Актуальность темы. ХХ век стал временем массовых тоталитарных режимов, причинивших человечеству наибольшие бедствия и страдания за всю его историю. Страшные уроки немецкой истории периода национал-социализма затронули не только Германию, но и весь мир.
После Второй мировой войны влияние идеологии фашизма значительно сократилось, однако опасность его полностью не исчезла. Праворадикальные движения, помимо Европы, получили развитие в других регионах мира. Несмотря на то, что мир уже отметил 60-летие со дня Победы над нацистской Германией и ее союзниками, неонацистские движения и группировки сохраняются, а временами и заметно активизируются.
К настоящему времени историками разных стран создано огромное количество исследований, посвященных национал-социализму, его идеологии, политической системе и социальной практике. Главное внимание отечественных историков, особенно советского периода, было приковано к государственной, политической и военной истории национал-социализма. Вопросы внутренней политики, взаимоотношения нацистов с народными массами длительное время оставались практически вне поля зрения.
Чтобы лучше разобраться в вопросе поддержки национал-социализма со стороны немецкого народа, необходимо уделить гораздо большее внимание социальной политике Третьего рейха, особенно в отношении рабочего класса. Важно рассмотреть во всем ее многообразии, выявить новые аспекты, специфику, которые ранее ускользали из поля зрения историков.
Одним из главных проводников социальной политики Национал- социалистической немецкой рабочей партии (далее НСДАП) в период Третьего рейха являлся Германский трудовой фронт - ДАФ (Deutsche Arbeitsfront, DAF), который просуществовал с 10 мая 1933 г. до 8 мая 1945 г. Эта организация была самой массовой в нацистском государстве и являлась одной из наиболее мощных структур в системе Третьего рейха. Германский трудовой фронт под руководством Роберта Лея был призван, с одной стороны, к созданию «народного сообщества», в котором не было бы классовой борьбы и деления на сословия. С другой, ДАФ должен был обеспечивать бесконфликтные трудовые отношения в обществе. Германский трудовой фронт превратился в гигантскую организацию, которая бросила вызов различным министерствам и ведомствам, претендуя на полный контроль в социальных и экономических сферах.
Советские историки-марксисты недооценивали влияние деятельности Германского трудового фронта на немецкий народ. Традиционно в отечественной историографии ДАФ рассматривался как простой инструмент политического и идеологического воздействия НСДАП на трудовое население Германии, его деятельности придавалась негативная окраска. Но только этой ролью дело не ограничивалось. Не случайно, что Международный военный трибунал в Нюрнберге не назвал ДАФ в числе преступных организаций Третьего рейха.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии, на наш взгляд, условно можно выделить два периода в изучении Германского трудового фронта.
Первый период: с момента возникновения национал-социализма и до начала 90-х годов - период «советской историографии». На протяжении этого времени изучение нацизма шло весьма активно, однако господство марксистского подхода в оценке фашизма как власти реакционных кругов крупного капитала, при ограниченности источников и материалов, способствовало формированию недостаточного представления о деятельности ДАФ.
Второй период: с начала 90-х годов до сегодняшних дней - «российская историография». В это время меняются исследовательские приоритеты, происходит поиск новых путей в изучении национал-социализма, расширяется доступ к источникам. Все это позволяет более подробно рассматривать деятельность массовых нацистских организаций, в том числе и Германский трудовой фронт.
О Германском трудовом фронте как проводнике социальной политики национал-социализма и о фигуре его бессменного руководителя Роберте Лее в советской историографии не было специальных исследований. В ряде работ (Я. Е. Сегалла, А. С. Сидорова, И. П. Трайнина, Г. Л. Розанова)1 были только упоминания о ДАФ как организации, которая была создана после разгрома профсоюзов, при этом история создания и деятельность ДАФ не рассматривалась. Жесткая методологическая и идеологическая заданность предельно схематизировали выводы и оценки историков. Проблема взаимоотношений нацизма и рабочего класса практически оставалась вне поля зрения исследователей.
Лишь в 1967 г., в связи с появлением книги А. А. Галкина «Германский фашизм» (2-е изд. - в 1989 г.), наметился позитивный сдвиг в изучении истории Германского трудового фронта. А. А. Галкин рассмотрел широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями нацизма и рабочего класса. Автор книги и в первом, и во втором издании частично затрагивает историю создания, структуру и деятельность ДАФ. При этом он приходит к выводу о том, что «ДАФ был превращен в организацию по осуществлению на практике социальной политики государственномонополистического капитализма, рассчитанной, с одной стороны, на создание наиболее благоприятных условий для функционирования производственной машины, работающей на военные нужды, а затем непосредственно на войну, и, с другой стороны, на поддержание атмосферы относительного социального мира. Кроме того, ДАФ выполнял роль действенного инструмента политического и идеологического воздействия НСДАП и нацистского правительства на трудящееся населе- ние»2. Автор, таким образом, отказывал ДАФ в какой-либо позитивной роли.
В 1969 г. вышла статья Б. А. Филиппова,3 посвященная анализу рабочей политики нацизма до прихода Гитлера к власти. В ней впервые рассматривались взгляды «левых» нацистов во главе с Г. Штрассером на рабочий вопрос и анализировалась внутрипартийная дискуссия по профсоюзному вопросу. Автор статьи пришел к выводу о том, «что нацизму удалось проникнуть в ряды рабочего класса Германии, но в 1930 г. их влияние в организованном рабочем движении было незначительно». К сожалению, дальнейшего исследования этого вопроса не последовало...
В заключении подводятся итоги исследования. Нацистская идея создания в Германии «народного сообщества» с перспективой разрушения классовых и сословных перегородок стала мощным стимулом поддержки гитлеровской диктатуры со стороны немецких трудящихся. Основные принципы политики национал- социализма в отношении рабочего класса и создания «народного сообщества» были сформулированы Гитлером в «Майн кампф», а также его ближайшим окружением - Штрассером, Геббельсом, Муховым, Леем и др. С целью пропаганды нацисты заявляли, что необходимо защищать интересы рабочих до тех пор, пока в корне не изменятся взаимоотношения между работодателями и рабочими. В свою очередь, эти отношения должны были изменяться посредством государственных мероприятий в результате «перевоспитания» всего населения Германии в духе идей «народного сообщества».
Главным проводником этой политики до прихода нацистов к власти являлись «левые» группы нацистской партии, работавшие в промышленных районах Германии. Чтобы привлечь рабочих в свои ряды, они были вынуждены поддерживать классовую борьбу и участвовать в ней. С этой целью руководство НСДАП создало подобие собственной профсоюзной организации - «национал-социалистические производственные ячейки». После установления гитлеровской диктатуры, унификации общественно-политической жизни и разгона профсоюзов необходимость в НСБО отпала, и они растворились в Трудовом фронте. Основным проводником идеи «народного сообщества» среди трудящихся становится Германский трудовой фронт. Начав свою деятельность в качестве альтернативы унифицированным профсоюзам, ДАФ за несколько лет превратилась в самую многочисленную организацию в системе нацистской диктатуры.
Процесс создания Германского трудового фронта в предвоенный период условно можно разделить на два этапа. Первый этап начался с унификации профсоюзного движения и продолжался до весны 1935 года. В этот период происходит становление ДАФ как организации, призванной обеспечивать мир в трудовых отношениях; подписание соглашений, издание распоряжений, которые определяли сферу компетенции ДАФ. Второй этап (лето 1935-1939 гг.) совпадает с периодом консолидации нацистского режима в целом и характеризуется установлением тотального контроля над трудящимися Германии. В этот период происходит широкое развертывание деятельности Фронта. Общим для двух этапов являлось непрерывное увеличение числа новых членов ДАФ.
В результате проделанной работы мы пришли к основным выводам:
1. Нацисты стремились поставить все трудовое население Германии на службу интересам национал-социалистического государства. Однако социальная политика нацистов по отношению к рабочему классу не характеризовалась усилением его эксплуатации и закрепощением. Наоборот, в нем они искали опору своему режиму, а Германский трудовой фронт, как основной проводник социальной практики национал-социализма, осуществлял деятельность, отвечавшую требованиям и нуждам рабочего класса, представляя интересы всех трудящихся внутри НСДАП. Деятельность ДАФ до начала Второй мировой войны концентрировалась, с одной стороны, на пропаганде идей национал-социализма, а с другой, на «обслуживании» рабочего класса, с помощью чего Р. Лей всячески повышал чувство собственного достоинства немецкого рабочего. Деятельность ДАФ способствовала формированию «капитала доверия» к нацистскому режиму, консолидации немецкого общества под эгидой нацистской диктатуры, что позволяло Гитлеру решать свои милитаристские задачи.
2. Германский трудовой фронт являлся организацией совершенно нового типа, в которой на равных правах были объединены рабочие и работодатели с целью достижения «социального партнерства». Исключительная компетенция Германского трудового фронта заключалась в обеспечении представительства интересов всех участников трудовых отношений, что, в свою очередь, должно было привести, по мнению национал-социалистов, к созданию «народного трудового сообщества».
3. В регулировании трудовых отношений национал-социализм пошел дальше, чем итальянский фашизм. Создавая корпорации, итальянские фашисты сохранили вместе с тем свои профсоюзы, которые имели право заключать коллективные договоры с предпринимателями. В Германии национал-социалисты унифицировали профсоюзные организации, тем самым сведя на нет саму идею профсоюзных организаций. В фашистской Италии государство было призвано регулировать трудовые отношения. В Германии, согласно распоряжению А. Гитлера «О сути и цели Германского трудового фронта» от 24 октября 1934 г., поиск компромиссов между требованиями и интересами всех участников трудовых отношений входил в компетенцию Германского трудового фронта. Следовательно, в национал-социалистическом государстве ДАФ получал право на решение споров, которые возникали в трудовых отношениях. При этом ДАФ являлся прежде всего политической, а не экономической организацией. В качестве организации, присоединенной к НСДАП, он был частью национал-социалистического движения.
4. Деятельность ДАФ отразилась на общественном положении трудящихся Германии. Активность Трудового фронта способствовала изменениям социального типа «рабочего». Прославление «человека труда» изменило как понимание большей части рабочих своего статуса, так и самосознание немецкого общества в целом. Под воздействием привлекательных сторон деятельности ДАФ (юридическая помощь, запрещение необоснованных увольнений, строительство жилья и спортивных сооружений, оплачиваемые отпуска, идея «народного автомобиля», возможность путешествий и т.д.) сотрудникам самой многочисленной организации в Третьем рейхе удалось убедить рабочих, что они нужны государству для создания нового «Великого рейха». Также ДАФ являлся организацией, которая воспитывала новых функционеров и увеличивала шансы рядовых людей в достижении социального благополучия.
5. Деятельность ДАФ способствовала повышению профессиональной квалификации, эстетизации рабочих помещений, стимулированию рабочих к трудовой деятельности и рационализации труда посредством производственных соревнований. Таким образом, деятельность сотрудников ДАФ была направлена на создание таких условий труда, при которых у рабочего возникало желание трудиться.
6. На наш взгляд, в условиях поликратической системы, которая сложилась в нацистском государстве, шла постоянная борьба между партийногосударственными «империями». Претензии ДАФ на тотальность в социальноэкономических сферах для Р. Лея были основополагающими в его деятельности. Не оглядываясь на противоречия ДАФ с имперскими министерствами труда и экономики, Р. Лей делал все для того, чтобы Германский трудовой фронт стал главным проводником социально-экономической политики в Третьем рейхе.
ДАФ формировал новую систему социальных гарантий, которая заложила основу для дальнейшего развития Германии. Социальные гарантии финансировались из общих налоговых поступлений, обеспечивая оплачиваемый труд, предоставление новых рабочих мест, достойную пенсию, размер которой соответствовал размеру средней заработной платы за последние десять лет трудовой деятельности, медицинскую профилактику, строительство жилья и т.д. В этой деятельности ДАФ прослеживается преемственность и развитие традиций социальной практики кайзеровской Германии и Веймарской республики. Она также отражала общую для стран Запада в 30-е гг. тенденцию к созданию общества «среднего класса», и в этом смысле практика ДАФ по отношению к трудовому населению Германии носила «модернистские» черты.
Однако Германский трудовой фронт был детищем национал-
социалистического движения. Активная социальная политика ДАФ была тесно связана с его националистическими и расово-политическими идеями. Своими яркими и шумными кампаниями это крупнейшее объединение прикрывало антигуманную практику нацистского государства. В основе деятельности Германского трудового фронта лежал принцип двойных стандартов: с одной стороны, сделать немцев активными членами «народного сообщества», с другой, направить эту активность на осуществление милитаристских планов, поставленных НСДАП.
1. Арапина, С. В. Политика НСДАП в отношении немецких профсоюзов до прихода А. Гитлера к власти / С. В. Арапина // Вестник КузГТУ. 2006. № 4. С. 163 - 169. - 0,5 п.л.
Статьи в научных сборниках
2. Арапина, С. В. Рабочая политика национал-социализма в 1933-1936 гг. / С.В. Арапина // Институты «прямой» и представительной демократии: генезис политических режимов в ХХ веке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. С. 139 - 145.- 0,46 п.л.
3. Арапина, С. В. Проблемы социальной политики национал-социализма 1933- 1939гг. / С. В. Арапина // Европейские исследования в Сибири. Томск, 2000. С. 14 -17. - 0,2 п.л.
4. Арапина, С. В. Роберт Лей и создание Германского трудового фронта / С.В.Арапина // Из истории международных отношений и европейской интеграции: межрегиональный научный сборник, посвященный памяти профессора В.А.Артемова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. Вып. 2. Т.11. С. 100 -107. - 0,5 п.л.
5. Арапина, С. В. Деятельность Германского трудового фронта в сфере социального страхования / С. В. Арапина // Вторая мировая война: уроки истории для Германии и России: материалы Международной научной конференции (г. Кемерово, 23-25 сентября 2005 г.). Кемерово; М.: Изд. объединение «Российские университеты», 2006. С. 98 - 303 - 0,46 п.л.
6. Арапина, С. В. История создания и деятельность национал-социалистической организации «Сила через радость» (1933-1939 гг.) / С. В. Арапина // Германия: история и современность: сборник статей памяти В. А. Артемова / под ред. М.В.Керчанова. Часть 1. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. С. 140 -147. - 0,5 п.л.