Объект исследования - ООО "Оптим-Связь Сервис" (г. Москва). Компания занимается разработкой, производством, поставками и сервисным обслуживанием оборудования под собственной торговой маркой.
Проведен анализ деятельности за 2018-2020 годы.
Разработаны мероприятия по совершенствованию системы делегирования .
Введение 3
1. Теоретические основы проблем делегирования полномочий как средство развития человеческих ресурсов в организации 6
1.1. Сущность делегирования полномочий в системе управления 6
1.2. Подходы к исследованию делегирования полномочий 10
2. Анализ особенностей делегирования полномочий как средство развития человеческих ресурсов в ООО «Оптим-Связь Сервис» 15
2.1. Общая характеристика ООО «Оптим-Связь Сервис» 15
2.2. Анализ системы делегирование полномочий ООО "Оптим-Связь Сервис" 16
3. Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию системы делегирования ООО «Оптим-Связь Сервис» 29
3.1. Предложения по изменению текущей ситуации 29
3.2. Оценка эффективности внедрения проекта совершенствования системы делегирования полномочий ООО «Оптим-Связь Сервис» 33
Заключение 35
Список использованных источников 37
Актуальность делегирования полномочий возрастает с ростом конкуренции, поскольку с ускорением процессов во внешней среде руководителю компании остается все меньше времени на принятие взвешенных решений.
Приходится выбирать из двух альтернатив: либо снижать качество лично принимаемых решений, либо снижать их количество.
Последнее предполагает передачу отдельных функций на нижние уровни управления своим заместителям и подчиненным.
Проблема делегирования полномочий в сфере управления всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. С методологических позиций она исследовалась Г.В. Атаманчуком, В.П. Галенко, С.О. Доннелом, Т.С. Кабаченко, В.И. Кноррингом, Л. Маллинзом, М. Месконом, Б.З. Мильнером, А.Г. Поршневым, С.Д. Резником, Г. Узрютовой и др.
Несмотря на достаточно обширное освещение этой темы в литературе, большой пласт проблем, в частности касающихся создания организационных условий для делегирования полномочий, изучен недостаточно. Обращает на себя внимание малочисленность практических методик для реализации процесса делегирования полномочий для хозяйствующих субъектов.
Системное использование такого инструмента в управлении как делегирование полномочий помогает компании преодолеть трудности переходного периода и дает возможность развиваться.
Вышесказанное предопределило цель и задачи исследования.
Объектом исследования является компания, которая занимается разработкой, производством, поставками и сервисным обслуживанием оборудования под собственной торговой маркой OPTIMCOM (далее ООО «Оптим-Связь Сервис»).
Предметом исследования является практика делегирования полномочий.
Цель: разработка принципов делегирования полномочий как средства развития человеческих ресурсов на примере ООО «Оптим-Связь Сервис».
Задачи:
- исследовать теоретические основы проблем делегирования полномочий как средство развития человеческих ресурсов в организации;
- выявить проблемы в сфере управления, мешающие развитию компании;
- предложить конкретные мероприятия по внедрению и использованию делегирования полномочий с целью развитию персонала.
Структурно работа включает в себя введение, три раздела с параграфами, заключение и список использованных источников.
В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты делегирования полномочий, включающие его понятие, сущность и методологию. Они представляют собой основу дальнейшего исследования и разработок. Во втором разделе анализируется организационно-хозяйственная деятельность и системы бизнес-процессов предприятия. Определяется система управления, а также анализируется производственная деятельность. В третьем разделе осуществляется разработка рекомендаций и мероприятий по внедрению системы делегирования. Оценивается их эффективность.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных в работе результатов в деятельности ООО «Оптим-Связь Сервис» и других аналогичных предприятий.
Процесс делегирования полномочий состоит в том, что предприниматель создает для своих подчиненных условия, позволяющие им самостоятельно выполнять те или иные поручения.
При делегировании ответственности не уменьшается ответственность менеджера за результаты выполнения дел. Перед руководителем все-таки отвечает именно руководитель подразделения, а не подчиненный, допустивший срыв в работе.
Объектом исследования в работе стало ООО «Оптим-Связь Сервис».
В процессе исследования компании был выявлен ряд проблем, а именно:
1. Несбалансированность структуры управления предприятием, выражающаяся в недостаточно эффективном распределении функций управления производством;
2. Различные подходы к определению зон ответственности сотрудников в разных подразделениях;
3. Жесткая вертикаль принятия решений, отсутствие необходимой доли прав на нижних уровнях управленческой структуры, чего требуют особенности
Указанные недостатки приводят к следующим последствиям для организации:
- замедляется скорость прохождения информации за счет увеличения количества согласований;
- снижается эффективность работы подразделений за счет необходимости взаимодействовать через руководителей подразделений;
- дублирование функций порождает конфликты в коллективе и между топ-менеджментом компании;
- дублирование функций не дает возможности осуществлять полноценный контроль за бизнес-процессами в компании и приводит к отсутствию виноватых в случае неудачи;
- организация теряет гибкость и возможность оперативно реагировать на вызовы рынка.
Основываясь на проведенном анализе, были сделаны предложения по совершенствованию системы управления предприятия по двум, ключевым на наш взгляд, направлениям:
- оптимизация организационной структуры с целью более четкого разграничения производственных функций и оптимизации норм управляемости;
- внедрение в практику работы элементов бад-гарцбургской модели управления, что позволит повысить мотивацию управленческого персонала всех уровней.
Первое предложение позволит убрать организационные причины для появления конфликтов, устранить часть организационных противоречий в системе управления и создать предпосылки для внедрения практики управления посредством делегирования полномочий.
Вторая рекомендация позволит дополнить существующую практику управления элементами управления посредством делегирования полномочий, что позволит развить уже существующие тенденции и повысить эффективность управления в целом.
Представленный расчет экономической эффективности позволяет говорить о цеплесообразности предложенных решений.
1. Конституция РФ принятая 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
3. Андруник А.П., Суглобов А.Е., Руденко М.Н. Кадровая безопасность. инновационные технологии управления персоналом. Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Дашков и Ко. 2020. 508 с.
4. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – Москва: Проспект, 2017. – 688 с.
5. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.
6. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: учебник / А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. – Москва: Дашков и К°, 2017. – 387 с.
7. Исаева О. М., Припорова Е. А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. 168 с.
8. Кибанов, А.Я. Экономика управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Эсаулова. – Москва: Инфра-М, 2018. – 425 с.
9. Кязимов К. Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие. – М.: Юрайт. 2019. 202 с.
10. Маслова В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.
11. Основы менеджмента [Текст]: Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Вильямс, 2016. - 665 с.: ил., табл.;
12. Руденко А. М., Котлярова В. В., Латышева А. Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Феникс. 2020. 320 с.
13. Старобинский Э. Передача полномочий - один из важнейших принципов менеджмента // Управление персоналом №4, 2000. - С. 51
14. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Учебник. — М.: КноРус. 2020. 720 с.
15. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум / [О. А. Лапшова и др.]. – Москва: Юрайт, 2018. – 405 с.
16. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
17. Веснин В.Р. Делегирование прав и ответственности подчиненным. Электронный текст. Режим доступа: // http://www.elitarium.ru
18. Матрица Эйзенхауэра. Электронный текст. Режим доступа http://gridasovavera.com/tag/matrica-ejzenxauera
19. Пугачев В.П. Гарцбургская модель руководства. Электронный текст. Режим доступа http://www.elitarium.ru/2011/09/21/garcburgskaja_model_ rukovodstva.html
20. Узрютова Г. Эффективное делегирование полномочий. Электронный текст. Режим доступа: http://www.paratnova.ru/?s=32&d_id=836
21. Матюхин С.В. ГК РФ. Гражданский кодекс Части 1, 2, 3 и 4 по сост. на 05.11.21 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практике / Матюхин С.В., Романовский В.А. — Из-во: Проспект — 2021 — 1347 с.
22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс] : от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
23. Трейси, Брайан Делегирование и управление / Брайан Трейси. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 365 c.
24. Календжян, С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календжян. - М.: Дело, 2015. - 272 c.
25. Официальный сайт ООО «Оптим-Связь Сервис». – Режим доступа: http://оптимком.рф