Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №102580

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
Положения, выносимые на защиту 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Актуальность проблемы и темы исследования. Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный об­мен приводят к интенсивному поиску новых, субъект - субъектно ориенти­рованных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве.
Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Взаимо­действие - междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов (И. Кант, В.С. Соловьев, М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, И.И. Жбанкова и др.). В настоящее время можно выделить несколько основных направлений научных исследований данной проблематики в педагогической науке. Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими фак­торами.
Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекаются различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции.
Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вы­зывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различного рода противоречий, конфликтов.
В-третьих, проблеме общения уделяется внимание в «Стратегии мо­дернизации содержания образования» МО РФ, где подчеркивается: «...важное место в содержании образования должны занять коммуникатив­ность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, раз­витие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпи­мость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержа­тельные компромиссы». Таким образом, взаимодействие субъектов образо­вательного процесса становится приоритетным направлением исследова­тельской работы.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса автор понимает сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Межличностное взаимодействие подростка рассматривается в диссерта­ции как форма общения со сверстниками, которая играет исключительную роль в формировании личного опыта. Для подросткового возраста характе­рен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. Общение, со­гласно Д. Б. Эльконину, является ведущей деятельностью в этом возрасте, в процессе которой развивается личностная сфера. Во взаимодействии подро­стка со сверстниками формируются коммуникативность, ответственность, способность к сотрудничеству, самостоятельность, инициативность, процес­сы самопознания, самооценки, самореализации.
Развитие коммуникативных качеств личности происходит посредством личностно ориентированных технологий. Кроме того, технология межлично­стного взаимодействия формирует и навык ассертивного поведения, которое является важнейшим элементом при проведении переговоров, решении кон­фликтов. Это способность человека отстаивать свою точку зрения и доби­ваться того, что ему нужно, сохраняя при этом уважение к партнеру и отно­шения с ним.
Проблемы взаимодействия учителей и подростков непосредственно свя­заны с психолого-педагогической подготовкой будущих педагогов, развити­ем профессионально-педагогической направленности и гуманизацией их ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения. Гуманистические ценностные ориентации педагога стали предметом специ­ального изучения таких ученых исследователей как Ш. А. Амонашвили, В. Л. Бенин, Н. П. Гапон, К. Н. Левитан.
В то же время следует отметить, что количество работ, посвященных этой проблеме, свидетельствует о ее недостаточном освещении.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется объективно существующими противоречиями между:
• потребностью образовательного социума в социально активных, коммуни­кативно-компетентных субъектах и отсутствием у большинства субъектов образовательного процесса навыков эффективного межличностного взаимо­действия...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На современном этапе в педагогике идут интенсивные поиски новых мето­дов, принципов, технологий воспитания и обучения школьников. В этих условиях межличностное взаимодействие подростков между собой и стиль общения педагогов становится определяющим способом самоопределения и саморазвития субъектов об­разовательного процесса
2. В диссертации определена значимость влияния факторов межличностных отношений на развитие личности школьника в целом. Межличностное общение явля­ется не только необходимым компонентом деятельности подростков, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования школьного коллектива, в котором формируются основные лично­стные качества учащегося, его индивидуальные особенности.
3. Определен механизм формирования позитивных межличностных отношений школьников и педагогов. Межличностное взаимодействие стано­вится психологически полноценным только при условии общения на равных, когда дети удовлетворены ролями и статусным положением, видом совмест­ной деятельности. Активизация межличностного общения школьников осу­ществляется через формирование механизмов самореализации личности ка­ждого субъекта образовательного процесса, через осознание школьниками своего личного опыта, через создание педагогами условий, необходимых для полноценного общения.
4. Установлено, что уровень общительности у учащихся 5-х классов недостаточный для осуществления полноценного межличностного взаимо­действия; наиболее сильное влияние на характер межличностных отношений школьников оказывают социальный фактор и индивидуально-личностные особенности детей (самооценка, общительность, тревожность); стиль обще­ния педагога с подростками и его личностные качества играют большое зна­чение в становлении межличностных отношений в школьном коллективе. Подростки готовы к формированию межличностных отношений. У них про­исходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением школьной деятельности и развитием личности; возникает "личностное" сознание, про­являющееся в самооценке, самореализации детей; формируется и развивает­ся произвольное поведение, умение управлять своими эмоциями и чувства­ми, поступками.
5. Разработанная система интегрированных уроков и внеклассных групповых занятий, занятий по психогимнастике, включающих индивиду­альную коррекционную работу, тренинги, позволяет активно воздействовать на различные стороны личности школьника, его эмоциональную, интеллек­туальную, познавательную, личностную сферу. Таким образом, доказано, что межличностные взаимодействия школьников будут складываться позитив­нее, если в структуру их взаимодействия на уроках литературы и во вне­классных занятиях включать личностный опыт каждого ребенка, если стро­ить общение педагога с детьми на принципах партнерства, взаимопомощи и сотрудничества.
Проведенное исследование имеет перспективы дальнейшего развития, предполагает более широкое изучение проблемы межличностного взаимо­действия учащихся при использовании системного подхода.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в 10 публикациях автора.


1. Шевлюкова, О. Н. Педагогические условия оптимизации межличност­ных отношений школьников и педагогов в процессе учебной деятельности / О.Н. Шевлюкова // Педагогические чтения. / Вестник Челябинского государ­ственного педагогического университета, Сер. Начальная школа. - Челя­бинск: Изд-во Чел.гос.пед.ун-та, 2003.
2. Шевлюкова, О. Н. Развитие коммуникативных качеств личности под­ростков на основе личностно ориентированного подхода. / О.Н. Шевлюкова // Омский научный вестник, № 5/39. - с. 272-274. Омск: Изд-во Омск.гос.пед.ун-та, 2006.
Методические пособия
3. Шевлюкова, О. Н. Педагогический тренинг межличностного обще­ния подростков: Методические рекомендации для учителей 5-7 классов на материале интегрированных уроков литературы. / О. Н. Шевлюкова / Урал.ун-т, - Екатеринбург, 2006. - 1,5 п.л.
Публикации в сборниках и журналах
4. Шевлюкова, О. Н. Компетентностный подход в преподавании рус­ского языка / О.Н.Шевлюкова // Инновационная и научно-методическая дея­тельность образовательного учреждения, ориентированная на самоактуали­зацию личности: Материалы Вторых Чередовских чтений. Часть 2. / Изд-во ОмГПУ, - Омск, 2004. - 0,2 п.л.
5. Шевлюкова, О. Н. Диалог как условие развития личности в совре­менной парадигме образования / О. Н. Шевлюкова // Содержание филологи­ческого образования в период детства. Ч.3 : Материалы научно-практической конференции / Урал.гос.пед.ун-т,- Екатеринбург, 2005. - 0,2 п.л.
6. Шевлюкова, О.Н. Мониторинг как динамическая система контроля качества обученности учащихся / Шевлюкова О.Н. // Ценностно-смысловые ориентации современного образования: Материалы межрегиональной науч­но-практической конференции Третьи Чередовские чтения / Изд-во ОмГПУ, - Омск, 2005. - 0,2 п.л.
7. Шевлюкова, О.Н. Мониторинг качества филологического образова­ния в период детства / О.Н. Шевлюкова // Содержание филологического об­разования в период детства. Ч.1: Материалы научно-практической конфе­ренции / Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург, 2005.- 0,2 п.л.
8. Шевлюкова, О.Н. Проектирование межличностных взаимодействий на уроках литературы / Шевлюкова О. Н. // Содержание филологического образования в период детства. Ч.2: Материалы международной научно­практической конференции / Урал.гос.пед.ун- т, - Екатеринбург, 2005. - 0,6 п.л.
9. Шевлюкова, О. Н. Личностно ориентированная технология взаимо­действия субъектов образовательного процесса / О.Н. Шевлюкова // Эколо­гическая педагогика: Сборник научных статей по материалам Х1 Междуна­родной научно-практической конференции / Урал.гос.пед.ун-т, - Екатерин­бург, 2005. - 0,5 п.л.
10. Шевлюкова, О. Н. Личностно ориентированная технология взаи­модействия субъектов образовательного процесса / О.Н. Шевлюкова // Эко­логическая педагогика: Сборник научных статей по материалам Х1 Между­народной научно-практической конференции / Урал.гос.пед.ун-т, - Екате­ринбург, 2006. - 0,5 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ