ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СТРЕССА В СТРУКТУРЕ МЕНТАЛЬНОГО ОПЫТА СУБЪЕКТА СОВЛАДАНИЯ 18
1.1. Теоретическая разработанность проблемы концептуализации стресса в
психологии 18
1.1.1. Теоретический анализ конструкта «ментальный опыт» в связи с проблемой
концептуализации стрессовых ситуаций 18
1.1.2. Концептуализация стресса как психологическая предпосылка преодоления
стрессовых ситуаций 27
1.2. Особенности организации концепта Стресс и совладающее поведение 35
1.2.1. Организация концепта Стресс как основа конструктивно-преобразовательной активности субъекта совладания 35
1.2.2. Содержание и иерархическая организация концепта Стресс 42
1.2.3. Соотношение когнитивной оценки трудной (стрессовой) ситуации и
стратегий совладания 49
1.2.4. Мера дифференцированности и мера иерархичности концепта Стресс как
факторы совладающего поведения 54
1.3. Роль этнокультурной группы в концептуализации стрессовых ситуаций 66
1.3.1. Понятие этнокультурной группы 66
1.3.2. Интерпретации стресса в разных языках 71
1.3.3. Сравнение исследуемых этнокультурных групп 75
1.3.4. Представления о стрессе и особенности совладания у молодых
представителей разных этнокультурных групп 79
Исследовательские гипотезы 88
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНЦЕПТА СТРЕСС И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ У СТУДЕНТОВ СОЦИО-
ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП 89
2.1. Организация исследования 90
2.2. Психометрическая проверка методик на кросс-культурной выборке и
статистическое обеспечение исследования 94
2.3. Методы оценки особенностей организации концепта Стресс 98
2.3.1. Оценка ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций 99
2.3.2. Оценка меры дифференцированности концепта Стресс 102
2.3.3. Оценка меры иерархичности концепта Стресс 108
2.4. Методы оценки стратегий совладающего поведения у студентов 112
Выводы 116
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СОЦИО-ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП 117
3.1. Особенности концептуализации стрессовых ситуаций у студентов 117
3.1.1. Особенности ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций у
студентов 118
3.1.2. Выраженность модальностей концепта Стресс у студентов разных
этнокультурных групп 132
3.1.3. Мера дифференцированности концепта Стресс у студентов разных
этнокультурных групп 138
3.1.4. Мера иерархичности концепта Стресс у студентов разных
этнокультурных групп 145
Выводы 149
3.2. Особенности совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных
специальностей разных этнокультурных групп 151
3.2.1. Структура совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных
специальностей 151
3.2.2. Особенности совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей
разных этнокультурных групп 155
Выводы 165
3.3. Особенности концептуализации стрессовых ситуаций как фактора совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных специальностей
разных этнокультурных групп 165
3.3.1. Типы взаимосвязей между модальностями концепта Стресс и стратегиями совладания 165
3.3.2.Особенности совладания в зависимости от меры дифференцированности ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций 170
3.3.3. Мера дифференцированности концепта Стресс как фактор совладающего
поведения 176
3.3.4. Мера иерархичности концепта Стресс как фактор совладающего
поведения 178
Выводы 181
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 193
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Толкование слов СТРЕСС и НАПРЯЖЕННОСТЬ в разных языках219
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Списки экспертов и результаты экспертной работы 224
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Атлас портретов концепта Стресс 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Результаты описательной статистики 244
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты исследования 249
Актуальность исследования концептуализации стрессовых ситуаций обусловлена непредсказуемостью и динамичностью современного мира. Турбулентность жизни провоцирует психологический стресс у человека. Возникновение непонимания и конфликтов между представителями разных этнокультурных групп зачастую обусловлено тем, что они отличаются по представлениям о поведении в трудных ситуациях. Исследование концепта Стресс и стратегий совладания позволяет понять, какие признаки человек выделяет при оценке стрессовых ситуаций, как строит концептуальную модель происходящего и какими стратегиями поведения справляется с быстро изменяющимися условиями жизни.
Анализ особенностей организации концептов (концептуальных структур) осуществляется в разных направлениях: лексикографический, психолингвистический (Попова, Стернин, 2007), психологический (Веккер, 2000; Холодная, 2012; Волкова, 2013, 2015). Способность к
концептуализации трактуется как «качественно новая форма понимания происходящего и качественно новый способ саморегуляции поведения» (Холодная, Хазова, 2017, с. 5). Концептуализация направлена на оценивание и интерпретацию трудных ситуаций, анализ продуктивности конкретных стратегий совладания и реализацию определенных паттернов совладания. Ряд исследований подтверждают связь развитых концептуальных способностей и успешности разрешения проблем в юношеском (Хазова, 2014), студенческом (Алексапольский, 2008; Холодная, 2012) и пожилом (Холодная, Хазова, 2017) возрастах. Концепт Стресс в психологическом понимании - ментальная модель, отражающая представления индивида о причинах возникновения и развития стресса и его проявлениях, определяющая выбор копинг-стратегий и влияющая на регуляцию поведения в стрессовых ситуациях.
Исследования соотношения между представлениями о трудной ситуации и стратегиями совладающего поведения проводятся с середины ХХ века. Согласно теории психологического стресса Р. Лазаруса, когнитивная оценка трудной ситуации (primary cognitive appraisal), определяет выбор совладающих стратегий (secondary cognitive appraisal) (Lazarus, 1966, 1984; Лазарус, 1970). Исследования С. Хобфолла (1989) выявили связь пассивных моделей преодоления и восприятия человеком недостаточности ресурсов/ограниченности своих возможностей. Е.В. Битюцкой (2007) разработаны критерии когнитивного оценивания трудной ситуации и их связь с совладанием. Представленные подходы внесли вклад в разработку проблемы категоризации трудных ситуаций, при этом совладание рассматривается как «реактивный процесс, наступающий вслед за стрессовым стимулом» (Иванова, 2013, с. 121). Однако вопрос об особенностях концептуализации трудных (стрессовых) ситуаций, а также особенностях совладания с ними в той или иной культуре остается все еще малоразработанным.
Опираясь на теоретические разработки мультипликативной природы концепта (Волкова, 2018); идеи о концепте как носителе свойств понятийного мышления (Выготский, 1982; Веккер, 2000; Холодная, 2012; Li, 1996) можно предположить, что организация концепта Стресс как результат концептуализации стрессовых ситуаций обусловливает специфику совладающего поведения. Такое понимание феномена совладания снимает ограничение взаимосвязи характеристик конкретной трудной ситуации с определенной копинг-стратегией и позволяет оценить особенности регуляции поведения в разных стрессовых ситуациях.
Теоретическая гипотеза: соотношение организации концепта Стресс и специфика совладающего поведения различается у студентов разных этнокультурных групп.
Цель диссертационной работы: изучить соотношение организации концепта Стресс и стратегий совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Объект исследования: организация концепта Стресс и стратегии совладающего поведения у студентов.
Предмет исследования: соотношение организации концепта Стресс и стратегий совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Исследовательские гипотезы:
1. Метод направленного ассоциативного эксперимента и визуального портрета концепта может быть использован для выявления особенностей концептуализации стрессовых ситуаций у студентов разных этнокультурных групп.
2. Различия в концептуализации стрессовых ситуаций у студентов разных этнокультурных групп связаны с особенностями ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций, выраженностью модальностей концепта Стресс, мерой дифференцированности/иерархичности концепта Стресс и предпочитаемыми стратегиями совладания.
3. Соотношение организации концепта Стресс и стратегий совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей различается в зависимости от выраженности модальностей, меры дифференцированности и меры иерархичности концепта Стресс.
Задачи исследования:
1. Разработать диагностическую процедуру, позволяющую оценивать особенности концептуализации стрессовых ситуаций у представителей разных этнокультурных групп.
2. Изучить особенности концептуализации стрессовых ситуаций у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
3. Выявить особенности совладающего поведения у студентов социо- гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
4. Изучить сопряженность особенностей концептуализации стрессовых ситуаций и совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Методологические основы исследования. Изучение особенностей концептуализации представлений о стрессе и стратегий совладания предполагается реализовать в рамках дифференционно-интеграционной теории развития (Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова и др.) и онтологической теории интеллекта (М.А. Холодная), концепций стресса и совладания (Г. Селье, Р. Лазарус, В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, Э. Фрайденберг), семантико-когнитивной концепции (З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Дифференционно-интеграционная теория развития и онтологическая теория интеллекта ориентируют на изучение особенностей организации концептуальных структур (концептов) как носителей психических свойств субъекта и свойств понятийного мышления, сквозь призму которых человек ориентируется в мире, обществе и самом себе. Мера иерархичности и дифференцированности концептуальных структур определяет продуктивность жизнедеятельности человека, в том числе, эффективность совладания со стрессовыми ситуациями. Обращение к психолингвистическим концепциям и методам исследования позволяет выявить особенности представлений о стрессе у современной молодежи и обнаружить неосознанные элементы значения слова Стресс, остающиеся имплицитными при использовании других методов исследования. Интеграция основных положений классических концепций стресса и совладающего поведения позволяют выделить содержательные категории, релевантные концепту Стресс.
Для решения поставленных задач будут применяться:
I. Группа теоретических методов исследования:
A. Метод формально-логического анализа (анализ теоретико-эмпирических исследований в отечественной и зарубежной психологии и смежных дисциплинах по проблеме культурных различий концептуализации стресса и стратегий совладания), семантико-когнитивный анализ концепта Стресс.
B. Теоретическое моделирование (разработка концептуальной модели уровневой организации концепта Стресс).
II. Группа эмпирических методов исследования:
A. Организационные: сравнительный анализ («метод поперечных срезов»), анализ индивидуальных случаев.
B. Методы сбора эмпирических данных - психологическое тестирование.
C. Методы обработки эмпирических данных - сочетание качественных и количественных методов исследования (описательные статистики, методы выявления различий, методы выявления связей).
D. Методы интерпретации эмпирических данных - структурный (определение связей между организацией концепта Стресс и стратегиями совладания), уровневый (определение меры дифференцированности, меры иерархичности концепта Стресс и предпочитаемые стратегии совладания).
Дизайн исследования представлен 2 блоками:
I. Методы исследования концептуализации стрессовых ситуаций:
1) Направленный ассоциативный эксперимент - стимульное слово Стресс;
2) Открытое задание «Формулировка проблем» (Холодная, 2012);
3) Визуальный портрет концепта Стресс (модификация методики М.А. Холодной «Словесно-образный перевод»).
II. Методы исследования особенностей совладающего поведения:
1) ACS- Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой (Крюкова, 2007).
Статистические методы обработки эмпирических данных включали методы описательной статистики, процедуру процентильной стандартизации, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ, методы выявления различий (процедура апостериорных множественных сравнений, критерий Шеффе), методы выявления связей (процедура иерархической кластеризации, метод Ward), общее линейное моделирование (одномерный, многомерный подходы). Статистический анализ данных осуществлялся с применением пакета программ IBM SPSS 22.0.
Сбор эмпирических данных проводился в 2014-2018 гг. среди первокурсников российских и зарубежных университетов. Российские университеты представлены Уральским федеральным университетом им. Б.Н. Ельцина и Казанским (Приволжским) федеральным университетом (Екатеринбург, Казань). Зарубежные студенты, привлеченные в данное исследование, обучаются в Ереванском государственном университете (Армения), Фракийском университете, университетах Гази, Анадолу, Ататюрка (Турция). Всего в исследовании приняли участие 712 человек, из них 510 девушек и 202 юношей, средний возраст респондентов - 19.2±2.0. Выборка представлена студентами социо-гуманитарных специальностей пяти этнокультурных групп: русские, армяне, татары, турки, китайцы.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологическими основаниями отечественной и зарубежной психологии, соответствующими предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки; корректным использованием психодиагностических методик; а также применением статистических методов, адекватных поставленным задачам исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
■ Предложен и реализован подход к исследованию совладания в аспекте концептуализации стрессовых ситуаций как фактора регуляции поведения субъекта, снимающий ограничения парадигмы «когнитивная оценка трудной ситуации - стратегии совладания» и позволяющий фиксировать ментальный опыт совладания в широком пространстве жизнедеятельности человека.
■ Представлено психологическое понимание концепта Стресс как ментальной модели, отражающей представления индивида о причинах возникновения и развития стресса и его проявлениях, обусловливающей выбор стратегий совладания.
■ Проведено качественно-количественное исследование совладающего поведения на выборке студентов из пяти этнокультурных групп (русские, армяне, татары, турки, китайцы); выявлены различия в организации концепта Стресс и стратегиях совладания.
■ Получены оригинальные данные, раскрывающие характер соотношения особенностей организации концепта Стресс и специфики совладающего поведения; показана роль сенсорной и эмоционально-оценочной модальностей концепта в управлении стрессовыми ситуациями.
■ Новым является объяснение культурных различий концептуализации совладающего поведения у студентов через элементы ментального опыта преодоления стрессовой ситуации, освоение которого происходит в разных этнокультурных группах.
Теоретическая значимость: Диссертационная работа направлена на разработку проблемы соотношения концептуализации стрессовых ситуаций и особенностей совладающего поведения. Данное исследование углубляет научные представления о результативном аспекте концептуализации стресса как основе регуляции поведения субъекта в стрессовых ситуациях. На репрезентативной студенческой выборке продемонстрировано соотношение организации концепта Стресс и структуры совладания с трудными ситуациями; показана взаимосвязь разномодальных и разноаспектных признаков концепта Стресс и особенностей совладания. Полученные результаты позволяют уточнить различия концептуализации совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Практическая значимость полученных результатов заключается в реализации в «зоне ближайшего развития» индивидуальных консультаций и тренингов, ориентированных на анализ актуальных копинг-стратегий и демонстрацию потенциальных способов совладания.
Адаптация иностранных студентов в образовательный процесс российских университетов может осуществляться с учетом результатов диссертационного исследования, отражающих «критические точки» в интерпретации стрессовых ситуаций в разных этнокультурных группах.
Разработаны и апробированы методы оценки особенностей организации концепта Стресс, адекватные языковой культуре респондентов.
Предложен качественный метод оценки совладающего поведения, требующий минимального количества времени для диагностики.
Результаты диссертационного исследования использованы при подготовке учебно-методического пособия «Педагогическая психология: практикум» (в соавторстве, 2019) и разработке лекций по проблематике совладающего поведения в курсах «Психология стресса», «Стресс-менеджмент».
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов В.Н. Дружинина Института психологии РАН (2017 - 2019 г.), а также на совместных заседаниях лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов В.Н. Дружинина и лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН (2018 - 2020 гг.). Результаты исследования отражены в отчётах по грантам РНФ (№ 14-28-00087) и РФФИ (№ 18-313-00240). Основные результаты представлялись на международных и всероссийских конференциях: VII Международная конференция по когнитивной науке (Светлогорск, 2016); IV Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие» (Кострома, 2016); Всероссийский форум молодых ученых (Екатеринбург, 2017); I, II Международный молодежный конвент «Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии» (Екатеринбург, 2017, 2018); III Международный молодежный конвент «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании» (Екатеринбург, 2019); V Международная научная конференция «Психология стресса и совладающее поведение: вызовы, ресурсы, благополучие» (Кострома, 2019). Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина: разработана общеуниверситетская дисциплина по выбору «Стресс-менеджмент», доработан базовый курс «Психология стресса» (направления подготовки «Психология», «Клиническая психология»). Результаты диссертационного исследования использованы в учебно-методическом пособии «Педагогическая психология: практикум» (в соавторстве, 2019).
Соответствие паспорту специальности: п. 1.7 (Личность как субъект развития), п. 1.8. (Стратегии совладающего поведения как факторы, помогающие процессу развития), п. 1.12. (Разработка методов психологического исследования и психодиагностики развития), п. 2.12. (Молодость (ранняя взрослость) как начальный период взрослости), п. 3.6. (Культура как механизм и интегральный показатель акмеологического развития человека).
Публикации: По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 7.6 п.л., в том числе 5 статей общим объемом 4.8 п.л. в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК (из них: 1 - Web of Science).
Объем и структура диссертации: Диссертация изложена на 263 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, обсуждения результатов, заключения, выводов, списка литературы и 5 приложений. Текст работы включает 20 таблиц и 38 рисунков. Список литературы содержит 256 источника, из них 66 источников на иностранных языках. Приложения содержат словарные статьи слов стресс и напряжение в разных языках, списки экспертов и протоколы экспертной работы, примеры портретов концепта Стресс, таблицы описательной статистики, результаты исследования, таблицы факторного анализа структур совладания в зависимости от меры дифференцированности ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций и особенностей организации концепта Стресс на основе диагностической процедуры, сочетающей направленный ассоциативный эксперимент и визуальный портрет концепта Стресс, позволяет выявлять специфику концептуализации стрессовых ситуаций у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
2. Особенности концептуализация стрессовых ситуаций сопряжены с принадлежностью студента к этнокультурной группе. Построение концепта Стресс у армян реализуется в терминах состояния и последствий, у татар - причин и последствий стресса, у китайцев - признаков состояния и управления, у русских - признаков состояния, последствий и управления; у турок - причин и состояния.
3. Преобладающей копинг-стратегией в стрессовых ситуациях у русских студентов выступает самообвинение, у китайцев - организация общественных действий; у армян, татар и турок - религиозная поддержка.
4. Мера дифференцированности и мера иерархичности концепта Стресс выступают в качестве факторов, обусловливающих особенности совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей. Концепт Стресс, построенный в сенсорной и эмоционально-оценочной модальностях, соотносится с субъектными стратегиями совладания (решение проблемы, работа/достижение). Пространственно-временная модальность концепта Стресс сопряжена со стратегиями непродуктивного стиля (разрядка, беспокойство, самообвинение, активный отдых).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
■ Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология (психологические науки):
1. Куваева И.О., Сергеева А.О. Ресурсные функции совладающего поведения в зависимости от профессиональной специализации // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. № 2. Том 21. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2015. С. 102 - 106. (0.4 п.л., авторский вклад - 70 %).
2. Куваева И.О., Ачан Н.М., Лозовская К.Б. Представления о стрессе у
представителей разных культур // Вопросы психологии. № 1. 2017. С. 68-81. (1.1 п.л., авторский вклад - 60 %).
3. Куваева И.О. Взаимосвязь концепта «стресс» и копинг-стратегий у персонала контакт-центра // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. № 2. Том 21. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 146 - 152. (0.6 п.л.).
4. Куваева И.О. Особенности организации концепта «стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 112-117. (0.5 п.л.).
5. Волкова Е.В., Куваева И.О. Мера дифференцированности концепта Стресс как фактор совладающего поведения субъекта: кросс- культурный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3. (0.7 п.л., авторский вклад - 50 %).
■ Публикации в журналах и изданиях рекомендованных ВАК для публикаций основных научных результатов диссертаций по психологическим наукам:
6. Куваева И.О., Саакян А.Р., Лямзин А.В. Преодоление стресса молодежью: кросскультурные особенности // Известия УРФУ. Сер. 1. Проблемы науки, образования и культуры. 2018. № 2. С. 82-89. (0.5 п.л., авторский вклад - 80 %).
7. Волкова Е.В., Куваева И.О. Кросс-культурные особенности организации концепта «стресс» и стратегий совладания у молодых представителей разных культур // Мир психологии. 2019. № 4. С. 137 - 151. (1 п.л., авторский вклад - 50 %).
■ Публикации в сборниках научных трудов, материалов конференций:
8. Куваева И.О. Взаимосвязь концепта стресс и стратегий совладания: кросскультурные различия // В сб. тезисов докладов Седьмой международной конференции по когнитивной науке. Светлогорск, 20¬24 июня 2016 г. / Отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2016. С. 701-703. (0.1 п.л.).
9. Куваева И.О., Абитов И.Р. Учебно-профессиональные и национальные ресурсы преодоления трудных ситуаций // В сб. тезисов докладов Четвертной международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие». Кострома, 22-24 сентября 2016 г. С. 218-220. (0.3 п.л., авторский вклад - 80 %).
10. Куваева И.О. Кросскультурные различия преодоления стресса (на примере русских, турецких и китайских студентов) // Всероссийский форум молодых ученых. Екатеринбург. 27-28 апреля 2017. С. 99-104. (0.3 п.л.).
11. Сергеева А.О., Куваева И.О. Копинг-стратегии у студентов юридического ВУЗа // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: 1-й молодежный конвент / материалы международной студенческой конференции 28-29 апреля 2017 г. Екатеринбург. Изд-во Ур. ун-та. 2017. С. 254 - 257. (0.1 п.л., авторский вклад - 60 %).
12. Kuvaeva I., Achan N., Lozovskaya K. University students: Connection between Representations of stress and Coping Strategies // Changing Societies and Personalities. Vol. 1. No. 3. 2017. Pp. 94-108. (0.8 п.л., авторский вклад - 70 %).
13. Куваева И.О., Сергеева А.О. Организация концепта «стресс» у студентов юридического ВУЗа // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: 2-й молодежный конвент: материалы международ. студ. конф. 29-31 марта 2018 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2018. С. 323-326. (0.2 п.л., авторский вклад - 50 %).
14. Kuvaeva I. The connection between representations of stress and coping strategies among youth // The Filth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). Vol. 2018. Pp. 426-433. (0.8 п.л.).
15. Куваева И.О., Першина В. Э. Стратегии преодоления трудных ситуаций у студентов технических специальностей // Третий международный молодежный конвент «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании», 14-16 марта, Уральский федеральный университет, Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2019. С. 725 - 728. (0.2 п.л., авторский вклад - 50 %).
Разработана диагностическая процедура оценки ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций, позволяющая выявить представления о стрессовых ситуациях и обозначить диапазон стратегий достижения адаптивных результатов в конкретной этнокультурной группе. Диагностика вербального и визуального компонентов ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций направлена на оценку разных показателей организации концепта Стресс - мера дифференцированности и мера иерархичности, имплицитные представления о стрессе, выраженность модальностей (сенсорная, эмоционально-оценочная, пространственно-временная).
Представлено психологическое понимание концепта Стресс как ментальной модели, отражающей представления индивида о причинах возникновения и развития стресса и его проявлениях, обусловливающей выбор стратегий и поведение в стрессовых ситуациях. Интегрированный уровень организации концепта Стресс представлен стратегиями управления, которые в терминах концептуализации стрессовых ситуаций дифференцируются на субъектные и внесубъектные.
Получены результаты, свидетельствующие, что организация концепта Стресс сопряжена с выбором и особенностями взаимодействия стратегий в структуре совладания. Дифференцированность ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций и концепта Стресс соотносятся с выбором субъектных стратегий совладания и их согласованным взаимодействием; недостаточная дифференциация признаков в ментальных репрезентациях стресса способствует выбору внесубъектных стратегий и демонстрации несогласованного совладания. Повышение меры иерархичности концепта Стресс способствует увеличению персональной ответственности субъекта за стрессовую ситуацию и снижению беспокойства за ее последствия.
Показано влияние фактора этнокультурной принадлежности (в статистическом смысле) на процессы концептуализации стрессовых ситуаций - особенности построения концепта Стресс и регуляцию совладающего поведения. Исследование организации концепта Стресс у студентов разных этнокультурных групп показывает, что ментальные репрезентации стресса обусловлены как индивидуально-психологическим, так и социокультурным контекстом.
Предложенный подход позволил зафиксировать ментальные репрезентации стресса, охватывающие жизнь студента в определенной этнокультурной группе при преодолении стрессовых ситуаций.
В результате исследования соотношения организации концепта Стресс и стратегий совладающего поведения у студентов разных этнокультурных групп сформулированы ВЫВОДЫ:
1. Русские студенты отличаются дифференцированным концептом Стресс и доминирующей субъектной стратегией Самообвинение.
2. Армяне репрезентируют глобальные травматичные события и повседневные трудности, при совладании с которыми демонстрируют широкий репертуар совладающего поведения и востребованность религиозной поддержки.
3. Студенты-татары фокусируются на признаках стрессового состояния и совладают с помощью социальной, профессиональной и религиозной видов поддержки.
4. Турецкие студенты демонстрируют конкретную концептуализацию стресса (контекст учебной деятельности) и поиск религиозной поддержки в стрессовых ситуациях.
5. Китайские студенты концептуализируют обобщенные признаки стресса и опираются на внесубъектные стратегии (Друзья, Общественные действия).
6. Особенности совладания сопряжены с ментальным опытом преодоления стрессовых ситуаций: у студентов с дифференцированным ментальным опытом преодоления стрессовых ситуаций проявляется согласованное взаимодействие стратегий совладания; студенты с недостаточно дифференцированным ментальным опытом преодоления стрессовых ситуаций отличаются несогласованным совладанием.
7. Дифференцированность концепта Стресс соотносится с усилением индивидуального проблемно-ориентированного совладания (Решение проблемы, Работа/достижение), повышением персональной ответственности и беспокойства за последствия стрессовых ситуаций.
8. Иерархичность концепта Стресс соотносится с усилением персональной ответственности и уменьшением беспокойства за последствия стрессовых ситуаций.
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии. СПб.: Питер, 2004. 166 с.
2. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее
различные методологические значения // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И.
Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000. С. 13¬26.
3. Агаян Э.Б. Толковый словарь современного армянского язык: в 2-х т.
Ереван: Изд-во «Хайастан». 1976 |Е|1|111 Иш|0р06^ ршдшшршЦшй
ршпшршй 1:1]шш|11] Ршдршшф Цдиушй: «4ш|шишш6»
<|1ш1пш|1ш1|>тр_|П|1|, ЪрЬтшй, 1976, 1 К 2 йшширЬЬр].
4. Акопян Т.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях: Автореферат дисс....к.пс.наук. Санкт-Петербург, 2003. 23 с.
5. Александров И.О. Структура индивидуального знания: закономерности организации и становления: Автореф. дисс. .докт. пс. наук. М., 2007. 52 с.
6. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культурноспецифических типов познания // Вестник Моск. ун -та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 22 - 35.
7. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Изд-во Институт психологии РАН. 2009. 320 с.
8. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения // Автореферат дисс. ...канд. псих.наук. Москва, 2008. 26 с.
9. Алишев Б.С. Этнокультурные различия в структуре ценностей молодежи Татарстана // Tatarika. 2013. № 1. С. 186 - 206.
10. Алишев Б.С., Габдулхакова М.В. Толерантность к неопределенности, тревожность и чувство психологической безопасности у русских и татарских студентов // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Том 155. кн. 6. С. 162 - 173.
11. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-16.
12. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика / Пер. с
древнегреческого. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. 960 с.
13. Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование самопонимания
этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. Т. 13. № 3. 2016. С. 178-196.
14. Бергфельд А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2010. Вып. 1 (1). С. 38- 46.
15. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях // Автореферат дисс.. канд.псих. наук. Москва. 2007а. 30 с.
16. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 2. С. 40 - 56.
17. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100 - 111.
18. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007б. № 4. С. 87 - 93.
19. Битюцкая Е.В., Баханова Е.А.. Корнеев А.А. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией // Национальный психологический журнал. № 2 (18). 2015. С. 41 - 55.
20. Битюцкая Е.В., Карцева Е.В. Рисуночная методика «Моя трудная жизненная ситуация» как инструмент диагностики восприятия трудной ситуации // Журнал практического психолога. 2013. № 4. С. 102 - 132.
21. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006а. № 1. С. 122 - 133.
22. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ. 20066. 528 с.
23. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2000. 592 с.
24. Брайт Т., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК. 2003. 352 с.
25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983. 412 с.
26. Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и
перспективы // Известия Российской академии образования. М: Магистр, 1999а. С. 30-41.
27. Бурова С.Н., Дилекчи Р. Семейные ценности в современном турецком обществе // Социология. 2016. № 4. С. 95-106.
28. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. Пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСОфтЮП». 2005. 608 с.
29. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
30. Вассерман Л.И. Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
31. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se. 2000. 685 с.
32. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
33. Волкова Е.В. Взаимосвязь смысла и специальных способностей в росте самореализации человека // Мир психологии. 2017. № 3 (91). С. 106 - 113.
34. Волкова Е.В. Единство дифференциально-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 54-70.
35. Волкова Е.В. Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2008. 512 с.
36. Волкова Е.В. Особенности организации концептуальных структур у подростков и юношей с разным уровнем общих и специальных способностей // В сборнике: Современные исследования интеллекта и творчества. Сер. «Экспериментальные исследования». Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная. М.: 2015. С. 143 - 157.
37. Волкова Е.В. Психология специальных способностей:
дифференционно-интеграционный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. 320 с.
38. Волкова Е.В. Слово как фактор регуляции и концептуализации
жизнедеятельности // Материалы III Международной научно¬
практической конференции «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики». 2018. С. 215 - 223.
39. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2015. 256 с.
40. Волкова Е.В. Триединый аспект функционирования организации концепта: прошлое, настоящее и будущее // Мир психологии. 2013. № 2. С. 29-41.
41. Волкова Е.В. Уровни организации концептуального опыта как основа осуществления и развития творческой деятельности // Мир психологии. 2016. № 1 (85). С. 157-163.
42. Волкова Е.В., Дудникова Т.А. Особенности организации концепта «семья» у юношей и девушек с разной типологией организации индивидуальных ментальных ресурсов // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск. 18¬21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 1171 - 1174.
43. Волкова Е.В., Куваева И.О. Кросс-культурные особенности
организации концепта «стресс» и стратегий совладания у молодых представителей разных культур // Мир психологии. 2019. № 4. С. 137 - 151.
44. Волкова Е.В., Куваева И.О. Мера дифференцированности концепта Стресс как фактор совладающего поведения субъекта: кросс- культурный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3.
45. Волкова Е.В., Тен Е.А. Представления о работе как фрагмент индивидуальной картины мира в период ранней взрослости // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 92 - 100.
46. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. М.: Педагогика. 1982. Т. 1. С. 5 - 361.
47. Ганиев Ф.А., Гаффарова Ф.Ф. Русско-татарский словарь. Казань: Тат. кн. изд-во. 2014. 222 с.
48. Гаспарян Н.К. Концепт «душа» в сопоставительном аспекте: русская и армянская картины мира // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8. № 1. С. 84 - 91.
49. Геворкян М. Поликультурное образование в Армении: новая стратегия развития образования // «21- й ВЕК », № 2 (43), 2017. С. 103 - 115.
50. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: «Наука». 1992. 444 с.
51. Герасименко Т.И. «Этнос» и «культура»: трактовка понятий и подходы к изучению // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 6 (181). С. 178 - 184.
52. Головей Л.А., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Савенышева С.С., Муртазина И.Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 8 - 26.
53. Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 35-48.
54. Григорьева М.В. Этнопсихологические особенности
удовлетворенности личности жизнедеятельностью // Общество: социология, психология, педагогика. № 10. 2016. с. 48 - 51.
55. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер. 2002. 495 с.
56. Гришина Е.А. Динамика эмоциональных состояний личности в условиях кросс-культурной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 166 с.
57. Гузельбаева Г.Я. Исламская идентичность молодых татар в республике Татарстан (по материалам социологических исследований 2008-2012 гг.). // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Том 154. Кн. 6. 2012. С. 76-86.
58. Гущина Т.В., Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Культура, стресс и копинг: влияние социокультурного контекста на выбор типа совладания // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2014. № 4. С. 73 -
81.
59. Джидарьян И.Л. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Наука. 1988. С. 56 - 88.
60. Дилекчи И. Социальный портрет современной турецкой молодежи // Философия и социальные науки. 2014. № 1. С. 62-66.
61. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1987. 830 с.
62. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 320 с.
63. Жданова Э.В, Эгемен Экен. Сравнительный анализ ценностных ориентаций турецких и российских учащихся // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов». 2011. С. 520-526.
64.Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности:
динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. ВЛ. Барабанщикова иА.В. Карпова. Москва — Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. Вып. 2. С. 42-64.
65.Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.
66.Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 488 с.
67. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: «Аделант». 2014. 800 с.
68. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // СОЦИС. 2001. № 9. С. 77-82.
69. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 119-135
70. Исламова Э.А., Болгарова Р.М. Ассоциативное поле лексем «эш» и «работа» в татарском и русском языковом сознании // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 19-21 октября 2017) / под ред. Р.Р. Замалетдинова. Казань: Изд. Казан. унт-та. 2017. с. 136-138.
71. Кант И. Сочинения в шести томах: Т.3 / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: «Мысль», 1964. 799 с.
72. Касл С. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // В
хрест.: Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и
организационная психология: современные состояния и перспективы. М.: «Радикс», 1995. с. 144 - 173.
73. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте / Пер. с англ. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр». 2004. 236 с.
74. Келли Дж. Теория личности (теория личностных конструктов). СПб.: Речь. 2000. 249 с.
75. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Изд-во «Наука», 1983.
76. Кленова М.А. Социальные представления о стрессе у разных возрастных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Том. 4. Вып. 3 (15). С. 234 - 237.
77. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 46 - 57.
78. Крюкова Т.Л. Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. № 2. С. 5 - 15.
79. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг- шкалы. Кострома: Авантитул, 2007. 60 с.
80. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дис. .. доктора пс. наук. М.: ИП РАН. 2005. 50 с.
81. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 5. 2013. С. 184 - 188.
82. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психолог. журнал. 2008. Т. 29 (№ 2). С. 88 - 95.
83. Крюкова Т.Л. Социокультурные синдромы
коллективизм/индивидуализм как контекст совладания со стрессом у россиян // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Том 19, № 4. С. 130 - 134.
84. Крюкова Т.Л, Гущина Т.В. Культура, стресс и копинг:
социокультурная контекстуализация совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; КГТУ. 2015. 236 с.
85. Крюкова Т.Л., Дубова О.С. Культура как фактор сходства и различий в социальных представлениях ее носителей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Том 15. № 2. С. 143-153.
86. Куваева И.О. Взаимосвязь концепта «стресс» и копинг-стратегий у персонала контакт-центра // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018а. Т. 24. № 4. С. 146-152.
87. Куваева И.О. Диагностика и оптимизация стрессовых состояний у
персонала организаций / В сборнике: Современные методы
практической психологии. Сборник научных трудов. Министерство образования и науки Российской федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт социальных и политических наук; научный редактор А.А. Печеркина. 2015. С. 76-81.
88. Куваева И.О. Концептуальные репрезентации стресса у операторов
контакт-центра // Материалы Третьей Международной научной конференции «Психология состояний человека: актуальные
теоретические и прикладные аспекты». Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2018б. С. 270-273.
89. Куваева И.О. Особенности организации концепта «стресс» у
работников с разным уровнем профессионального стресса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 112-117.
90. Куваева И.О. Особенности преодоления стресса у производственных рабочих // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома. 26-28 сент. 2019 г. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 2. С. 344-348.
91. Куваева И.О. Особенности профессионального стресса у сотрудников
контакт-центра в зависимости от графика работы // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы
образования, науки и культуры. 2014. Т. 123. № 1. С. 183-188.
92. Куваева И.О. Особенности профессионального стресса у
представителей монотонного вида труда // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 107. № 4. С. 164-169.
93. Куваева И.О. Профессиональный стресс у операторов контакт-центра // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 81. № 4. С. 88-94.
94. Куваева И.О. Специализация сотрудника как фактор развития
профессионального стресса у персонала контакт-центров // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы
образования, науки и культуры. 2011. Т. 95. № 4. С. 214-219.
95. Куваева И.О. Факторы развития и негативные последствия
профессионального стресса у персонала телекоммуникационной компании / Психологический вестник Уральского федерального университета. Екатеринбург. 2013. С. 98-105.
96. Куваева И.О., Агапова Е.Н. Особенности профессионального стресса у специалистов по работе с клиентами 1Т-компании // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций: материалы Х Международного симпозиума. 2019. С. 176 - 179.
97. Куваева И.О., Агапова Е.Н. Специфика профессионального стресса у
представителей инновационного монотонного труда // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы
образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 3 (177). С. 127-134.
98. Купер К., Дэйв Ф., О’Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение. Харьков: Издательство Гуманитарный центр, 2007. 336 с.
99. Куфтяк Е.В. Возрастные и гендерные особенности жизнеспособности в юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 31.-33.
100. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: Автореф. докт.дисс. . ..пс.наук. Москва, 2011. 46 с.
101. Куфтяк Е.В. Совладающее с трудностями поведение в семье // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. С. 365-384.
102. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина. 1970. С. 178¬206.
103. Ларионова Л.И. Кросскультурные исследования психологических особенностей одаренных студентов (на примере России и Монголии) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 49 - 59.
104. Лебедева Ю.В., Куваева И.О. Педагогическая психология: практикум для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / Министерство образования и науки Российской федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург. 2019. 159 с.
105. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 358 с.
106. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального
стресса: от диагностики к профилактике и коррекции //
Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75-85.
107. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС): методическое руководство. СПб.: ИМАТОН. 2006. 56 с.
108. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 4 - 19.
109. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып. 4 / Под ред. проф. А.О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. с. 326 - 343.
110. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл. 2007. 311 с.
111. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.:
Политиздат, 1977. 304 с.
112. Леонтьев М.Г. Особенности культуры как фактор разрешения
межличностного конфликта: Автореф. ... канд. психол. наук. М., 2009. 24 с.
113. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. Изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
114. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемиология & Философия науки. 2010. Т. XXV. № 3. С. 136-155.
115. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной
жизненной ситуации. М.: Эксмо. 2008. 400 с.
116. Ломтатидзе О.В., Ершова И.А. Адаптация студентов в условиях
ВУЗа // Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning: актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве»: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Вып. 7.
Екатеринбург: ООО «ИНН» Макс - Инфо, 2014. С. 111-121
117. Макгоникал К. Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше: Пер. с англ. 2-е изд. М.:. Альпина-Паблишер. 2018. 304 с.
118. Мартиросян Н.Э., Биктагирова Г.Ф. О формировании семейных армянских традиций // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 79 - 81.
119. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 208 с.
120. Мацумото Д. Психология и культура. М.: Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.
121. Мгоян Г.С. Социокультурные ценности в современном армянском обществе: межпоколенческий анализ: Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Санкт-Петербург, 2016. 28 с.
122. Медведева И.А. Опыт / Новейш. филос. слов. 3-е изд., исправл. Минск. 2003.
123. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Изд-во «Смысл». 2011. 235 с.
124. Мирхаев Р.Ф. Религиозно-языковая картина мира татарского народа: особенности вербализации концепта «человек» // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международной научно¬практической конференции (Казань, 19-21 октября 2017 г.) / под ред. Р.Р. Зималетдинова. Казань: Изд-во Казанс. ун-та. 2017. С. 192 - 194.
125. Мкоян Г.С. Сравнительный анализ трансформации социокультурных ценностей двух возрастных групп (молодежи и старшего поколения) в армянском обществе по методике Р. Инглхарта // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 авг. 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2017. С. 173-181.
126. Мкоян Г. С. Воздействие Армянской Апостольской церкви на формирование духовных ценностей среди двух поколений в современном армянском обществе / Г. С. Мкоян // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. 2017. С. 474-485.
127. Напольнова Е.М. Временные представления в рамках турецкой языковой картины мира // Российская тюркология. 2012. № 1 (6). С. 23 - 34.
128. Напольнова Е.М. Система обращений в современном турецком языке // Вестн. Санкт-Петер. ун-та. Сер.13. Востоковедение и африканистика. Вып. 4. 2015. С. 5 - 13.
129. Напольнова Е.М. Современная турецкая терминология семьи и
родства // Восток. Афро-Азиатские общества: история и
современность. 2016. № 6. С. 63-72.
130. Напольнова К.М. Языковая модель мира // Российская тюркология. 2010. № 2 (3). С. 73 - 80.
131. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Т. 18. № 5. 1997. С. 20 - 29.
132. Наследов А.Д. IBM SPSS Statictics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
133. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд. М.: Рус. яз., 1990. 917 с.
134. Ожиганова Г.В. Психология молчания и продуктивная жизнедеятельность в контексте мудрости // Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. C. 51-55.
135. Ожиганова Г.В. Феномен отсроченности творческих проявлений. Научно-педагогическое обозрение. № 3(21). 2018. С. 194-205.
136. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Автореферат дисс... докт. псих. наук. Москва. 2001. 47 с.
137. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного
мозга// Павлов И. П. Полное собрание трудов. Т. IV. М.; Л.:
Изд-во АН СССР, 1947.
138. Помченко М.А. Семантическое пространство этнической картины мира: Авторефер. ... канд. психол. наук. Хабаровск. 2006. 20 с.
139. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки. 2007. 250 с.
140. Почебут Л.Г. Кросс-культурная психология и этническая психология: Учебное пособие. СПБ.: Питер. 2012. 336 с.
141. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672 с.
142. Проблема субъекта в психологической науке: отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: Изд-во «Академический проект». 2000. 320 с.