Актуальность исследования концептуализации стрессовых ситуаций обусловлена непредсказуемостью и динамичностью современного мира. Турбулентность жизни провоцирует психологический стресс у человека. Возникновение непонимания и конфликтов между представителями разных этнокультурных групп зачастую обусловлено тем, что они отличаются по представлениям о поведении в трудных ситуациях. Исследование концепта Стресс и стратегий совладания позволяет понять, какие признаки человек выделяет при оценке стрессовых ситуаций, как строит концептуальную модель происходящего и какими стратегиями поведения справляется с быстро изменяющимися условиями жизни.
Анализ особенностей организации концептов (концептуальных структур) осуществляется в разных направлениях: лексикографический, психолингвистический (Попова, Стернин, 2007), психологический (Веккер, 2000; Холодная, 2012; Волкова, 2013, 2015). Способность к концептуализации трактуется как «качественно новая форма понимания происходящего и качественно новый способ саморегуляции поведения» (Холодная, Хазова, 2017, с. 5). Концептуализация направлена на оценивание и интерпретацию трудных ситуаций, анализ продуктивности конкретных стратегий совладания и реализацию определенных паттернов совладания. Ряд исследований подтверждают связь развитых концептуальных способностей и успешности разрешения проблем в юношеском (Хазова, 2014), студенческом (Алексапольский, 2008; Холодная, 2012) и пожилом (Холодная, Хазова, 2017) возрастах. Концепт Стресс в психологическом понимании - ментальная модель, отражающая представления индивида о причинах возникновения и развития стресса и его проявлениях, определяющая выбор копинг- стратегий и влияющая на регуляцию поведения в стрессовых ситуациях.
Исследования соотношения между представлениями о трудной ситуации и стратегиями совладающего поведения проводятся с середины ХХ века. Согласно теории психологического стресса Р. Лазаруса, когнитивная оценка трудной ситуации (primary cognitive appraisal), определяет выбор совладающих стратегий (secondary cognitive appraisal) (Lazarus, 1966, 1984; Лазарус, 1970). Исследования С. Хобфолла (1989) выявили связь пассивных моделей преодоления и восприятия человеком недостаточности ресурсов/ограниченности своих возможностей. Е.В. Битюцкой (2007) разработаны критерии когнитивного оценивания трудной ситуации и их связь с совладанием. Представленные подходы внесли вклад в разработку проблемы категоризации трудных ситуаций, при этом совладание рассматривается как «реактивный процесс, наступающий вслед за стрессовым стимулом» (Иванова, 2013, с. 121). Однако вопрос об особенностях концептуализации трудных (стрессовых) ситуаций, а также особенностях совладания с ними в той или иной культуре остается все еще малоразработанным.
Опираясь на теоретические разработки мультипликативной природы концепта (Волкова, 2018); идеи о концепте как носителе свойств понятийного мышления (Выготский, 1982; Веккер, 2000; Холодная, 2012; Li, 1996) можно предположить, что организация концепта Стресс как результат концептуализации стрессовых ситуаций обусловливает специфику совладающего поведения. Такое понимание феномена совладания снимает ограничение взаимосвязи характеристик конкретной трудной ситуации с определенной копинг-стратегией и позволяет оценить особенности регуляции поведения в разных стрессовых ситуациях.
Теоретическая гипотеза: соотношение организации концепта Стресс и специфика совладающего поведения различается у студентов разных этнокультурных групп .
Цель диссертационной работы: изучить соотношение организации концепта Стресс и стратегий совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Объект исследования: организация концепта Стресс и стратегии совладающего поведения у студентов.
Предмет исследования: соотношение организации концепта Стресс и стратегий совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Исследовательские гипотезы:
1. Метод направленного ассоциативного эксперимента и визуального портрета концепта может быть использован для выявления особенностей концептуализации стрессовых ситуаций у студентов разных этнокультурных групп.
2. Различия в концептуализации стрессовых ситуаций у студентов разных этнокультурных групп связаны с особенностями ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций, выраженностью модальностей концепта Стресс, мерой дифференцированности/иерархичности концепта Стресс и предпочитаемыми стратегиями совладания.
3. Соотношение организации концепта Стресс и стратегий совладания у студентов социо-гуманитарных специальностей различается в зависимости от выраженности модальностей, меры дифференцированности и меры иерархичности концепта Стресс.
Задачи исследования:
1. Разработать диагностическую процедуру, позволяющую оценивать особенности концептуализации стрессовых ситуаций у представителей разных этнокультурных групп.
2. Изучить особенности концептуализации стрессовых ситуаций у студентов социо- гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
3. Выявить особенности совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
4. Изучить сопряженность особенностей концептуализации стрессовых ситуаций и совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Методологические основы исследования. Изучение особенностей концептуализации представлений о стрессе и стратегий совладания предполагается реализовать в рамках дифференционно-интеграционной теории развития (Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова и др.) и онтологической теории интеллекта (М.А. Холодная), концепций стресса и совладания (Г. Селье, Р. Лазарус, В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, Э. Фрайденберг), семантико-когнитивной концепции (З.Д. Попова, И.А. Стернин).
Дифференционно-интеграционная теория развития и онтологическая теория интеллекта ориентируют на изучение особенностей организации концептуальных структур (концептов) как носителей психических свойств субъекта и свойств понятийного мышления, сквозь призму которых человек ориентируется в мире, обществе и самом себе. Мера иерархичности и дифференцированности концептуальных структур определяет продуктивность жизнедеятельности человека, в том числе, эффективность совладания со стрессовыми ситуациями. Обращение к психолингвистическим концепциям и методам исследования позволяет выявить особенности представлений о стрессе у современных студентов и обнаружить неосознанные элементы значения слова Стресс, остающиеся имплицитными при использовании других методов исследования. Интеграция основных положений классических концепций стресса и совладающего поведения позволяют выделить содержательные категории, релевантные концепту Стресс.
Для решения поставленных задач будут применяться:
I. Группа теоретических методов исследования:
А. Метод формально-логического анализа (анализ теоретико-эмпирических
исследований в отечественной и зарубежной психологии и смежных дисциплинах по проблеме культурных различий концептуализации стресса и стратегий совладания), семантико-когнитивный анализ концепта Стресс.
B. Теоретическое моделирование (разработка концептуальной модели
уровневой организации концепта Стресс).
II. Группа эмпирических методов исследования:
A. Организационные: сравнительный анализ («метод поперечных срезов»), анализ индивидуальных случаев.
B. Методы сбора эмпирических данных - психологическое тестирование.
C. Методы обработки эмпирических данных - сочетание качественных и количественных методов исследования (описательные статистики, методы выявления различий, методы выявления связей).
D. Методы интерпретации эмпирических данных - структурный (определение связей между организацией концепта Стресс и стратегиями совладания), уровневый (определение меры дифференцированности, меры иерархичности концепта Стресс и предпочитаемые стратегии совладания).
Дизайн исследования представлен 2 блоками:
I. Методы исследования концептуализации стрессовых ситуаций:
1. Направленный ассоциативный эксперимент - стимульное слово Стресс;
2. Открытое задание «Формулировка проблем» (Холодная, 2012);
3. Визуальный портрет концепта Стресс (модификация методики М.А. Холодной «Словесно-образный перевод»).
II. Методы исследования особенностей совладающего поведения:
1. ACS- Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой (Крюкова, 2007).
Статистические методы обработки эмпирических данных включали методы описательной статистики, процедуру процентильной стандартизации, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ, методы выявления различий (процедура апостериорных множественных сравнений, критерий Шеффе), методы выявления связей (процедура иерархической кластеризации, метод Ward), общее линейное моделирование (одномерный, многомерный подходы). Статистический анализ данных осуществлялся с применением пакета программ IBM SPSS 22.0.
Сбор эмпирических данных проводился в 2014-2018 гг. среди первокурсников российских и зарубежных университетов. Российские университеты представлены Уральским федеральным университетом им. Б.Н. Ельцина и Казанским (Приволжским) федеральным университетом (Екатеринбург, Казань). Зарубежные студенты, привлеченные в данное исследование, обучаются в Ереванском государственном университете (Армения), Фракийском университете, университетах Гази, Анадолу, Ататюрка (Турция). Всего в исследовании приняли участие 712 человек, из них 510 девушек и 202 юношей, средний возраст респондентов - 19.2±2.0. Выборка представлена студентами социо-гуманитарных специальностей пяти этнокультурных групп: русские, армяне, татары, турки, китайцы.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологическими основаниями отечественной и зарубежной психологии, соответствующими предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки; корректным использованием психодиагностических методик; а также применением статистических методов, адекватных поставленным задачам исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
■ Предложен и реализован подход к исследованию совладания в аспекте концептуализации стрессовых ситуаций как фактора регуляции поведения субъекта, снимающий ограничения парадигмы «когнитивная оценка трудной ситуации - стратегии совладания» и позволяющий фиксировать ментальный опыт совладания в широком пространстве жизнедеятельности человека.
■ Представлено психологическое понимание концепта Стресс как ментальной модели, отражающей представления индивида о причинах возникновения и развития стресса и его проявлениях, обусловливающей выбор стратегий совладания.
■ Проведено качественно-количественное исследование совладающего поведения на выборке студентов из пяти этнокультурных групп (русские, армяне, татары, турки, китайцы); выявлены различия в организации концепта Стресс и стратегиях совладания.
■ Получены оригинальные данные, раскрывающие характер соотношения особенностей организации концепта Стресс и специфики совладающего поведения; показана роль сенсорной и эмоционально-оценочной модальностей концепта в управлении стрессовыми ситуациями.
■ Новым является объяснение культурных различий концептуализации совладающего поведения у студентов через элементы ментального опыта преодоления стрессовой ситуации, освоение которого происходит в разных этнокультурных группах.
Теоретическая значимость: Диссертационная работа направлена на разработку проблемы соотношения концептуализации стрессовых ситуаций и особенностей совладающего поведения. Данное исследование углубляет научные представления о результативном аспекте концептуализации стресса как основе регуляции поведения субъекта в стрессовых ситуациях. На репрезентативной студенческой выборке продемонстрировано соотношение организации концепта Стресс и структуры совладания с трудными ситуациями; показана взаимосвязь разномодальных и разноаспектных признаков концепта Стресс и особенностей совладания. Полученные результаты позволяют уточнить различия концептуализации совладающего поведения у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
Практическая значимость полученных результатов заключается в реализации в «зоне ближайшего развития» индивидуальных консультаций и тренингов, ориентированных на анализ актуальных копинг-стратегий и демонстрацию потенциальных способов совладания.
Адаптация иностранных студентов в образовательный процесс российских университетов может осуществляться с учетом результатов диссертационного исследования, отражающих «критические точки» в интерпретации стрессовых ситуаций в разных этнокультурных группах.
Разработаны и апробированы методы оценки особенностей организации концепта Стресс, адекватные языковой культуре респондентов.
Предложен качественный метод оценки совладающего поведения, требующий минимального количества времени для диагностики.
Результаты диссертационного исследования использованы при подготовке учебно-методического пособия «Педагогическая психология: практикум» (в соавторстве, 2019) и разработке лекций по проблематике совладающего поведения в курсах «Психология стресса», «Стресс-менеджмент».
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов В.Н. Дружинина Института психологии РАН (2017 - 2019 г.), а также на совместных заседаниях лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов В.Н. Дружинина и лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН (2018 - 2020 гг.). Результаты исследования отражены в отчетах по грантам РНФ (№ 14-28-00087) и РФФИ (№ 18-313¬00240). Основные результаты представлялись на международных и всероссийских конференциях: VII Международная конференция по когнитивной науке (Светлогорск, 2016); IV Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие» (Кострома, 2016); Всероссийский форум молодых ученых (Екатеринбург, 2017); I, II Международный молодежный конвент «Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии» (Екатеринбург, 2017, 2018); III Международный молодежный конвент «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании» (Екатеринбург, 2019); V Международная научная конференция «Психология стресса и совладающее поведение: вызовы, ресурсы, благополучие» (Кострома, 2019). Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина: разработана общеуниверситетская дисциплина по выбору «Стресс - менеджмент», доработан базовый курс «Психология стресса» (направления подготовки «Психология», «Клиническая психология»). Результаты диссертационного исследования использованы в учебно-методическом пособии «Педагогическая психология: практикум» (в соавторстве, 2019).
Соответствие паспорту специальности: п. 1.7 (Личность как субъект развития), п. 1.8. (Стратегии совладающего поведения как факторы, помогающие процессу развития), п. 1.12. (Разработка методов психологического исследования и психодиагностики развития), п. 2.12. (Молодость (ранняя взрослость) как начальный период взрослости), п. 3.6. (Культура как механизм и интегральный показатель акмеологического развития человека).
Публикации: По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 7.6 п.л., в том числе 7 статей общим объемом 4.8 п.л. в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК (из них: 1 - Web of Science).
Объем и структура диссертации: Диссертация изложена на 263 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, обсуждения результатов, заключения, выводов, списка литературы и 5 приложений. Текст работы включает 20 таблиц и 38 рисунков. Список литературы содержит 256 источника, из них 66 источников на иностранных языках. Приложения содержат словарные статьи слов стресс и напряжение в разных языках, списки экспертов и протоколы экспертной работы, примеры портретов концепта Стресс, таблицы описательной статистики, результаты исследования, таблицы факторного анализа структур совладания в зависимости от меры дифференцированности ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций и особенностей организации концепта Стресс на основе диагностической процедуры, сочетающей направленный ассоциативный эксперимент и визуальный портрет концепта Стресс, позволяет выявлять специфику концептуализации стрессовых ситуаций у студентов социо-гуманитарных специальностей разных этнокультурных групп.
2. Особенности концептуализация стрессовых ситуаций сопряжены с принадлежностью студента к этнокультурной группе. Построение концепта Стресс у армян реализуется в терминах состояния и последствий, у татар - причин и последствий стресса, у китайцев - признаков состояния и управления, у русских - признаков состояния, последствий и управления; у турок - причин и состояния.
3. Преобладающей копинг-стратегией в стрессовых ситуациях у русских студентов выступает самообвинение, у китайцев - организация общественных действий; у армян, татар и турок - религиозная поддержка.
4. Мера дифференцированности и мера иерархичности концепта Стресс выступают в качестве факторов, обусловливающих особенности совладания у студентов социо- гуманитарных специальностей. Концепт Стресс, построенный в сенсорной и эмоционально-оценочной модальностях, соотносится с субъектными стратегиями совладания (решение проблемы, работа/достижение). Пространственно-временная модальность концепта Стресс сопряжена со стратегиями непродуктивного стиля (разрядка, беспокойство, самообвинение, активный отдых).
1. Русские студенты отличаются дифференцированным концептом Стресс и доминирующей субъектной стратегией Самообвинение.
2. Армяне репрезентируют глобальные травматичные события и повседневные трудности, при совладании с которыми демонстрируют широкий репертуар совладающего поведения и востребованность религиозной поддержки.
3. Студенты-татары фокусируются на признаках стрессового состояния и совладают с помощью социальной, профессиональной и религиозной видов поддержки.
4. Турецкие студенты демонстрируют конкретную концептуализацию стресса (контекст учебной деятельности) и поиск религиозной поддержки в стрессовых ситуациях.
5. Китайские студенты концептуализируют обобщенные признаки стресса и
опираются на внесубъектные стратегии (Друзья, Общественные действия).
6. Особенности совладания сопряжены с ментальным опытом преодоления
стрессовых ситуаций: у студентов с дифференцированным ментальным опытом преодоления стрессовых ситуаций проявляется согласованное взаимодействие стратегий совладания; студенты с недостаточно дифференцированным ментальным опытом преодоления стрессовых ситуаций отличаются несогласованным совладанием.
7. Дифференцированность концепта Стресс соотносится с усилением индивидуального проблемно-ориентированного совладания (Решение проблемы, Работа/достижение), повышением персональной ответственности и беспокойства за последствия стрессовых ситуаций.
8. Иерархичность концепта Стресс соотносится с усилением персональной ответственности и уменьшением беспокойства за последствия стрессовых ситуаций.
1. Куваева И.О., Сергеева А.О. Ресурсные функции совладающего поведения в
зависимости от профессиональной специализации // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. № 2. Том 21. Серия
«Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2015. С. 102 - 106. (0.4 п.л., авторский вклад - 70 %).
2. Куваева И.О., Ачан Н.М., Лозовская К.Б. Представления о стрессе у представителей разных культур // Вопросы психологии. № 1. 2017. С. 68-81. (1.1 п.л., авторский вклад - 60 %).
3. Куваева И.О. Взаимосвязь концепта «стресс» и копинг-стратегий у персонала контакт- центра // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. № 2. Том 21. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 146 - 152. (0.6 п.л.).
4. Куваева И.О. Особенности организации концепта «стресс» у работников с разным уровнем профессионального стресса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 112-117. (0.5 п.л.).
5. Волкова Е.В., Куваева И.О. Мера дифференцированности концепта Стресс как фактор совладающего поведения субъекта: кросскультурный подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3. (0.7 п.л., авторский вклад - 50 %).
■ Публикации в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК для публикаций основных научных результатов диссертаций по психологическим наукам:
6. Куваева И.О., Саакян А.Р., Лямзин А.В. Преодоление стресса молодежью:
кросскультурные особенности // Известия УРФУ. Сер. 1. Проблемы науки, образования и культуры. 2018. № 2. С. 82-89. (0.5 п.л., авторский вклад - 80 %).
7. Волкова Е.В., Куваева И.О. Кросс-культурные особенности организации концепта «стресс» и стратегий совладания у молодых представителей разных культур // Мир психологии. 2019. № 4. С. 137 - 151. (1 п.л., авторский вклад - 50 %).
■ Публикации в сборниках научных трудов, материалов конференций:
8. Куваева И.О. Взаимосвязь концепта стресс и стратегий совладания: кросскультурные различия // В сб. тезисов докладов Седьмой международной конференции по когнитивной науке. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. / Отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 701-703. (0.1 п.л.).
9. Куваева И.О., Абитов И.Р. Учебно-профессиональные и национальные ресурсы преодоления трудных ситуаций // В сб. тезисов докладов Четвертой международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие»: в 2-х томах. Ответственные редакторы: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: Изд-во «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», 2016. С. 218-220. (0.3 п.л., авторский вклад - 80 %).
10. Куваева И.О. Кросскультурные различия преодоления стресса (на примере русских, турецких и китайских студентов) // Всероссийский форум молодых ученых: сборник материалов. - Екатеринбург: Изд-во Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 99-104. (0.3 п.л.).
11. Сергеева А.О., Куваева И.О. Копинг-стратегии у студентов юридического ВУЗа // Многомерность общества: человек в социальном взаимодействии: 1-й молодежный конвент / материалы международной студенческой конференции 28-29 апреля 2017 г. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2017. С. 254 - 257. (0.1 п.л., авторский вклад - 60 %).
12. Kuvaeva I., Achan N., Lozovskaya K. University students: Connection between Representations of stress and Coping Strategies // Changing Societies and Personalities. 2017. Vol. 1. No. 3. Pp. 94-108. (0.8 п.л., авторский вклад - 70 %).
13. Куваева И.О., Сергеева А.О. Организация концепта «стресс» у студентов
юридического ВУЗа // Многомерность общества: человек в социальном
взаимодействии: 2-й молодежный конвент: материалы международ. студ. конф. 29-31 марта 2018 г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 323-326. (0.2 п.л., авторский вклад - 50 %).
14. Kuvaeva I. The connection between representations of stress and coping strategies among youth // The Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). 2018. Vol. 2018. Pp. 426-433. (0.8 п.л.).
15. Куваева И.О., Першина В. Э. Стратегии преодоления трудных ситуаций у студентов технических специальностей // Материалы международной студенческой конференции: Третий международный молодежный конвент «Многомерность
общества: цифровой поворот в гуманитарном знании». - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 725 - 728. (0.2 п.л., авторский вклад - 50 %).