Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРИТ-АРТ В ВОСПРИЯТИИ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №102558

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы21
Год сдачи2021
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. Общая характеристика работы
II. Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы исследования. Стрит-арт (пер. «уличное искусство» ) представляет собой одну из форм, которую может принимать современное искусство, главная особенность которого заключается в том, что оно определяется не техническими возможностями художника, его манерой исполнения и уровнем мастерства, что было характерно для традиционного искусства, а идеей, которая должна привлечь внимание зрителя. Именно поэтому стрит-арт считается концептуальным жанром искусства.
Стрит-арт - относительно новый феномен, который начинает появляться в начале 1970-х гг. в крупных мировых центрах. Он представляет собой протестный жанр современного искусства, его произведения часто обращаются к актуальнейшей мировой или локальной повестке, злободневно и остро отражают действительность. Стрит-арт прочно вписан в рамки города, взаимодействует с окружающим городским пространством, меняет облик и назначение некоторых элементов городской инфраструктуры, обеспечивая коммуникацию с максимально широкой (городской) аудиторией. При этом, в отличие от музейного и галерейного искусства, произведения уличного искусства обладают высокой степенью эфемерности, что обусловливает существование своеобразной постоянной «циркуляции» стрит-арта в городском пространстве.
Екатеринбург - уникальный город с точки зрения существующих произведений уличного искусства и уличных художников, которые, с одной стороны, поднимают в своих работах злободневные, острые и актуальные темы и вопросы современности, а, с другой стороны, ориентированы на такие практики, как эстетизация и гуманизация городского пространства, создание произведений, которые выполняют декоративную функцию, служат украшением городской среды. Кроме того, город характеризуется беспрецедентно большим количеством проводимых фестивалей уличного искусства, различающихся по своему характеру и особенностям организации и проведения. Екатеринбург часто называют «столицей российского уличного искусства».
Коммуникация, которая осуществляется между уличными художниками и населением, уникальна по своей сути: она протекает в пространстве города, охватывает большую часть его жителей, по-разному воспринимающих и относящихся к работам авторов произведений. В соответствие с общественной ориентацией стрит-арта, лежащей в основе феномена направленностью на социальное взаимодействие с городскими жителями, возникает необходимость выявления особенностей восприятия стрит-арта разными социальными группами, изучения характера отношения населения к продуктам творчества уличных художников. Актуальность изучения нового вида искусства возрастает в связи с тем, что мнение городского населения о его функционировании и развитии пока еще редко учитывается при градостроительстве и ведении городской политики.
В современной социологической науке сравнительно небольшое количество исследований посвящено вопросу восприятия стрит-арта городским населением. Активное развитие сферы уличного искусства, различных сопутствующих городских практик, сопровождающееся отсутствием должного внимания к особенностям восприятия стрит-арта жителями крупного города, несмотря на фундаментальный общественно ориентированный характер феномена, обусловливают актуальность диссертационного исследования.
Выделяется ряд противоречий, актуализирующих исследование:
- между необходимостью учитывать мнения разных групп жителей о направленности, содержании, месте расположения произведений стрит-арта и практикой их создания в городском пространстве, которая, как правило, не сопровождается коммуникацией с населением;
- между правом на город и присвоение городского пространства одними городскими акторами и правами других жителей города на его использование. Стрит-арт продуцирует ситуации, когда с одной стороны оказывается свободная творческая экспрессия художника, а с другой - потребности и интересы иных групп городского населения;
- между содержательной функцией произведений стрит-арта, которая выражается в способности представлять актуальные проблемы общественной жизни в городском пространстве, и декоративной функцией, направленной на эстетическое преобразование городской среды.
Степень научной разработанности темы. Стрит-арт как объект изучения имеет междисциплинарный характер. Изучением стрит-арта занимаются культурологи и искусствоведы; архитекторы и дизайнеры; юридические науки изучают правовой статус феномена; политологи делают акцент на изучении функции образного представления художниками острых политических процессов; социологи рассматривают коммуникативные свойства стрит-арта, его способность организовывать социальные связи между различными категориями в городском пространстве.
Французский философ и социолог Ж. Бодрийяр первым начал изучать данный феномен и в своей работе «Символический обмен и смерть» (1976 г.) упомянул его, анализируя современное гиперреальное западное общество, наполненное симулякрами. По его мнению, первые граффити, ввиду своей стихийности и дезорганизации, отсутствия в них содержания, могли противостоять состоянию гиперреальности западного общества.
Современные исследователи внесли существенный вклад в формирование и развитие категориального аппарата явления. П. Бенгстен предложил наиболее полное и непротиворечивое определение уличному искусству. Н. Риггл ввел в терминологию стрит-арта существенные ограничения, разделяемые частью исследователей. У. Бланше обобщил все присущие феномену характерные особенности, которые используются многими специалистами при анализе. А. Вацлавек представила уличное искусство как явление, активно взаимодействующее с городской средой и меняющее ее облик. Отмечается, что элементы городской среды, равно как и отдельные городские локации, приобретают совершенно иное значение, назначение и функции, когда на их поверхностях появляются произведения уличных художников. Эту сторону стрит-арта рассматривают Дж. Армстронг, Т. Н. Арцыбашева, П. де Паола, П. Дж. Перера, М. Роу, Ф. Форте, Ф. Хаттон, Н. Цыгина.
Исследования влияния уличного искусства на изменение городского пространства опираются на работы зарубежных и отечественных исследователей города. Среди зарубежных проблемы и перспективы развития городов изучали Э. Берджесс, М. Бриттон, Э. Говард, Г. Зиммель, М. Кастельс, Ле Корбюзье, К. Линч, Р. Парк, С. Сассен, М. Уайт и др. Среди отечественных ученых происходящие в городах в настоящее время изменения исследовали Е. Г. Анимица, Т. А. Верещагина, Н. В. Веселкова, Н. Ю. Власова, Е. Н. Заборова, Е. Г. Трубина, А. И. Тюнин. Изучение процесса влияния объектов городской среды на ощущения, чувства, мышление и поведение человека отражено в работах И. В. Блинниковой, Т. Ю. Быстровой, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова, М. С. Капица, Н. П. Овчинниковой, М. В. Пучкова, А. Г. Раппапорта, И. М. Фальковского, Ю. С. Янковской и др.
Работы О. И. Аграмаковой, Ю. А. Акуниной, Н. М. Великой, К. Вернер, А. А. Голосеевой, Л. Ливрув, С. М. Михайлова, Дж. Поуп, Д. Семенова, Р. Р. Хафизова и др. посвящены таким вопросам, как эволюция и история стрит-арта, его сравнение с другими жанрами современного искусства, рассмотрение в оптике искусства модерна/постмодерна, описание техник создания произведений. М. Г. Бурлуцкая, Е. С. Кочухова, М. И. Кулева, А. С. Максимова, Д. Е. Москвин, Л. Е. Петрова анализируют современное искусство, включая стрит-арт, через призму выделения разных типов аудитории - в зависимости от социально-демографических характеристик населения, стиля жизни и внутренней мотивации.
Тема протестного потенциала стрит-арта, отражающая активистский подход к анализу деятельности уличного художника, поднимается в работах Н. А. Архиповой, А. Балдини, С. Бачарач, В. А. Кузнецовой, Ю. А. Кузовенковой, Е. Г. Трубиной, М. Цилимпуниди, М. Г. Чистяковой и др.
Стрит-арт с точки зрения его коммуникативной специфики, способности организовывать диалог с жителями города рассматривают Ж. Б. Алмер, С. Бильро, А. А. Егорова, О. Н. Запорожец, Л. Корреа, Н. В. Самутина, Т. Тор, С. Хансен, Э. Янг и др.
Стрит-арт в контексте восприятия жителями крупных и малых городов исследуется немногими специалистами. Частично этот фокус присутствует в работах К. Н. Калашниковой, Н. В. Самутиной, М. Роу, Т. Тор и Ф. Хаттон. Данное обстоятельство в совокупности с фактом экспансивного развития феномена уличного искусства, его трансформацией, равно как и трансформацией искусства в целом, требует постоянного обновления исследовательской базы. Наше диссертационное исследование направлено на дальнейшее изучение коммуникационной ориентации стрит-арта, особенностей восприятия данного вида культуры населением крупного культурного центра.
Объектом диссертационного исследования является восприятие стрит- арта городским населением.
Предмет исследования - особенности восприятия стрит-арта населением крупного города (на примере г. Екатеринбурга).
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики восприятия уличного искусства жителями крупного города.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
1) раскрыть теоретико-методологические основания изучения восприятия стрит-арта городским населением;
2) выделить факторы, определяющие восприятие стрит-арта населением крупного города;
3) на материалах эмпирических исследований осуществить анализ ориентаций и установок городского населения на восприятие произведений стрит-арта;
4) изучить содержательную (заключающуюся в транслировании актуальных проблем современности) и эстетическую составляющую стрит-арта в восприятии городского населения.
Теоретическую и методологическую основу работы составили исследования проблемы взаимодействия уличного искусства с населением, представленные в социально-гуманитарных науках. Теоретико-методологической основой работы выступают концепт производства пространства и права на город А. Лефевра, теория функционирования и развития городского пространства Д. Мэсси, трактовка городского образа жизни и описание особенностей жителей больших городов Г. Зиммеля.
Основной методикой исследования стал кейс-стади, позволяющий с разных сторон детально изучить объект и предмет - стрит-арт г. Екатеринбурга, который анализируется через призму восприятия городским населением. Применялись методы количественного и качественного сбора данных (социологические опросы населения, экспертные интервью, картографический метод), контент-анализ материалов, посвященный оценке направленности, содержания стрит-арта, методы математико-статистической обработки данных (построение двухмерных связей, кластерный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили материалы следующих социологических исследований, проведенных автором:
- онлайн-опрос 2020 года. Объектом исследования стали пользователи социальных сетей «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм», «Одноклассники» и «Телеграм», проживающие в Екатеринбурге. Всего объем выборки составляет 1604 человека;
- экспертные интервью - 8, проведенные в 2020 году. Объектом исследования выступили специалисты по стрит-арту, проживающие в Екатеринбурге. Была использована методика «go-along», при которой информанты в процессе прогулки по городу показывали и рассказывали про отдельные произведения и кейсы уличного искусства;
- включенное наблюдение во время работы автора в качестве волонтера в пресс-службе фестиваля уличного искусства «Стенограффия» в период с июня по июль 2020 г. Предметом изучения стали практика организации работы «Стенограффии» по привлечению городского населения к участию в фестивале, ознакомлению с разными направлениями стрит-арта и проведению экскурсий по стрит-арт объектам;
- вторичный анализ данных, посвященных проблеме выявления тематики, транслируемой стрит-арт объектами Екатеринбурга. Сведения были получены на основе использования картографического метода. Дизайн выборки включал в себя использование программы Google Maps, где на карте в каждом из 7 административных районов Екатеринбурга на равном расстоянии друг от друга были зафиксированы отметки объектов стрит-арта. Всего объем выборки составил 313 объектов уличного искусства;
- вторичный анализ данных исследований стрит-арта в других городах.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении специфики восприятия стрит-арта населением крупного города, обусловленной совокупным влиянием разных внешних и внутренних факторов на формирование и развитие культуры отношения к данному виду искусства.
Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
1. Уточнено содержание понятий «стрит-арт», «уличное искусство», «городское искусство», «паблик-арт» и «граффити», проанализирована их взаимосвязь, сходства и различия, представлен авторский подход к их трактовке.
2. Разработана аналитическая типология существующих в научном социально-гуманитарном знании работ по теме стрит-арта. Критерием типологизации выступают особенности уличного искусства, на анализ которых в большей степени делают акцент исследователи.
3. Выявлены основные факторы, влияющие на восприятие населением уличного искусства: общественная направленность стрит-арта, разный адресат произведений (жители/власти города), противоречивость сочетания эстетической и содержательной составляющей, способность стрит-арта принимать организованную форму фестивалей, эфемерность произведений, разный уровень коммуникативного охвата работ художников и связь коммуникативной специфики произведения с его разновидностью .
4. Обоснована целесообразность использования методики кейс-стади, где объектом и предметом исследования выступает уличное искусство г. Екатеринбурга, позволяющая выделить его основные характеристики и своеобразие; обращение к методике обусловлено креативной местной средой, экспансивным развитием локального стрит-арта и связанных с этим феноменом городских практик.
5. На материалах эмпирического исследования определены уровень информированности жителей о деятельности уличных художников и произведениях уличного искусства, степень вовлеченности в различные сопутствующие практики: знают 37,9% респондентов, посещали экскурсии по стрит-арт объектам 16% опрошенных, 74,5% когда-либо фотографировали или снимали на видео городской стрит-арт. Показано, что при восприятии уличного искусства жителями города выявлена «усталость» от такой его разновидности, как граффити и, в частности, тэги, ассоциирующиеся с «каракулями» и «мазней», порчей городского имущества.
6. Проведен кластерный анализ эмпирических данных с выделением групп городских жителей, отличающихся по таким показателям, как уровень информированности о произведениях стрит-арта и уличных художниках, восприятие эстетической и содержательной стороны стрит-арта. Доказано, что важность эстетической характеристики стрит-арта преобладает в оценках большинства опрошенных.
7. Проведено сопоставление эстетического и проблемного компонента уличного искусства через призму их восприятия жителями города и представителями экспертного сообщества. Население видит в стрит-арте инструмент украшения городской среды и декорирования пространства, а эксперты выделяют и высоко оценивают его содержательную сторону.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что в настоящее время среди исследователей стрит-арта существует многообразие трактовок его особенностей как социокультурного явления. Авторский подход характеризуется выделением таких его сущностных свойств, как протестная направленность, визуальное представление актуальных для общества проблем, максимальный коммуникативный охват, трансформация восприятия населением городского пространства, контекстуальность, анонимность и эфемерность.
2. Выделены четыре вида исследований стрит-арта в научном социально-гуманитарном знании в зависимости от основного акцента работы автора: изучение стрит-арта как одной из разновидностей современного искусства, акцент на протестном потенциале стрит-арта, исследование коммуникативной составляющей феномена, рассмотрение пространственной контекстуальности стрит-арта, его способности преображать город.
3. Раскрыты основные факторы, определяющие взаимодействие стрит- арта с населением: социально-политическая направленность стрит-арта, выбор художником конкретного адресата произведений, сочетание эстетической и содержательной составляющей в работах, организованный фестивальный формат, эфемерность, коммуникативные особенности произведений. Специфическими для стрит-арта Екатеринбурга факторами, влияющими на взаимодействие с местным населением, являются: многообразие работ уличного искусства, лояльность жителей в отношении стрит-арта, наличие истории появления и развития данного феномена в городе, степень упоминания уличного искусства местными СМИ и сообществами в социальных сетях. Сделан вывод о том, что Екатеринбург имеет потенциал для развития креативного сектора в сфере уличного искусства.
4. Определено, что по уровню информированности о стрит-арте, представленности произведений в городском пространстве и знания различных уличных художников на материалах социологического исследования выделяются примерно равные по численности кластеры городского населения: с высокой, средней и низкой степенью информированности.
5. Доказано, что произведения, находящиеся в постоянном контакте с жителями Екатеринбурга, вызывают у них интерес и любопытство, побуждают к познавательной деятельности. Подавляющее большинство опрошенных выделяют любимые произведения локального уличного искусства. Их создатели отмечают лояльное отношение населения к стрит-арту, высокий уровень «приобщения» к различным стрит-арт практикам и понимание целей деятельности уличных художников.
6. Выявлены различия в восприятии уличного искусства горожанами и представителями экспертного сообщества. Жители склонны рассматривать стрит-арт как способ эстетического преобразования городского пространства, тогда как эксперты подчеркивают важность содержательной стороны уличного искусства, акцентируют внимание на злободневности и актуальности проблем, освещаемых уличными художниками.
7. Выявлены такие практики взаимодействия населения с произведениями
стрит-арта, как целенаправленный поиск/посещение стрит-арт объектов, фото- и видеосъемка произведений с последующим размещением в социальных сетях, включение стрит-арт объектов в систему ментальных карт горожан, экскурсии по стрит-арт произведениям. Определена средняя степень включенности местного населения в данные практики: 74,5% опрошенных любят фотографировать стрит-арт; 52% специально ищут уличные произведения в процессе своих передвижений по городу; 23,9% респондентов указывают стрит- арт объекты как ориентир при назначении встречи со знакомыми; 16% имеют опыт посещения экскурсий по стрит-арт объектам.
8. Предложены рекомендации по формированию и развитию культуры восприятия населением крупного города произведений стрит-арта.
Соответствие специальности ВАК 5.4.6. - Социология культуры выражается в реализации требований следующих пунктов:
2. Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры;
8. Социальная регуляция культурной деятельности. Власть и культура. Культура и социальный контроль;
11. Культурная коммуникация. Современные коммуникативные технологии и их влияние на духовную жизнь общества.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют расширить теоретические представления о феномене уличного искусства, прежде всего в разрезе социального взаимодействия с городским населением. Социологический анализ восприятия стрит-арта разными социальными группами может стать основой для дальнейшего исследования общностей, формирующих социокультурную городскую среду. Основные положения работы могут быть использованы при разработке политики в сфере культуры на уровне города и региона в целом, в том числе с целью повышения его креативного потенциала. Материалы исследования могут быть применены при разработке учебных курсов: «Социология города», «Социологии культуры», «Социология искусства».
Достоверность результатов, полученных в ходе исследования, подтверждается обоснованностью теоретических положений, применением теоретико-методологических наработок и данных эмпирических исследований, использованием методов сбора, обработки и анализа данных, соответствующих поставленным в работе цели и задачам.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на следующих международных, всероссийских и региональных конференциях: XXI, XXII, XXIII Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» памяти профессора Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, УрФУ, 2018, 2019, 2020); Международном симпозиуме «Искусство в городе: теория, практика, управление» (г. Екатеринбург, Екатеринбургская академия современного искусства, 23-25 мая 2019 г.);
Всероссийской научной конференции XII Ковалевские чтения «Солидарность и конфликты в современном обществе» (г. Санкт-Петербург, 15-17 ноября 2018 г.); V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура открытого города: новые смыслы и практики» (г. Екатеринбург, Екатеринбургская академия современного искусства, 30 ноября-1 декабря 2017 г.); VI Международной научно-практической конференции «Документ. Архив. История. Современность» (г. Екатеринбург, УрФУ, 2 -3 декабря 2016 г.); IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Открытый город: через вовлеченность - к изменениям» (г. Екатеринбург, Екатеринбургская академия современного искусства, 2-3 декабря 2016 г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 219 наименований, пяти приложений. Объем диссертации составляет 240 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Швиндт У. С. Стрит-арт и его фундаментальные коммуникативные особенности [Электронный ресурс] / У. С. Швиндт // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - №61. - С. 190-203. - Режим доступа: https://doi.org/10.17223/1998863X/61/20. (0,9 п.л.).
2. Швиндт У. С. Стрит-арт: подходы к изучению феномена в социальных и гуманитарных науках [Электронный ресурс] / У. С. Швиндт // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2020. - №23(1). - С. 125¬158. - Режим доступа: https://doi.Org/10.31119/jssa.2020.23.1.5. (2,1 п.л.).
3. Аникиева А. В., Швиндт У. С. Пространственные перемещения
жителей уральских моногородов: социальные практики и особенности городского пространства // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 4. С. 167-189. - Режим доступа: https://doi.Org/10.19181/vis.2020.11.4.684. (1,4 п.л./1 п.л.).
4. Швиндт У. С. Стрит арт как способ выстраивания диалога с жителями города (на примере 4-х административных районов г. Екатеринбурга) [Электронный ресурс] / У. С. Швиндт // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2019. - №2. - Режим доступа: https://sfk-mn.ru/27scsk219.html. (1,5 п.л.).
5. Shvindt U. S. The street art’s ability to raise socially significant problems
[Electronic resource] / U. S. Shvindt// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные
науки. - 2019. - №19 (3).- Pp. 105-108. - Mode of
access: https://doi.org/10.14529/ssh190315. (0,3 п.л.).
Другие публикации:
6. Швиндт У. С. Эстетическая и проблемная ориентация стрит-арта в
восприятии городского населения (на примере Екатеринбурга) / У. С. Швиндт // Koinon. - 2021. - №1. - С. 100-115. - Режим доступа:
https://journals.urfu.ru/index.php/koinon/article/view/5261. (1 п.л.).
7. Данилова А. В., Швиндт У. С. Дискурс мобильности в моногородах: по материалам СМИ и социальных медиа [Электронный ресурс] / А. В. Данилова, У. С. Швиндт // Социология города. - 2018. - №4. - С. 76-89. - Режим доступа: http://vgasu.ru/attachments/sg_12-18.pdf. (0,9 п.л./0,5 п.л.).
8. Швиндт У. С. Стрит арт как объект изучения в различных
социологических концепциях [Электронный ресурс] / У. С. Швиндт // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XXI междунар. конф. памяти профессора Л. Н. Когана (Екатеринбург, 22-23 марта 2018 г.) / Уральский федеральный ун-т. - Екатеринбург, 2018.- С. 416-429.- Режим доступа:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/59114. (0,9 п.л.).
9. Швиндт У. С., Веселкова М. Н., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В., Данилова А. В. Траектории мобильности трудоспособного населения малых и средних моногородов / У. С. Швиндт [и др.] // Солидарность и конфликты в современном обществе : материалы науч. конф. XII Ковалевские чтения (Санкт- Петербург, 15-17 ноября 2018 г.) / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт- Петербург : Скифия-принт, 2018. - С. 521-522. (0,1 п.л./0,1 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ