ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 7
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
Заключение 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время достаточно четко обозначенная общественная потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющих информационными технологиями для решения профессиональных и социальных проблем, ставит перед системой образования задачу освоения новой парадигмы, ориентированной на человека и связывающей с ним новые качества бытия и общественного интеллекта. Это нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается необходимость информатизации образования, оптимизации методов обучения, «активного использования технологий открытого образования; углубления интеграционных и междисциплинарных программ, соединения их с прорывными высокими технологиями».
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы и темы исследования обусловлена несоответствиями и противоречиями между динамично идущим процессом информатизации, освоением информационных технологий и компьютерной техники, под влиянием которых претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности человека, в том числе образование, и использованием устаревших критериев и показателей его качества; провозглашением необходимости демократизации и гуманизации образования и продолжающейся практикой обучения, ориентированного в основном на репродуктивную деятельность. В то же время общество, получившее название информационного, имеет огромные возможности развития благодаря доступности знаний и их широкому использованию на основе информационных технологий, которые мы определяем как совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации, реализуемых на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи.
На научно-теоретическом уровне противоречия связаны с необходимостью информатизации образовательного пространства, анализа и обобщения продуктивного применения информационных технологий и недостаточной актуализацией их дидактического потенциала для повышения уровня понимания студентами изучаемого материала; осознанием необходимости ориентации процесса обучения на развитие способностей обучаемых к творческой деятельности на основе самостоятельного познания и связанного с ним понимания и недостаточной теоретической обоснованностью соответствующих педагогических условий. Использование информационных технологий предполагает активную образовательную деятельность, самообразовательную активность, развивающую личностные и профессиональные качества. Активизация (от лат. actus - действие) определяется нами как процесс, вызывающий деятельное поведение (в отличие от пассивного), стимулируемое комплексным применением форм и методов личностно развивающего обучения.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с несоответствиями между возможностью активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий и недостаточным методическим обеспечением образовательного процесса; практической востребованностью существующего дидактического потенциала, которым обладают информационные технологии, в том числе для активизации понимания студентов, и недостаточной его теоретической обоснованностью и технологической разработанностью. В своем исследовании мы исходим из определения понимания в качестве педагогической категории, связанной с процессом постижения смысла, значения изучаемого материала и достигнутого благодаря этому результата.
На основе анализа актуальности, имеющихся противоречий и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании педагогических возможностей активизации понимания студентами изучаемого материала на основе реализации в обучении дидактического потенциала информационных технологий. Проблема определила выбор темы исследования «Активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий»...
В заключении представлены теоретические и практические результаты исследования, сформулированы основные выводы.
1. Проанализировано состояние проблемы понимания в философской, психологической, педагогической и научно-методической литературе, что позволило сосредоточиться на понимании как процедуре постижения, порождения смысла, обусловленности познания потребностью в понимании. Выявление понятийно-категориального аппарата проблемы привело к определению нами понятия «активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий» как целенаправленной деятельности субъектов образовательного процесса, связанной с реализацией в обучении дидактического потенциала информационных технологий для постижения смысла изучаемого.
2. Выявлен дидактический потенциал информационных технологий для активизации понимания на основе:
• создания условий для самостоятельного изучения материала (самообразования), однако в сотрудничестве с преподавателем, позволяющих студенту постигать сложное на уровне понимания, выбирать удобные для него время и место учебной работы, а также темп обучения;
• обеспечения дифференциации и персонификации обучения на основе использования персонального компьютера;
• работы с виртуальными моделями изучаемых процессов и объектов (в том числе и с трёхмерными образами);
• автоматизированного, в том числе самостоятельного, контроля и, следовательно, объективного оценивания знаний и умений;
• возможности поиска информации и более удобного доступа к ней;
• информационно-коммуникативных возможностей компьютерных систем, в том числе Internet, позволяющих достигать успеха в обучении.
3. Определено понятие «дидактический потенциал информационных технологий» как их скрытая возможность, которая при определенных педагогических условиях становится реальным фактором активизации понимания в обучении, ориентированном на развитие личности обучаемого.
4. Определены психодидактические и педагогические особенности процесса понимания и сформулированы необходимые и достаточные педагогические условия активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, а именно:
• своевременная диагностика уровней понимания студентом учебного материала и проведение необходимой коррекции;
• развитие положительной познавательной мотивации студентов на достижение понимания;
• персонификация дидактического процесса на основе использования персональных компьютеров в обучении;
• создание на занятиях ситуации успеха, способствующей превращению обучаемого из объекта обучения в субъект познавательной деятельности на основе понимания;
• развитие рефлексивной культуры студентов путем соответствующей организации процесса обучения, способствующего переходу от внешнего диалога к внутреннему, от внешней оценки к самооценке.
5. Разработана педагогическая модель активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий, которая включает в себя четыре основных блока, описывающих реализацию педагогических условий, использование средств информационных технологий и организацию диагностики. Построенная модель определила проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности процесса обучения, ориентированного на понимание студентами учебного материала курсов «Математики» и «Информатики» средствами информационных технологий, при выполнении обоснованных нами необходимых и достаточных педагогических условий.
6. Обоснованы четыре уровня понимания (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, эвристический). Теоретически обоснованы и эмпирически проверены показатели и критерии поэтапного достижения студентами того или иного уровня, связанные с активизацией понимания средствами информационных технологий.
7. Проведенная опытно-поисковая работа подтвердила эффективность обучения, построенного на основе предложенной педагогической модели, что было проверено статистической обработкой результатов контрольных срезов, а также содержательной интерпретацией итогов статистического анализа.
Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы активизации понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий. Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, может быть разработка дидактических материалов на основе дифференцированного и персонифицированного обучения, а также методик диагностики уровней понимания. Особым направлением научно-педагогических исследований может стать проблема преемственности общего среднего и высшего образования в организации процесса обучения, ориентированного на понимание обучающимися учебного материала.
1. Коржавина, Н. В. Возможности информационных технологий при активизации процесса понимания в обучении [Текст] / Н. В. Коржавина // Образование и наука. Известия УрО РАО. - Приложение № 1. - 2006. - С. 1823.
2. Коржавина, Н. В. Психологические особенности использования информационных технологий в школе [Текст] / Н. В. Коржавина // Информатизация образования 2001: матер. всероссийской науч.-практ. конф.; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - С. 136-138.
3. Коржавина, Н. В. Использование информационных технологий при оценке уровня понимания обучающимися учебного материала [Текст] / Н. В. Коржавина, Т. Н. Шамало // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях : материалы междун. науч.- практ. конф. , Екатеринбург, 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - Ч. 2. - С. 63-65.
4. Коржавина, Н. В. Использование информационных технологий для активизации понимания учащимися учебного материала [Текст] / Н. В. Коржавина // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации Российского образования : материалы все- рос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-2 апр. 2003 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - Ч. 2. - С. 45-47.
5. Коржавина, Н. В. Диагностические возможности диалога в процессе понимания учебного материала [Текст] / Н. В. Коржавина, Т. Н. Шамало // Физика в школе и вузе : междун. сб. науч. статей. / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб, 2004. - С. 33-36.
6. Коржавина, Н. В. Основы теории вероятностей и математической статистики [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. В. Коржавина, С. Н. Петрова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 5,76 п.л.
7. Коржавина, Н. В. Проблема понимания в образовании [Текст] / Н. В. Коржавина // Современные наукоемкие технологии: фундаментальные исследования. Матер. науч. конф. с международным участием, 20-27 ноября 2006г., о. Тенерифе (Испания). - М. : Изд-во РАЕ, 2006. - С. 71-73.