ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
Положения, выносимые на защиту 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
Положения, выносимые на защиту 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Актуальность проблемы и темы исследования. Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект - субъектно ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Взаимодействие - междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов (И. Кант, В.С. Соловьев, М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, И.И. Жбанкова и др.). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений научных исследований данной проблематики в педагогической науке. Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами.
Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекаются различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции.
Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различного рода противоречий, конфликтов.
В-третьих, проблеме общения уделяется внимание в «Стратегии модернизации содержания образования» МО РФ, где подчеркивается: «...важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы». Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного процесса становится приоритетным направлением исследовательской работы.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса автор понимает сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Межличностное взаимодействие подростка рассматривается в диссертации как форма общения со сверстниками, которая играет исключительную роль в формировании личного опыта. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. Общение, согласно Д. Б. Эльконину, является ведущей деятельностью в этом возрасте, в процессе которой развивается личностная сфера. Во взаимодействии подростка со сверстниками формируются коммуникативность, ответственность, способность к сотрудничеству, самостоятельность, инициативность, процессы самопознания, самооценки, самореализации.
Развитие коммуникативных качеств личности происходит посредством личностно ориентированных технологий. Кроме того, технология межличностного взаимодействия формирует и навык ассертивного поведения, которое является важнейшим элементом при проведении переговоров, решении конфликтов. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, сохраняя при этом уважение к партнеру и отношения с ним.
Проблемы взаимодействия учителей и подростков непосредственно связаны с психолого-педагогической подготовкой будущих педагогов, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией их ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения. Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специального изучения таких ученых исследователей как Ш. А. Амонашвили, В. Л. Бенин, Н. П. Гапон, К. Н. Левитан.
В то же время следует отметить, что количество работ, посвященных этой проблеме, свидетельствует о ее недостаточном освещении.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется объективно существующими противоречиями между:
• потребностью образовательного социума в социально активных, коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков эффективного межличностного взаимодействия...
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Взаимодействие - междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов (И. Кант, В.С. Соловьев, М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, И.И. Жбанкова и др.). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений научных исследований данной проблематики в педагогической науке. Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами.
Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекаются различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции.
Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различного рода противоречий, конфликтов.
В-третьих, проблеме общения уделяется внимание в «Стратегии модернизации содержания образования» МО РФ, где подчеркивается: «...важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы». Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного процесса становится приоритетным направлением исследовательской работы.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса автор понимает сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Межличностное взаимодействие подростка рассматривается в диссертации как форма общения со сверстниками, которая играет исключительную роль в формировании личного опыта. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. Общение, согласно Д. Б. Эльконину, является ведущей деятельностью в этом возрасте, в процессе которой развивается личностная сфера. Во взаимодействии подростка со сверстниками формируются коммуникативность, ответственность, способность к сотрудничеству, самостоятельность, инициативность, процессы самопознания, самооценки, самореализации.
Развитие коммуникативных качеств личности происходит посредством личностно ориентированных технологий. Кроме того, технология межличностного взаимодействия формирует и навык ассертивного поведения, которое является важнейшим элементом при проведении переговоров, решении конфликтов. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и добиваться того, что ему нужно, сохраняя при этом уважение к партнеру и отношения с ним.
Проблемы взаимодействия учителей и подростков непосредственно связаны с психолого-педагогической подготовкой будущих педагогов, развитием профессионально-педагогической направленности и гуманизацией их ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения. Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специального изучения таких ученых исследователей как Ш. А. Амонашвили, В. Л. Бенин, Н. П. Гапон, К. Н. Левитан.
В то же время следует отметить, что количество работ, посвященных этой проблеме, свидетельствует о ее недостаточном освещении.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется объективно существующими противоречиями между:
• потребностью образовательного социума в социально активных, коммуникативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков эффективного межличностного взаимодействия...
1. На современном этапе в педагогике идут интенсивные поиски новых методов, принципов, технологий воспитания и обучения школьников. В этих условиях межличностное взаимодействие подростков между собой и стиль общения педагогов становится определяющим способом самоопределения и саморазвития субъектов образовательного процесса
2. В диссертации определена значимость влияния факторов межличностных отношений на развитие личности школьника в целом. Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности подростков, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования школьного коллектива, в котором формируются основные личностные качества учащегося, его индивидуальные особенности.
3. Определен механизм формирования позитивных межличностных отношений школьников и педагогов. Межличностное взаимодействие становится психологически полноценным только при условии общения на равных, когда дети удовлетворены ролями и статусным положением, видом совместной деятельности. Активизация межличностного общения школьников осуществляется через формирование механизмов самореализации личности каждого субъекта образовательного процесса, через осознание школьниками своего личного опыта, через создание педагогами условий, необходимых для полноценного общения.
4. Установлено, что уровень общительности у учащихся 5-х классов недостаточный для осуществления полноценного межличностного взаимодействия; наиболее сильное влияние на характер межличностных отношений школьников оказывают социальный фактор и индивидуально-личностные особенности детей (самооценка, общительность, тревожность); стиль общения педагога с подростками и его личностные качества играют большое значение в становлении межличностных отношений в школьном коллективе. Подростки готовы к формированию межличностных отношений. У них происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением школьной деятельности и развитием личности; возникает "личностное" сознание, проявляющееся в самооценке, самореализации детей; формируется и развивается произвольное поведение, умение управлять своими эмоциями и чувствами, поступками.
5. Разработанная система интегрированных уроков и внеклассных групповых занятий, занятий по психогимнастике, включающих индивидуальную коррекционную работу, тренинги, позволяет активно воздействовать на различные стороны личности школьника, его эмоциональную, интеллектуальную, познавательную, личностную сферу. Таким образом, доказано, что межличностные взаимодействия школьников будут складываться позитивнее, если в структуру их взаимодействия на уроках литературы и во внеклассных занятиях включать личностный опыт каждого ребенка, если строить общение педагога с детьми на принципах партнерства, взаимопомощи и сотрудничества.
Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, предполагает более широкое изучение проблемы межличностного взаимодействия учащихся при использовании системного подхода.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в 10 публикациях автора.
2. В диссертации определена значимость влияния факторов межличностных отношений на развитие личности школьника в целом. Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности подростков, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования школьного коллектива, в котором формируются основные личностные качества учащегося, его индивидуальные особенности.
3. Определен механизм формирования позитивных межличностных отношений школьников и педагогов. Межличностное взаимодействие становится психологически полноценным только при условии общения на равных, когда дети удовлетворены ролями и статусным положением, видом совместной деятельности. Активизация межличностного общения школьников осуществляется через формирование механизмов самореализации личности каждого субъекта образовательного процесса, через осознание школьниками своего личного опыта, через создание педагогами условий, необходимых для полноценного общения.
4. Установлено, что уровень общительности у учащихся 5-х классов недостаточный для осуществления полноценного межличностного взаимодействия; наиболее сильное влияние на характер межличностных отношений школьников оказывают социальный фактор и индивидуально-личностные особенности детей (самооценка, общительность, тревожность); стиль общения педагога с подростками и его личностные качества играют большое значение в становлении межличностных отношений в школьном коллективе. Подростки готовы к формированию межличностных отношений. У них происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением школьной деятельности и развитием личности; возникает "личностное" сознание, проявляющееся в самооценке, самореализации детей; формируется и развивается произвольное поведение, умение управлять своими эмоциями и чувствами, поступками.
5. Разработанная система интегрированных уроков и внеклассных групповых занятий, занятий по психогимнастике, включающих индивидуальную коррекционную работу, тренинги, позволяет активно воздействовать на различные стороны личности школьника, его эмоциональную, интеллектуальную, познавательную, личностную сферу. Таким образом, доказано, что межличностные взаимодействия школьников будут складываться позитивнее, если в структуру их взаимодействия на уроках литературы и во внеклассных занятиях включать личностный опыт каждого ребенка, если строить общение педагога с детьми на принципах партнерства, взаимопомощи и сотрудничества.
Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, предполагает более широкое изучение проблемы межличностного взаимодействия учащихся при использовании системного подхода.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в 10 публикациях автора.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФОТОИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Личностно-ориентированное образование как фактор развития познавательной самостоятельности школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СПОСОБ ДИАЛОГИЗАЦИИ
РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Педагогическое взаимодействие в социально-историческом аспекте на примере российского образования конца XIX - начала XXI вв
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





