Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРФЕЙСА В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Работа №102549

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы187
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ИНТЕРФЕЙСУ КАК
СЕМИОТИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ 16
1.1 Мультимодальность в цифровой коммуникации 16
1.2 Медиаэстетика как аналитический инструмент регуляторов восприятия 20
1.3 Новая коммуникативная плоскость: интерфейс в аспекте теории
коммуникации 27
1.4 Реализация познавательных траекторий в культурно-просветительской
журналистике 37
Выводы по главе 1 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ИНТЕРФЕЙСА 48
2.1 Мультимодальная основа анализа 48
2.2 Общие основания теории машин (шизоанализа) 52
2.2.1 Домены теории машин 53
2.2.2 Тензоры теории машин 56
2.3 Медиаэстетический анализ 58
2.4 Материал исследования и алгоритм анализа 61
Выводы по главе 2 66
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИНТЕРФЕЙСА САЙТОВ КУЛЬТУРНО¬
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 69
3.1 Анализ сайта «Полка» 69
3.1.1 Потоки 69
3.1.2 Экзистенциальные территории 72
3.1.3 Вселенные возможностей 74
3.1.4 Машинный тип 76
3.1.5 Пересечения семиотических тензоров 76
3.1.6 Коммуникационные познавательные траектории 89
3.1.7 Обобщение полученных результатов 93
3.2 Анализ раздела «Журнал» сайта «Арзамас» 96
3.2.1 Потоки 96
3.2.2 Территории 97
3.2.3 Вселенные возможностей 99
3.2.4 Машинный тип 100
3.2.5 Пересечения семиотических тензоров 101
3.2.6 Коммуникационные познавательные траектории 111
3.3.7 Обобщение полученных результатов 115
Выводы по главе 3 116
ГЛАВА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ИНТЕРФЕЙСА 121
4.1 Сравнительный анализ интерфейсов сайтов «Полка» и «Арзамас» 121
4.2 Иерархическая функция 123
4.3 Интерактивная функция 128
4.4 Регистровая функция 130
4.5 Референтная функция 132
4.6 Контекстообразующая функция 134
Выводы по главе 4 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 144
ПРИЛОЖЕНИЯ

Цифровое пространство с течением времени неизбежно подверглось «грамматизации» как процессу внутренней категоризации, установления специфических законов функционирования. Основной особенностью коммуникационного поля становится мультимодальность информации: «В цифровую эпоху понятие “бестелесности” применимо не только к нашему физическому телу, но и к представлениям об объекте и материальности в более общем смысле. Похоже, что и сама информация в значительной степени утратила “тело”, превратившись в абстрактное “качество”, которое с легкостью переходит из одной формы материальности в другую. Хотя представление о “вещественности” информации остается спорным, можно с уверенностью сказать, что данные больше не связаны с одной определенной формой их представления» . Одной из репрезентаций этих особенностей цифрового пространства и - шире - цифровой коммуникации стал интерфейс. Интерфейс, прежде всего, понимается как материальный аспект взаимодействия человека с цифровым пространством, выраженный при помощи определенных аффордансов. В аспекте коммуникации он важен как способ организации траекторий доступа пользователя к контенту, поставляемому ему техническим устройством, с которым он и взаимодействует благодаря интерфейсу. Однако в аспекте теории медиума роль интерфейса оказывается значительнее простых служебных функций: развивая известный тезис М. Маклюэна «средство сообщения само есть сообщение», можно предположить, что интерфейс сам по себе есть смысловая конструкция, несущая не только сами возможности доступа к смыслам, но и собственно смысл. Так как современная коммуникация, в том числе и журналистика, в значительном объеме переместилась в интернет- пространство, являющееся частью цифровой среды, то значение интерфейса как физически, материально воплощенной возможности взаимодействия пользователей с журналистским контентом неуклонно растет, а понятие «дизайн сайта» становится все более близким понятию «архитектура интерфейса». Для современной журналистики, развивающейся в медиаконвергентной среде, а также вступающей в острую конкуренцию за внимание пользователей, получающих доступ к неограниченным объемам самой разной информации в перенасыщенной медиасреде, интерфейс становится все более значимым элементом «упаковки» контента, организации специфического пространства диалога с пользователем. В то же время интерфейс - в силу его традиционного рассмотрения в рамках сугубо технических подходов - не получил достаточного изучения в аспекте теории и практики журналистики. Именно стремлением восполнить лакуну недостаточной изученности интерфейса при росте его значимости в цифровой журналистике обусловлена актуальность предпринятого исследования.
Представляется актуальным исследовать место интерфейса в организации коммуникационного взаимодействия пользователя с журналистским контентом на примере культурно-просветительских журналистских проектов, а также определить его функционал в данном аспекте как драйвера познавательной миссии культурно-просветительской журналистики. Л. Манович писал, что «компьютерный интерфейс стал выступать в роли кода культурных медиа¬сообщений, распространяемых повсеместно. И действительно, используя интернет, пользователь буквально заставляет медиа - тексты, музыку, видео, пространства навигации - проходить через “фильтры” браузера и операционной системы. При этом как “участник” процесса культурной коммуникации код почти никогда не бывает “нейтральным”: он влияет на передаваемые сообщения. В частности, одни сообщения пользователь с легкостью воспринимает, другие жеостаются для него незамеченными» . М. А. Куртов также отмечает влияние кода на сами смыслы информации: «Заметим, что репрезентация всегда означает интерпретацию: то или иное решение, касающееся отношения структуры и операции, есть философское решение, а не “техническое”; собственно “техническим” решением является только выбор того или иного модулятора (абстракции, соединяющей обе фазы)» . Таким образом, код влияет не только на процесс передачи сообщения, но и на интерпретацию смыслов сообщения получателем, а интерфейс в рамках самого технического устройства интернет- пространства предопределяет ключевые интерпретационные стратегии пользователей. Возможности интерфейса ограничены кодом, но именно интерфейс составляет не только первое и наиболее сильное впечатление у реципиента, выполняя задачи «обложки» или «заголовка» всего информационного пространства, которое он организует, но и предопределяет последующую активность пользователя в поиске и потреблении информации данного портала. Эта задача (вовлечения пользователя в освоение и интерпретацию определенной журналистской информации, принятие решения о погружении в этот материал) осуществляется в рамках медиаэстетического функционала интерфейса, под которым в работе понимается рецепционный потенциал цифровой структуры, структурирующий данные в определенном регистре, намеренно сужающий рамки восприятия, тем самым задающий определенный контекст для представленной информации. В журналистской деятельности понимание особенностей работы интерфейса конвергентных платформ, для размещения на которых создаются журналистские продукты определенного формата, направленности, стилистики, представляется актуальной профессиональной компетенцией.
Степень разработанности научной проблемы может быть охарактеризована в соответствии с различными аспектами темы диссертационного исследования. Важнейший из этих аспектов - вопрос о мультимодальности коммуникации (Г. Кресс, Т. ван Леувен, К. Джевит, М. Беднарек, Дж. Р. Мартин, Э. Вентола, Э. Адами, Ф. Серафини, М. Уолш и др.). В отечественной научной мысли мультимодальность получила различные наименования, из которых наиболее активно использовались «креолизованный / поликодовый текст»; такая терминология встречается и в зарубежных исследованиях (Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, М. А. Ищук, Е. Е. Анисимова, В. М. Березин, А. А. Бернацкая, Н. С. Валгина, М. Б. Ворошилова, Д. Кристал, В. О'Греди, Д. П. Чигаев и др.). Социально¬семиотический подход к мультимодальности исследовался такими учеными, как Г. Кресс, Т. ван Леувен, К. Джевитт, Дж. Лемке, Д. Мачин, П. Кобли, Т. Тредголд, А. Рандвиир. Последовательный обзор истории термина «мультимодальность» представлен в статье М. В. Загидуллиной .
Другой значимый аспект темы - медиаэстетическая сущность функционала интерфейса. Медиаэстетика является относительно новым научным направлением, однако предпосылки и основные идеи были сформулированы еще до появления самого обозначения дисциплины в философии медиа (Ф. Киттлер), экологии медиа (М. Маклюэн), теории среды (Дж. Мейровиц), медиалогии (Р. Дебре). Медиаэстетика осмыслялась в трудах Л. Хаускен, Э. Хёрл, Ш. Миядзаки, Ю. Хуей и др. Фундаментальный вклад в прикладное понимание медиаэстетики внес Г. Цеттл, стоявший у истоков активного включения самого термина «медиаэстетика» в научный оборот. Исследователь обозначил основной медиаэстетический инструментарий, с особым акцентом на визуальные технологии, одним из первых указал на значимость медиаэстетики в функционировании журналистики, предложил модель медиаграмотности, в основе которой - контекстуальная медиаэстетика информации .
Философия интерфейса, выступающего объектом рассмотрения в диссертации, представлена двумя международно признанными попытками осмысления данного феномена, а именно трудами Л. Мановича и А. Галлоуэя. В научно-исследовательском поле, помимо многоаспектных работ этих теоретиков интерфейса, важны концепции метафоричности и непрозрачности интерфейса (Дж. Болтер, Д. Громала, К. Йоргенсен). В аспекте влияния интерфейса на коммуникативные возможности информационного пространства рассматривалась проблема создания неявного коллективного знания (Е. В. Масланов, А. М. Фейгельман), репрезентации культурных смыслов в интерфейсе социальных сетей (А. В. Щекотуров), понимания интерфейса как метамедиа и метакоммуникации (М. А. Куртов, Д. В. Попов). В то же время для исследовательской логики работы важен сложившийся в науке о журналистике культурологически-ориентированный и философский подход к дизайну периодических изданий, во многом соотносимый с позициями исследователей интерфейса и медиастетическим подходом к коммуникации, хотя и реализованный в рамках иной терминологии и общетеоретических концепций. В этой связи важны исследования В. В. Тулупова, рассматривающего композиционно-графическое моделирование как сущностную часть содержательной концепции издания; Е. В. Олешко, рассматривающего газетно-журнальное оформление в контексте информационной культуры; А. С. Сундукова, предложившего рассматривать дизайн периодических изданий и как компромисс между технологией и искусством, и как проектную деятельность; исследования С. Л. Васильева, который еще с середины 80-х годов прошлого века последовательно развивал концепцию «аппарата ориентирования читателя» в информационном издании, близкую к понятию интерфейса, а также многих других исследователей формальных компонентов средств массовой информации в аспекте их содержательности и значимости в смыслопроизводстве.
Кроме того, для диссертационного исследования важны были труды, посвященные собственно теории и практике культурно-просветительской журналистики, сосредоточенной на выполнении такой общей функции журналистики, как «формирование у аудитории определенной системы ценностей путем трансляции идеологических и нормативных установок, мировоззренческих и эстетических взглядов» (Р. В. Зинин, М. А. Воскресенская). Культурно-просветительская журналистика рассматривалась во многих работах отечественных и зарубежных ученых; в российской теории и истории журналистики культурно-просветительская функция журналистики рассматривается как исконно-традиционная направленность журналистской деятельности вообще; современная реализация этой функции рассматривается в самых разных аспектах и на широком журналистском материале (см. исследования и обзоры вопроса в диссертациях таких ученых, как Н. С. Гегелова, М. А. Найдён, Н. Г. Нестерова, Ю. А. Оганесова, О. В. Роженцова, Ю. Ю. Сладкомедова, Т. И. Фролова, Н. С. Цветова), а также исследуется такая реализация культурно-просветительской миссии, как «арт-журналистика» (С. П. Суворова, А. А. Новикова, В. В. Антропова, Н. А. Точицкая). Имеются немногочисленные исследования культурно-просветительских проектов «Полка» и «Арзамас» (Е. Р. Гусейновой, Я. Е. Титоренко, К. С. Стеценко). Фокусом таких исследований в основном становятся отдельные приемы эдьютейнмента как общей тенденции современной цифровой журналистики (Е. М. Драгун, К. В. Киуру). В отечественной научной среде практически отсутствуют работы, исследующие влияние интерфейса на цифровую коммуникацию, за единичными исключениями (А. В. Щекотуров).
Обзор работ по теме диссертации показывает, что в научно-исследовательском поле образовалась лакуна недостаточного внимания к вопросам роли, функций, места интерфейса в производстве смыслов в ходе осуществления профессиональной журналистской деятельности, что и поставлено в центр данного исследования.
Объектом исследования является интерфейс как форма организации коммуникации (журналистские произведения - аудитория), предметом - медиаэстетический функционал интерфейса в культурно-просветительской журналистике.
Материалом исследования стали интерфейсы культурно-просветительских журналистских порталов. В качестве примера таких сайтов выбраны медиа «Полка» и раздел «Журнал» портала «Арзамас» как конкретная форма осуществления именно журналистской деятельности в составе иных форм коммуникационной активности. Данные проекты были выбраны по ряду критериев: 1) популярность среди пользователей, отражающаяся в вовлеченности публики в потребление данного контента (просмотры, посетители и др. метрические подходы к оценке популярности); 2) познавательный (эпистемологический) потенциал контента данных проектов; 3) актуализация аналитико-критических форм дискурса и их превалирование над собственно информационно-новостными; 4) операционно-инструментальное разнообразие медиаэстетических решений, представленных интерфейсами этих изданий. В качестве единицы анализа выбраны семиотические операции обмена информацией в интерфейсе, всего проанализировано таких единиц 48 (28 - на портале «Полка», 20 - на портале «Арзамас»).
Основная цель исследования - определить медиаэстетические функции интерфейса в культурно-просветительской цифровой журналистике. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- определить границы понятия «культурно-просветительская журналистика», а также конкретизировать познавательную функцию журналистики в рамках культурно-просветительской миссии;
- выявить возможности анализа интерфейса в аспекте мультимодальности как основного принципа организации сложных семиотических систем, к которым относится и интерфейс; в аспекте философии коммуникации как инструмента материализации аффордансов для пользователя, а значит, и определенных ограничений в коммуникации; в аспекте медиаэстетического подхода как определенного регистра восприятия;
- применить к материалу исследования теорию машин Ф. Гваттари с целью адаптировать мультимодальный, медиаэстетический подход к анализу интерфейса в аспекте коммуникации;
- проанализировать интерфейсы сайтов культурно-просветительской
журналистики «Арзамас» и «Полка»;
- охарактеризовать медиаэстетический функционал интерфейса культурно-просветительской журналистики в соответствии с полученными результатами.
Гипотеза исследования строится на предположении, что исследования отдельных семиотических модусов недостаточны для определения границ коммуникационных значений, поскольку восприятие модусов происходит не по отдельности, но в совокупности. Одним из положений мультимодальности является утверждение о том, что именно на стыке взаимодействия разных модусов продуцируются определенные культурные коннотаты. Существует и важная роль контекста, который во многом корректирует передачу смыслов, однако семиотическая природа границ контекста исследована недостаточно. Следовательно, инструменты регулировки передачи смыслов (с возможным дальнейшим поиском их в более глубоких структурах / элементах) могут быть исследованы в комплексе при обращении к такому материальному элементу цифровой коммуникации, как интерфейс, материализующий аффордансы как определенные факторы коммуникации, которые в нецифровой журналистике такой материализацией не обладали, являлись глубоко закодированными, например, в лингвистических приемах трансформации данных внутри текста. Анализ интерфейса как семиотического комплекса позволит выделить новые связи между внутренними компонентами дискурсивности и установить роль интерфейса в корректировании передаваемого сообщения.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу семиотических систем, обеспечивающих функциональность журналистских произведений, созданных в рамках исполнения культурно-просветительской миссии журналистики, а также исследовании влияния интерфейса на коммуникацию и трансляцию единиц знания в культурно-просветительских журналистских проектах. Выявление медиаэстетических функций позволяет упростить дальнейший анализ интерфейса в рамках журналистики, отталкиваясь от конкретизированных аспектов влияния интерфейса на восприятие. Полученные результаты позволяют анализировать интерфейсы как материализацию возможных коммуникативных путей, преднаправляющих восприятие информации в том или ином регистре.
Практическая значимость полученных результатов заключается в адаптации теоретических оснований (теория машин) в инструмент получения новых данных о коммуникации в рамках интерфейса, что имеет значение, в том числе, в развитии представлений о практических компетенциях современного журналиста, работающего в условиях медиаконвергенности. Таким образом, результаты исследования могут использоваться в практике современных редакций, работе дизайнеров, проектировании новых журналистских порталов и изданий, а также в профессиональной подготовке будущих журналистов.
Методология исследования складывается из трех кластеров анализа семиотических систем: мультимодальность, теория машин и прикладной медиаэстетический анализ. Мультимодальный анализ позволяет выделить отдельные компоненты семиотического комплекса интерфейса. Прикладной медиаэстетический анализ определяет влияние этих компонентов на передачу сообщения, их контекстуальность, а также позволяет характеризовать собственно технический аспект интерфейс-коммуникации в категориях эстетики. Для обобщенного анализа всего комплекса факторов, оказывающих влияние на передачу сообщения как смыслопорождающего феномена, используется теория машин, которая позволяет зафиксировать семиотический комплекс и формы внутреннего взаимодействия, контекст, связи с целью обнаружения и описания функционала интерфейса. Соответственно, основные исследовательские действия в рамках использования этих методов: наблюдение, анализ, обобщение.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Графический пользовательский интерфейс влияет на передачу сообщения, создавая особый эффект пространственного монтажа, представляя все данные одновременно. При такой специфике коммуникативной ситуации рецептивный потенциал интерфейса, выраженный через медиаэстетический компонент, требует минимальной кодировки и максимальной репрезентации возможных траекторий, то есть создает искусственный материализованный контекст.
2. Базовые операции интерфейса корректируются в аспекте культурно-просветительской журналистики медиаэстетическими приемами, реализующимися в познавательном дискурсе.
3. Машинный анализ (по Ф. Гваттари) направлен на выявление в цифровых феноменах системно значимых узлов и элементов, позволяющих расширить представление о смыслопорождении в журналистских произведениях.
4. В ходе исследования выявлены пять базовых медиаэстетических функций интерфейса, которые позволяют регулировать коммуникационный процесс потребления журналистских произведений: иерархическая, интерактивная, регистровая, референтная, контекстообразующая.
Достоверность полученных результатов определяется опорой на широкий круг научных источников, системным конструированием комплексного подхода к анализируемому феномену, обращением к высоковостребованным журналистским материалам, последовательностью применения исследовательских методов.
Апробация полученных научных результатов. Полученные в ходе исследования и подготовки к нему в рамках формирования научного задела результаты прошли апробацию в публикациях диссертанта (общим объемом 5,74 п. л.), научных докладах на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях, в том числе:
5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences; Arts, SGEM 2018, SGEM World science, Альбена, Болгария, 25 августа - 2 сентября 2018; Первый российский эстетический конгресс, Санкт- Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, 17-19 октября 2018; the Sixth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality TEEM'18, University of Salamanca, Salamanca, Spain, October 24-26, 2018; An iCS Symposium on Challenges to Studying Disinformation “Locked out of Social Platforms”, University of Copenhagen, Copenhagen, Denmark, October 27-28, 2018; The International Conference “Engaging the Contemporary 2018: Reconfiguring the Aesthetic”, University of Malta, Valletta, Malta, November 1-2, 2018; III конференция PMMIS (Post Massmedia in the Modern Informational Society) «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, 28¬29 марта 2019; Всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры - XI», факультет культурологии, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, 11-13 апреля 2019; International conference “Megatrends and Media 2019: Digital Universe”, University of Ss. Cyril and Methodius, Трнава, Словакия, 16-17 апреля 2019; XLIII студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс», Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, 23 апреля 2019; Международная научная конференция “Kul’t-tovary/Cultural Commodities. The Commercialization of History in Mass Culture and Literature in Contemporary Russia and in the World”, Department of Linguistic and Literary Studies, University of Padua, Болонья, Италия, 29-31 мая 2019; I International Conference of Sonorities Research “Powers of Sound”, Universidade Federal de Santa Catarina, Флорианополис, Бразилия, 5-7 июня 2019; Международная научная конференция «Образ / имидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», Варминско-Мазурский университет в Ольштыне, Ольштын, Польша, 26-28 июня 2019; Международная научная конференция «Гуманитарное знание сегодня: социально-антропологические акценты», Центр исследований Восточной Европы Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, Устка, Польша, 5 июля 2019; 21’ International Congress of Aesthetics, The University of Belgrade, Белград, Сербия, 21-26 июля 2019; VII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все запреты мира: табу в литературе и искусстве», Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, Санкт- Петербург, Россия, 27-28 апреля 2020; Всероссийская научно-практическая конференция «Эстетико-коммуникативное пространство России и дискурс масс- медиа» (“Aesthetic and communicative space of Russia and mass media discourse”), Владимирской государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия, 15 октября 2020; VI международная конференция клуба любителей интернета и общества “internet beyond 2020”, Москва, Россия, 22-24 апреля 2021; Международная конференция «Technology and Tradition: An Interdisciplinary Conference, Futureworks», Манчестер, Великобритания, 5 июня 2021; Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Ольштын, Польша, 23-24 июня 2021; First Conference of the ICLA Research Committee on Literatures/Arts/Media (CLAM), University of L’Aquila, Аквила, Италия, 1-3 июля 2021; XIV Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР), Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, 6-9 июля 2021.
Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В 11 приложениях представлены познавательные траектории семиотических операций интерфейсов избранных для анализа журналистских проектов. Список литературы включает 230 наименований. Общий объем работы - 187 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационной работе на материале культурно-просветительских журналистских проектов «Арзамас» и «Полка» выполнен анализ интерфейса как активного фактора, влияющего на цифровую коммуникацию, а также определены основные медиаэстетические функции интерфейса в таком аспекте.
Научные результаты выполненного исследования заключаются в следующем:
1. Изучено свойство мультимодальности информации, выраженное в участии нескольких знаковых систем (модусов) в формировании сообщения, при этом доминанта не обязательно закрепляется за вербальным (письменным) компонентом, а также исследованы возможности социально-семиотического подхода к мультимодальности, который в большей степени сосредоточен на процессе семиозиса и культурных предустановок в рецепции.
2. Проанализированы существующие подходы к исследованию медиаэстетических аспектов коммуникации, сформулировано основное отличие от классического понимания эстетики, заключающееся в исследовательском акценте не на результате эстетического действия, но самом эстетическом регистре восприятия, его специфике; выявлено, что появление медиаэстетики как научной дисциплины во многом является индикатором прагматизации эстетического инструментария, его внедрения в повседневные социальные практики, а также установлено, что одним из факторов такого сдвига является развитие «новых (цифровых) медиа», открывающих возможность научного наблюдения в области новых параметров коммуникации, обретающих в цифровой среде свою предметность.
3. Анализ исследовательских трудов в области философии интерфейса показал, что существуют два основных взгляда на влияние интерфейса на коммуникацию: интерфейс как фильтр для любых данных (Л. Манович) и интерфейс как специфичная коммуникативная ситуация «антивыбора» (А. Галлоуэй). Выяснено, что интерфейс в основном понимается как крайне подвижная структура: это пространство, где информация перемещается от одного объекта к другому, от одного узла к другому в системе, не стремясь к фиксированной стабильности. Основным свойством интерфейса является понимание данной цифровой структуры как плоскости, на которой все данные представлены одновременно.
4. Культурно-просветительская журналистика является доминантой ключевой функции журналистики - формирования определенных знаний или культурных установок у аудитории - путем трансляции определенной системы ценностей; таким образом, культурно-просветительская журналистика выступает в роли проводника культуры к широкой аудитории; при этом значимой тенденцией культурно-просветительской журналистики XXI века становится стремление к развитию эдьютейнмента и широкому использованию особенностей досуговых знаниевых стратегий.
5. Разработан и применен комбинированный метод анализа интерфейса как сложного семиотического комплекса, базирующийся на трех аналитических подходах: мультимодальном, машинном и медиаэстетическом: мультимодальная основа исследования сформулирована как первый этап исследования, сосредоточенный на выделении модусов, задействованных в интерфейсе; машинный подход позволяет отследить, как эти модусы взаимодействуют между собой и тем самым формируют цифровую предметность интерфейса; медиаэстетический подход позволяет скорректировать интерпретацию полученных данных в аспекте восприятия пользователя.
6. Анализ интерфейсов портала «Полка» и раздела «Журнал» портала «Арзамас» показал, что первичной разметкой цифрового пространства выступает цвет как базовое проявление визуального модуса. Выявлено, что во многом конструирование архитектуры интерфейса диктуется доминантой модуса: визуального или письменного (вербального). От этой доминанты зависит выбор аффордансов, композиция веб-страницы. Цифровая предметность так же находится в зависимости от базового семиотического ресурса. Письменный вербальный компонент выражается в пространстве сетей диаграмм в цифровом пространстве, в основном за счет рубрикации (содержательной или форматной).
7. Исходя из последовательности и системных особенностей представления информации, у пользователя формируются определенные предустановки, направляющие его к выбору определенного контента, а также облегчающие навигацию по контенту; при этом выявлено, что интерфейс портала «Полка» ориентирован на принцип герменевтического круга (от частного к общему, от общего к частному), а раздел «Журнал» портала «Арзамас» оперирует принципом постоянного дробления информации.
8. При помощи материализации виртуальных траекторий базовые операции интерфейса способствуют созданию познавательных траекторий для пользователей; таким образом, в процессе обработки сложно структурируемой гуманитарной информации функционал интерфейса помогает обнаружить структурные связи между различными тематическими полями, тем самым создавая для пользователей определенные устойчивые пути освоения разнородной информации.
9. В результате исследования было выделено пять медиаэстетических функций интерфейса: иерархическая, интерактивная, регистровая, референтная, контекстообразующая. Выявлено, что для гармоничного выражения данных функций используется не только содержательная диада (Т-и), но и выразительная (Б-Ф), при этом некоторые функции работают только в пространстве выражения, без вербализации (иерархическая, интерактивная). Таким образом, системные особенности также генерируют смыслы для пользователя, эти смыслы выражаются определенными надстройками, которые интуитивно улавливаются пользователем (формируется метасмысл).
Выдвинутая во введении гипотеза исследования подтверждена в ходе анализа семиотических операций обмена информацией в интерфейсах культурно-просветительских порталов «Полка» и «Арзамас», а именно:
- с помощью машинного анализа, опирающегося на концепцию Ф. Гваттари, установлено, что отдельные семиотические модусы, выявляемые в коммуникативных единствах, меняют свои характеристики в процессе восприятия, который предопределяется механизмами «запуска филума», создающего условия для переозначивания сущностей вступающих во взаимодействие элементов;
- машинный анализ интерфейса в сочетании с медиастетическим подходом позволяет обнаружить производство смыслов на стыках элементов, выступающих потоками, филумом, вселенными возможностей или территориями;
- определена ключевая особенность интерфейса как пространства материализации аффордансов, в нецифровой журналистике такой материализацией не обладающими;
- обнаружено, что связи между элементами коммуникационных единств обладают подвижностью и изменчивостью, которая балансируется стабильностью и ограниченностью интерфейса как топоса этих связей;
- выявлены возможности использования базовых операций интерфейса для формирования познавательных траекторий для пользователя в рамках общего дискурса культурно-просветительской журналистики.
Перспективы дальнейшей разработки темы состоят в следующем:
- исследовании интерфейсов других видов журналистики с целью выделения той или иной коммуникативной доминанты, отраженной в интерфейсе;
- классификации медиаэстетического инструментария по операциональному принципу, который позволяет сосредоточиться на константах коммуникативных операций;
- переструктурирование типов журналистики в соответствии не с тематическим наполнением, но с самим способом организации контента в цифровой среде;
- дальнейшем изучении контекстообразующих факторов коммуникации в аспекте интерфейса, поскольку именно в пространстве интерфейса границы контекста материализуются.



1. Абашев, В. В. Литература в эпоху медиаконвергенции / В. В. Абашев, М. П. Абашева // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - 2018. - № 2. - С. 103-112.
2. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е. Е. Анисимова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
3. Анисимова, Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) / Е. Е. Анисимова // Вопросы языкознания. - 1992. - № 1. - С. 71-79.
4. Антропова, В. В. Арт-журналистика в медиапространстве как способ инкультурации и социализации личности: ценностный анализ / В. В. Антропова,
А. В. Масленников // МЕИХАОбразование: медиа как тотальная повседневность. - 2020. - С. 274-279.
5. Баканов, А. С. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход / А. С. Баканов, А. А. Обознов. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 184 с.
6. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции : учебное пособие / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект пресс, 2016. - 192 с.
7. Басов, О. О. Основные каналы межличностной коммуникации и их проекция на инфокоммуникационные системы / О. О. Басов, И. А. Саитов // Информатика и автоматизация. - 2013. - № 30. - С. 129-130.
8. Бельчиков, Ю. А. Взаимодействие функциональных разновидностей языка (контаминированные тексты) / Ю. А. Бельчиков // Культура русской речи и эффективность общения. - 1996. - С. 335-357.
9. Беляев, В. Историко-философские аспекты проблемы «нечеловеческого» в социокультурных исследованиях и исследованиях медиа / В. Беляев // Галактика медиа: журнал медиаисследований. - 2020. - № 1. - С. 36-51.
10. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / В. Беньямин ; под. ред. Ю. А. Здорового. - М. : Медиум, 1996. - 240 с.
11. Березин, В. М. Массовая коммуникация : сущность, каналы действия /
B. М. Березин. - М. : РИП-холдинг, 2003. - 174 с.
12. Березин, В. М. О понятии ценности публицистического текста (к методологии анализа телевизионных программ) / В. М. Березин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2008. - № 4. - С. 48-54.
13. Бернацкая, А. А. К проблеме «креолизации» текста : история и современное состояние / А. А. Бернацкая // Речевое общение : Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т ; под ред.
А. П. Сковородникова. - Красноярск, 2000. - Вып. 3 (11). - С. 104-110.
14. Благов, Ю. В. Культурологический аспект в журналистике / Ю. В. Благов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2021. - Т. 2. - № 2 (35). - С. 78-83.
15. Большакова, Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Л. С. Большакова // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 4 (63). - С. 20-24.
16. Большиянова, Л. М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера / Л. М. Большиянова // Типы коммуникации и содержательный аспект языка: сб. науч. тр. - М.: Ин-т языкознания, 1987. -
C. 167-172.
17. Брайдотти, Р. Критическая постгуманитаристика, или Относятся ли медиа-природы к природо-культурам так же, как zoo—к bios? / Р. Брайдотти ; под ред. М. Крамара, К. Саркисова // Опыты нечеловеческого гостеприимства: Антология. - М. : V-A-C press, 2018. - С. 24-41.
18. Брыкина, Ю. Я. Опыт использования ресурсов просветительского проекта «Академия Арзамас» для организации самостоятельной работы студентов технических направлений бакалавриата по курсу «История» / Ю. Я. Брыкина // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. - 2019. - № 1. - С. 7-8.
19. Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2003. - 280 с.
20. Васильев, С. Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.10 / Васильев Сергей Леонидович. - Воронеж, 2011. - 496 с.
21. Васильев, С. Л. Ориентирование читателя в информационном пространстве газеты и журнала / С. Л. Васильев. - Тюмень : Мандр и Ка, 2006. - 111 с.
22. Волкова, В. В. Поликодовость СМИ как условие развития медиадизайна / В. В. Волкова // Дизайн СМИ: Тренды XXI века. - 2016. - № 2. - С. 28-32.
23. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст : аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. - 2006. - Вып. 20. - С. 180-189.
24. Воскресенская, М. А. Культурологическое знание о журналистике / М. А. Воскресенская // Теория журналистики в России / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб. : Алетейя, 2018. - 254 с.
25. Габриелян, Т. О. Коммуникативный и мультимедийный дизайн. Графический пользовательский интерфейс : учебно-методическое пособие / Т. О. Габриелян. - Симферополь : ИП Бровко А. А., 2021. - 166 с.
26. Гваттари, Ф. Машина и структура (пер. с франц. Никиты Архипова) // Новое литературное обозрение. - 2019. - №. 4. - С. 70-78.
27. Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ф. Гваттари, Ж. Делёз; пер. с фр. С. Н. Зенкина. - М. : Ин-т эксперим. социологии; СПб. : Алетейя, 1998. - 288 с.
28. Гегелова, Н. С. Культурно-просветительская миссия телевидения : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.10 / Гегелова Наталья Сергеевна. - М., 2012. - 389 с.
29. Глебович, Т. А. Образовательный блогинг в Telegram-каналах: концепции и формы репрезентации контента / Т. А. Глебович, А. Д. Новикова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26. - № 3. - С. 57-70.
30. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - М. : КНОРУС, 2010. - 256 с.
31. Голицына, О. Л. Информационные системы / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. - М. : Форум Инфра-М, 2004. - 329 с.
32. Гусейнова, Е. Р. Таймлайн как элемент медиализации (на примере сайта просветительского проекта «Арзамас») / Е. Р. Гусейнова // Молодёжь третьего тысячелетия : сборник научных статей. - Омск, 2019. - С. 931-935.
33. Дебрэ, Р. Введение в медиологию / Р. Дебрэ; пер. с франц. Б. М. Скуратова. - М. : Праксис, 2010. - 368 с.
34. Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт ; пер. с латинского
В. И. Пикова ; ред. и вступ. статья И. К. Луппола. - М. ; Л. : Гос. соц.-эконом. изд- во, 1936. - 172 с.
35. Делёз, Ж. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 672 с.
36. Делёз, Ж. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. - Екатеринбург : У-Фактория ; М. : Астрель, 2010. - 895 с.
37. Дзялошинский, И. М. Социальные сообщества и коммуникационные сервисы в эпоху цифровой цивилизации : монография / И. М. Дзялошинский, Л. К. Лободенко, М. А. Пильгун. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2020. - 746 с. (Сер. «Цифровая цивилизация. Медиакоммуникации. Интернет- маркетинг». - Вып. 3).
38. Дмитриева, К. К. Сравнительная характеристика сайтов «Арзамас» и «Эдсайтмент» / К. К. Дмитриева // Ломоносов-2020. - М., 2020. - С. 107-108.
39. Добросклонская, Т. Г. Методы анализа видео-вербальных текстов / Т. Г. Добросклонская // Медиалингвистика. - 2016. - № 2. - С. 13-25.
40. Драгун, Е. М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Драгун Евгения Михайловна. - М., 2015. - 175 с.
41. Дьяконова, О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике / О. О. Дьяконова // Сибирский педагогический журнал.
- 2012. - № 6. - С. 182-185.
42. Загидуллина, М. В. Медиаэстетика просветительских текстов: вовлечение в высокоинтеллектуальную атмосферу / М. В. Загидуллина // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей.
- Челябинск, 2019. - С. 170-177.
43. Загидуллина, М. В. Мультимодальность: к вопросу о терминологической определенности / М. В. Загидуллина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 1 (31). - С. 181-188.
44. Загидуллина, М. В. Панмедиатизация: закат вербальной
коммуникации / М. В. Загидуллина. - Челябинск, 2019. - 225 с.
45. Загидуллина, М. В. Эстетический компонент поликодовых медиатекстов / М. В. Загидуллина // Медиалингвистика : материалы II Международной научно-практической конференции / отв. редактор А. А. Малышев. - СПб., 2017. - С. 101-103.
46. Загидуллина, М. В. Эмописьменность в контексте ментально¬языковых трансформаций: что собой представляет синтаксис поликодовых высказываний? / М. В. Загидуллина // Пространства коммуникации: язык, литература, медиа : материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета. - Иркутск, 2018. - С. 138-146.
47. Загидуллина, М. В. Типология поликодовых единств в аспекте
медиалогики [Электронный ресурс] / М. В. Загидуллина // Медиаскоп. - 2018. - № 3. - Режим доступа: http://www.mediaseope.ru/2464; DOI:
10.30547/mediascope.3.2018.2.
48. Землянова, Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : Толковый словарь терминов и концепций / Л. М. Землянова. - М. : Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1999. - 301 с.
49. Зинин, Р. В. Специализированные издания в сфере культуры: опыт классификации / Р. В. Зинин // Дискурсология и медиакритика средств массовой информации / под ред. А. В. Полонского, М. Ю. Козак, С. В. Ушаковой. - Белгород, 2017. - С. 59-67.
50. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования / О. Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова и др. ; отв. ред. Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. - 292 с.
51. Иссерс, О. С. Дискурсивные практики нашего времени / О. С. Иссерс. - 2-е изд., испр. - М. : ЛЕАНД, 2015. - 272 с.
52. Иссерс, О. С. Оппозиционный плакат как жанр полимодального дискурса / О. С. Иссерс // Вестник Омского университета. - 2012. - № 3. - С. 247¬252.
53. Ищук, М. А. Гетерогенный текст: функции его составляющих / М. А. Ищук // Вестник Тверского государственного университета. - 2008. - Вып. 13. - С. 176-182.
54. Кибрик, А. А. Мультимодальная лингвистика / А. А. Кибрик // Когнитивные исследования: сборник научных трудов. - Вып. 4. - М. : Ин-т психологии РАН, 2010. - С. 134-152.
55. Кириллова, Н. Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культурологии / Н. Б. Кириллова // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14. - №. 5. - С. 524-531.
56. Кириллова, Н. Б. Парадоксы медийной культуры : избр. статьи / Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 452 с.
57. Киуру, К. В. Современный медийный дискурс: дигитализация медиатекста и проблема жанрообразования / К. В. Киуру // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи. - Екатеринбург, 2017. - С. 243-245.
58. Киуру, К. В. Эдьютеймент в социальных сетях и его использование в образовательном процессе вуза / К. В. Киуру // МЕБХАОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство. - 2019. - С. 319-323.
59. Киуру, К. В. Дискурсивные особенности визуального коммуникационного продукта / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Медиалингвистика. - 2020. - С. 105-108.
60. Корда, О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ : структурно-функциональные характеристики : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Корда Ольга Анатольевна. - Екатеринбург, 2013. - 226 с.
61. Коршунова, Е. Д. Ценностные ориентации современного журналиста / Е. Д. Коршунова // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-10. -
С. 29-31.
62. Куртов, М. А. Генезис графического пользовательского интерфейса: к теологии кода / М. А. Куртов. - М. : ТгапзШ, 2014. - 86 с.
63. Лайкова, А. А. Аффорданс в веб-интерфейсе / А. А. Лайкова, А. С. Логачева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Т. 2. - № 12. - С. 748-750.
64. Ленкевич, А. С. Интерфейс как (с)ложная форма чувственности / А. С. Ленкевич, А. Р. Латыпова // Визуальная экология: формирование дисциплины : коллективная монография. - СПб. : Издательство РХГА, 2016. - С. 366-401.
65. Лободенко, Л. К. Концептуальная модель регионального интернет- СМИ : кросс-коммуникативные аспекты : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.10 / Лободенко Лидия Камиловна. - М., 2015. - 457 с.
66. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллин : Александра, 1992. - 247 с.
67. Лущинская, О. В. Медиатекст конвергентных средств массовой коммуникации в контексте дискурса / О. В. Лущинская // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. - 2019. - № 2. - С. 32-39.
68. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М. : Гиперборея ; Кучково поле, 2007. - 462 с.
69. Мандел, Т. Разработка пользовательского интерфейса / Т. Мандел. - М. : ДМК Пресс, 2001. - 416 с.
70. Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович; пер. с англ. Д. Кульчицкой. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 400 с.
71. Масланов, Е. В. Солидарность в социальной сети как эффект интерфейса / Е. В. Масланов // Солидарность и конфликты в современном обществе : материалы научной конференции. - СПб. : СПбГУ, 2018. - С. 118-119.
72. Масланов, Е. В. Неявное знание в интернет-коммуникации: интерфейс как механизм производства неявного знания / Е. В. Масланов, А. М. Фейгельман // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 460. - С. 77-83.
73. Медведева, А. Р. Машины интерфейса объяснительной журналистики (на примере сайтов интернет-изданий «Медуза» и «Vox») / А. Р. Медведева // Вопросы журналистики. - 2020. - № 8. - С. 71-86.
74. Медведева, А. Р. Трансверсальность каналов передачи информации в цифровом искусстве (на примере проекта Petscop) / А. Р. Медведева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 69-73.
75. Мясникова, М. А. Журнал «Искусство кино» о проблемах телевидения / М. А. Мясникова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 3 (165). - С. 88-94.
76. Михеев, А. В. О некоторых типах взаимодействия изображения и текста / А. В. Михеев // Типы коммуникаций и содержательный аспект языка: сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т языкознания, Совет молодых ученных и специалистов. - М. : Наука, 1987. - С. 56-62.
77. Найдён, М. А. Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Найдён Михаил Анатольевич. - М., 2009. - 208 с.
78. Некрасова, Е. Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов / Е. Д. Некрасова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 378. - С. 45-48.
79. Некрасова, Е. Д. Полимодальность: влияние сенсомоторного опыта на восприятие слов / Е. Д. Некрасова // Седьмая международная конференция по когнитивной науке, 20-24 июня 2016 г., Светлогорск, Россия : тезисы докладов. - Светлогорск, 2016. - С. 442-443.
80. Нестерова, Н. Г. Феномен радиодискурса : современные дискурсивные практики : дис. ... докт. филол. наук : 10.02.01 / Нестерова Наталья Георгиевна. - Томск, 2015. - 459 с.
81. Новикова, А. А. Арт-журналистика в современной медиасреде: между пиаром и перформансом / А. А. Новикова // Век информации. - 2018. - № 2-1. - С. 85-86.
82. Новикова, А. А. Арт-журналистика и иммерсивные медиапрактики: эстетические и этические аспекты / А. А. Новикова // АРТ-журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы. - 2019. - С. 41-47.
83. Оганесова, Ю. А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Оганесова Юлия Артуровна. - Воронеж, 2014. - 170 с.
84. Олешко, В. Ф. Коммуникативно-культурная память:
идентификационные ресурсы современных массмедиа / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Гуманитарный вектор. - 2019. - Т. 14. - № 5. - С. 77-86.
85. Олешко, В. Ф. Коммуникативные ресурсы института чтения в цифровую эпоху / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. - 2020. - № 2. - С. 70-78.
86. Олешко, В. Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. - 470 с.
87. Олешко, Е. В. Газетно-журнальный шрифт как компонент информационной культуры современного общества : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Олешко Евгений Владимирович. - Екатеринбург, 2010. - 209 с.
88. Олешко, Е. В. Конвергентная журналистика : профессиональная культура как фактор оптимизации информационно-коммуникативных процессов : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.10 / Олешко Евгений Владимирович. - Екатеринбург, 2018. - 461 с.
89. Омельяненко, В. А. Поликодовые тексты в аспекте мультимодальности / В. А. Омельяненко, Е. Н. Ремчукова // Коммуникативные исследования. - 2018. - № 3 (17). - С. 66-78.
90. Орлова, Т. Г. Поликодовый текст / Т. Г. Орлова // Педагогическое речеведение : словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской ; сост. А. А. Князьков. - 2-е изд., исп. и доп. - М. : Флинта: Наука, 1998. - С. 156-157.
91. Пол, К. Цифровое искусство / К. Пол. - М. : Ай Магдтеш, 2017. - 210 с.
92. Попов, Д. В. Сознание как интерфейс в структуре коммуникации / Д. В. Попов // Манускрипт. - 2019. - Т. 12. - № 2. - С. 54-60.
93. Прасолова, Е. В. Функционально-стилевые особенности мультимедийной истории как жанра интернет-СМИ : дис. . канд. филол. наук : 10.01.10 / Прасолова Елена Владимировна. - М., 2016. - 183 с.
94. Раскин, Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем / Д. Раскин. - СПб. : СимволПлюс, 2007. - 272 с.
95. Распопова, С. С. Понятие функции применительно к СМИ и журналистике // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей. - 2019. - С. 154-162.
96. Роженцова, О. В. Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство : на примере телеканала "Культура" : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Роженцова Оксана Вадимовна. - М., 2006. - 188 с.
97. Сабыров, Т. С. Проектирование пользовательских интерфейсов / Т. С. Сабыров // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2015. - Т. 3. - № 8-1. - С. 206-210.
98. Самосенкова, Т. В. Технология «Эдьютейнмент»: к истории вопроса / Т. В. Самосенкова, И. В. Савочкина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2017. - Т. 36. - № 28 (277). - С. 142-149.
99. Сергеева, Т. С. Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека / Т. С. Сергеева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология, искусствоведение. - 2013. - № 22 (313). - С. 152-156.
100. Симакова, С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? / С. И. Симакова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2017. - Т. 23. - № 1.2. - С. 135¬139.
101. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). - С. 163-169.
102. Симакова, С. И. Визуальный поворот в массовых коммуникациях / С. И. Симакова, Е. В. Выровцева, С. С. Распопова. - Челябинск, 2017. - 112 с.
103. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: таймлайн / С. И. Симакова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2017. - № 4. - С. 207-216.
104. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента / С. И. Симакова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - Тольятти, 2012. - № 3 (10) - С. 219-227.
105. Сковородников, А. П. О типологии контаминированных текстов (к проблеме терминообозначения) / А. П. Сковородников // Русский язык за рубежом. - 2006. - № 5. - С. 43-48.
106. Скотт, Б. Проектирование веб-интерфейсов / Б. Скотт, Т. Нейл. - СПб. : Символ-Плюс, 2010. - 352 с.
107. Сладкомедова, Ю. Ю. Культурно-просветительские программы на государственном радио: структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Сладкомедова Юлия Юрьевна. - М., 2010. - 237 с.
108. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. - 6-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 589 с.
109. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М., 1990. - С. 180-186.
110. Сорокина, Т. Е. Арт-журналистика в современных массмедиа: событие и дискурсивные практики [Электронный ресурс] / Т. Е. Сорокина // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2020. - № 4. - Режим доступа: https://sfk-mn.ru/PDF/52FLSK420.pdf.
111. Стеценко, К. С. Инструменты внедрения культуры в повседневную жизнь человека (на примере образовательного проекта «Арзамас») / К. С. Стеценко // Медиасреда. - 2020. - № 1. - С. 181-185.
112. Стровский, Д. Л. Тема репатриации евреев из СССР в советских СМИ как проявление медиапропаганды 1970-х годов (на примере газеты "Известия") / Д. Л. Стровский, А. В. Антошин // Гуманитарный вектор. - 2020. - Т. 15. - № 5. - С. 135-148.
113. Суворова, С. П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет / С. П. Суворова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2006. - № 6. - С. 11-15.
114. Сукиасян, В. М. Современные принципы и подходы к Frontend архитектуре веб-приложений / В. М. Сукиасян, Е. С. Придиус // Наука, техника и образование. - 2019. - № 10 (63). - С. 54-57.
115. Сундуков, А. С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Сундуков Александр Сергеевич. - Воронеж, 2011. - 248 с.
116. Теслев, А. А. Эпистемический интерфейс в дискурсе культуры новых медиа / А. А. Теслев // The Digital Scholar: Philosopher's Lab. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С. 100-111.
117. Титоренко, Я. Е. Сравнительный анализ структуры просветительских проектов «Арзамас» и «Дилетант.Медиа» / Я. Е. Титоренко // Век информации. - 2018. - № 2-1. - С. 130-132.
118. Точицкая, Н. А. Арт-журналистика как понятие и вид творческой деятельности / Н. А. Точицкая // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. - 2019. - № 2. - С. 57-63.
119. Точицкая, Н. А. Литературно-художественная критика и арт- журналистика: сходства и различия в понятиях / Н. А. Точицкая // Белорусская журналистика-2017 : материалы 74-й науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / редкол. : С. В. Дубовик (отв. ред.). - Минск : БГУ, 2017. - С. 49-52.
120. Тулупов, В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет: филологический, философско-психологический и творческий аспекты : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.10 / Тулупов Владимир Васильевич. - Воронеж, 2000. - 270 с.
121. Удлер, И. М. Формы работы с литературно-художественным журналом «Иностранная литература» в учебных курсах на факультете журналистики ЧелГУ / И. М. Удлер // MEDIAобразование. - 2018. - С. 157-161.
122. Удлер, И. М. Литературная критика на сайте «Горький» / И. М. Удлер, К. С. Стеценко // Медиасреда. - 2019. - № 2. - С. 36-41.
123. Удлер, И. М. Особенности современной литературной критики на примере интернет-издания «Горький» / И. М. Удлер, К. С. Стеценко // Студент и научно-технический прогресс. - Челябинск, 2019. - С. 442-445.
124. Удлер, И. М. Образовательный проект «Детская комната Arzamas» о детском чтении и книгах для детей / И. М. Удлер, И. В. Цыганова // Медиасреда. - 2021. - № 1. - С. 63-67.
125. Фатеева, И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов / И. А. Фатеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). - С. 40-46.
126. Фролова, Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ: теоретическая модель, журналистские практики, стратегии развития : дис. ... докт. филол. наук : 10.01.10 / Фролова Татьяна Ивановна. - М., 2015. - 439 с.
127. Чернов, В. В. К проблеме разработки веб-интерфейсов / В. В. Чернов // Фундаментальные исследования. - 2012. - Т. 2. - № 11. - С. 463-465.
128. Чернявская, В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность : учебное пособие / В. Е. Чернявская. - М. : Directmedia, 2014. - 245 с.
129. Чигаев, Д. П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста [Электронный ресурс] / Д. П. Чигаев // Медиаскоп. - 2017. - № 1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2270.
130. Чигаев, Д. П. Способы креолизации современного рекламного текста : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Чигаев Денис Петрович. - М., 2010. - 223 с.
131. Шикина, Д. С. О терминах «Поликодовость» и «Креолизация» в описании рекламного текста глянцевых журналов / Д. С. Шикина // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 2. - С. 351¬363.
132. Щекотуров, А. В. Интерфейс социальных сетей как репрезентация культурных смыслов / А. В. Щекотуров // Слово. ру: балтийский акцент. - 2018. - Т. 9. - № 4. - С. 43-53.
133. Adami, E. Multimodality / E. Adami // The Oxford Handbook of Language and Society. - Oxford, 2016. - P. 451-487.
134. Adami, E. Introduction: Multimodality, Meaning Making, and the Issue of “Text” / E. Adami, G. R. Kress // Text & Talk. - 2014. - Vol. 34 (3). - P. 233-237.
135. Aiello, G. Theoretical Advances in Critical Visual Analysis: Perception, Ideology, Mythologies, and Social Semiotics / G. Aiello // Journal of Visual Literacy. - 2006. - Vol. 26. - № 2. - P. 89-102.
136. Amos, H. Arzamas: the Cultural History Project Fighting Politicisation of the Past in Russia [Электронный ресурс] / H. Amos // The Calvert Journal. - 2018. - July, 4. - Режим доступа: https://www.calvertjournal.com/articles/show/10393/ arzamas-the-russian-history-site-fighting-politicisation-of-the-past.
137. Baldry, A. P. Multimodal Transcription and Text: A Multimedia Toolkit and Coursebook / A. P. Baldry, P. J. Thibault. - London : Equinox, 2006. - 270 p.
138. Barad, K. Diffracting Diffraction: Cutting Together-Apart / K. Barad // parallax. - 2014. - Т. 20. - № 3. - P. 168-187.
139. Bateman, J. Multimodal Film Analysis: How Films Mean / J. Bateman, K.-H. Schmidt. - London : Routledge, 2013. - 338 p.
140. Bednarek, M. News Discourse / M. Bednarek, H. Caple. - London : Continuum, 2012. - 267 p.
141. Bednarek, M. Voices and Values in the News: News Media Talk, News Values and Attribution / M. Bednarek // Discourse, Context & Media. - 2016. - Vol. 11. - P. 27-37.
142. Bogost, I. Persuasive Games: The Expressive Power of Videogames. - Cambridge : MIT Press, 2007. - P. 233-260.
143. Bolter J. D. Windows and Mirrors : Interaction Design, Digital Art, and the Myth of Transparency / J. D. Bolter, D. Gromala. - Cambridge, MA : MIT Press, 2003. - 194 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ