модернизации Российского образования : материалы все- рос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-2 апр. 2003 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - Ч. 2. - С. 45-47.
5. Коржавина, Н. В. Диагностические возможности диалога в процес­се понимания учебного материала [Текст] / Н. В. Коржавина, Т. Н. Шамало // Физика в школе и вузе : междун. сб. науч. статей. / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб, 2004. - С. 33-36.
6. Коржавина, Н. В. Основы теории вероятностей и математической статистики [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. В. Коржавина, С. Н. Петрова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 5,76 п.л.
7. Коржавина, Н. В. Проблема понимания в образовании [Текст] / Н. В. Коржавина // Современные наукоемкие технологии: фундаментальные ис­следования. Матер. науч. конф. с международным участием, 20-27 ноября 2006г., о. Тенерифе (Испания). - М. : Изд-во РАЕ, 2006. - С. 71-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ